Система рыночных отношений и организации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система рыночных отношений и организации



В исследованиях ряда авторов, дается  следующее определение фирмы: фирма — это организация, преобразующая исходные ограниченные ресурсы в конечный продукт, это юридически самостоятельная форма существования бизнеса, это зарегистрированная предпринимательская единица, обладающая коммерческой самостоятельностью.

Фирма может включать одно или несколько предприятий, функционирующих в различных сферах хозяйства. В результате экономической деятельности фирм отражаются все проблемы микроэкономики. Фирма преобразует, исходные ограниченные ресурсы в конечный продукт и затем вступает в отношения обмена на рынке.

В реальной хозяйственной деятельности, при употреблении слова фирма имеют в виду коммерческую организацию с одноименным фирменным наименованием.

Выделяет следующие направления деятельности фирмы в рыночном хозяйстве:

• обмен денег на труд наемных рабочих;

• обмен денег на товары и услуги поставщиков;

• обмен товаров и услуг на деньги потребителей;

• обмен денег, выплачиваемых позже, на деньги, полученные сейчас от инвесторов;

• обмен денег, выплачиваемых сейчас, на деньги, которые будут получены позже от должников;

• обмен денег на товары и услуги (на воду, электроэнергию, тепло, уборку территорий, охрану) и государственные акты правительства.

Фирма выступает в качестве основного организационно-экономического звена рыночной экономики, что объясняется следующими обстоятельствами:

Фирма — самое динамичное звено в структуре рыночной экономики, в котором находят отражение все научно-технические достижения, средства производства и предметы труда, передовой опыт.

Фирма — фокус, где сходится все многообразие производственно-технических отношений в макро- и микроэкономике. На фирмах в конкретной форме проявляются законы общественного воспроизводства и рынка.

В отличие от фирмы, под предприятием понимается определенный производственно-технический комплекс, используемый для производства товаров или (и) услуг в любой отрасли национальной экономики.

Фирма же, выступает в качестве имущественного комплекса, используемого собственниками этого имущества для осуществления предпринимательской деятельности.

В состав фирмы входят все виды имущества, предназначенные для ее деятельности. Виды имущества включают: земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье. Кроме того, в качестве имущества рассматриваются: нереализованная продукция, права требований, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие ее деятельность. Фирма позиционируется, как основной агент рыночной системы любой современной страны.

Под фирмой понимается и первичная организационная единица бизнеса, которая обладает следующими характеристиками:

• юридическая самостоятельность, фирма является юридическим лицом, зарегистрированным в соответствующих государственных органах;

• производственная самостоятельность, фирма самостоятельно решает, что, где и каким образом производить и продавать;

• финансовая самостоятельность, фирма самостоятельно распределяет полученный доход;

• организационная самостоятельность, фирма самостоятельно выбирает тип внутренней организации.

Вышеперечисленные характеристики, позволяют отличить фирму, как от предприятия, являющегося первичным технологическим образованием, так и от союза фирм, где имеет место только определенная координация активности при сохранении внутренней поведенческой самостоятельности входящих структур.

Существуют различные взгляды на природу фирмы, которые объединяют в следующие укрупненные группы:

• технологическая концепция фирмы, являющаяся основой классической и неоклассической теории;

• институциональная теория фирмы;

• теоретические исследования поведения фирмы на базе теории игр.

Между данными группами теорий основные пункты разногласий связаны со следующими критериями:

• метод исследования поведения фирмы;

• факторы, объясняющие наличие в экономике фирм разного размера;

• факторы, объясняющие уровень концентрации в экономике в целом и в отдельных отраслях;

• оценка цели деятельности фирмы;

• объяснение разнообразия организационных форм фирмы;

• выбор ведущих поведенческих характеристик фирмы;

• общий механизм функционирования фирмы.

Технологические (классические и неоклассические) теории фирмы. Представители классической и неоклассической школы экономической мысли поставили задачу объяснить, почему в отраслях существуют фирмы определенного размера, почему фирмы производят именно такой, а не иной объем товаров, и почему цена, которую они назначают, не может быть ни больше, ни меньше того, что определяет рынок.

Согласно А. Смиту, наличие крупного и мелкого производства обусловливается разделением труда и специализацией, в соотношении с масштабами спроса. Фирма рассматривается как определенный шаг на пути технического прогресса человечества, обеспечивший рост производительности труда.

Причина возникновения фирмы связана с развитием торговли, которая стимулирует разделение труда и рост производства. Увеличение размеров рынка способствует росту фирмы.

Смит первым выдвигает идею о типичном — среднем — размере фирмы как основе ее поведения и изучения.

По Смиту, в экономике могут действовать фирмы двух типов. Большинство экономических агентов представляют собой конкурентную фирму. Но есть и другой тип фирмы — монопольное производство, существование которого обусловлено наличием либо особых условий производства, либо защитой государства. Развитие конкуренции, согласно Смиту, способно и предназначено устранить монополию.

А. Маршалл, развивая концепцию А. Смита о роли разделения труда и специализации как основе фирмы, приводит новые аргументы в пользу значимости машинного производства как стимула к бурному развитию фирмы — организации, занимающейся крупномасштабным производством.

Маршалл показывает управленческую структуру разных форм бизнеса и выделяет специфическую черту фирмы, а именно: предпринимательские способности как ресурс производства.

Динамика поведения фирмы у Маршалла определяется характером проблемы инвестирования, и распределения ресурсов во времени.

Дж. Хикс, продолжил развитие классической теории фирмы. Для него теория фирмы — это теория капитала, его формирования и распределения. Используется параллельный метод анализа фирмы как частный случай оптимизационного поведения индивида. Целью индивида как потребителя является максимизация совокупной полезности при заданном бюджетном ограничении, целью фирмы — максимизация прибыли при ограничении на издержки производства. Фирма, таким образом, представляется не более чем индивидом.

Экономическая динамика, в понимании Хикса, носит случайный характер (люди не предусмотрели точные значения будущих цен) и для фирмы эквивалента накоплению капитала.

В работах Дж. Робинсона, утверждается представление о том, что конкуренция может существовать и при наличии у фирм рыночной власти, что, собственно, и означает термин «несовершенная конкуренция». Робинсон разрабатывает параметры конкурентного поведения фирмы на рынке, выдвигает другие варианты конкурентного поведения фирмы: регулирование транспортных расходов, уровня качества продукции, особенности обслуживания клиентов, сроки кредита, репутация фирмы, роль рекламы.

Поведение фирмы обретает многомерность, а рынок — многообразие исходов функционирования.

В исследованиях Э. Чемберлина, появляется понятие  «монополистическая конкуренция». В рамках нового типа рынка возникают новые особенности поведения фирм, Чемберлин выделяет две формы взаимодействия фирм на монополистическом рынке.

При небольшом числе фирм, действующих на рынке, каждый продавец осознает свою зависимость от поведения других продавцов, взаимное влияние своих действий на выбор цен и объемов конкурентами. Если же число продавцов на рынке достаточно велико, так что влияние отдельного продавца на цену становится все менее и менее значимым, и он перестает его учитывать, в действие вступают другие силы — в первую очередь дифференциация продукта.

В работах Й. Шумпетера, разрабатывается концепция «предпринимательской фирмы» — особого экономического агента, конкурирующего посредством внедрения новых товаров, новых технологий, новых источников сырья или новых типов организации.

Предпринимательская фирма может быть как конкурентом, так и монополистом. Важное отличие подобной фирмы от прочих — ее стратегическая ориентация на выбор места и объекта конкуренции. Целью предпринимательской фирмы является внедрение стратегического преимущества на основе продуктовых, технологических или организационных инноваций.

Неоклассической теории удалось объяснить роль цены и механизм ценообразования в распределении ресурсов в децентрализованной экономике. Фирма выступает как главный способ решения подобной задачи. Ее ведущие поведенческие характеристики — производственная технология и цены используемых ресурсов — оказываются инструментами оптимизации общественного благосостояния.

Если в экономике действует совершенная конкуренция, то механизм рынка, в том числе и через функционирование фирмы, автоматически ведет к максимальному благосостоянию и потребителей, и производителей.

Институциональные теории фирмы. Согласно институциональной концепции фирма противопоставляется рынку, как внутреннее производство — внешнему. В классическом и неоклассическом направлениях фирма трактовалась как неотъемлемая часть рынка, как элемент его структуры без противопоставления.

В институциональной теории фирма рассматривается как совокупность долгосрочных контрактов, в отличие от рынка — совокупности взаимосвязей, опосредованных относительно краткосрочными контрактами.

Р. Коуз считал, что основная причина существования фирмы — наличие и величина трансакционных издержек; соответственно, фирма предназначена для минимизации трансакционных издержек — издержек осуществления деловых операций.

Рыночные и внутрифирменные трансакции тесным образом связаны между собой. Их соотношения определяют оптимальный размер фирмы, иначе можно было бы рассматривать национальную экономику как одну гигантскую фирму.

Р. Коуз выделял следующие существенные моменты:

• по мере того, как фирма становится крупнее, доходы от предпринимательской деятельности могут снижаться, т.е. издержки организации дополнительных трансакций внутри фирмы могут возрастать;

• должна быть достигнута некая точка, в которой издержки организации дополнительных трансакций внутри фирмы равняются издержкам, связанным с осуществлением трансакций на открытом рынке;

• если в результате роста числа организуемых трансакций предпринимателю не удается разместить факторы производства так, чтобы они создавали наибольшую стоимость (т.е. ему не удается извлечь максимальную пользу от факторов производства), значит, должна быть достигнута такая точка, в которой потери от неэффективного использования ресурсов равняются издержкам трансакций обмена на открытом рынке;

• цена реализации одного или более факторов производства может расти, так как «другие преимущества» мелкой фирмы выше, чем преимущества крупной фирмы;

• стремление к увеличению размеров будет тем сильнее, чем:

- ниже издержки организации и медленнее рост этих издержек по мере увеличения числа организуемых трансакций;

- менее склонен предприниматель делать ошибки. Тогда рост их числа уменьшается по мере увеличения числа организуемых трансакций;

 - больше снижение (или чем меньше рост) цены поставок факторов производства более крупным фирмам.

Еще раз подчеркнем, что Р. Коуз трансакционными называет «издержки осуществления трансакций обмена на открытом рынке», а трансакционные издержки — это издержки сбора и обработки информации, издержки проведения переговоров и принятия решений, издержки контроля и юридической защиты выполнения контракта (итак, рента относится к трансформационным издержкам, все остальные издержки — трансакционные).

В работах Ф. Найта, Р. Бокэ, О. Серве, экономическая среда функционирования фирмы рассматривается с позиции когнитивной неопределенности, когда только доверие способствует минимизации трансакционных издержек взаимодействия фирм, а, следовательно, и достижению равновесия на рынке в длительном периоде.

Пределы расширения фирмы институциональная теория видит в запретительном росте издержек управления и контроля. Когда фирма становится чрезмерно большой, ее трансакционные издержки практически равны нулю, зато резко возрастают внутрифирменные издержки.

Развивая институциональную теорию фирмы, О. Уильямсон, уточнил представление о трансакционных издержках как издержках, связанных с функционированием специфических активов.

К специфическим активам Уильямсон причисляет инвестиции, которые приспособлены к взаимоотношениям с определенным партнером и являются невозвратными.

В современной экономической теории фирмы, наблюдается тенденция синтеза двух главных концепций: технологической и институциональной — по следующим основаниям:

• исследования фирмы в контексте глобализации экономики показывают, что эти концепции сами по себе не могут дать удовлетворительного объяснения данного явления;

• применительно к функционированию транснациональных компаний ставится даже вопрос об исчезновении фирмы как таковой;

• синтез двух направлений предполагает возможность анализа принципиально новых явлений в поведении фирм, связанных с особенностями развития современной экономики, в частности с таким явлением, как сетевые эффекты;

• производство и распределение товаров или услуг происходит в рамках сетей или стратегических альянсов фирм;

• фирма для увеличения своей эффективности (в традиционном понимании) весь спектр своих прав (кроме финансовой самостоятельности) передает новой организации — сети;

• интеграция традиционных фирм в сеть становится столь мощной, что ставится вопрос об исчезновении и фирм, и рынка (по мнению некоторых исследователей).

Теория игр в применении к анализу теории фирм. Альтернативой неоклассическим и институциональным концепциям фирмы выступила теория игр.

Теория игр принимает наличие фирм как некую данность и исходит из того, что в эпоху всеобщей зависимости фирмы ведут себя стратегически.

Аппарат теории игр позволяет исследовать большое число рыночных стратегий — от соглашения до ценовой дискриминации, грабительского ценообразования или вертикальных ограничений, выявляя весь спектр конкурентных и монопольных процессов.

Опубликованные работы российских ученых отличаются комментированием работ зарубежных теоретиков, и в плане развития научных идей значительных шагов пока не сделано.

В российской экономической науке, исследования поведения фирм ведутся по трем направлениям:

• эмпирический анализ деятельности российских предприятий;

• моделирование того или иного поведения российских предприятий, типичного для современного этапа развития экономики;

• исследование внутренней структуры и структуры собственности российских предприятий, а также контрактные отношения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 101; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.163.58 (0.029 с.)