Лингвистическая разминка. Найдите лексические конструкции научного и разговорного стилей речи: 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лингвистическая разминка. Найдите лексические конструкции научного и разговорного стилей речи:



 

Ходил совсем ошалевший, светская хроника, хлопать ушами, предстоящие переговоры, праздничное настроение, вопросы экологии, пробуждающаяся природа, завершившийся эксперимент, серебристый иней, библиографический указатель, судебное разбирательство, растянулся на лавке, валютный коридор, лебедь белая, парламентские дебаты, по данным социологического опроса, защищать природу, шорох ресниц.

 

Сопоставьте слово дуб в научной и художественной речи. Запишите тексты в тетрадь.

 

1) Рост дуба продолжается очень долго, лет до 150—200 и больше.

Дуб развивает очень мощную крону. Летний дуб — порода довольно теплолюбивая.

Дуб растёт в довольно разнообразных почвенных условиях. Дуб обладает большой теплопроизводительной (полезной) особенностью. (М. Ткаченко.)

 

2) На краю дороги стоял дуб... Это был огромный, в два обхвата дуб, с обломанными, давно видно, суками и с обломанной кроной. С огромными своими неуклюже несимметрично растопыренными корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися берёзами. (Л. Толстой.)

 

Образуйте от глаголов существительные

1) бессуффиксным способом, например, учитывать – учёт.

Отбирать, прогревать, набирать.

2) с помощью суффикса -к-, например, надстроить – надстройка.

 Очистить, подобрать.

3) с помощью суффиксов - ени -, - ни -: тормозить – торможение.

Регулировать, владеть, измерять, формировать, усиливать.

Домашнее задание.

1) Запишите  в тетрадь термины (химические, физические, лингвистические).

Подготовьте сообщение об одном из ученых-русистов:

1. М. В. Ломоносов                          2.  А.X. Востоков

3.  B. И. Даль                                    4. А. А. Потебня

5. А. А. Шахматов                          6. Д. Н. Ушаков

7. Л. В. Щерба                                8. В. В. Виноградов

9. С. И. Ожегов                            10. А. А. Реформатский    11. Л. Ю. Максимов

 



Тест. Вариант 1

Лексические особенности научного стиля речи

Главная задача научного стиля речи

 А) непосредственное повседневное общение

Б) сообщение научных сведений, научное объяснение фактов

В) изображение и воздействие на читателя

Наиболее общие особенности лексики научного стиля речи

А) употребление слов в их прямом значении; широкое использование абстрактной лексики и терминов; отсутствие образных средств

 Б) официально-деловая лексика; устойчивые, стандартизированные обороты речи

В) общественно-политическая лексика

Три пласта научного стиля

А) общеупотребительные, узкоспециальные, художественные средства

Б) общенаучные, общеупотребительные, просторечия

В) общенаучные, общеупотребительные, узкоспециальные

Термины относятся к

А) общеупотребительной лексике

Б) узкоспециальной лексике

В) общественно-политической лексике

Важнейшее качество термина

 А) однозначность

Б) многозначность

Тепло, скорость, колёса – это

А) заимствованные термины

Б) исконно русские термины

___________________________________________________________________________

Тест. Вариант 2

Лексические особенности научного стиля речи

1 Выберите термины с интернациональными словообразовательными

Элементами

А) кардиоскоп, вибрация, сейсмология

Б) агрохимия, кнопка, дрель

В) суперобложка, биосфера, полифония

Выберите терминологические словосочетания

А) выйти на связь, цепная реакция, состояние невесомости

Б) зимний день, тёмная ночь, показать крупным планом

В) болевая точка, состояние невесомости, пойти на прогулку

3 Выберите термины, образованные с помощью приставки и суффикса

А) бароаппарат, видеотелефон, селенограф

Б) макрокосмос, стереофония, наладчик

В) монорельсовый, автобиографический, полифонический

Выберите общенаучные слова

 А) центр, сила, пять

 Б) энергия, деталь, скорость

В) величина, орфоэпия, персонаж

Слово или сочетание слов, обозначающее строго определённое научное, техническое, искусствоведческое или общественно-политическое понятие, называется

А) неологизмом

Б) архаизмом

В) термином

В каком значении употреблены слова в словосочетаниях: горячая обработка металла, холодное копчение, холодный циклон

А) общеупотребительно Б) узкоспециальном


 


 

ОТВЕТЫ

1. Б

2. А

3. В

4. Б

5. А

6. Б

 

 

1.В

2.А

3.В

4.Б

5.В

6.Б

П-14

Тест "Типы и стили речи"

I. Определите, какие стилевые черты присущи публицистическому стилю речи:

1.Логичность, объективность, обобщенность, смысловая точность.
2.Эмоциональность, конкретность, простота речи.
3.Оценочность, образность, эмоциональность, призывность.
4.Образность, эмоциональность, конкретность.
5. Смысловая точность.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 1283; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.147.87 (0.012 с.)