ТГП в системе гумант-ых и юр. наук. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ТГП в системе гумант-ых и юр. наук.



ТГП в системе гумант-ых и юр. наук.

 ТГиП в с-ме обществ. наук.

ТГиП – одна из базовых научных дисциплин юр. профиля. Термин “теория” в дан. сл. означ. обобщенное название целого ряда отдельн. теорий, кот. предст. собой конструкции идей, кот. опираются на различ. данные о Г и П. ТГиП – это систематизир-е знания о Г и П и об их взаимосвязи, представл. и признанные различ. науч. школами.

Вопросы гос-ва также вкл. в себя политология, но гораздо шире.

. ТГиП в с-ме обществ. наук.

ТГиП – одна из базовых научных дисциплин юр. профиля. Термин “теория” в дан. сл. означ. обобщенное название целого ряда отдельн. теорий, кот. предст. собой конструкции идей, кот. опираются на различ. данные о Г и П. ТГиП – это систематизир-е знания о Г и П и об их взаимосвязи, представл. и признанные различ. науч. школами.

       Вопросы гос-ва также вкл. в себя политология, но гораздо шире.

Предмет ТГП.

Предмет – правовая действит-ть. В самой ТГиП 2 стороны: гос-во и право, кот. не сущ. др. без друга. Сущ. неск. подходов к изуч-ю предмета: 1. гос-во – творец права, но очевидно, что это не всегда так, гос-во д. открывать право действит-ти. 2. либеральная концепция (право склад-ся в общ-ве): право – продукт жизнед-ти общ-ва, рез-т конфликта интересов людей. Основа права склад-ся в процессе отнош-й людей, а гос-во лишь санкционирует пр-ла или стереотипы поведения в той или иной ситуации. Тогда государство, в случае нарушения может принуждать нарушителя к соверш-ю некот. действий. Сейчас принято придерж-ся 1-го подхода.

       Правом м. назвать только тот з-н, кот. имеет основание в реальной жизни. Но сущ. ситуации в общ-ве, когда гос-во – творец права. Ех: 1917 год. Именно тогда было запущено придуманное право, кот. было чисто умозрит.. В рез-те его многие не любили и не понимали, почему они должны поступать так, а не как привыкли. Поэтому, часто наряду с подобным правом, д-ет жестко организованный мех-м навяз-я новых понятий, з-нов, привычек и т.п., т.е. прибегая гораздо чаще, чем треб-ся при норм. полож-и дел к з-нному или нез-нному принужд-ю (репрессиям) или прибегать к террору, т.к. запуганными легче управлять.

 3 Система методов научного познания гос-ва и права.

Методология ТГП. Стстема методов изучения государства и права.

Каждая наука в процессе познания своего предмета вырабатывает свой метод. Имеет его и ТГП. Методология (от греч. «метод» – путь к чему-либо и «логос» – наука) – это теоретическое обоснование используемых в науке методов познания окружающей нас действительности, учение о научном методе познания. Методологической основой ТГП является философия, представляющая собой развитую форму мировоззрения на основе рационального объяснения мира и человека.

Любая юридическая наука, в том числе и основополагающая в этой области – ТГП, должна творчески использовать категории философии с учетом специфики своего предмета, вырабатывая собственные специальные приемы и способы.

В ТГП познание имеет своей главной целью выяснение истины для того, чтобы преобразовать существующую действительность, опираясь на объективный критерий – практику. Во-первых, сами понятия (категории) рассматриваются как такие мысленные образы, которые выработались в длительной исторической практике познания и преобразования людьми своих жизненных условий. Во-вторых, теоретические выводы сверяются с действующей практикой, т.е. явлениями реальной общественной жизни. В-третьих, эти выводы проверяются в своей исторической истинности в качестве установок на творческое преобразование существующих условий.

Обобщая закономерные связи природы и общества, философские категории выступают и как категории мышления, познания и поэтому имеют общее методологическое значение, играют роль опорных пунктов всякого познания, являются одновременно и логическими категориями.

ТГП, используя уже выработанные понятия (категории), изучая данные институты под углом зрения содержания этих категорий, прослеживает, какое выражение они получают в исследуемой области.

ТГП, изучая общие закономерности динамики государственно-правовых явлений, вскрывает тенденции и намечает прогнозы развития государства и права, вырабатывая и более конкретные, рациональные практические выводы и рекомендации. Нужно только постоянно помнить, чтобы эти рекомендации опирались не только на общие соображения, но и на конкретный анализ явлений действительности.

ТГП в процессе познания государственно-правовых явлений использует:

а) общенаучные методы (формально-логический, социологический, системный, структурно-функциональный, конкретно-исторический, статистический и т.п.);

б) общелогические методы теоретического анализа (анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование, аналогия, моделирование);

в) частнонаучные методы (сравнительного правоведения, технико-юридического анализа, конкретизации, толкования и т.п.).

Итак, метод ТГП сложен по своей структуре. Он представляет собой внутренне организованную систему общефилософских, общенаучных и частнонаучных принципов, приемов, средств познания государственно-правовой надстройки. Методология не может оставаться раз и навсегда данной, неизменной во всех частях. Она постоянно обогощается, подчиняясь задачам все более глубокого изучения предмета исследования – государства и права, которые находятся в постоянном развитии.

Таким образом, методология ТГП – это применение обусловленной материалистической диолектикой совокупности определенных теоретических принципов, логических приемов и специальных способов исследования государственно-правовых явлений.

Формы гос. устр-ва.

       Форма гос-ва – это сложное обществ. явление, вкл. в себя 3 взаимосвяз. эл-та: I. форму правления II. форму гос. устр-ва III. форму гос. режима. II – это нац. и адм.-терр. строение гос-ва, кот. раскрывает хар-р взаимоотн-й м. его сост. частями, м. центральн. и местными органами гос. упр-я, власти.: а)унитарное (цельное гос. образ-е, сост. из адм.-тер. ед-ц, кот. подчин-ся центр. органам власти и признаками гос. незав-ти не облад. Также единое з-нод-во, конст-я, гражд-во,единые органы власти). б)федеративн. (добровольн. объед-е ранее самост. гос. образований в одно союзное гос-во, терр-рия сост. из тер-рий отд. S-тов,кот. м. иметь свои конст-и, органы власти, но верховная власть – федеральн.). в)конфедерация (временный юр. союз суверенных гос-в для обесп-я общих их интересов. Не имет своих общих з-нод., исполнит. и судебн. органов в отличие от фед-ции).

 11 Формы гос. правления: сравнит-ый анализ. Нетипичные формы правления.

Форма правления представляет собой отражение способов организации государственной власти конкретного государства.

Форма правления представляет собой структуру высших органов государственной власти, порядок их образование и распределение компетенции между ними.

Форма государственного правления дает возможность уяснить:

- как создаются высшие органы государства и какого их строение;

- как строятся взаимоотношения между высшими и другими государственными органами;

- как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны;

- в какой мере организация высших органов гос-ва позволяет обеспечивать права и свободы гражданина.

По указанным признакам формы государственного правления подразделяются на:

            - монархические (единоличные, наследственные)

            - республиканские (коллегиальные, выборные)

Монархия - это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству. Основными признаками классической монархической формы управления являются:

- существ-ние единоличного главы гос-ва, пользующегося своей властью пожизненно (царь, король, шах);

- наследственный порядок преемственности верховной власти;    

- представительство государства монарха по своему усмотрению;

- юридическая безответственность монарха.

Монархия возникла в условиях рабовладельческого общества. При феодализме она стала основной формой государственного правления. В буржуазном же обществе сохранились лишь традиционные, а в основном формальные черты монархического управления.

       В свою очередь монархия делится на: - абсолютную, - ограниченную(парламентарную), - дуалистическую, - теократическую, - парламентарную

Абсолютная монархия - такая форма правления, при которой верховная государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу. Основным признаком абсолютной монархии является отсутствие каких-либо государственных органов, ограничивающих компетенцию монарха.. В истории такими странами были Россия XVII - XVII и Франция до революции 1789 года.     

Конституционная монархия представляет собой такую форму правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом. Обычно это ограничение определяется конституцией, утверждаемой парламентом. Монарх же не в праве изменить конституцию. Как форма правления, конституционная монархия возникает в период становления буржуазного общества. Формально она не утратила своего значения в ряде стран Европы и Азии и до настоящего времени (Англия, Дания, Испания, Норвегия, Швеция и др.). Конституционная монархия бывает парламентарной и дуалистической.

Парламентская монархия характеризуется следующими основными признаками:

- правительство формируется из представителей определенной партии (или партий) получивших большинство голосов на выборах в парламент;

 - лидер партии, обладающий наибольшим числом депутатских мест, становится главой государства;

 - в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха фактически отсутствует, она является символической;

- законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом;

- правительство согласно конституции несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом.

Примерами такой монархии можно считать - Великобританию, Бельгию, Данию и др.

При дуалистической монархии государственная власть носит двойственный характер. Юридически и фактически власть разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом. Правительство в дуалистических монархиях формируется независимо от партийного состава в парламенте и не ответственно перед ним. Монарх при этом выражает преимущественно интересы феодалов, а парламент представляет буржуазию и другие слои населения. Подобная форма правления существовала в кайзеровской Германии (1871-1918), сейчас в Марокко.

В некоторых государствах монарх возглавляет не только светское, но и религиозное управление страной. Такие монархи носят название теократические (Саудовская Аравия).

Республика - это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок Общими признаками республиканской формы правления являются:

- существование единоличного и коллегиального главы государства;

- выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти;

- осуществление государственной власти не по своему велению, а по поручению народа;

- юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом;

- обязательность решений верховной государственной власти.

Республиканская форма правления в окончательном виде сформировалась в Афинском государстве. По мере развития общественной жизни она видоизменялась, приобретала новые черты, все больше наполнялась демократическим содержанием. Насчитывается несколько основных разновидностей республиканского правления. В свою очередь они делятся по форме государственного устройства на:

- парламентарные

- президентские

 Парламентская республика - разновидность современной формы государственного правления, при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту. В такой республике правительство формируется парламентским путем из числа депутатов, принадлежащих к тем партиям, которые располагают большинством голосов в парламенте. Правительство несет коллективную ответственность перед парламентом о своей деятельности. Оно остается до тех пор у власти, пока в парламенте они обладают большинством. В случае утраты доверия большинство членов парламента правительство либо уходит в отставку, либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначения досрочных парламентских выборов.

Глава государства в парламентарной республике обладает полномочиями: обнародует законы, издает декреты, назначает главу правительства, является верховным главнокомандующим вооруженными силами и т.д. Глава правительства (премьер-министр, председатель совета министров, канцлер) назначается, как правило, президентом. Он формирует возглавляемое им правительство, которое осуществляет верховную исполнительную власть и отвечает за свою деятельность перед парламентом. Главной функцией парламента является законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью. Парламент обладает важными финансовыми полномочиями, поскольку он разрабатывает и принимает государственный бюджет, определяет перспективы развития социально-экономического развития страны, решает основные вопросы внешней, в том числе оборонной политики. Парламентарная форма республиканского правления представляет собой такую структуру высших органов государственной власти, которая реально обеспечивает демократизм общественной жизни, свободу личности, создает справедливые условия человеческого общежития, основанные на началах правовой законности. К парламентарным республикам можно отнести ФРГ, Италию (по конституции 1947 годка), Австрию, Швейцарию, Исландию, Ирландию, Индию и др.

Президентская республика - одна из разновидностей современной формы государственного правления, которая наряду с парламентаризмом соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства.

Наиболее характерные черты президентской республики:

- внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства;

- ответственность правительства перед президентом, а не перед парламентом;

- более широкие, чем в парламентарной республике, полномочия главы государства.

Классической президентской республикой являются Соединенные Штаты Америки. В соответствии с конституцией США, в основе которой лежит принцип разделения властей, четко определено, что законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная - президенту, судебная - Верховному суду. Президент США населением страны путем косвенного голосования (выборов) - через коллегию выборщиков. Количество выборщиков должно соответствовать числу представителей каждого штата в парламенте (конгрессе). Правительство формируется победившим на выборах президентом, из лиц принадлежащих к его партии. Президентская форма правления в различных странах имеет свои особенности. Во Франции президент избирается всеобщим голосованием. Избранным считается кандидат, получивший абсолютное количество голосов. Такой же порядок избрания президента установлен в России в 1991 году. Характерным для всех президентских республик, несмотря на их разнообразие, является то, что президент либо совмещает полномочия главы государства и главы правительства и участвует в формировании кабинета или совета министров (Франция, Индия). Президент наделяется и другими важными полномочиями: как правило, он имеет право роспуска парламента, является верховным главнокомандующим, объявляет чрезвычайное положение, утверждает законы путем их подписывания, нередко представительствует в правительстве, назначает членов Верховного суда. В цивилизованных странах президентскую республику отличает сильная исполнительная власть, наравне с которой по принципу разделения властей нормально функционируют законодательная и судебная власти. Эффективно действующий механизм издержек и противовесов, существующих в современных президентских республиках, способствует возможности гармоничного функционирования властей, позволяет избежать произвола со стороны исполнительной власти.

В странах Латинской Америки часто встречаются “суперпрезидентские республики”. Эта форма правления - практически независимая, слабо контролируемая законодательной и судебной властью. Это особый конгломерат традиционной формы с полудиктаторским управлением

Естественно-правовой.

2. Нормативиский Нормативный подход к праву как ср-ву поддерж-я з-нности и стаб-ти. Право = совок-ть охраняемых гос-вом норм. Позвол. гр-нам и др. исполнителям правовых предписаний знакомиться с сод-ем последних по тексту нормативных актов и соотв-но сознательно избирать вариант своего повед-я.

3. Социологический подход - сформ. во 2 пол. 19в. в рамках школы “свободного права”. “Право надо искать не в нормах. а в самой жизни” (справедливость). Недоверие к з-ну и з-нности. Отриц. моменты: а)отсутств. прочная юр. основа предпринимаемых д-й и увер-ть в конечных их рез-тах. б)Решение юр. дел в пользу эк. и полит. сильного, в ущерб слабым в)опасность некомпетентн. реш-я и произвола со стороны должн. лиц.

Соот-ние права и морали.

Мораль (нравственость) – это взгляды, представления и правила, возникающие как непосредственное отражение условий общественной жизни в сознании людей в виде категорий справедливости и несправедливости, добра и зла, похвального и постыдного, поощряемого и порицаемого обществом, чести, совести, долга, достоинства и т. д.

Взаимодействие права и морали в обществе – сложный, многогранный процесс. Наиболее характерной чертой взаимодействия права и морали является их сближение, взаимопроникновение, усиление их согласованного воздействия на общество. В процессе совместного регулирования общественных отношений возникает качественно новое явление – морально-правовое воздействие.

Право и мораль имеют общие черты:

- право и мораль являются надстройкой над экономическим базисом общества;

- право и мораль имеют нормативное содержание и призваны быть регулятором поведения человека, общественных отношений;

- право и мораль основаны на общности социально-экономических интересов, культуры общества, приверженности людей идеалам свободы и справедливости.

Право и мораль имеют отличительные черты:

1. Если право возникает вместе с государством, то мораль рождается задолго до появления государственно-организованного общества.

2. Право состоит из норм, установленных и санкционируемых в определенном порядке компетентными государственными органами и зафиксированных в юридических актах. Мораль же включает не только нормы, но и представления, чувства, т.е. является более сложным по своей структуре явлением.

3. В нормах права выражается и закрепляется воля народа, в морали же воля выступает в форме общественного мнения.

4. Содержание норм права характеризуется определенностью, конкретностью. Моральные же требования отличаются более широким содержанием, дают больший простор для толкования.

5. Отличие норм права и морали проявляется также и в характере гарантий осуществления этих норм. Нормы морали реализуются в силу привычки, внутренних побуждений. Внутренним гарантом морали выступает совесть человека, а внешним – сила общественного мнения. Право же опирается на собственный моральный авторитет, но в качестве гарантии воплощения его норм выступает авторитет и принудительная власть государства.

6. Право и мораль опираются на меры принуждения, но их характер и способ осуществления различны. В сфере морали принуждение выступает в форме общественного мнения. Мера осуждения не регламентирована (обсуждение, порицание, предупреждение). В случае же совершения правонарушения соответствующие государственные органы обязаны принять меры, предусмотренные законодательством.

7. Различие между нормами права и морали проявляется и в оценке мотивов поведения человека. Право предписывает необходимость всесторонней оценки поведения человека, совершившего правонарушение или преступление, но с правовой точки зрения безразлично, какими мотивами руководствовался человек в конкретном случае, если его поведение по своим результатам является законным. С моральной же точки зрения важно выявить мотивы человека в выборе определенного варианта поведения, которое внешне является правомерным и нравственным.

8. Различны и исторические судьбы права и морали. Право отомрет вместе с государством, а нормы морали получат свое развитие, обогатятся новым содержанием, останутся одним из основных видов регулирования поведения людей в обществе.

Предмет прав. регул-ния

Правовое регулирование - воздействие юридическими средствами на общественные отношения и поведение людей.

Предмет правового регулирования - та сфера общественных отношений, которая основные группы общественных отношений:

• властеотношения подвергается юридическому воздействию. Данный предмет включает в себя три; отношения по обеспечению прав и свобод человека и охране правопо­рядка;

• отношения по поводу обмена материальными и нематериальными цен­ностями.

51Типы прав. регул-ния. типами правового регулирования являются: общедозволительный;

 запретительный.

Смысл общедозволительного типа - разрешено все, что не запрещено законом, запретительного - запрещено все, что не разрешено зако­ном.

Общедозволительный тип применяется при правовом регулировании статуса личности, прав и свобод (человеку разрешено все, что не зап­рещено законом).

Запретительный тип применяется при регулировании статуса государ­ственного органа, отношений между ними (госорган имеет право только на то, что указано в законе - круг полномочий, и т. д.).

Способы прав. регул-ния.

три основных способа правового регулирования:

 дозволение (управомочивание); обязывание; запрет. Управомочивание (дозволение) - наделение участника правоотношений комплексом определенных прав (например, арендатор жилой площади имеет право ее использования).

Обязывание - предписание исполнить определенные действия (должни­ку исполнить свои обязательства перед кредитором). Запрет - возложение на участника правоотношений обязанности не совершать тех или иных действий (например, арендатор не имеет права распоряжаться арендованным имуществом - дарить, продавать и т. д.).

Дозволение и обязывание проистекают из регулятивной динамической функции права, запрет - из регулятивной статической.

Дополнительными способами правового регулирования являются ин­формационный (например, доведение до гражданина информации, содержащейся в Уголовном кодексе, о противоправности тех или иных деяний); применение мер принуждения.

53Метод прав. регул-ния. Юр. элементы метода. При правовом регулировании наиболее распространены императивный и диспозитивный методы.

В основе императивного метода лежит субординация между участниками правоотношения (то есть один субъект правоотношения находится в подчиненном положении по отношению к другому). Императивный метод правового регулирования чаще всего применяется в публично-правовых отраслях (например в конституционном, административном,. финансовом, уголовном праве) при регулировании властеотношений.   

Диспозитивный метод предполагает равенство участников правоотно­шения, отсутствие между ними отношений власти и подчинения. Диспо­зитивный метод обычно применяется в частно-правовой сфере (напри­мер отрасли гражданского права).

Также при правовом регулировании возможно сочетание императивно­го и диспозитивного методов.

54

Стадии прав. регул-ния. стадии правового регулирования:

• возведение государственной воли в закон;• индивидуализация прав и обязанностей;

• реализация права. При возведении воли государства в закон:

• определяется круг участников правоотношения;

• устанавливается (указывается) их статус;

• определяются возможные права и обязанности участников правоотно­шения;

 указываются возможные варианты их поведения;

 данная информация закрепляется в 'нормативно-правовом акте (его правовых нормах), принимаемом государственными органами в уста­новленном порядке. На стадии индивидуализации прав и обязанностей (правоотношения);

• наступают конкретные обстоятельства, предусмотренные правовой нормой, - юридические факты,

• нормы права начинают действовать в конкретной ситуации; возникают правоотношения;

• участники правоотношений приобретают конкретные права и обязан­ности.

На стадии реализации правовая норма начинает "работать" - использо­ваться участниками правоотношений, применяться к конкретной си­туации.

Содержание правоотн-ния. Факт-кое и юр-кое в содержании правоотн-ий.

Юр. факты: понятие и виды.

Юридические документы.

Под юридической техникой ТГП понимает совокупность средств и приемов, используемых в соответствии с принятыми правилами при выработке и систематизации правовых (нормативных) актов для обеспечения их совершенства как формы права.

Поскольку юридическая техника это сложное многогранное явление, принято выделять в этом понятии следующие аспекты (признаки):

1. Юридическая техника представляет собой совокупность средств и приемов нематериального, «технического» порядка. Этот аспект означает, что внешне юридическая техника проявляется как совокупность технических приемов выработки, систематизации и оформления правовых актов.

В этом смысле юридическая техника представляет собой сумму двух элементов: а) технических средств (терминологии, юридических конструкций) и б) технических приемов (приемы изложения правовых норм, система отсылок и т.п.).

Таким образом, этот аспект понятия юридическая техника подчеркивает, что оно касается внешней формы права и, прежде всего, нормативных актов.

2. С другой стороны юридическая техника выражается в правилах (нормах), в соответствии с которыми она и используется. Ее средства и приемы подчиняются определенному порядку применения. Правила юридической техники вырабатываются, прежде всего, в практической работе по подготовке и оформлению правовых актов. Степень регламентации юридической техники зависит от уровня науки и правосознания.

3. Третий аспект юридической техники подчеркивает, что она внешне материализуется в уровне совершенства правовых актов как формы права. Как только средства и приемы юридической техники реально воплощаются в правовых актах, они становятся свойством данной системы законодательства. Уровень юридической техники определяется, прежде всего, по реальному использованию технических средств и приемов в законодательстве, правовых актах. Это результат юридической техники.

Юридическую технику принято классифицировать по следующим основаниям:

А) по видам правовых актов, в отношении которых применяются приемы и средства юридической техники:

- законодательная техника – это средства и приемы, используемые при выработке и систематизации нормативных актов;

- технику индивидуальных актов – это средства и приемы, используемые при выработке и оформлении актов, издаваемых при применении права.

Б) по содержанию используемых приемов и средств:

- средства и приемы юридического изложения воли законодателя;

- средства и приемы документального выражения содержания нормативного акта.

Средства юридической техники – это нематериальные формы, при помощи которых оказывается возможным строить правовые нормы и правовые акты, облекать в юридический вид интеллектуально-волевое и юридическое содержание права. Главными средствами юридической техники являются: нормативное построение, юридические конструкции, отраслевая типизация, а также юридическая терминология.

Среди средств юридической техники особое место занимают юридические конструкции. Это более высокий уровень технико-юридического изложения воли законодателя, отражающий характер связи между элементами и сторонами логических норм. Юридические конструкции представляют собой специфическое построение нормативного материала, соответствующее определенному типу или виду сложившихся правоотношений, юридических фактов, их связи между собой. Каждая из отраслей права имеет свои конструкции, отработанные в нормативных актах и обоснованные наукой. Таковы типичные модели составов преступлений в уголовном праве, общие виды договоров в Особенной части ГК. Состав и разработанность юридических конструкций является одним из показателей уровня развития данной отрасли права. Таким образом, юридические конструкции представляют собой как бы готовые типовые образцы, в которые облекается нормативный материал. Их использование облегчает формулированию юридических норм, придает нормативной регламентации общественных отношений четкость и определенность, обеспечивает необходимую формальную определенность права.

Приемы юридической техники, используемые при юридическом изложении воли законодателя, выражают особенности юридико-словесного построения закрепляемой в нормативном акте воли законодателя. Через них в наибольшей степени проявляется внешняя документальная форма нормативных актов. Приемы юридической техники отражают накопленный опыт правотворчества и уровень юридической культуры.

Основные приемы юридической техники подразделяются:

А) в зависимости от степени обобщения конкретных показателей нормы:

- абстрактный – это такой прием формулирования юридических норм, при котором фактические данные охватываются только обобщающими формулировками;

- казуистический – это такой прием формулирования юридических норм, когда фактические данные указываются при помощи индивидуальных признаков, в том числе путем перечисления конкретных индивидуальных фактов, обстоятельств.

Б) в зависимости от способа изложения элементов нормы:

- прямой – все элементы нормы прямо формулируются в данной статье нормативного акта;

- ссылочный – в статье содержатся только отдельные элементы нормы права и содержится отсылка к другой статье того же нормативного акта, в которой содержатся остальные элементы нормы;

- бланкетный - в статье содержатся только отдельные элементы нормы права и содержится отсылка к другой статье другого нормативного акта, в которой содержатся остальные элементы нормы;

Воля законодателя не только должна быть изложена на «языке права», она нуждается и во внешнем, документальном выражении. Средствами такого выражения выступают документы. Документы как внешние формы выражения нормативного акта характеризуются: а) реквизитами, б) внутренним структурным построением; в) стилем.

Реквизиты нормативного документа. Каждый нормативный документ должен иметь такие внешние реквизиты, которые свидетельствовали бы о его официальном характере, отражали его содержание, юридическую силу, место и дату издания. К внешним реквизитам относятся наименование акта, его заголовок, дату и место его издания, подписи компетентных должностных лиц.

Внутреннее построение нормативного документа. Данное требование распространяется на порядок распределения нормативного материала внутри акта, его расчлененность на части и согласованность. Нормативный акт должен иметь определенную структуру, деление на главы, части, разделы и статьи. Материал в нормативном документе должен быть согласован во всех своих частях и расположен в логической последовательности. В тексте должны присутствовать ссылки, сквозная нумерация. Кроме того, нормативный материал должен быть изложен таким образом, чтобы обеспечивать удобство в пользовании правовым актом.

И наконец, нормативные акты должны быть изложены определенным стилем, обеспечивающим их доступность и убедительность. В правовых актах должны соблюдаться требования точности формулировок, единой стилистической выдержанности, высокого уровня использования юридической терминологии.

Законотворческий процесс.

Орг-ции как субъекты права.

Юр. статус личности.

ТГП в системе гумант-ых и юр. наук.

 ТГиП в с-ме обществ. наук.

ТГиП – одна из базовых научных дисциплин юр. профиля. Термин “теория” в дан. сл. означ. обобщенное название целого ряда отдельн. теорий, кот. предст. собой конструкции идей, кот. опираются на различ. данные о Г и П. ТГиП – это систематизир-е знания о Г и П и об их взаимосвязи, представл. и признанные различ. науч. школами.

Вопросы гос-ва также вкл. в себя политология, но гораздо шире.

. ТГиП в с-ме обществ. наук.

ТГиП – одна из базовых научных дисциплин юр. профиля. Термин “теория” в дан. сл. означ. обобщенное название целого ряда отдельн. теорий, кот. предст. собой конструкции идей, кот. опираются на различ. данные о Г и П. ТГиП – это систематизир-е знания о Г и П и об их взаимосвязи, представл. и признанные различ. науч. школами.

       Вопросы гос-ва также вкл. в себя политология, но гораздо шире.

Предмет ТГП.

Предмет – правовая действит-ть. В самой ТГиП 2 стороны: гос-во и право, кот. не сущ. др. без друга. Сущ. неск. подходов к изуч-ю предмета: 1. гос-во – творец права, но очевидно, что это не всегда так, гос-во д. открывать право действит-ти. 2. либеральная концепция (право склад-ся в общ-ве): право – продукт жизнед-ти общ-ва, рез-т конфликта интересов людей. Основа права склад-ся в процессе отнош-й людей, а гос-во лишь санкционирует пр-ла или стереотипы поведения в той или иной ситуации. Тогда государство, в случае нарушения может принуждать нарушителя к соверш-ю некот. действий. Сейчас принято придерж-ся 1-го подхода.

       Правом м. назвать только тот з-н, кот. имеет основание в реальной жизни. Но сущ. ситуации в общ-ве, когда гос-во – творец права. Ех: 1917 год. Именно тогда было запущено придуманное право, кот. было чисто умозрит.. В рез-те его многие не любили и не понимали, почему они должны поступать так, а не как привыкли. Поэтому, часто наряду с подобным правом, д-ет жестко организованный мех-м навяз-я новых понятий, з-нов, привычек и т.п., т.е. прибегая гораздо чаще, чем треб-ся при норм. полож-и дел к з-нному или нез-нному принужд-ю (репрессиям) или прибегать к террору, т.к. запуганными легче управлять.

 3 Система методов научного познания гос-ва и права.

Методология ТГП. Стстема методов изучения государства и права.

Каждая наука в процессе познания своего предмета вырабатывает свой метод. Имеет его и ТГП. Методология (от греч. «метод» – путь к чему-либо и «логос» – наука) – это теоретическое обоснование используемых в науке методов познания окружающей нас действительности, учение о научном методе познания. Методологической основой ТГП является философия, представляющая собой развитую форму мировоззрения на основе рационального объяснения мира и человека.

Любая юридическая наука, в том числе и основополагающая в этой области – ТГП, должна творчески использовать категории философии с учетом специфики своего предмета, вырабатывая собственные специальные приемы и способы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 73; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.129.19 (0.095 с.)