Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Санитарно-микробиологическое исследование воздуха
Задачами санитарно-микробиологического исследования воздуха являются гигиеническая и эпидемиологическая оценка воздушной среды, и, как следствие, разработка комплекса мероприятий, направленных на профилактику аэрогенной передачи возбудителей инфекционных болезней.Объектами санитарно-микробиологического исследования воздуха закрытых помещений являются: воздух больниц (операционные, отделение реанимации, родильные залы роддомов, и т.п.), детских садов, школ, поликлиник, аптек, производственных цехов и вспомогательных помещений на предприятиях различного профиля (пищевых, микробного синтеза и т.п.), а также мест массового скопления людей -кинотеатров, спортивных залов и т. д. В последнее время внимание санитарных микробиологов привлекают крупные животноводческие комплексы и птицефабрики. Так было показано, что в воздухе птицефабрик содержится большое количество микроорганизмов — до 8 млн в 1 м3, которые, попадая в атмосферный воздух, переносятся потоками воздуха на большие расстояния; среди них микроорганизмы p.p. Staphylococcus, Streptococcus,Clostridium, Bacillus, грибы рода Aspergillus и др. Санитарно-микробиологическое исследование атмосферного воздуха в крупных городах проводится в плановом порядке и в некоторых случаях по эпидемическим показаниям. Исследование атмосферного воздуха в местах орошения земледельческих полей сточными водами методом дождевания проводится с целью обнаружения микроорганизмов p.p. Salmonella, Escherichia. При оценке санитарного состояния закрытых помещений в зависимости от задач исследования определяется общая бактериальная обсемененность (общее микробное число), присутствие санитарно-показательных микроорганизмов (стафилококков, а- и р -гемолитических стрептококков), а также непосредственно патогенных микроорганизмов (в зависимости от характера помещений - микобактерий туберкулеза, коринебактерий дифтерии, дрожжей и мицелиальных грибов и пр.). Например, при исследовании воздуха медицинских учреждений определяется присутствие микроорганизмов, относящихся к условно-патогенной флоре (синегнойная палочка, бактерии рода Proteus и ряд других грамотрицательных палочек), вызывающих внутрибольничные инфекции. При исследовании воздуха на предприятиях пищевого профиля, общественного питания помимо показателя общей обсемененности определяют те группы микроорганизмов, которые являются характерными возбудителями порчи данных видов продукции или могут встречаться в данном производственном помещении (дрожжи и грибы - в холодильниках, стафилококки - в цехе производства мороженого и т.п.).
На предприятиях микробиологической промышлен-ности, где в производстве используются актиномицеты, грибы, спорообразующие бациллы, дрожжеподобные грибы рода Candida и др., изучается присутствие и количественное содержание в воздухе микробов-продуцентов с целью предупреждения воздействия их на организм работающих людей (возможность заболевания и развития сенсибилизации). При изучении присутствия микроорганизмов различных физиологических групп в воздухе используют питательные среды разного назначения (как стандартные, так и элективные или дифференциально-диагностические), в зависимости от цели исследования. Методы отбора проб воздуха и приборы Отбор проб, как и при исследовании любого объекта, является наиболее ответственным. Правильное взятие проб гарантирует точность исследования.
Ситуационные задачи 1. В населенном пункте отмечена температура воздуха+29оС, относительная влажность - 80%. скорость движения воздуха 0.1 м/с. атмосферное давление - 730 мм рт. ст. Задание: 1. Дать гигиеническую оценку физическим параметрам атмосферного воздуха; 2. разработать мероприятия по предупреждению неблагоприятного воздействия их на человека. Решение: Относительная влажность повышенная, низкое атмосферное давление, высокая температура воздуха, низкая скорость движения воздуха. Низкое давление воздействует на ЦНС, появляется сонливость, плаксивость. Необходима витаминизация, выпить чай, скушать шоколад, заняться физическими упражнениями.
Высокая температура воздействует на организм отрицательно. Желательно находиться в тени, пить больше воды, делать холодные компрессы, надевать головные уборы. Не заниматься тяжелыми физ. нагрузками. Повышенная относительная влажность влияет на теплоотдачу организма. Пить больше теплых напитков. Низкое движение воздуха влияет отрицательно, возможно наступление перегревание. Чащепроветривать помещение.
Ситуационная задача 2: В городе наблюдалась температура воздуха -20оС, относительная влажность – 75%, скорость движения воздуха 15 м/с. Задание: 1. Дать гигиеническую оценку физическим параметрам атмосферного воздуха; 2. разработать мероприятия по предупреждению неблагоприятного воздействия их на человека. Решение: Низкая температура воздуха повышает теплоотдачу организма, снижается температура тела, появляется сонливость. Тепло одеваться, находится в теплом помещении, пить горячие напитки. Повышенная влажность ведет к нарушению терморегуляции. Пить теплые напитки. Сильный ветер резко увеличивает теплоотдачу, ухудшает нервно- психическое состояние, затрудняет выполнение физической работы. Находиться в помещении, тепло одеваться, пить теплые напитки.
Ситуационная задача 3: В атмосферном воздухе городского поселка максимально разоваяконцентрация сернистого газа составила 3 мг/м3, среднесуточная концентрация – 0,2 мг/м3, угарного газа - 8 и 3,5 мг/м3 соответственно. Задание: 1. Дать гигиеническую оценку состоянию воздушной среды; 2. разработать мероприятия по охране атмосферного воздуха от загрязнения. Решение: В атмосфере воздуха превышена максимально разовая и среднесуточная концентрация сернистого и угарного газа. Вдыхание высокой концентрации сернистого газа может привезти к заболеваниям верхних дыхательных путей: бронхит, эмфизема легких. Вдыхание угарного газа приводит к головокружению, головной боли, слабость в конечностях, сердцебиение, расстройство сна. В тяжелых случаях может привести к смерти. Главное быстрее выйти на свежий воздух, либо надеть защитные устройства: респираторы, противогазы и др. Ситуационная задача 4: В атмосферном воздухе города среднесуточная концентрация диоксида азота была 0,1 мг/м3. максимально разовая - 1 мг/м3, оксида азота – 0,05 и 0,09 мг/м3 соответственно. Задание: 1. Дать гигиеническую оценку состоянию воздушной среды; 2. разработать мероприятия по охране атмосферного воздуха от загрязнения. Решение: В атмосфере воздуха превышена среднесуточная и максимально разовая концентрация диоксида и оксида азота. Вдыхание азота оксидов приводит к раздражению органов дыхания, наркотическому эффекту и отеку легких. Главное быстрее выйти на свежий воздух, либо надеть защитные устройства: респираторы, противогазы и др. ОТВЕТИТЬ Контрольные вопросы: 1. Дайте определение загрязнению окружающей среды. 2.Какое значение для здоровья человека имеет загрязнение окружающей среды? 3. В чем заключается гигиеническое значение атмосферного воздуха? 4. Перечислите физические факторы воздуха. 5. В чем заключается гигиеническое значение физических факторов
воздуха? 6. Укажите гигиеническое значение погоды и климата. 7. Как предупредить неблагоприятное действие физических факторов на организм человека? 8. В чем состоит гигиеническое значение химического состава атмосферного воздуха? 9.Укажите гигиеническое значение биологических компонентов атмосферного воздуха. 10. Укажите основные источники и загрязнители атмосферного воздуха. 11. Перечислите мероприятия по охране атмосферного воздуха от загрязнения. Выберите правильный ответ: 1.Совместное влияние факторов окружающей среды осуществляется в виде: 1) комбинированного воздействия: 2) биохимического взаимодействия 3) физиологического влияния. 3.Загрязнение окружающей среды - это:1)привнесение новых, характерных для нее компонентов; 2) привнесение новыхне характерных дня нее компонентов; 3) привнесение компонентов не превышающих их естественного уровня. 4.Охрана окружающей среды включает мероприятия: 1) технологические; 2) технические; 3) физико-химические. 5.Физические факторы атмосферного воздуха: 1) температура; 2) пыль; 3) микроорганизмы. 6.Различают влажность: 1) относительную; 2) точную; 3) минимальную. 7.Электрическое состояние воздуха включает: 1) радиоактивность; 2) солнечную радиацию; 3) ионизацию. 8.Солнечная радиация включает лучи: 1) ультрафиолетовые; 2) ультракрасные; 3) инфрафиолетовые. 9.По влиянию на человека климат делят на: 1) тренирующий; 2) закаливающий; 3) лечебный. 10.Погода - это: 1) совокупность метеофакторов: 2) режим климата для данной местности; 3) состояние атмосферы в данном месте в определенный момент. 11.Оптимальная температура, влажность и скорость движения атмосферного воздуха: 1) 20 °С, 50%, 2.5 м/с; 2) 14 °С, 70%, 4 м/с; З) 25°С, 30%, 5 м/с. 12.Интенсивные инфракрасные лучи солнца вызывают: 1) солнечный удар; 2) рахит; 3) нарушение суточных ритмов. 13.Интенсивные ультрафиолетовые лучи солнца вызывают: 1) солнечный удар; 2) рахит; 3) фотоофтальмию. 14.Высокая температура воздуха вызывает: 1) солнечный удар; 2) нарушение суточных ритмов; 3) тепловой удар. 15.Кислород воздуха участвует в: 1) дыхании; 2) водно-солевом обмене: 3) терморегуляции. 16.Углекислый газ воздуха участвует в: 1) возбуждении дыхательного центра; 2) разбавлении кислорода; 3) угнетении сердечно- сосудистого центра. 17.Состав атмосферного воздуха: 1) азот - 81%, кислород - 18%, углекислый газ - 1%: 2) азот - 75%, кислород - 21 %, углекислый газ – 45%; З) азот - 78%, кислород - 21%, углекислый газ –0,03%.
18. Вдыхание оксида углерода (II) вызывает: 1) слабость в конечностях; 2) заболевания верхних дыхательных путей; 3) наркотический эффект. 19)Источники загрязнения атмосферного воздуха: 1) транспорт; 1) оксид серы; З) микроорганизмы. 20)Загрязнители атмосферного воздуха: 1) промышленные предприятия; 2) коммунальные объекты; 3) оксиды азота. 21)Технологические мероприятия по охране атмосферного воздуха включают: 1) организацию санитарно-защитных зон; 2) внедрение замкнутых технологических процессов; 3) очистку выбросов в атмосферу.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №2 Цель: Научиться отбирать пробу воды, определять запах, цветность, вкус, мутность воды.
Знать: Физиологическая роль, хозяйственно-бытовое, санитарно-гигиеническое значение воды. Органолептические свойства воды. Химический состав. Заболевания, обусловленные необычным минеральным составом природных вод. Влияние загрязнения воды на здоровье человека. Инфекционные заболевания, гельминтозы, передаваемые водным путем. Условия и сроки выживания патогенных микроорганизмов в воде. Особенности водных эпидемий. Гигиенические требования к качеству питьевой воды. Нормативные документы(СанПин). Методы улучшения качества питьевой воды.
Учебник: 1.Трушкина Л.Ю. и др. Гигиена и экология человека стр. 112-1222. Гигиена: учебное пособие/И.И. Бурак, В. П. Филонов, Г 46С. М. Соколов, Е. С. Зятиков. –Мн.: Выш. шк., 2004. – 256 с. Стр: 43-46 Отбор проб воды Оборудование: бутыли емкостью 0,5 дм3 и 1 дм3, спиртовка.
Для бактериологического анализа пробу воды берут в стерильную бутыль емкостью 0.5 дм3. При взятии проб из водопровода или насоса колодца края крана обжигают пламенем спиртовки и спускают воду в течение 15 мин. Затем вынимают пробку, держа ее за колпачок, наполняют бутыль по плечики, закупоривают и выписывают направление. Определение запаха воды Оборудование: колбы, часовые стекла, водяная баня.
Для усиления запаха 100 см3 исследуемой воды наливают в колбу, накрывают часовым стеклом, подогревают до 60о С на водяной бане, взбалтывают, снимают часовое стекло и определяют запах.
Определение вкуса воды Оборудование: стаканы, колбы, электроплитка.
Определение цветности воды Оборудование: ФЭК, мембранный фильтр, колбы, пробирки, калибровочный график.
Определение мутности воды Оборудование: ФЭК. химические стаканы, колбы, калибровочный график.
Определение содержания аммиака в воде
Оборудование: ФЭК, пробирки, пипетки, колбы, калибровочный график. Реактивы: реактив Несслера. сегнетова соль.
Определение нитритов в воде Определение основано на способности солей азотистой кислоты в присутствии реактива Гриссадавать окрашенное соединение.
Реактивы: реактив Грисса, дистиллированная вода.
Определение нитратов в воде Оборудование: фарфоровая чашка, пипетки, колбы. Реактивы: 1% раствор дифениламина в серной кислоте.
|
||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 340; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.119.17 (0.052 с.) |