Формы отчетности по практике 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формы отчетности по практике



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. Общие сведения о практике

                                                                                               Таблица 1

Общие сведения о практике

Общие сведения

Форма обучения
заочная
Вид практики Производственная
Название практики Практика (педагогическая в качестве учителя начальных классов)
Место проведения практики Образовательная организация
Курс 4
Семестр 8
Способ проведения стационарная, по запросу - выездная
Форма (формы) проведения дискретно-концентрированная практика
Объем практики в зачетных единицах 1,5 ЗЕТ
Продолжительность в неделях (часах) 1неделя (54час)

1.2. Виды профессиональной деятельности, которые реализуются обучающимися в ходе прохождения практики: педагогическая.

       1.3. Место практики в структуре образовательной программы: Практика – составляющая образовательной программы, относящаяся в полном объеме к ее вариативной части (Блок 2).

       1.3.1. Необходимый для выхода на практику перечень знаний, умений и владений, сформированных ранее в ходе изучения дисциплин образовательной программы и прохождения практик.

Практика использует знания, полученные студентами ранее в ходе изучения дисциплин «Педагогика» и «Психология», «Методика обучения русскому языку и литературе и младших школьников», «Методика обучения математике в начальной школе», «Методика обучения предмету «Окружающий мир» в начальной школе», «Теория и методика обучения младших школьников изобразительному искусству», «Теория и методика обучения младших школьников предмету «Технология».

       1.3.2. Место данной практики в последующем профессиональном образовании обучающегося.

В период прохождения практики обучающиеся получают ЗУВ, которые необходимы в последующем профессиональном образовании обучающегося при овладении таких дисциплин как «Психолого-педагогические основы вариативного обучения младших школьников», «Психолого-педагогические основы развивающего обучения младших школьников» и при прохождении других производственных практик.

1.4. Цели и задачи практики

Цель практики – является совершенствование умений по осуществлению практической педагогической деятельности на основе накопленных теоретических знаний.

Задачи практики:

- 1. Углубление и закрепление теоретических знаний, полученных обучающимися в вузе, и применение в решении педагогических задач;

       2. Формирование и развитие у будущих учителей педагогических умений и навыков, профессионально значимых качеств личности;

       3. Овладение обучающимися методами, приемами и средствами проведения уроков, навыками руководства познавательной деятельностью школьников в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями;

       4. Совершенствование проведения психологических исследований личности младшего школьника;

       5. Воспитание у студентов устойчивого интереса к профессии учителя, потребности в педагогическом самообразовании, выработка творческого и исследовательского подхода к педагогической деятельности.

    1.5. Перечень планируемых результатов обучения при прохождении практики

Таблица 2

Перечень планируемых результатов обучения при прохождении практики

№ п/п

Компетенция (содержание и обозначение в соответствии с ФГОС и ОПОП)

Трудовые функции и требования в соответствии с Профессиональным стандартом

 

Планируемые результаты (конкретизированные цели)

  Знать   Уметь   Владеть
1 2 3 4 5 6
1. ОПК-2 способностью осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся

3.1.1. Трудовая функция Общепедагогическая функция. Обучение

 

ТД-5 7.1О- 7.20 Готов к систематическому анализу эффективности учебных занятий и подходов к обучению

ТД-6 7.1О Способен к организации, осуществлению контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися

3.1.2. Трудовая функцияВоспитательная деятельность

ТД-15 7.1О Готов к проектированию и реализации воспитательных программ

3.1.3. Трудовая функцияРазвивающая деятельность

Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики

З.1.: Знать - теоретические основы педагогики начального образования   У.1.: Уметь - проводить психологическую диагностику развития личности младшего школьника   В.1.: Владеть - методами, приемами и средствами проведения уроков, навыками руководства познавательной деятельностью школьников в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.
2. ОПК-3 готовностью к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса З.2.: Знать - теоретические основы сопровождения учебно-воспитательного процесса   У.3.: Уметь - реализовывать процесс сопровождения учебно-воспитательного процесса В.2.: Владеть -  методами, приемами и средствамисопровождения учебно-воспитательного процесса
3. ОПК-5 владением основами профессиональной этики и речевой культуры З.3.:Знать - основы профессиональной этики и речевой культуры У.3.:Уметь взаимодействовать с участниками образовательного процесса на основе профессиональной этики и речевой культуры   В.3.:Владеть - основами профессиональной этики и речевой культуры
4. ОПК-6 готовностью к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся З.4.:Знать - требования к охране жизни и здоровья младших школьников, педагогические и естественно-научные основы гигиенического воспитания обучающихся У.4.:Уметь - реализовывать требования к охране жизни и здоровья младших школьников В.4.:Владеть здоровьесберегающими технологиями
5. ПК-1 готовностью реализовывать образовательные программы по учебному предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов (ПК-1) З.5.:Знать - содержание предметных курсов начальной школы   У.5.:Уметь - реализовывать образовательные программы по предмету   В.5.:Владеть  - методами, приемами и средствами проведения уроков, навыками руководства познавательной деятельностью школьников соответствии с требованиями образовательных стандартов
6. ПК-2 способностью использовать современные методы и технологии обучения и диагностики З.6.:Знать - современные методы и технологии обучения и диагностики У.6.:Уметь - использовать современные методы обучения в реальном образовательном процессе У.5. Уметь Проводить психологическую диагностику развития личности младшего школьника В.6.:Владеть современными технологиями обучения и диагностики
7. ПК-3 способностью решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности З.7.:Знать - теоретические основы Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России   У.7.:Уметь - - творчески подходить к организации воспитательной работы в классном коллективе с учетом индивидуально-психологических особенностей младших школьников   В.7.:Владеть - навыками работы с методической литературой, творческим отбором материала к урокам, наиболее эффективных форм, методов и приемов их проведения с учетом особенностей уровня развития учащихся
8. ПК-4 способностью использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых предметов З.8.: Знать теоретические основы педагогики начального образования   У.8.: -Уметь  основные виды образовательных программ, реализуемых в начальной школе У.7. Уметь планировать и проводить уроки по основным предметам начальной школы В.8.:Владеть - способами привлечения возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения
9. ПК-5 способностью осуществлять педагогическое сопровождение социализации и профессионального самоопределения обучающихся 3.7.: Знать теоретические основы педагогического сопровождения социализации и профессионального самоопределения обучающихся У.9.: - Умет: осуществлять педагогическое сопровождение социализации и профессионального самоопределения обучающихся   В.9.:Владеть навыками педагогического сопровождения социализации и профессионального самоопределения обучающихся  
10. ПК-7 способностью организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность, инициативность и самостоятельность, развивать их творческие способности   З.10.: Знать основные представления о обучающихся, позиции активности, оптимизации принципах организации поддержания их оптимизации инициативности, сотрудничества сотрудничества обучающихся, активности, сотрудничества самостоятельности, обучающихся, поддержания их активности, инициативности, обучающихся, развития их творческих поддержания их инициативности, самостоятельности, поддержания их способностей; активности, самостоятельности, развития развития их активности, знает основные инициативности, их творческих способностей   У.10.: Уметь оценивать различные элементы образовательного процесса с позиции оптимальности организации сотрудничества обучающихся, поддержания их активности, инициативности, самостоятельности, развития их творческих способностей - В.10.: Владеть базовыми представлениями о принципах организации сотрудничества обучающихся, поддержания их активности, инициативности, самостоятельности, развития их творческих способностей      

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ

Таблица 3

Содержание практики

4 курс 8 семестр 4 недели

№ п/п

Виды работ,

перечень заданий

Трудоемкость (в часах)

Учебно-методическое обеспечение (указывается порядковый номер из списка)

Код компетенции

на базе практики (1 нед. = 36 часов) самостоятельная работаи(1 нед. = 18 часов)
1 2 3 4 5 6

Вводный этап практики

  Знакомство с базой практики, наблюдение за организацией процесса 18 9   ОПК-3 ОПК-6

Основной этап практики

  Выполнение заданий программы практики, самостоятельная деятельность практиканта по профилю 108 54   ОПК-2,5 ПК-1,2,3,4,7

Итоговый этап практики

  Оформление отчетов,, составление характеристик, подведение итогов 18 9   ПК-1,7
  Итого 144 72    

 

Содержание практики

5 курс 9 семестр 3 недели

№ п/п

Виды работ,

перечень заданий

Трудоемкость (в часах)

Учебно-методическое обеспечение (указывается порядковый номер из списка)

Код компетенции

на базе практики (1 нед. = 36 часов) самостоятельная работаи(1 нед. = 18 часов)
1 2 3 4 5 6

Вводный этап практики

  Знакомство с базой практики, наблюдение за организацией процесса 18 9   ОПК-4

Основной этап практики

  Выполнение заданий программы практики, самостоятельная деятельность практиканта по профилю 72 36   ОПК-4, ПК-1,2,4,5,12

Итоговый этап практики

  Оформление отчетов,, составление характеристик, подведение итогов 18 9   ПК-1,6
  Итого 108 54    

 

На умение:

см.: п. 3 РПП (2)

На владение:

см.: п.3 РПП (3)

 

Шкалы оценивания

Порядка Наименования Отношения Интервалов
Знать I II III распознание запоминание понимание

I:II:III:IV:V

1: 3: 5: 7: 9

I:II:III:IV:V

1: 3: 5: 7: 9

4:12:20: 28:36

Уметь IV применение
Владеть V владение

 

Требования к отбору заданий для промежуточной аттестации:

1. Первая группа заданий (теоретического содержания) на проверку усвоения знаний на уровнях распознавания, запоминания, понимания.

2. Вторая группа заданий на проверку умения применять знания на основе алгоритмических предписаний.

3. Третья группа заданий на умение применять знания в нестандартной ситуации.

Примерные критерии оценивания обучающихся по практике

Критерии(только по измеряемым компетенциям) Отметка
– продемонстрировал коэффициент сформированности компетенций от 0,7 до 1 – выполнил в срок и на высоком уровне весь объем работы, требуемый программой практики; – владеет теоретическими знаниями на высоком уровне; – умеет правильно определять и эффективно осуществлять основную профессиональную задачу с учетом особенностей процесса (возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, специфики работы организации); – проявляет в работе самостоятельность, творческий подход, такт, педагогическую культуру 5 «отлично» или «зачтено»
– продемонстрировал коэффициент сформированности компетенций от 0,6 до 0,69 – выполнил в срок весь объем работы, требуемый программой практики; – умеет определять профессиональные задачи и способы их решения; – проявляет инициативу в работе, но при этом в отдельных случаях допускает незначительные ошибки; – владеет теоретическими знаниями, но допускает неточности 4 «хорошо» или «зачтено»
– продемонстрировал коэффициент сформированности компетенций от 0,5 до 0,59 – выполнил весь объем работы, требуемый программой практики; – не всегда демонстрирует умения применять теоретические знания различных отраслей науки на практике; – допускает ошибки в планировании и проведении профессиональной деятельности; – не проявляет инициативы при решении профессиональных задач 3 «удовлетворительно» или «зачтено»
– продемонстрировал коэффициент сформированности компетенций ниже 0,5 – не выполнил намеченный объем работы в соответствии с программой практики; – обнаружил слабые теоретические знания, неумение их применять для реализации практических задач; –не установил правильные взаимоотношения с коллегами и другими субъектами деятельности; –продемонстрировал недостаточно высокий уровень общей и профессиональной культуры; – проявил низкую активность – не умеет анализировать результаты профессиональной деятельности; – во время прохождения практики неоднократно проявлял недисциплинированность (не являлся на консультации к методистам; не предъявлял групповым руководителям планы работы на день, конспектов уроков и мероприятий); – отсутствовал на базе практике без уважительной причины; – нарушал этические нормы поведения и правила внутреннего распорядка организации; – не сдал в установленные сроки отчетную документацию 2 «неудовлетворительно» или «не зачтено»

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАКТИКИ

5.1 Основная литература

 

1. Новиков, А.М. Методология научного исследования /А.М. Новиков, Д.А. Новиков. – М.: Кн.дом «ЛИБРОКОМ»: URSS, 2013. – 290 с. (Хранение: 001(021) [ Н 73 ] ЧЗ-1 А1-11).

2. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб.пособие для пед. вузов / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. – М.:Академия, 2010. – 207 с. (Хранение: 371 (021) [З-14] ЧЗ-2 ФБ-5А2-23А1-15).

3. Курсовая работа по психолого-педагогическим дисциплинам и предметным методикам: метод. реком. для студ. пед. вузов / сост. Е.Ю Волчегорская., Н.В. Геращенко, М.В. Жукова, И.В. Забродина, Е.В. Фролова – Челябинск: Изд-во Челяб. госуд. пед. уни-та, 2010 – 100 с.: ЭБС ЮУрГГПУ: http://elib.cspu.ru/xmlui/bitstream/handle/123456789/329/%D0%92%D0%BE%D0%BB%D1%87%D0%B5%D0%B3%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5%20%D1%80%D0%B5%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8%20%D0%BF%D0%BE%20%D0%BA%D1%83%D1%80%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9%20%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B5.pdf?sequence=1&isAllowed=y.

4. Методические рекомендации по выполнению квалификационной работы / сост. Е.Ю. Волчегорская, М.В. Жукова, Н.П. Шитякова. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2012. – 64 с.

5. http://elib.cspu.ru/xmlui/bitstream/handle/123456789/317/%D0%92%D0%BE%D0%BB%D1%87%D0%B5%D0%B3%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5%20%D1%80%D0%B5%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D0%9F%D1%80%D0%B5%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BD%D1%82.pdf?sequence=1&isAllowed=y.

 

5.2. Дополнительная литература

6. Анастази, А. Психологическое тестирование [Текст]/ А. Анастази, С Урбина. – СПБ.: Питер, 2009. – 688 с. 15 [ А 64 ] А1-15 А2-11ФБ-2ЧЗ-2.

6. Кожухар В.М. Основы научных исследований [Текст]: учеб. пособие/ В. М. Кожухар. – М.: Дашков и К, 2010. – 216 c. (001(073) [ К 58 ] ЧЗ-1 ФБ-1А1-7А2-3ППИ-3).

7. Литвак, Р.А. Основы научного исследования: учебное пособие [Электронный ресурс] / Р.А. Литвак, Г.Я. Гревцева, М.В. Циулина – Челябинск: Изд-во «Цицеро», 2016. – 187 с. – http://elib.cspu.ru/xmlui/bitstream/handle/123456789/1077/%D0%A6%D0%B8%D1%83%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B0%20%D0%9E%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D1%8B%20%D0%BD%D0%B0%D1%83%D1%87%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D0%B8%D1%81%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B4-%D1%8F%2016.pdf?sequence=1&isAllowed=y.

8. Новиков, А.М. Методология научного исследования /А.М. Новиков, Д.А. Новиков. – М.: Кн.дом "ЛИБРОКОМ": URSS, 2013. – 290 с. (Хранение: 001(021) [ Н 73 ]
ЧЗ-1 А1-11).

9. Шкляр, М.Ф. Основы научных исследований [Текст]: учеб. пособие/ М. Ф. Шкляр. -2-е изд.. -М.: Дашков и К, 2010. – 243 с. (001(021) [ Ш 66 ] ЧЗ-1 ППИ-1ФБ-1А2-1А1-11)

5.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

 

10. Борытко, Н.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований / Н. М. Борытко, А. В. Моложавенко, И. А Соловцова. – М.: Академия, 2009. – 320 с. 371(021) [ Б 82 ] ЧЗ-2 ФБ-3А1-15А2-10.

11. Бурлачук, Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике. [Текст] / Л.Ф. Бурлачук. – СПб.: Питер: 2007. – 688 с. 615.851(021) [ Б 91 ] А1-16 А2-10ФБ-5.

12. Давыдов, В.П. Методология и методика психолого-педагогического исследования: учеб.пособие для вузов[Текст]/В.П. Давыдов, П.И. Образцов, А.И. Уман. – М.: Логос, 2012. – 127 с. 371(021) [ Д 13 ] А1-3 А2-1. 

13. Дружинин, В. Н. Экспериментальная психология [Текст] / В.И. Дружинин. – СПб: Издательство «Питер», 2007. – 318 с. 15(021) [ Д 76 ] ЧЗ-1 ФБ-1.           

14. Краевский В. В. Методология педагогики: новый этап: учеб. пособие для вузов/В.В.Краевский,Е.В. Бережнова.-2-е изд., стер.-М.:Академия,2008. 371.01(021) [ К 88 ] А1-2

15. Кузнецов И.Н. Диссертационные работы [Текст]: методика подготовки и оформления/ И. Н. Кузнецов. – М.: Дашков и К, 2009. – 488 с. (001(021) [ К 89 ] ЧЗ-1 А2-2ФБ-1ППИ-А1-10).

16. Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты [Текст]/ Д.Я. Райгородский. – Самара: Издательство Бахрах-М, 2006г. – 672 с. 15 [ П 69 ] А2-3.

17. Романова, Е.С. Графические методы в психологической диагностике [Текст] / Е.С. Романова, О.Ф. Потемкина. – М.: Дидакт, 1992. – 256 с. 151.8 [ Р 69 ] ЧЗ-1.

18. Романова, Е.С. Психодиагностика. – СПб.: Питер, 2008. – 400 с. 151.8(021) [ Р 69 ] ППИ-3 А1-3А2-20ФБ-5.

19. Юревич, А.В. Методология и социология психологии [Текст] / А.В. Юревич. – М.: Ин-т психологии РАН, 2010. –271 с. (15 [Ю 68] А1-1).

5.4. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети Интернет

20. Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU http://elibrary.ru/

21. ЭБС IPRbooks: новые облачные сервисы для чтения электронных книг http://iprbookshop.ru/.

22. Электронная библиотечная система ЮУрГГПУ (ЭБС ЮУрГГПУ) – полнотекстовая база на платформе DSpase http://elib.cspu.ru/xmlui.

ПЕРЕЧЕНЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Электронные учебно-методические материалы; информационные технологии, используемые при организации взаимодействия с обучающимися (контроль и консультирование): электронная почта, Интернет-группы.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 

Приложение 1

Задания для проверки / отчетность

Коэффициент успешности

Внешний руководитель практики Групповой руководитель Самооценка обучающегося Средний балл ПК-1 З.1. У.1. В.1. Конспекты зачетных уроков; технологические карты; характеристика практиканта с базы практики;  защита отчета           ПК-2 З.1. У.1. У.2. В.1. Дневник психологических исследований           ПК-3 З.1. З.2. У.1. В.1. В.2. Разработка воспитательного воспитательного мероприятия           ПК-4 З.1. У.1. У.2. В.1. Защита отчета; характеристика практиканта с базы практики;  дневник практики          

Задания для проверки / отчетность

Коэффициент успешности

Внешний руководитель практики Групповой руководитель Самооценка обучающегося Средний балл ПК-1 З.1. У.1. В.1. Конспекты зачетных уроков; технологические карты;  характеристика практиканта с базы практики;  защита отчета           ПК-2 З.1. У.1. У.2. В.1. Дневник психологических исследований           ПК-4 З.1. У.1. У.2. В.1. Защита отчета; характеристика практиканта с базы практики;  дневник практики           ПК-5 З.1. У.1. У.2. В.1. Дневник психологических исследований           ПК-12 З.1. У.1. В.1. В.2. Конспекты зачетных уроков;  защита отчета          

Приложение 2.

 

МЕТОДОМ БЕСЕДЫ

 

На первом этапе работы студент методом наблюдения выявляет несколько учащихся (желательно связанных между собой дружескими отношениями), у которых он будет определять социометрический статус. Дальнейшее наблюдение за этими учениками направлено на получение информации, необходимой для ус­тановления психологического контакта и формулирования вопросов беседы. Центральный этап исследования — выяв­ление социометрического статуса ученика в классе в процессе частично стандартизированной беседы на основе количества отвержений и выборов по трем параметрам: интеллектуальному, волевому, эмоциональному.

По каждому параметру делаются последовательно три положительных и три отрицательных выбора. В процессе беседы устанавливается основание выборов. В заключение выясняется, сколько выборов и отвержений ученик ожидает для себя по каждому из трех параметров.

Возможные вопросы для беседы:

1 критерий:

а) Если бы ты полетел в космос с ребятами из своего класса, кого бы ты выбрал командиром корабля?

б) Почему бы ты его выбрал?

в) А если бы он не смог лететь, то кого?

г) Почему?

д) А если бы и он не полетел (например, заболел)? 

е) Почему ты выбрал его?

ж) А кого бы ты ни за что не выбрал?

з) Почему?

и) А кого бы ты еще не выбрал?

к) Почему бы ты его не выбрал?

л) А кроме него?

м) Почему?

Критерий

а) Если бы тебе надо было решить трудную задачу, к кому из класса ты обратился бы за помощью?  

б) Почему бы ты к нему обратился?

в) Назови, пожалуйста, еще двоих ребят, к которым ты мог бы обратиться.

г) Почему бы ты обратился к каждому из них?

Остальные вопросы аналогичны вопросам 1.ж—1.м.

Критерий

а) Как ты думаешь, сколько ребят из твоего класса выберут тебя на роль командира корабля?

б) А сколько скажут, что тебя нельзя поставить командиром?

Критерий

а) С кем бы ты поделился своей тайной?

Остальные вопросы аналогичны 1.б—1.м.

Критерий

а) Сколько ребят, по твоему мнению, обратятся к тебе за помощью при решении трудной задачи?

б) Аналогично 3.б

Критерий

а) Сколько ребят поделятся с тобой своей тайной?

б) Аналогично 3.б.

Все ответы ребенка фиксируются в протоколе следую­щего вида:

Протокол обследования

Ф.И.О обследуемого____________________________

№ школы __________ Класс __________

Дата и время обследования ____________________________

Условия обследования (например; спокойная обстановка, наличие поблизости одноклассников или взрослых _____________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Состояние ребенка (например: бодр, утомлен, нездоров) _______________________________

 

 

СОЦИАЛЬНЫЕ ВЫБОРЫ

  Вопрос Положительные выборы Обоснование Отрицательные выборы Обоснование
1. С кем бы ты полетел в космос? Иванов Петров Сидоров Он хороший Он мне друг Не знаю Никонов Гусев Жуков Двоечник Дерется Двоечник
2. С кем бы те решал задачу?        

 

СОЦИАЛЬНЫЕ ОЖИДАНИЯ

Параметры Интеллект Воля Эмоции Всего
1 2 3 4 5
Выборы:        
Положительные 3 2 1 6
Отрицательные 2 1 2 5

 

Обработка результатов. По завершении работы в классе составляется общая социометрическая матрица выборов отдельно для каждого критерия. Например:

Ход эксперимента

Экспериментатор обращается к ребенку, который вошел в классную комнату: «Мы играем в игру. У кого больше?". Вот тебе 3 открытки. Можешь положить их по одной трем детям класса (себе класть нельзя). Выиграет тот, у кого окажется больше всего картинок. Никто не будет знать, кому ты положишь картинки. Даже мне можешь не говорить, если ты хочешь. Ребенок берет картинки и вкладывает их по одной в конверты, лежащие на партах.

  Если в эксперименте "Выбор в действии» преследуется цель выяснить, как дети осознают свои взаимоотношения со сверстниками, то у них спрашивают: «А как ты думаешь, кто тебе положит картинки».

       После того, как все члены группы осуществили выбор, экспериментатор фиксирует сделанные выборы, кладет по одной - две картинки (без номера) тем детям, которые не получили их от сверстников, приглашает детей ознакомиться с результатами. Дети обмениваются впечатлениями.

Для старших школьников

Студент формулирует критерии выбора (2-3) и вопросы, на основании которых учащиеся будут проводить выбор предпочитаемых партнеров. На заранее подготовленных и розданных учащимся листочках исследователь предлагает написать 3 фамилии (по степени убывания предпочтения).

Обработка результатов

Данные, полученные в эксперименте, представляются на особой таблице, из которой видно:

  1. Кто кого выбрал;
  2. Взаимный ли это выбор;
  3. Сколько выборов получил каждый ребенок (это число служит показателем его положения в группе);
  4. При проведении эксперимента через определенные промежутки времени таблица показывает изменение отношений в классе;
  5. При изучении основания взаимоотношений на таблицу особым образом наносятся и ожидаемые выборы. При этом можно установить:

· количество ожиданий;

· от кого ожидается выбор;

· количество оправдавшихся ожиданий;

· получен ли выбор именно от тех, от кого ожидался.

Составление таблицы

Прежде чем составить таблицу результатов, следует расположить фамилии всех учеников класса по алфавиту, сначала фамилии мальчиков, потом фамилии девочек (можно, конечно, и наоборот), и присвоить каждому порядковый номер. Этот номер должен оставаться постоянным во всех экспериментах, проводимых в данной группе.

Далее фамилии располагаются на разлинованном в клетку листе бумаги по вертикали. Для удобства можно заштриховать клетки на пересечении одинаковых номеров. Таким образом, получается таблица, похожая на таблицу спортивных соревнований.

После нанесения всех отданных выборов на вертикальных столбцах, над которыми стоят номера испытуемых, обозначаются все выборы, полученные каждым учеником.

Далее следует переходить к выявлению взаимных выборов. Эта взаимность на таблице обозначается кружком, в который заключают соответствующее обозначение. В суммирующих нижних графах таблицы подводятся итоги эксперимента для каждого члена группы.

В результате эксперимента получается таблица, из которой видно, сколько выборов получил каждый член группы. Это число является мерилом положения ученика в системе личных отношений и измеряет его социометрический статус.

Социометрический статус

«Звезды» – получают наибольшее число выборов /6 и более/.

«Принятые» или «предпочитаемые» – если ребенок получает среднее и выше среднего /до 6/ число выборов.

«Пренебрегаемые» - если ученик получил меньше среднего количества выборов.

«Изолированные» – если ученика никто не выбрал, он не получил ни одного выбора. Открытки ему положил экспериментатор.

«Отверженные» – если в эксперименте использовались отрицательные критерии, т.е. у испытуемых спрашивали о том, с кем они желают общаться, появляется категория лиц, которая получили наибольшее количество, только отрицательные выборы.

В результате получаем сведения не только о персональном положении каждого ученика в системе личных взаимоотношений, но и обобщенную картину состояния этой системы – СТАТУСНУЮ СТРУКТУРУ класса, т.е. количественное соотношение статусных категорий с точки зрения представлений «звезд», «предпочитаемых» и т.д. Статусная структура характеризуется диагностическим показателем – УРОВНЕМ БЛАГОПОЛУЧИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ /УБВ/.

УБВ может быть:

1. Высокий – в I и II статусных категориях людей больше, чем в III и IV. То есть в группе большинство учеников находятся в благоприятном положении.

2. Средний – в двух первых и двух последних группах число лиц примерно одинаково.

3. Низкий – при преобладании в группе лиц с низким статусом.

ИНДЕКС ИЗОЛЯЦИИ = процент испытуемых, лишенных выбора. «ИИ» очень чувствителен к особенностям организации совместной деятельности детей и стилю отношений учителя к детям.

КОЭФФИЦИЕНТ ВЗАИМНОСТИ ОТНОШЕНИЙ (КВ) характеризует «индивидуальность» класса.

Чтобы вычислить коэффициент взаимности, надо найти отношение числа взаимных выборов к общему числу выборов, сделанных в эксперименте, и выразить его в процентах по следующей формуле:

 

 

где Р – общее число выборов, сделанных в эксперименте.

Р1 – число взаимных выборов.

Чтобы правильно оценить значение этих величин и ответить на вопрос, может ли коэффициент взаимности характеризовать сплоченность группы, нужно прежде всего понять психологический смысл этой величины. Что может означать КВ? Он может свидетельствовать, например, о том, что в данном классе детей связывают прочные взаимные отношения, которые ими хорошо осознаются. Но эта величина ничего не говорит о том, на какой основе.

       Коэффициент взаимности может выражать различный характер отношений, существующих в классе. Он может быть показателем действительной сплоченности коллектива на базе совместной деятельности, направленной на повышение успеваемости, на выполнение различных общественно полезных дел. Но с другой стороны, высокий коэффициент взаимности может свидетельствовать о фактической разобщенности класса на отдельные пары, микрогруппы, об отсутствии в классе выработанного общественного мнения, о круговой поруке и т.д. Отсюда ясно, что за одинаковыми количественными показателями может скрываться противоположное содержание взаимоотношений, выявленных в ходе эксперимента.

Для педагога важна не сплоченность любой ценой, а коллективистская сплоченность, основанная на общественно полезной деятельности.

Отношения учащихся друг к другу изображаются на социограмме, которая строится на основе социоматрицы. При описании взаимоотношений учащихся приняты следующие символы (рис. 1)

 

   
   
     
   

                                  

 

Рисунок 1. Символы социограммы

В социограмме можно представить весь класс (рис. 2)

 
 
 
 
5
4
3
2
1

 


1 – звезды;

2 – принятые;

3 – пренебрегаемые;

4 – изолированные;

5 – отверженные.

 

Рисунок 2. Социограмма

 

 

Также в социограмме можно представить взаимоотношения между отдельными группами (рис. 3).

1
3
7
2
9
3

 

 


Рисунок 3. Выборы в микрогруппах

 

 

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА

  (вариант 1)

Первая часть (констатирующая) включает несколько разделов: общие сведения о классе, психологическая структура класса, характеристика лидеров класса, характеристика взглядов, интересов, убеждений школьников, характеристика уровня развития класса как коллектива.

I.1. Общие сведения о классе. Должны быть изложены коротко и конкретно. Большую часть их можно найти в официальных школьных документах.

К этим сведениям относятся следующие:

· наименование класса, школы;

· численность класса;

· продолжительность его существования (менялся ли состав, как давно и каким образом);

· возрастной и половой состав;

· наличие учащихся, имеющих трудности в учебе;

· особенности классного руководства (общее время работы с коллективом, преподаваемый классным руководителем предмет).



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 77; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.98.108 (0.178 с.)