Работа над заголовком текста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Работа над заголовком текста



- Обратимся к заголовку текста. Что представляет собой заголовок? (Это вопросительное предложение). Что отражает название: тему или основную мысль? (Заголовок отражает основную мысль, которая раскрывается в тексте.)

Выявление коммуникативного намерения автора

- Продолжим наши размышления. Как вы думаете, с какой целью автор обращается к нам, к своим собеседникам с проблемой воспитанности людей: сообщить читателям о проблеме, поделиться своими мыслями и чувствами или вызвать отклик, заинтересованность в воображаемом читателе – собеседнике? (Ответы учащихся).

- Я думаю, вы правы, С.В. Гиацинтовой важно привлечь внимание читателя к проблеме воспитанности, задуматься над своим поведением и поведением окружающих людей и, наверное, извлечь из этого нравственный урок. В чем, по-вашему, автор видит проявление воспитанности человека? (Не в выполнении норм поведения, а в сердечности, доброте к людям.)

Определение жанрово – стилистической принадлежности текста

- Поскольку мы определили с вами намерение автора, мы сможем определить стиль текста. К какому стилю относится текст? Докажите. (Публицистический стиль, так как основная функция текста – воздействие на читателя.).

- Какие языковые особенности публицистического стиля вы заметили? Приведите примеры.

- Использование отвлеченной лексики книжного характера: воспитанность, доброта, человечность, нормы поведения. Обращение к читателю, что придает эмоциональность изложению. Автор использует повтор слов в начале предложения (Это не только.. Это нечто…), риторический вопрос, ряды однородных членов предложения.

- Какому типу речи относится текст или смешанному типу?

V. Повторное чтение текста.

Послушайте текст еще раз. Наша задача определить, какие смысловые части (микротемы) в нем можно выделить, сколько их.

Во время чтения можете фиксировать ключевые слова.

VI. Составление плана. Работа над сокращением текста

- Обратимся к композиционным особенностям текста. Из каких частей он состоит? Давайте озаглавим их и составим примерный план. Предлагайте ваши варианты. План записываете в тетради. (По каждой микротеме определяется основная мысль и записывается пункт плана).

1. Воспитанный человек…

2. Что такое воспитанность.

3. Артист Художественного театра В.И. Качалов –

пример воспитанного человека.

4. Оценка поступка Качалова как проявление внутренней доброты к людям

5. Рассказ о случай в Лувре.

 

- Можно ли сократить или исключить какую-то часть текста. (Да, можно, п. 5. Рассказ о случае в Лувре). Итак, мы используем прием исключения, удаляем микротему. Можно ли другие части сократить? (Нет, это разрушит выражение основной мысли текста).

План

  1. Воспитанный человек…
  2. Что такое воспитанность.
  3. Артист Художественного театра В.И. Качалов – пример воспитанного человека.
  4. Оценка поступка Качалова как проявление внутренней доброты к людям

 

- Хорошо, а можно ли в частях текста сжать информацию, рассказать ее кратко (Да, можно в 3 и 4 частях).

- Какие приемы могут быть использованы для сжатия текста (Исключение, обобщение, замена (упрощение)).

Учитель показывает, как провести сжатие текста при помощи приемов компрессии.

- Приведем пример. Какая информация является основной, что может быть содержательно сокращено в предложении?

Корни этого поступка не просто в знании хорошего тона, а в сердечности и доброте к людям.

Измененное предложение

Корни этого поступка в сердечности и доброте к людям. Какой прием был использован?

Значит, все дело в мыслях и побуждениях. А знание норм поведения только помогает проявлению внутренней доброты и человечности.

Все дело в мыслях и побуждениях, в проявлении доброты и человечности. (Прием упрощения)

       - Помните, что в каждой части вы применяете приемы сжатия.         

VII. Языковой анализ текста



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 209; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.230.107 (0.004 с.)