Анализ поведения потребителя в рыночной экономике 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ поведения потребителя в рыночной экономике



 

 

Цель раздела: изучить следующие вопросы: Ценность, стоимость и цена блага. Кардиналистский подход к измерению полезности блага. Функция полезности. Общая и предельная полезность. Закон убывающей предельной полезности, его связь с законом спроса. Ординалистский подход к измерению полезности. Основные постулаты в теории поведения потребителя. Кривая безразличия: понятие, виды. Бюджетное ограничение, его экономический смысл.

Основной категорией рыночной экономики является товар. В экономической науке существует два основных теоретических подхода к определению его сущности, выяснению того, что лежит в основе рыночной цены товара: теория трудовой стоимости и теория предельной полезности, которые являются, соответственно, методологической основой классической школы политической экономии и неоклассического направления.

Рассмотрим сначала суть подхода к исследованию данной проблемы в рамках трудовой теории стоимости. В товарном хозяйстве продукты труда выступают в качестве товаров. Товар – продукт труда человека, предназначенный для обмена путем купли – продажи.

Товаром могут выступать и продукты природы, если к ним приложен труд человека. При этом выделяют два основных свойства товара – потребительную стоимость и меновую стоимость.

Потребительная стоимость – свойство, способность товара удовлетворить какую-либо потребность людей.

 

При этом товар предназначен для удовлетворения потребностей не самого производителя, а людей, которые его покупают, т.е. общества. Следовательно, товар должен обладать не просто потребительской стоимостью, а общественной потребительной стоимостью. Причем товаром является только тот продукт, который обладает общественной потребительной стоимостью и передается потребителю через куплю-продажу, а не путем безвозмездного отчуждения.

Потребности людей многообразны, поэтому и потребительная стоимость может быть присуща не только товарам, идущим в личное потребление, но и товарам, поступающим в хозяйственное потребление в виде средств производства.

Потребительной стоимостью могут обладать не только товары, но и любые продукты (в т.ч. и природы). Это значит, что потребительная стоимость – категория внеисторическая, т.е. она существует вне зависимости от наличия товарного производства.

Как потребительные стоимости товары качественно отличаются один от другого, следовательно, не могут быть сопоставлены друг с другом, а значит быть обменены. Более того, обмен товарами с одинаковой потребительной стоимостью вообще бессмыслен (например, одной пары сапог на точно такую же пару сапог). Поэтому кроме потребительной стоимости товар должен обладать свойством обмена на другие товары, или меновой стоимостью.

Меновая стоимость – свойство товара обмениваться на другие товары в определенных количественных пропорций.

Для того чтобы обмен товарами произошел, они должны обладать чем-то общим, что их приравнивало бы друг к другу. Таким общим для всех товаров свойством является стоимость. Стоимость - воплощенный в товаре общественный труд.

Стоимость делает товары однородными, способными к обмену.

Если стоимость – внутреннее свойство товара, то меновая стоимость – форма выражения стоимости, т.е. ее внешнее проявление. Но категории «меновая стоимость» и «стоимость» не тождественны между собой, могут вступать друг с другом в противоречие. Оно проявляется, когда из-за высокой стоимости товар не находит сбыта. Разрешается такое противоречие через цену, в основу которой ложатся не затраты труда, а взаимодействие спроса и предложения.  Цена - денежное выражение стоимости товара.

Стоимость в отличие от потребительной стоимости категория историческая. Она существует в тех способах производства, где есть товарное производство.

Товар представляет собой единство потребительной стоимости и стоимости (рис.5.1).

Наличие двух свойств товара объясняется двойственным характером труда. Воплощенный в товаре труд каждого производителя рассматривается с двух сторон. С одной стороны – это его целесообразная деятельность, конечной целью которой является создание того или иного продукта, т.е. потребительной стоимости. Полезный труд, затрачиваемый в конкретной форме и качественно отличающийся от всех других видов труда, называется конкретным трудом. Например, труд сапожника, пекаря, портного и т.д. Конкретным трудом создается потребительная стоимость товара. Виды конкретного труда, создающего многообразие потребительных стоимостей, весьма многообразны и различаются между собой конечной целью, характером трудовых операций, применяемыми предметами и орудиями труда, результатами.

 

ТОВАР
Потребительная стоимость
Естественные свойства
Природой и конкретным трудом
Качественную определенность
Вещественный носитель производственных отношений
В процессе потребления
В процессе обмена
Специфическое производственное отношение
Количественную определенность
Абстрактным трудом
Общественные свойства
Стоимость
заключены
создается
отражает
выступает как
реализуется

 


Рисунок 5.1. Единство потребительной стоимости и стоимости

 

С другой стороны, независимо от конкретного вида труда все производители расходуют при изготовлении труда мускульную и нервную энергию, т.е. рабочую силу. Это то общее, что характеризует все виды человеческого труда.

Труд товаропроизводителя, выступающий как затрата рабочей силы вообще независимо от ее конкретной формы, называется абстрактным трудом. Он создает стоимость товара.

Конкретный и абстрактный труд – это две стороны одного и того же труда, воплощенного в товаре (рис. 5.2). 

 

ТРУД
Конкретный
Абстрактный
Качественно разнороден и количественно несравним
Качественно однороден и количественно сравним
Отношение человека к природе
Отношение людей друг к другу
Потребительную стоимость
Стоимость
Частный труд
Общественный труд
Прямо, непосредственно в товаре
Косвенно, через обмен товаров
выражает
создает
представлен как
определяется

 


Рисунок 5.2. Взаимосвязь конкретного и абстрактного труда

 

Рассматривая эти две стороны труда, следует отметить, что конкретный труд выступает как частный труд товаропроизводителя. И настолько он нужен обществу, может проявиться только на рынке в процессе обмена. Покупателю безразлично, кто и в каких условиях произвел товар. При обмене он приравнивает свой товар к товару продавца по затратам своего труда. Если в результате взаимных претензий обмен не совершается, то это говорит о том, что индивидуальные затраты одного из них превышают общественно необходимые и частный труд вступает в противоречие с общественным, конкретный труд с абстрактным, потребительная стоимость со стоимостью.

Противоречие между частным и общественным трудом является одним из противоречий товарного производства, в том числе рыночного типа. Оно предопределяет возможность возникновения диспропорций в производстве различных товаров, что проявляется в их перепроизводстве, колебаниях рыночных цен. Попытки регулировать производственно-коммерческую деятельность на основе составления бизнес-планов, вмешательства государства в экономику лишь смягчает это противоречие, но не устраняют его.

Так как стоимость есть воплощенный в товаре абстрактный труд, то величина стоимости товара измеряется количеством труда, или рабочего времени, необходимого для его производства. Однако следует отметить, что однородные товары производятся множеством производителей, работающих в различных условиях. Это значит, что затраты по производству однородных товаров весьма различны.

Индивидуальное рабочее время - время, затраченное отдельным товаропроизводителем на производство данного товара. Индивидуальные затраты, или себестоимость – это материальные и денежные затраты, связанные с производством данного товара.

 


На рынке товары не могут обмениваться по индивидуальным затратам, так как ленивый, неумелый и плохо организующий производство всегда будет находиться в выигрыше, что абсурдно само по себе. Обмен осуществляется по стоимости, которая определяется не индивидуальными, а общественно необходимыми затратами труда, т.е. общественно необходимым временем, затраченным на производство товара.

Общественно необходимое время – это время, затраченное на производство товара при общественно нормальных условиях труда, средней технической оснащенности производства, характерного для данного этапа развития общества, средней квалификации работников и средней интенсивности труда.

 


В товарном производстве рыночного типа величина стоимости устанавливается стихийно, в процессе обмена на рынке. Только здесь устанавливаются меновые пропорции, соответствующие количеству общественно необходимого времени.

На величину стоимости оказывают влияние следующие факторы:

- производительность труда;

- интенсивность труда;

- сложность труда.

Производительность труда – способность живого труда производить в единицу времени определенное количество потребительных стоимостей.

 


Производительность труда измеряется количеством продукции, производимой за единицу времени. С ростом производительности труда стоимость товара уменьшается, так как на единицу продукции приходится меньшее количество рабочего времени.

Производительность труда как экономическая категория относится не к абстрактному, а к конкретному труду. Поэтому с развитием производительных сил общества растет и производительность. А это значит, что стоимость конкретного товара не является величиной раз и навсегда застывшей. Она изменяется с изменением производительности труда.

Интенсивность труда – степень его напряженности, что означает увеличение затрат труда в единицу рабочего времени

 


С ростом интенсивности труда стоимость товаров повышается.

Что касается влияния на стоимость сложности труда, то трудовая теория стоимости конкретного ответа на этот вопрос не дает. По мнению Маркса, сравнительно сложный труд выступает в стоимости как умноженный или возведенный в степень простой труд.

 

Сложный труд – это умноженный или возведенный в степень простой труд

 

 


Поэтому меньшее количество товаров сложного труда должно обмениваться на большее количество товаров простого труда. При этом марксистская теория не определяет коэффициенты, сводящие сложный труд к простому.

В товарном хозяйстве продукты производятся для обмена путем купли-продажи. На рынке в обменные отношения вступают два лица – продавец и покупатель. Каждый из них приходит на рынок с диаметрально противоположными интересами. Продавец желает продать товар подороже, а покупатель – купить товар подешевле.

Рынок – это борьба интересов, в результате которой и продавцы, и покупатели приходят к единому интересу, т.е. обмениваются товарами по единому эквиваленту, в основе которого лежат общественно необходимые затраты труда по их производству – стоимость. Эти взаимосвязи в товарном хозяйстве носят форму объективный и устойчивый характер и принимают форму закона стоимости.

Закон стоимости – это закон товарного производства, согласно которому производство и обмен товарами должны осуществляться в соответствии с общественными необходимыми затратами труда, т.е. цена должна соответствовать стоимости товара 


Но товар есть совокупность потребительной стоимости и стоимости. Поэтому цена как денежное выражение стоимости товара определяется не только общественно необходимыми затратами на его производство, но и другими факторами, и в первую очередь, спросом и предложением. По этой причине в реальной жизни цена, как правило, не совпадает со стоимостью. Свое действие в условиях товарного производства закон стоимости проявляет именно через колебания цен вокруг стоимости. При этом отклонение цен от стоимости не нарушает самого закона стоимости, так как, во-первых, эти отклонения незначительны, в, во-вторых, отклонения в сторону «плюс» уравновешиваются отклонениями в сторону «минус».

В товарном производстве закон стоимости выполняет следующие функции:

1) выступает в качестве регулятора товарного производства. В том случае, если цена на товар выше стоимости, то производитель получает выгоду и расширяет свое производство и, наоборот, при снижении цены на товар производитель получает убыток и сокращает производство. В масштабе общества происходит перелив средств производства и рабочей силы из одних отраслей в другие, чем достигается пропорциональность между ними.

Пример

Производство (ед.) Потребность (ед.) Колебание цен + - повышение − - снижение Реакция производства
50 100 + Расширяется
100 50 Сокращается

 

2) способствует росту производительности труда. В условиях товарного производства конечной целью каждого производителя является получение максимально возможной прибыли. Чтобы это обеспечить при неизменной цене, в основе которой лежат общественно необходимые затраты труда, необходимо снизить индивидуальные затраты. А это достигается за счет повышения производительности труда на основе внедрения новейшей техники и совершенствования производства. Таким образом, закон стоимости двигает вперед производительные силы общества.

3) способствует дифференциации товаропроизводителей. Те товаропроизводители, которые не занимаются совершенствованием своего производства и не в состоянии обеспечить индивидуальные затраты на уровне общественно необходимых, разоряются. Те же из них, кто обеспечивает снижение издержек производства ниже общественных, получает прибыль и обогащается.

 

Иной подход к определению ценности блага присутствует у неоклассиков. Первые представители этого направления – маржиналисты (маржа с франц. - предел). Они заложили основу теории потребительского поведения. При этом исследователи этой проблемы условно относятся к двум этапам развития этой концепции:

1. конец XIX в. – кардинализм (количественный анализ)

2. 30-е годы XX в. - ординализм (ординалистский анализ)

Теория потребительского поведения приходит на смену трудовой теории стоимости в условиях замены товародефицитного рынка товароизбыточным. В этих условиях преимущество имеют при формировании рыночной цены не производители (объективные затраты труда), а потребители, для которых затраты производителей не имеют никакого значения. Таким образом, большое значение для развития производства товаров и их предложения имеет поведение потребителей.

Потребительское поведение – это процесс формирования спроса потребителей на разнообразные товары и услуги.

 


Каждый потребитель самостоятельно принимает решение о том, что покупать. При этом он стремится максимально полно удовлетворить имеющиеся у него потребности, ориентируясь на свои субъективные ощущения.

Поведение потребителя следует рассматривать поэтапно. На первом изучаются предпочтения потребителя, критерии, по которым он может предпочесть один товар другому. На втором следует учесть, что каждый потребитель располагает определенным доходом, т.е. его бюджет ограничен. На третьем на основе совмещения желаний и возможностей потребителя раскрывается механизм потребительского выбора.

Действия людей в сфере приобретения потребительских благ субъективны и подчас непредсказуемы. Но в поведении среднего потребителя можно отметить ряд типичных общих черт:

- спрос потребителя зависит от уровня его доходов, влияющих на размер личного бюджета потребителя;

- каждый потребитель стремится получить за свои деньги «все что можно», т.е. максимизировать совокупную полезность;

- средний потребитель имеет отчетливую систему предпочтений, свой вкус и отношение к моде;

- на спрос потребителя влияет наличие или отсутствие на рынках взаимозаменяемых или взаимодополняемых товаров.

Определить поведение потребителя можно с помощью теории предельной полезности, разработанной на основе количественного или кардиналистского анализа. В рамках этой теории основной категорией анализа является полезность.

Полезность ( или ютиль, от англ. – UTILITY - U) – это субъективное удовлетворение, или удовольствие, получаемое человеком от потребления набора товаров и услуг.

Общая полезность (TOTAL UTILITY - TU) – это совокупная полезность от потребления всех наличных единиц блага.

Предельная полезность (MARGINAL UTILITY – MU) – это прирост общей полезности, или дополнительная полезность от потребления одной дополнительной единицы товара или услуги.

Общую полезность любого количества продукта определяют путем суммирования показателей предельной полезности. Предельная полезность, т.е. удовлетворение от потребления дополнительной единицы блага, определяется как разница совокупной полезности всего потребляемого набора благ и совокупной полезности предшествующего потребления (без данной последней единицы блага).

Каждый потребитель пытается так распорядиться своим денежным доходом, чтобы получить максимальную общую полезность. Он не может купить все, что ему хочется, так как денежный доход ограничен, а товары, которые он желает приобрести, имеют определенную цену. Поэтому потребитель выбирает между различными товарами, чтобы при ограниченном денежном доходе получить наиболее предпочтительный с его точки зрения набор товаров и услуг.

Кривые совокупной и предельной полезности представлены на рис. 5.3 и 5.4:

TU
MU

 

 


  0                        Q                0                                   Q

Рисунок 5.3. Кривая совокупной полезности             Рисунок 5.4. Кривая предельной полезности

 

Правило потребительского поведения состоит в том, чтобы предельная полезность, получаемая в расчете на рубль, потраченный на один товар, была бы равной предельной полезности, получаемой на рубль, потраченный на другой товар.

Такое поведение называется правилом максимизации полезности. Если потребитель «уравновесит свои предельные полезности» в соответствии с этим правилом, то ничто не будет побуждать его к изменению структуры расходов. Потребитель в этом случае будет находиться в состоянии равновесия.

Правило максимизации полезности можно выразить математически:

где MU – предельная полезность блага, A, B, C – блага, Р – цена.

Определенная потребность человека удовлетворяется следующими друг за другом единицами товара. В течение короткого промежутка времени, когда вкусы потребителей не меняются, потребление каждой последующей единицы продукции будет сопровождаться падением ее предельной полезности, так как потребность в этом продукте будет постепенно насыщаться. В экономической науке такая устойчивая зависимость получила название закона убывающей предельной полезности.

В связи с действием этого закона приведенное выше правило максимизации полезности необходимо постоянно корректировать с учетом снижения цен, так как при снижающейся предельной полезности каждого покупаемого товара (очередного телевизора), но также и при одновременно снижающейся его цене можно побудить потребителя к последующим покупкам этого товара.

Понижение цены приведет к двум различным следствиям: «эффекту дохода» и «эффекту замещения».

«Эффект дохода»: если цена продукта падает, то реальный доход (покупательная способность) потребителя данного товара увеличивается. Он может на тот же денежный доход купить больше данного товара.

«Эффект замещения»: снижение цены данного товара означает, что теперь он стал дешевле по отношению ко всем другим товарам. Это будет стимулировать потребителя замещать данным товаром другие, так как он становится более привлекательным по отношению к другим.

Таким образом, сторонники теории предельной полезности объясняют поведение потребителя с помощью эффектов дохода и замещения и с помощью закона убывающей предельной полезности.

Более глубокое объяснение поведения потребителя дается методом бюджетных линий и кривых безразличия в рамках ординалистского, или порядкового анализа.

Количественно оценить величину полезности невозможно (отсутствует эквивалент, эталон). Но каждый человек в состоянии соотнести между собой полезность разных благ, расставив их в определенном порядке. Потребительские предпочтения можно представить графически, используя кривую безразличия (рис. 5.5). Она представляет собой совокупность потребительских наборов, которые обеспечивают одинаковый уровень удовлетворения потребностей, т.е. потребитель безразличен к выбору наборов, представленных точками на кривой (одинакова величина Т U).

N
Кривая безразличия


конфеты            

                      

TU
          

       

                      

                                                          Сахар

 

 

Рисунок 5.5. Карта кривых безразличия

Но существуют и иные комбинации благ с разной величиной полезности совокупность соответствующих кривых безразличий. Совокупность кривых безразличия, соответствующих этим величинам полезностей, представленная на одном графике, – карта кривых безразличия. При этом, стремясь максимизировать общую полезность, потребитель заинтересован занять крайнюю правую кривую безразличия.

Но его желания ограничены бюджетом, который может быть использован для приобретения этих благ. Бюджетные ограничения потребителя, или его возможности иллюстрирует бюджетная линия (рис. 5.6).


конфеты

                2

             

 


                                                          5                  Сахар

Рисунок 5.6. Бюджетная линия

 

Угол наклона бюджетной линии определяется соотношением рыночных цен этих благ. Если соотношений цен изменится, то изменится и угол наклона бюджетной линии. Но если изменение цен будет пропорциональным, то произойдет сдвиг бюджетной линии вправо или влево. Аналогичный сдвиг будет иметь место и в случае изменения бюджета потребителя.

Равновесие потребителя, когда его желания совпадут с возможностями, обеспечиваются в точке касания одной из кривых безразличия бюджетной линии (рис. 5.7).

 

N
Кривая безразличия
       конфеты            

                      

          

       

      

                                                         Сахар

 

                     Рисунок 5.7. Равновесие потребителя

 

 

Контрольные вопросы:

 

1. В чем состоит смысл экономически рационального поведения потребителя?

2. Что такое предельная полезность.

3. Становление теории потребительского поведения.

4. Законы Госсена.

5. Кардиналистский (количественный) анализ полезности.

6. Закон убывания предельной полезности.

7. Ординалистский (порядковый) анализ полезности.

8. Кривые безразличия.

9. Что характеризует карта безразличия?

10. Бюджетная линия.

Тестирование

 

1. Если спрос задан уравнением QD = 1000 – 50P, а предложение – уравнением QS = -50 + 20P, выручка составит:

а) 3000

б) 3750

в) 1750

г) 5700

2. Товар Х приобретается всего двумя потребителями, и при этом спрос первого потребителя описывается функцией Q1 = 80 - P, а спрос второго потребителя функцией Q2 = 100 - 2P. Цена при величине рыночного спроса, равного 24 составляет:

а) 54

б) 38

в) 52

г) 68

3. Потребительная стоимость – это:

а) полезность вещи, её способность удовлетворять ту или иную человеческую потребность

б) способность товара в определенных количественных пропорциях обмениваться на другие товары

в) воплощенный в товаре общественный труд товаропроизводителей

г) степень удовлетворения от потребления какого-либо блага

4. На величину стоимости товара не влияет:

а) уровень сложности труда

б) уровень производительности труда

в) потребности человека

г) уровень интенсивности труда

5. Полезность – это:

а) свойство блага приносить пользу потребителю

б) субъективная ценность, приписываемая благам людьми

в) обладание полезными элементами для здоровья человека

г) объективное свойство товаров, являющееся причиной их производства

6. В условиях действия принципа убывающей предельной полезности рост потребления блага:

а) снижает общую полезность

б) приводит к тому, что величина общей полезности становится отрицательной

в) снижает предельную полезность и, следовательно, общую полезность

г) снижает предельную полезность, но может повысить общую полезность

7. Условная единица полезности, введенная сторонниками количественного подхода для измерения удовлетворения от потребления блага, называется:

а) ютиль

б) тратта

в) сеньораж

8. Согласно кардиналистской теории, рациональный потребитель в точке равновесия:

а) уравнивает общие полезности от потребления каждого блага с учетом их цен

б) уравнивает предельные полезности приобретаемых товаров с учетом их цен

в) потребляет блага по мере убывания полезности с учетом цен благ

г) достигает превышения предельной полезности цены.

9. Полезность блага, его способность удовлетворять потребности людей называется:

а) стоимостью

б) меновой стоимостью

в) потребительной стоимостью

г) ценой.

ОСНОВЫ ТЕОРИИ ПРОИЗВОДСТВА

Цель раздела: изучить следующие вопросы: Сущность и функция предприятия. Производственная функция. Модель производства с одним переменным фактором производства. Общий, средний и предельный продукт. Закон убывающей производительности (убывающей отдачи) фактора производства. Модель производства с двумя переменными факторами производства. Изокванта: понятие, виды. Изокоста – линия бюджетного ограничения производителя, его экономический смысл. Равновесие производителя. Издержки производства: понятие и виды. Эффект масштаба: положительный, неизменный, отрицательный. Бухгалтерская и экономическая прибыль. Ценовая стратегия фирмы. Методы ценообразования.

 

В условиях командно-административной экономики главным субъектом хозяйства выступало государство, которое обладало монополией на собственность, управление хозяйством, финансовые потоки, внешнеэкономическую деятельность и т.п. Основной формой предприятия являлось государственное предприятие, функционирующее как хозрасчетная единица.

Государство, с одной стороны, обладало монополией в экономической сфере, а с другой стороны, отношения государства и отдельного экономического субъекта отличались патернализмом (покровительством) государства по отношению к предприятиям. Последнее выражалось, в том числе, в мягких бюджетных ограничениях, означающих недопущение государством банкротства государственных предприятий: государство производило компенсацию (погашение, списывание и т.п.) денежных долгов предприятий.

В условиях рыночной экономики предприятия, напротив, находятся в системе жестких бюджетных ограничений, когда, функционируя в реальном режиме самоокупаемости и самофинансирования, субъекты хозяйствования должны полагаться только на самих себя. Полностью самостоятельное предприятие, которое руководствуется в своей хозяйственной практике принципами рыночного поведения, получило наименование фирмы.

Предприятие (фирма) – самостоятельная хозяйственная единица, обладающая правом юридического лица, владеющая определённым набором производственных факторов для производства и реализации материальных благ и услуг.

Функции предприятия:

1) соединение в единый производственный процесс обособленных экономических ресурсов;

2) удовлетворение спроса потребителей в определённых видах продукции и услуг.

Цель хозяйственной деятельности предприятия – максимизация прибыли, что в условиях рыночной экономики дает возможность удерживать и укреплять свои позиции на рынке.

В структуре национальной экономики предприятие является первичным звеном, т.к.:

1) здесь происходит непосредственное соединение производственных факторов с целью создания материальных благ и оказания услуг;

2) именно на предприятии происходит соединение личных и коллективных интересов;

3) именно здесь индивид реализует свои способности и проявляет себя как существо общественное.

Признаки предприятия как первичного звена экономики:

1) экономическая обособленность – проявляется в обособлении ресурсов предприятия в виде замкнутого хозяйственного оборота; осуществлении воспроизводства за счёт результатов своей хозяйственной деятельности, наличии специфических экономических интересов. Экономическая обособленность предприятия в известной мере относительна, т.к. полностью обособиться от общественного производства ни одна его составляющая единица не может. Она определяется формой собственности и уровнем обобществления производства.

2) хозяйственная самостоятельность – форма проявления экономической обособленности. Она выражает имущественно-правовые отношения предприятия как юридического лица. Степень хозяйственной самостоятельности предприятия обусловлена больше не формой собственности, в рамках которой оно функционирует, а нормативными актами соответствующих управленческих структур.

Упорядоченная совокупность предприятий и их объединений образует единый хозяйственный комплекс страны.

В рыночной экономике предприятие самостоятельно планирует основные направления и условия своей деятельности, распоряжается трудовыми, материальными и финансовыми ресурсами. Оно само выбирает деловых партнёров, вступает в договорные отношения с ними, само организует внешнеэкономическую деятельность. Организационные формы управления также определяются самими предприятиями. Оно свободно в выборе видов хозяйственной деятельности и реализует последнюю в рамках общественного законодательства. Предприятие само определяет организационную структуру, структуру управления, штатное расписание.

Любое предприятие как хозяйственная единица есть единство производительных сил и производственных отношений. Поэтому его следует рассматривать в единстве двух сторон:

1) с технико-экономической стороны предприятие характеризуется определённым уровнем развития техники, технологии, определённым уровнем разделения труда, кооперации;

2) с социально-экономической сторо ны предприятие характеризуется определённым уровнем развития производственных отношений, основой которых является конкретная форма собственности (частная, государственная и т.д.), а, следовательно, и определённая организационно-правовая форма деятельности предприятия (государственное предприятие, акционерное общество и т.д.), то есть предприятие выступает как хозяйствующий субъект.

Существуют различные подходы к классификации фирм (предприятий).

В зависимости от типов и форм собственности, выделяют основные виды предприятий:

1. индивидуальное предприятие – это предприятие одного человека (семьи);

2. товарищество (партнёрство) – это предприятие двух или более собственников, объединившихся на паях для совместного ведения дела (наиболее распространены в сельском хозяйстве, торговли, строительстве, в сфере услуг и т.д.).

По экономической ответственности различают: полные товарищества (с неограниченной ответственностью), общества с ограниченной ответственностью, смешанные (товарищества на вере или коммандитные), в которых один или несколько участников ответственны неограниченно, а остальные – только своими вкладами;

3. акционерное общество (АО), или корпорация – крупное предприятие, капитал которого образуется путём объединения многих индивидуальных капиталов через продажу акций.

4. унитарное предприятие – это государственное или муниципальное предприятие, неделимое (унитарное) имущество которого является общественной собственностью. Свою хозяйственную деятельность унитарные предприятия ведут на основе оперативного использования закреплённых за ними общественных производственных фондов. Отсюда и их экономическая ответственность ограничивается пределами этих фондов.

По формам организации деятельности выделяют:

1. государственные предприятия;

2. акционерные;

3. кооперативные – добровольная организация физических лиц для совместного ведения хозяйственной и иной деятельности на базе собственного или арендованного имущества, хозяйственной самостоятельности и самофинансирования, материальной ответственности за результаты хозяйственной деятельности. В производственном кооперативе право собственности принадлежит самому кооперативу и не делится между его членами.

4. совместные - создаются на основе хозяйственно-правового сотрудничества с иностранным капиталом и общей собственностью на производимые товары;

5. арендные - создаются и функционируют на основе договорного владения собственностью при условии возмездного и возвратности;

6. коллективные - основаны на собственности трудовых коллективов.

В зависимости от размеров предприятия делятся на:

1. крупные предприятия;

2. средние;

3. мелкие.

По сфере деятельности выде



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 133; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.184 (0.161 с.)