Юридическая и социальная природа норм права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Юридическая и социальная природа норм права



Правовая норма - это норма поведения, которая является частью правопорядка. Правовые нормы принимаются компетентным государственным органом в порядке, установленном законом. Обеспеченные принудительной силой государства, их невыполнение приводит к возникновению конкретных принудительных правовых последствий - санкций[3].

Структура большинства правовых норм включает три конкретных элемента: гипотеза, диспозиция и санкция. Гипотеза содержит условия и предпосылки, при которых соответствующая норма будет применяться. Диспозиция содержит само правило поведения юридических лиц. Она определяет права и обязанности, адресованные субъектам права. Санкция указывает на неблагоприятные последствия, штрафные санкции, которые могут возникнуть для субъекта, если его поведение противоречит правовым предписаниям, т.е. не соответствует правовой норме.

Правовая норма является ячейкой правовой системы. Правовые нормы нельзя считать ни формами, ни содержанием права, это – частицы права в объективном смысле. Объективное право и правовая норма соотносятся как целое и его часть, как система и ее элемент.

Правовую норму следует отличать от статей или параграфов какого-либо закона или других правовых актов. Это редко полностью совпадает с одним таким параграфом или статьей. Отдельная статья содержит либо часть одной или нескольких правовых норм, либо, реже, несколько норм и редко одну полную правовую норму. Также понятие правовой нормы часто путают с понятием закона или даже законодательства. Но закон является разновидностью правовой нормы, хотя не все нормы являются законами, поскольку нормативные акты, приказы министров, указы и, в целом, любой административный акт, который влечет за собой обязательства и права, также являются правовыми нормами.

Правовая норма, начальная единица права. Он устанавливает соответствующие правила поведения человека при наличии правовых фактов, установленных этой нормой. Правовая норма отличается от других норм тем, что она санкционирована (обеспечивает ее применение) через государственный принудительный аппарат. Это закреплено в официальных государственных актах, таких как конституция, кодексы, законы, указы президента и т. д.

Будучи нормой общего характера, правовая норма является интеллектуальной моделью общественного отношения, она рассчитана на неоднократное применение (исполнение) и не исчерпывается единичным фактом ее выполнения. В отличие от иных социальных норм общего (неперсонифицированного) характера, правовая норма – это такое общее правило, которое регулирует общественные отношения путем предоставления их участникам субъективных прав и возложения на них соответствующих юридических обязанностей.

Правовые нормы отличаются также своей формальной определенностью— точностью, детализированностью и категоричностью. Правовые нормы объективированы в том смысле, что не зависят от воли отдельных лиц, они распространяются на всех участников данного вида отношений, независимо от того, каково субъективное к ним отношение людей, одобряются они ими или нет.

Очень часто норму права сводят лишь к предписанию, ограничивающему поведение человека, субъектов общественных отношений. Гарантированность правовой нормы государственным принуждением в таком случае воспринимается как ее самая главная черта, а социальную ценность норм права усматривают в подчинении индивидов ее требованиям, в жесткой регламентации поведения, в системе устанавливаемых ею запретов.

Несомненно, правовые нормы, в отличие от иных видов социальных норм, охраняются принудительной силой государства и в этом смысле обладают приоритетом перед иными социальными нормами. В государственно-организованном обществе никакая иная система норм поведения не может противопоставляться правовым нормам настолько, чтобы явно парализовать их действие; режим законности и правопорядка предполагает разрешение коллизии между нормой права и, например, обычаем, традициями в пользу закона (во всяком случае, пока его не отменяют компетентные органы).

Тем не менее, сводить правовую норму к принуждению и ограничению поведения нельзя. Это не соответствует ее действительной природе и социальной значимости.

А потому все чаще ощущается объективная необходимость основывать общенормативное регулирование общественных отношений не только на обязанностях и запретах, но и на дозволениях. Принцип, «что не запрещено, то дозволено» оказываются недостаточными для обеспечения личной свободы и формируются нормы, ставящие под защиту общества, а затем и государства определенную меру возможного поведения. Таким образом, коренящаяся в производстве и деятельной сущность человеческой личности потребность в общих нормах, определяющих меру возможного поведения людей, была реализована в праве как системе общих норм, защищенных организованным принуждением. Этим выражается социальная природа норм права.

Право - это совокупность человеческих и общественных норм, выражающих свободу личности, определенных государством и гарантируемых государственным принуждением, которое регулирует общественные отношения. Норма права - это начальная ячейка права, которая устанавливается государством[4]. Он определяет возможные или обязательные границы поведения людей, степень их свободы в конкретных отношениях. Верховенство права определяется или санкционируется государством, имеет обязательный обязательный характер, с одной стороны оставляет за собой свободу действий, направленных на выявление законных прав субъектов. С другой стороны, верховенство права обязывает совершать или не совершать определенные действия, ограничивающие свободу некоторых людей. Реализация правовой нормы в случае необходимости обеспечивается путем принуждения. Нормы права выступают типичными регуляторами общественных отношений, в которых устанавливается их социальная природа.

В истории с появлением норм, предоставляющих или закрепляющих соответствующие права, возникают специфические споры о праве, следует наказание за его нарушение, возникают органы правосудия, юрисдикция и появляется профессия юристов.

Если регуляция поведения путем запретов (табу) и обязанностей (морального долга) существовала давно, то регуляция еще и путем предоставления прав (предоставительных общих норм) появляется в процессе общественного разделения труда, появления частной собственности, в период появления права и образования государства.

Юридическая природа норм права выражается отношением правовых норм и системой законодательства, а также законностью правовых норм. В таком ключе очевидно, что нормы права являются частью законодательства.

Частью законодательства являются:

· прямые компоненты правовых норм (гипотезы, диспозиции, санкции) или частичные положения, из которых эти компоненты могут быть получены

· определения терминов и отношений между ними - они становятся частью правовой нормы путем воображаемой замены определенного термина, используемого непосредственно в тексте стандарта. Определением особого типа является так называемое законодательное сокращение, то есть введение определенного термина в значении, отличающемся от его общего значения, например, слова «закон» для обозначения одного конкретного закона.

· сложные операции с абстрактными понятиями - природа и структура приближаются к правовой норме, но их «диспозиция» регулирует только отношения между понятиями, а не непосредственно между людьми, так что это на самом деле более сложное определение.

· информация - их включение в регулирование не влияет на их правдивость и не устанавливает каких-либо правовых отношений, целью заявления может быть, например, облегчение использования регламента; как правило, например, ссылка на соответствующий правовой акт такой же или более высокой юридической силы, сноска, название нормативного акта или изложение юридического факта, установленного другим нормативным актом. Эти части законодательства не являются частью какой-либо правовой нормы, но могут влиять на их толкование.

· прокламации - выражают мнение или позицию автора постановления в качестве существенного предварительного условия толкования или обоснованности правовых норм; как правило, преамбула к правилам является провозглашающей, в которой авторы ссылаются на ценности или авторитет, на основании которых регулирование получает свою легитимность. Подпись также имеет характер прокламации, которая подтверждает, что правовое регулирование было издано в соответствии с надлежащей процедурой.

· реактивный текст - отдельные части текста законодательства не имеющее смысла. «Хорошее» законодательство не должно содержать таких частей.

Правовая норма - это общее проявление воли власти, представляющей справедливость (закон). Законность правовой нормы зависит от:

· легитимности субъекта, который выражает свою волю посредством правовой нормы (как правило, государство или муниципалитет, ассоциация, компания, церковь и т.д.) в отношении лиц, права которых он регулирует. Легитимность зависит от субъективной концепции справедливости и от того, в какой степени субъект власти уважает интересы объектов власти, в чьи права он вмешивается.

· качество правопорядка (если правовые нормы противоречат друг другу, не имеют четкого смысла или неосуществимы, их нельзя воспринимать всерьез)

· способность и воля субъекта обеспечивать верховенство закона

Нелегитимная правовая норма является либо актом произвола, либо она совершенно неэффективна.

Классическая тоталитарная концепция правовой нормы предполагает безусловную абсолютную власть и не акцентирует внимание на вопросе легитимности. Напротив, в демократической, социологической, философской или этической концепции права легитимность власти считается относительной и условной - формальная институционализированная власть может быть отвергнута личной совестью или свободой, более высоким моральным принципом или подобной концепцией. Вопрос о законности и справедливости становится решающим в толковании и применении права.

Таким образом, отдельная норма права и объективное право соотносятся как часть и целое, а система общих юридических установлений составляет право в объективном смысле. Впрочем, термин «объективное право» носит условный характер и употребляется лишь в юридической науке, подчеркивая момент объективации общих норм и отграничивая понятие их совокупности от субъективного права – наличных прав субъектов. Вне соотношения с последними его употреблять нет смысла.. Включение в определение объективного права указания на субъективные права и юридические обязанности показывает их роль в осуществлении общих юридических установлений.

 


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 383; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.129.100 (0.007 с.)