Функции и структура управления оптовых и розничных торговых предприятий. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Функции и структура управления оптовых и розничных торговых предприятий.



В новых условиях хозяйствования коммерческая деятельность рассматривается как определяющая основа торгового предприятия. Одновременно усиливается внимание к функциям и структуре управления коммерческой деятельностью предприятия. Система управления носит достаточно динамичный характер, направленный наадаптацию структуры коммерческой деятельности к особенностям и тенденциям развития рынка.

Сущность организации как функции управления состоит в упорядочении, согласовании, регламентировании действий исполнителей, участвующих в процессах закупки, продажи и продвижения товаров до потребителей.

В крупных торговых предприятиях в процессе управления коммерческой деятельностью реализуются такие функции управления, как экономический анализ показателей коммерческой деятельности, прогнозирование спроса и продаж, которые рассматриваются в гл. 7 и 13.

Функции коммерции обусловлены взаимодействием с рынками, потребителями, конкурентами и другими элементами внешней среды. Полученные исходные данные из внутренних и внешних источников трансформируются в информацию, на основе которой осуществляется коммерческая деятельность в торговом предприятии (рис. 6.2).


Коммерческая деятельность координируется и контролируется коммерческим директором, который подчиняется руководителю торговой фирмы (компании).

 Важным условием эффективности управления коммерческой деятельностью является ее местоположение и взаимосвязанные действия в организационной структуре торгового предприятия. Эти признаки определяются сферой деятельности предприятия, его стратегическим курсом и объемом реализации продукции.

Существует несколько типов организационной структуры торгового предприятия: линейная, функциональная, линейно-функциональная, линейно-штабная, дивизиональная, матричная и др.

Обычно малые торговые предприятия начинают свою деятельность с простой линейной организации, в которой распределение полномочий идет сверху вниз. Функциональное управление, широко используемое в средних торговых предприятиях, - это управление по отдельным функциям (маркетинг, финансы, сбыт, кадры), при котором высшее звено руководит сотрудниками низовых уровней, но только в пределах одной функции.

В практике управления торговыми предприятиями обычно используются типы организационной структуры в определенной комбинации. Разнообразие организационных структур вызвано адаптацией торговых предприятий к новым условиям, развитием потребительского рынка, коммуникацинных сетей и совершенствованием коммерческой деятельности.

 

1. 6 Лекция №_ 6 ____ (_2_ часа).

Тема: Государственное регулирование и контроль коммерческой деятельности

  1.6.1 Вопросы лекции:

1. Нормативно-правовые основы регулирования торговой деятельности

2. Регулирование отношений между потребителями и продавцами при продаже товаров и оказании услуг

3. Организация государственного контроля торговли

1.6.2 Краткое содержание вопросов:

1. Нормативно-правовые основы регулирования торговой деятельности

В условиях рыночной экономики, когда предприятия являются самостоятельными, все же необходимо государственное регулирование их деятельности. Оно представляет собой совокупность методов воздействия государственных органов управления на экономику предприятий с целью решения задач экономического и социального развития страны. Государственное регулирование обеспечивает, с одной стороны, условия функционирования предприятий в рыночной среде, а с другой - устраняет отрицательные проявления рынка в некоторых отраслях и сферах деятельности.

Качество государственного регулирования и управления должно отвечать следующим основным требованиям:

- носить правовой характер и не допускать ограничения прав собственности и предпринимательской деятельности, кроме случаев, установленных законом;

- иметь форму конкретных правовых документов, доведенных до сведения всех лиц, права и свободы которых затронуты.

Государственное регулирование торговой сферы осуществляется следующими методами:

• правовыми - через формирование законодательной базы, регулирующей рыночные отношения;

• финансово-экономическими - посредством использования системы налогов, льгот, дотаций, кредитной политики и т.п.;

• социальными - на основе системы технического регулирования, стандартизации, сертификации товаров и услуг в целях защиты прав потребителей;

• путем регламентации форм и методов торговой деятельности через выработку определенных правил торговли конкретным товарным ассортиментом.

Направления, формы и методы государственного регулирования постоянно меняются и совершенствуются. На современном этапе эти изменения касаются перехода от административных к экономическим и правовым методам осуществления государством своих функций путем создания соответствующего законодательства, регулирующего экономические отношения в сфере торговли.

В обобщенном виде к задачам государственного регулирования относится разработка, принятие законодательных актов, обеспечивающих правовую основу деятельности и защиту прав собственности предпринимателей, ограничение административного вмешательства в работу предприятий, создание свободной конкурентной среды, стимулирование деловой активности, обеспечение товарно-денежного и бюджетного равновесия no-средством финансовой, налоговой, инвестиционной политики, борьба с Монополистическими тенденциями, соблюдение норм трудового законодательства, регулирование внешнеэкономической деятельности.

Все законодательные документы в зависимости от их юридической силы делятся на законы и подзаконные нормативные акты.

В системе федеральных законов главную юридическую силу имеет Конституция Российской Федерации, которая закрепляет права граждан и регулирует отношения собственности на территории страны.

Особое место в законодательной сфере занимают Гражданский и Налоговый кодексы Российской Федерации, регулирующие все общественные отношения и являющиеся исходной базой для развития всего текущего законодательства в различных сферах деятельности, в том числе и торговой.

Следующий уровень - законы Российской Федерации, касающиеся вопросов торговой сферы. Главное место среди них занимает закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» от 28.12.2009г., который регулирует отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности. Правовые нормы государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства в области стандартизации, метрологии, сертификации и защиты прав потребителей регулируются следующими законами: «О защите прав потребителей», «О техническом регулировании», «О стандартизации», «Об обеспечении единства измерений», «Об антимонопольной политике и поддержании новых экономических структур», «О рекламе», «Об электронной торговле», «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», и т.п.

Среди подзаконных нормативных актов ведущую роль в системе гражданского законодательства играют правовые акты, издаваемые Президентом и Правительством Российской Федерации. Указы Президента издаются в целях оперативного регулирования хода экономических преобразований и охватывают широкий спектр вопросов.

Правительство Российской Федерации принимает постановления, направленные на совершенствование деятельности торговых предприятий в соответствии с изменяющейся рыночной ситуацией. К ним относятся: «Правила продажи отдельных видов товаров», «Правила продажи товаров по образцам», «Правила комиссионной торговли непродовольственными товарами», «Правила продажи гражданам товаров длительного пользования в кредит», «Правила оказания услуг общественного питания» и т.д.

Процесс правового регулирования торгового предпринимательства осуществляется также через нормативные акты, принимаемые соответствующими министерствами Российской Федерации, Государственной налоговой службой, Госстандартом России.

Свою роль в хозяйственной практике играют такие нормативные акты, как стандарты (ГОСТы, ОСТы), принятые на федеральном и отраслевом уровне, а также технические условия (ТУ), которые самостоятельно разрабатывают предприятия-изготовители.

Вместе с тем вопросы эффективного участия государства в регулировании торговой сферы решаются еще недостаточно активно и последовательно. Так, отсутствует четкая государственная концепция развития малого бизнеса, ослаблено территориальное звено управления торговлей, нормативно-правовая база не в полной мере отвечает практическим требованиям организации торговой деятельности предприятий отрасли.

Практическая реализация всех аспектов государственного регулирования торгового предпринимательства осуществляется через соответствующие федеральные и территориальные исполнительные органы: Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, Федеральную антимонопольную службу, Федеральную таможенную службу и другие органы государственного управления в пределах их компетенции. Они не вправе вмешиваться в оперативную деятельность предприятий до тех пор, пока предприятия соблюдают законы. Однако могут и должны выступать в качестве органов, контролирующих правомерность хозяйственной деятельности предприятий, вносить свои предложения и требовать исполнения руководством предприятия принятого законодательства.

В настоящее время продолжается формирование правовой базы для осуществления торговой деятельности самостоятельно хозяйствующих субъектов в конкурентной среде. Под воздействием проводимых в стране реформ происходят существенные изменения в экономической сфере, что, в свою очередь, предполагает постоянное обновление законодательной базы, регламентирующей конкретную предпринимательскую деятельность в торговле.

2. Регулирование отношений между потребителями и продавцами при продаже товаров и оказании услуг

В Российской Федерации имеется целая группа нормативных актов, регулирующих отдельные сферы потребительского законодательства.
Перечень нормативных актов открывает Конституция Российской Федерации, которая закрепляет права граждан и устанавливает гарантии осуществления этих прав. От наиболее существенных нарушений потребителей защищают нормы административного и уголовного законодательства.
       Основное регулирование отношений с участием потребителей осуществляется Гражданским кодек-сом РФ и законом РФ "О защите прав потребителей". Кроме того, в сфере потребительского законодательства действуют несколько законов. Это законы РФ "О сертификации продукции и услуг", "Об организации страхового дела в Российской Федерации","О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", Федеральный закон "О естественных монополиях" и ряд других нормативных актов.
       Основные права и обязанности как организаций, продающих товары или оказывающих услуги, так и граждан-потребителей, которые этими товарами и услугами пользуются, закреплены в законе РФ "О защите прав потребителей".
В преамбуле закона приведены основные понятия, используемые в нем: потребитель, изготовитель, продавец, исполнитель и др.
Потребителем признается гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести товары (работы, услуги) исключительно для личных нужд.
В качестве другой стороны во взаимоотношениях с потребителями выступают изготовители, исполнители или продавцы, которыми могут являться организации, а также предприниматели, которые производят для реализации потребителям товары, или реализуют их потребителям по договорам купли- продажи, либо выполняют для них по договору работы или оказывают услуги.
       Изготовителем признается та организация или индивидуальный предприниматель, которые производят товары для реализации их потребителям.
       Продавцом является организация или индивидуальный предприниматель, которые реализуют потребителям товары по договору купли-продажи.
Исполнителем выступает организация или индивидуальный предприниматель, которые выполняют работы или оказывают услуги потребителям по возмездному договору.
        В законе РФ "О защите прав потребителей" дается также определение такого понятия, как недостаток товара (работы, услуги), под которым следует понимать несоответствие товара (работы, услуги) стандарту, условиям договора или обычно предъявляемым требованиям к качеству товара (работы, услуги), а также образцу или описанию при продаже товара по образцу или описанию. Здесь же указывается, что существенный недостаток товара (работы, услуги) - неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки.
      В этой же части закона сказано, что безопасность товара (работы, услуги) определяется его безопасностью для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации, а также безопасностью процесса выполнения работы (оказания услуги).
     Изготовитель (исполнитель) вправе устанавливать на товары (работу), предназначенные для длительного использования, срок службы, в течение которого он обязуется обеспечивать потребителю возможность использования товара (работы) по назначению и нести ответственность за существенные недостатки, возникшие по его вине.
Срок службы товара (работы) может исчисляться единицами времени, а также другими единицами измерения (километрами, метрами и т.п.).
На ряд товаров (продовольственные, парфюмерно-косметические товары, медикаменты, товары бытовой химии и иные подобные товары), а также на некоторые работы, изготовитель (исполнитель) обязан устанавливать срок годности, по истечении которого товар считается непригодным для использования по назначению.
Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" определено также, что изготовитель или исполнитель вправе устанавливать на товар или работу гарантийный срок, в течение которого они по выбору потребителя обязаны выполнить его требования о ремонте, замене товара ненадлежащего качества и другие, предусмотренные законом требования.
Продавец вправе установить на товар гарантийный срок большей продолжительности. Для того чтобы обеспечить возможность использования товара в течение его срока службы, изготовитель обязан обеспечить ремонт и техническое обслуживание товара, а также выпуск и поставку в торговые и ремонтные организации в необходимом объеме и ассортименте запасных частей.
     Потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах), которая должна доводиться до сведения потребителей в доступной форме.
Так, изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование своей организации, место ее нахождения (юридический адрес) и режим ее работы.

Продавец (исполнитель) размещает эту информацию на вывеске.
Индивидуальный предприниматель, являющийся изготовителем, исполнителем или продавцом, должен предоставить потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании заре-гистрировавшего его органа.
Потребителю должна быть предоставлена информация о номере лицензии, сроке действия и органе ее выдавшем, если вид деятельности изготовителя, исполнителя или продавца подлежит лицензированию.
     Информация о товарах должна содержать:
обозначения стандартов, обязательным требованиям которых должны соответствовать товары;
сведения об основных потребительских свойствах товаров, а в отношении продуктов питания - сведения о составе, весе и объеме, калорийности, о содержании в них вредных для здоровья веществ в сравнении с обязательными требованиями стандартов, а также противопоказаниях для их применения при отдельных видах заболеваний;
цену и условия приобретения товаров;
гарантийный срок, если он установлен;
правила и условия эффективного и безопасного использования;
срок службы или срок годности;
место нахождения (юридический адрес) изготовителя (продавца);
информацию о безопасности товаров;
информацию о правилах продажи товаров;
указание на конкретное лицо, которое будет выполнять работу (оказывать услугу).
Информация о товарах доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам, на этикетках, маркировкой и т. д. Например, маркировкой представляется информация
об обязательном подтверждении соответствия товаров требованиям безопасности товаров для жизни, здоровья потребителя и окружающей среды.
Продукты питания, упакованные или расфасованные на территории РФ, должны быть снабжены информацией о месте их изготовления.
Предусмотрена также ответственность продавца (изготовителя) за нарушение прав потребителей, имущественная ответственность за вред, причиненный вследствие недостатка товара, а также компенсация морального вреда, размер которой определяется судом.
Права потребителя при продаже ему товара с недостатками установлены во второй главе закона РФ "О защите прав потребителей".
Потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, если оно не было оговорено продавцом, вправе по своему выбору потребовать:
безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их устранение потребителем или третьим лицом;
соразмерного уменьшения покупной цены;
замены на товар аналогичной модели (марки, артикула);
замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
расторжения договора купли-продажи.
В отношении технически сложных товаров потребитель вправе предъявить не все перечисленные требования. Он вправе требовать их замены на товар аналогичной модели или на такой же товар другой марки лишь только при обнаружении в товаре существенных недостатков.
По товарам, на которые установлены сроки годности, потребитель вправе предъявить по своему выбору два требования: о замене товара или о возврате уплаченной за него суммы. Эти требования могут быть предъявлены только продавцу товара и только в том случае, если недостатки обнаружены в пределах срока годности.
На время устранения недостатков или замены товаров длительного пользования по требованию потребителя ему должен быть предоставлен на период ремонта или замены аналогичный товар в безвозмездное пользование с бесплатной доставкой. Правительством Российской Федерации устанавливается перечень товаров длительного пользования, на которые это требование не распространяется. Это автотранспортные средства (кроме автомототранспортных средств, приобретенных инвалидами), мебель, электробритвы, электрофены и некоторые другие товары.
В соответствии с законом РФ "О защите прав потребителей" Правительству РФ предоставлено право утверждать правила отдельных видов договоров купли-продажи, а также правила продажи отдельных видов товаров.

 

3. Организация государственного контроля торговли

Государственный контроль в торговле осуществляется органами Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии, Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации, Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства и другими органами государственного управления в пределах своей компетенции.
Государственной службой контроля за соблюдением норм и правил торговли, порядком применения цен, качеством и безопасностью товаров народного потребления является Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации (Госторгинспекция).
       Объектами контроля Госторгинспекции являются предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, граждане, реализующие, производящие товары или услуги.
Территориальные управления проводят проверки соблюдения правил торговли и качества товаров у продавца, а также качества продукции у изготовителя. Они осуществляют в установленном порядке контроль на предприятиях торговли за соблюдением порядка применения цен, контролируют правильность пользования торговым и технологическим оборудованием, а также принимают меры по устранению выявленных недостатков и нарушений, обеспечивают широкую гласность результатов проверки.
В их компетенцию входит рассмотрение в соответствии с законодательством писем, заявлений, жалоб граждан на качество товаров, нарушения в работе торговых предприятий. Принимаемые ими после соответствующих проверок решения обязательны для исполнения продавцом, изготовителем.
       Госторгинспекция наделена широкими правами. Она имеет право осуществлять проверки с правом беспрепятственного доступа на торговые и промышленные предприятия независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности. Ей также предоставлено право:
осуществлять контроль за наличием у продавца, изготовителя сертификата на реализуемые товары и соответствием их требованиям стандартов или других нормативных документов;
производить контрольные закупки товаров с целью определения правильности расчетов с покупателями, изымать образцы (пробы) товаров для проведения исследования их качества;
давать заключение по просьбе продавца, потребителя о качестве сертифицированных товаров, вызывающих сомнение в части их соответствия стандарту.
Госторгинспекция имеет право составлять акты и давать обязательные к исполнению предписания об устранении выявленных нарушений правил торговли и технологии производства товаров, о снятии с реализации опасных (вредных) для жизни, здоровья и имущества граждан товаров и приостановлении или введении особых условий приемки и реализации товаров, изготовленных с нарушением требований нормативной документации.
       Продавец, изготовитель обязаны давать объяснения, связанные с результатами проверок, принимать меры по устранению вскрытых нарушений и сообщать об этом в установленные сроки соответствующим управлениям Госторгинспекции.
Другие органы государственного управления осуществляют контроль в коммерческой деятельности в пределах своей компетенции.

 

 

1. 7Лекция №_ 7 ____ (_2_ часа).

Тема: Материально-техническая база для коммерческой деятельности организации

  1.7.1 Вопросы лекции:

1. Материально-техническая база коммерческих организаций: понятие, назначение, классификация и техническая политика

2. Оценка эффективности материально-технической базы: показатели, их расчет

       3. Инвестиции как источник развития материально-технической базы

1.7.2 Краткое содержание вопросов:

1. Материально-техническая база коммерческих организаций: понятие, назначение, классификация и техническая политика

Для осуществления хозяйственной деятельности на коммерческой основе торговое предприятие должно располагать надлежащей материально-технической базой, которая представляет собой совокупность материально-вещественных ценностей – основные производственные фонды и технологии производственных процессов.

Основные производственные фонды подразделяются на пассивную и активную части. По назначению пассивная часть основных фондов состоит из следующих групп:

•   здания – объекты, обеспечивающие условия для торгового процесса, подготовки и реализации товаров;

•   склады, необходимые для хранения, поддержания товарных запасов, предпродажной подготовки товаров;

•   сооружения – инженерно-строительные устройства, предназначенные для приема и отгрузки товаров (прирельсовые тупики, эстакады, рампы, используемые в основном торговыми базами).

К активной части основных фондов, выступающих в качестве средств труда, относятся: торгово-технологическое оборудование, подъемно-транспортные устройства, средства малой механизации, автомобильный транспорт и др.

Техническая политика - это система технических решений, оказывающих прямое или косвенное воздействие на развитие торговой деятельности коммерческой заданное™. По своему назначению техническая политика направлена на обновление производственных фондов или техническую реконструкцию торгового предприятия. Под обновлением производственных фондов подразумевается замена средств труда новыми, более совершенными по техническому уровню. Реконструкция представляет собой техническое переоснащение на основе частичной или полной замены активных фондов как морально устаревших или вследствие технологической перестройки торгового предприятия.

Процесс технического переоснащения в настоящее время определяется двумя факторами: потребности в развитии материально-технической базы, связанной с продвижением торговли к рынку, и инвестиционные возможности предприятия. Можно выделить основные схемы технических решений в торговле:

•   комплексная механизация транспортирования и перемещения товаров путем применения специализированных транспортных средств, подъемно-транспортного оборудования и малой механизации;

•   автоматизация регулирования режима хранения продовольственных товаров с использованием низко- и среднетемпературных холодильных установок;

•   механизация операций по предпродажной подготовке продукции, расфасовке, подсортировке и пакетированию;

•   внедрение современных технических средств управления торгово-технологическими процессами;

•   автоматизация контрольно-кассовых операций с включением машиносчитывающего кодирования реализуемых товаров для оперативного изучения спроса покупателей;

•   компьютеризация учета движения товарно-материальных ценностей.

2. Оценка эффективности материально-технической базы: показатели, их расчет

 

Основные производственные фонды, представляющие материально-техническую базу торгового предприятия, оцениваются в стоимостных и натуральных показателях. Стоимостная оценка позволяет:

♦  определять структуру и совокупную величину основных фондов;

♦  сопоставлять качественно различные технические средства;

♦  выявлять эффективность использования основных фондов;

♦  устанавливать величину издержек обращения, связанных с функционированием технологического оборудования;

♦  предопределять динамику развития основных фондов.

Основные фонды имеют первоначальную, восстановительную и

остаточную стоимость. Первоначальная стоимость основных фондов определяется как сумма затрат на строительство или приобретение фондов, включая и монтажные работы.

В соответствии с Федеральным законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 12 мая 1995 г. малым предприятиям предоставлено право списания в первый год эксплуатации в виде амортизационных отчислений до 50% первоначальной стоимости основных фондов со сроком службы свыше трех лет.

Для оценки эффективности использования основных производственных фондов применяют стоимостные показатели:

•   фондооснащенность – стоимость используемых основных фондов из расчета на одного работника за период;

•   фондовооруженность – стоимость активных фондов из расчета на одного работника торгово-оперативного персонала за период;

•   фондоотдача – отношение объема товарооборота к стоимости используемых основных фондов за период.

Для оценки использования основных фондов применяют и натуральные показатели:

•   коэффициент использования торговой площади, емкости

склада;

» товарооборот из расчета на 1 м2 торговой площади;

•   коэффициент обновления технических средств - отношение

нового (замененного) оборудования к общему их количеству за период.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 158; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.150.59 (0.072 с.)