Тема: Основные признаки научного стиля речи. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Основные признаки научного стиля речи.



Тема: Основные признаки научного стиля речи.

 

Цель:

Образовательная: научить отличать научный стиль от других функциональных стилей речи, находить элементы, указывающие на научный  стиль, знать основные жанры.

Развивающая: способствовать развитию умения  систематизировать учебный материал и использовать его на практике, самостоятельно делать выводы и аргументировать свои ответы.

Воспитательная: способствовать воспитанию ответственного отношения к учебе, аккуратности и внимательности.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

1. Беседа по теме «Функциональные стили. Разговорный стиль речи»

- Как вы понимаете значение выражения “стили речи”?

- Какие стили речи вам известны?

- Какие признаки имеет  любой функциональный стиль (сферу употребления;

основные функции; стилевые черты; языковые средства)

- Назвать характерные особенности разговорного стиля.

- Какие морфологические и синтаксические средства свойственны разговорному стилю?

2. Проверить составленные диалоги.

 

 

II. Объяснение новой темы

Отличительные признаки научного стиля. Записать в тетрадь.

Научный стиль речи характеризуется следующими признаками:

1) сфера использования: в научных статьях, учебниках, докладах;

2) задачи речи – точная передача и доказательное изложение научной информации.

3) основные черты: точность, логичность, отвлеченность, объективность  изложения, неэмоциональность;

4) термины, общенаучные слова, общеупотребительные слова, простые распространенные и сложные предложения с союзами что, который, так как, если, предложения без подлежащего, сказуемое выражено существительным или прилагательным.

 В зависимости от конкретных задач и сферы использования можно выделить такие подстили, как:

1) собственно научный – монография (научный труд, углубленно разрабатывающий одну тему, один круг вопросов), статья, доклад и др.;

2) научно-информативный – реферат (краткое изложение содержания научной работы), аннотация (краткая характеристика книги, статьи и т. п.), учебник, учебное пособие и др.;

3) научно-популярный – очерк, книга, лекция и др.

 

III.Закрепление

Морфологические особенности научного стиля.

Главная особенность научной речи — преобладание имён (существительных и прилагательных). В некоторых науках (физика, химия, биология и др.), как показал статистический анализ, части речи распределяются следующим образом:

• Существительное — 39,9% • Причастие — 14,8% • Прилагательное — 12% • Местоимение — 5,5% • Деепричастие — 4,6% • Наречие — 2,9% • Числительное — 1,4% • Остальные части речи, в том числе глагол — 18,9%

Высокий процент существительных обусловлен предметным характером научного изложения. Наука прежде всего трактует и объясняет суть вещей, предметов и явлений, для чего нужны существительные — имена этих вещей. Роль же сводится к функции связи.

Сравнительно большое количество прилагательных объясняется задачами описания, характеристики, важными в научном стиле.

 

Использование существительных в научном стиле

Для научного стиля характерно использование отглагольных существительных:

• образованных бессуффиксным способом (нагрев — нагревать);

• образованных с помощью суффикса -к- (установка —установить);

• образованных с помощью суффиксов - ени -, - ни -.

 

Задания:

1) Образуйте от глаголов существительные бессуффиксным способом:

Учитывать (учёт), отбирать (отбор), прогревать (прогрев), набирать (набор).

2) Образуйте от глаголов существительные с помощью суффикса -к-:

Надстроить (надстройка), очистить (очистка), подобрать (подборка).

3)  Образуйте от глаголов существительные с помощью суффиксов - ени -, - ни -:

Тормозить (торможение), регулировать (регулирование), владеть (владение), измерять (измерение), формировать (формирование), усиливать (усиление).

 

Научный стиль речи

Главное достоинство научного языка – ясность (Д.С. Лихачёв)

Научный стиль речи характеризуется следующими признаками:

1) сфера использования (где?): в научных статьях, учебниках, докладах.

2) задачи речи (зачем?) – точная передача и доказательное изложение научной информации.

3) основные черты: точность, логичность, отвлеченность, объективность изложения, неэмоциональность.

4) основные языковые средства:

лексика: термины, общенаучные слова, общеупотребительные слова,  абстрактная лексика (горение, протяженность, романтизм), слова в прямом значении.  

морфология: преобладание имен существительных и прилагательных, предлогов и союзов (в течение, в результате, за счет, в связи, в отличие).

синтаксис: простые распространенные и сложноподчиненные предложения причины, следствия, предложения без подлежащего, предложения с причастными оборотами и вводными совами (во-первых, во-вторых, наконец, таким образом).

5) Жанры: статья, отзыв, рецензия, аннотация, реферат, конспект,  диссертация, учебник, научный доклад, лекция.

Конспект – сжатое изложение содержания первичного текста, состоит из кратких предложений с основной смысловой нагрузкой. В конспекте желательно использовать сокращения.

Реферат – краткое изложение содержания первоисточника (первоисточников).

Рецензия на текст – письменный разбор первоисточника, в котором необходимо прокомментировать основные положения текста (сформулировать основную проблему текста и позицию автора, выразить собственное отношение к проблеме, аргументировать свою оценку), сделать выводы о значимости работы (проблемы).

Отзыв о тексте – общая характеристика работы без подробного анализа, выражение собственного мнения, практические рекомендации.

Аннотация – сжатая, краткая характеристика книги (статьи, сборника), её содержания и назначения.Композиция аннотации:

1) О чём говорится в книге (статье)

2) Из каких частей состоит работа?

3) Кому предназначена данная книга (статья)?

 

Научный стиль 1) Рост дуба продолжается очень долго, лет до 150—200 и больше. Дуб развивает очень мощную крону. Летний дуб — порода довольно теплолюбивая. Дуб растёт в довольно разнообразных почвенных условиях. Дуб обладает большой теплопроизводительной (полезной) особенностью. (М. Ткаченко.)   Художественный стиль 2) На краю дороги стоял дуб... Это был огромный, в два обхвата дуб, с обломанными, давно видно, суками и с обломанной кроной. С огромными своими неуклюже несимметрично растопыренными корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися берёзами. (Л. Толстой.)  
В научном тексте речь идёт не о конкретном дереве, а о дубе вообще, о любом дубе. Используются слова с общим и отвлечённым значением.   В художественном тексте перед нами конкретное дерево со своими неповторимыми признаками. Оно олицетворено писателем, волнует воображение, вызывает разнообразные ассоциации.

 

Задание

Записать в тетрадь термины: химические, физические, лингвистические.

Записать в тетрадь 2 аннотации и проанализировать композицию.

 

Научный стиль речи.

Практические задания.

Тест. Вариант 1

Три пласта научного стиля

А) общеупотребительные, узкоспециальные, художественные средства

Б) общенаучные, общеупотребительные, просторечия

В) общенаучные, общеупотребительные, узкоспециальные

Термины относятся к

А) общеупотребительной лексике

Б) узкоспециальной лексике

В) общественно-политической лексике

Важнейшее качество термина

 А) однозначность

Б) многозначность

Тест. Вариант 2

Элементами

А) кардиоскоп, вибрация, сейсмология

Б) агрохимия, кнопка, дрель

В) суперобложка, биосфера, полифония

Выберите общенаучные слова

 А) центр, сила, пять

 Б) энергия, деталь, скорость

В) величина, орфоэпия, персонаж

П-14

Тест "Типы и стили речи"

I. Определите, какие стилевые черты присущи публицистическому стилю речи:

1.Логичность, объективность, обобщенность, смысловая точность.
2.Эмоциональность, конкретность, простота речи.
3.Оценочность, образность, эмоциональность, призывность.
4.Образность, эмоциональность, конкретность.
5. Смысловая точность.

 

Тема: Основные признаки научного стиля речи.

 

Цель:

Образовательная: научить отличать научный стиль от других функциональных стилей речи, находить элементы, указывающие на научный  стиль, знать основные жанры.

Развивающая: способствовать развитию умения  систематизировать учебный материал и использовать его на практике, самостоятельно делать выводы и аргументировать свои ответы.

Воспитательная: способствовать воспитанию ответственного отношения к учебе, аккуратности и внимательности.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

1. Беседа по теме «Функциональные стили. Разговорный стиль речи»

- Как вы понимаете значение выражения “стили речи”?

- Какие стили речи вам известны?

- Какие признаки имеет  любой функциональный стиль (сферу употребления;

основные функции; стилевые черты; языковые средства)

- Назвать характерные особенности разговорного стиля.

- Какие морфологические и синтаксические средства свойственны разговорному стилю?

2. Проверить составленные диалоги.

 

 

II. Объяснение новой темы



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 245; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.89.85 (0.02 с.)