Что такое акведук. Какой архитектурный элемент позволял поднять над землёй конструкцию римских акведуков. Схематично зарисуйте и подпишите этот элемент. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Что такое акведук. Какой архитектурный элемент позволял поднять над землёй конструкцию римских акведуков. Схематично зарисуйте и подпишите этот элемент.



Искусство Древнего Рима

В I тысячелетии до н. э. вокруг Рима – одного из старейших городов мира – возникло государство. Римское государство просуществовало около тысячи лет, и в период своего расцвета включало территории Аппенинского и Балканского полуостровов, побережья и островов Средиземного моря, часть Западной Европы (современные Франция, Германия, Испания,  частично Британские острова), Северную Африку (Египет).

Культура Рима стала завершающей ступенью развития цивилизации античного мира. Благодаря Римской империи античная культура распространилась по всей Европе.

Периодизация древнеримского искусства:

1. Царский период (VII – VI вв. до н. э.)

2. Период Республики (V – I вв. до н. э.)

3. Период Империи (I век до н.э. – III век н. э.)

Войны, в которых мужал и рос Рим, требовали напряжения всех сил, поэтому основой римского общества стали твёрдая дисциплина в армии, законы в государстве (римское право) и иерархия в семье.

Архитектура Древнего Рима

Особенности римской архитектуры – целесообразность, величие, декоративная пышность.

Рим нуждался в общественных сооружениях, способных вмещать большое количество людей (несколько тысяч человек). Стоечно-балочная архитектурная конструкция греков не позволяла возводить перекрытия слишком больших размеров. Поэтому римляне использовали арку и свод. Между двумя столбами перекидывали деревянные леса, образующие дугу. Поверх них от края к центру выкладывали каменные блоки. Последним по центру клали замк о́ вый камень. Когда леса убирали – арка (дугообразное перекрытие) держалась силой собственной тяжести, её давление распределялось на опорные столбы. Продолжив арку в глубину и залив сверху бетон, можно было получить цилиндрический свод (дугообразное перекрытие, соединяющее стены).

Арка и свод – основа римской архитектуры. Несокрушимую прочность зданий обеспечивает изобретённый римлянами во 2 веке до н.э. бетон (смесь известкового раствора и песка), который, затвердевая, становился крепче камня. На основе этих нововведений римляне строили полезные сооружения.

Значимой античной магистралью стала Аппиева дорога, проложенная в IV веке до н. э. и существующая до сих пор. Через неё было налажено сообщение Рима с Грецией, Египтом и Малой Азией.

Для подачи воды из природных источников к населённым пунктам римляне возводили акведуки                       (от лат. aqua — вода и duco — веду) – водоводы. Они представляли собой систему свинцовых труб, проложенных по верху аркады. Самый высокий сохранившийся древнеримский акведук – Гарский мост – находится во Франции.

В жилой архитектуре Рима существовало два типа построек: инсула (insula) и домус (domus). Инсулами застраивались окраинные районы Рима, это были многоэтажные и многоквартирные дома, здесь жили матросы, портовые рабочие, ремесленники, мелкие торговцы со своими семьями. Обитатели попадали в такие дома по наружным приставным лестницам. Домус – это одно- или двухэтажный дом зажиточного римлянина. Все помещения домуса группировались вокруг двух открытых дворов – атрия (атриума) и перистильного двора. В центре атрия располагался бассейн, а над ним – отверстие в крыше, через которое он наполнялся дождевой водой. В атрий выходили кабинет хозяина, гостиные, триклинии (столовые). В этой части дома принимали посетителей. Перистильный же двор имел вытянутую форму и был окружён колоннадой, а всё открытое пространство занимали цветники и декоративная скульптура.

Первую половину дня римский гражданин проводил на форуме. Форум – городская площадь, место общественной жизни, где находились здание курии (сената), табуларий (государственный архив), храмы, торговые помещения, базилики (строения прямоугольной формы). В IV веке до н.э. у подножия Капитолийского холма возник первый римский форум, имевший неправильную форму, так как его сооружения возводились в разное время. Позднее многие императоры стремились выстроить собственные форумы, которые отличались упорядоченной планировкой и соседством сооружений общественного назначения с объектами, прославляющими императора.

Во второй половине дня римлянин мог посетить термы. Термы – это древнеримские общественные купальни, в которых находились комнаты для переодевания и для мытья, горячие, тёплые и холодные бассейны, палестры – гимнастические залы, библиотеки, лавки. Просторные залы были перекрыты сводами и куполами, стены облицованы мрамором, полы покрыты мозаиками. Отапливались и подогревались термы при помощи труб, скрытых под полом и в стенах. При императорах строительство терм приобрело грандиозный размах. К примеру, термы Каракаллы имели двор 400x400 м, а в одном из помещений наряду с другими произведениями искусства был размещён торс Аполлона Бельведерского.

 

    

Термы императора Каракаллы. III в. План и реконструкция главного зала

Амфитеатр Флавиев в Риме или Колизей (от лат. colosseus — громадный, колоссальный) — стал самым большим амфитеатром античного мира. Строительство Колизея велось с 72 по 80 гг. императорами династии Флавиев. Он оказался способен вместить 50 тысяч зрителей.

В Колизее проводились гладиаторские бои и битвы гладиаторов с дикими животными. Среди животных популярностью пользовались слоны, львы и дикие лошади. Привозились и диковинные для римлян животные – жирафы и гиппопотамы. Бои проходили и на воде, в них применяли тараны кораблей, огонь из луков и абордажи.

 

      Театр в Древней Греции и амфитеатр Флавиев в Риме

Внешне Колизей представлял собой трёхъярусную ордерную аркаду. Ордерная аркада – это цепь арок, в промежутках между которыми к стене приставлены полуколонны. В трёх ярусах аркады Колизея использованы колонны трёх ордеров: тосканского ордера (упрощённый вариант дорического), ионического и коринфского. Амфитеатр опирался на арки и своды, колонны выполняли декоративную функцию.

 

Может ли такая архитектурная форма, как колонна, быть самостоятельным монументом? До наших дней сохранилась колонна, построенная архитектором Аполлодором в I веке в честь императора Траяна. Высота колонны Траяна более 30 метров, она сложена из 17 мраморных барабанов, а внутри колонны проходит винтовая лестница. Завершалась колонна бронзовой фигурой Траяна. По мраморным плитам облицовки колонны спиралью в 200 метров тянется барельеф, изображающий главные события похода Траяна против племени даков (территория современной Румынии).

В императорском Риме появились триумфальные арки, которые строились в ознаменование военных побед и предназначались для церемонии торжественного въезда. Зримым воплощением триумфа, а также памятью о нём становилась такая арка, сквозь которую во главе своих легионов въезжал в Рим на колеснице император-победитель. Арки строились одно- или трёхпролётными, оформлялись полуколоннами, рельефами, статуями. Памятные надписи помещались на специальном возвышении над антаблементом – аттике. Посвящение Титу на аттике его арки – «от сената и народа римского».

  

      Самая ранняя из сохранившихся – триумфальная арка Тита в Риме. I в.

Знаменитый храм Древнего Рима – возведённый во II веке Пантеон, храм всех древнеримских богов. Это единственный памятник, не перестроенный и не разрушенный в Средневековье. Само здание представляет собой цилиндр с портиком коринфского стиля при входе. Пантеон имеет самый большой в древнем мире купол диаметром 43 метра. Поверхность купола покрыта квадратными углублениями – кессонами, которые зрительно облегчают массу свода.

Единственным отверстием, пропускающим свет в интерьер храма, является «окулюс» в центре крыши. Строителями Пантеона «окулюс» понимался как небесное всевидящее око, под ним располагался алтарь. Вдоль стен храма находились статуи богов. На протяжении года, когда Земля меняла свою позицию на орбите, свет переходил со статуи на статую. Так в равной степени оказывалась честь каждому богу римлян. Внутреннее пространство Пантеона производило сильное впечатление. Если в архитектуре греческих храмов всё внимание обращено на внешний вид, то в римском Пантеоне впервые главным стал интерьер.

 

Ответьте на вопросы:

Когда жили древние римляне?

Древнеримская живопись

Стены римских домов изнутри покрывались фресками, которые специалисты делят на 4 стиля.

В первом помпейском или инкрустационном стиле                            (II – конец I в. до н. э.) стены домов расчерчивал геометрический орнамент, который напоминал обкладку цветным камнем. Рельефы, имитировавшие пластины камня, были покрыты росписью.

Второй помпейский или архитектурный стиль был в моде в течение I в. до н. э. Здесь мастера создавали в интерьере подобие городского пейзажа, во всю высоту стен изображая колоннады, портики, фасады зданий.

     

В третьем помпейском или орнаментальном стиле (конец I в. до н. э. – 50-е гг. I в. н. э.) появляются сюжеты (в обрамлении плоскостно-декорированных архитектурных форм), например, огороженный золочёными решётками сад, пастушеская жизнь, сценки наказания Амура Венерой и другие.

 

Фрески 3-го стиля. Слуга украшает волосы жрицы. Изображение сада.

 


Четвёртый стиль росписи называют фантастическим, большая часть зданий Помпей (города, который был погребён под вулканическим пеплом при извержении Везувия в 79 г. н. э.) украшена живописью этого стиля.

4-й стиль. Амуры, украшающие треножник.

Фрески Виллы Мистерий в Помпеях великолепно демонстрируют принципы изображения человека, как это делали римские художники. Сюжеты фресок связаны с Дионисийскими мистериями (священнодействиями), считается, что здесь изображено посвящение женщины в тайны некого культа, возможно, накануне её вступления в брак.

 

В Древнем Риме широко распространено было искусство мозаики. Так называемая римская мозаика набиралась из разноцветных тессер – кубиков цветного камня или стекла и была способна отобразить живописные нюансы сюжета. Мозаичные панно и картины украшали полы и стены в домах римских патрициев (аристократов).

Мозаика с изображением певческого хора. Рубеж II – III вв.
Мозаика рубежа    I в. до н. э. – I в. н. э.
 

Битва при Иссе, или Александрова                         мозаика. Около 100 г. до н. э.
 

Одна из самых знаменитых древних мозаик была обнаружена в Помпеях  в 1831 году. Она украшала пол зала в так называемом Доме Фавна. Мозаика изображает переломный момент сражения: македонская конница во главе с Александром Великим (слева) наносит разрушительный удар по армии персов, а персидский царь Дарий III (справа) обращается в бегство.

собственным статусом, представлениями о жизни и амбициями: можно предположить, что заказчик «Битвы» мог быть военным. Мозаика впечатляет своим размером (313 × 582 см) и сложностью исполнения. Кубики-тессеры здесь размером 3 × 3 мм. Художник-мозаичист изобразил множество любопытных деталей: например, один из раненых персов лежит спиной к зрителю, но мы видим его лицо благодаря отражению на поверхности металлического щита.

 

Ответьте на вопросы:

Искусство Древнего Рима

В I тысячелетии до н. э. вокруг Рима – одного из старейших городов мира – возникло государство. Римское государство просуществовало около тысячи лет, и в период своего расцвета включало территории Аппенинского и Балканского полуостровов, побережья и островов Средиземного моря, часть Западной Европы (современные Франция, Германия, Испания,  частично Британские острова), Северную Африку (Египет).

Культура Рима стала завершающей ступенью развития цивилизации античного мира. Благодаря Римской империи античная культура распространилась по всей Европе.

Периодизация древнеримского искусства:

1. Царский период (VII – VI вв. до н. э.)

2. Период Республики (V – I вв. до н. э.)

3. Период Империи (I век до н.э. – III век н. э.)

Войны, в которых мужал и рос Рим, требовали напряжения всех сил, поэтому основой римского общества стали твёрдая дисциплина в армии, законы в государстве (римское право) и иерархия в семье.

Архитектура Древнего Рима

Особенности римской архитектуры – целесообразность, величие, декоративная пышность.

Рим нуждался в общественных сооружениях, способных вмещать большое количество людей (несколько тысяч человек). Стоечно-балочная архитектурная конструкция греков не позволяла возводить перекрытия слишком больших размеров. Поэтому римляне использовали арку и свод. Между двумя столбами перекидывали деревянные леса, образующие дугу. Поверх них от края к центру выкладывали каменные блоки. Последним по центру клали замк о́ вый камень. Когда леса убирали – арка (дугообразное перекрытие) держалась силой собственной тяжести, её давление распределялось на опорные столбы. Продолжив арку в глубину и залив сверху бетон, можно было получить цилиндрический свод (дугообразное перекрытие, соединяющее стены).

Арка и свод – основа римской архитектуры. Несокрушимую прочность зданий обеспечивает изобретённый римлянами во 2 веке до н.э. бетон (смесь известкового раствора и песка), который, затвердевая, становился крепче камня. На основе этих нововведений римляне строили полезные сооружения.

Значимой античной магистралью стала Аппиева дорога, проложенная в IV веке до н. э. и существующая до сих пор. Через неё было налажено сообщение Рима с Грецией, Египтом и Малой Азией.

Для подачи воды из природных источников к населённым пунктам римляне возводили акведуки                       (от лат. aqua — вода и duco — веду) – водоводы. Они представляли собой систему свинцовых труб, проложенных по верху аркады. Самый высокий сохранившийся древнеримский акведук – Гарский мост – находится во Франции.

В жилой архитектуре Рима существовало два типа построек: инсула (insula) и домус (domus). Инсулами застраивались окраинные районы Рима, это были многоэтажные и многоквартирные дома, здесь жили матросы, портовые рабочие, ремесленники, мелкие торговцы со своими семьями. Обитатели попадали в такие дома по наружным приставным лестницам. Домус – это одно- или двухэтажный дом зажиточного римлянина. Все помещения домуса группировались вокруг двух открытых дворов – атрия (атриума) и перистильного двора. В центре атрия располагался бассейн, а над ним – отверстие в крыше, через которое он наполнялся дождевой водой. В атрий выходили кабинет хозяина, гостиные, триклинии (столовые). В этой части дома принимали посетителей. Перистильный же двор имел вытянутую форму и был окружён колоннадой, а всё открытое пространство занимали цветники и декоративная скульптура.

Первую половину дня римский гражданин проводил на форуме. Форум – городская площадь, место общественной жизни, где находились здание курии (сената), табуларий (государственный архив), храмы, торговые помещения, базилики (строения прямоугольной формы). В IV веке до н.э. у подножия Капитолийского холма возник первый римский форум, имевший неправильную форму, так как его сооружения возводились в разное время. Позднее многие императоры стремились выстроить собственные форумы, которые отличались упорядоченной планировкой и соседством сооружений общественного назначения с объектами, прославляющими императора.

Во второй половине дня римлянин мог посетить термы. Термы – это древнеримские общественные купальни, в которых находились комнаты для переодевания и для мытья, горячие, тёплые и холодные бассейны, палестры – гимнастические залы, библиотеки, лавки. Просторные залы были перекрыты сводами и куполами, стены облицованы мрамором, полы покрыты мозаиками. Отапливались и подогревались термы при помощи труб, скрытых под полом и в стенах. При императорах строительство терм приобрело грандиозный размах. К примеру, термы Каракаллы имели двор 400x400 м, а в одном из помещений наряду с другими произведениями искусства был размещён торс Аполлона Бельведерского.

 

    

Термы императора Каракаллы. III в. План и реконструкция главного зала

Амфитеатр Флавиев в Риме или Колизей (от лат. colosseus — громадный, колоссальный) — стал самым большим амфитеатром античного мира. Строительство Колизея велось с 72 по 80 гг. императорами династии Флавиев. Он оказался способен вместить 50 тысяч зрителей.

В Колизее проводились гладиаторские бои и битвы гладиаторов с дикими животными. Среди животных популярностью пользовались слоны, львы и дикие лошади. Привозились и диковинные для римлян животные – жирафы и гиппопотамы. Бои проходили и на воде, в них применяли тараны кораблей, огонь из луков и абордажи.

 

      Театр в Древней Греции и амфитеатр Флавиев в Риме

Внешне Колизей представлял собой трёхъярусную ордерную аркаду. Ордерная аркада – это цепь арок, в промежутках между которыми к стене приставлены полуколонны. В трёх ярусах аркады Колизея использованы колонны трёх ордеров: тосканского ордера (упрощённый вариант дорического), ионического и коринфского. Амфитеатр опирался на арки и своды, колонны выполняли декоративную функцию.

 

Может ли такая архитектурная форма, как колонна, быть самостоятельным монументом? До наших дней сохранилась колонна, построенная архитектором Аполлодором в I веке в честь императора Траяна. Высота колонны Траяна более 30 метров, она сложена из 17 мраморных барабанов, а внутри колонны проходит винтовая лестница. Завершалась колонна бронзовой фигурой Траяна. По мраморным плитам облицовки колонны спиралью в 200 метров тянется барельеф, изображающий главные события похода Траяна против племени даков (территория современной Румынии).

В императорском Риме появились триумфальные арки, которые строились в ознаменование военных побед и предназначались для церемонии торжественного въезда. Зримым воплощением триумфа, а также памятью о нём становилась такая арка, сквозь которую во главе своих легионов въезжал в Рим на колеснице император-победитель. Арки строились одно- или трёхпролётными, оформлялись полуколоннами, рельефами, статуями. Памятные надписи помещались на специальном возвышении над антаблементом – аттике. Посвящение Титу на аттике его арки – «от сената и народа римского».

  

      Самая ранняя из сохранившихся – триумфальная арка Тита в Риме. I в.

Знаменитый храм Древнего Рима – возведённый во II веке Пантеон, храм всех древнеримских богов. Это единственный памятник, не перестроенный и не разрушенный в Средневековье. Само здание представляет собой цилиндр с портиком коринфского стиля при входе. Пантеон имеет самый большой в древнем мире купол диаметром 43 метра. Поверхность купола покрыта квадратными углублениями – кессонами, которые зрительно облегчают массу свода.

Единственным отверстием, пропускающим свет в интерьер храма, является «окулюс» в центре крыши. Строителями Пантеона «окулюс» понимался как небесное всевидящее око, под ним располагался алтарь. Вдоль стен храма находились статуи богов. На протяжении года, когда Земля меняла свою позицию на орбите, свет переходил со статуи на статую. Так в равной степени оказывалась честь каждому богу римлян. Внутреннее пространство Пантеона производило сильное впечатление. Если в архитектуре греческих храмов всё внимание обращено на внешний вид, то в римском Пантеоне впервые главным стал интерьер.

 

Ответьте на вопросы:

Когда жили древние римляне?

Что такое акведук? Какой архитектурный элемент позволял поднять над землёй конструкцию римских акведуков? Схематично зарисуйте и подпишите этот элемент.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 142; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.48.135 (0.041 с.)