Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Антистейтизм Фридриха фон Хайека.
Фридрих Август фон Хайек (1899 – 1992) - австрийский экономист, удостоенный в 1974 (совместно с Г.Мюрдалем) Нобелевской премии по экономике. Хайек – один из представителей и наиболее крупная фигура неоавстрийской школы экономики (варианта монетаризма), один из самых ярких защитников концепции свободного рынка и невмешательства государства в экономику, критик социализма, коммунизма, этатизма и тоталитаризма. Основная его работа «Дорога к рабству» (1944). В ней Хайек показывает, как следование коллективистским (социалистическим, национал-социалистическим, фашистским) идеям, стремление планировать экономическую и социальную жизнь приводит к тоталитаризму, ибо планирование обязательно сопровождается принудительными мерами; верховенство закона сменяется главенством политической власти, а государство проникает во все сферы общественной жизни. Альтернативой коллективистским и тоталитаристским тенденциям он считал восстановление и развитие программы либерализма, восходящего к идеям классического либерализма британского типа. Этот тип либерализма вызывал у него особые симпатии, поскольку он складывался эволюционным путем - через сохранение и развитие реальных свобод, принципов защиты собственности и автономии личности, механизмов ограничения государственного вмешательства в экономику, кот несколько столетий складывались на Британских островах. Он был критиком воззрений Кейнса именно с этих позиций. Инерция безостановочного разрастания "государства благосостояния" настолько велика, что с определенного момента рыночный порядок может перерождаться в промежуточную структуру, именуемую Хайеком "корпоративной", или "синдикалистской", системой. Государство здесь уже достаточно властно, чтобы подавлять свободу отдельного человека, но недостаточно могущественно, чтобы противостоять давлению сплоченных групп, объединенных отраслевыми, профессиональными или политическими интересами. Основной тезис "Дороги к рабству" нередко понимается в том смысле, что, по Хайеку, достаточно любого незначительного вмешательства государства в жизнь общества, чтобы перспектива установления тоталитарного режима стала неизбежной. Но он хотел сказать своей книгой вовсе не это. Движение к тоталитаризму оказывается неотвратимым, когда условия существования либерально-рыночного порядка слепо принимаются как данность и игнорируются лежащие в его основе исходные принципы, постоянно нуждающиеся в осмыслении, защите и дальнейшем развитии. По Хайеку, нельзя противостоять тоталитаризму, пребывая на одном и том же месте: для этого необходимо двигаться вперед -- к свободе.
В этом и отражается суть свободы. "Свобода, - подчеркивал Хайек, - имеет смысл только тогда, когда есть место непредсказуемому, «спонтанному порядку». Государство должно ограничиться разработкой общих правил, применимых в ситуациях определенного типа. Еще один парадокс Хайека проявляется в том, что сам он считал себя либералом в классическом смысле, т. е. в духе XIX века, но большинство либералов открещивалось от него. Зато его охотно причисляли к своим консерваторы. Что касается самого Хайека, то его эссе "Почему я не консерватор" (1960) не рассеяло предубеждений по отношению к нему со стороны либералов и ничуть не оттолкнуло от него консерваторов. Ведь Хайек отвергал не консерватизм как таковой, а некоторые его первородные черты, успевшие уже отмереть к середине ХХ века. Он называет консерватизм «тормозом на локомотиве прогресса», обвиняет консерваторов в отсутствии собственной политической позиции, зависимости от существующих в мире тенденций. Многие исследователи причисляют его к прагматическим либертаристам, отводившим государству меньшую роль, а рынку большую.
Билет 4
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 86; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.116.159 (0.003 с.) |