Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекционный материал по курсу

Поиск

ЛЕКЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ ПО КУРСУ

«УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ»

Управление проектами – обширная область научных знаний, помогающая правильно организовать и выполнять ограниченный во времени процесс получения заданного результата.

Курс посвящен - изучению современных методов управления на основе проектного подхода. Управление является весьма специфической формой человеческой деятельности, поэтому качество управления проектом существенно зависит от квалификации менеджера. Методология управления проектами формирует новый тип менеджера - системного организатора, способного качественно спланировать проект и организовать его выполнение. Системная организация позволяет снизить требования к квалификации участников проекта и, тем самым, снизить риски непрофессионального управления.

Целью предлагаемого курса - является обучение руководителей различного уровня основам управления проектами и навыкам системного организатора. Необходимо добиться повышения квалификации руководителей в вопросах организационного управления проектами, реализуемых в компаниях.

Задача курса - пробудить интерес к практическому использованию приемов управления проектом, научить менеджера применять их на практике в проектах, относящихся к различным предметным областям, в том числе и к проектам, касающимся организации работы компании или реструктуризации предприятия.

 

В программе курса:

· Особенности реализации проекта.

· Искусство и ремесло в управлении проектами. Основные понятия управления проектами и подходы к профессиональному управлению проектами.

· Системный подход к организации управления проектом. Структуризация проекта – способ упрощения проекта и снижения требований к квалификации управленческого персонала проекта. Интеграция проекта.

· Базовый жизненный цикл проекта, подсистемы управления, структура работ проекта.

· Бизнес-процессы подготовки обоснования и плана проекта.

· Методы мотивации команд проекта.

· Управление рисками проекта.

· Использование технологии управления проектами для создания инноваций.

· Управление проектами – способ повышения эффективности функционирования инновационной компании.

· Организационная структура проектно-ориентированной компании. Проектный офис и Проектный комитет компании.

· Внедрение проектного управления в практику работы компании на основе Корпоративного Стандарта управления проектами.

· Управление проектами – инструмент реализации стратегических и тактических целей компании.

· Разработка Программы инновационного развития компании с использованием методов управления проектами.

· Использование проектного управления для реализации инфраструктурных проектов.

· Системная организация работы Технопарка.

· Формирование программ инновационного развития региона на основе проектного подхода.

 

Введение.

За более чем полувековую историю развития науки об управлении проектами сложилась цельная научная система, включающая понятия о проекте для объектов различных иерархических уровней, процессы и методы управления, в том числе вопросы стандартизации информационного обеспечения как для управления проектами, так и для процессов конструирования и проектирования. Эта наука оказалась динамично развивающейся, особенно в направлениях автоматизации процессов, моделировании и алгоритмировании. Вместе с тем существует потребность в новых направлениях в области управления проектами и совершенствовании уже разработанных материалов в части обобщения и систематизации, уточнения ряда положений, развитии методов и подходов в управлении для вновь создаваемых разновидностей проектов. Поэтому актуальность настоящего учебного пособия обусловлена необходимостью систематизировать и дополнить науку об управлении проектами специальными материалами в области понятий, классификаций и содержательной части процессов управления проектами. Исходя из актуальности, следует, что цель учебного пособи я – сформировать систему управления проектами путем обобщения ее содержательной части и дополнения новыми материалами по ряду процессов управления.

В соответствии с целью в учебном пособии решены следующие задачи:

1. Уточнены понятия о проекте и классификация проектов по сферам деятельности, дополнены процессы управления проектами на основе системного и процессного подходов.

2. Обобщены международные и национальные стандарты управления проектами.

 3. Проработаны процессы управления «жесткими» и «мягкими» проектами в условиях неопределенности исходных данных.

4. Управление стоимостью проекта адаптировано к ресурсному управлению.

5. Определены специфические особенности экспертизы и оценки проектов преимущественно инновационного и научноисследовательского содержания.

6. Углублены знания об эффективности проекта и методах ее оценки.

7. Описаны методы управления проектами инновационным коллективом, обеспечивающие создание синергетического эффекта в работе.

Материалы учебного пособия изложены путем обеспечения единства замысла: сначала даны общие положения о проектах и процессах управления – общих и связанных со стадиями жизненного цикла проекта; затем дано описание существующих стандартов по управлению проектами, дающих возможность исследователю оценить полноту известных решений и определить направление поиска; далее приведены материалы, совершенствующие систему управления проектами: проекты, разделены на группы «жестких» и «мягких», приобретают специфику управления по-новому; предложено уделить внимание ресурсному управлению проектами; разработаны критерии и методика оценки инновационных разработок и научно-исследовательских работ; углублено понятие эффективности проекта и ее оценки, описаны методы оценки проектов и эффективности управления проектами, и, наконец, даны рекомендации по созданию и оценке синергетического эффекта с помощью различных мероприятий по управлению инновационным коллективом.

ПРОЕКТ И ПРОЦЕССЫ ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ. Важнейшие сферы деятельности человека – наука, производство продукции и услуг, бизнес, искусство, спорт, оборона, защита от чрезвычайных ситуаций ‒ образуют инфраструктуру общества, поддержание и развитие которой требует постоянного осуществления проектных работ и управления ими. Практическим выходом таких работ является проект. Проект может оставаться просто в сознании человека и не представляться на каком-либо носителе информации, поэтому его понятие должно учитывать и такую возможность. С учетом этого дадим общую формулировку проекта. Проект вообще – это идея, подготовленная к практическому использованию (внедрению). Под идеей подразумевается замысел, намерение, которые выражаются в виде предложения или изобретения. Подготовка означает действие по разработке, созданию. При этом формы готовности: метод, методика, алгоритм, программа, план, мероприятия, рекомендации, документация в виде чертежей, пояснительной записки, формул, расчетов, описаний и т.д.; макет, модель, образец, пособие, научный отчет, рукопись для публикации, стандарты и т. п. Практическое использование выражается в решении конкретной задачи по внедрению идеи в жизнь в применении к заданным условиям. В более узком смысле для предприятий и организаций под проектом понимают системный комплекс плановых документов (финансовых, технологических, организационных и прочих) и поддерживающую его информационную базу, содержащий комплексносистемную модель действий по достижению оригинальной цели (целей). Минимальный уровень понятия «проект» – предварительный текст какого-либо документа (проект постановления, решения, договора и т.п.) Projectus в переводе с латинского означает брошенный вперед, сосланный, т.е. направленный в будущее. В производственных условиях проект – системное мероприятие по созданию и использованию (эксплуатации) нового объекта, а также улучшение, преобразование, реконструкция, расширение или изменение действующего объекта. Проект имеет определенный порядок оформления, последовательность осуществления с указанием целей, содержания этапов, объёма работ, методов и средств, последовательности и сроков исполнения каждого этапа. Проекты имеют широкую классификацию по типам, видам и разновидностям, отраженную в учебной методике. Так, проекты для разных сфер деятельности классифицируются в несколько типов: исследовательский, конструкторский, технологический, организационный, внедрения (практической реализации), управления людьми. Исследовательский проект связан с выполнением научно-исследовательских работ для выявления законов и закономерностей материального и нематериального мира, поиска истины в различных сферах человеческой деятельности и природе. Конструкторский проект имеет на выходе конструкторскую документацию (чертежи, спецификации, пояснительные записки, макеты, образцы, базы данных, расчеты и т.д.) для производства объектов промышленности, строительства и пр. Технологический проект обеспечивает решение задач по претворению конструкторских и других разработок в конкретные производства и действия. Организационный проект дает ответы на вопросы по упорядочиванию и оптимизации управления процессами и объектами. Проект внедрения устанавливает алгоритм действий по практическому использованию идей и разработок в процессах и объектах. Проект управления людьм и (персоналом) предполагает духовное и физическое воздействие на них с целью получения запланированных результатов через властные структуры. Проектирование в материальном производстве как процесс разработки проекта по выработанной концептуальной идее включает технико-экономическое обоснование, чертежи, пояснительные записки, сметы стоимости реализации проекта и другие материалы, необ- 7 ходимые для внедрения проекта. Проектирование – начало и основа любого материального производства, его конечный результат – это проект продукции, производства, бизнес-план и тому подобный товар интеллектуальной деятельности. Управление проектированием разработок, предпроектная и послепроектная деятельность составляют суть управления проектом (проектного управления). Управление проектом – особый вид управленческой деятельности, базирующийся на предварительной коллегиальной разработке комплексно-системной модели действий по достижению оригинальной цели и направленный на реализацию этой модели. Существуют общие положения, касающиеся закономерностей и правил эффективного управления вообще проектом, но есть и специфические особенности для проектов различных отраслей деятельности человека (строительного, инвестиционного, образовательного и т.п. проектов). Соответственно управление проектом требует как надпрофессиональных знаний, охватывающих общие закономерности, присущие проектам во всех областях деятельности, так и специальных знаний, относящихся к узкой области деятельности. При отсутствии знаний менеджмента в области проектирования руководство не имеет ясного представления о предстоящих работах, необходимых затратах, а поэтому не может своевременно получить точные ответы на вопросы о принятии управленческих решений. Необходимость подготовки менеджеров в области управления проектом подтверждается растущим спросом на этих специалистов и соответствующим расширением структуры образования. Проектирование – сложный процесс, одновременно ремесло и искусство, работа специалистов разного образовательного уровня и профиля, разных профессий, поэтому менеджер проекта должен обладать не только знаниями в области традиционного менеджмента, но и специфичными, связанными с особенностями проекта и проектных работ. Традиционное управление, по сути, является управлением по отклонениям от заданных целей, технологий, планов, указаний и команд и рассматривает всю целевую деятельность не как единое целое, а как замкнутые циклы «команда – выполнение – контроль» для функций, процессов, операций. Управление проектом в отличие от традиционного управления является динамическим, целостным, сплошным (не дискретным), объективным, нелинейным, внутренним, системным. Таким образом, понятие проекта имеет четыре уровня: сформулированное общее понятие, более узкие частные понятия для предприятий и организаций, для производственных условий и как предварительный текст документа. Проекты имеют широкую классификацию, в том числе по сферам деятельности.

Общие процессы управления проектом. В системе управления проектами выделяют общие процессы и процессы, связанные со стадиями жизненного цикла проекта. Общие процессы можно представить в следующей последовательности, образующей смысловую цепочку, сходную с алгоритмом управления.

 

Определение проекта

В различных источниках (учебниках, статьях, стандартах) можно найти множество различных определений проекта, которые, впрочем, не противоречат, а, скорее, дополняют друг друга. Однако наиболее известным является следующее определение: «Проект — это временное предприятие, предназначенное для создания уникальных продуктов или услуг». «Временное» означает, что у любого проекта есть начало и непременно наступает завершение, когда достигаются поставленные цели, либо возникает понимание, что эти цели не могут быть достигнуты. «Уникальных» означает, что создаваемые продукты или услуги существенно отличаются от других аналогичных продуктов и услуг. В частности, нет одинаковых месторождений полезных ископаемых и разработка любого месторождения уникальна. Уникальность продуктов или услуг проекта обуславливает необходимость последовательного уточнения их характеристик по мере выполнения проекта. Более полное определение проекта звучит так: «Проект — целенаправленное, заранее проработанное и запланированное создание или модернизация физических объектов, технологических процессов, технической и

Базовые понятия и определения управления проектами организационной документации для них, материальных, финансовых, трудовых и иных ресурсов, а также управленческих решений и мероприятий по их выполнению». Управление проектами — методология (говорят также — искусство) организации, планирования, руководства, координации трудовых, финансовых и материально-технических ресурсов при помощи современных методов, техники и технологии управления для достижения определенных результатов по составу и объему работ, стоимости, времени и качеству. Под объектами управления проектами понимаются проекты, программы и портфели проектов. Субъектами управления проектами являются менеджеры проекта со стороны заказчика и исполнителя, а также команда управления проектом/ команда проекта. Важно понимать, что при оценке успешности управления проектом используется концепция «треугольника управления проектом», т.е. тройственного ограничения «качество (содержание работ проекта) — сроки — затраты». Соответственно проект считается успешным в том случае, если были выдержаны требования по времени, стоимости и качеству. При управлении проектом создается временная организационная структура, называемая организационной структурой проекта. Необходимо также учитывать тип организационной структуры компании, в рамках которой реализуется проект: функциональная, проектная или матричная. Матричная организационная структура, в свою очередь, подразделяется на слабую, сбалансированную и жесткую матрицы. Каждая организационная структура предполагает свои особенные подходы к формированию команды проекта.

Группа процессов инициации

Группа процессов инициации состоит из процессов, способствующих формальной авторизации начала нового проекта или фазы проекта. Процессы инициации часто выполняются вне рамок проекта и связаны с организационными, программными или портфельными процессами, которые и обеспечивают входы для группы процессов инициации. Тем самым границы проекта могут размываться. Например, перед началом операций в рам- 52 Раздел I. История и методология управления проектами Общий обзор взаимодействий между группами процессов. Осуществимость нового предприятия может быть установлена путем оценки альтернатив и выбора наилучшей из них. Разрабатываются четкие описания целей проекта, куда включается и указание причин, почему данный проект является лучшим вариантом, удовлетворяющим требованиям. В документацию по данному решению также входит базовое описание содержания проекта, результатов поставки, длительности проекта, а также прогноз требуемых ресурсов для анализа инвестиций организации. Рамки проекта могут быть уточнены путем документирования процессов выбора проекта. Ответственность руководства в рамках организации определяется местом проекта в стратегическом плане организации. В многофазных проектах последующие фазы также включают в себя процессы инициации; это делается для оценки допущений и решений, принятых во время начальных процессов разработки устава проекта и предварительного описания содержания проекта. В ходе процесса инициации уточняются первоначальное описание содержания и ресурсы, которые организация планирует вложить. На этом этапе также выбирается менеджер проекта, если он еще не назначен, и документируются исходные допущения и ограничения. Эта информация заносится в устав проекта, и если он одобряется, проект официально авторизуется. Хотя команда управления проектом может участвовать в написании устава, одобрение и финансирование происходят вне границ проекта. Подключение заказчиков и других участников проекта во время инициации обычно способствует сотрудничеству, успешной приемке результатов поставки и в конечном итоге — удовлетворению требований заказчиков и других участников проекта. В группу процессов инициации входят следующие процессы управления проектами. 1. Разработка устава проекта. Этот процесс связан прежде всего с авторизацией проекта или его фазы (в многофазном проекте). Это процесс, необходимый для формулирования практических нужд и документального оформления нового продукта, услуги или иного результата, который должен удовлетворять этим требованиям. С помощью устава проект привязывается к текущей работе организации, а также осуществляется авторизация проекта. Составление устава и авторизация проводятся вне рамок проекта подразделением, управляющим организацией, программой или портфелем. В многофазных проектах в ходе этого процесса оцениваются или исправляются решения, принятые в предыдущем процессе разработки устава проекта на предыдущей фазе. 2. Разработка предварительного описания содержания проекта. Это процесс, необходимый для предварительного общего описания проекта с использованием устава проекта и других входов процессов инициации. История и методология управления проектами процесс направляет и документирует требования к проекту и результатам поставки, требования к продукту, границы проекта, методы приемки и общее управление содержанием. В многофазных проектах этот процесс оценивает или уточняет содержание проекта для каждой фазы.

Группа процессов планирования

Команда управления проектом использует группу процессов планирования и составляющие ее процессы и взаимодействия для планирования и управления успешным проектом в интересах организации. Цель группы процессов планирования — собрать информацию из нескольких источников, различных по уровню полноты и доверия. В процессе планирования разрабатывается план управления проектом. Эти процессы также обнаруживают, определяют и дорабатывают содержание и стоимость проекта и составляют расписание для операций, предпринятых в рамках проекта. По мере того как появляется новая информация по проекту, будут выявляться или исчезать дополнительные зависимости, требования, риски, возможности, допущения и ограничения. Из-за присущей управлению проектами многомерности в ходе проекта неоднократно возникает необходимость в дополнительном анализе, а значит, и в возврате к уже утвержденным процессам. В ходе выявления и осознания новых характеристик и информации, касающихся проекта, может возникнуть необходимость в доработках. Значительные изменения, происходящие во время жизненного цикла проекта, приводят к необходимости пересмотра одного или нескольких процессов планирования и, возможно, некоторых процессов инициации. Это затрагивает также и частоту итераций процессов планирования. Например, план управления проектом, разработанный в качестве выхода группы процессов планирования, будет фокусироваться на изучении всех аспектов содержания, технологий, рисков и затрат. Обновления, возникшие в связи с одобренными изменениями в течение исполнения проекта, в значительной степени влияют на отдельные части плана управления проектом, обновления которого обеспечивают большую точность в отношении требований к расписанию, затратам и ресурсам для достижения заданного содержания проекта в целом. Обновления могут ограничиваться операциями и проблемами, связанными с выполнением отдельной фазы. Такую постепенную детализацию плана управления проектом часто называют «планированием методом набегающей волны», подчеркивая этим, что планирование в этом случае представляет собой итеративный и непрерывный процесс. При планировании команда проекта должна вовлекать в этот процесс всех участников (в зависимости от их влияния на проект и его результаты), так как у них имеются навыки и знания, которые могут способствовать разработке плана управления проектом и вспомогательных планов. На эти процедуры может влиять сущность проекта, установленные границы проекта, соответствующие операции по мониторингу и управлению, а также условия, в которых будет исполняться проект. Взаимодействие между процессами в рамках группы процессов планирования зависит от характера проекта. Например, в некоторых проектах не будет никакого или почти никакого риска до тех пор, пока основная часть планирования не завершится. В этот момент команда проекта может осознать, что стоимость и расписание проекта составлены очень агрессивно, а риск на самом деле значительно выше, чем считалось ранее. Результаты итераций документируются как уточнения к плану управления проектом. В нижеприведенном списке указываются процессы, к которым команда проекта должна обратиться, чтобы решить нужно ли их выполнять, и если да, то кто это должен сделать.

В группу процессов планирования входят следующие процессы управления проектами. 1. Разработка плана управления проектом. Процесс, необходимый для определения, подготовки, координации и интеграции всех вспомогательных планов в план управления проектом. План управления проектом становится первичным источником информации по планированию, исполнению, мониторингу и управлению, а также закрытию проекта.

2. Планирование содержания. Процесс, необходимый для создания плана управления содержанием проекта и определения иерархической структуры работ.

3. Определение содержания. Процесс, необходимый для разработки подробного описания содержания проекта, на основании которого впоследствии будут приниматься решения по проекту.

4. Создание иерархической структуры работ (ИСР). Процесс, необходимый для разделения основных результатов поставки проекта и работ проекта на более мелкие элементы, которыми легче управлять.

5. Определение состава операций. Процесс, необходимый для идентификации конкретных операций, которые следует выполнить для получения различных результатов поставки проекта.

6. Определение взаимосвязей операций. Процесс, необходимый для определения и документирования взаимосвязей между операциями.

7. Оценка ресурсов операций. Процесс, необходимый для оценки типа и количества ресурсов, необходимых для выполнения каждой плановой операции.

8. Оценка длительности операций. Процесс, необходимый для оценки количества рабочих периодов, которые потребуются для завершения отдельных плановых операций.

9. Разработка расписания. Процесс, необходимый для анализа последовательности, длительности операций, требований к ресурсам и ограничений на сроки с целью создания расписания проекта. История и методология управления проектами

10. Стоимостная оценка. Процесс, необходимый для разработки приблизительных значений стоимости ресурсов, необходимых для выполнения операций проекта.

11. Разработка бюджета расходов. Процесс, необходимый для суммирования оценок стоимости отдельных операций или пакетов работ для оценки базового плана по стоимости.

12. Планирование качества. Процесс, необходимый для определения стандартов качества, которые соответствуют проекту, и средств достижения этих стандартов.

13. Планирование человеческих ресурсов. Процесс, необходимый для определения и документирования ролей в проекте, ответственности и отчетности, а также создания плана управления обеспечением проекта персоналом.

14. Планирование коммуникаций. Процесс, необходимый для определения потребностей участников проекта в информации и коммуникациях.

15. Планирование управления рисками. Процесс, необходимый для определения подходов к планированию и выполнению операций по управлению рисками проекта.

16. Идентификация рисков. Процесс, необходимый для определения того, какие именно риски могут повлиять на проект, а также для документирования их характеристик.

17. Качественный анализ рисков. Процесс, необходимый для установления приоритетов рисков с целью их дальнейшего анализа или действий путем оценки и совмещения их вероятности и воздействия.

18. Количественный анализ рисков. Процесс, необходимый для количественного анализа воздействия определенного риска на общие цели проекта.

19. Планирование реагирования на риски. Процесс, необходимый для разработки вариантов и операций для повышения возможностей и снижения угроз целям проекта.

20. Планирование покупок. Процесс, необходимый для определения, что, как и когда следует приобрести.

21. Планирование контрактов. Процесс, необходимый для документирования требований к продуктам, услугам и результатам, а также для поиска потенциальных продавцов.

 

Группа процессов исполнения

Группа процессов исполнения состоит из процессов, используемых для осуществления работ, означенных в плане управления проектом для выполнения требований проекта. Данная группа процессов включает в себя координацию людей и ресурсов, а также интеграцию и исполнение операций проекта в соответствии с планом управления проектом. Кроме того, в этой группе процессов идет работа с содержанием проекта, в который вносятся одобренные изменения. Обычно при исполнении имеют место отклонения, приводящие к корректировке планов. Эти отклонения могут затрагивать длительность операций, наличие и эффективность ресурсов, а также непредусмотренные риски. Независимо от того, повлияют такие отклонения на план управления проектом или нет, они могут потребовать анализа, результаты которого повлекут за собой запрос на изменение. Если этот запрос будет одобрен, то это может привести к изменению плана управления проектом и, возможно, утверждению нового базового плана. Подавляющая часть бюджета проекта пойдет на выполнение группы процессов исполнения, куда входят следующие процессы управления проектами. Руководство и управление исполнением проекта. Процесс, необходимый для управления различными организационными и техническими интерфейсами, имеющимися в проекте, для выполнения работ, предусмотренных в плане управления проектом. Результаты поставки представляются как выходы выполненных процессов, указанных в плане управления проектом. По мере выполнения проекта собирается информация о завершении подготовки результатов поставки и о том, какие именно работы завершены. Эта информация становится входом для процесса отчетности по исполнению. 2. Процесс обеспечения качества. Процесс, необходимый для применения плановых систематических операций по проверке качества, — например, аудит или независимая экспертиза, — чтобы удостовериться, что в проекте используются все необходимые процессы для выполнения требований. 3. Набор команды проекта. Процесс, необходимый для получения человеческих ресурсов, нужных для выполнения проекта. 4. Развитие команды проекта. Процесс, необходимый для повышения компетенции и взаимодействия членов команды для улучшения исполнения проекта. 5. Распространение информации. Процесс, необходимый для обеспечения своевременного доступа участников проекта к нужной им информации. 6. Запрос информации у продавцов. Процесс, необходимый для получения информации, расценок или предложений. 7. Выбор продавцов. Процесс, необходимый для изучения предложений, выбора из потенциальных продавцов и заключения письменного контракта с продавцом.

Резюме

Существует множество определений понятия «проект», которые, впрочем, не противоречат, а дополняют друг друга. Базовыми понятиями управления проектами, помимо собственно «проекта», являются также объекты управления проектами, субъекты управления проектами, процессы управления проектами, тройственное ограничение управления проектами (треугольник управления проектами). В современной трактовке управление проектами рассматривается как совокупность процессов, задаваемая пересечением групп процессов управления проектом (инициация, планирование, исполнение, контроль, завершение) и функциональных (предметных) областей управления проектами (управление интерграцией проекта, содержанием, сроками, стоимостью, качеством, человеческими ресурсами, коммуникациями, рисками, поставками и контрактами).

 

Ключевые термины

Группа процессов управления проектом — логическое объединение управленческих входов, инструментов и методов, и выходов проекта. В группы процессов управления проектами входят процессы: инициации, планирования, исполнения, мониторинга и управления, а также завершения. Группы процессов управления проектами не являются фазами проекта. Жизненный цикл проекта — набор обычно последовательных фаз проекта, количество и состав которых определяется потребностями управления организации или организаций, участвующих в проекте. Жизненный цикл можно документировать с помощью методологии. Заинтересованная сторона — лицо или организация (например, потребитель, спонсор, исполняющая организация или общественность), которые активно вовлечены в проект либо на чьи интересы могут позитивно или негативно повлиять исполнение или завершение проекта. Заинтересованная сторона также может оказывать влияние на проект и его результаты. План управления проектом — утвержденный формальный документ, в котором указано, как проект будет исполняться, как произойдет его мониторинг и управление им. План может быть обобщенным или подробным, а также может включать один или несколько вспомогательных планов управления и другие документы по планированию.

Контрольные вопросы

1. Каковы отличительные признаки проекта?

2. Что понимается под управлением проектами?

3. Что такое «треугольник управления проектами»?

4. Какова структура процессов управления проектами согласно РМВОК?

5. Какова взаимосвязь между группами процессов управления проектами?

6. Какие процессы входят в группу процессов планирования проекта?

Литература

1. Баркалов С.А., Воропаев В.И., Секлетова Г.И. и др. Математические основы управления проектами: учеб. пособие / под ред. В.Н. Буркова. М.: Высшая школа, 2005. 2. Грей К.Ф., Ларсон Э.У. Управление проектами: учебник. М.: Дело и Сервис, 2007. 3. Дитхелм Г. Управление проектами: в 2 т. М.: Бизнес-Пресса, 2004. Глава 3. Базовые понятия и определения управления проектами 4. Мазур И.И., Шапиро В.Д., Ольдерогге Н.Г., Полковников А.В. Управление проектами. М.: Омега-Л, 2009. 5. Милошевич Д. Набор инструментов для управления проектами. М.: Ай-Ти-Пресс; ДМК, 2006. 6. Полковников А.В., Дубовик М.Ф. Управление проектами (полный курс МВА). М.: Эксмо, 2011. 7. Романова М.В. Управление проектами: учеб. пособие. М.: ИД «ФОРУМ»; ИНФРА-М, 2007. 8. Тернер Дж. Р. Руководство по проектно-ориентированному управлению. М.: Изд. дом Гребенникова, 2007. 9. Управление проектами: основы профессиональных знаний. Национальные требования к компетентности специалистов. М.: ЗАО «Проектная ПРАКТИКА», 2010. 10. Ципес Г.Л., Товб А.С. Проекты и управление проектами в современной компании. М.: ЗАО «Олимп—Бизнес», 2009. 11. PMBОK Guide. 4th ed. Newton Square, Pennsylvania, USA: Project Management Institute, 2008.

Резюме

Под методологией управления проектами понимается совокупность подходов, методов и моделей управления проектами, программами и портфелями проектов, отраженных в профессиональных стандартах управления проектами глобального, международного, национального, отраслевого и корпоративного уровня, а также в различных научных и практических источниках, организующих теорию и практику управления проектами с целью достижения заданного результата. Основными элементами структуры методологии управления проектами являются методологические подходы к управлению проектами (логикоструктурный, системный, интегрированный, методы и модели управления проектами, стандарты управления проектами, программами и портфелями проектов различного уровня (глобального, международного, национального, отраслевого), а также частные (корпоративные и отраслевые методологии) управления проектами.

 

Ключевые термины

Методология (от «метод» и «логия») — учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности; система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе; в соответствии со стандартом PMBOK под методологией понимается система практик, методов, процедур и правил, используемых в определенной сфере деятельности.

Методология управления проектами — совокупность подходов, методов и моделей управления проектами, программами и портфелями проектов, отраженных в профессиональных стандартах управления проектами глобального, международного, национального, отраслевого и корпоративного уровня, а также в различных научных и практических источниках, организующих теорию и практику управления проектами с целью достижения заданного результата.

Контрольные вопросы

1. Каковы составляющие методологии управления проектами?

2. Как можно классифицировать профессиональные стандарты управления проектами?

3. В чем состоит логико-структурный подход к управлению проектами?

4. Какие стандарты по управлению монопроектом вы знаете?

5. Расскажите о системной модели управления проектами В.И. Воропаева.

Литература

 

1. Баркалов С.А., Воропаев В.И., Секлетова Г.И. и др. Математические основы управления проектами: учеб. пособие / под ред. В.Н. Буркова. М.: Высшая школа, 2005. 2. Ильина О.Н. Методология управления проектами: становление, современное состояние и развитие. М.: ИНФРА-М; Вузовский учебник, 2011. 3. Мазур И.И., Шапиро В.Д., Ольдерогге Н.Г., Полковников А.В. Управление проектами. М.: Омега-Л, 2009. 4. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология. М.: СИНТЕГ, 2007. 5. Позняков В.В. Логико-структурный подход в управлении проектами. М.: УЦ Газпром, 2007. 6. Полковников А.В., Дубовик М.Ф. Управление проектами (полный курс МВА). М.: Эксмо, 2011. Раздел I. История и методология управления проектами 7. Управление проектами: основы профессиональных знаний. Национальные требования к компетентности специалистов. М.: ЗАО «Проектная ПРАКТИКА», 2010. 8. Ципес Г.Л., Товб А.С. Проекты и управление проектами в современной компании. М.: ЗАО «Олимп—Бизнес», 2009. 9. ICB — IPMA Competence Baseline, Version 3.0. IPMA Editorial Com- mittee. IPMA, 2006. 10. Manag ing Successful Projects with PRINCE2 2009 Edition. — Office of Government Commerce. London, UK, The Stationery Office, 2009. 11. OPM3 Organ izational Project Management Maturity Model. Newton Square, Pennsylvania, USA: Project Management Institute, 2003. 12. P2M. A Guideboo k of Project and Program Management for Enterprise Innovation,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 178; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.226.151 (0.02 с.)