Виды соединительных швов (по классам и разделам программы). Методика обучения младших школьников соединительным швам. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды соединительных швов (по классам и разделам программы). Методика обучения младших школьников соединительным швам.



Виды соединительных швов:

- вперед иголку

Лицевая              ___ ____ ____ ___

изнаночная         __  __  __

Стежки и расстояния между ними одинаковые. Представляет собой ряд стежков и пропусков одной длины. Закрепите нитку у правого края ткани, делая стежок 5 мм (5-6 нитей ткани). После закрепления нитки иглу введите в точку второго прокола и протащите её вместе с петелькой на изнаночную сторону. Пропустив столько же нитей, иглу выколите на лицевую сторону и сделайте второй стежок и т.д. Стежки шва и пропуски выполняйте одной длины и располагайте в направлении справа налево. По изнаночной стороне ткани стежки такой же длины будут располагаться между лицевыми стежками. Длина стежка может быть разной.

- вперед иголку в 2 приема

Лицевая      __ _ __ _ __ _ __

Изнаночная _ __ _ __ _ __

Шов для основы вышивки: роспись, двустороннее шитье. На лицевой стороне между стежками не должно быть нитей.

- через край (обметочный)

Лицевая

изнаночная

 

Одинаковое расстояние между стежками и одинаковый наклон стежков

- строчка

Лицевая             ___ ___ ___

Изнаночная _____ ___ _____

- подрубочный (для подгибки изделий)

- шов за иголку

непрерывный ряд стежков. Движением иглы справа налево сделайте первый стежок и пропуск одной длины, например равный 4-м нитям ткани. Для выполнения второго стежка нитку уложите слева направо. Иглу введите в ту же точку, где кончается первый стежок, а выводите налицевую сторону на 4 нити ткани левее второго стежка. Таким образом изнаночный стежок будет в два раза длиннее лицевого. Выполняя третий и все последующие стежки, иглу вводите в ту точку, где кончается предыдущий стежок. Стежки шва должны быть одной длины.

 

 Виды декоративных швов (по классам и разделам программы). Методика обучения младших школьников декоративным швам.

Декоративные швы:

- стебельчатый (веревочка)

При выполнении кривой линии (выгнутой или вогнутой) иглу выкалывают со стороны центра круга, если рассматривать кривую линию как часть окружности. Шов образует сплошной ряд косых стежков, плотно прилегающих друг к другу. Его можно выполнять в направлении слева направо, если вышивать двумя руками и в направлении от себя, если вышивать правой рукой, а левой держать пяльцы. Сделав на ткани первый стежок от себя, иглу с ниткой выведите на середину левой стороны стежка, уложите к себе и прижмите к ткани большим пальцем левой руки. Выполняя второй стежок, делайте прокол в ткани выше первого стежка, а выводите иглу в середине второго стежка с левой стороны. Шов выполняют движением иглы к себе, укладывая стежки от себя. Каждый новый стежок при этом выходит вперед наполовину предыдущего. При выполнении стебельчатого шва рабочая нитка должна быть всегда с одной стороны - справа или слева. Менять направление нитки во время работы нельзя, так как при этом нарушится структура шва. Все стежки должны быть одной величины.

- тамбурный (цепочка)

Тамбурный шов (рис. 10 а) представляет собой непрерывный ряд петель, выходящих одна из другой. Шов можно выполнять как в пяльцах, так и без них. В обоих случаях стежки надо выполнять движением иглы к себе. Вышивая без пялец, следите за тем, чтобы ткань не стягивалась, а петельки шва имели округлую форму. Если вышивают ниткой, сложенной вдвое, то закрепление нитки на ткани может быть первой петлей тамбурного шва. После закрепления рабочую нитку уложите петлей в направлении слева вниз направо, а иглу вводите в ткань в середине первой петли, в точку, из которой вышла нитка на лицевую сторону ткани. Выкалывайте иглу на 4-5 нитей ткани ниже первой петли так, чтобы петля из рабочей нитки была под иглой. Так вышивают по прямой линии, отсчитывая одинаковое число нитей ткани для каждого стежка.

- петельный

Подогните ткань на изнаночную сторону на ширину 3-4 мм и приметайте её ниткой в тон ткани. Стежки петельного шва выполняйте в направлении слева направо, располагая их перпендикулярно краю ткани. Край ткани уложите на указательный палец левой руки и придерживайте его большим пальцем. Для удобства противоположный конец ткани можно прижать к столу тяжёлым предметом. Сделав первый стежок на ткани, движением иглы к себе нитку уложите вниз, вправо и вверх от него, то есть петлей. Иглу вкалывайте в ткань, отступя от первого стежка вправо и делайте стежок по изнаночной стороне в направлении сверху вниз так, чтобы петля из нитки осталась под иглой. Нитку затяните, сделайте третий стежок и так далее. Стежки шва могут быть разной длины.

- бархатный (козлик)

Этим швом вышивают мелкие листочки, сердцевины цветов и т.п. Используют его и для вышивки всего узора с произвольным контуром. Ровные полоски шва используют, как дополнение к большим, сложным вышивкам, а также для маскировки швов при соединении кусков ткани. Стежки располагайте слева направо, делая проколы в ткани попеременно по одному и другому краю полосы. Расстояние между проколами должно быть одинаковое. В середине полосы стежки перекрещиваются. Каждый новый стежок ложится поверх предыдущего.

При выполнении шва по кривой линии (окружность в сердцевинах цветов, листья и др.) необходимо следить за тем, чтобы расстояние между проколами по краю большей окружности было длиннее расстояния между проколами, расположенными по краю меньшей окружности.

Все декоративные швы выполняются слева направо. На основе тамбурного шва выполняется еще 2: широкий тамбурный (используется в вышивке: петельки в прикреп); шов елочка.

По 1-4 кл. есть вышивки тамбуром и гладью, выполняется обязательно в пяльцах и в 1 прокол. Эти швы обычно выполняются во многих вышивках как вспомогательные, например: в вышивке стеблей и веточек - стебельчатый шов, в вышивке сердцевин цветов - «узелки», «козлик», тамбурный и т. д. Можно выполнить эти швы на кусочке ткани размером 25 X 30 см. Лучше, если эта ткань будет с чётким, полотняным переплетением нитей (лён с лавсаном, рогожка, суровое полотно). Для удобства выполнения швов на плотной ткани из неё выдергивают 1-2 нити для каждого шва и выполняют шов по следу выдернутых нитей (необходимое число нитей будет легко отсчитывать). Выполняя эти швы, можно хорошо потренироваться в постановке рук при вышивании, вдевании рабочей нитки в иглу, закреплении её на ткани и т.д.

                         Методы обучения, используемые на уроках труда

Методы – это средства управления этим процессом. В современной дидактике существуют различные подходы к классификации методов обучения. По видам деятельности: объяснительно-иллюстрационные, поисковые, проблемные (репродуктивные, продуктивные)

По источнику: слов, наглядности, практики. Современная методика делит методы на группы:

  1. устные (словесные) методы
  2. демонстрационные (наглядность)
  3. практические
  4. программированные средства

Устные методы: объяснение, рассказ, беседа, звукозапиь, радиопередачи.

Объяснение – инструктаж характеризуется лаконичностью и четкостью изложения, имеет цель – обучение практическим навыкам. Инструктаж в чистом виде встречается только перед экскурсией.

Сложность – требует от детей напряжения зрительной и слуховой сосредоточения. При инструктаже не должно быть лишних слов, указаний, отвлекающих от работы. Инструктаж сочетается с наглядным пособием. Инструктаж может быть вводным (обычно перед началом работы), фронтальным, видимым для всех учеников). Может быть фронтальным, групповым, индивидуальным. При индивидуальном инструктаже нельзя мешать другим, учитель не должен упустить из поля зрения весь класс. Может быть текущим, то есть в ходе работы, чаще для слабых учеников. Может быть заключительным, который проводится после практической работы (анализ ошибок, показ лучших работ). Его цель- предупреждение ошибок в будущем.

- Рассказ – краткое последовательное изложение материала. Можно начинать новый раздел – рассказ-повествование. С помощью рассказа учитель помогает ученикам уяснить цель и назначения поделки – описание. В практике рассказы сочетаются. Требования: логичность, краткость, эмоциональная окрашенность. На уроке – 5-7 минут рассказ.

- Беседа, более активизирующий метод. Применима, когда есть возможность опереться на конкретный имеющийся опыт. Учитель задет вопросы и каждый вопрос – это задача, которую нужно решить. Точность формулировки вопроса, он должен предусматривать единств. прав. ответ. За неправильным ответом учитель должен увидеть правильную мысль.

Рассказ и беседа могут сочетаться на одном уроке. При использовании слов методов нужно учесть отсутствие ученика, то, что ребенок воспринимает на слух слова (новые) записывается на доску.

- демонстрационно-наглядное знакомство. Важна деталь образца учителя – интерес.

- наблюдение и опыты. Может быть индивидуальными, фронтальными

- экскурсии. Тематика определяется программой и является основным источником знакомства с предприятием.

Практические:

Выполнение графических работ, упражнения по выполнению операций, опыты на уроках.

 

                           Основные типы уроков трудового обучения

В зависимости от цели делятся:

1. урок изучения нового материала

2. урок повторительно-обобщающий

3. урок закрепления, совершенствование и развитие знаний

4. комбинированный урок

5. урок контрольный

6. урок-экскурсия

1. Урок изучения нового материала

Цель: познакомить с обработкой нового материала или с новым приемом обработки уже известного материала. Эти уроки проводятся в начале темы. На уроках ученики знакомятся со свойствами качества материала, его производством, использованием в быту. Ученики приобретают первоначальные представления о приемах обработки.

Основное внимание учителя:

Организовать восприятие детьми нового материала. Для организации надо позаботиться о раздаточном материале (включение наибольшего количества анализаторов).

Ход урока:

  1. Сообщение темы и целей урока
  2. Подготовка в выполнению учебного задания
    • Пополнение и уточнение знаний о назначении и использовании материала
    • Изучение свойств материала
    • Объяснение и показ учителем нового способа действий
    • Выполнение пробного упражнения
    • Сообщение учителем учебного задания (демонстрационного образца)
    • Анализ образца
    • Планирование предстоящей работы
    • Выяснение и определение учебных задач.
  3. Готовность рабочего места (проверка)
  4. Выполнение учебного задания
  5. Подведение итогов урока
  6. Уборка рабочих мест

Задание выполняется под пооперационный инструктаж учителя, лишь в 3 классе дается полный инструктаж, затем самостоятельная работа.

2. Урок повторения

Цель: помочь учащихся свободно овладеть приемами работы

Эти урока дают больше самостоятельности.

Ход урока:

  1. Сообщение темы, учебной и трудовой задач
  2. Подготовка к выполнению трудового задания
    • Анализ образца
    • Планирование работы с опорой на ГИК, на ПТК, чертежи
    • Повторение знакомых приемов работы, если это необходимо
  3. Проверка готовности рабочих мест
  4. Самостоятельное выполнение учащихся трудового задания
  5. Подведение итогов урока и привлечением детей к оценке работ
  6. Уборка рабочих мест.

Роль учителя – организовать самостоятельную работу

- изготовление общеклассных пособий

- раздаточный материал

Контроль со стороны учителя за правильностью выполнения работы.

3. Урок закрепления

Цель: дать возможность ученикам использовать имеющиеся знания или умения в необходимых условиях, то есть творческая деятельность учащихся.

Творческой может быть часть работы или вся работа. На этом уроке все приемы должны быть известны учащимся.

Ход урока:

  1. Сообщение темы, трудовой и учебной задач урока
  2. Подготовка к выполнению трудового задания
    • Обобщение и уточнение знаний учащихся об назначении изделия, вариантах его формы, размерах, конструкции о ходе работы
    • Определение условий выполнения творческого задания
    • Создание детьми эскизов или рисунка изделия
    • Утверждение эскиза учителем
    • Воспроизведение основных приемов работы
  3. Организация рабочего места
  4. Самостоятельная работа учащегося
  5. Подведение итогов урока:

· Показ изделия в действии

· Оценка работ

· Обобщение учителем найденных решений

  1. Уборка рабочих мест
  2. Задача учителя – подбор учителем нескольких вариантов эскизов, контроль за работой.

4.Комбинированный урок

Содержит этапы предыдущих типов и присутствуют различные элементы разных уроков

5. Контрольный урок

Цель: проверка знаний

Ход урока:

  1. сообщение темы и целей урока
  2. Инструктаж учителя по контрольному заданию
  3. Организация и подготовка рабочего места
  4. Самостоятельное выполнение работы
  5. Подведение итогов урока

Оценка выполненной работы, краткая характеристика использованных умений, выявление недостатков, указания путей их устранения.

 

 Основная структура урока трудового обучения

Структура урока – это последовательность и взаимосвязь этапов и элементов урока и их временное соотношение. Каждый этап состоит из элементов.

5 основных этапов урока:

Ι. Постановка темы учебных и трудовой задачи урока (1-2 мин.):

- Организационный момент

- постановка темы

Тема не может быть: изготовление кораблика лучше вырезание из бумаги…

ΙΙ. Подготовка к выполнению трудового задания (5-10 мин.)

- вступительная беседа или рассказ учителя не должны быть длинными (5 мин.)

- наблюдение и опыты

- анализ образца изделия(проводится по вопросам)

- планирование предстоящей работы по изготовлению изделий.

Виды плана:

словесное планирование:

- устное

- письменное

- коллекивно-составной план

- деформированный план (измененный)

2. Графическое планирование (работа по карте, комплексному чертежу, проекционному чертежу, по рисункам)

3. По предметно – технологической карте

4. По представлению или по описанию

ΙΙΙ. Подготовка и организация рабочих мест (5-10мин.)

ΙV. Выполнение трудового задания (учитель руководит работой детей, поддержание темпа урока; поддержание дисциплины):

1. работа по 1 пункту плана

2. чтение чертежа и его изображение

3. работа по 2 пункту плана (повторить технику безопасности

4. работа по 3 пункту плана и. т.д.

Виды самоконтроля:

- констатирующий

- корегирующий

-предварительный

V. Подведение итогов урока

- пояснение решения учебных задач

- выставка работ

- оценивание

 Методика проведения урока-экскурсии

Уроки этого типа прежде всего призваны показать учащимся практическое применение знаний. Ныне все большую популярность у учителей получает активная методика проведения экскурсий, суть которой в том, что учащиеся по ходу экскурсии собирают материал для выполнения определенных заданий. Эта методика приходит на смену пассивной, заключающейся лишь в созерцании, осмотре предприятия и ознакомлении с его оборудованием и технологическим циклом.

Эффективность урока-экскурсии во многом зависит от умения педагога привлечь учащихся к активной деятельности. Все учащиеся вначале осматривают объект в целом, а затем побригадно подробно знакомятся с тем оборудованием, которое имеет отношение к полученному заданию. Поэтому вначале путь осмотра един, а затем (во второй части экскурсии) он разделяется на пять самостоятельных маршрутов.

На уроке, завершающем экскурсию, проходит конференция: бригады делают сообщения о выполнении заданий. Все ученики получают оценки.

Планирование уроков трудового обучения (тематическое и календарное планирование)

При разработке календарных планов по каждому классу учитель должен опираться на основные требования реформы общеобразовательной и профессиональной школы, в которых сказано, что, для совершенствования содержания образования необходимо:

- предельно четко изложить основные понятия и ведущие идеи учебных дисциплин, обеспечить необходимое отражение в них новых достижений науки и практики;

- коренным образом улучшить постановку трудового воспитания, обучения и профессиональной ориентации в общеобразовательной школе; больше уделять внимания практическим занятиям,

На уроках трудового обучения учащиеся начальных классов овладевают необходимыми в жизни элементарными приемами работы с различными материалами, выращивания сельскохозяйственных растений, ремонта учебно- наглядных пособий, изготовления игрушек, различных полезных предметов для школы. Уже на этой ступени начинается ознакомление с некоторыми доступными для понимания детей профессиями.

За основу тематического планирования на год и на все годы обучения в начальных классах педагогически наиболее целесообразно принять продвижение учащихся в овладении комплексом программных знаний и умений. Следует также учесть, что знания и умения, приобретаемые на уроках по одному виду технического труда, используются при проведении уроков по другим видам технического и в какой-то мере сельскохозяйственного труда.

Тематическое планирование

Приступая к тематическому планированию необходимо:

  1. знать программу, требования к ученику, знания и умения, котрыми должны овладеть ученикик, количество часов, объем сведений
  2. при составлении тематического плана нужно установить межпредметные связи
  3. нужно учесть выбор изделия. Изделие должно быть полезным, отвечать требованию учебных задач
  4. при составлении тематического плана нужно учитывать чередование отдельных тем, отдельных видов труда
  5. при составлении плана учитываются «красные дни календаря»

Требование к плану и конспекту урока труда

Построение плана урока План может быть записан в разной форме

В плане:

1. раздел труда (технических или сельскохозяйственный)

2. Тема урока

3. Трудовое задание

4. время работы (45 минут, 90 минут)

5. задача урока (которую ставит перед собой учитель)

6. оборудование урока (отдельно для учащихся и учителя)

7. ход урока

Класс 3(1-4) Технический труд

Тема: работа с деталями металлического конструктора (техническое моделирование)

Изделие6 тележка на 2-х колесиках

Время: 1 урок

Образовательные задачи:

Закреплять умение планировать работу с опорой на схему изделия. Самостоятельный выбор детьми нужных деталей. Знакомство с приемами подвижного крепления колес и неподвижного крепления двух плоских приемах деталей. Повторение приемов работы гаечным ключом и отверткой

Воспитательные задачи:

Закрепление приемов правильной организации рабочего места при работе с деталями конструктора. Воспитание организованности в труде, аккуратности, творческого отношения к заданию.

Оборудование:

Для учителя: детали для показа сборки узлов (крупные детали пластмассового конструктора); схема тележки на доске

Для учащихся: техническая игра «Конструктор»

Этапы урока Деятельность учителя и учащихся Использование наглядных пособий Время и вид инструктажа
1 Сообщить тему, задание «Собрать садовую тележку на 2-х колесах» - 1 мин. Фронтальный вводный
2 Рассмотреть схему по вопросам: - Из каких частей будет состоять тележка (колеса, ручка, кузов) - Каково назначение каждой части? Условие конструирования: прямые детали должны быть скреплены неподвижно, колеса должны вращаться, но не касаться кузова, и не соскакивать с оси. - Где должны находиться колеса? Повторить приемы работы с гаечным ключом и отверткой (правило винта)   Схема на доске     Винт, гайка, гаечный ключ, отвертка 8 мин. фронтальный
3 Предложить учащимся проверить наличие инструментов в наборе - 2 мин. фронтальный
4 Самостоятельная работа учащихся с использованием деталей разной формы по выбору учеников. Помочь в решении конструкторской задачи Схема тележки 24 мин. Индивидуальный инструктаж, текущий
5 Проанализировать найденные решения: как неподвижно скрепить плоские детали (двумя винтами или с пом. уголка) Как закреплены колеса (неподвижно на оси с пом. 2-х гаек) Показать правильное решение на крупных деталях. Оценка работ учащихся: самостоятельность в решении задачи, качество в креплении винтов и гаек.равильное решение на крупных детеалях. ть плоские детали (двумя винтами или с пои. их приемах деталей. часов, объем сведений ть   Крупные детали 8 мин. Фронтальный, заключительный
6 Уборка рабочих мест   2 мин.

В плане отражается предполагаемая деятельность учителя и учащихся на уроке, приемы организации действий учащихся; в план не включается технология изготовления.

Начинающий учитель пишет полный конспект урока (полная речь учителя с точно формулирующимися вопросами и правильными ответами учащихся). Должно быть, точно и четко выполнены чертежи. План может быть кратким.

Подготовка учителя к уроку трудового обучения

Подготовка учителя заключается в освоении содержания программы.

  • Учителю нужно познакомить детей материалами, со свойствами, с производством материалов, с техникой ручной обработки материалов, то есть учитель должен владеть этими операциями в совершенстве.
  • Учитель должен уметь выполнять определенный тип поделок.
  • Учитель должен овладеть методикой необходимой для эффективного проведения уроков.

Основные этапы подготовки:

    1. Знакомство с тематическим планированием урока труда для определения места, цели, учебных задач конкретного урока в системе урока (или самостоятельное составление)
    2. подбор изделия для изготовления на уроке
    3. подготовка материалов и инструментов для учащихся
    4. выбор наиболее эффективного для решения учебных задач видов наглядных средств обучения.
    5. выбор форм организации
    6. построение плана урока
    7. подготовка или изготовление учебно-наглядных пособий для урока.

Ι. Тематическое планирование

Приступая к тематическому планированию необходимо:

  1. знать программу, требования к ученику, знания и умения, которыми должны овладеть ученик, количество часов, объем сведений
  2. при составлении тематического плана нужно установить межпредметные связи
  3. нужно учесть выбор изделия. Изделие должно быть полезным, отвечать требованию учебных задач
  4. при составлении тематического плана нужно учитывать чередование отдельных тем, отдельных видов труда
  5. при составлении плана учитываются «красные дни календаря»

ΙΙ. Условия подбора изделий

    • изделие должно быть нужным в жизни, в учебе, полезным окружающим людям
    • ученики должны быть подготовлены к изделию, то есть они должны владеть абсолютным большинством умений
    • для изготовления должно иметься нужный материал для всего класса

Изделия может быть учебно-наглядными пособиями, пособиями для организации учебного процесса, может быть сувенирным, подарочным. Одно и тоже изделие может быть изготовлено и в 1,2,3, классах, но степень трудности будет различной. Это очень удобно в малокомплектной школе.

ΙΙΙ. Материальная подготовка

Должна быть одинаковой заготовки (одинакового цвета, формы, толщины и т.д.) Инструменты хранятся в классе.

ΙV. Наглядные пособия

V. Самая простая работа с коллективом – фронтальная. Каждый делает изделие самостоятельно. Работа парами, работа в группах. Позволяет осуществить разделение труда. Но каждый раз ученик должен менять работу. Или менять группу. Конвейер (ученик выполняет одну операцию).

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 756; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.107.90 (0.106 с.)