Понятие и правовое обеспечение конкуренции. Специфика ограничения деятельности на товарных и финансовых рынках. Понятие и формы недобросовестной конкуренции. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и правовое обеспечение конкуренции. Специфика ограничения деятельности на товарных и финансовых рынках. Понятие и формы недобросовестной конкуренции.



"Термин "конкуренция" (от лат. concurrentia - сталкиваться) означает соперничество между производителями товаров и услуг за рынок сбыта, завоевание определенного сегмента рынка, это борьба между частными товаропроизводителями за более выгодные условия производства и сбыта товаров, за получение наивысшей прибыли".

Система государственного регулирования экономики, сформировавшаяся во всех индустриально развитых странах, в качестве обязательного элемента предусматривает создание благоприятных условий для развития конкурентной среды на рынке товаров и услуг. Конкуренция "правит" рыночной экономикой и выступает необходимым ее элементом.

Конкуренция определяется Федеральным законом от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (п. 7 ст. 4 ЗоЗК).

Под конкуренцией в широком смысле слова предлагается понимать процесс соперничества (борьбы) хозяйствующих субъектов за преимущества на рынке с использованием различных методов. В узком смысле слова (в целях законодательства) конкуренция может быть определена как "процесс соперничества на рынке между хозяйствующими субъектами (группами лиц) за достижение преимуществ с целью получения наиболее выгодных условий сбыта товаров в пределах, установленных законом".

Конкуренция возникает, если хозяйствующие субъекты осуществляют деятельность на определенном товарном рынке исходя из принципа соперничества и при условии, что каждый из них должен единолично влиять на общие условия такого рынка.

Добросовестная конкуренция - это состязательность хозяйствующих субъектов, при которой реально обеспечиваются равные условия функционирования всем без исключения субъектам рыночных отношений и сбалансированность их интересов.

Принципы правового регулирования конкурентных отношений определены Конституцией РФ:

Статья 8 Конституции РФ закрепляет основополагающий принцип рыночной экономики - свободу конкуренции.

Пункт 2 ст. 34 Конституции РФ устанавливает запрет экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Статья 74 Конституции РФ запрещает на территории Российской Федерации установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, признавая существование единого экономического пространства в государстве необходимым условием поддержания конкуренции.

В целях установления правовых основ регулирования конкурентных отношений и пресечения недобросовестной конкуренции на товарных рынках принят ряд Законов: Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", Федеральный закон от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях" и Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".

Условия возникновения конкуренции на товарных рынках:

наличие на рынке большого количества продавцов товаров. Конкуренция в отличие от монополии предполагает существование на рынке нескольких взаимодействующих между собой субъектов, тогда как монополизированный рынок, как правило, представлен только одним субъектом;

свобода выбора коммерческой деятельности продавцов товаров. Каждый из продавцов может вступать в связи с теми субъектами рынка и в том порядке и на таких условиях, какие представляются ему наиболее выгодными с коммерческой точки зрения;

соответствие спроса предложению. Продавец должен выходить с товаром на рынки, которые обеспечены потребительским спросом, и, напротив, покупатели должны иметь выбор различных товаров различных производителей. Дефицит товара ограничивает свободу конкуренции.

Функции конкуренции на рынках товаров:

Функция регулирования.

2. Функция мотивации.

3. Конкуренция позволяет стимулировать предпринимателей к выпуску наилучшей по качеству и цене продукции и снижению издержек производств

4. Функция распределения. соответствует существующему в конкурентной борьбе принципу вознаграждения по результатам.

4. Функция контроля. Конкуренция ограничивает и контролирует экономические возможности каждого продавца на торговом рынке. не позволяет какому-либо предпринимателю безраздельно господствовать на рынке и диктовать потребителю свои условия.

5. Функция учета интересов потребителей

6. Функция расщепления экономической власти.

7. Стимулирующая функция. Посредством конкуренции оптовые продавцы контролируют деятельность друг друга

8. Охранительная функция. Конкуренция выполняет также специфическую функцию обеспечения безопасности предпринимателей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 81; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.80.122 (0.006 с.)