Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 4. Эмпирический и теоретический уровни↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 17 из 17 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
научного познания............................................................................... 321 4.1. Эмпиризм и схоластика....................................................... 321 4.2. Особенности эмпирического исследования......................... 323 4.3. Научные методы эмпирического исследования.................. 325 4.4. Особенности теоретического познания и его формы......... 328 4.5. Формы научного знания...................................................... 330 4.6. Методы теоретического исследования................................ 341 4.7. Исторический и логический методы научного исследования........................................................ 351 4.8. Единство эмпирического и теоретического, теории и практики................................................................ 354 Вопросы и задания..................................................................... 358 Хрестоматийные материалы.................................................. 359 Степин В. С., Горохов В. Г., Розов М. А. Философия науки и техники....................................................... 359 Глава 5. Логика процесса научного познания................................. 385 5.1. Научные факты и их роль в научном исследовании.......... 385 5.2. Понятие научной проблемы, ее постановка и формулирование............................................................... 389 5.3. Научная гипотеза, ее выдвижение и обоснование.............. 394 Вопросы и задания..................................................................... 399 Заключение.............................................................................................. 399 Список использованной литературы..................................................... 401
Учебное издание
Л. И. БОГОМОЛОВА Л. А. РОМАНОВА
ИСТОРИЯ, СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Часть I. История, современные проблемы и методология науки
Учебное пособие
Редактор Технический редактор Корректор Компьютерная верстка П. А. Некрасова Выпускающий редактор
Подписано в печать. Формат 60×84/16. Усл. печ. л.. Тираж экз. Заказ Издательство Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. 600000, Владимир, ул. Горького, 87. [1] Жильсон Э. Философия в Средние века. М., 2004. С. 431. [2] Степин B. C. История и философия науки. Учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук. М.: Академический Проект; Трикста, 2011. 423 с. [3] Ушаков Е. В. Введение в философию и методологию науки. М.: Экзамен, 2005. С. 448 – 474. [4] Ушаков Е. В. Введение в философию и методологию науки. М.: Экзамен, 2005. С. 448 – 474. [5] История и философия науки: Учебное пособие для магистров и аспирантов факультета географии и геоэкологии. С.- Петербург, 2010. 152 с. [6] Метафизика // Филос. словарь: Основан Г. Шмидтом. 22-е, новое, переработ. изд. под ред. Г. Шишкоффа / Пер. с нем. / Общ. ред. В. А. Малинина. М.: Республика, 2003. С. 270 – 271. [7] Пушкин В. Г. Сущность метафизики: от Фомы Аквинского через Гегеля и Ницше к Мартину Хайдеггеру. СПб.: Лань, 2003. С. 3 – 5. [8] Абрамов Ю. А., Дёмин В. Н. 100 великих книг / Под ред. Никифоровой И. И. М.: Вече, 2003. Серия «100 Великих». 480 с. [9] Аристотель. Метафизика // Соч.: В 4 т. М.: Мысль, 1976. Т. 1. С. 67 – 69. [10] Дмитриева А. В. Философия как метафизика: от античности до Нового времени // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история: сб. ст. по матер. VI междунар. науч.-практ. конф. Новосибирск: СибАК, 2011. https://sibac.info/conf/social/vi/25960. [11] Доброхотов А. Л. Диалектика // Филос. энциклопедич. словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1983. С. 123. [12] Доброхотов А. Л. Логика // Филос. энциклопедич. словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1983. С. 354. [13] Ушаков Е. В. Введение в философию и методологию науки. М.: Экзамен, 2005. С. 448 – 474. [14] Советский энциклопедический словарь. М.: «Советская энциклопедия», 1980. С. 1330. [15] Там же. С. 657. [16] Там же. С. 1074. [17] Абрамов Ю. А., Дёмин В. Н. 100 великих книг. Коперник «О вращении небесных тел» / Под ред. Никифоровой И.И. М.: Вече, 2003. Серия «100 Великих». 480 с. [18] Ушаков Е. В. Введение в философию и методологию науки. М.: Экзамен, 2005. С. 448 – 474. [19] Ушаков Е. В. Введение в философию и методологию науки. М.: Экзамен, 2005. С. 448 – 474. [20] Степин В. С. Философия науки. Общие проблемы: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук / В. С. Степин. М.: Гардарики, 2006. 384 с. [21] Абрамов Ю. А., Дёмин В. Н. 100 великих книг. Дарвин «Происхождение видов» / Под ред. Никифоровой И. И. М.: Вече, 2003. Серия «100 Великих». 480 с. [22] Степин В. С. Философия науки. Общие проблемы: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук / В. С. Степин. М.: Гардарики, 2006. 384 с. [23] Достаточно привести два таких утверждения: «Философ науки не очень интересуется тем процессом мышления, который привел к открытию...» (Рейхенбах X. Цит. по: Einstein: Philosopher-Scientist, Evanston, 1949, p. 289) или: «Сущность научного метода... – верификация и доказательство, а не открытие» (Мельберг X. Цит. по: Science and Freedom, London, 1955, p. 127). В самом деле, философы часто рассматривают индукцию в качестве метода научного открытия; но, когда они вдруг сталкиваются с тем, что научные открытия совершаются иным путем, они избавляются от фактов, не укладывающихся в их теорию, считая, что они относятся к психологии. [24] Квадратура круга, трисекция угла – две знаменитые задачи древности (построение квадрата, равновеликого данному кругу, и разделение угла на три равные части), над которыми безуспешно бились столетиями. В XIX в. доказана невозможность их решения при помощи циркуля и линейки. Столь же нереальными оказались поиски perpetuum mobile (вечного двигателя) и философского камня – некого препарата для превращения неблагородных металлов в золото и серебро, получения эликсира бессмертия и т. д. [25] Другие не связанные с жизнью реакции его образования (радиохимическое разложение молекул воды и такое же световое – ультрафиолетовые лучи) дают сравнительно ничтожные массы его. [26] Такая дифференциация жизни, ее единства происходит без заметного изменения в течение геологического времени ее химического состава и ее массы. [27] Человек разумный, производящий орудия (лат.). [28] Сен-Симон Клод Анри (1760 – 1825) – французский мыслитель, социолог, социалист-утопист. Годвин (Годуин) Уильям (1756 – 1836) – английский писатель, автор трактата «Рассуждение о политической справедливости», развивавший утопический проект социалистической ориентации. Оказал влияние на Р. Оуэна. Оуэн (Оуен) Роберт (1771 – 1858) – английский утопический социалист. [29] Бертло (Бертело) Пьер Эжен Марселен (1827 – 1907) – французский химик, проводил успешные опыты синтеза органических соединений. [30] Есть русский перевод. См.: Лассвитц Курд. На Земле и на Марсе (на двух планетах). Роман в 2-х частях. М., 1903, 571 с. Натуралист может взирать на это открытие иначе, с мудрым спокойствием. [31] Любопытно, что я столкнулся при этом с забытыми мыслями оригинального баварского химика X. Шенбейна (1799 – 1868) и его друга, гениального английского физика М. Фарадея (1791 – 1867). В начале 1840-х годов Шенбейн печатно доказывал, что в геологии должна быть создана новая область – геохимия, как он ее тогда же назвал (см. В. Вернадский. Очерки геохимии, 4-е изд., М.-Л., 1934, стр. 14, 290). [32] Таковы, например, почва, океан, огромное большинство земных вод, тропосфера и т. п. [33] Слово «ноосфера» составлено из греческого «ноос» – разум и «сфера» в смысле оболочки Земли. Лекции Ле-Руа вышли тогда же по-французски в виде книги: E. le Roy, L'exigence idealiste et le fait d'evolution, P., 1927, p. 196. [34] Кохановский В. П., Золотухина Е. В., Лешкевич Т. Г., Фахти Т. Б. Философия для аспирантов: Учебное пособие. Изд. 2-е. Ростовн/Д.: «Феникс», 2003. 448 с. (Серия «Высшее образование».) [35] Философия науки / под ред. А. Г. Троегубова: учебное пособие для вузов. Тула: ТулГУ, 2006. 136 с. С. 9 – 11. [36] История и философия науки: Учебное пособие для магистров и аспирантов факультета географии и геоэкологии. С.- Петербург, 2010. 152 с. [37] Кохановский В. П., Золотухина Е. В., Лешкевич Т. Г., Фахти Т. Б. Философия для аспирантов: Учебное пособие. Изд. 2-е. Ростов н/Д.: «Феникс», 2003. 448 с. [38] Конт О. Дух позитивной философии. М., 211. С. 70 [39] Никифоров А. Л. Основы дифференциации наук.// Никифоров А. Л. Философия науки. История и теория. Учебное пособие. М. 2006 С. 248 – 261. [40] Вернадский В. И. О науке. Т. 1. Научное знание. Научное творчество. Научная мысль. Дубна, 1997. С. 401 – 402. [41] Ушаков Е. В. Введение в философию и методологию науки. М.: Экзамен, 2005. С. 448 – 474. [42] Степин B.C. История и философия науки. Учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук. М.: Академический Проект; Трикста, 2011. 423 с. [43] Кохановский В. П., Золотухина Е. В., Лешкевич Т. Г., Фахти Т. Б. Научное знание как система, его особенности и структура / Философия для аспирантов: Учебное пособие. Изд. 2-е. Ростов н/Д.: «Феникс», 2003. 448 с. [44] Кохановский В. П., Золотухина Е. В., Лешкевич Т. Г., Фахти Т. Б. Научное знание как система, его особенности и структура / Философия для аспирантов: Учебное пособие. Изд. 2-е. Ростовн/Д.: «Феникс», 2003. 448 с. [45] Кохановский В. П., Золотухина Е. В., Лешкевич Т. Г., Фахти Т. Б. Философия для аспирантов: Учебное пособие. Изд. 2-е. Ростов н/Д.: «Феникс», 2003. 448 с. [46] Ильин В. В., Калинкин А. Т. Природа науки: Гносеол. анализ / В. В. Ильин, А. Т. Калинкин. М. Высш. шк. 1985. 230 с. [47] Философия науки / под ред. А. Г. Троегубова: учебное пособие для вузов. Тула: ТулГУ, 2006. С. 9 – 11. [48] Афанасьева В. В. Наука и глобализация [Электронный рескрс]. Режим доступа: https://www.proza.ru/ 2009/05/22/776. [49] Проблемы методологии постнеклассической науки. М., 1992. С. 15. [50] Моисеев Н. Современный рационализм. М., 1995. С. 41. [51] Швырев В. С. Рациональность в современной культуре // Общественные науки и современность. 1997. № 1. С. 105 – 106. [52] Павлов И. П. Избранные труды. М., 1951. С. 21. [53] Капица, П. Л. Эксперимент. Теория. Практика: Статьи, выступления / П. Л. Капица. 2-е изд., испр. и доп. Москва: Наука, 1977. С. 314. [54] Кравец А. С. Методология науки / А. С. Кравец. Воронеж: ВГУ, 1991. С. 13. [55] Там же. С. 15. [56] Ушаков, Е. В. Введение в философию и методологию науки: учебник для студентов высших учебных заведений. М., 2008. 584 с. [57] Кохановский, В.П. Философия и методология науки: учебник для студентов вузов / В. П. Кохановский. М.: АСТ; Ростов н/Д.: Феникс, 1999. [58] Эйнштейн, А. Физика и реальность: Сборник статей. М., 1965. С. 65. [59] Вернадский В. И. О науке. Т. 1. Научное знание. Научное творчество. Научная мысль. Дубна. 1997. С. 414 – 415. [60] Кохановский, В. П. Философия и методология науки: учебник для студентов вузов. М.: АСТ; Ростов н/Д.: Феникс, 1999. С. 255 – 257. [61] Эйнштейн, А., Инфельд, Л. Эволюция физики. Развитие идей от первоначальных понятий до теории относительности и квантов. М.: «Наука», 1965. С. 78 [62] Бор Н. Атомная физика и человеческое познание. М., 1961. С. 114. [63] Бройль Л. По тропам науки. М., 1962. С. 164 – 165. [64] Павлов И. П. Избранные труды. М., 1951. С. 35. [65] Менделеев Д. И. Основы химии. М., 1947. Т. 1. С. 353.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 109; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.175.83 (0.011 с.) |