По фактуре обработки поверхности ткани 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По фактуре обработки поверхности ткани



· сукно (прессованное, гладкое, ворсованное),

· байка (вальцованная, ворсованная),

· нетканые материалы — войлок, фетр, типа байки, фланели и др.

· (вальцованные двухсторонние),

· велюр (вальцованный, с выровненным ворсом).

По назначению

· Плательные

· Блузочные

· Костюмные

· Пальтовые

· Курточные

· Подкладочные

· Обивочные (мебельные)

· Портьерные

· Технические

· Бельевые

· Другие

По особым требованиям

Кроме приведённых выше типов тканей имеются такие материалы, фактура которых отвечает особым требованиям: ткани могут быть очень прочны, не требовать особого ухода (утюжки, например), многоразового использования и т. д. Ткани отличаются имеют опреденные свойства, такие как: воздухопроницаемость, гигроскопичность, сминаемость, паропроницаемость, водоупорность, капиллярность, теплозащита, пылеёмкость, электризуемость и т. д. Водоупорность ткани — это способность ткани сопротивляться первоначальному прониканию воды. Гигроскопичность - это способность ткани впитывать влагу. Воздухопроницаемость - способность пропускать воздух. Паропроницаемость - способность ткани пропускать водяные пары. Электризуемость - это способность материала накапливать на своей поверхности статическое электричество. Антистатические препараты устраняют статическое электричество, которое накопляется в тканях при их изготовлении. Мерсеризация тканей (процесс кратковременной обработки ткани концентрированным раствором едкого натрия с последующей промывкой её горячей и холодной водой) предотвращает выцветание тканей, сохраняет первоначальный тон, гигроскопичность и прочность, придает материалу шелковистый блеск. К отделке внешнего вида тканей, придания им свойств, отвечающих их назначению, относится процесс печатания — получение узорчатых расцветок на белой или окрашенной ткани (прямая печать — печать по отбеленной или светлоокрашенной ткани; вытравленная печать — печать по окрашенной ткани, резервная печать — печать по неокрашенной ткани).

По структуре ткани, способу переплетения нитей

· с простым (гладким или главным) переплетением — полотняные, саржевые, сатиновые (атласные),

· со специальным переплетением — креповые, мелкозернистые ткани (канва),

· с составным (комбинированным) переплетением (ткани в клетку, квадратами, полосами),

· типа жаккардовых — с крупноузорчатым переплетением (простым и сложным),

· с двухслойным переплетением — образуются два самостоятельных полотна ткани, расположенные одно над другим и связанные между собой одной из систем нитью, образующих эти полотна, или специальной нитью основы или утка (износостойкие и теплозащитные тонкосуконные ткани типа драпа и некоторые шёлковые ткани),

· с ворсовыми переплетениями — с уточноворсовым переплетением (полубархат, вельвет), с основоворсовым переплетением (бархат, плюш),

· с обработанным краем — кромкой.

По стороне

При определении фактуры ткани необходимо различить правую сторону и изнанку. Правая сторона внешне выглядит значительно наряднее, приятнее на ощупь; цвета на правой стороне ярче и сочнее, рисунок проступает отчётливо. У тканей, у которых обе стороны одинаковы (с двухлицевым переплетением нитей — облегченные драпы, полотно, панама), трудно отличить правую сторону от изнанки. На шерстяных двухсторонних тканях на правой стороне ворс гораздо короче.

По пряже

По системе прядения пряжа может быть гребенной, кардной, аппаратной.

Гребенная пряжа изготовляется из длинноволокнистого хлопка, из длинной шерсти различных видов. Гребенная пряжа отличается гладкостью, ровностью и прочностью. По гребенной системе прядения вырабатывают гладкую, ровную, прочную, эластичную, блестящую пряжу. Ткани из этой пряжи на ощупь очень приятные, мягкие, эластичные, не мнутся, особенно из тонкогребенной шерстяной пряжи (габардин, коверкот и др.). Из более грубых шерстяных тканей данной пряжи (грубогребенной) известен шевиот. Такой тип ткани эластичный, на ощупь жестковатый; поверхность готовой ткани отличается характерным блеском. По гребенной системе прядения вырабатывают и мохеровые ткани, которые значительно мягче и более гладкие, чем шевиот.

Кардную пряжу получают из сырья (хлопок, шерсть и др.) средней длины, которое обрабатывается различными способами, исключая гребнечесание. Ткань из данной пряжи прочная, эластичная, но не одинаковой ровности, отличается небольшой пушистостью. По аппаратной системе прядения получают пряжу мягкую, пушистую, пониженной прочности, неотличающуюся равномерностью. Из аппаратной пряжи изготовляют тонкосуконные и грубосуконные ткани зимнего назначения (фланель, бумазея, бобрик, сукно шинельное и др.). Ткани из этой пряжи прессуют, вальцуют.

Натуральные ткани

Натуральные хлопчатобумажные ткани — это ткани мягкие, теплые, хорошо впитывающие пот; они применяются как ткани бельевые, сорочечные, блузочные, плательные. Ткани данного типа эластичные, отличаются ровностью и одинаковой толщиной. Отрицательная характерная особенность тканей из хлопка — они обладают значительной сминаемостью и усадкой при стирке.

Натуральные льняные ткани блестящие, гладкие, не раздражают кожу, поскольку к действию разбавленных кислот более устойчивы, чем хлопок. Изделия изо льна обладают лучшими по сравнению с хлопком гигиеническими свойствами, ибо гигроскопичность льна лучше, нагревание льняное полотно переносит более легко, оно более теплопроводно. Поэтому из льняных тканей рекомендуют шить летнюю одежду. Лён обладает высокой светостойкостью, от солнечных лучей ткань не теряет цвет. Льняное полотно используют на скатерти и полотенца. Недостаток льна — малая растяжимость и низкая упругость волокна, ткани сильно сминаются, одежда из льняных тканей деформируется.

Натуральные шерстяные ткани — нежные на ощупь, мягкие, тонкие, одинаковой толщины, эластичные, лёгкие, воздухопроницаемы. Они умеренно сминаются. Шерстяные ткани, полученные из пряжи, выработанной по гребенной системе прядения, наиболее высококачественные, обладают несминаемостью. По аппаратной системе прядения шерсти перерабатывают короткую шерсть (тонкую и грубую), получая толстую, рыхлую, малопрочную пряжу, из которой вырабатывают тонкосуконные и грубосуконные ткани; из них шьют платья, костюмы, пальто.

Шёлковые ткани

Натуральные шёлковые ткани; их вырабатывают из тончайших нитей, получаемых из коконов, завиваемых гусеницами шелкопряда (шелковичными червями). Шёлковое волокно (нить) равномерное по толщине, эластичное, блестящее и прочное. Ткани из таких волокон лёгкие, блестящие, воздухопроницаемы, быстро впитывают влагу и быстро сохнут, гигроскопичны. Из шёлковых тканей шьют нарядную одежду — платья, блузы. Недостаток тканей из натурального шёлка — невысокая прочность окраски к свету; этой ткани противопоказаны солнечные лучи, которые снижают её прочность, ультрафиолетовые лучи действуют на неё губительно.

Искусственные шёлковые ткани. Такие ткани (вискоза, ацетатный шёлк) изготовляют из целлюлозы, получаемой из древесины еловой щепы. Искусственную шёлковую ткань рекомендуют для подкладки на костюмы, пальто и другие верхние вещи. При формировании искусственного (вискозного) волокна элементарные твёрдые тонкие нити, выходящие из осадительной ванны, соединяются на центрифугальных прядильных машинах в одну комплексную нить. Эта нить проходит систему прядильных дисков, при помощи которых она получает необходимую вытяжку. Вискозное волокно получают в виде филаментных нитей (шёлка) разной толщины, из которых изготовляют плательные, бельевые и подкладочные ткани. Вискозное волокно обладает хорошей гладкостью и гигроскопичностью, светостойкостью, блеском, в тканях — скольжением, даёт раздвижку и осыпаемость нитей.

Синтетические шёлковые ткани. Их вырабатывают из синтетических волокон, получерных из высокомолекулярных соединений, образованных синтезом из простых низкомолекулярных веществ, которые получены из каменного угля, нефти и природного газа. Полиэстерные (РЕ8Ь) и полиамидные (РАОЬ) шёлка можно обработать таким образом, что они будут водоупорными, им не страшны масляные пятна. В последнее время синтетическим волокнам придаются новые качества — путём механической или химической обработки, например сжатым воздухом, скручиванием. Из таких волокон изготовляют синтетические ткани — чулочную, ткань для верхней одежды. Ткань подобного типа используют для отделки, в изделиях из натуральных тканей.

Смешанные ткани

В целях увеличения срока износа тканей и поднятия износостойкости, что позволит расширить диапазон использования синтетических тканей, учитывая их положительные качества (несминаемость, долговечность, воздухопроницаемость), выпускают смешанные ткани. Состав их может быть таков: 70 % шерсти и 30 % синтетического волокна; 40 % шерсти и 60 % синтетического волокна; 45 % шерсти и 55 % полиэстерного шёлкового волокна (РЕ8з); 20 % шерсти и 80 % полиакрилонитрилового волокна (РАИ) и др. Смешанные ткани эластичны, несминаемы, их не требуется утюжить, они не вызывают аллергию у людей с чувствительной кожей. Смешанные ткани стойкие на износ, у них много преимуществ по сравнению с обычными классическими тканями. Поэтому в последние годы заметно возрос спрос на смешанные ткани.

 История возникновения и развития лоскутного шитья.

Удивительное рукоделие – лоскутное шитье – своими корнями уходит глубоко в древность. Толчком для её создания послужили обыкновенные заплаты, которые ставились на ещё крепкие, но слегка потертые вещи. Это навело мастериц но мысль о возможности создания изделий из лоскутов.

Первые упоминания об искусстве соединения различных тканей встречаются в исторических описаниях, датированных XI веком.

Ткань – материал недолговечный, поэтому время и место возникновения лоскутного шитья весьма условны. Не исключена возможность появления лоскутного рукоделия в нескольких странах одновременно. Однако принято считать, что зародилась эта техника в Англии, а затем постепенно распространилась в другие места. Изделия из лоскута стали появляться на Руси, в Европе, Америке, Австралии.

Искусство шитья из лоскутов давно известно многим народам, но в России оно получило распространение в XIX веке, когда наладился промышленный выпуск тканей. Из купленных ситца, фланели, шерсти шилась одежда, а оставшиеся лоскуты использовались для изготовления стеганых одеял, наволочек, половичков, одежды для дома, которая украшалась аппликацией, вышивкой, ручными и машинными швами.

Считается, что причиной появления своеобразного лоскутного шитья явилась бедность. Именно она вынуждала женщин из остатков старой одежды делать новою, а также создавать различные изделия окружающего быта. Неслучайно повышенный интерес к этой технике в разных странах возникал именно в периоды кризисных ситуаций. Идея же геометрического подбора различных кусочков ткани берет начало от традиционного народного ремесла. Не исключено, что толчком к появлению лоскутных орнаментов послужило древнее искусство создание мозаичных композиций, дошедшее до нас из глубины веков. Недаром шитьё из лоскутков называют также «лоскутная мозаика». С годами отношение к такому виду рукоделия, как к вынужденному выходу из трудных жизненных ситуаций, постепенно отошло в прошлое.

В настоящее время к шитью из лоскута относятся как к виду декоративно – прикладного искусства. Сегодня в технике лоскутного шитья работают и профессиональные художники, и самодеятельные мастера, используя большое разнообразие приемов и материалов. Коллекция изделий, выполненных в стиле лоскутной техники, выставляются на различных выставках. Имеется такая коллекция и во Всероссийском музее декоративно – прикладного и народного искусства. Художественные изделия из лоскута по праву заняли достойное место среди произведений декоративно – прикладного искусства во многих странах мира.

 Инструменты, материалы и оборудование.

Для выполнения изделий из лоскутков необходимо иметь ряд инструментов: иглы средних размеров, ножницы для раскроя и подрезания нитей, сантиметровую ленту или измерительную линейку для определения точного размера изделия и для изготовления шаблонов, которые можно сложить в рабочую коробку. Для изготовления шаблонов потребуется картон или плотная бумага. К материалам лоскутного шитья относятся нитки и ткани. Применяются катушечные и хлопчатобумажные нитки разных цветов.

Для работы лучше использовать ситец, сатин, бязь, хлопок, лён. Ткани могут быть однотонными и с рисунком. В качестве прокладочных материалов используют синтепон, ватин и шерсть.

К оборудованию для изготовления изделий из лоскута относится также и утюг–для утюжильных работ.

Для проведения данного этапа занятия можно воспользоваться игровыми моментами.

«Уроки иголочки».

Прежде чем приступить к работе, необходимо запомнить правила:

v рабочее место нужно содержать в порядке, каждый инструмент должен иметь свое место (игла–в игольнице; ножницы, нитки–в пенале, коробочке);

v игла всегда должна быть с ниткой;

v нельзя вкалывать иглу в одежду–это опасно;

v руки во время шитья держат на весу, сидеть при этом нужно прямо и не подносить работу близко к глазам;

v никогда не берите в рот нитки, булавки, пуговицы и другие предметы;

v не следует откусывать нитку: это портит зубы и некрасиво;

v необходимо помнить, что ножницы передают кольцами вперёд, иглу и булавки – тупым концом вперёд;

v не используй иглы вместо булавок;

v не работай неисправными и тупыми инструментами;

v используй инструмент по назначению.

 

Твои помощники инструменты:

Маленького роста я, Тонкая и острая, Носом путь себе ищу, За собою хвост тащу.                         (Игла). Тонка, Длинна, Одноуха, Остра– Всему миру нужна!                         (Игла). Всех на свете обшивает, Что сошьет–не надевает.                         (Игла).   У хвастушки Хвостик в ушке! (Иголка с ниткой) Бежит свинка– Золотая щетинка. Носочек стальной, А хвостик льняной.          (Иголка с ниткой) Конь стальной– Хвост льняной.            (Иголка с ниткой)  

Игла – настоящая помощница, поэтому славят её в стихах и песнях, не забывают в пословицах, поговорках и загадках. А знаете ли вы какой была игла раньше? Первобытный человек сшивал звериные шкуры, прокалывая их костями животных и рыб. Затем у иголочки появилось ушко. Через много тысячелетий на смену костяным иголкам пришли бронзовые, потом железные. На Руси, случалось, ковали и серебряные иглы. Около шестисот лет назад арабские купцы завезли в Европу первые стальные иглы.

 

Инструмент бывалый

Не большой, не малый.

У него полно забот:

Он и режет, и стрижёт.

                              (Ножницы).

Я ими платьице крою,

Узоры вырезаю.

Сама и штопаю, и шью,

Иль маме помогаю.

Для дочек, бабушек и мам

Хорошие помощницы,

Конечно же, знакомы всем,

Это чудо … ножницы.

Сейчас эти загадки отгадает каждый ребенок. А ведь было время, когда даже взрослые не то что загадки–самих ножниц не знали. Потому что их еще не изобрели. Когда требовалось что‑нибудь разрезать, брали нож. Но вот приблизительно три с половиной тысячи лет назад кто‑то соединил ручки двух ножей пружинящим мостиком. Получились первые ножницы–для стрижки овец. И до сих пор их называют «овечьи». А потом другой человек придумал заменить мостик гвоздиком. И родился замечательный инструмент, про который сложена загадка: «Два конца, два кольца, посередине гвоздик».

Всякий инструмент, состоящий из двух подвижных половинок, скрепленных в одной точке,–рычажной инструмент.

В настоящее время существует большое разнообразие ножниц: бытовые, портновские, садовые, маникюрные, медицинские, овечьи и многие другие, без которых человеку не обойтись.

 

 Рабочее место.

Рабочее место при выполнении лоскутной техники делится на две зоны:

- стол с инструментами, приспособлениями и материалами;

- утюжильная доска с утюгом.

Особое внимание следует уделить рабочему столу. Удобно, когда инструменты и приспособления расположены по правую руку от работающего, а материалы – по левую. Инструменты следует хранить в рабочей коробке. Для шаблонов нужна папка. Материалы удобнее всего содержать в полиэтиленовых пакетах. Это значительно сокращает поиски при подборе тканей для той или иной работы. Все материалы должны быть отутюжены и аккуратно сложены. Очень удобно, когда каждому цвету ткани (красный, зелёный, жёлтый, синий и т.д.) выделяется отдельный пакет.

Следует помнить, что во время работы свет должен падать на рабочую поверхность с левой стороны или спереди.

 

Подготовка материалов к работе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 130; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.13.201 (0.031 с.)