Спрос и факторы, его определяющие. Закон спроса. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Спрос и факторы, его определяющие. Закон спроса.



Спрос характеризует связь массы товаров, которые люди готовы купить с величиной цены, по которой они могут совершить сделку. То есть, на рынке важен не потребительский спрос как таковой, а покупательский, или, иначе, платежеспособный спрос.

Спрос можно представить в виде шкалы, показывающей количество продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по каждой конкретной цене из ряда возможных в течение определенного периода времени. Конкретные значения объема покупок по определенной цене будут говорить о величине спроса.

Величина спроса – объем товара определенного вида (в натуральном измерении), который покупатели готовы приобрести за определенный период времени при определенном уровне цены          этого товара.

Связь между ценой и величиной спроса заключается в следующем: при неизменности всех прочих параметров снижение цены ведет к соответствующему возрастанию величины спроса. И, напротив, при прочих равных условиях повышение цены ведет к соответствующему уменьшению величины спроса. То есть, между ценой и величиной спроса существует обратная зависимость, которая составляет суть закона спроса. Однако существуют и отклонения. Графически линия спроса – это падающая линия спроса.

Рисунок 4.1. График кривой спроса

 

Кривая описывает все варианты величины спроса – от малых величин при растущих значениях цены до больших величин при уменьшении цены.

Эффект сноба отражает противоположно направленное изменение величины спроса на блага одним потребителем, в ответ на изменение величины спроса других потребителей.

Эффект Веблена — демонстративное потребление, которое возникает при потреблении благ, недоступных для большинства обычных потребителей в связи с их высокой ценой. Такое потребление подчёркивает социальную значимость (статусность) того, кто может себе это позволить. Праздный класс. Дауншифтинг сегодня как обратная сторона.

Эффект (парадокс) Гиффена — снижение цены на отдельные виды товара приводит к снижению на них спроса.

Установим разницу в понятиях «спрос» – как общая модель рыночной ситуации (на графике вся линия АС) и «величина спроса» – как один из количественных вариантов спроса (на графике выделена точка В с конкретными показателями цены и объема покупок).

Эта разница при исследовании закона спроса позволяет объяснить, что повышение цен не обязательно приводит к увеличению выручки от продаж, а снижение – к уменьшению этой выручки, так как выручка определяется числом проданных товаров и ценой одной единицы товара.

Здесь оказывается важным еще одна характеристика связи цены и спроса – скорость реакции спроса на изменения цены, его эластичность.

Эластичность – масштаб изменения величины спроса при изменении цены на 1%.

Коэффициент эластичности спроса по цене

=

Изменение числа покупок (в %)
Изменение цены (в %)

 

Коэффициент колеблется от 0 до 1 и от 1 и более. В 1-ю группу попадают прежде всего товары первой необходимости, у которых колебания цен слабо воздействуют на спрос, он в обычных объемах устойчиво держится достаточно долго. Во 2-ю группу, например, войдут предметы роскоши, у которых даже малое изменение цены может серьезно поколебать величину спроса.

Еще один аспект анализа спроса – разница в характеристиках его по уровням рынка. Различают:

а) индивидуальный спрос – спрос, предъявляемый отдельным покупателем;

б) рыночный спрос – суммарный, со стороны всех покупателей определенного вида товара;

в) совокупный, общий спрос – сумма рыночного спроса по всем товарным группам.

Спрос может изменяться под воздействием не только цены, но и целого ряда других факторов. Это такие факторы, как:

1. Вкусы, или предпочтения, потребителей;

2. Число потребителей на рынке;

3. Денежные доходы потребителей;

4. Цены на сопряженные товары;

5. Потребительские ожидания относительно будущих цен и доходов.

Рассмотрим влияние, которое оказывает на спрос каждый из факторов:

1. Потребительские вкусы. Благоприятное для данного продукта изменение потребительских вкусов или предпочтений, вызванное рекламой или изменениями моды, будет означать, что спрос возрастет при любой цене. Неблагоприятные перемены в предпочтениях потребителей вызовут уменьшение спроса и смещение кривой спроса влево. На вкусы потребителей могут повлиять технологические изменения, воплощенные в новом продукте. Например, потребители, которые озабочены угрозой здоровью, вызванной холестерином и излишней тучностью, увеличили спрос на капусту брокколи, низкокалорийные заменители сахара и свежие фрукты, сократив спрос на говядину, телятину, яйца и цельное молоко. Медицинские исследования, показавшие, что бета-каротин предотвращает сердечно-сосудистые заболевания и возникновение некоторых типов рака, сильно повысили спрос на морковь.

2. Количество покупателей. Очевидно, что и увеличение на рынке числа потребителей способствует повышению спроса. А уменьшение числа потребителей находит отражение в сокращении спроса. Приведем примеры. Совершенствование средств связи необычайно расширило границы международных финансовых рынков и привело к увеличению спроса на акции, облигации и другие финансовые активы. Всплеск рождаемости после второй мировой войны привел к повышению спроса на пеленки, детские лосьоны и акушерские услуги. Когда в 70-х годах дети, появившиеся на свет в период этого всплеска рождаемости, достигли двадцатилетнего возраста, возрос спрос на жилье. А взросление этого поколения, наоборот, вызвало спад спроса на жилье в 80-х и 90-х годах. Рост продолжительности жизни увеличил потребность в медицинском обслуживании, услугах сиделок и домах престарелых.

3. Доход. Воздействие на спрос изменений денежного дохода несколько более сложно. Применительно к большинству товаров повышение дохода приводит к увеличению спроса. По мере роста доходов потребители, как правило, покупают больше бифштексов, солнцезащитных штор, стереоустановок. И, наоборот, при снижении доходов спрос на такие товары падает. Товары, спрос на которые изменяется в прямой зависимости от изменения денежного дохода, называются товарами высшей категории, или нормальными товарами.

4. Цены на сопряженные товары. Приведет ли изменение цены на сопряженный товар к повышению или снижению спроса на рассматриваемый продукт, зависит от того, является ли этот родственный товар заменителем нашего продукта или сопутствующий ему. Заменитель – это такой товар, который можно использовать вместо другого товара. Сопутствующий товар используется в сочетании с другим товаром.

Товары – заменители. Примером взаимозаменяемых товаров могут служить сливочное масло и маргарин. Когда цена на сливочное масло растет, потребители покупают его в меньшем количестве, а это вызывает повышение спроса на маргарин. И наоборот, когда цена на масло снижается, потребители покупают его в большем количестве, вызывая этим уменьшение спроса на маргарин. Обобщим сказанное: когда два продукта взаимозаменяемые, между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая зависимость.

 

Взаимодополняющие товары. Другой тип взаимосвязанных товаров представляют собой взаимодополняющие товары. Смысл этого определения в том, что такие товары используются в сочетании друг с другом и спрос на них сопряженный. Когда цена на бензин снижается и вы в результате больше ездите, увеличенный пробег вашего автомобиля увеличит ваш спрос на моторное масло. И напротив, рост цены на бензин сократит спрос на моторное масло. Таким образом, спрос на бензин и масло сопряжен – это сопутствующие товары. Когда два товара являются взаимодополняющими, между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная зависимость.

Разумеется, многие товары не связаны между собой. Это независимые, самостоятельные товары. Для таких пар товаров, например сливочного масла и мячей для игры в гольф, картофеля и автомобилей, бананов и наручных часов, изменение цены на одни из них очень мало повлияет или вовсе не повлияет на спрос на другой.

 

5. Ожидания. Потребительские ожидания относительно таких факторов, как будущие цены на товары, наличие товаров и будущий доход, способны изменить спрос. Ожидания потребителей относительно повышения цен в будущем могут побудить их покупать теперь же, чтобы «упредить» угрожающее повышение цен; равным образом и ожидание увеличения доходов может заставить потребителей меньше ограничивать текущие расходы. Наоборот, ожидание падения цен и снижения доходов ведет к сокращению текущего спроса на товары.

 

Из сказанного выше можно сделать следующий вывод. Увеличение спроса – решение потребителей покупать большее количество товара при любой возможной цене – может быть вызвано:

1. благоприятными изменениями вкусов потребителей;

2. увеличением числа покупателей;

3. ростом доходов, если это нормальный товар;

4. сокращением доходов, если это товар низкой категории;

5. повышением цены на товар-заменитель;

6. снижением цены на сопутствующий товар;

7. ожиданиями потребителей повышения в будущем цен и доходов.

 

При воздействии переменных, не отложенных на осях абсцисс и ординат кривая спроса сдвигается вправо или влево. При изменении цены происходит перемещение точки вдоль по кривой спроса.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 64; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.130.13 (0.008 с.)