Интервью как основной способ получения данных в качественном исследовании 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Интервью как основной способ получения данных в качественном исследовании



Существует несколько типов интервью: структурированные, полу - структурированные, неструктурированные. В отличие от анкетных опросов и формальных диагностических интервью, в качественном исследовании чаще всего применяются неструктурированные интервью. Неструктурированное интервью (НИ) – это процесс обмена опытом между респондентом и исследователем. Они объединяются, чтобы создать диалогический контекст для получения исследовательских данных. Производство данных в неструктурированном интервью непохоже на производство данных анкетного опроса. В структурированных (анкетных) опросах задаваемые вопросы расцениваются как постоянные стимулы, и получаемые данные являются вариантами ответов на них респондентами. В неструктурированных интервью вопросы изменяются и приспособлены к человеку, являющемуся интервьюируемым. Присутствие интервьюера и демонстрируемая им причастность к происходящему делают получаемые данные результатом совместного конструирования. Роль исследователя больше походит на роль благосклонного редактора, помощь которого побуждает автора заботиться о глубине и полноте описаний.

Важно понимать и различия между исследовательским интервью, как методом сбора данных, и интервью, как методом консультационной и психотерапевтической работы. На самом деле, между ними есть много общего. И тот и другой требуют способности сформировать отношения взаимного принятия и доверия, навыков проявления активного слушания и эмпатии, умения сосредоточится на внутреннем мире интервьюируемого. Однако цели интервью в исследовании и консультационной работе различаются. Цель исследовательского интервью – получить данные для ответа на поставленные вопросы, относящиеся к изучаемому феномену, тогда как в консультационном процессе она состоит в том, чтобы помочь клиенту в решении его проблем.

Часто обсуждаемой проблемой является последовательность получения данных в ходе неструктурированного интервью. Первичные описания респондентами своего опыта могут оказаться поверхностными или отражать стремление давать социально желательные ответы. Поэтому для получения действительно ценных данных предлагается проводить несколько сессий неструктурированного интервью. Некоторые ученые считают, что получение описаний опыта достаточной глубины и широты возможно в ходе трех последовательных сессий. В ходе первой сессии происходит знакомство, развитие взаимопонимания, определение области исследования, предварительное обсуждение заданной темы. Между первым и вторым интервью у респондента будет время, чтобы более глубоко подумать о ней. Таким образом, второе интервью должно быть сфокусировано на подробном исследовании опыта. Перед третьим интервью исследователь рассматривает расшифровку стенограммы первых двух интервью. В третьем интервью он задает уточняющие вопросы, чтобы заполнить и разъяснить пробелы и дать возможность респонденту добавить, возможно, ранее забытую информацию.

Однако осуществить многократные встречи с респондентами не всегда возможно. Поэтому предлагаются альтернативные модели последовательности получения данных в неструктурированном интервью, предполагающие проведение единственной сессии, включающей несколько фаз.

1. Инициирующая фаза.

Прежде, чем интервью начинается, подробно объясняется его цель. Следует подчеркнуть важность того, что интервьюируемый полностью осознает последствия своего согласия быть участником исследования. Как только исследователь уверен, что любые проблемы или вопросы о конфиденциальности и анонимности решены, интервьюера просят подписать форму согласия и разрешения записать отчет на электронные носители. Интервьюируемым напоминают еще раз, что они могут прекратить свое участие в исследовании в любое время.

Во время инициирующей фазы многое в контакте исследователя и респондента напоминает светскую беседу. Это - время, когда участник и исследователь оценивают друг друга и начинают устанавливать необходимую степень обоюдного комфорта и доверия. Это период, в котором устанавливается основа взаимности. Начальный период очень важен, и никогда не следует торопиться с его завершением. Интервью – взаимный процесс: респондент может поделиться довольно интимной информацией, но взамен получает присутствие интервьюера, делающего его как бы соучастником рассказываемой истории.

Респонденты решают принять участие в исследовании по каким-то причинам, которые они сами не всегда осознают. Иногда это поиск подтверждения самооценки или аутентичности. В других случаях они надеются сами почерпнуть информацию, которую считают важной. Наконец, они могут пользоваться возможностью рассказать что-то о себе в отсутствие другой возможности для этого или руководствоваться надеждой, что их истории помогут другим людям.

Обычно нет никакого открытого соглашения между респондентом и исследователем о характере предстоящего разговора. Однако исследователю важно попытаться различить, чего респонденты ждут или ищут, чтобы затем использовать это в ходе работы.

2. Предварительная фаза.

Инициирующая фаза уступает место непосредственно началу интервью, хотя иногда бывает трудно провести четкое различие между этими двумя фазами. Пожалуй, признаком различия может быть то, что исследователь и респондент не касаются эмоционально насыщенных деталей, а лишь приступают к описанию общей картины того, что должно быть сказано. Интервьюируемый некоторым образом «тестирует» интервьюера, чтобы выяснить, что именно и с каким количеством деталей может быть сказано. Неструктурированные интервью дают возможность респондентам обратиться к прошлым событиям их жизни, принимая во внимание как свои собственные эмоциональные реакции на повествование, так и вербальные и невербальные реакции исследователя. С ростом доверия происходит все более полное разворачивание повествования. Еще одним признаком предварительной фазы является изложение фона, на котором разворачиваются описываемые события. Постепенно открываются все более глубокие слои описания опыта респондента, и, таким образом, интервью переходит в следующую фазу.   

3. Иммерсионная фаза.

Неструктурированные интервью не следуют жесткой линейной логике. Они варьируются по содержанию и продолжительности. Некоторые респонденты являются более самосозерцательными, вдумчивыми, и рассказывают свои истории лучше, чем другие, выражая сокровенные мысли и чувства. Другие люди имеют тенденцию ограничиваться фактами: «сначала это, потом это» и так далее. 

В удачном интервью и респондент, и интервьюер постепенно погружаются в разворачивающуюся драму повествования. Для ослабления напряженности или для того, чтобы сосредоточиться, респонденты иногда уклоняются в сторону от основной темы интервью или делают паузу. Они могут передвигаться во времени от прошлого к будущему и наоборот, иногда даже противореча себе. Важно, что противоречия не обязательно разрушают повествование. Скорее, они – признаки того, что в ходе изложения респонденты пытаются прояснить смысл существенных событий их жизни, внести ясность, которая ускользала от них, пока они не начали говорить. В определенных пунктах повествование может оказаться эмоционально перегруженным, вызывая у респондента чувства глубокой потери или горя, гнева или отчаяния. Обычно, когда это случается, опытный интервьюер останавливает повествование, чтобы к респонденту вернулось самообладание.

    Хотя интервьюер не обязательно сталкивался в собственной жизни с точно такой же проблемой, о какой рассказывает респондент, и не переживал точно такой же опыт, он, безусловно испытывал горе, гнев, отчаяние. Поэтому в течение этих эмоционально нагруженных моментов он часто проявляет эмпатию на очень глубоком уровне. В то же время, опытный интервьюер в состоянии отстраниться от проявления эмоций и выражая сочувствие и поддержку, все же продолжает работать.

4. Заключительная фаза.

 В четвертой, заключительной, фазе интервью перемещается на менее интенсивный эмоциональный уровень. Здесь возможно вернуться к уже обсужденным темам, проясняя смысл происходившего в ходе интервью. Как и в инициирующей фазе интервьюируемый может задать личные вопросы интервьюеру. 

Нельзя сказать, что после того, как магнитофон выключен, интервью обязательно закончено. Иногда, участник готов воспользоваться возможностью поделиться дополнительной информацией, которая может казаться чрезвычайно важной. Такое «последействие» можно интерпретировать по-разному. Однако оно всегда свидетельствует о том, что респондент действительно осознает, какую информацию, когда и сколько информации он может предоставить исследователю. Важно помнить и том, что в ходе неструктурированного интервью сам исследователь бывает глубоко вовлечен в повествование. Поэтому важно, чтобы и он вернулся к позитивному эмоциональному состоянию. 

Задания для самостоятельной работы

1. Цель задания – научиться осуществлять подготовку к интервью.

    В интервью следует различать следующие типы вопросов:

(а) Вопросы об опыте и поведении.

(б) Вопросы о мнении и ценностях.

(в) Вопросы о чувствах и отношении.

(г) Вопросы о знаниях и уровне информированности.

(д) Вопросы о наблюдаемых феноменах или событиях.

(г) Дополнительные вопросы.

    Вопросы об опыте и поведении предназначены для получения информации о том, чем интервьюируемый занимается, что делает или сделал. Например: «Чем вам приходится заниматься на работе»? Вопросы этого типа полезны в начале интервью, особенно для описания текущих дел или занятий респондента. Они помогают завязать беседу.

    Целесообразно делать различие между вопросами о мнениях и ценностях и вопросами о чувствах. В первом случае вопросы относятся к когнитивной сфере. Например: «Каково ваше мнение о людях, предпочитающих уединенный образ жизни»? или «Расскажите о своей точке зрения на возможные причины семейных конфликтов». Вопросы о чувствах и отношениях обращены к аффективной сфере: «Какие чувства вы испытываете, если вам долго приходится находиться в одиночестве»? Интервьюер должен ясно осознавать, какая информация ему нужна: о мыслях или о чувствах – и задавать соответствующие вопросы.

    Вопросы о знаниях и уровне информированности помогают выяснить, что респондентам известно о какой-либо конкретной проблеме или теме. Например: «Как телевидение способствует росту агрессивности среди подростков»? Этот тип вопросов может вызвать напряженность и тревожность у респондентов, так как они могут считать, что обязаны знать ответ на задаваемый вопрос. Поэтому интервьюер должен вовремя остановиться, если чувствует, что исследовательское интервью превращается в допрос или что респонденты не обладают достаточной информацией или знаниями.

    Вопросы о наблюдаемых феноменах и событиях относятся к сенсорной сфере. Это вопросы о том, что респондент видит, слышит, осязает, какие у него возникают вкусовые ощущения. Ответы на вопросы этого типа могут снабдить исследователя опосредованной информацией об опыте респондента. Например: «Что первое бросилось вам в глаза, когда вы оказались в этом месте»? или «Что ваша жена сказала вам. Когда вы вернулись домой»?

    Дополнительные вопросы важны для характеристики каждого респондента. Это может быть информация о возрасте, семейном положении, роде занятий респондента. Кроме этого иногда возникает необходимость уточнить некоторые детали. Например: «Правильно ли я понял, что вы работаете в этом отделе пять лет»? Дополнительные вопросы, особенно относительно возраста, статуса, семейного положения, рекомендуется задавать только в том случае, если они действительно дополнительно проясняют феномен, который изучается. Кроме этого, их лучше использовать в конце интервью. В некоторых случаях целесообразно проявлять осторожность, спрашивая о возрасте респондента. Вместо прямого вопроса о возрасте, лучше задать, например, такой вопрос: «Сколько вам было лет, когда вы первый раз испытали разочарование в своей профессии»?  

    Еще одной важной характеристикой вопросов интервью является их отнесенность во времени. Они могут относиться к настоящему, прошлому или будущему. Временная отнесенность вопросов интервью определяется целью исследования.

    2. Определите тип вопросов интервью.

(а). В какие моменты у вас возникает чувство гнева?

(б) Как ваше тело отзывается на проявление чувства гнева?

(в) Что изменяется в такие моменты вокруг вас? Какими глазами вы начинаете смотреть на мир?

(г) О чем вы думаете, когда разгневаны?

(д) Какие чувства сопровождают переживание гнева?

(е) Как чувство гнева уходит, ослабевает?

(ж) Что (какие события, люди и их поведение) вызывает у вас гнев?

(з) Что помогает вам удерживаться от появления чувства гнева?

    Сформулируйте и запишите еще по три вопроса для каждого типа.

    3. Подготовьте вопросы для интервью, в котором целью исследования является выяснить эмоциональные аспекты переживания дружеских чувств.

    4. Подготовьте вопросы для интервью, в котором целью исследования является определить типичные способы поведения при разрешении межличностных конфликтов.

    5. Подготовьте вопросы для интервью, в котором целью исследования является выяснить типичные ожидания молодых людей, поступающих в университет, об их будущей студенческой жизни. 

Анализ качественных данных

 Общее понятие анализа данных в качественном исследовании.

Количественное исследование подразумевает получение большого количества цифр, которые должны быть обобщены, описаны и проанализированы. В итоге получаются графики, диаграммы, отражающие результаты кросс-табуляци, подсчета средних значений, дисперсии, корреляционного анализа и других статистических процедур. Дальнейшая работа может позволить выявить структуру полученных данных, установить отношения между различными их аспектами. Это требует применения линейной или множественной регрессии, факторного или дисперсионного анализа.

Нечто подобное можно сказать и о качественном анализе данных Огромное количество слов, получаемое в результате проведения интервью или наблюдения, требует систематизации, описания и обобщения. Поиск ответа на исследовательский вопрос заставляет ученого искать взаимосвязи между различными выявленными темами. Необходимо также соотносить поведение или высказываемые идеи с психологическими особенностями респондентов и с их социальными и демографическими характеристиками, например, с такими, как пол и возраст. Из всего объема данных могут быть извлечены фрагменты, необходимые и полезные для составления практических рекомендаций. Иногда возникает необходимость интерпретации выводов предыдущих исследований.

    В качественном анализе нет стандартного технического набора. Также, как статистический пакет SPSS сам по себе не содержит информации о том, какую из множества статистических процедур следует выбрать для анализа количественных данных, существует большое разнообразие возможностей анализа качественных данных. Однако существуют и некоторые теоретические подходы, из которых можно выбирать вид анализа качественных данных. Кроме того, существует несколько стандартных процедур, обязательных, независимо от того, какой выбран теоретический подход. Анализ качественных данных обычно проходит ряд следующих этапов, хотя их порядок может меняться:

· Знакомство с данными, полученными в ходе интервью, наблюдения, изучения документов.

· Транскрибирование данных.

· Организация и индексирование данных для их легкого нахождения и исправления.

· Кодирование данных.

· Идентификация тем.

· Перекодирование.

· Разработка категорий.

· Изучение взаимосвязей между категориями.

· Совершенствование формулировок тем и категорий.

· Разработка теории с привлечением уже имеющихся знаний.

· Проверка соответствия теории данным.

· Написание отчета с привлечением выдержек из начальных данных (например, с цитированием выдержек из интервью).

Не всегда бывает необходимо проходить все описанные выше стадии, также как не всегда нужно использовать многофакторный дисперсионный анализ, применительно к количественным данным. Обратимся к примеру. Возможно, что ваш исследовательский вопрос был сформулирован следующим образом: «Как практикующие психологи-консультанты воспринимаю проблемы своих клиентов, в контексте собственного психического здоровья?»

    Можно просто поинтересоваться тем, насколько частыми или глубокими оказываются психологические проблемы самих консультантов, возникающими в связи с их профессиональной деятельностью. Возможно, какое-то количество психологов укажет на возникающие у них трудности. Тогда качественные данные могут анализироваться на разных уровнях. Один из уровней будет заключаться в подсчете частоты упоминания психологических трудностей, с которыми сталкиваются психологи в связи со своей профессиональной деятельностью при ее описании (например, такие как слова, как «одиночество», «депрессия» и тому подобное). Эти качественнее данные могут в последствии быть преобразованы в количественные. Тогда к ним можно применить методы статистической обработки. Этот вид анализа иногда называют «контент-анализ». 

Однако задачи качественного исследования не ограничиваются подсчетом встречаемости тех или иных слов в текстах интервью.Все единицы данных (например, слова или предложения), относящиеся к содержанию исследовательского вопроса, должны быть соответствующим образом закодированы, извлечены из текста и изучены более детально. Говорят ли респонденты о своем одиночестве, даже находясь в окружении других людей? Есть ли какие-то особые дни недели или время суток, когда они чувствуют себя особенно одиноко? Какими словами они говорят о своем одиночестве? Те, кто говорит об одиночестве или депрессии, одни и те же или разные люди? На основе такого рода анализа могут быть сформулированы категории: например, «публичное одиночество» или «одинокие волки» и так далее.

Тематический анализ

Применение тематического анализа (ТА) позволяет организовать качественные данные. Цель тематического анализа состоит в такой организации данных, которая позволяет распознать в них темы разного уровня обобщения и на этой основе идентифицировать целостный смысл интерпретируемого текста. Составление тематических сетей облегчает структурирование и описание этих тем.

Основная процедура, положенная в основу метода, состоит в вычленении тем разного уровня из представленных в текстовом виде записей фокус-групп и интервью и в нахождении способов наглядно проиллюстрировать разноуровневый характер получаемых при этом результатов. В этом смысле ТА не противоречит основным принципам любого герменевтически ориентированного подхода к анализу эмпирического материала.

Посредством сетевого тематического анализа темы, встречающиеся в текстах ответов респондентов, систематизируются на трех уровнях:

1. Базовые темы. Это – темы наиболее низкого уровня, вычленяемые непосредственно из реакций респондентов. Они являются наиболее простыми характеристиками данных и сами по себе не могут выступать в качестве значимых обобщений. Они приобретают какое-либо значение только в контексте других базовых тем. Несколько смежных базовых тем образуют единство, называемое «организующие темы».

2. Организующие темы – это темы среднего уровня, представляющие собой кластеры, состоящие из базовых тем, касающихся одной и той же проблемы или смежных проблем. Таким образом, они являются абстракцией более высоко уровня и с большей точностью позволяют обращаться к скрытым смыслам высказываний. Их функция – прояснять значения, содержащиеся в базовых темах. В них концентрируются идеи, общие для нескольких базовых тем. В то же время, организующие темы образуют совокупности, на основе которых появляется возможность выявить еще более широкие значения текста, как целого. Такие совокупности обозначаются как «генеральная тема».

3. Генеральная тема. Генеральная тема является суперординативной по отношению к двум предшествующим. Генеральная тема группирует организующие темы и выступает как формулировка основного принципа. Таким образом, генеральная тема сообщает нам, о чем, собственно, идет речь в анализируемом тексте. Генеральная тема одновременно является суммой всех других тем текста и его интерпретацией. Важно, что текст может содержать несколько генеральных тем. 

Разработка тематической сети начинается с определения базовых тем и продвигается в направлении идентификации генеральной темы. Когда базовые темы собраны, они классифицируются, и элементы получаемой структуры обозначаются как организующие темы. Организующие темы представляют собой согласованное единство базовых тем и служат основой для дальнейшего их обобщения в генеральную тему. Важно, что при построении тематической сети не используется принцип иерархичности тем, встречающихся в интерпретируемом тексте. Любая базовая или организующая тема рядоположена любой другой и имеет одинаковую с ней ценность для последующего обобщения в генеральную тему. 

При проведении СТА необходимо иметь в виду, что сама по себе тематическая сеть не являются результатом анализа качественных данных. СТА – инструмент анализа, а не сам анализ, который начинается тогда, когда тематическая сеть построена и служит принципом организации и иллюстративным материалом для интерпретации и понимания текста.

Полностью процесс сетевого тематического анализа после сбора данных представлен пятью этапами. На каждом из этапов достигается все больший уровень абстракции и обобщения данных.

1 этап. Деформатизация и редукция текста.

Первый шаг в сетевом тематическом анализе делается в направлении уменьшения данных, посредством кодировки, обеспечивающей управляемый перевод текста в сегменты с самостоятельными значениями. Разработка системы кодировки не имеет предустановленных правил и опирается на теоретические предпочтения исследователя, специфику исследовательского вопроса, на особенности текста, выявленные при его первичном прочтении. На втором шаге осуществляется деформатизация текста в соответствии с выбранными кодировочными символами. Кодировочные символы могут отражать значения абзацев, цитат, отдельных слов или других единиц теста, необходимых для анализа.

Несмотря на то, что кодирование является довольно простым процессом, оно обязательно должно следовать некоторым правилам. У единиц кодирования должны быть ясные границы: они не могут быть взаимозаменяемы или избыточны и должны сосредотачиваться на объекте анализа, чтобы избежать необходимости кодировать каждое отдельное предложение в оригинальном тексте.

2 этап. Идентификация тем.

После того, как кодировка текста завершена, происходит вычленение тем. Отобранные темы корректируются таким образом, чтобы отвечать двум основным требованиям. Во-первых, они должны быть четко определены. Не допускается повторение одних и тех же тем. Во-вторых, темы должны характеризоваться достаточной широтой, чтобы включать в себя значения, заключенные в различных сегментах кодированного текста. В результате происходит уменьшение данных и перевод их в управляемый набор тем, которые кратко суммируют текст.

3 этап Конструирование тематической сети.

Идентифицированные темы группируются. Группировка проводится на основе подобия в содержании тем или в соответствии с выбранным теоретическим критерием. К сожалению, иногда построение тематической сети оказывается невозможным из-за слишком ограниченного количества тем или недостаточного разнообразия их содержания. Если же тем много, и их содержание разнообразно, последовательно осуществляется несколько группировок, результатом которых является формулировка нескольких генеральных тем, каждая из которых поддержана рядом обобщающих и базовых тем. Цель состоит в том, чтобы объединить специфические темы и создать большие темы, которые уплотняют понятия и идеи упомянутые на более низком уровне.

4 этап Описание исследование тематической сети.

Как подчеркивалось ранее, тематические сети - инструмент для анализа, а не сам анализ. Поэтому после построения тематической сети должны быть исследованы и идентифицированы образцы, которые лежат в их основе. Необходимо вернуться к оригинальному тексту и интерпретировать его при помощи сетей. Это означает, что текст получает новое прочтение через базовые, организующие и глобальные темы. Функция 4 этапа согласование всех глобальных тем так, чтобы дальнейшая иерархизация частей текста оказалась невозможной.

5 этап Интерпретация глобальных тем.

На этом этапе происходит возвращение к основному исследовательскому вопросу, ответы на который подкрепляются аргументами, основанными на выявленных образцах взаимосвязей между базовыми, организующими и глобальными темами.

Структурный анализ

Структурный анализ позволяет установить компоненты изучаемого феномена и их взаимосвязь.В качественном исследовании структурный анализ имеет пять ключевых этапов. Они могут быть пройдены линейно. Тогда данные могут быть собраны прежде, чем начнется анализ. Кроме линейной последовательности, может использоваться кумулятивная последовательность сбора и анализа данных. Тогда сбор и анализ данных происходят одновременно.

    Ключевыми этапами структурного анализа являются:

· Знакомство с информацией (данными)

· Идентификация тематической направленности данных

· Кодирование

· Категоризация

· Интерпретация

Знакомство с информацией (данными) подразумевает полное или частичное транскрибирование и прочтение данных. Идентификация тематической структуры – это первичное построение структуры данных на основе, как априорных источников, так и данных, полученных на первом этапе. Первичная тематическая структура должна усложняться и уточняться  на последующих этапах.

Кодирование – это присвоение текстуальных или численных значений специфическим частям данных, относящихся к той или иной теме. Кодирование является важной частью структурного анализа. Данные подвергаются внимательному изучению (многократному прочтению или сопоставлению результатов транскрибирования). Результатом должно стать выявление значимых сегментов или компонентов будущей структуры. Выявленные компоненты кодируются. Кодирование – это присвоение компонентам структуры символических, описательных значений или названий категорий или компонентов структуры. Существует много различных типов кодирования. Наиболее часто используются априорное и индуктивное кодирование. Априорное кодирование состоит в формулировке названий категорий до знакомства с данными. Этот прием чаще используется в контент-анализе. В собственно качественном исследовании предпочтительнее использовать индуктивное кодирование. Оно осуществляется по мере сбора данных или знакомства с ними.

Коды (или названия компонентов структуры) используются для построения систем категорий. Различают иерархические, последовательные и типологические системы категорий.

Иерархическая система категорий представляет разные уровни обобщения. Например, категория «фрукты» включает в себя множество различных конкретных плодов – яблоки, груши, апельсины и так далее. Таким образом, некоторые темы или идеи, содержащиеся в собранных данных, являются более обобщенными, чем другие. Компоненты структуры в этом случае связаны «по вертикали». Примером иерархической структуры могут быть результаты исследования факторов успеха психологического консультирования. В этой иерархии десять категорий расположены на четырех уровнях (рис. 1)

 

Рис.1 Иерархия факторов успеха в психологическом консультировании

 

В последовательной системе категории связаны линейно. Так, в исследовании, посвященном исследованию людей пожилого возраста, выявлено пять стадий старения. Название каждой стадии является обобщением характеристик, выявленных в процессе первичного кодирования данных (рис. 2).

 

 

Рис. 2 Линейная связь стадий старения

 

В типологиях компоненты структуры, образующие общую систему категорий, различаются в соответствии с каким-либо признаком. Вновь обратимся к примеру. В исследовании изучалось отношение учителей к нарушениям школьниками дисциплины. Кодировка данных позволила установить, что одной из категорий являлось понятие «ответственности». С одной стороны, учителя считали необходимым брать на себя ответственность в тех случаях, когда ученики вели себя неподобающим образом, и совершать действия, направленные на поддержание дисциплины. Другие учителя видели свою задачу в организации только учебной деятельности детей, а ответственность за соблюдение ими дисциплины перекладывали на родителей, администрацию школы и так далее. Таким образом, возникает типология: в соответствии с общим признаком описывается две группы учителей.

Однако оказывается, что эта типология может быть более объемной. Категоризация данных позволяет установить еще одну категорию. Оказывается, независимо от того, готовы или не готовы учителя брать на себя ответственность за нарушение учениками дисциплины, они имеют собственную точку зрения на то, каким образом следует действовать в таких ситуациях. Некоторые из них готовы оказать конкретную помощь ребенку, другие считают, что целесообразно игнорировать возникающую проблему или прибегать к наказанию. Таким образом, получается еще одна типология.

Поскольку содержание каждой категории специфично и не повторяет содержание другой, их можно рассматривать как независимые факторы, определяющие отношение учителей к нарушениям учениками дисциплины. Обратите внимание, что эти рассуждения воспроизводят логику факторного анализа в количественных исследованиях. Так же как и в этой статистической процедуре, появляется возможность организации общего для двух факторов факторного пространства. Результаты взаимного пересечения факторных пространств показаны на рис. 3

 

Рис. 3. Факторные пространства при изучении отношения учителей к нарушению школьниками дисциплины.

 

Обратите внимание, что каждому типу можно дать название. Для тренировки попробуйте сделать это.

Интерпретация результатов структурного анализа имеет своей целью упорядочивать феномены в соответствии с их природой или степенью проявленности, находить взаимосвязи внутри данных, которые позволили бы формулировать объяснения или предлагать стратегии практического применения исследовательских результатов. При этом следует иметь в виду существование различных вариантов отношений между выявленными категориями:

Вариант отношений между категориями Пример
. Полное включение                                   а = разновидность б
Частичное включение                              а= часть б
Причинно следственная связь                а= результат б; а= причина б
Рационализирование                              а= причина для совершения б
Локализация действия                             а= место для совершения б
Функция                                                    а= используется для б
Средство-цель                                      а= способ сделать б  
Последовательность   а= этап (ступень) в б
Приписывание (атрибутирование) а= характеристика б  

 

Задание для самостоятельной работы.

    Б. Лорен, Х. Бликер и К. Малдерий предлагают схему анализа письменного материала. Одна из возможных тем «Переживание страха темноты».

«Опыт переживания испуга в темноте»

Сделайте описание того, как Вы переживали чувство испуга в темноте. Сделайте это так, как у Вас получится. Не думайте о том, что включать, а что не включать в описание.

Опишите какой-то один случай. В максимальной степени придерживайтесь описательного языка, избегайте интерпретаций и выявления причинно – следственных связей. Не теряйтесь в фактических деталях. Все начинается с опыта, которым живут люди, и именно это Вы должны стремиться описать.

Далее приводятся примеры описаний.

«Опыт переживания испуга в темноте» - 1

Это было давно, когда последний раз я боялся темноты. Я должен был пойти от соседней деревни к дому, и путь проходил через лес. Предполагалось, что я буду дома прежде, чем стемнеет. Но я задержался в гостях. Теперь я должен был заплатить за это... Я мысленно представил весь путь к дому, подумал о том, какие места были «самыми опасными». Хозяева еще задавали мне какие–то вопросы, но я едва отвечал на них. Мои мысли были далеко.

Когда я наконец ушел, было почти темно. Скоро я достиг входа в лес, и он был еще более темным и более угрожающим, чем я ожидал. Я старался вести себя очень тихо, чтобы не привлечь к себе внимание, в то же самое время стараясь найти лучший путь. Иногда я наступал на ветку, которую не видел под ногами, и вздрагивал от испуга. Я крался и часто оглядывался, чтобы убедиться, что сзади никого нет. Это придавало мне храбрости.

    Я говорил сам себе: «Не воображай ничего», «Не о чем так волноваться», но это мало помогало. Казалось, это не я сам себя успокаивал, а кто-то посторонний говорил со мной.

    Внезапно я снова сильно испугался какого-то шума. Дыхание, казалось, остановилось. Я почувствовал себя маленькими, незначащими, взволнованным. Колени начали трястись. Позже я узнал, что это была птица, перелетавшая с дерева на дерево, вероятно сова.

    Я часто ловил себя на том, что начинаю идти быстрее. Поняв это, я замедлил шаги. Это было слишком глупо. В то же время я держался настороже. Когда мой путь перегородили большие кусты, я сделал большой круг, чтобы обойти их. Руки становились липкими. когда я закончил там. В одном мне показалось, что впереди кто-то стоит, и ноги отказались служить мне. Какое это было облегчение, когда увидел, что ошибся.

    Казалось, прошло много времени. На самом деле я проходил этот путь намного быстрее. Теперь он казался бесконечно длинным. Еще один поворот, и наконец я вне леса. Даже за большие деньги я не согласился бы вернуться.

«Опыт переживания испуга в темноте» - 2

Когда я еду домой с работы на велосипеде по вечерам, то обычно сокращаю путь. Это экономит мне 10 минут. Я оставляю хорошо освещенную дорогу и еду по темной пустой улице. Там меня охватывает чувство беспокойства и неуверенности. Как только последний фонарь и последний дом теряются позади, я чувствую себя охваченной темнотой. Вы ощущаете угрозу от чего-то, что скрыто от вас. Это отличается, например, от того, если бы вас испугала собака. Вы знаете, что это – собака, и вы можете защититься, взяв «большую дубинку» или выбрав другой путь. Темнота - другой враг. Это обступает вас со всех сторон, и вы не знаете точно, откуда ждать опасности.

В то время как я еду по темной улице, я замедляю скорость, и мой слух обостряется, чтобы идентифицировать каждый звук. Всякий раз, когда мне удается его распознать, я испытываю облегчение. Вот улетает напуганная птица, вот - ветер, который свистит в вершинах дерева. Идентификация звуков и их обозначение успокаивает меня. Но независимо от моих ушей существует моя спина. Я уязвима сзади. Тогда я налегаю на педали, стараясь защитить тыл. Напряжение не покидает меня.

    Внезапно страх почти парализует меня. Мне кажется, что впереди кто-то стоит. Худшая вещь, которая может случиться со мной, встрет



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 263; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.140.5 (0.092 с.)