Практическое занятие 1. Предмет и методы психологии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Практическое занятие 1. Предмет и методы психологии.



Практическое занятие 1. Предмет и методы психологии.

Психика и ее свойства

1. Введение.

2. Предмет и методы психологической науки. Роль психологических знаний в профессиональной юридической деятельности.

3. Понятие о психике. Структура психики, ее функции и свойства.

4. Сознание, бессознательное и взаимоотношения между ними.

Вопросы для обсуждения

1. Назовите предмет, объект и основные категории психологической науки. Изучением каких проблем занимается психология?

2. Чем отличаются явления, изучаемые психологией от явлений, изучаемых другими науками? Какое место занимает психология в системе наук?

3. Когда психология стала наукой? Чем отличаются научное и житейское понимание психологических явлений?

4. Назовите и охарактеризуйте основные методы психологических исследований. Почему данные, полученные с их помощью можно считать достоверными?

5. Дайте определения понятий «психика», «сознание» и «бессознательное».

6. Каковы взаимосвязи между психикой и мозгом, организмом и психикой?

7. Охарактеризуйте взаимоотношения между сознанием и бессознательным. Какую роль в этих взаимоотношениях играют механизмы психологической защиты?

Практическое занятие 2. Психология личности

И ее жизненный путь

 

1. Проблема соотношения биологического, социального и духовного в человеке.

2. Модели, структура и Я – концепция личности.

3. Основные аспекты развития человека. Периодизация психического развития.

4. Социализация личности.

Вопросы для обсуждения

1. Охарактеризуйте соотношение биологического, социального и духовного в человеке.

2. Выявите различие между понятиями «индивид», «субъект деятельности», «личность» и «индивидуальность»

3. Охарактеризуйте основные модели личности.

4. Что такое Я-концепция? Определите признаки позитивной Я-концепции.

5. В чем состоит процесс развития и формирования личности человека?

6. По каким критериям оценивается уровень сформированности личности?

7. Как происходит социализация личности? Назовите ее этапы и социально-психологические механизмы.

8. Назовите черты самоактуализирующейся личности.

 

Тест «Самооценка личности»

 

Инструкция. Каждый человек имеет определенные представления об идеале и наиболее ценных свойствах личности. На эти качества люди ориентируются в процессе самовоспитания. Какие качества вы наиболее цените в людях? У разных людей эти представления неодинаковы, а потому не совпадают результаты самовоспитания. Какие же представления об идеале имеются у вас? Разобраться в этом вам поможет следующее задание, которое выполняется в два этапа.

I этап

1. Разделите лист бумаги на четыре равные части, обозначьте каждую часть римскими цифрами I, II, III, IV.

2. Даны четыре набора слов, характеризующих положительные качества людей. Вы должны в каждом наборе качеств выделить те, которые наиболее значимы и ценны для вас лично, которым вы отдаете предпочтение перед другими. Какие это качества и сколько – каждый решает сам.

3. Внимательно прочитайте слова первого набора качеств. Выпишите в столбик наиболее ценные для вас качества вместе с их номерами, стоящими слева. Теперь приступайте ко второму набору качеств – и так до самого конца. В итоге вы должны получить четыре набора идеальных качеств.

Чтобы создать условия для одинакового понимания качеств всеми участниками психологического обследования, приводим толкование этих качеств.

Набор качеств личности

I. Межличностные отношения, общение

1. Вежливость – соблюдение правил приличия, учтивость.

2. Заботливость – мысли или действия, направленные к благополучию людей; попечение, уход.

3. Искренность – выражение подлинных чувств, правдивость, откровенность.

4. Коллективизм – способность поддерживать общую работу, общие интересы, коллективное начало.

5. Отзывчивость – готовность отзываться на чужие нужды.

6. Радушие – сердечное, ласковое отношение, соединенное с гостеприимством, с готовностью чем-нибудь услужить.

7. Сочувствие – отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью людей.

8. Тактичность – чувство меры, создающее умение вести себя в обществе, не задевать достоинства людей.

9. Терпимость – умение без вражды относиться к чужому мнению, характеру, привычкам.

10. Чуткость – отзывчивость, сочувствие, способность легко понимать людей.

11. Доброжелательность – желание добра людям, готовность содействовать их благополучию.

12. Приветливость – способность выражать чувство личной приязни.

13. Обаятельность – способность очаровывать, притягивать к себе.

14. Общительность – способность легко входить в общение.

15. Обязательность – верность слову, долгу, обещанию.

16. Ответственность – необходимость, обязанность отвечать за свои поступки и действия.

17. Откровенность – открытость, доступность для людей.

18. Справедливость – объективная оценка людей в соответствии с истиной.

19. Совместимость – умение соединять свои усилия с активностью других при решении общих задач.

20. Требовательность – строгость, ожидание от людей выполнения своих обязанностей, долга.

II. Поведение

1. Активность – проявление заинтересованного отношения к окружающему миру и самому себе, к делам коллектива, энергичные поступки и действия.

2. Гордость – чувство собственного достоинства.

3. Добродушие – мягкость характера, расположение к людям.

4. Порядочность – честность, неспособность совершать подлые и антиобщественные поступки.

5. Смелость – способность принимать и осуществлять свои решения без страха.

6. Твердость – умение настоять на своем, не поддаваться давлению, непоколебимость, устойчивость.

7. Уверенность – вера в правильность поступков, отсутствие колебаний, сомнений.

8. Честность – прямота, искренность в отношениях и поступках.

9. Энергичность – решительность, активность поступков и действий.

10. Энтузиазм – сильное воодушевление, душевный подъем.

11. Добросовестность – честное выполнение своих обязанностей.

12. Инициативность – стремление к новым формам деятельности.

13. Интеллигентность – высокая культура, образованность, эрудиция.

14. Настойчивость – упорство в достижении целей.

15. Решительность – непреклонность, твердость в поступках, способность быстро принимать решения, преодолевая внутренние колебания.

16. Принципиальность – умение придерживаться твердых принципов, убеждений, взглядов на вещи и события.

17. Самокритичность – стремление оценить свое поведение, умение вскрывать свои ошибки и недостатки.

18. Самостоятельность – способность осуществлять действия без чужой помощи, своими силами.

19. Уравновешенность – ровный, спокойный характер, поведение.

20. Целеустремленность – наличие ясной цели, стремление ее достичь.

III. Деятельность

1. Вдумчивость – глубокое проникновение в суть дела.

2. Деловитость – знание дела, предприимчивость, толковость.

3. Мастерство – высокое искусство в какой-либо области.

4. Понятливость – умение понять смысл, сообразительность.

5. Скорость – стремительность поступков и действий, быстрота.

6. Собранность – сосредоточенность, подтянутость.

7. Точность – умение действовать как задано, в соответствии с образцом.

8. Трудолюбие – любовь к труду, общественно-полезной деятельности, требующей напряжения.

9. Увлеченность – умение целиком отдаваться какому-либо делу.

10. Усидчивость – усердие в том, что требует длительного времени и терпения.

11. Аккуратность – соблюдение во всем порядка, тщательность работы, исполнительность.

12. Внимательность – сосредоточенность на выполняемой деятельности.

13. Дальновидность – прозорливость, способность предвидеть последствия, прогнозировать будущее.

14. Дисциплинированность – привычка к дисциплине, сознание долга перед обществом.

15. Исполнительность – старательность, хорошее выполнение заданий.

16. Любознательность – пытливость ума, склонность к приобретению новых знаний.

17. Находчивость – способность быстро находить выход из затруднительных положений.

18. Последовательность – умение выполнять задания, действия в строгом порядке, логически, стройно.

19. Работоспособность – способность много и продуктивно работать.

20. Скрупулезность – точность до мелочей, особая тщательность.

IV. Переживания, чувства

1. Бодрость – ощущение полноты силы, деятельности, энергии.

2. Бесстрашие – отсутствие страха, храбрость.

3. Веселость – беззаботно-радостное состояние.

4. Душевность – искреннее дружелюбие, расположенность к людям.

5. Милосердие – готовность помочь, простить из сострадания, человеколюбия.

6. Нежность – проявление любви, ласки.

7. Свободолюбие – любовь и стремление к свободе, независимости.

8. Сердечность – задушевность, искренность в отношениях.

9. Страстность – способность целиком отдаваться увлечению.

10. Стыдливость – способность испытывать чувство стыда.

11. Взволнованность – мера переживания, душевное беспокойство.

12. Восторженность – большой подъем чувств, восторг, восхищение.

13. Жалостливость – склонность к чувству жалости, состраданию.

14. Жизнерадостность – постоянство чувства радости, отсутствие уныния.

15. Любвеобильность – способность сильно и многих любить.

16. Оптимистичность – жизнерадостное мироощущение, вера в успех.

17. Сдержанность – способность удержать себя от проявления чувств.

18. Удовлетворенность – ощущение удовольствия от исполнения желаний.

19. Хладнокровность – способность сохранять спокойствие и выдержку.

20. Чувствительность – легкость возникновения переживаний, чувств, повышенная восприимчивость к воздействиям извне.

II этап

Внимательно рассмотрите качества личности, выписанные вами из первого набора, и найдите среди них такие, которыми вы обладаете реально. Обведите цифры при них кружком. Теперь переходите ко второму набору качеств, затем к третьему и четвертому.

Обработка

1. Подсчитайте, сколько вы нашли у себя реальных качеств (Р).

П = Р/И x 100 %.

2. Подсчитайте количество идеальных качеств, выписанных вами (И), а затем вычислите их процентное отношение.

Результаты сопоставьте с оценочной шкалой.

   Уровень самооценки:      Мужчины           Женщины

    неадекватно низкий              0-10                    0-15

    низкий                                   11-34                  16-37

    ниже среднего                      35-45                  38-46

    средний                                 46-54                  47-56

    выше среднего                      55-63                  57-65

    высокий                                 64-66                  66-68

    неадекватно высокий             67                        69

Вопросы для обсуждения

1. Что такое «мотивационная сфера личности»? Определите критерии развитости мотивационной сферы.

2. Назовите и охарактеризуйте основные составляющие мотивационной сферы личности.

3. В чем разница между мотивом и потребностью?

4. Какое воздействие на жизнь человека оказывает потребность, если она является ведущей?

5. Назовите важнейшие виды мотивации человека.

6. Каким образом воздействует на профессиональную деятельность мотивация достижения успеха и избегания неудач (покажите на примерах)?

7. Дайте определение понятия «каузальная атрибуция».

8. Охарактеризуйте основные проблемы мотивационного объяснения человеческих поступков.

 

Тест-опросник МУН

Инструкция. Отвечая на нижеприведенные вопросы, необходимо выбрать один из ответов: «да» или «нет». Если Вы затрудняетесь с ответом, то вспомни­те, что «да» может значить и «конечно, да», и «скорее да, чем нет». Точно так же и «нет» может значить и явное «нет», и «скорее нет, чем да».

Отвечать на вопросы следует в достаточно быстром темпе, не обдумывая от­вет подолгу. Ответ, который первым приходит в голову, как правило, наиболее точный.

1. Включаясь в работу, я, как правило, оптимистично настроен, надеюсь на успех.

2. Обычно я действую активно.

3. Я склонен к проявлению инициативы.

4. При выполнении ответственных заданий я по мере сил стараюсь найти лю­бые причины, чтобы отказаться.

5. Часто выбираю крайности: либо очень легкие, либо совершенно невыполни­мые задания.

6. При встрече с препятствиями я, как правило, не отступаю, а ищу способы их преодоления.

7. При чередовании успехов и неудач я склонен к переоценке своих успехов.

8. Плодотворность деятельности в основном зависит от меня самого, а не от чье­го-то контроля.

9. Когда мне приходится браться за трудное задание, а времени мало, я работаю гораздо хуже, медленнее.

10. Я обычно настойчив в достижении цели.

11. Я обычно планирую свое будущее не только на несколько дней, но и на месяц, на год вперед.

12. Я всегда думаю, прежде чем рисковать.

13. Я обычно не очень настойчив в достижении цели, особенно если меня никто не контролирует.

14. Предпочитаю ставить перед собой средние по трудности или слегка завышен­ные, но достижимые цели.

15. Если я потерпел неудачу и задание не получается, то я, как правило, сразу теряю к нему интерес.

16. При чередовании успехов и неудач я склонен к переоценке своих неудач.

17. Я предпочитаю планировать свое будущее лишь на ближайшее время.

18. При работе в условиях ограниченного времени результативность моей дея­тельности обычно улучшается, даже если задание достаточно трудное.

19. Я, как правило, не отказываюсь от поставленной цели даже в случае неудачи на пути к ее достижению.

20. Если я сам выбрал себе задание, то в случае неудачи его притягательность для меня еще более возрастает.

Ключ к опроснику. «Да»: 1, 2, 3, 6, 8, 10,11, 12, 14, 16, 18, 19, 20; «нет»: 4, 5, 7, 9, 13, 15, 17.

Обработка и критерии. За каждое совпадение ответа с ключом испытуемому дается 1 балл. Подсчитывается общее количество набранных баллов.

Если количество набранных баллов колеблется в пределах от 1 до 7, то диаг­ностируется мотивация боязни неудачи.

Если количество набранных баллов колеблется в пределах от 14 до 20, то диагностируется мотивация успеха.

Если количество набранных баллов колеблется в пределах от 8 до 13, то сле­дует считать, что мотивационный полюс ярко не выражен. При этом следует иметь в виду, что при 9¾количестве баллов 8 испытуемый скорее тяготеет к мо­тивации боязни неудачи, тогда как при количестве 13-баллов 12 — мотивации успеха.

Вопросы для обсуждения

1. Охарактеризуйте психические состояния и их место в структуре психики.

2. Назовите известные Вам виды эмоций и дайте их краткую характеристику.

3. Как взаимосвязаны между собой эмоциональная и мотивационно-потребностная сферы человека?

4. Опишите известные Вам функции эмоций. Может ли одна и та же эмоция выполнять разные функции (приведите примеры)?

5. В чем состоит индивидуальное своеобразие эмоций и чувств?

6. Назовите известные Вам основные признаки воли.

7. Что Вы понимаете под психической саморегуляцией личности?

8. Опишите известные Вам процессы психической саморегуляции и их роль в организации поведения (на примере эмоциональных процессов).

 

Опросник ВСК

Инструкция:Если Вы согласны с утверждением, поставьте напротив соответствующего номера ответ «да» («+»), если не согласны – ответ «нет» («-»).

 1. Если что-то не получается, у меня нередко появляется желание бросить это дело.

 2. Я не отказываюсь от своих планов и дел, даже если приходится выбирать между ними и приятной компанией.

 3.При необходимости мне нетрудно сдержать вспышку гнева.

 4. Обычно я сохраняю спокойствие в ожидании опаздывающего к назначенному времени приятеля.

 5. Меня трудно отвлечь от начатой работы.

 6. Меня выбивает из колеи физическая боль.

 7. Я всегда стараюсь выслушать собеседника, даже если не терпится ему возразить.

 8. Я всегда «гну свою линию».

 9. Если надо (например работа, дежурство), я могут не спать ночь напролет и весь следующий день быть в хорошей форме.

 10. Мои планы слишком часто перечеркиваются внешними обстоятельствами.

 11. Считаю себя терпеливым человеком.

 12. Не так-то просто мне заставить себя хладнокровно наблюдать волнующее зрелище.

 13. Мне нередко удается заставить себя продолжать работу после серии обидных неудач.

 14. Если я отношусь к кому-то плохо, мне трудно скрывать свою неприязнь к нему.

 15. При необходимости я могу заниматься своим делом и в неудобной, неподходящей обстановке.

 16. Мне очень осложняет жизнь сознание того, что работу необходимо выполнить к определенному сроку.

 17. Считаю себя решительным человеком.

 18. С физической усталостью я справляюсь легче, чем другие.

 19. Мне легче подождать только что ушедший лифт, чем подниматься по лестнице.

 20. Испортить мне настроение не так-то просто.

 21. Иногда какой-то пустяк овладевает моими мыслями, не дает покоя, и я никак не могу от этого отделаться.

 22. Мне труднее сосредоточиться на задании или работе, чем другим.

 23. Переспорить меня нетрудно.

 24. Я всегда стремлюсь довести дело до конца.

 25. Меня легко отвлечь от дел.

 26. Я замечаю иногда, что пытаюсь добиться своего наперекор объективным обстоятельствам.

 27. Люди порой завидуют моему терпению и дотошности.

 28. Мне трудно сохранить спокойствие в стрессовой ситуации.

 29. Я замечаю, что во время монотонной работы невольно начинаю изменять способ действия, даже если это порой приводит к ухудшению результатов.

 30. Я обычно очень раздражаюсь, если перед моим носом захлопываются двери уходящего транспорта, лифта.

 

Общий индекс волевого самоконтроля (суммарный балл ВСК должен быть в диапазоне от 0 до 24 очков):

Ответы «да» на утверждения №:  2, 3, 4, 5, 7, 9, 11, 17, 18, 20, 24, 25, 27;

Ответы «нет» на утверждения №: 1, 6, 10, 13, 14, 16, 21, 22, 28, 29, 30.

Шкала «самообладание»:

Ответы «да» на утверждения №: 3, 4, 7, 24;

Ответы «нет» на утверждения №№ 5, 13, 14, 16, 21, 26, 28, 29, 30.

Шкала «настойчивость»:

Ответы «да» на утверждения №: 2, 5, 11, 17, 18, 20, 24, 26;

Ответы «нет» на утверждения №: 1, 6, 9, 10, 13, 16, 22, 25.

 

Вопросы для обсуждения

1. Что такое ощущение? Назовите виды ощущений, охарактеризуйте их закономерности и свойства.

2. Что такое восприятие? Назовите основные характеристики образа восприятия.

3. Приведите примеры апперцепции.

4. Как происходит восприятие пространства, времени и движения?

5. Дайте определение понятия «внимание». Назовите виды и свойства внимания.

6. Охарактеризуйте память как психологический процесс. Назовите виды памяти: образная, словесно-логическая, эмоциональная, двигательная.

7. Укажите основные условия и приемы, влияющие на продуктивность запоминания.

 

Вопросы для обсуждения

1. Что такое «мышление»? Какие виды мышления выделяют в рамках психологической науки?

2. Какими качествами на ваш взгляд должно отличаться мышление современного специалиста?

3. Какая связь существует между коэффициентом интеллекта и жизненным успехом человека?

4. Какие способы определения интеллекта вы знаете?

5. Перечислите способы активизации мыслительной деятельности.

6. В чем состоят особенности творческого мышления?

7. Назовите факторы, препятствующие и способствующие творческому мышлению.

Тип мышления                             Вопросы

1. Предметно-действенное      6 11 16 21 26 31 36

2. Абстрактно-символическое 2 7 12 17 22 27 32 37

3. Словесно-логическое           3 8 13 18 23 28 33 38

4. Наглядно-образное               4 9 14 19 24 29 34 39

5. Креативность (творческое)  5 10 15 20 25 30 35 40

 

Вопросы для обсуждения

1. Что такое темперамент, каковы его типы и основные компоненты?

2. Дайте краткую характеристику эмоциональности, моторике, общей психологической активности.

3. Как вы понимаете сущность характера, какова его природа и структура?

4. Как происходит формирование характера?

5. Какие способы саморазвития и самосовершенствования можно использовать в процессе формирования характера?

6. Что такое задатки и способности?

7. Назовите и охарактеризуйте виды способностей.

 

Вопросы для обсуждения

1. Охарактеризуйте врожденные и приобретенные качества в поведении.

2. Как происходила эволюция поведения?

3. Что такое «деятельность»? Назовите компоненты макроструктуры и внутренней структуры деятельности.

4. Укажите виды деятельности и действий.

5. Какие кризисы переживает личность в процессе профессионального развития?

6. В чем заключается психологическая готовность к профессиональной деятельности?

7. Назовите организационно-психологические составляющие профессиональной деятельности.

8. Что такое индивидуальный деловой стиль?

 

Вопросы для обсуждения

1. Охарактеризуйте общение как категорию психологии. В чем заключаются перцептивная, коммуникативная и интерактивная стороны общения?

2. Назовите виды и уровни общения.

3. Сформулируйте закономерности формирования первого и последующего впечатления о человеке.

4. Как формируется понимание внутреннего мира человека на основе его внешних проявлений?

5. Укажите основные коммуникативные барьеры в общении. Как их преодолеть?

 6. Определите основные психологические характеристики взаимодействия.

7. Охарактеризуйте структуру, динамику и функции конфликта.

8. Сформулируйте правила предупреждения и разрешения конфликтов.

Практическое занятие 1. Предмет и методы психологии.

Психика и ее свойства

1. Введение.

2. Предмет и методы психологической науки. Роль психологических знаний в профессиональной юридической деятельности.

3. Понятие о психике. Структура психики, ее функции и свойства.

4. Сознание, бессознательное и взаимоотношения между ними.

Вопросы для обсуждения

1. Назовите предмет, объект и основные категории психологической науки. Изучением каких проблем занимается психология?

2. Чем отличаются явления, изучаемые психологией от явлений, изучаемых другими науками? Какое место занимает психология в системе наук?

3. Когда психология стала наукой? Чем отличаются научное и житейское понимание психологических явлений?

4. Назовите и охарактеризуйте основные методы психологических исследований. Почему данные, полученные с их помощью можно считать достоверными?

5. Дайте определения понятий «психика», «сознание» и «бессознательное».

6. Каковы взаимосвязи между психикой и мозгом, организмом и психикой?

7. Охарактеризуйте взаимоотношения между сознанием и бессознательным. Какую роль в этих взаимоотношениях играют механизмы психологической защиты?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 172; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.152.173 (0.113 с.)