Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. Разработка концепции и стратегии научного проекта.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Теория и методология научного проекта»,

модуль «Методология проектирования научной и профессиональной деятельности»

для ОПОП

«44.04.01 Педагогическое образование. Направленность (профиль) Проектная деятельность в музыкальном и художественном образовании»

 

 

 

Екатеринбург 2019


 

Рабочая программа дисциплины

«Теория и методология научного проекта»

 

 

Составитель:

Матвеева Л.В., профессор кафедры музыкального образования, доктор педагогических наук, профессор, УрГПУ, Институт музыкального и художественного образования, кафедра музыкального образования

 

 

Рабочая программа дисциплины обсуждена на заседании кафедры       

 

музыкального образования УрГПУ

 

Протокол от 24.04.2019  г. № 7


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. Цель дисциплины.

Цель изучения дисциплины – обеспечить подготовку обучающихся к самостоятельному выполнению научных проектов в области музыкального и художественного образования

1.2. Место дисциплины  в структуре ОПОП ВО.

Дисциплина входит в состав модуля «Методология проектирования научной и профессиональной деятельности» и реализуется в обязательной части (Б1.О).

1.3. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоениями ОПОП ВО

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

Компетенция(и) Индикатор(ы) Дескрипторы

УК-1. Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий

ИУК 1.1. Выявляет проблемную ситуацию в процессе анализа проблемы, определяет этапы ее разрешения с учетом вариативных контекстов

Знает круг актуальных проблем современной сферы музыкального и художественного образования
Умеет выявить проблемную ситуацию на основе методологического анализа проблемы, определить этапы и предложить варианты ее разрешения
Владеет навыками анализа, планирования, прогнозирования моделирования, проектирования

ИУК 1.2. Находит, критически анализирует, обоснованно отбирает информацию, необходимую для выработки стратегии действий по разрешению проблемной ситуации

Знает содержание понятия «стратегия действий» применительно к разрешению проблемной ситуации
Умеет отбирать информацию в контексте выявленной проблемной ситуации
Владеет навыками анализа, систематизации, моделирования, проектирования

ИУК 1.3. Разрабатывает стратегию достижения поставленной цели

Знает последовательность действий, необходимых для достижения поставленной цели при разрешении проблемной ситуации в области музыкального или художественного образования
Умеет конкретизировать поставленную цель в последовательности задач и определить этапы достижения запланированного результата
Владеет навыками прогнозирования, планирования, моделирования, проектирования

ИУК 1.4. Определяет и оценивает практические последствия реализации выбранных действий по разрешению проблемной ситуации

Знает перспективы получения как ожидаемых (позитивных) результатов выбранных действий, так и неожиданных последствий, побочных эффектов, взаимосвязанных проблем
Умеет определить вариативные последствия реализации выбранных действий
Владеет навыками прогнозирования, оценивания, сопоставления, моделирования

ИУК 1.5. Владеет логико-методологическим инструментарием для критической оценки современных научных концепций

Знает содержание уровней методологического анализа актуальных проблем музыкального и художественного образования
Умеет выявить логику автора научного исследования, сопоставить полученные им результаты с другими научными концепциями и с собственным видением проблемной ситуации
Владеет приемами методологического анализа проблем музыкального и художественного образования

ИУК 1.6. Пользуется алгоритмами решения проблемной ситуации на основе доступных источников информации и экспериментальных действий

Знает алгоритмы решения проблемной ситуации на основе доступных источников информации и экспериментальных действий
Умеет использовать алгоритмы решения проблемной ситуации на основе доступных источников информации и экспериментальных действий при разрешении проблемных ситуаций в области музыкального и художественного образования
Владеет способами применения алгоритмов решения проблемной ситуации на основе доступных источников информации и экспериментальных действий

УК-2. Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла

ИУК 2.1. Разрабатывает концепцию проекта в рамках обозначенной проблемы, формулирует цель, задачи, актуальность, значимость (научную, практическую, методическую и иную в зависимости от типа проекта), ожидаемые результаты и возможные сферы их применения

Знает сущностные характеристики проектирования, структурные характеристики проекта и последовательность действий по его выполнению
Умеет разработать общую концепцию проекта; сформулировать цель, задачи, значимость; определить ожидаемые результаты и сферы их применения
Владеет навыками прогнозирования, планирования, моделирования, проектирования

ИУК 2.2. Прогнозирует проблемные ситуации и риски в проектной деятельности

Знает о возможных рисках как сущностной характеристике проектной деятельности, о возникновении взаимосвязанных проблемных ситуаций
Умеет прогнозировать проблемные ситуации и риски в проектной деятельности
Владеет навыками прогнозирования, конструирования, моделирования

ИУК 2.3. Координирует деятельность участников проектной команды в соответствии с планом проекта

Знает характеристики коллективного проекта, требования к составу участников проектной команды
Умеет определить предполагаемый состав и взаимодействие участников проектной команды в соответствии с планом проекта
Владеет навыками проектирования и моделирования

ИУК 2.4. Составляет план-график реализации проекта в целом и плана-контроля его выполнения

Знает требования к составлению проектной документации
Умеет составить план-график реализации проекта и плана-контроля его выполнения
Владеет навыками планирования, конструирования

ИУК 2.5. Применяет способы конструктивного взаимодействия с участниками проектной команды

Знает характеристики конструктивного взаимодействия участников проектной команды
Умеет определить зону ответственности и круг обязанностей участников проектной команды, спланировать коллективные обсуждения концепции, хода выполнения, результатов проекта, «мозговые штурмы» для поиска наилучших решений проблемных ситуаций (включая зону риска) 
Владеет навыками проектирования, моделирования, коммуникативными навыками

ИУК 2.6. Владеет опытом публичного представления результатов проекта (или отдельных его этапов) в форме отчетов, статей, выступлений на научно-практических семинарах и конференциях

Знает требования к публичной презентации результатов проектной деятельности
Умеет отразить результаты проектной деятельности в отчете, статье, выступлении
Владеет приемами корректного изложения результатов проектной деятельности в научном тексте, компьютерной презентации, выступлении с докладом или сообщением

УК-6. Способен определить и реализовать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки

ИУК 6.1. Выполняет самооценку и рефлексию деятельности для повышения ее эффективности

Знает последовательность осуществления деятельности и содержание этапа, включающего самооценку и рефлексию
Умеет конструктивно оценивать результаты своей деятельности и осуществлять рефлексию, проектируя более эффективные варианты действий
Владеет способами конструктивной самооценки и рефлексии деятельности

ИУК 6.2. Определяет приоритеты, мотивы и цели собственной деятельности, выстраивает планы их достижения в академической и профессиональной среде

Знает специфические особенности собственной профессиональной деятельности в области музыкального или художественного образования
Умеет определить приоритеты, мотивы и цели собственной деятельности и выстроить план их достижения в академической и профессиональной среде
Владеет приемами профессионально ориентированного самоанализа индивидуального комплекса креативных, музыкальных, художественных способностей

ИУК 6.3. Выбирает оптимальные действия для достижения планируемых результатов деятельности с учетом ресурсов условий, средств, временной перспективы

Знает сущность оптимального действия для достижения  планируемых результатов деятельности, выбираемого с учетом ресурсов, условий, средств, временной перспективы
Умеет выбрать оптимальные действия для достижения планируемых результатов деятельности с учетом ресурсов, условий, средств, временной перспективы
Владеет навыками анализа, синтеза, сопоставления, прогнозирования, моделирования

ИУК 6.4. Владеет методиками самооценки разнообразных ресурсов (личностных, психофизиологических, ситуативных, временных и т.д.) и их пределов для решения задач различных видов деятельности в академической и профессиональной среде

Знает методики самооценки личностных, психофизиологических, ситуативных, временных ресурсов и их пределов для решения задач различных видов деятельности в академической и профессиональной среде
Умеет осуществлять самооценку личностных, психофизиологических, ситуативных, временных ресурсов и их пределов для решения задач различных видов деятельности в академической и профессиональной среде
Владеет способами использования методик самооценки личностных, психофизиологических, ситуативных, временных ресурсов и их пределов для решения задач различных видов деятельности в академической и профессиональной среде

ИУК 6.5. Применяет рефлексивные техники для повышения эффективности различных видов деятельности в академической и профессиональной среде

Знает рефлексивные техники
Умеет применять рефлексивные техники для повышения эффективности различных видов деятельности в академической и профессиональной среде
Владеет способами применения рефлексивных техник для повышения эффективности различных видов деятельности в академической и профессиональной среде

ИУК 6.6. Умеет выявлять мотивы и стимулы для саморазвития, определять приоритеты и реалистические цели личностного и профессионального роста

Знает возможности личностного и профессионального (педагогического, художественно-творческого, научного) роста и саморазвития в сфере музыкального и художественного образования
Умеет определять приоритеты и ставить реалистические цели личностного и профессионального роста, мотивируя свой выбор и находя соответствующие стимулы
Владеет навыками самоанализа, целеполагания, прогнозирования, моделирования

1.4. Объем дисциплины в зачетных единицах.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы.

1.5. Форма промежуточной аттестации: экзамен.

1.6. Форма обучения: заочная.

1.7. Особенности реализации дисциплины.

Образовательная деятельность по дисциплине осуществляется на государственном языке РФ.

Учебно-тематический план заочной формы обучения

п/п

Наименование раздела и (или) темы

Объем в часах

Контактная работа

обучающихся во взаимодействии с преподавателем

Самостоятельная работа обучающихся

Всего Лекционные занятия Практические занятия Лабораторные занятия Индивидуальные занятия Групповые занятия Подгрупповые занятия Индивидуальные консультации по выполнению курсовых работ
1. Методологический анализ проблем музыкального и художественного образования как основа научного проектирования. Сущностные характеристики научного проекта. 38 4 2 2           34
2. Разработка концепции и стратегии научного проекта 61 4   4           57
  Всего 99 8 2 6           91
 

Промежуточная аттестация обучающихся:

 

Групповые консультации перед экзаменом   1

 

 
Подготовка к сдаче и сдача экзамена   1

 

 
Контроль    

 

7
  Всего    

 

 
  Итого 108 10 2 6           98

 

3. Содержание дисциплины

Тема 1. Методологический анализ проблем музыкального и художественного образования как основа научного проектирования. Сущностные характеристики научного проекта.

Содержание понятий «методология» и «проект», вариативность их трактовок. Основные позиции методологии научного исследования (А.М. Новиков, Д.А. Новиков). Методологический анализ проблем музыкального и художественного основания (Э.Б. Абдуллин) как основа научного проектирования. Содержание уровней методологического анализа (философский, общенаучный, частнонаучный). Соотношение трактовок термина «проект» с уровнями методологического анализа. Выявление проблемной ситуации как результат методологического анализа; понятие о стратегии разрешения проблемной ситуации.

Характеристика проектно-технологического типа организационной культуры. Научное исследование как проект (проектирование системы научного знания), его сущностные характеристики. Типы, виды,  классы проектов. Стратегия научного проекта. Жизненный цикл научного проекта: фазы, стадии, этапы; их соотношение с этапами методологического анализа проблем музыкального и художественного образования. Требования к составлению проектной документации. Диалектика проектирования (устремленность вперед к будущему) и рефлексии (обращение назад к произошедшему). Индивидуальные и коллективные научные проекты. Диссертационное исследование как научный проект. Деятельность научно-исследовательских организаций (НИИ) в сфере педагогики, музыкального и художественного образования. Кафедры вузов как научно-исследовательские коллективы.

Учебно-методическое обеспечение

 

5.1. Перечень печатных и (или) электронных изданий:

Печатные

….

Электронные

….

 

5.2. Электронные образовательные ресурсы, в т.ч. профессиональные базы данных и информационные справочные системы

http://library.uspu.ru Сайт ИИЦ-Научной библиотеки
http://elar.uspu.ru Электронная библиотека УрГПУ
http://biblioclub.ru ЭБС «Университетская библиотека онлайн»
http://e.lanbook.com ЭБС издательства ЛАНЬ
http://elibrary.ru Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU
http://www.ebiblioteka.ru Универсальная справочно-информационная база данных периодических изданий «ИВИС»
http://apps.webofknowledge.com/WOS_GeneralSearch_input.do?product=WOS&search_mode=GeneralSearch&SID=Z2pXBwFk6K2aJfdbcIn&preferencesSaved= Система "Web of Science" (WoS): рамках Национальной подписки
https://www.scopus.com/freelookup/form/author.uri База данных «Scopus»: рамках Национальной подписки
http://dvs.rsl.ru Электронная библиотека РГБ диссертаций
https://arbicon.ru/services/mars_analitic.html Межрегиональная аналитическая роспись статей - сводный каталог периодики библиотек России
http://cyberleninka.ru НЭБ «КиберЛенинка»

5.3. Печатные и (или) электронные образовательные ресурсы для лиц с ОВЗ

Печатные и (или) электронные ресурсы в формах, адаптированных к нарушениям здоровья лиц из числа инвалидов и лиц с ОВЗ, представлены в Центре психолого-педагогического и информационного обеспечения образования студентов-инвалидов УрГПУ.

В Центре представлено специализированное оборудование, такое, как:

1. Читающая машина SARA CE

2. Видео-увеличитель стационарный электронный TOPAZ XL-20

3. Персональный компьютер с брайлевским дисплеем «Эверест».

Центр располагает также следующим программным обеспечением:

· программой экранного доступа JAWS версия 13.0;

· программой для чтения книг в текстовых форматах и перевода их в звуковые файлы БАЛАБОЛКА;

· программой экранного доступа NVDA;

· системой распознавания текста ADDYY Fine Reader;

· голосовым модулем АЛЁНА (ACAPELA GROUP).

Учебно-методические материалы для обучающихся из числа инвалидов и лиц с ОВЗ предоставляются в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и особенностям восприятия и обработки поступающей учебной информации.

Для обучающихся с нарушениями зрения:

· в печатной форме увеличенным шрифтом и с необходимой контрастностью;

· в форме электронного документа (версия для слабовидящих);

· в форме аудиофайла;

· в печатной форме на языке Брайля.

Обучающиеся могут воспользоваться официальным сайтом Свердловской областной специальной библиотеки для слепых: http: //sosbs.ru/

Для обучающихся с нарушением слуха:

· в печатной форме;

· в форме электронного документа.

Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата:

· в печатной форме;

· в форме электронного документа;

· в форме аудиофайла.

 

Помещения

Помещения для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, самостоятельной работы укомплектованы специализированной мебелью и техническими средствами обучения, служащими для представления учебной информации. Помещения для самостоятельной работы оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечены доступом в электронную информационно-образовательную среду университета.

Для проведения занятий используются помещения лабораторного типа, которые оснащены лабораторным оборудованием. (формулировки из ФГОС ВО 3+).

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Теория и методология научного проекта»,

модуль «Методология проектирования научной и профессиональной деятельности»

для ОПОП

«44.04.01 Педагогическое образование. Направленность (профиль) Проектная деятельность в музыкальном и художественном образовании»

 

 

 

Екатеринбург 2019


 

Рабочая программа дисциплины

«Теория и методология научного проекта»

 

 

Составитель:

Матвеева Л.В., профессор кафедры музыкального образования, доктор педагогических наук, профессор, УрГПУ, Институт музыкального и художественного образования, кафедра музыкального образования

 

 

Рабочая программа дисциплины обсуждена на заседании кафедры       

 

музыкального образования УрГПУ

 

Протокол от 24.04.2019  г. № 7


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. Цель дисциплины.

Цель изучения дисциплины – обеспечить подготовку обучающихся к самостоятельному выполнению научных проектов в области музыкального и художественного образования

1.2. Место дисциплины  в структуре ОПОП ВО.

Дисциплина входит в состав модуля «Методология проектирования научной и профессиональной деятельности» и реализуется в обязательной части (Б1.О).

1.3. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоениями ОПОП ВО

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

Компетенция(и) Индикатор(ы) Дескрипторы

УК-1. Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий

ИУК 1.1. Выявляет проблемную ситуацию в процессе анализа проблемы, определяет этапы ее разрешения с учетом вариативных контекстов

Знает круг актуальных проблем современной сферы музыкального и художественного образования
Умеет выявить проблемную ситуацию на основе методологического анализа проблемы, определить этапы и предложить варианты ее разрешения
Владеет навыками анализа, планирования, прогнозирования моделирования, проектирования

ИУК 1.2. Находит, критически анализирует, обоснованно отбирает информацию, необходимую для выработки стратегии действий по разрешению проблемной ситуации

Знает содержание понятия «стратегия действий» применительно к разрешению проблемной ситуации
Умеет отбирать информацию в контексте выявленной проблемной ситуации
Владеет навыками анализа, систематизации, моделирования, проектирования

ИУК 1.3. Разрабатывает стратегию достижения поставленной цели

Знает последовательность действий, необходимых для достижения поставленной цели при разрешении проблемной ситуации в области музыкального или художественного образования
Умеет конкретизировать поставленную цель в последовательности задач и определить этапы достижения запланированного результата
Владеет навыками прогнозирования, планирования, моделирования, проектирования

ИУК 1.4. Определяет и оценивает практические последствия реализации выбранных действий по разрешению проблемной ситуации

Знает перспективы получения как ожидаемых (позитивных) результатов выбранных действий, так и неожиданных последствий, побочных эффектов, взаимосвязанных проблем
Умеет определить вариативные последствия реализации выбранных действий
Владеет навыками прогнозирования, оценивания, сопоставления, моделирования

ИУК 1.5. Владеет логико-методологическим инструментарием для критической оценки современных научных концепций

Знает содержание уровней методологического анализа актуальных проблем музыкального и художественного образования
Умеет выявить логику автора научного исследования, сопоставить полученные им результаты с другими научными концепциями и с собственным видением проблемной ситуации
Владеет приемами методологического анализа проблем музыкального и художественного образования

ИУК 1.6. Пользуется алгоритмами решения проблемной ситуации на основе доступных источников информации и экспериментальных действий

Знает алгоритмы решения проблемной ситуации на основе доступных источников информации и экспериментальных действий
Умеет использовать алгоритмы решения проблемной ситуации на основе доступных источников информации и экспериментальных действий при разрешении проблемных ситуаций в области музыкального и художественного образования
Владеет способами применения алгоритмов решения проблемной ситуации на основе доступных источников информации и экспериментальных действий

УК-2. Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла

ИУК 2.1. Разрабатывает концепцию проекта в рамках обозначенной проблемы, формулирует цель, задачи, актуальность, значимость (научную, практическую, методическую и иную в зависимости от типа проекта), ожидаемые результаты и возможные сферы их применения

Знает сущностные характеристики проектирования, структурные характеристики проекта и последовательность действий по его выполнению
Умеет разработать общую концепцию проекта; сформулировать цель, задачи, значимость; определить ожидаемые результаты и сферы их применения
Владеет навыками прогнозирования, планирования, моделирования, проектирования

ИУК 2.2. Прогнозирует проблемные ситуации и риски в проектной деятельности

Знает о возможных рисках как сущностной характеристике проектной деятельности, о возникновении взаимосвязанных проблемных ситуаций
Умеет прогнозировать проблемные ситуации и риски в проектной деятельности
Владеет навыками прогнозирования, конструирования, моделирования

ИУК 2.3. Координирует деятельность участников проектной команды в соответствии с планом проекта

Знает характеристики коллективного проекта, требования к составу участников проектной команды
Умеет определить предполагаемый состав и взаимодействие участников проектной команды в соответствии с планом проекта
Владеет навыками проектирования и моделирования

ИУК 2.4. Составляет план-график реализации проекта в целом и плана-контроля его выполнения

Знает требования к составлению проектной документации
Умеет составить план-график реализации проекта и плана-контроля его выполнения
Владеет навыками планирования, конструирования

ИУК 2.5. Применяет способы конструктивного взаимодействия с участниками проектной команды

Знает характеристики конструктивного взаимодействия участников проектной команды
Умеет определить зону ответственности и круг обязанностей участников проектной команды, спланировать коллективные обсуждения концепции, хода выполнения, результатов проекта, «мозговые штурмы» для поиска наилучших решений проблемных ситуаций (включая зону риска) 
Владеет навыками проектирования, моделирования, коммуникативными навыками

ИУК 2.6. Владеет опытом публичного представления результатов проекта (или отдельных его этапов) в форме отчетов, статей, выступлений на научно-практических семинарах и конференциях

Знает требования к публичной презентации результатов проектной деятельности
Умеет отразить результаты проектной деятельности в отчете, статье, выступлении
Владеет приемами корректного изложения результатов проектной деятельности в научном тексте, компьютерной презентации, выступлении с докладом или сообщением

УК-6. Способен определить и реализовать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки

ИУК 6.1. Выполняет самооценку и рефлексию деятельности для повышения ее эффективности

Знает последовательность осуществления деятельности и содержание этапа, включающего самооценку и рефлексию
Умеет конструктивно оценивать результаты своей деятельности и осуществлять рефлексию, проектируя более эффективные варианты действий
Владеет способами конструктивной самооценки и рефлексии деятельности

ИУК 6.2. Определяет приоритеты, мотивы и цели собственной деятельности, выстраивает планы их достижения в академической и профессиональной среде

Знает специфические особенности собственной профессиональной деятельности в области музыкального или художественного образования
Умеет определить приоритеты, мотивы и цели собственной деятельности и выстроить план их достижения в академической и профессиональной среде
Владеет приемами профессионально ориентированного самоанализа индивидуального комплекса креативных, музыкальных, художественных способностей

ИУК 6.3. Выбирает оптимальные действия для достижения планируемых результатов деятельности с учетом ресурсов условий, средств, временной перспективы

Знает сущность оптимального действия для достижения  планируемых результатов деятельности, выбираемого с учетом ресурсов, условий, средств, временной перспективы
Умеет выбрать оптимальные действия для достижения планируемых результатов деятельности с учетом ресурсов, условий, средств, временной перспективы
Владеет навыками анализа, синтеза, сопоставления, прогнозирования, моделирования

ИУК 6.4. Владеет методиками самооценки разнообразных ресурсов (личностных, психофизиологических, ситуативных, временных и т.д.) и их пределов для решения задач различных видов деятельности в академической и профессиональной среде

Знает методики самооценки личностных, психофизиологических, ситуативных, временных ресурсов и их пределов для решения задач различных видов деятельности в академической и профессиональной среде
Умеет осуществлять самооценку личностных, психофизиологических, ситуативных, временных ресурсов и их пределов для решения задач различных видов деятельности в академической и профессиональной среде
Владеет способами использования методик самооценки личностных, психофизиологических, ситуативных, временных ресурсов и их пределов для решения задач различных видов деятельности в академической и профессиональной среде

ИУК 6.5. Применяет рефлексивные техники для повышения эффективности различных видов деятельности в академической и профессиональной среде

Знает рефлексивные техники
Умеет применять рефлексивные техники для повышения эффективности различных видов деятельности в академической и профессиональной среде
Владеет способами применения рефлексивных техник для повышения эффективности различных видов деятельности в академической и профессиональной среде

ИУК 6.6. Умеет выявлять мотивы и стимулы для саморазвития, определять приоритеты и реалистические цели личностного и профессионального роста

Знает возможности личностного и профессионального (педагогического, художественно-творческого, научного) роста и саморазвития в сфере музыкального и художественного образования
Умеет определять приоритеты и ставить реалистические цели личностного и профессионального роста, мотивируя свой выбор и находя соответствующие стимулы
Владеет навыками самоанализа, целеполагания, прогнозирования, моделирования

1.4. Объем дисциплины в зачетных единицах.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы.

1.5. Форма промежуточной аттестации: экзамен.

1.6. Форма обучения: заочная.

1.7. Особенности реализации дисциплины.

Образовательная деятельность по дисциплине осуществляется на государственном языке РФ.

Учебно-тематический план заочной формы обучения

п/п

Наименование раздела и (или) темы

Объем в часах

Контактная работа

обучающихся во взаимодействии с преподавателем

Самостоятельная работа обучающихся

Всего Лекционные занятия Практические занятия Лабораторные занятия Индивидуальные занятия Групповые занятия Подгрупповые занятия Индивидуальные консультации по выполнению курсовых работ
1. Методологический анализ проблем музыкального и художественного образования как основа научного проектирования. Сущностные характеристики научного проекта. 38 4 2 2           34
2. Разработка концепции и стратегии научного проекта 61 4   4           57
  Всего 99 8 2 6           91
 

Промежуточная аттестация обучающихся:

 

Групповые консультации перед экзаменом   1

 

 
Подготовка к сдаче и сдача экзамена   1

 

 
Контроль    

 

7
  Всего    

 

 
  Итого 108 10 2 6           98

 

3. Содержание дисциплины

Тема 1. Методологический анализ проблем музыкального и художественного образования как основа научного проектирования. Сущностные характеристики научного проекта.

Содержание понятий «методология» и «проект», вариативность их трактовок. Основные позиции методологии научного исследования (А.М. Новиков, Д.А. Новиков). Методологический анализ проблем музыкального и художественного основания (Э.Б. Абдуллин) как основа научного проектирования. Содержание уровней методологического анализа (философский, общенаучный, частнонаучный). Соотношение трактовок термина «проект» с уровнями методологического анализа. Выявление проблемной ситуации как результат методологического анализа; понятие о стратегии разрешения проблемной ситуации.

Характеристика проектно-технологического типа организационной культуры. Научное исследование как проект (проектирование системы научного знания), его сущностные характеристики. Типы, виды,  классы проектов. Стратегия научного проекта. Жизненный цикл научного проекта: фазы, стадии, этапы; их соотношение с этапами методологического анализа проблем музыкального и художественного образования. Требования к составлению проектной документации. Диалектика проектирования (устремленность вперед к будущему) и рефлексии (обращение назад к произошедшему). Индивидуальные и коллективные научные проекты. Диссертационное исследование как научный проект. Деятельность научно-исследовательских организаций (НИИ) в сфере педагогики, музыкального и художественного образования. Кафедры вузов как научно-исследовательские коллективы.

Тема 2. Разработка концепции и стратегии научного проекта.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 173; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.17.175 (0.01 с.)