Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема: Основные признаки научного стиля речи.Стр 1 из 4Следующая ⇒
Тема: Основные признаки научного стиля речи.
Цель: Образовательная: научить отличать научный стиль от других функциональных стилей речи, находить элементы, указывающие на научный стиль, знать основные жанры. Развивающая: способствовать развитию умения систематизировать учебный материал и использовать его на практике, самостоятельно делать выводы и аргументировать свои ответы. Воспитательная: способствовать воспитанию ответственного отношения к учебе, аккуратности и внимательности. Ход урока I. Проверка домашнего задания. 1. Беседа по теме «Функциональные стили. Разговорный стиль речи» - Как вы понимаете значение выражения “стили речи”? - Какие стили речи вам известны? - Какие признаки имеет любой функциональный стиль (сферу употребления; основные функции; стилевые черты; языковые средства) - Назвать характерные особенности разговорного стиля. - Какие морфологические и синтаксические средства свойственны разговорному стилю? 2. Проверить составленные диалоги.
II. Объяснение новой темы Отличительные признаки научного стиля. Записать в тетрадь. Научный стиль речи характеризуется следующими признаками: 1) сфера использования: в научных статьях, учебниках, докладах; 2) задачи речи – точная передача и доказательное изложение научной информации. 3) основные черты: точность, логичность, отвлеченность, объективность изложения, неэмоциональность; 4) термины, общенаучные слова, общеупотребительные слова, простые распространенные и сложные предложения с союзами что, который, так как, если, предложения без подлежащего, сказуемое выражено существительным или прилагательным. В зависимости от конкретных задач и сферы использования можно выделить такие подстили, как: 1) собственно научный – монография (научный труд, углубленно разрабатывающий одну тему, один круг вопросов), статья, доклад и др.; 2) научно-информативный – реферат (краткое изложение содержания научной работы), аннотация (краткая характеристика книги, статьи и т. п.), учебник, учебное пособие и др.; 3) научно-популярный – очерк, книга, лекция и др.
III.Закрепление Морфологические особенности научного стиля. Главная особенность научной речи — преобладание имён (существительных и прилагательных). В некоторых науках (физика, химия, биология и др.), как показал статистический анализ, части речи распределяются следующим образом:
• Существительное — 39,9% • Причастие — 14,8% • Прилагательное — 12% • Местоимение — 5,5% • Деепричастие — 4,6% • Наречие — 2,9% • Числительное — 1,4% • Остальные части речи, в том числе глагол — 18,9% Высокий процент существительных обусловлен предметным характером научного изложения. Наука прежде всего трактует и объясняет суть вещей, предметов и явлений, для чего нужны существительные — имена этих вещей. Роль же сводится к функции связи. Сравнительно большое количество прилагательных объясняется задачами описания, характеристики, важными в научном стиле.
Использование существительных в научном стиле Для научного стиля характерно использование отглагольных существительных: • образованных бессуффиксным способом (нагрев — нагревать); • образованных с помощью суффикса -к- (установка —установить); • образованных с помощью суффиксов - ени -, - ни -.
Задания: 1) Образуйте от глаголов существительные бессуффиксным способом: Учитывать (учёт), отбирать (отбор), прогревать (прогрев), набирать (набор). 2) Образуйте от глаголов существительные с помощью суффикса -к-: Надстроить (надстройка), очистить (очистка), подобрать (подборка). 3) Образуйте от глаголов существительные с помощью суффиксов - ени -, - ни -: Тормозить (торможение), регулировать (регулирование), владеть (владение), измерять (измерение), формировать (формирование), усиливать (усиление).
Научный стиль речи Главное достоинство научного языка – ясность (Д.С. Лихачёв) Научный стиль речи характеризуется следующими признаками: 1) сфера использования (где?): в научных статьях, учебниках, докладах. 2) задачи речи (зачем?) – точная передача и доказательное изложение научной информации. 3) основные черты: точность, логичность, отвлеченность, объективность изложения, неэмоциональность. 4) основные языковые средства: лексика: термины, общенаучные слова, общеупотребительные слова, абстрактная лексика (горение, протяженность, романтизм), слова в прямом значении.
морфология: преобладание имен существительных и прилагательных, предлогов и союзов (в течение, в результате, за счет, в связи, в отличие). синтаксис: простые распространенные и сложноподчиненные предложения причины, следствия, предложения без подлежащего, предложения с причастными оборотами и вводными совами (во-первых, во-вторых, наконец, таким образом). 5) Жанры: статья, отзыв, рецензия, аннотация, реферат, конспект, диссертация, учебник, научный доклад, лекция. Конспект – сжатое изложение содержания первичного текста, состоит из кратких предложений с основной смысловой нагрузкой. В конспекте желательно использовать сокращения. Реферат – краткое изложение содержания первоисточника (первоисточников). Рецензия на текст – письменный разбор первоисточника, в котором необходимо прокомментировать основные положения текста (сформулировать основную проблему текста и позицию автора, выразить собственное отношение к проблеме, аргументировать свою оценку), сделать выводы о значимости работы (проблемы). Отзыв о тексте – общая характеристика работы без подробного анализа, выражение собственного мнения, практические рекомендации. Аннотация – сжатая, краткая характеристика книги (статьи, сборника), её содержания и назначения.Композиция аннотации: 1) О чём говорится в книге (статье) 2) Из каких частей состоит работа? 3) Кому предназначена данная книга (статья)?
Задание Записать в тетрадь термины: химические, физические, лингвистические. Записать в тетрадь 2 аннотации и проанализировать композицию.
Научный стиль речи. Практические задания. Тест. Вариант 1 Три пласта научного стиля А) общеупотребительные, узкоспециальные, художественные средства Б) общенаучные, общеупотребительные, просторечия В) общенаучные, общеупотребительные, узкоспециальные Термины относятся к А) общеупотребительной лексике Б) узкоспециальной лексике В) общественно-политической лексике Важнейшее качество термина А) однозначность Б) многозначность Тест. Вариант 2 Элементами А) кардиоскоп, вибрация, сейсмология Б) агрохимия, кнопка, дрель В) суперобложка, биосфера, полифония Выберите общенаучные слова
А) центр, сила, пять Б) энергия, деталь, скорость В) величина, орфоэпия, персонаж П-14 Тест "Типы и стили речи" I. Определите, какие стилевые черты присущи публицистическому стилю речи: 1.Логичность, объективность, обобщенность, смысловая точность.
Тема: Основные признаки научного стиля речи.
Цель: Образовательная: научить отличать научный стиль от других функциональных стилей речи, находить элементы, указывающие на научный стиль, знать основные жанры. Развивающая: способствовать развитию умения систематизировать учебный материал и использовать его на практике, самостоятельно делать выводы и аргументировать свои ответы. Воспитательная: способствовать воспитанию ответственного отношения к учебе, аккуратности и внимательности. Ход урока I. Проверка домашнего задания. 1. Беседа по теме «Функциональные стили. Разговорный стиль речи» - Как вы понимаете значение выражения “стили речи”? - Какие стили речи вам известны? - Какие признаки имеет любой функциональный стиль (сферу употребления; основные функции; стилевые черты; языковые средства) - Назвать характерные особенности разговорного стиля. - Какие морфологические и синтаксические средства свойственны разговорному стилю? 2. Проверить составленные диалоги.
II. Объяснение новой темы
|
|||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 245; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.89.85 (0.02 с.) |