Авторские методические разработки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Авторские методические разработки



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Концептуальные основы современного художественного образования»

 

 

для ОПОП «44.04.01 – Педагогическое образование»

 

Магистерская программа «Художественное образование»

 

 

 

                                      

                                                                                                        

 

                                                  

Екатеринбург     2018

Рабочая программа дисциплины «Концептуальные основы современного художественного образования»

 

Составитель:

Е.В. Тихонова, доцент кафедры художественного образования УрГПУ, кандидат педагогических наук

 

 

Рабочая программа дисциплины обсуждена на заседании кафедры художественного образования УрГПУ

 

Протокол № 12 от 23.04.2018 г. Зав. кафедрой ____ Н.Ю. Перевышина

 

 

Директор Института музыкального и художественного образования

_________________ Р.В. Панкевич

 

 

 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1.Наименование дисциплины: «Художественное образование в контексте современной культуры»

1.2.Цель и задачи дисциплины.

Цель изучения дисциплины: формирование профессиональной компетентности у обучающихся по программе «Концептуальные основы современного художественного образования».

Задачи изучения дисциплины:

- создать целостное представление о концептуальных основах художественного образования, его ценностях, системе, результатах;

- сформировать умение анализировать и объяснять современные проблемы художественного образования, делать осознанный выбор методов и методик исследования в сфере образования, умение пользоваться различными научными источниками, развивающими профессиональную компетентность;

- воспитать самостоятельность и познавательную активность обучающихся, инициировать исследовательскую деятельность для дальнейшей профессиональной деятельности в сфере художественного образования.

1.3. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО.

Дисциплина относится к вариативной части учебного плана и взаимосвязана с дисциплинами: «Методология и методы научного исследования», «Менеджмент художественного образования», «Проектная деятельность в сфере художественного образования».

1.4. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения ОПОП ВО

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих профессиональных компетенций:

способностью применять современные методики и технологии организации образовательной деятельности, диагностики и оценивания качества образовательного процесса по различным образовательным программам (ПК-1)

- готовностью использовать индивидуальные креативные способности для самостоятельного решения исследовательских задач (ПК-6).

В результате освоения дисциплины выпускник должен знать:

- основы применения современных методик и технологий организации образовательной деятельности, диагностики и оценивания качества образовательного процесса по различным образовательным программам;

- основы использования индивидуальных креативных способностей для самостоятельного решения исследовательских задач;

уметь:

- использовать индивидуальные креативные способности для самостоятельного решения исследовательских задач;

- применять современные методики и технологии организации образовательной деятельности, диагностики и оценивания качества образовательного процесса по различным образовательным программам;

владеть:

- способностью применять современные методики и технологии организации образовательной деятельности, диагностики и оценивания качества образовательного процесса по различным образовательным программам;

- готовностью использовать индивидуальные креативные способности для самостоятельного решения исследовательских задач.

1.5. Объем дисциплины в зачетных единицах.

Общая трудоемкость дисциплины составляет две зачетные единицы.

1.6. Форма обучения: заочная.

1.7.Особенности реализации дисциплины. Образовательная деятельность по дисциплине осуществляется на государственном языке Российской Федерации

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Учебно-тематический план заочной формы обучения

№ п/п

Наименование
раздела, темы

Всего трудоемкость

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа, в том числе часы, отведенные на контроль

Всего Лекции Практические Лабораторные
1 Художественное образование: концептуальные основы, цели, задачи, содержание 14 4 2 2   10
2 Становление и развитие художественного образования в Европе 10 2 - 2   8
3 Развитие художественного образования в России 10 2 - 2   8
4 Нормативно-правовая основа современного художественного образования в России 10 2 - 2   8
5 Система отечественного художественного образования, его структура, функции 12 4 2 2   8
6 Современные проблемы художественного образования 8 - - -   8
7 Вопросы самообразования педагогов в сфере художественного образования 8 - -     -   8

Итого

72 14 4 10   58

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. Художественное образование: концептуальные основы, цели, задачи, содержание

Понятие «художественное образование». Аксиологические аспекты художественного образования. Художественное образование как процесс, как система, как результат. Концептуальные основы: философские, психолого-педагогические, методические и др. Направления художественного образования: народное, светское, религиозное. Цели, задачи, содержание художественного образования.

Тема 2. Становление и развитие художественного образования в Европе

Становление и развитие художественного образования в Древнем мире. Дальнейшее развитие художественного образования в Древней Греции (музыкальное, изобразительное, танцевальное, театральное). Особенности художественного образования в эпоху средневековья: религиозное и светское направления. Создание первых университетов, консерваторий, национальных композиторских школ, мастерских художников. Развитие художественного образования в XVII, XVIII, XIX, XX веках.

Тема 3. Развитие художественного образования в России

Художественное образование в эпоху российского средневековья. Религиозные традиции. Искусство скоморохов. Развитие светского художественного образования в XVIII веке. Создание Императорской академии художеств (1757). Создание консерваторий в Санкт-Петербурге (1862) и Москве (1866). Становление профессионального образования музыкального образования во второй половине XIX века. Российское художественное и музыкальное образование после Великой Октябрьской социалистической революции 1917 года. Преобразования в художественном и музыкальном образовании в 30-х, 50-х, 70-х годах XX века.  

Тема 4. Нормативно-правовая основа современного художественного образования в России

Знакомство с основными нормативно-правовые документы, регламентирующими образовательную деятельность в сфере художественного образования, международного, федерального, областного и муниципального уровнях.

Тема 5. Система отечественного художественного образования, его структура, функции

Художественное образование с точки зрения уровнего подхода: как система дошкольного, школьного и внешкольного образования; допрофессионального, профессионального и внепрофессионального образования; начального, среднего, высшего и послевузовского образования.

Художественное образование с точки зрения социоцентристкого подхода как механизм воспроизводства общественного интеллекта и трансляции культуры.

Художественное образование с точки зрения человекоцентристского подхода как механизм развития личности.

Структура художественного образования: образовательная подсистема, учебно-воспитательные учреждения, социальные общности педагогов и учащихся, учебный процесс как вид социокультурной деятельности. Функции указанных подсистем.

Тема 6. Современные проблемы художественного образования

Историко-культурные предпосылки проблем художественного образования. Проблемы диагностики и работы с одаренными детьми; вопросы инклюзивного обучения, арт-терапия в художественном образовании; развитие творческого потенциала личности ребенка; актуализация научных исследований в сфере художественного образования; внедрение инновационных методик и технологий обучения и др.

Тема 7. Вопросы самообразования педагогов в сфере художественного образования

      Подготовка педагогических кадров в сфере художественного образования. Вопросы непрерывного самообразования педагогов. Профессиональный стандарт педагога дополнительного образования (2016). Автодидактика. Научно-практические конференции, обобщение передового педагогического опыта, проведение авторских мастер-классов и семинаров.

 

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Темы докладов, рефератов

1. Художественное образование: концептуальные основы, цели, задачи, содержание

2. Становление и развитие художественного образования в Европе (в Древнем мире, в Древней Греции, в эпоху средневековья, в XVII, XVIII, XIX, XX веках).

     3. Развитие художественного образования в России (в эпоху средневековья, в XVIII-XIX вв., в XX веке, после Великой Октябрьской социалистической революции 1917 года).  

4. Нормативно-правовая основа современного художественного образования в России (документы международного, федерального, областного и муниципального уровня).

5. Система отечественного художественного образования, его структура, функции.

6. Современные проблемы художественного образования.

7. Вопросы самообразования педагогов в сфере художественного образования.

Вопросы для самоконтроля

1. Охарактеризуйте понятие и аксиологические аспекты художественного образования.

2. Художественное образование как процесс, как результат, как социокультурный феномен.

3. Концептуальные основы художественного образования.

4. Охарактеризуйте направления художественного образования: народное, светское, религиозное.

5. Назовите цели и задачи художественного образования.

6. Охарактеризуйте особенности художественного образования в Древнем мире.

7. Художественное образование Древней Греции.

8. Особенности художественного образования в эпоху европейского средневековья: религиозное и светское направления.

9. Развитие европейского художественного образования в XVII-XVIII, XIX-XX веках (по выбору).

10. Особенности художественного образования в эпоху российского средневековья.

11. Развитие светского художественного образования в России XVIII века.

 13. Становление отечественного профессионального художественного образования в XVII-XIX вв.

14. Российское художественное и музыкальное образование после Великой Октябрьской социалистической революции 1917 года.

15. Преобразования в художественном и музыкальном образовании во второй половине XX века (по выбору: музыкальное, изобразительное и т.д.).

16. Художественное образование как система дошкольного, школьного и внешкольного образования; как система допрофессионального, профессионального и внепрофессионального образования; как система начального, среднего, высшего и послевузовского образования.

17. Художественное образование как механизм воспроизводства общественного интеллекта и трансляции культуры, как механизм развития личности.

18. Назовите структуру художественного образования: образовательная подсистема, учебно-воспитательные учреждения, социальные общности педагогов и учащихся, учебный процесс как вид социокультурной деятельности.

19. Применение арт-терапии в художественном образовании.

20. Вопросы подготовки педагогических кадров в сфере художественного образования и непрерывного самообразования педагогов.

Темы, вынесенные на самостоятельное изучение обучающихся

Современные проблемы художественного образования

Вопросы самообразования педагогов в сфере художественного образования

 

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации по дисциплине в приложении к рабочей программе дисциплины.

ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

6.1. Основная учебная литература

1. Артемьева, Т.В. Фандрейзинг: привлечение средств на проекты и программы в сфере культуры и образования [Электронный ресурс]: учебное пособие / Т.В. Артемьева, Г.Л. Тульчинский. — Электрон. дан. — Санкт-Петербург: Лань, Планета музыки, 2010. — 288 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/1929. (23.09.2018).

2. Бакланова, Т.И. Педагогика народного художественного творчества [Электронный ресурс]: учебник / Т.И. Бакланова. — Электрон. дан. — Санкт-Петербург: Лань, Планета музыки, 2017. — 160 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/99377. (23.09.2018).

3. Еникеева, А.Р. Этнопедагогический потенциал музыкального фольклора в системе народной художественной культуры: учебное пособие / А.Р. Еникеева; Министерство культуры Российской Федерации, ФГБОУ ВО «Казанский государственный институт культуры», Факультет музыкального искусства, Кафедра хорового и этнохудожественного творчества. - Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2017. - 137 с.: ил., табл. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-4475-8949-3; То же [Электронный ресурс]. - URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=457610 (23.09.2018).

4. Педагогика и методика развития художественной деятельности детей: учебно-методическое пособие / авт.-сост. О.В. Ситникова. - Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2016. - 107 с. - Библиогр.: с. 58-61. - ISBN 978-5-4475-6330-1; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=434686 (23.09.2018).

5. Рахманина, Е.В. Театральное образование в России XVIII-XIX вв.: динамика становления и развития театрально-образовательных систем: учебное пособие / Е.В. Рахманина; Министерство культуры Российской Федерации, Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Орловский государственный институт искусств и культуры». - Орел: Орловский государственный институт искусств и культуры, 2011. - 121 с.; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=276200 (23.09.2018).

6. Филановская, Т.А. История хореографического образования в России: Учебное пособие [Электронный ресурс]: учеб. пособие — Электрон. дан. — Санкт-Петербург: Лань, Планета музыки, 2017. — 320 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/91851. (23.09.2018).

6.2. Дополнительная учебная литература

1. Бакушинский, А.В. Художественное творчество и воспитание [Электронный ресурс] — Электрон. дан. — Санкт-Петербург: Лань, 2013. — 153 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/32052. (23.09.2018).

2. Бунге, Н.Х. Государство и народное образование начальное и профессиональное, то есть ученое, реальное и художественное, в Германии, Англии и Франции [Электронный ресурс] — Электрон. дан. — Санкт-Петербург: Лань, 2013. — 102 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/30582. (23.09.2018).

3. Музыкальное искусство в современном социуме: сборник научных статей / Министерство культуры Российской Федерации, г.к. Ростовская; ред.-сост. А.В. Крылова. - Ростов-на-Дону: Издательство РГК им. С. В. Рахманинова, 2014. - 364 с.: ил. - Библ. в кн. - ISBN 978-5-93365-069-0; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=440902 (23.09.2018).

4. Образовательная функция художественной культуры: монография / В.И. Жуковский, М.В. Тарасова, М.Г. Смолина, и др.; Министерство образования и науки Российской Федерации, Сибирский Федеральный университет. - Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2013. - 222 с.: ил. - ISBN 978-5-7638-2924-2; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=364565 (23.09.2018).

5. Связь времен. Пространственные искусства в отечественной культуре второй половины ХХ века: сборник научных трудов / Министерство образования и науки Российской Федерации, г.х. Санкт-Петербургская; отв. ред. Т.В. Горбунова. - Санкт-Петербург.: Алетейя, 2014. - 360 с. - ISBN 978-5-9905979-1-4; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=363326 (23.09.2018).

6. Тарасова, М.В. Культура и образование: принципы взаимодействия: монография / М.В. Тарасова; Министерство образования и науки Российской Федерации, Сибирский Федеральный университет. - Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2012. - 361 с.: ил., табл., схем. - Библиогр. в кн.. - ISBN 978-S-7638-2726-2; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=363961 (23.09.2018).

7. Традиции отечественной школы искусств и проблемы модернизации современного художественного образования [Текст]: сб. науч. ст. / Урал. гос. пед. ун-т; сост. Т. Е. Воинкова, Н. Ю. Перевышина. — Екатеринбург: [б. и.], 2011. — 130 с. – 5 экз.

8. Хореографическое искусство и образование в Сибири: проблемы изучения, сохранения и развития: сборник научных статей / Министерство культуры Российской Федерации, Кемеровский государственный институт культуры, Институт хореографии. - Кемерово: Кемеровский государственный институт культуры, 2016. - Вып. 1. - 208 с. - ISBN 978-5-8154-0366-6. - ISBN 978-5-8154-0367-3; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=472906 (23.09.2018).

9. Шкарлупина, Г.Д. Шаги в мир культуры: пособие по методике для студентов и учителей: учебно-методическое пособие / Г.Д. Шкарлупина. - Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2014. - 370 с.: ил., схем., табл. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-4475-1592-8; То же [Электронный ресурс]. - URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=277001 (23.09.2018).

Текущий контроль

В течение освоения дисциплины преподавателем проводится текущий контроль успеваемости обучающихся по дисциплине.

Отсутствие пропусков занятий, активная работа на практических занятиях, общее выполнение графика учебной работы являются основанием для получения положительной оценки по текущему контролю.

Текущий контроль по дисциплине представлен подготовкой к практическим занятиям. Практические занятия проводятся по основным темам дисциплины с целью более глубокого изучения материала, формирования практических навыков делового общения в устной и письменной форме.

 

9. ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ,
ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИТНЕ

 

В процессе осуществления образовательного процесса по дисциплине применяется следующее программное обеспечение:

Ø Microsoft Windows Professional 7 (Лицензия N 46299305)

Ø Microsoft Windows Vista Business (Лицензия № 43634375)

Ø Microsoft Win Starter (Лицензия № 4б299659)

Ø Microsoft Office 2007 (Лицензия N 46299305)

Ø Microsoft Exel 2007 (Лицензия № 43219434)

Информационные технологии применяются для:

– сбора, хранения, систематизации и выдачи учебной и научной информации;

– обработки текстовой, графической и эмпирической информации;

– подготовки, конструирования и презентация итогов исследовательской и аналитической деятельности;

– самостоятельного поиска дополнительного учебного и научного материала, с использованием поисковых систем и сайтов сети Интернет, электронных энциклопедий и баз данных;

– использования электронной почты преподавателей и обучающихся для рассылки, переписки и обсуждения возникших учебных проблем.

Информационные справочные системы применяются длярешения различного рода познавательных и практико-ориентированных задач.

В ходе реализации целей и задач дисциплины обучающиеся могут при необходимости использовать возможности информационно-справочных систем, электронных библиотек и архивов.

Рекомендуемые информационно-справочные системы:

– электронная библиотека УрГПУ. URL: http://elar.uspu.ru/;

– сайт министерства образования и науки Российской Федерации. URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/;

– справочная система Образование. URL: http://vip.1obraz.ru/.

Приложение

 

 

ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Название дисциплины
«Концептуальные основы современного художественного образования»

 

Перечень компетенций, формируемых в процессе освоения дисциплины, с указанием этапов их формирования, показателей и критериев оценивания

Формируемая компетенция Уровни сформированности компетенции Результаты обучения (критерии оценивания компетенции) Этапы формирования компетенции

ПК-1 способностью применять современные методики и технологии организации образовательной деятельности, диагностики и оценивания качества образовательного процесса по различным образовательным программам

пороговый     Знает: основы применения современных методик и технологий организации образовательной деятельности, диагностики и оценивания качества образовательного процесса по различным образовательным программам репродуктивный    
продвинутый Умеет: применять современные методики и технологии организации образовательной деятельности, диагностики и оценивания качества образовательного процесса по различным образовательным программам Владеет: способностью применять современные методики и технологии организации образовательной деятельности, диагностики и оценивания качества образовательного процесса по различным образовательным программам продуктивный

ПК-6 готовностью использовать индивидуальные креативные способности для самостоятельного решения исследовательских задач

пороговый     Знает: основы использования индивидуальных креативных способностей для самостоятельного решения исследовательских задач репродуктивный    
продвинутый Умеет: использовать индивидуальные креативные способности для самостоятельного решения исследовательских задач Владеет: готовностью использовать индивидуальные креативные способности для самостоятельного решения исследовательских задач продуктивный

 

Уровни сформированности компетенции:

пороговый – обучающийся освоил знания, необходимые для формирования умений, навыков и (или) приобретения опыта деятельности (воспроизводит термины, основные понятия, знает методы и процедуры, способен их сопоставить и объяснить);

продвинутый – обучающийся, на основе освоенных знаний, выработал умения, навыки и (или) приобрел опыт деятельности (выявляет взаимосвязи, применяет законы, вычленяет главные факторы, оценивает, разрабатывает и предлагает пути решения) (компетенция сформирована).  

 

Этапы формирования компетенции:

 

репродуктивный освоение лекционного материала;

продуктивный – работа на практических занятиях.

Описание шкалы оценивания

Примерный перечень вопросов к зачету

1. Охарактеризуйте понятие и аксиологические аспекты художественного образования.

2. Художественное образование как процесс, как результат, как социокультурный феномен.

3. Охарактеризуйте концептуальные основы художественного образования.

4. Охарактеризуйте направления художественного образования: народное, светское, религиозное.

5. Назовите цели и задачи художественного образования.

6. Охарактеризуйте особенности художественного образования в Древнем мире.

7. Художественное образование Древней Греции.

8. Особенности художественного образования в эпоху европейского средневековья: религиозное и светское направления.

9. Развитие европейского художественного образования в XVII-XVIII, XIX-XX веках (по выбору).

10. Особенности художественного образования в эпоху российского средневековья.

 

Примерный перечень вопросов к зачету с оценкой

1. Развитие светского художественного образования в России XVIII века.

2. Становление отечественного профессионального музыкального образования в России XVIII-XIX веках.

3. Становление отечественного профессионального художественного образования в XVII-XIX вв.

4. Российское художественное и музыкальное образование после Великой Октябрьской социалистической революции 1917 года.

5. Преобразования в художественном и музыкальном образовании во второй половине XX века (по выбору: музыкальное, изобразительное и т.д.).

6. Художественное образование как система дошкольного, школьного и внешкольного образования; как система допрофессионального, профессионального и внепрофессионального образования; как система начального, среднего, высшего и послевузовского образования.

7. Художественное образование как механизм воспроизводства общественного интеллекта и трансляции культуры, как механизм развития личности.

8. Назовите структуру художественного образования: образовательная подсистема, учебно-воспитательные учреждения, социальные общности педагогов и учащихся, учебный процесс как вид социокультурной деятельности.

9. Применение арт-терапии в художественном образовании.

10. Вопросы подготовки педагогических кадров в сфере художественного образования и непрерывного самообразования педагогов.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Концептуальные основы современного художественного образования»

 

 

для ОПОП «44.04.01 – Педагогическое образование»

 

Магистерская программа «Художественное образование»

 

 

 

                                      

                                                                                                        

 

                                                  

Екатеринбург     2018

Рабочая программа дисциплины «Концептуальные основы современного художественного образования»

 

Составитель:

Е.В. Тихонова, доцент кафедры художественного образования УрГПУ, кандидат педагогических наук

 

 

Рабочая программа дисциплины обсуждена на заседании кафедры художественного образования УрГПУ

 

Протокол № 12 от 23.04.2018 г. Зав. кафедрой ____ Н.Ю. Перевышина

 

 

Директор Института музыкального и художественного образования

_________________ Р.В. Панкевич

 

 

 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1.Наименование дисциплины: «Художественное образование в контексте современной культуры»

1.2.Цель и задачи дисциплины.

Цель изучения дисциплины: формирование профессиональной компетентности у обучающихся по программе «Концептуальные основы современного художественного образования».

Задачи изучения дисциплины:

- создать целостное представление о концептуальных основах художественного образования, его ценностях, системе, результатах;

- сформировать умение анализировать и объяснять современные проблемы художественного образования, делать осознанный выбор методов и методик исследования в сфере образования, умение пользоваться различными научными источниками, развивающими профессиональную компетентность;

- воспитать самостоятельность и познавательную активность обучающихся, инициировать исследовательскую деятельность для дальнейшей профессиональной деятельности в сфере художественного образования.

1.3. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО.

Дисциплина относится к вариативной части учебного плана и взаимосвязана с дисциплинами: «Методология и методы научного исследования», «Менеджмент художественного образования», «Проектная деятельность в сфере художественного образования».

1.4. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения ОПОП ВО

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих профессиональных компетенций:

способностью применять современные методики и технологии организации образовательной деятельности, диагностики и оценивания качества образовательного процесса по различным образовательным программам (ПК-1)

- готовностью использовать индивидуальные креативные способности для самостоятельного решения исследовательских задач (ПК-6).

В результате освоения дисциплины выпускник должен знать:

- основы применения современных методик и технологий организации образовательной деятельности, диагностики и оценивания качества образовательного процесса по различным образовательным программам;

- основы использования индивидуальных креативных способностей для самостоятельного решения исследовательских задач;

уметь:

- использовать индивидуальные креативные способности для самостоятельного решения исследовательских задач;

- применять современные методики и технологии организации образовательной деятельности, диагностики и оценивания качества образовательного процесса по различным образовательным программам;

владеть:

- способностью применять современные методики и технологии организации образовательной деятельности, диагностики и оценивания качества образовательного процесса по различным образовательным программам;

- готовностью использовать индивидуальные креативные способности для самостоятельного решения исследовательских задач.

1.5. Объем дисциплины в зачетных единицах.

Общая трудоемкость дисциплины составляет две зачетные единицы.

1.6. Форма обучения: заочная.

1.7.Особенности реализации дисциплины. Образовательная деятельность по дисциплине осуществляется на государственном языке Российской Федерации

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Учебно-тематический план заочной формы обучения

№ п/п

Наименование
раздела, темы

Всего трудоемкость

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа, в том числе часы, отведенные на контроль

Всего Лекции Практические Лабораторные
1 Художественное образование: концептуальные основы, цели, задачи, содержание 14 4 2 2   10
2 Становление и развитие художественного образования в Европе 10 2 - 2   8
3 Развитие художественного образования в России 10 2 - 2   8
4 Нормативно-правовая основа современного художественного образования в России 10 2 - 2   8
5 Система отечественного художественного образования, его структура, функции 12 4 2 2   8
6 Современные проблемы художественного образования 8 - - -   8
7 Вопросы самообразования педагогов в сфере художественного образования 8 - -     -   8

Итого

72 14 4 10   58

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. Художественное образование: концептуальные основы, цели, задачи, содержание

Понятие «художественное образование». Аксиологические аспекты художественного образования. Художественное образование как процесс, как система, как результат. Концептуальные основы: философские, психолого-педагогические, методические и др. Направления художественного образования: народное, светское, религиозное. Цели, задачи, содержание художественного образования.

Тема 2. Становление и развитие художественного образования в Европе

Становление и развитие художественного образования в Древнем мире. Дальнейшее развитие художественного образования в Древней Греции (музыкальное, изобразительное, танцевальное, театральное). Особенности художественного образования в эпоху средневековья: религиозное и светское направления. Создание первых университетов, консерваторий, национальных композиторских школ, мастерских художников. Развитие художественного образования в XVII, XVIII, XIX, XX веках.

Тема 3. Развитие художественного образования в России

Художественное образование в эпоху российского средневековья. Религиозные традиции. Искусство скоморохов. Развитие светского художественного образования в XVIII веке. Создание Императорской академии художеств (1757). Создание консерваторий в Санкт-Петербурге (1862) и Москве (1866). Становление профессионального образования музыкального образования во второй половине XIX века. Российское художественное и музыкальное образование после Великой Октябрьской социалистической революции 1917 года. Преобразования в художественном и музыкальном образовании в 30-х, 50-х, 70-х годах XX века.  

Тема 4. Нормативно-правовая основа современного художественного образования в России

Знакомство с основными нормативно-правовые документы, регламентирующими образовательную деятельность в сфере художественного образования, международного, федерального, областного и муниципального уровнях.

Тема 5. Система отечественного художественного образования, его структура, функции

Художественное образование с точки зрения уровнего подхода: как система дошкольного, школьного и внешкольного образования; допрофессионального, профессионального и внепрофессионального образования; начального, среднего, высшего и послевузовского образования.

Художественное образование с точки зрения социоцентристкого подхода как механизм воспроизводства общественного интеллекта и трансляции культуры.

Художественное образование с точки зрения человекоцентристского подхода как механизм развития личности.

Структура художественного образования: образовательная подсистема, учебно-воспитательные учреждения, социальные общности педагогов и учащихся, учебный процесс как вид социокультурной деятельности. Функции указанных подсистем.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 74; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.4.181 (0.158 с.)