Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Тема 2. Разработка концепции и стратегии научного проекта.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Теория и методология научного проекта»,
модуль «Методология проектирования научной и профессиональной деятельности»
для ОПОП
«44.04.01 Педагогическое образование. Направленность (профиль) Проектная деятельность в музыкальном и художественном образовании»
Екатеринбург 2019
Рабочая программа дисциплины
«Теория и методология научного проекта»
Составитель:
Матвеева Л.В., профессор кафедры музыкального образования, доктор педагогических наук, профессор, УрГПУ, Институт музыкального и художественного образования, кафедра музыкального образования
Рабочая программа дисциплины обсуждена на заседании кафедры
музыкального образования УрГПУ
Протокол от 24.04.2019 г. № 7
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Цель дисциплины.
Цель изучения дисциплины – обеспечить подготовку обучающихся к самостоятельному выполнению научных проектов в области музыкального и художественного образования
1.2. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО.
Дисциплина входит в состав модуля «Методология проектирования научной и профессиональной деятельности» и реализуется в обязательной части (Б1.О).
1.3. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоениями ОПОП ВО
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
Компетенция(и)
| Индикатор(ы)
| Дескрипторы
| УК-1. Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
| ИУК 1.1. Выявляет проблемную ситуацию в процессе анализа проблемы, определяет этапы ее разрешения с учетом вариативных контекстов
| Знает круг актуальных проблем современной сферы музыкального и художественного образования
| Умеет выявить проблемную ситуацию на основе методологического анализа проблемы, определить этапы и предложить варианты ее разрешения
| Владеет навыками анализа, планирования, прогнозирования моделирования, проектирования
| ИУК 1.2. Находит, критически анализирует, обоснованно отбирает информацию, необходимую для выработки стратегии действий по разрешению проблемной ситуации
| Знает содержание понятия «стратегия действий» применительно к разрешению проблемной ситуации
| Умеет отбирать информацию в контексте выявленной проблемной ситуации
| Владеет навыками анализа, систематизации, моделирования, проектирования
| ИУК 1.3. Разрабатывает стратегию достижения поставленной цели
| Знает последовательность действий, необходимых для достижения поставленной цели при разрешении проблемной ситуации в области музыкального или художественного образования
| Умеет конкретизировать поставленную цель в последовательности задач и определить этапы достижения запланированного результата
| Владеет навыками прогнозирования, планирования, моделирования, проектирования
| ИУК 1.4. Определяет и оценивает практические последствия реализации выбранных действий по разрешению проблемной ситуации
| Знает перспективы получения как ожидаемых (позитивных) результатов выбранных действий, так и неожиданных последствий, побочных эффектов, взаимосвязанных проблем
| Умеет определить вариативные последствия реализации выбранных действий
| Владеет навыками прогнозирования, оценивания, сопоставления, моделирования
| ИУК 1.5. Владеет логико-методологическим инструментарием для критической оценки современных научных концепций
| Знает содержание уровней методологического анализа актуальных проблем музыкального и художественного образования
| Умеет выявить логику автора научного исследования, сопоставить полученные им результаты с другими научными концепциями и с собственным видением проблемной ситуации
| Владеет приемами методологического анализа проблем музыкального и художественного образования
| ИУК 1.6. Пользуется алгоритмами решения проблемной ситуации на основе доступных источников информации и экспериментальных действий
| Знает алгоритмы решения проблемной ситуации на основе доступных источников информации и экспериментальных действий
| Умеет использовать алгоритмы решения проблемной ситуации на основе доступных источников информации и экспериментальных действий при разрешении проблемных ситуаций в области музыкального и художественного образования
| Владеет способами применения алгоритмов решения проблемной ситуации на основе доступных источников информации и экспериментальных действий
| УК-2. Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла
| ИУК 2.1. Разрабатывает концепцию проекта в рамках обозначенной проблемы, формулирует цель, задачи, актуальность, значимость (научную, практическую, методическую и иную в зависимости от типа проекта), ожидаемые результаты и возможные сферы их применения
| Знает сущностные характеристики проектирования, структурные характеристики проекта и последовательность действий по его выполнению
| Умеет разработать общую концепцию проекта; сформулировать цель, задачи, значимость; определить ожидаемые результаты и сферы их применения
| Владеет навыками прогнозирования, планирования, моделирования, проектирования
| ИУК 2.2. Прогнозирует проблемные ситуации и риски в проектной деятельности
| Знает о возможных рисках как сущностной характеристике проектной деятельности, о возникновении взаимосвязанных проблемных ситуаций
| Умеет прогнозировать проблемные ситуации и риски в проектной деятельности
| Владеет навыками прогнозирования, конструирования, моделирования
| ИУК 2.3. Координирует деятельность участников проектной команды в соответствии с планом проекта
| Знает характеристики коллективного проекта, требования к составу участников проектной команды
| Умеет определить предполагаемый состав и взаимодействие участников проектной команды в соответствии с планом проекта
| Владеет навыками проектирования и моделирования
| ИУК 2.4. Составляет план-график реализации проекта в целом и плана-контроля его выполнения
| Знает требования к составлению проектной документации
| Умеет составить план-график реализации проекта и плана-контроля его выполнения
| Владеет навыками планирования, конструирования
| ИУК 2.5. Применяет способы конструктивного взаимодействия с участниками проектной команды
| Знает характеристики конструктивного взаимодействия участников проектной команды
| Умеет определить зону ответственности и круг обязанностей участников проектной команды, спланировать коллективные обсуждения концепции, хода выполнения, результатов проекта, «мозговые штурмы» для поиска наилучших решений проблемных ситуаций (включая зону риска)
| Владеет навыками проектирования, моделирования, коммуникативными навыками
| ИУК 2.6. Владеет опытом публичного представления результатов проекта (или отдельных его этапов) в форме отчетов, статей, выступлений на научно-практических семинарах и конференциях
| Знает требования к публичной презентации результатов проектной деятельности
| Умеет отразить результаты проектной деятельности в отчете, статье, выступлении
| Владеет приемами корректного изложения результатов проектной деятельности в научном тексте, компьютерной презентации, выступлении с докладом или сообщением
| УК-6. Способен определить и реализовать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки
| ИУК 6.1. Выполняет самооценку и рефлексию деятельности для повышения ее эффективности
| Знает последовательность осуществления деятельности и содержание этапа, включающего самооценку и рефлексию
| Умеет конструктивно оценивать результаты своей деятельности и осуществлять рефлексию, проектируя более эффективные варианты действий
| Владеет способами конструктивной самооценки и рефлексии деятельности
| ИУК 6.2. Определяет приоритеты, мотивы и цели собственной деятельности, выстраивает планы их достижения в академической и профессиональной среде
| Знает специфические особенности собственной профессиональной деятельности в области музыкального или художественного образования
| Умеет определить приоритеты, мотивы и цели собственной деятельности и выстроить план их достижения в академической и профессиональной среде
| Владеет приемами профессионально ориентированного самоанализа индивидуального комплекса креативных, музыкальных, художественных способностей
| ИУК 6.3. Выбирает оптимальные действия для достижения планируемых результатов деятельности с учетом ресурсов условий, средств, временной перспективы
| Знает сущность оптимального действия для достижения планируемых результатов деятельности, выбираемого с учетом ресурсов, условий, средств, временной перспективы
| Умеет выбрать оптимальные действия для достижения планируемых результатов деятельности с учетом ресурсов, условий, средств, временной перспективы
| Владеет навыками анализа, синтеза, сопоставления, прогнозирования, моделирования
| ИУК 6.4. Владеет методиками самооценки разнообразных ресурсов (личностных, психофизиологических, ситуативных, временных и т.д.) и их пределов для решения задач различных видов деятельности в академической и профессиональной среде
| Знает методики самооценки личностных, психофизиологических, ситуативных, временных ресурсов и их пределов для решения задач различных видов деятельности в академической и профессиональной среде
| Умеет осуществлять самооценку личностных, психофизиологических, ситуативных, временных ресурсов и их пределов для решения задач различных видов деятельности в академической и профессиональной среде
| Владеет способами использования методик самооценки личностных, психофизиологических, ситуативных, временных ресурсов и их пределов для решения задач различных видов деятельности в академической и профессиональной среде
| ИУК 6.5. Применяет рефлексивные техники для повышения эффективности различных видов деятельности в академической и профессиональной среде
| Знает рефлексивные техники
| Умеет применять рефлексивные техники для повышения эффективности различных видов деятельности в академической и профессиональной среде
| Владеет способами применения рефлексивных техник для повышения эффективности различных видов деятельности в академической и профессиональной среде
| ИУК 6.6. Умеет выявлять мотивы и стимулы для саморазвития, определять приоритеты и реалистические цели личностного и профессионального роста
| Знает возможности личностного и профессионального (педагогического, художественно-творческого, научного) роста и саморазвития в сфере музыкального и художественного образования
| Умеет определять приоритеты и ставить реалистические цели личностного и профессионального роста, мотивируя свой выбор и находя соответствующие стимулы
| Владеет навыками самоанализа, целеполагания, прогнозирования, моделирования
|
1.4. Объем дисциплины в зачетных единицах.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы.
1.5. Форма промежуточной аттестации: экзамен.
1.6. Форма обучения: заочная.
1.7. Особенности реализации дисциплины.
Образовательная деятельность по дисциплине осуществляется на государственном языке РФ.
Учебно-тематический план заочной формы обучения
№
п/п
| Наименование раздела и (или) темы
| Объем в часах
| Контактная работа
обучающихся во взаимодействии с преподавателем
| Самостоятельная работа обучающихся
| Всего
| Лекционные занятия
| Практические занятия
| Лабораторные занятия
| Индивидуальные занятия
| Групповые занятия
| Подгрупповые занятия
| Индивидуальные консультации по выполнению курсовых работ
| 1.
| Методологический анализ проблем музыкального и художественного образования как основа научного проектирования.
Сущностные характеристики научного проекта.
| 38
| 4
| 2
| 2
|
|
|
|
|
| 34
| 2.
| Разработка концепции и стратегии научного проекта
| 61
| 4
|
| 4
|
|
|
|
|
| 57
|
| Всего
| 99
| 8
| 2
| 6
|
|
|
|
|
| 91
|
| Промежуточная аттестация обучающихся:
|
| Групповые консультации перед экзаменом
|
| 1
|
|
| Подготовка к сдаче и сдача экзамена
|
| 1
|
|
| Контроль
|
|
|
| 7
|
| Всего
|
|
|
|
|
| Итого
| 108
| 10
| 2
| 6
|
|
|
|
|
| 98
|
3. Содержание дисциплины
Тема 1. Методологический анализ проблем музыкального и художественного образования как основа научного проектирования. Сущностные характеристики научного проекта.
Содержание понятий «методология» и «проект», вариативность их трактовок. Основные позиции методологии научного исследования (А.М. Новиков, Д.А. Новиков). Методологический анализ проблем музыкального и художественного основания (Э.Б. Абдуллин) как основа научного проектирования. Содержание уровней методологического анализа (философский, общенаучный, частнонаучный). Соотношение трактовок термина «проект» с уровнями методологического анализа. Выявление проблемной ситуации как результат методологического анализа; понятие о стратегии разрешения проблемной ситуации.
Характеристика проектно-технологического типа организационной культуры. Научное исследование как проект (проектирование системы научного знания), его сущностные характеристики. Типы, виды, классы проектов. Стратегия научного проекта. Жизненный цикл научного проекта: фазы, стадии, этапы; их соотношение с этапами методологического анализа проблем музыкального и художественного образования. Требования к составлению проектной документации. Диалектика проектирования (устремленность вперед к будущему) и рефлексии (обращение назад к произошедшему). Индивидуальные и коллективные научные проекты. Диссертационное исследование как научный проект. Деятельность научно-исследовательских организаций (НИИ) в сфере педагогики, музыкального и художественного образования. Кафедры вузов как научно-исследовательские коллективы.
Учебно-методическое обеспечение
5.1. Перечень печатных и (или) электронных изданий:
Печатные
….
Электронные
….
5.2. Электронные образовательные ресурсы, в т.ч. профессиональные базы данных и информационные справочные системы
http://library.uspu.ru
| Сайт ИИЦ-Научной библиотеки
| http://elar.uspu.ru
| Электронная библиотека УрГПУ
| http://biblioclub.ru
| ЭБС «Университетская библиотека онлайн»
| http://e.lanbook.com
| ЭБС издательства ЛАНЬ
| http://elibrary.ru
| Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU
| http://www.ebiblioteka.ru
| Универсальная справочно-информационная база данных периодических изданий «ИВИС»
| http://apps.webofknowledge.com/WOS_GeneralSearch_input.do?product=WOS&search_mode=GeneralSearch&SID=Z2pXBwFk6K2aJfdbcIn&preferencesSaved=
| Система "Web of Science" (WoS): рамках Национальной подписки
| https://www.scopus.com/freelookup/form/author.uri
| База данных «Scopus»: рамках Национальной подписки
| http://dvs.rsl.ru
| Электронная библиотека РГБ диссертаций
| https://arbicon.ru/services/mars_analitic.html
| Межрегиональная аналитическая роспись статей - сводный каталог периодики библиотек России
| http://cyberleninka.ru
| НЭБ «КиберЛенинка»
|
5.3. Печатные и (или) электронные образовательные ресурсы для лиц с ОВЗ
Печатные и (или) электронные ресурсы в формах, адаптированных к нарушениям здоровья лиц из числа инвалидов и лиц с ОВЗ, представлены в Центре психолого-педагогического и информационного обеспечения образования студентов-инвалидов УрГПУ.
В Центре представлено специализированное оборудование, такое, как:
1. Читающая машина SARA CE
2. Видео-увеличитель стационарный электронный TOPAZ XL-20
3. Персональный компьютер с брайлевским дисплеем «Эверест».
Центр располагает также следующим программным обеспечением:
· программой экранного доступа JAWS версия 13.0;
· программой для чтения книг в текстовых форматах и перевода их в звуковые файлы БАЛАБОЛКА;
· программой экранного доступа NVDA;
· системой распознавания текста ADDYY Fine Reader;
· голосовым модулем АЛЁНА (ACAPELA GROUP).
Учебно-методические материалы для обучающихся из числа инвалидов и лиц с ОВЗ предоставляются в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и особенностям восприятия и обработки поступающей учебной информации.
Для обучающихся с нарушениями зрения:
· в печатной форме увеличенным шрифтом и с необходимой контрастностью;
· в форме электронного документа (версия для слабовидящих);
· в форме аудиофайла;
· в печатной форме на языке Брайля.
Обучающиеся могут воспользоваться официальным сайтом Свердловской областной специальной библиотеки для слепых: http: //sosbs.ru/
Для обучающихся с нарушением слуха:
· в печатной форме;
· в форме электронного документа.
Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
· в печатной форме;
· в форме электронного документа;
· в форме аудиофайла.
Помещения
Помещения для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, самостоятельной работы укомплектованы специализированной мебелью и техническими средствами обучения, служащими для представления учебной информации. Помещения для самостоятельной работы оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечены доступом в электронную информационно-образовательную среду университета.
Для проведения занятий используются помещения лабораторного типа, которые оснащены лабораторным оборудованием. (формулировки из ФГОС ВО 3+).
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Теория и методология научного проекта»,
модуль «Методология проектирования научной и профессиональной деятельности»
для ОПОП
«44.04.01 Педагогическое образование. Направленность (профиль) Проектная деятельность в музыкальном и художественном образовании»
Екатеринбург 2019
Рабочая программа дисциплины
«Теория и методология научного проекта»
Составитель:
Матвеева Л.В., профессор кафедры музыкального образования, доктор педагогических наук, профессор, УрГПУ, Институт музыкального и художественного образования, кафедра музыкального образования
Рабочая программа дисциплины обсуждена на заседании кафедры
музыкального образования УрГПУ
Протокол от 24.04.2019 г. № 7
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Цель дисциплины.
Цель изучения дисциплины – обеспечить подготовку обучающихся к самостоятельному выполнению научных проектов в области музыкального и художественного образования
1.2. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО.
Дисциплина входит в состав модуля «Методология проектирования научной и профессиональной деятельности» и реализуется в обязательной части (Б1.О).
1.3. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоениями ОПОП ВО
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
Компетенция(и)
| Индикатор(ы)
| Дескрипторы
| УК-1. Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
| ИУК 1.1. Выявляет проблемную ситуацию в процессе анализа проблемы, определяет этапы ее разрешения с учетом вариативных контекстов
| Знает круг актуальных проблем современной сферы музыкального и художественного образования
| Умеет выявить проблемную ситуацию на основе методологического анализа проблемы, определить этапы и предложить варианты ее разрешения
| Владеет навыками анализа, планирования, прогнозирования моделирования, проектирования
| ИУК 1.2. Находит, критически анализирует, обоснованно отбирает информацию, необходимую для выработки стратегии действий по разрешению проблемной ситуации
| Знает содержание понятия «стратегия действий» применительно к разрешению проблемной ситуации
| Умеет отбирать информацию в контексте выявленной проблемной ситуации
| Владеет навыками анализа, систематизации, моделирования, проектирования
| ИУК 1.3. Разрабатывает стратегию достижения поставленной цели
| Знает последовательность действий, необходимых для достижения поставленной цели при разрешении проблемной ситуации в области музыкального или художественного образования
| Умеет конкретизировать поставленную цель в последовательности задач и определить этапы достижения запланированного результата
| Владеет навыками прогнозирования, планирования, моделирования, проектирования
| ИУК 1.4. Определяет и оценивает практические последствия реализации выбранных действий по разрешению проблемной ситуации
| Знает перспективы получения как ожидаемых (позитивных) результатов выбранных действий, так и неожиданных последствий, побочных эффектов, взаимосвязанных проблем
| Умеет определить вариативные последствия реализации выбранных действий
| Владеет навыками прогнозирования, оценивания, сопоставления, моделирования
| ИУК 1.5. Владеет логико-методологическим инструментарием для критической оценки современных научных концепций
| Знает содержание уровней методологического анализа актуальных проблем музыкального и художественного образования
| Умеет выявить логику автора научного исследования, сопоставить полученные им результаты с другими научными концепциями и с собственным видением проблемной ситуации
| Владеет приемами методологического анализа проблем музыкального и художественного образования
| ИУК 1.6. Пользуется алгоритмами решения проблемной ситуации на основе доступных источников информации и экспериментальных действий
| Знает алгоритмы решения проблемной ситуации на основе доступных источников информации и экспериментальных действий
| Умеет использовать алгоритмы решения проблемной ситуации на основе доступных источников информации и экспериментальных действий при разрешении проблемных ситуаций в области музыкального и художественного образования
| Владеет способами применения алгоритмов решения проблемной ситуации на основе доступных источников информации и экспериментальных действий
| УК-2. Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла
| ИУК 2.1. Разрабатывает концепцию проекта в рамках обозначенной проблемы, формулирует цель, задачи, актуальность, значимость (научную, практическую, методическую и иную в зависимости от типа проекта), ожидаемые результаты и возможные сферы их применения
| Знает сущностные характеристики проектирования, структурные характеристики проекта и последовательность действий по его выполнению
| Умеет разработать общую концепцию проекта; сформулировать цель, задачи, значимость; определить ожидаемые результаты и сферы их применения
| Владеет навыками прогнозирования, планирования, моделирования, проектирования
| ИУК 2.2. Прогнозирует проблемные ситуации и риски в проектной деятельности
| Знает о возможных рисках как сущностной характеристике проектной деятельности, о возникновении взаимосвязанных проблемных ситуаций
| Умеет прогнозировать проблемные ситуации и риски в проектной деятельности
| Владеет навыками прогнозирования, конструирования, моделирования
| ИУК 2.3. Координирует деятельность участников проектной команды в соответствии с планом проекта
| Знает характеристики коллективного проекта, требования к составу участников проектной команды
| Умеет определить предполагаемый состав и взаимодействие участников проектной команды в соответствии с планом проекта
| Владеет навыками проектирования и моделирования
| ИУК 2.4. Составляет план-график реализации проекта в целом и плана-контроля его выполнения
| Знает требования к составлению проектной документации
| Умеет составить план-график реализации проекта и плана-контроля его выполнения
| Владеет навыками планирования, конструирования
| ИУК 2.5. Применяет способы конструктивного взаимодействия с участниками проектной команды
| Знает характеристики конструктивного взаимодействия участников проектной команды
| Умеет определить зону ответственности и круг обязанностей участников проектной команды, спланировать коллективные обсуждения концепции, хода выполнения, результатов проекта, «мозговые штурмы» для поиска наилучших решений проблемных ситуаций (включая зону риска)
| Владеет навыками проектирования, моделирования, коммуникативными навыками
| ИУК 2.6. Владеет опытом публичного представления результатов проекта (или отдельных его этапов) в форме отчетов, статей, выступлений на научно-практических семинарах и конференциях
| Знает требования к публичной презентации результатов проектной деятельности
| Умеет отразить результаты проектной деятельности в отчете, статье, выступлении
| Владеет приемами корректного изложения результатов проектной деятельности в научном тексте, компьютерной презентации, выступлении с докладом или сообщением
| УК-6. Способен определить и реализовать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки
| ИУК 6.1. Выполняет самооценку и рефлексию деятельности для повышения ее эффективности
| Знает последовательность осуществления деятельности и содержание этапа, включающего самооценку и рефлексию
| Умеет конструктивно оценивать результаты своей деятельности и осуществлять рефлексию, проектируя более эффективные варианты действий
| Владеет способами конструктивной самооценки и рефлексии деятельности
| ИУК 6.2. Определяет приоритеты, мотивы и цели собственной деятельности, выстраивает планы их достижения в академической и профессиональной среде
| Знает специфические особенности собственной профессиональной деятельности в области музыкального или художественного образования
| Умеет определить приоритеты, мотивы и цели собственной деятельности и выстроить план их достижения в академической и профессиональной среде
| Владеет приемами профессионально ориентированного самоанализа индивидуального комплекса креативных, музыкальных, художественных способностей
| ИУК 6.3. Выбирает оптимальные действия для достижения планируемых результатов деятельности с учетом ресурсов условий, средств, временной перспективы
| Знает сущность оптимального действия для достижения планируемых результатов деятельности, выбираемого с учетом ресурсов, условий, средств, временной перспективы
| Умеет выбрать оптимальные действия для достижения планируемых результатов деятельности с учетом ресурсов, условий, средств, временной перспективы
| Владеет навыками анализа, синтеза, сопоставления, прогнозирования, моделирования
| ИУК 6.4. Владеет методиками самооценки разнообразных ресурсов (личностных, психофизиологических, ситуативных, временных и т.д.) и их пределов для решения задач различных видов деятельности в академической и профессиональной среде
| Знает методики самооценки личностных, психофизиологических, ситуативных, временных ресурсов и их пределов для решения задач различных видов деятельности в академической и профессиональной среде
| Умеет осуществлять самооценку личностных, психофизиологических, ситуативных, временных ресурсов и их пределов для решения задач различных видов деятельности в академической и профессиональной среде
| Владеет способами использования методик самооценки личностных, психофизиологических, ситуативных, временных ресурсов и их пределов для решения задач различных видов деятельности в академической и профессиональной среде
| ИУК 6.5. Применяет рефлексивные техники для повышения эффективности различных видов деятельности в академической и профессиональной среде
| Знает рефлексивные техники
| Умеет применять рефлексивные техники для повышения эффективности различных видов деятельности в академической и профессиональной среде
| Владеет способами применения рефлексивных техник для повышения эффективности различных видов деятельности в академической и профессиональной среде
| ИУК 6.6. Умеет выявлять мотивы и стимулы для саморазвития, определять приоритеты и реалистические цели личностного и профессионального роста
| Знает возможности личностного и профессионального (педагогического, художественно-творческого, научного) роста и саморазвития в сфере музыкального и художественного образования
| Умеет определять приоритеты и ставить реалистические цели личностного и профессионального роста, мотивируя свой выбор и находя соответствующие стимулы
| Владеет навыками самоанализа, целеполагания, прогнозирования, моделирования
|
1.4. Объем дисциплины в зачетных единицах.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы.
1.5. Форма промежуточной аттестации: экзамен.
1.6. Форма обучения: заочная.
1.7. Особенности реализации дисциплины.
Образовательная деятельность по дисциплине осуществляется на государственном языке РФ.
Учебно-тематический план заочной формы обучения
№
п/п
| Наименование раздела и (или) темы
| Объем в часах
| Контактная работа
обучающихся во взаимодействии с преподавателем
| Самостоятельная работа обучающихся
| Всего
| Лекционные занятия
| Практические занятия
| Лабораторные занятия
| Индивидуальные занятия
| Групповые занятия
| Подгрупповые занятия
| Индивидуальные консультации по выполнению курсовых работ
| 1.
| Методологический анализ проблем музыкального и художественного образования как основа научного проектирования.
Сущностные характеристики научного проекта.
| 38
| 4
| 2
| 2
|
|
|
|
|
| 34
| 2.
| Разработка концепции и стратегии научного проекта
| 61
| 4
|
| 4
|
|
|
|
|
| 57
|
| Всего
| 99
| 8
| 2
| 6
|
|
|
|
|
| 91
|
| Промежуточная аттестация обучающихся:
|
| Групповые консультации перед экзаменом
|
| 1
|
|
| Подготовка к сдаче и сдача экзамена
|
| 1
|
|
| Контроль
|
|
|
| 7
|
| Всего
|
|
|
|
|
| Итого
| 108
| 10
| 2
| 6
|
|
|
|
|
| 98
|
3. Содержание дисциплины
Тема 1. Методологический анализ проблем музыкального и художественного образования как основа научного проектирования. Сущностные характеристики научного проекта.
Содержание понятий «методология» и «проект», вариативность их трактовок. Основные позиции методологии научного исследования (А.М. Новиков, Д.А. Новиков). Методологический анализ проблем музыкального и художественного основания (Э.Б. Абдуллин) как основа научного проектирования. Содержание уровней методологического анализа (философский, общенаучный, частнонаучный). Соотношение трактовок термина «проект» с уровнями методологического анализа. Выявление проблемной ситуации как результат методологического анализа; понятие о стратегии разрешения проблемной ситуации.
Характеристика проектно-технологического типа организационной культуры. Научное исследование как проект (проектирование системы научного знания), его сущностные характеристики. Типы, виды, классы проектов. Стратегия научного проекта. Жизненный цикл научного проекта: фазы, стадии, этапы; их соотношение с этапами методологического анализа проблем музыкального и художественного образования. Требования к составлению проектной документации. Диалектика проектирования (устремленность вперед к будущему) и рефлексии (обращение назад к произошедшему). Индивидуальные и коллективные научные проекты. Диссертационное исследование как научный проект. Деятельность научно-исследовательских организаций (НИИ) в сфере педагогики, музыкального и художественного образования. Кафедры вузов как научно-исследовательские коллективы.
Тема 2. Разработка концепции и стратегии научного проекта.
|