Санитарно-микробиологическое исследование воздуха 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Санитарно-микробиологическое исследование воздуха



Задачами санитарно-микробиологического исследования воздуха являются гигиеническая и эпидемиологическая оценка воздушной среды, и, как следствие, разработка комплекса мероприятий, направленных на профилактику аэрогенной передачи возбудителей инфекционных болезней.Объектами санитарно-микробиологического исследования воздуха закрытых помещений являются: воздух больниц (операционные, отделение реанимации, родильные залы роддомов, и т.п.), детских садов, школ, поликлиник, аптек, производственных цехов и вспомогательных помещений на предприятиях различного профиля (пищевых, микробного синтеза и т.п.), а также мест массового скопления людей -кинотеатров, спортивных залов и т. д.

В последнее время внимание санитарных микробиологов привлекают крупные животноводческие комплексы и птицефабрики. Так было показано, что в воздухе птицефабрик содержится большое количество микроорганизмов — до 8 млн в 1 м3, которые, попадая в атмосферный воздух, переносятся потоками воздуха на большие расстояния; среди них микроорганизмы p.p. Staphylococcus, Streptococcus,Clostridium, Bacillus, грибы рода Aspergillus и др.

Санитарно-микробиологическое исследование атмосферного воздуха в крупных городах проводится в плановом порядке и в некоторых случаях по эпидемическим показаниям. Исследование атмосферного воздуха в местах орошения земледельческих полей сточными водами методом дождевания проводится с целью обнаружения микроорганизмов p.p. Salmonella, Escherichia.

При оценке санитарного состояния закрытых помещений в зависимости от задач исследования определяется общая бактериальная обсемененность (общее микробное число), присутствие санитарно-показательных микроорганизмов (стафилококков, а- и р -гемолитических стрептококков), а также непосредственно патогенных микроорганизмов (в зависимости от характера помещений - микобактерий туберкулеза, коринебактерий дифтерии, дрожжей и мицелиальных грибов и пр.). Например, при исследовании воздуха медицинских учреждений определяется присутствие микроорганизмов, относящихся к условно-патогенной флоре (синегнойная палочка, бактерии рода Proteus и ряд других грамотрицательных палочек), вызывающих внутрибольничные инфекции.

При исследовании воздуха на предприятиях пищевого профиля, общественного питания помимо показателя общей обсемененности определяют те группы микроорганизмов, которые являются характерными возбудителями порчи данных видов продукции или могут встречаться в данном производственном помещении (дрожжи и грибы - в холодильниках, стафилококки - в цехе производства мороженого и т.п.).

На предприятиях микробиологической промышлен-ности, где в производстве используются актиномицеты, грибы, спорообразующие бациллы, дрожжеподобные грибы рода Candida и др., изучается присутствие и количественное содержание в воздухе микробов-продуцентов с целью предупреждения воздействия их на организм работающих людей (возможность заболевания и развития сенсибилизации).

При изучении присутствия микроорганизмов различных физиологических групп в воздухе используют питательные среды разного назначения (как стандартные, так и элективные или дифференциально-диагностические), в зависимости от цели исследования.

Методы отбора проб воздуха и приборы

Санитарно-микробиологическое исследование воздуха можно разделить на 4 этапа:
1) отбор проб;
2) обработка, транспортировка, хранение проб, получение концентрата микроорганизмов (если необходимо);
3) бактериологический посев, культивирование микроорганизмов;
4) идентификация выделенной культуры.

Отбор проб, как и при исследовании любого объекта, является наиболее ответственным. Правильное взятие проб гарантирует точность исследования.

 

Ситуационные задачи

1. В населенном пункте отмечена температура воздуха+29оС, относительная влажность - 80%. скорость движения воздуха 0.1 м/с. атмосферное давление - 730 мм рт. ст.

Задание: 1. Дать гигиениче­скую оценку физическим параметрам атмосферного воздуха;

2. разработать мероприятия по предупреждению неблагоприятного воздействия их на человека.

Решение:

Относительная влажность повышенная, низкое атмосферное давление, высокая температура воздуха, низкая скорость движения воздуха.

Низкое давление воздействует на ЦНС, появляется сонливость, плаксивость. Необходима витаминизация, выпить чай, скушать шоколад, заняться физическими упражнениями.

Высокая температура воздействует на организм отрицательно. Желательно находиться в тени, пить больше воды, делать холодные компрессы, надевать головные уборы. Не заниматься тяжелыми физ. нагрузками.

Повышенная относительная влажность влияет на теплоотдачу организма. Пить больше теплых напитков.

Низкое движение воздуха влияет отрицательно, возможно наступление перегревание. Чащепроветривать помещение.

 

 

Ситуационная задача 2: В городе наблюдалась температура воздуха -20оС, относи­тельная влажность – 75%, скорость движения воздуха 15 м/с.

Задание: 1. Дать гигиеническую оценку физическим параметрам атмосфер­ного воздуха;

2. разработать мероприятия по предупреждению неблагоприятного воздействия их на человека.
Низкая температура воздуха, повышенная отн.влажность, скорость движения воздуха высокая.

Решение:

Низкая температура воздуха повышает теплоотдачу организма, снижается температура тела, появляется сонливость. Тепло одеваться, находится в теплом помещении, пить горячие напитки.

Повышенная влажность ведет к нарушению терморегуляции. Пить теплые напитки.

Сильный ветер резко увеличивает теплоотдачу, ухудшает нервно- психическое состояние, затрудняет выполнение физической работы. Находиться в помещении, тепло одеваться, пить теплые напитки.

 

Ситуационная задача 3: В атмосферном воздухе городского поселка максимально разоваяконцентрация сернистого газа составила 3 мг/м3, средне­суточная концентрация – 0,2 мг/м3, угарного газа - 8 и 3,5 мг/м3 соответственно.

Задание: 1. Дать гигиеническую оценку состоянию воздуш­ной среды;

2. разработать мероприятия по охране атмосферного воздуха от загрязнения.

Решение: В атмосфере воздуха превышена максимально разовая и среднесуточная концентрация сернистого и угарного газа. Вдыхание высокой концентрации сернистого газа может привезти к заболеваниям верхних дыхательных путей: бронхит, эмфизема легких.

Вдыхание угарного газа приводит к головокружению, головной боли, слабость в конечностях, сердцебиение, расстройство сна. В тяжелых случаях может привести к смерти.

Главное быстрее выйти на свежий воздух, либо надеть защитные устройства: респираторы, противогазы и др.

Ситуационная задача 4: В атмосферном воздухе города среднесуточная концент­рация диоксида азота была 0,1 мг/м3. максимально разовая - 1 мг/м3, оксида азота – 0,05 и 0,09 мг/м3 соответственно.

Задание: 1. Дать ги­гиеническую оценку состоянию воздушной среды;

2. разработать мероприятия по охране атмосферного воздуха от загрязнения.

Решение:

В атмосфере воздуха превышена среднесуточная и максимально разовая концентрация диоксида и оксида азота.

Вдыхание азота оксидов приводит к раздражению органов дыхания, наркотическому эффекту и отеку легких.

Главное быстрее выйти на свежий воздух, либо надеть защитные устройства: респираторы, противогазы и др.

ОТВЕТИТЬ Контрольные вопросы:

1. Дайте определение загрязнению окружающей среды.

2.Какое значение для здоровья человека имеет загрязнение окружающей среды?

3. В чем заключается гигиеническое значение атмосферного воздуха?

4. Перечислите физические факторы воздуха.

5. В чем заключается гигиеническое значение физических факторов

воздуха?

6. Укажите гигиеническое значение погоды и климата.

7. Как предупредить неблагоприятное действие физических факторов на организм человека?

8. В чем состоит гигиеническое значение химического состава атмосферного воздуха?

9.Укажите гигиеническое значение биологических компонентов

атмосферного воздуха.

10. Укажите основные источники и загрязнители атмосферного

воздуха.

11. Перечислите мероприятия по охране атмосферного воздуха от

загрязнения.

Выберите правильный ответ:

1.Совместное влияние факторов окружающей среды осуществляется в виде: 1) комбинированного воздействия:

2) биохимического взаимодействия

 3) физиологического влияния.
2. К экологическим болезням относится: 1) акродиния; 2) акромегалия; 3) базедова болезнь.

3.Загрязнение окружающей среды - это:1)привнесение новых, характерных для нее компонентов; 2) привнесение новыхне характерных

дня нее компонентов; 3) привнесение компонентов не превышающих

их естественного уровня.

4.Охрана окружающей среды включает мероприятия: 1) технологические; 2) технические; 3) физико-химические.

5.Физические факторы атмосферного воздуха: 1) температура;

2) пыль; 3) микроорганизмы.

6.Различают влажность: 1) относительную; 2) точную; 3) минимальную.

7.Электрическое состояние воздуха включает: 1) радиоактивность;

2) солнечную радиацию; 3) ионизацию.

8.Солнечная радиация включает лучи: 1) ультрафиолетовые;

2) ультракрасные; 3) инфрафиолетовые.

9.По влиянию на человека климат делят на: 1) тренирующий; 2) закаливающий; 3) лечебный.

10.Погода - это: 1) совокупность метеофакторов: 2) режим климата

для данной местности; 3) состояние атмосферы в данном месте в определенный момент.

11.Оптимальная температура, влажность и скорость движения атмосферного воздуха: 1) 20 °С, 50%, 2.5 м/с; 2) 14 °С, 70%, 4 м/с; З) 25°С, 30%, 5 м/с.

12.Интенсивные инфракрасные лучи солнца вызывают: 1) солнечный

удар; 2) рахит; 3) нарушение суточных ритмов.

13.Интенсивные ультрафиолетовые лучи солнца вызывают: 1) солнечный удар; 2) рахит; 3) фотоофтальмию.

14.Высокая температура воздуха вызывает: 1) солнечный удар;

2) нарушение суточных ритмов; 3) тепловой удар.

15.Кислород воздуха участвует в: 1) дыхании; 2) водно-солевом обмене: 3) терморегуляции.

16.Углекислый газ воздуха участвует в: 1) возбуждении дыхательного центра; 2) разбавлении кислорода; 3) угнетении сердечно-

сосудистого центра.

17.Состав атмосферного воздуха: 1) азот - 81%, кислород - 18%, углекислый газ - 1%: 2) азот - 75%, кислород - 21 %, углекислый газ – 45%; З) азот - 78%, кислород - 21%, углекислый газ –0,03%.

18. Вдыхание оксида углерода (II) вызывает: 1) слабость в конечностях;

2) заболевания верхних дыхательных путей; 3) наркотический эффект.

19)Источники загрязнения атмосферного воздуха: 1) транспорт;

1) оксид серы; З) микроорганизмы.

20)Загрязнители атмосферного воздуха: 1) промышленные предприятия; 2) коммунальные объекты; 3) оксиды азота.

21)Технологические мероприятия по охране атмосферного воздуха

включают: 1) организацию санитарно-защитных зон; 2) внедрение замкнутых технологических процессов; 3) очистку выбросов в атмосферу.

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №2
Тема: «Гигиеническая оценка воды».

Цель: Научиться отбирать пробу воды, определять запах, цветность, вкус, мутность воды.

 

Знать: Физиологическая роль, хозяйственно-бытовое, санитарно-гигиеническое значение воды. Органолептические свойства воды. Химический состав. Заболевания, обусловленные необычным минеральным составом природных вод. Влияние загрязнения воды на здоровье человека. Инфекционные заболевания, гельминтозы, передаваемые водным путем. Условия и сроки выживания патогенных микроорганизмов в воде. Особенности водных эпидемий. Гигиенические требования к качеству питьевой воды. Нормативные документы(СанПин). Методы улучшения качества питьевой воды.

 

Учебник: 1.Трушкина Л.Ю. и др. Гигиена и экология человека стр. 112-1222. Гигиена: учебное пособие/И.И. Бурак, В. П. Филонов, Г 46С. М. Соколов, Е. С. Зятиков. –Мн.: Выш. шк., 2004. – 256 с.

Стр: 43-46

Отбор проб воды

Оборудование: бутыли емкостью 0,5 дм3 и 1 дм3, спиртовка.

бутыль
спиртовка
Ход работы: для химического анализа пробу воды отбирают в химически чистую бутыль емкостью 1 дм3 с притертой пробкой. Предварительно воду из водопровода или колодца, обору­дованного насосом, спускают в течение 15 мин, бутыль ополаскивают 2 раза водой, подлежащей исследованию, а затем запол­няют так, чтобы под пробкой остался слой воздуха в 5 см3. После взятия пробы бутыль пронумеровывают. К пробе прилагают на­правление, в котором указывают наименование и место распо­ложения объекта, время отбора и доставки пробы, условия хра­пения и транспортировки, цель исследования, дополнительные сведения

Для бактериологического анализа пробу воды берут в сте­рильную бутыль емкостью 0.5 дм3. При взятии проб из водопро­вода или насоса колодца края крана обжигают пламенем спир­товки и спускают воду в течение 15 мин. Затем вынимают проб­ку, держа ее за колпачок, наполняют бутыль по плечики, закупо­ривают и выписывают направление.

Определение запаха воды

Оборудование: колбы, часовые стекла, водяная баня.

колбы
Часовые стекла
Ход работы: набирают 100 см' исследуемой воды в колбу с притертой пробкой, взбалтывают, открывают пробку, втягивают в нос воздух из колбы и определяют характер и интенсивность запаха. По характеру запах может быть землистый, болотный, аптечный, хлорный и любой другой, по интенсивно­сти - отсутствует (О баллов), очень слабый (1 балл), слабый (2 балла), заметный (3 балла), отчетливый (4 балла), очень силь­ный (5 баллов).

Для усиления запаха 100 см3 исследуемой воды наливают в колбу, накрывают часовым стеклом, подогревают до 60о С на водяной бане, взбалтывают, снимают часовое стекло и опреде­ляют запах.

Водяная баня


Определение вкуса воды

Оборудование: стаканы, колбы, электроплитка.

электроплитка
Ход работы: исследуемую воду, заведомо безвредную, наби­рают в рот маленькими порциями, держат 3 -5 с, не проглатывая, и определяют характер и интенсивность вкуса. По характерувкус может быть соленый, горький, сладкий, кислый, по интен­сивности - отсутствует (0 баллов), очень слабый (1 балл), слабый (2 балла), заметный (3 балла), отчетливый (4 балла), очень силь­ный (5 баллов). При подозрении на загрязнение воду кипятят в колбе 5 мин. затем охлаждают и определяют вкус.

Стакан колбы

 


Определение цветности воды

Оборудование: ФЭК, мембранный фильтр, колбы, пробирки, калибровочный график.

ФЭК                      мембранный фильтр
калибровочный график  
Пробирки               колбы 
Ход работы: исследуемую воду фильтруют через мембран­ный фильтр, наливают в кювету 5-10 см3 и измеряют оптиче­скую плотность на приборе с синим светофильтром. Контролем является дистиллированная вода. Цветность исследуемой воды определяют по калибровочному графику, который строят зара­нее по стандартной шкале.

 

 

Определение мутности воды

Оборудование: ФЭК. химические стаканы, колбы, калибро­вочный график.

Колбы                   ФЭК
Ход работы: исследуемую воду хорошо взбалтывают, наливают в кювету 5-10 см3 и измеряют оптическую плотность на приборе с зеленым светофильтром. Контролем является дистиллированная вода. Мутность исследуемой воды определяют по калибровочному графику, который строят заранее по стандартной шкале.

калибровочный график  
Химический стакан


Определение содержания аммиака в воде

ФЭК                           Колбы                      
Определение основано на способности аммиака образовывать окрашенное соединение с реактивом Несслера. Для удержания в растворе кальция, магния, железа и марганца добавляют сегнетову соль.

Оборудование: ФЭК, пробирки, пипетки, колбы, калибровоч­ный график.

Реактивы: реактив Несслера. сегнетова соль.

Пипетки                          пробирки
калибровочный график  
Ход работы: к 10см3 исследуемой воды прибавить 3-4 капли сегнетовой соли, перемешать и добавить 3-4 капли реактива Несслера. Через 10 мин провести измерение оптической плотно­сти раствора на приборе с синим светофильтром. Контролем яв­ляется дистиллированная вода. Содержание аммиака в иссле­дуемой воде определяют по калибровочному графику, состав­ленному по стандартной шкале.

 

Определение нитритов в воде

Определение основано на способности солей азотистой кис­лоты в присутствии реактива Гриссадавать окрашенное со­единение.

ФЭК                            пипетки
Оборудование: ФЭК. пробирки, пипетки, колбы, калибровоч­ный график.

Реактивы: реактив Грисса, дистиллированная вода.

Колбы                   пробирки
Ход работы: к 10 см3испытуемой волы добавить 0.5 см3 ре­актива Грисса. Через 10 мин провести измерение оптической плотности пробы на приборе с зеленым светофильтром. Контро­лем является дистиллированная вода. Содержание нитритов в исследуемой воде определяют по калибровочному графику, со­ставленному по стандартной шкале.

калибровочный график  

Определение нитратов в воде

Оборудование: фарфоровая чашка, пипетки, колбы.

Реактивы: 1% раствор дифениламина в серной кислоте.

Фарфоровая чашечка пипетки
Ход работы: в фарфоровую чашку отобрать 2 см3 исследуе­мой воды и добавить несколько капель раствора дифениламина. Окрашивание воды в синий цвет свидетельствует о наличии нит­ратов. Минимальное определяемое количество нитратов состав­ляет 100 мг/см3.

 

Колбы

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 340; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.119.17 (0.052 с.)