Определение качественного исследования и его основные свойства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Определение качественного исследования и его основные свойства.



Оглавление

§1. Определение качественного исследования и его основные свойства. 5
§ 2. Выбор темы качественного исследования 17
§ 3. Сбор данных в качественном исследовании 20
§ 4. Анализ качественных данных 33

Сбор данных в качественном исследовании

Анализ качественных данных

 Общее понятие анализа данных в качественном исследовании.

Количественное исследование подразумевает получение большого количества цифр, которые должны быть обобщены, описаны и проанализированы. В итоге получаются графики, диаграммы, отражающие результаты кросс-табуляци, подсчета средних значений, дисперсии, корреляционного анализа и других статистических процедур. Дальнейшая работа может позволить выявить структуру полученных данных, установить отношения между различными их аспектами. Это требует применения линейной или множественной регрессии, факторного или дисперсионного анализа.

Нечто подобное можно сказать и о качественном анализе данных Огромное количество слов, получаемое в результате проведения интервью или наблюдения, требует систематизации, описания и обобщения. Поиск ответа на исследовательский вопрос заставляет ученого искать взаимосвязи между различными выявленными темами. Необходимо также соотносить поведение или высказываемые идеи с психологическими особенностями респондентов и с их социальными и демографическими характеристиками, например, с такими, как пол и возраст. Из всего объема данных могут быть извлечены фрагменты, необходимые и полезные для составления практических рекомендаций. Иногда возникает необходимость интерпретации выводов предыдущих исследований.

    В качественном анализе нет стандартного технического набора. Также, как статистический пакет SPSS сам по себе не содержит информации о том, какую из множества статистических процедур следует выбрать для анализа количественных данных, существует большое разнообразие возможностей анализа качественных данных. Однако существуют и некоторые теоретические подходы, из которых можно выбирать вид анализа качественных данных. Кроме того, существует несколько стандартных процедур, обязательных, независимо от того, какой выбран теоретический подход. Анализ качественных данных обычно проходит ряд следующих этапов, хотя их порядок может меняться:

· Знакомство с данными, полученными в ходе интервью, наблюдения, изучения документов.

· Транскрибирование данных.

· Организация и индексирование данных для их легкого нахождения и исправления.

· Кодирование данных.

· Идентификация тем.

· Перекодирование.

· Разработка категорий.

· Изучение взаимосвязей между категориями.

· Совершенствование формулировок тем и категорий.

· Разработка теории с привлечением уже имеющихся знаний.

· Проверка соответствия теории данным.

· Написание отчета с привлечением выдержек из начальных данных (например, с цитированием выдержек из интервью).

Не всегда бывает необходимо проходить все описанные выше стадии, также как не всегда нужно использовать многофакторный дисперсионный анализ, применительно к количественным данным. Обратимся к примеру. Возможно, что ваш исследовательский вопрос был сформулирован следующим образом: «Как практикующие психологи-консультанты воспринимаю проблемы своих клиентов, в контексте собственного психического здоровья?»

    Можно просто поинтересоваться тем, насколько частыми или глубокими оказываются психологические проблемы самих консультантов, возникающими в связи с их профессиональной деятельностью. Возможно, какое-то количество психологов укажет на возникающие у них трудности. Тогда качественные данные могут анализироваться на разных уровнях. Один из уровней будет заключаться в подсчете частоты упоминания психологических трудностей, с которыми сталкиваются психологи в связи со своей профессиональной деятельностью при ее описании (например, такие как слова, как «одиночество», «депрессия» и тому подобное). Эти качественнее данные могут в последствии быть преобразованы в количественные. Тогда к ним можно применить методы статистической обработки. Этот вид анализа иногда называют «контент-анализ». 

Однако задачи качественного исследования не ограничиваются подсчетом встречаемости тех или иных слов в текстах интервью.Все единицы данных (например, слова или предложения), относящиеся к содержанию исследовательского вопроса, должны быть соответствующим образом закодированы, извлечены из текста и изучены более детально. Говорят ли респонденты о своем одиночестве, даже находясь в окружении других людей? Есть ли какие-то особые дни недели или время суток, когда они чувствуют себя особенно одиноко? Какими словами они говорят о своем одиночестве? Те, кто говорит об одиночестве или депрессии, одни и те же или разные люди? На основе такого рода анализа могут быть сформулированы категории: например, «публичное одиночество» или «одинокие волки» и так далее.

Тематический анализ

Применение тематического анализа (ТА) позволяет организовать качественные данные. Цель тематического анализа состоит в такой организации данных, которая позволяет распознать в них темы разного уровня обобщения и на этой основе идентифицировать целостный смысл интерпретируемого текста. Составление тематических сетей облегчает структурирование и описание этих тем.

Основная процедура, положенная в основу метода, состоит в вычленении тем разного уровня из представленных в текстовом виде записей фокус-групп и интервью и в нахождении способов наглядно проиллюстрировать разноуровневый характер получаемых при этом результатов. В этом смысле ТА не противоречит основным принципам любого герменевтически ориентированного подхода к анализу эмпирического материала.

Посредством сетевого тематического анализа темы, встречающиеся в текстах ответов респондентов, систематизируются на трех уровнях:

1. Базовые темы. Это – темы наиболее низкого уровня, вычленяемые непосредственно из реакций респондентов. Они являются наиболее простыми характеристиками данных и сами по себе не могут выступать в качестве значимых обобщений. Они приобретают какое-либо значение только в контексте других базовых тем. Несколько смежных базовых тем образуют единство, называемое «организующие темы».

2. Организующие темы – это темы среднего уровня, представляющие собой кластеры, состоящие из базовых тем, касающихся одной и той же проблемы или смежных проблем. Таким образом, они являются абстракцией более высоко уровня и с большей точностью позволяют обращаться к скрытым смыслам высказываний. Их функция – прояснять значения, содержащиеся в базовых темах. В них концентрируются идеи, общие для нескольких базовых тем. В то же время, организующие темы образуют совокупности, на основе которых появляется возможность выявить еще более широкие значения текста, как целого. Такие совокупности обозначаются как «генеральная тема».

3. Генеральная тема. Генеральная тема является суперординативной по отношению к двум предшествующим. Генеральная тема группирует организующие темы и выступает как формулировка основного принципа. Таким образом, генеральная тема сообщает нам, о чем, собственно, идет речь в анализируемом тексте. Генеральная тема одновременно является суммой всех других тем текста и его интерпретацией. Важно, что текст может содержать несколько генеральных тем. 

Разработка тематической сети начинается с определения базовых тем и продвигается в направлении идентификации генеральной темы. Когда базовые темы собраны, они классифицируются, и элементы получаемой структуры обозначаются как организующие темы. Организующие темы представляют собой согласованное единство базовых тем и служат основой для дальнейшего их обобщения в генеральную тему. Важно, что при построении тематической сети не используется принцип иерархичности тем, встречающихся в интерпретируемом тексте. Любая базовая или организующая тема рядоположена любой другой и имеет одинаковую с ней ценность для последующего обобщения в генеральную тему. 

При проведении СТА необходимо иметь в виду, что сама по себе тематическая сеть не являются результатом анализа качественных данных. СТА – инструмент анализа, а не сам анализ, который начинается тогда, когда тематическая сеть построена и служит принципом организации и иллюстративным материалом для интерпретации и понимания текста.

Полностью процесс сетевого тематического анализа после сбора данных представлен пятью этапами. На каждом из этапов достигается все больший уровень абстракции и обобщения данных.

1 этап. Деформатизация и редукция текста.

Первый шаг в сетевом тематическом анализе делается в направлении уменьшения данных, посредством кодировки, обеспечивающей управляемый перевод текста в сегменты с самостоятельными значениями. Разработка системы кодировки не имеет предустановленных правил и опирается на теоретические предпочтения исследователя, специфику исследовательского вопроса, на особенности текста, выявленные при его первичном прочтении. На втором шаге осуществляется деформатизация текста в соответствии с выбранными кодировочными символами. Кодировочные символы могут отражать значения абзацев, цитат, отдельных слов или других единиц теста, необходимых для анализа.

Несмотря на то, что кодирование является довольно простым процессом, оно обязательно должно следовать некоторым правилам. У единиц кодирования должны быть ясные границы: они не могут быть взаимозаменяемы или избыточны и должны сосредотачиваться на объекте анализа, чтобы избежать необходимости кодировать каждое отдельное предложение в оригинальном тексте.

2 этап. Идентификация тем.

После того, как кодировка текста завершена, происходит вычленение тем. Отобранные темы корректируются таким образом, чтобы отвечать двум основным требованиям. Во-первых, они должны быть четко определены. Не допускается повторение одних и тех же тем. Во-вторых, темы должны характеризоваться достаточной широтой, чтобы включать в себя значения, заключенные в различных сегментах кодированного текста. В результате происходит уменьшение данных и перевод их в управляемый набор тем, которые кратко суммируют текст.

3 этап Конструирование тематической сети.

Идентифицированные темы группируются. Группировка проводится на основе подобия в содержании тем или в соответствии с выбранным теоретическим критерием. К сожалению, иногда построение тематической сети оказывается невозможным из-за слишком ограниченного количества тем или недостаточного разнообразия их содержания. Если же тем много, и их содержание разнообразно, последовательно осуществляется несколько группировок, результатом которых является формулировка нескольких генеральных тем, каждая из которых поддержана рядом обобщающих и базовых тем. Цель состоит в том, чтобы объединить специфические темы и создать большие темы, которые уплотняют понятия и идеи упомянутые на более низком уровне.

4 этап Описание исследование тематической сети.

Как подчеркивалось ранее, тематические сети - инструмент для анализа, а не сам анализ. Поэтому после построения тематической сети должны быть исследованы и идентифицированы образцы, которые лежат в их основе. Необходимо вернуться к оригинальному тексту и интерпретировать его при помощи сетей. Это означает, что текст получает новое прочтение через базовые, организующие и глобальные темы. Функция 4 этапа согласование всех глобальных тем так, чтобы дальнейшая иерархизация частей текста оказалась невозможной.

5 этап Интерпретация глобальных тем.

На этом этапе происходит возвращение к основному исследовательскому вопросу, ответы на который подкрепляются аргументами, основанными на выявленных образцах взаимосвязей между базовыми, организующими и глобальными темами.

Структурный анализ

Структурный анализ позволяет установить компоненты изучаемого феномена и их взаимосвязь.В качественном исследовании структурный анализ имеет пять ключевых этапов. Они могут быть пройдены линейно. Тогда данные могут быть собраны прежде, чем начнется анализ. Кроме линейной последовательности, может использоваться кумулятивная последовательность сбора и анализа данных. Тогда сбор и анализ данных происходят одновременно.

    Ключевыми этапами структурного анализа являются:

· Знакомство с информацией (данными)

· Идентификация тематической направленности данных

· Кодирование

· Категоризация

· Интерпретация

Знакомство с информацией (данными) подразумевает полное или частичное транскрибирование и прочтение данных. Идентификация тематической структуры – это первичное построение структуры данных на основе, как априорных источников, так и данных, полученных на первом этапе. Первичная тематическая структура должна усложняться и уточняться  на последующих этапах.

Кодирование – это присвоение текстуальных или численных значений специфическим частям данных, относящихся к той или иной теме. Кодирование является важной частью структурного анализа. Данные подвергаются внимательному изучению (многократному прочтению или сопоставлению результатов транскрибирования). Результатом должно стать выявление значимых сегментов или компонентов будущей структуры. Выявленные компоненты кодируются. Кодирование – это присвоение компонентам структуры символических, описательных значений или названий категорий или компонентов структуры. Существует много различных типов кодирования. Наиболее часто используются априорное и индуктивное кодирование. Априорное кодирование состоит в формулировке названий категорий до знакомства с данными. Этот прием чаще используется в контент-анализе. В собственно качественном исследовании предпочтительнее использовать индуктивное кодирование. Оно осуществляется по мере сбора данных или знакомства с ними.

Коды (или названия компонентов структуры) используются для построения систем категорий. Различают иерархические, последовательные и типологические системы категорий.

Иерархическая система категорий представляет разные уровни обобщения. Например, категория «фрукты» включает в себя множество различных конкретных плодов – яблоки, груши, апельсины и так далее. Таким образом, некоторые темы или идеи, содержащиеся в собранных данных, являются более обобщенными, чем другие. Компоненты структуры в этом случае связаны «по вертикали». Примером иерархической структуры могут быть результаты исследования факторов успеха психологического консультирования. В этой иерархии десять категорий расположены на четырех уровнях (рис. 1)

 

Рис.1 Иерархия факторов успеха в психологическом консультировании

 

В последовательной системе категории связаны линейно. Так, в исследовании, посвященном исследованию людей пожилого возраста, выявлено пять стадий старения. Название каждой стадии является обобщением характеристик, выявленных в процессе первичного кодирования данных (рис. 2).

 

 

Рис. 2 Линейная связь стадий старения

 

В типологиях компоненты структуры, образующие общую систему категорий, различаются в соответствии с каким-либо признаком. Вновь обратимся к примеру. В исследовании изучалось отношение учителей к нарушениям школьниками дисциплины. Кодировка данных позволила установить, что одной из категорий являлось понятие «ответственности». С одной стороны, учителя считали необходимым брать на себя ответственность в тех случаях, когда ученики вели себя неподобающим образом, и совершать действия, направленные на поддержание дисциплины. Другие учителя видели свою задачу в организации только учебной деятельности детей, а ответственность за соблюдение ими дисциплины перекладывали на родителей, администрацию школы и так далее. Таким образом, возникает типология: в соответствии с общим признаком описывается две группы учителей.

Однако оказывается, что эта типология может быть более объемной. Категоризация данных позволяет установить еще одну категорию. Оказывается, независимо от того, готовы или не готовы учителя брать на себя ответственность за нарушение учениками дисциплины, они имеют собственную точку зрения на то, каким образом следует действовать в таких ситуациях. Некоторые из них готовы оказать конкретную помощь ребенку, другие считают, что целесообразно игнорировать возникающую проблему или прибегать к наказанию. Таким образом, получается еще одна типология.

Поскольку содержание каждой категории специфично и не повторяет содержание другой, их можно рассматривать как независимые факторы, определяющие отношение учителей к нарушениям учениками дисциплины. Обратите внимание, что эти рассуждения воспроизводят логику факторного анализа в количественных исследованиях. Так же как и в этой статистической процедуре, появляется возможность организации общего для двух факторов факторного пространства. Результаты взаимного пересечения факторных пространств показаны на рис. 3

 

Рис. 3. Факторные пространства при изучении отношения учителей к нарушению школьниками дисциплины.

 

Обратите внимание, что каждому типу можно дать название. Для тренировки попробуйте сделать это.

Интерпретация результатов структурного анализа имеет своей целью упорядочивать феномены в соответствии с их природой или степенью проявленности, находить взаимосвязи внутри данных, которые позволили бы формулировать объяснения или предлагать стратегии практического применения исследовательских результатов. При этом следует иметь в виду существование различных вариантов отношений между выявленными категориями:

Вариант отношений между категориями Пример
. Полное включение                                   а = разновидность б
Частичное включение                              а= часть б
Причинно следственная связь                а= результат б; а= причина б
Рационализирование                              а= причина для совершения б
Локализация действия                             а= место для совершения б
Функция                                                    а= используется для б
Средство-цель                                      а= способ сделать б  
Последовательность   а= этап (ступень) в б
Приписывание (атрибутирование) а= характеристика б  

 

Задание для самостоятельной работы.

    Б. Лорен, Х. Бликер и К. Малдерий предлагают схему анализа письменного материала. Одна из возможных тем «Переживание страха темноты».

«Опыт переживания испуга в темноте»

Сделайте описание того, как Вы переживали чувство испуга в темноте. Сделайте это так, как у Вас получится. Не думайте о том, что включать, а что не включать в описание.

Опишите какой-то один случай. В максимальной степени придерживайтесь описательного языка, избегайте интерпретаций и выявления причинно – следственных связей. Не теряйтесь в фактических деталях. Все начинается с опыта, которым живут люди, и именно это Вы должны стремиться описать.

Далее приводятся примеры описаний.

«Опыт переживания испуга в темноте» - 1

Это было давно, когда последний раз я боялся темноты. Я должен был пойти от соседней деревни к дому, и путь проходил через лес. Предполагалось, что я буду дома прежде, чем стемнеет. Но я задержался в гостях. Теперь я должен был заплатить за это... Я мысленно представил весь путь к дому, подумал о том, какие места были «самыми опасными». Хозяева еще задавали мне какие–то вопросы, но я едва отвечал на них. Мои мысли были далеко.

Когда я наконец ушел, было почти темно. Скоро я достиг входа в лес, и он был еще более темным и более угрожающим, чем я ожидал. Я старался вести себя очень тихо, чтобы не привлечь к себе внимание, в то же самое время стараясь найти лучший путь. Иногда я наступал на ветку, которую не видел под ногами, и вздрагивал от испуга. Я крался и часто оглядывался, чтобы убедиться, что сзади никого нет. Это придавало мне храбрости.

    Я говорил сам себе: «Не воображай ничего», «Не о чем так волноваться», но это мало помогало. Казалось, это не я сам себя успокаивал, а кто-то посторонний говорил со мной.

    Внезапно я снова сильно испугался какого-то шума. Дыхание, казалось, остановилось. Я почувствовал себя маленькими, незначащими, взволнованным. Колени начали трястись. Позже я узнал, что это была птица, перелетавшая с дерева на дерево, вероятно сова.

    Я часто ловил себя на том, что начинаю идти быстрее. Поняв это, я замедлил шаги. Это было слишком глупо. В то же время я держался настороже. Когда мой путь перегородили большие кусты, я сделал большой круг, чтобы обойти их. Руки становились липкими. когда я закончил там. В одном мне показалось, что впереди кто-то стоит, и ноги отказались служить мне. Какое это было облегчение, когда увидел, что ошибся.

    Казалось, прошло много времени. На самом деле я проходил этот путь намного быстрее. Теперь он казался бесконечно длинным. Еще один поворот, и наконец я вне леса. Даже за большие деньги я не согласился бы вернуться.

«Опыт переживания испуга в темноте» - 2

Когда я еду домой с работы на велосипеде по вечерам, то обычно сокращаю путь. Это экономит мне 10 минут. Я оставляю хорошо освещенную дорогу и еду по темной пустой улице. Там меня охватывает чувство беспокойства и неуверенности. Как только последний фонарь и последний дом теряются позади, я чувствую себя охваченной темнотой. Вы ощущаете угрозу от чего-то, что скрыто от вас. Это отличается, например, от того, если бы вас испугала собака. Вы знаете, что это – собака, и вы можете защититься, взяв «большую дубинку» или выбрав другой путь. Темнота - другой враг. Это обступает вас со всех сторон, и вы не знаете точно, откуда ждать опасности.

В то время как я еду по темной улице, я замедляю скорость, и мой слух обостряется, чтобы идентифицировать каждый звук. Всякий раз, когда мне удается его распознать, я испытываю облегчение. Вот улетает напуганная птица, вот - ветер, который свистит в вершинах дерева. Идентификация звуков и их обозначение успокаивает меня. Но независимо от моих ушей существует моя спина. Я уязвима сзади. Тогда я налегаю на педали, стараясь защитить тыл. Напряжение не покидает меня.

    Внезапно страх почти парализует меня. Мне кажется, что впереди кто-то стоит. Худшая вещь, которая может случиться со мной, встретить здесь человека. У любого, кто блуждает где-то здесь так поздно, не может быть хороших намерений. Когда я приближаюсь, я успокаиваюсь, так как это - только кустарник.

Наконец впереди видны очертания зданий. Я глубоко вздыхаю, и чувство облегчения охватывает меня. Я замедляю темп езды. Теперь темнота отступает. Если я встречу кого-то теперь, я больше не боюсь. Я буду смотреть на него и говорить «добрый вечер», даже если я не буду знать его.

«Опыт переживания испуга в темноте» - 3

У слова «темный» в нашем языке есть, определенное зловещее значение: «темные времена», «темный взгляд», «темные силы» и т.д. Это слово вызывает сходные ассоциации во множестве культур. Вспомните, например, историю сотворения мира, где свет хорош, в отличие от темноты. Форма и интенсивность страха перед темнотой отличаются от культуры к культуре. В культурах, где нет электричества, люди борются со страхом темноты, например, устраивая коллективные танцы вокруг костра, тогда как мы просто включаем свет. Каждый отдельный человек боится темноты меньше или больше, чем другие.

    В темноте хорошо знакомые вещи становятся пугающими, и этот страх не может быть локализован. Шум, который незаметен в течение дня, вызывает страх ночью.

    Угроза, неуверенность, которые исходят из темноты, являются более зловещими, когда человек идет один в темноте, чем тогда, когда Вы «пересекаете» темноту вместе с большим количеством людей. Присутствие других людей делает власть темноты менее реальной.

В третьем описании нам говорят, что темнота «влияет на всех», что «некоторые люди более боятся темноты, чем другие», что культуры различаются тем, как в них происходит «обработка» этого страха. Все это может быть весьма верным, но не дает нам возможности понимать чувства, мысли, и реакции человека, который боится, когда он окружен темнотой. Третье описание - пример анализа без описания.

В повседневной жизни разговор о том, что можно бояться темноты, будет разговором о чем-то само собой разумеющимся. В исследовательских целях этого оказывается недостаточно. Здесь необходимо в максимально возможной степени возвратиться к тому, на что это походит для вас, для всех нас, чтобы перенести в сознание опыт, который до этого, считался само собой разумеющимся.

Если обратиться к первым двум описаниям, там появляется несколько хороших ответов.

    В описании 1:

«Я вздрагивал от испуга»

«Я крался и часто оглядывался, чтобы убедиться, что сзади никого нет».

 «Дыхание, казалось, остановилось»

«Я почувствовал себя маленькими, незначащими, взволнованным."Вы чувствуете себя маленькими».

В описании 2.

«Я чувствую себя охваченной темнотой»

«Внезапно страх почти парализует меня».

Можно начать работать с этими описаниями. Но есть также разъяснения, которые делают авторы описаний.

В описании 1:

«Казалось, это не я сам себя успокаивал, а кто-то посторонний говорил со мной.

В описании 2:

«Это отличается, например, от того, если бы вас испугала собака»

    Оба эти разъяснения лежат за пределами непосредственного опыта. Они кажутся не мыслями, пришедшими в описываемые моменты, а, скорее, мыслями, которые возникли позже. Нельзя сказать, что это – «неправильные мысли». Более того, и они, возможно, фактически были частью опыта. Чтобы узнать об этом, нужно было бы спросить авторов. Такой вид опроса дает хорошую возможность еще раз прояснить понимание текста всеми, в том числе и автором, чтобы еще раз проговорить, что именно произошло, и не переместился ли фактически оригинальный текст слишком далеко от непосредственного опыта. 

Анализ

Есть неисчислимые способы подготовить анализ письменных материалов, являются ли они описаниями непосредственного опыта, транскрипцией интервью или письменными примечаниями к наблюдениям. Пожалуй, письменное описание личного опыта является самым простым материалом для анализа. Существует пошаговая процедура, которая в наибольшей степени подходит для того, чтобы начинать учиться анализу в качественном исследовании. 

Цель анализа состоит в том, чтобы найти общие темы в письменных описаниях и структуру организации этих тем.

Перед знакомством с предлагаемой процедурой анализа попробуйте идентифицировать общие темы в трех (четырех с Вашим собственным) описаниях «Опыта переживания испуга в темноте».Тогда Вы можете сравнить то, что Вы сделали и как Вы сделали это с предлагаемыми процедурой анализа результатами. Это может быть проверкой надежности результатов проведенного исследования.

Анализ начинается с работы с каждым описанием, чтобы получить как можно больше важных элементов описываемого респондентами опыта.

Какие элементы считать важными? Это решает тот, кто занимается анализом, опираясь на собственный опыт. Именно здесь начинается искусство исследования.

В позитивистском исследовании различия в суждениях респондентов преодолеваются с помощью использования шкалы, предлагающей варианты ответов:

«Что Вы чувствуете, когда находитесь в темноте?»

А) я чувствую, что нахожусь совершенно один

Б) я чувствую, что кто-то еще присутствует рядом со мной

В) я чувствую, что не доверяю другим

Г) все вышеупомянутое

Затем используется номинативная шкала. 

С такой формой опроса различия среди респондентов преодолеваются в самом начале исследования. В качественном исследовании не ставится задача преодолеть различия между описанием респондентами своего опыта. Фактически, работа с различиями – есть часть процедуры анализа. Согласованы ли данные - центральный вопрос в любом исследовании. Однако отрицательный ответ на него не является сигналом о том, что что-то идет неправильно. Это означает лишь, что то, что началось как исследование отдельного случая переживания опыта, стало исследованием нескольких случаев. 

В проведении тематического анализа важно попытаться прочитать каждое описание по-новому, что позволяет выделить важные моменты из общей лингвистической структуры.

Прочитайте каждое описание и выберите из них те моменты, которые, как кажется, являются центральными для описываемого случая. Не волнуйтесь, если вам покажется, что их слишком много. Старайтесь прочитать каждое описание «новыми глазами», позволяя ему как бы «говорить за себя».

Вот примерный список центральных моментов.

Описание 1.

1. Я мысленно представил весь путь к дому, подумал о том, какие места были «самыми опасными»

2. Мои мысли были далеко.

3. Лес … был еще более темным и более угрожающим, чем я ожидал.

4. Я старался вести себя очень тихо, чтобы не привлечь к себе внимание,

5. Стараясь найти лучший путь.

6. Наступал на ветку …вздрагивал от испуга

7. Я крался и часто оглядывался

8. Кто-то посторонний говорил со мной.

9. Я почувствовал себя маленькими, незначащими, взволнованным.

10. Колени начали трястись

11. Я часто ловил себя на том, что начинаю идти быстрее

12. Я держался настороже

13. Руки становились липкими

14. Ноги отказались служить мне

15. Мне показалось, что впереди кто-то стоит

16. Это было облегчение, когда увидел, что ошибся

17. Казалось, прошло много времени

18. Даже за большие деньги я не согласился бы вернуться.

Описание 2.

1. Улица … как зияющий рот.

2. Меня охватывает чувство беспокойства и неуверенности.

3. Я чувствую себя поглощенной темнотой

4. Угроза от чего-то, что скрыто от вас.

5. (Темнота) обступает со всех сторон

6. Вы не знаете точно, откуда ждать опасности.

7. Замедляю скорость

8. Мой слух обостряется

9. Всякий раз, когда мне удается его распознать, я испытываю облегчение.

10. Улетает напуганная птица

11. Ветер … свистит в вершинах дерева

12. Я уязвима сзади

13. Стараясь защитить тыл

14. Напряжение не покидает меня.

15. Страх почти парализует меня.

16. Мне кажется, что впереди кто-то стоит

17. Когда я приближаюсь, я успокаиваюсь, так как это - только кустарник.

18. Чувство облегчения охватывает меня.

19. Я замедляю темп езды.

20. Теперь темнота отступает

21. Если я встречу кого-то теперь, я больше не боюсь.

Описание 3.

1. У слова «темный» есть зловещее значение

2. Хорошо знакомые вещи становятся пугающими

3. Шум… вызывает страх

4. Угроза, неуверенность, которая исходит из темноты, является более зловещей, когда человек идет один

Если человек, сделавший то или иное описание, находится рядом с вами, можно обратиться к нему за комментариями по поводу выявленных центральных моментов. Он может прокомментировать или исправить что-либо. Часто темы находятся не непосредственно в словах, а «между строк». Тогда становится важно, что слова подобраны правильно. Респондент не имеет права вето на Вашу способность проникновения в суть, но его комментарии могут привести к более точной формулировке, дополнениям. 

Теперь, когда сделан предварительный выбор «форм», используемых респондентом, необходимо сравнить их друг с другом, чтобы сделать список общих для них тем. Так можно принять решение о разделяемых аспектах опыта. (Здесь важно иметь и собственное описание и список центральных моментов, кроме того, который предлагается как образец). 

Примерные темы или общие формы:

Беспокойство заранее

Описание 1: пункты 1, 2,

Описание 2: пункты 1, 2,

Описание 3: пункт 1

Внутреннее состояние

Описание 1: пункты 6, 9, 10, 11, 13, 14,

Описание 2: пункты 8, 14, 15,

7. Облегчение от беспокойства, неуверенности

Описание 1: 16

Описание 2: 17, 18

Нужно помнить, что здесь даны лишь примерные темы. Если работа происходит в группе, идентификацию тем можно продолжать до достижения полного согласия. Если исследователь работает один, ему приходится неоднократно возвращаться к протоколам, уточняя свои предположения по поводу сформулированных тем. Анализ есть непрерывное движение назад и вперед от текста до сформулированной темы, и от тем к найденным категориям. Добавляется новый материал, предварительные решения изменяются в пользу более точной формулировки.

Кроме общих для нескольких описаний тем, почти всегда возникают уникальные темы. Они должны быть перечислены отдельно.  

Уникальные темы:

1. Время (описание 1)

2. Угроза нападения «сзади» и стремление защитить «тыл».

Казалось бы, на этом анализ может быть завершен. Однако нет препятствий для его продолжения. Один из путей дальнейшего анализа состоит в том, чтобы преднамеренно ввести некоторые изменения в описания с тем, чтобы впоследствии укрепить или изменить уже сформулированные темы. Эта работа помогает обогатить понимание.

    В описание могут быть внесены различные изменения, например, боязнь темноты в каком-либо ином культурном контексте (например, в Африке и Латинской Америке), в специфических физических условиях или проявления страха темноты, когда респондент находится вместе с другими людьми. 

    Последний случай наиболее интересен, так как до этого работа проводилась с описаниями, где респонденты были одни. Поэтому приведем еще одно описание.

«Опыт переживания испуга в темноте» - 4

Я не уверен, буду ли я в состоянии хорошо описать этот опыт. Это был необычный случай. Это только случилось лишь однажды и, мы надеемся, что больше никогда не произойдет. Страх, который овладел нами, длился только течение нескольких секунд, но я помню об этом, даже притом, что это случилось двадцать лет назад.

Я совершал экскурсию в пещеру вместе с группой других людей. В группе было сорок или даже больше человек. Мы перемещали от грота к гроту, и впереди горел свет, освещая нам путь. Когда мы оказались глубоко под землей, гид сказал, что после того, как мы зайдем в один из гротов, он выключит свет, чтобы мы могли испытать полную темноту, отсутствие, вообще какого бы то ни было света.

Он действительно выключил свет.

Трудно найти правильные слова. Когда погас свет, ситуация изменилась и физически, и социально. Я оказался один. Глаза стали бесполезны. Темнота была непроницаема. Я попытался разглядеть хоть что-нибудь, но без успеха. Не было ничего кроме ничего. Я почувствовал себя потерянным без визуальных пунктов ссылки, и затем в мое тело вошел шокирующий страх, я почувствовал тепло – тепло страха. А вдруг освещение сломалось? Странно, но фактически этот страх родился из некоторого извращенного желания ужасно испугаться. Прошло, две минуты, а может быть меньше, и свет был включен. Черная темнота исчезла, и ясность и невесомость света возвратилась. Темнота состоит из вещества, которое свет ликвидирует.

Попробуем извлечь центральные моменты из этого описания, которые можно добавить к более раннему анализу.

1. Когда огни ушли, ситуация была преобразована, физически и социально.

2. Я был одним.

3. После попытки что-либо увидеть – возникло неверие в свои силы.

4. Ничто кроме присутствия ничего.

5. Чувство поте



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 135; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.190.102 (0.172 с.)