Местное самоуправление как форма народовластия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Местное самоуправление как форма народовластия



Территориальные основы МСУ. Принципы территориальной организации местного управления

Территориальные основы местного самоуправления —это совокупность норм, закрепляющих и регулирующих территориальную организацию местного самоуправления: состав территории, порядок установления и изменения границ муниципального образования.

Территориальные основы местного самоуправления находят закрепление на конституционном уровне. В ст. 131 Конституции РФ закреплены достаточно четкие критерии для их определения: местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Конституция РФ определила в качестве территориальной основы местного самоуправления, прежде всего, городские и сельские поселения, допуская возможность существования местного самоуправления и на других территориях. Развивая конституционные положения, Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" в ст. 10 конкретизировал содержание категории "другие территории", отнеся к ним районы и внутригородские территории городов федерального значения.

Принципы территориальной организации местного самоуправления - это законодательно установленные нормы и положения, в соответствии с которыми муниципальные образования создаются и преобразовываются, их границы устанавливаются и изменяются, определяется состав территории муниципальных образований. Основные принципы территориальной организации местного самоуправления в РФ закреплены во второй главе федерального закона № 131-ФЗ.

Подразделяются принципы на три группы:

- принципы, определяющие порядок образования и преобразования муниципальных образований;

- принципы, определяющие порядок установления и изменения границ муниципальных образований;

- принципы, определяющие состав территории муниципальных образований.

Первую группу принципов составляют следующие:

- местное самоуправление осуществляется на всей территории РФ в муниципальных образованиях;

- территорию муниципального образования (муниципальный район) могут составлять как территории поселений (городских, сельских) так и межселенные территории;

- в муниципальных районах применяется двухуровневая системы территориальной организации местного самоуправления;

- мнение населения, а также его численность учитывается при преобразовании муниципального образования.

Ко второй группе относятся такие принципы как:

- территория субъекта РФ разграничивается между поселениями;

- границы поселений и муниципальных районов, в состав которых входят несколько населенных пунктов, устанавливаются с учетом пешеходной и транспортной доступности соответственно;
- сохранение целостности населенного пункта при установлении границ;

- учет мнения населения при изменении границ муниципального образования.

Третья группа принципов включает следующие:

- при определении состава территории муниципального образования учитываются исторические традиции землепользования населенных пунктов;

- в состав территории муниципального образования включаются территория населенного пункта, прилегающие к нему земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения, рекреационные земли, земли для развития поселения.

Все решения, связанные с образованием и преобразованием муниципальных образований, наделением муниципальных образований соответствующим статусом, установлением и изменением границ осуществляются субъектом РФ путем принятия соответствующего закона.

 

Представительный орган МСУ

Представительные органы являются ведущими в системе всех органов местного самоуправления, ими являются думы, муниципальные собрания, муниципальные комитеты и советы и т.п. Они избираются населением на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с законодательством и выражают волю всего населения муниципального образования, придавая ей, общеобязательный характер и, осуществляя, таким образом, муниципальную власть (которую реализуют в пределах своих полномочий и другие органы местного самоуправления).

“Главный признак представительного органа состоит в том, что, будучи выборным органом, он один объединяет в своем лице все местное сообщество и уполномочен этим сообществом на решение важнейших вопросов его жизнедеятельности”.

Численный состав представительного органа местного самоуправления регулируется законодательством субъекта федерации и определяется уставом муниципального образования.

Структурно, представительный орган состоит из:

председателя,

заместителя (ей) председателя,

комитетов и комиссий (постоянных и временных).

Представительный орган принимает решения коллегиально, в соответствии со своим регламентом.

Уставом муниципального образования может быть предусмотрена главное должностное лицо муниципального образования, возглавляющее деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования.

Главное должностное лицо муниципального образования может избираться населением, на основе равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, либо избираться представительным органом из своего состава, либо наниматься представительным органом на контрактной основе.

Главное должностное лицо муниципального образования:

наделяется собственной компетенцией по решению вопросов местного значения в соответствии с уставом муниципального образования;

осуществляет оперативно-распорядительные функции, представляет муниципальное образование, руководит исполнительным органом;

подотчетно как населению, так и представительному органу, свою деятельность осуществляет на принципах единоначалия, ответственности и законности.

Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определяет полномочия местного самоуправления, которые вправе осуществлять только представительные органы. К ним отнесены, прежде всего, нормотворческие, финансовые, бюджетные и контрольные полномочия, такие, как:

· принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, предусмотренных уставом муниципального образования;

· утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

· установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью.

Федеральное законодательство допускает возможность осуществления полномочий представительного органа местного самоуправления собраниями (сходами) граждан. В таких случаях представительный орган может не избираться.

Представительный орган играет особую роль в системе местного самоуправления. В соответствии с федеральным законодательством представительный орган наделяется полномочиями по решению ряда вопросов, которые не могут передаваться исполнительным органам власти. К исключительному ведению представительных органов местного самоуправления относится:

1) принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, предусмотренных уставом муниципального образования;

2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

3) принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;

4) установление местных налогов и сборов;

5) установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью;

6) контроль за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставами муниципальных образований.

Местное самоуправление как форма народовластия

Рассмотрение местного самоуправления в качестве формы народовластия невозможно без понимания того, что местное самоуправление является правом населения на самостоятельное решение вопросов местного значения.

В то же время местное самоуправление как форма народовластия более точно и полно характеризует местное самоуправление на современном этапе развития этого института во всем мире.

Согласно ст. 3 Конституции РФ единственным источником власти является многонациональный народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления.

Таким образом, местное самоуправление можно рассматривать как одну из форм реализации народом принадлежащей ему власти.

Напомним, что Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 2003 г. дает следующее легальное определение местного самоуправления именно как формы народовластия: местное самоуправление — форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, — законами субъектов Российский Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

На основании этого определения представляется возможным выделить основные сущностные черты, которые должны быть присущи российской модели местного самоуправления, по мысли отечественного законодателя.

Так, О.Е. Кутафин, В.И. Фадеев выделяют следующие основные черты, характеризующие местное самоуправление и его место в системе народовластия 1 Кутафин O.Е.., Фадеев И И. Муниципальное право Российской Федерации: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Велби. Проспект. 2006. С. 93..

Местное самоуправление имеет свой субъект.

Субъектом местного самоуправления является население муниципальных образований. В каждом из видов муниципальных образований, предусмотренных законом, население осуществляет местное самоуправление самостоятельно и (или) через органы местного самоуправления.

Местное самоуправление занимает особое место в демократическом механизме управления обществом и государством.

В соответствии со ст. 12 Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, и значит, не являются частью государственного аппарата.

В то же время народ является единственным источником и носителем и государственной власти, и местного самоуправления.

Если представить разделение власти по вертикали, то местное самоуправление будет первым снизу уровнем, над которым находится государственная власть уровня субъектов Федерации и государственная власть уровня Федерации. Это деление нужно считать достаточно условным, в контексте рассматриваемой нами темы, так как и государственная власть, и местное самоуправление в идеале одним из конечных результатов своей деятельности должны иметь повышение уровня жизни населения и улучшение качества жизни.

На местное самоуправление возлагается решение ряда вопросов местного значения, как перечисленных в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 2003 г., а также переданных органам местного самоуправления органами государственной власти, так и иных вопросов местного значения, не исключенных из их ведения и не отнесенных к ведению других муниципальных образований и органов государственной власти.

Можно сказать, что местное самоуправление решает вопросы местного значения, которые не входят в компетенцию государственной власти, но находятся под ее правовым, финансовым и иным влиянием, т.е. местная власть занимается решением вопросов, которые являются «мелкими» для государства, но жизненно важными для местных сообществ.

Местное самоуправление имеет свой объект управления.

Под таким объектом необходимо понимать вопросы местного значения, касающиеся обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования.

Самостоятельность местного самоуправления.

Самостоятельность местного самоуправления гарантируется

Конституцией РФ. Она проявляется, прежде всего, в самостоятельном формировании и управлении местными финансово-экономическими ресурсами, формировании органов местного самоуправления, самостоятельной деятельности органов местного самоуправления, самостоятельном решении вопросов местного значения.

Ответственность местного самоуправления.

Необходимо говорить о двух видах ответственности: позитивной и негативной.

Под позитивной ответственностью понимается осознание населением того, что от принимаемых им решений на выборах, референдумах и т.д. зависит эффективность деятельности органов местного самоуправления. От решений населения зависит степень обеспечения жизнедеятельности местного сообщества.

Под негативной ответственностью на уровне местного самоуправления необходимо понимать ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления за свои действия, решения или бездействие, повлекшие негативные последствия, перед населением, государством, физическими и юридическими лицами.

Местное самоуправление осуществляется с учетом интересов населения.

Местное самоуправление как социальный институт не может действовать без учета или вопреки интересам населения. Это значит, что решения и действия органов местного самоуправления, их должностных лиц, территориального общественного самоуправления и т.д. должны соответствовать интересам населения, которое, в свою очередь, вправе осуществлять контроль за деятельностью органов местного самоуправления.

Местное самоуправление осуществляется с учетом исторических, культурных и иных местных традиций.

Организация местного самоуправления в каждом муниципальном образовании по-своему уникальна. Особенно эта уникальность проявляется в местах компактного проживания национальных групп и общностей, коренных малочисленных народов. Особенности проявляются в наименовании муниципальных образований, в названии органов местного самоуправления и т.д.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 114; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.143.31 (0.021 с.)