Экологический кризис - итог кризиса взаимоотношений человека с природой 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экологический кризис - итог кризиса взаимоотношений человека с природой



Чем интенсивнее прогресс науки, тем менее удобным для человека становится окружающий мир. До ХХ - го века люди жили в мире, соразмерным с их чувственными и мыслительными возможностями. Потом к нему прибавились микро- и мегамиры, которые нашими телесными органами непосредственно не воспринимаются. На самой земле началось освоение недр, глубин океана, где фактически нет органических форм материи, овладение скоростями, с какими не передвигается ни одно живое существо. Мир человека перестал быть равным его дому. Природное бытие людей (узкий диапазон температур, давления, состав воздуха, в котором существует жизнь) вступает в противоречие с их реальностью (радиацией, излучением, скоростью) и терпит поражение. Собственно человеческая реальность стала частью технической, но человек в ней действует, то есть живое существует за пределами жизни. В этом глубинная причина проблем экологии и гуманизма. Вера в прогресс, в неустанное и непрерывное совершенствование человечества, вдохновлявшая предыдущие поколения, в современных условиях переродилась в понимание того, что усилия человечества в этом плане должны носить тормозящий характер. Неуправляемый прогресс грозит гибелью человечеству. Это не  преувеличение опасности, хотя опасность- понятие биологии, в социальной сфере ее называют ответственностью. С наступлением цивилизации человек больше потерял, чем заимел, он так и не стал воплощением добра и разума. Даже сохранение уже достигнутых ценностей для него оказывается невозможным. " Где ныне эллинская мудрость и красота? Кто из нынешних мудрецов, если он не обольщает себя самомнением, может достигнуть своей мыслью тех духовных высот, на которых свободно витала мысль Платона? Близки ли мы теперь от того умиротворения и правового упорядочения всего культурного мира под единой властью, которого мир достиг в золотую пору римской империи? Можем ли надеяться на возрождение в мире тех недосягаемых образцов глубокой и ясной религиозной веры, которую являли христианские мученики и исповедники первых веков нашей веры?"- вопрошает в своей работе " Смысл жизни" С. Л. Франк, русский философ, проживший большую часть жизни за границей. Рассуждая о прошлом, ему вторит Ницше: " Сравнительно с образом жизни целых тысячелетий мы, теперешние люди, живем в очень безнравственное время: сила обычаев поразительно ослаблена, и чувство нравственности так утончено и так приподнято, что положительно можно назвать его окрыленным...Вот главное положение старых времен: нравственность - не что иное (или не более), как подчинение обычаям, каковы бы они не были; обычаи - традиционный способ действий. В тех случаях, где традиция не повелевает, нет нравственности; и чем меньше определяется жизнь традициями: тем меньше становится круг нравственности" Новое время характерно тем, что старые традиции разрушили, а новых не создали. Хотя иногда и пытаются реанимировать прошлое, печально наблюдать потуги телевизионщиков воссоздать старые праздники на новый лад. Новая действительность - новая реальность, и не праздников надо начинать, а с живого мира вокруг нас. А вообще, все это крайне безнравственно, человек занимается природой не ради нее самой, а из чувства самосохранения и только. Но ситуация такова, что почему бы не занимались природой, только бы, наконец, занялись ей со всей мерой ответственности перед грядущими поколениями, чтобы им вместо природы не осталась лишь память о ней. Из жизни людей исчезает земля как естественная почва, по которой раньше ходили. Асфальт и обувь окончательно отделили людей от нее. Мы видим ее теперь в форме грязи (в городе). Из жизни людей исчезают реки. Реки - это, прежде всего бесчисленные ручейки и речки. О ручьях уже забывают, от речек - последние остатки, а крупные реки зарегулированы в хранилища воды. Из жизни людей исчезает огонь (живое пламя). Нагревание, отопление, освещение, плавка, - вообще достижение высокой температуры происходит иным путем, через электричество. А когда- то огонь помог человеку встать на ноги. был культ огня... Природа, в точном смысле, не погибнет. Она уже погибла. Газоны, парки, каналы, соотносясь с потребностью человека и выступая в функции природы, не имеют самостоятельного значения и бытия. Природа превратилась в " окружающую среду". И в первую очередь гибнет все сильное, прочное, более развитое. Слабое и низшее живет дольше. Это хорошо заметно на смене форм жизни. От продуктов индустрии, прежде всего, вымирают наиболее требовательные и высокоразвитые животные и растения - тигры, орлы, осетры и т. п. "Биота" остается, но мельчающая, "сорная". В полях - одуванчики, в лесах - зайцы, в реках вместо форели и кувшинок - караси и ряска, а потом уже не выдерживают и караси. 27 Модель человек и искусственная среда предварительно проиграна уже на животных. Коров, птиц, свиней мы заключили в железные клетки "комплексов", лишив их связи с природой, растениями, солнцем, воздухом, простором. И биологическое деградирует. Если в личном хозяйстве, где коровы еще имеют выпас, они доятся 13- 15 лет, то из "комплексов" приходится выбраковывать через 5- 7 лет. Болезни, яловость, снижение удоев - несмотря на все зоотехнические и ветеринарные ухищрения. Экспериментальные модели, на которых основаны многие теории в медицине, биологии, включают в себя вивисекцию животных. Это тоже одна из составляющих экологического кризиса. Согласно А. Швейцеру: этика есть безграничная ответственность за все, что живет и, следовательно, " Для тех, у кого совесть свободна, в страданиях животных есть что - то еще более невыносимое, чем в человеческих страданиях. Здесь, по крайней мере, признано, что страдание - это зло и что тот, кто причиняет их, преступен" (Р. Ролан). Совесть подсказывает, что всякое страдание, причиненное другому существу на пользу человеку или иного животного, безнравственно. Однако многие ученые не чураются ставить опыты на животных, причинять им жесточайшие страдания с целью выяснения какой-нибудь научной задачи. Они оправдывают всякое средство, полезное человечеству. Растаптывая живое вокруг себя, они тем самым оправдывают издевательства над человеком, т. к. " Жестокость к животным есть одно из средств уничтожения моральной чувствительности" (Б. Раш). Живи сообразно с природой - учит античный афоризм, а в природе издевательства над живым не программируется. Хищники убивают свою жертву сразу, не мучая, не подвергая издевательствам. Вивисекция во имя науки есть не что иное как медленная пытка человеком другого живого существа. Между тем, многие великие ученые оправдывали вивисекцию. И. И. Мечников утверждал: "Совершенно ясно, что вивисекция вполне допустима при изучении жизненных процессов, так как она позволяет науке делать серьезные шаги вперед." Вот и дошагались до экологического кризиса. В идеале нравственная мысль должна идти вровень с ростом научных достижений, а не отставать от них, что мы видим в настоящее время. Корни проблем в том, что человек не отождествляет себя с природой, ставит себя выше ее. И одна из причин нынешней бездуховности - это оправдание вивисекции во имя науки. Говоря об этических проблемах в работе ветврача невозможно обойти стороной проблему вивисекции

 

Лекция 4



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 224; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.2.184 (0.005 с.)