Основы права: учебник / Г. А. Василевич, А. В. Барков, Т. С. Бойко и др. ; под общ. Ред. Г. Б. Шишко. – 3-е изд. , перераб. И доп. – минск: амалфея, 2009. – 784 С. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основы права: учебник / Г. А. Василевич, А. В. Барков, Т. С. Бойко и др. ; под общ. Ред. Г. Б. Шишко. – 3-е изд. , перераб. И доп. – минск: амалфея, 2009. – 784 С.




Тема 4. Основы административного права

Программное содержание

Изучить понятие и сущность административного права, его место в правовой системе государства. Административно-правовые нормы. Административно-правовые отношения. Субъекты административного права. Понятие, сущность и виды административной ответственности. Понятие административного правонарушения и его виды. Меры административной ответственности, понятие и виды.

Методические указания

При изучении данной темы необходимо рассмотреть понятие и сущность административного права, его место в правовой системе государства. Административно-правовые нормы. Административно- правовые отношения. Субъекты административного права. Понятие, сущность и виды административной ответственности. Понятие административного правонарушения и его виды. Меры административной ответственности, понятие и виды.

Административное право представляет собой отрасль правовой системы Республики Беларусь, призванную регулировать общественные отношения, которые возникают, развиваются и прекращаются в сфере государственного управления, то есть в связи с организацией и функционированием исполнительной власти. Следовательно, предметом административного права является совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе организации и деятельности исполнительной власти.

Административное право фактически выступает в качестве юридической формы реализации задач, функций, методов и полномочий, возлагаемых Конституцией и действующим законодательством Республики Беларусь на субъекты исполнительной власти.

Административное право тесно взаимодействует с другими отраслями права (финансовым, трудовым земельным, экологическим, гражданским и др.) и охватывает своим регулированием широкие области государственной и общественной жизни. Наиболее тесно административное право связано с конституционным правом. Административное право детализирует, конкретизирует те исходные начала, которые закрепляет конституционное право.

Административно-правовые нормы – это правила поведения, регулирующие управленческие отношения, установленные компетентными государственными органами и обеспечиваемые государственным принуждением. Административно-правовые нормы по своей структуре состоят из диспозиции, гипотезы и санкции. Как правило, в них четко выражена диспозиция – правило должного поведения.

Нормы административного права, будучи регуляторами управленческих отношений, выполняют следующие функции: определяют правовое положение граждан в сфере управления; регулируют порядок образования органов государственного управления, их компетенцию и взаимоотношения с другими государственными органами, гражданами, негосударственными организациями; регулируют правовой статус государственных служащих, определяют их права и обязанности в сфере государственного управления; устанавливают формы и методы государственного управления и процессуальный порядок его осуществления; определяют способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении; регулируют управленческие отношения в сферах экономики, социально-правового и административно-политического строительства, в межотраслевом управлении и управлении в особых условиях и при чрезвычайных ситуациях.

Нормы административного права носят императивный характер. Нормы административного права делятся: по характеру предписаний – на обязывающие, запрещающие, уполномочивающие, стимулирующие и рекомендательные; по предмету регулирования – на материальные и процессуальные; по предмету действия – на действующие во времени, в пространстве; по субъектам на – регулирующие поведение граждан, а также деятельность негосударственных организаций, государственных органов, предприятий, учреждений организаций, государственных служащих в сфере государственного управления; по объему регулирования – на общие, отраслевые, межотраслевые.

Субъект – это участник правоотношения в сфере исполнительной власти, наделенный соответствующими властными полномочиями по осуществлению управленческих функций.

К субъектам административного права относятся: физические лица, органы исполнительной власти, государственные служащие, предприятия, учреждения и организации, общественные объединения.

Общим условием для вступления организаций и лиц в административно-правовые отношения является наличие у них административной правоспособности и административной дееспособности.

Административная ответственность – это ответственность, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного взыскания, установленного материальными нормами административного права, к лицу, совершившему правонарушение.

Административная ответственность – это вид юридической ответственности, выражающийся в применении уполномоченными органами (должностными лицами) административных взысканий к лицам, совершившим правонарушения.

В целом основные черты административной ответственности сводятся к следующему:

· административная ответственность наступает за правонарушение, предусмотренное КоАП, и распространяется на всех, кто нарушает административно-правовые нормы, выступая в качестве важнейшего юридического средства обеспечения их реального исполнения, соблюдения и применения;

· административная ответственность устанавливается как законом, так и подзаконными актами либо их нормами об административных правонарушениях. Нормы административной ответственности образуют самостоятельный институт административного права. В отличие от этого, уголовная ответственность устанавливается только законом, дисциплинарная ответственность – законодательством о труде;

· административная ответственность представляет собой такой вид юридической ответственности, который применяется преимущественно во внесудебном порядке, т.е. при реализации органами, должностными лицами своих управленческих полномочий;

· основанием административной ответственности является административное правонарушение (уголовной – преступление; дисциплинарной – дисциплинарный проступок; материальной – причинение материального вреда);

· субъектом административной ответственности могут быть физические лица, юридические лица и индивидуальные предприниматели (уголовной – физические лица).

Административным правонарушением признается противоправное виновное, а также характеризующееся иными признаками, предусмотренными Кодексом об Административных правонарушениях, деяние (действие или бездействие), за которое установлена административная ответственность.

Всем административным правонарушениям присущи общие признаки, которые позволяют отличить их от правомерного поведения, а также от иных правонарушений (преступлений, дисциплинарных проступков и пр.) К этим признакам относятся:

· общественная опасность;

· административная противоправность;

· административная наказуемость;

· виновность.

Общественная опасность – деяние посягает на государственный или общественный порядок.

Противоправность – административным правонарушением может быть только такое поведение, которое запрещено нормами административного права.

Наказуемость деяния – общественно опасное деяние, запрещенное законом, признается административным проступком только в том случае, когда за его совершение предусмотрена административная ответственность.

Виновность – вина выражает психическое отношение лица к содеянному и его последствиям.

Административным правонарушением может быть деяние в виде:

· оконченного административного правонарушения – административное правонарушение признается оконченным с момента совершения деяния;

· покушения на административное правонарушение – покушением на административное правонарушение признается умышленное действие физического лица, непосредственно направленное на совершение административного правонарушения, если при этом оно не было доведено до конца по независящим от этого лица обстоятельствам.

Физическое или юридическое лицо считается не подвергавшимся административному взысканию, если в течение одного года со дня окончания исполнения административного взыскания не совершит нового административного правонарушения.

Состав административного правонарушения.

Юридический состав административного правонарушения представляет собой совокупность объективных и субъективных признаков, юридический анализ которых указывает на конкретное деяние как на административное правонарушение.

Выделяют следующие элементы юридического состава правонарушения:

· объект правонарушения

· объективная сторона правонарушения

· субъект правонарушения

· субъективная сторона правонарушения

Объект правонарушения – это общественные отношения управленческого характера, на которое посягает противоправное деяние.

Выделяют следующие группы объектов:

Общий объект – это вся совокупность управленческих общественных отношений, которые регулируются нормами административного права и охраняются нормами КоАП.

Родовой объект – это группа близкородственных отношений, которые регулируются и охраняются в рамках конкретной сферы деятельности или отрасли и представлены отдельной главой особенной части КоАП (общественный порядок, экологическая безопасность, собственность).

Видовой объект – это группа близкородственных отношений, которые регулируются и охраняются несколькими статьями одной главы КоАП (гл.18 КоАП содержит 2 видовых объекта безопасность дорожного движения, организация дорожного хозяйства и эксплуатация транспорта).

Непосредственный объект – это конкретное управленческое отношение, которое регулируется и охраняется нормами одной статьи КоАП.

Объективная сторона правонарушения – это система предусмотренных нормой права признаков, которые характеризуют внешне проявление совершенного проступка.

Подобными признаками могут являться:

· признаки места совершения правонарушений (общественные места (ст.17.3), служебные помещения, режимные или охраняемые территории);

· признак времени совершения правонарушения (дневное время, ночное время – с 10 вечера до 6 утра, время, запрещенное для определенных категорий лиц);

· признак способа совершения правонарушения (путем проникновения в жилище, путем мошенничества, с применением угроз и т.д.);

· признак орудия правонарушения (огнестрельное, холодное оружие, транспортное средство, компьютерная техника).

Квалифицирующими, т.е. отягчающими проступка признаками могут являться такие как повторность, неоднократность, систематичность правонарушения, а также злостный характер неповиновения и т.д.

Субъект административного правонарушения – это вменяемое лицо, достигшее возраста административной ответственности виновное в совершении административного правонарушения (в отношении юридических лиц речь идет не о вменяемости, а о правосубъектности).

Все субъекты подразделяются на 2 группы:

Общий субъект – это лицо, которое не имеет специфических, специально упомянутых в законе юридических признаков, которые отличают его от иных субъектов.

Специальный субъект – это лицо, которое характеризуется специально предусмотренными юридическими признаками.

К ним относятся: несовершеннолетние; лица, имеющие на иждивении несовершеннолетних или престарелых граждан; инвалиды и лица, за ними ухаживающие; беременные; лица пенсионного возраста; военнослужащие и лица, к ним приравненные; лица отдельных профессиональных групп (водители); иностранные граждане и лица без гражданства; лица с противоправным прошлым (судимость); юридические лица.

Субъективная сторона представляет собой психическое отношение субъекта к совершенному им противоправному деянию, а также к его последствиям.

Элементами субъективной стороны правонарушения являются:

· вина в форме умысла или неосторожности (основной элемент)

· мотив, который определяет причину противоправного деяния

· цель, которой определяют намерения, преследуемые правонарушителя.

Формы умысла:

· прямой умысел говорит о том, что правонарушитель осознавал противоправность деяния, предвидел неблагоприятные последствия и желал их наступления.

· косвенный умысел говорит о том, что хотя правонарушитель осознавал противоправность, предвидел неблагоприятные последствия, но не желал их наступления, однако, не пытался их предотвратить или относился к ним безразлично.

Неосторожность подразделяется на 2 вида:

· легкомыслие, когда правонарушитель осознает противоправность, предвидит неблагоприятные последствия, но самонадеянно рассчитывает на благоприятный исход

· небрежность, когда правонарушитель не предвидит неблагоприятных последствий и не осознает противоправности, хотя в силу развития своего интеллекта и жизненного опыта мог и должен был предвидеть неблагоприятные последствия.

Административное взыскание – это мера административной ответственности, предусмотренная государством и закрепленная в законодательстве в виде неблагоприятных последствий, наступающих для виновного лица, за совершение им административного правонарушения.

Целями применения административных взысканий являются:

· воспитание лица, совершившего административное правонарушение;

· предупреждение совершения данным лицом новых аналогичных или подобных правонарушений;

· профилактика правонарушений в отношении иных физических и юридических лиц.

Административные взыскания применяются для того, что бы способствовать восстановлению справедливости. Административное взыскание является основанием для принятия решения о возмещении физическим или юридическим лицом вреда, причиненного им совершением правонарушения, в порядке гражданско-правовой или материальной ответственности.

Иск гражданского характера о возмещении ущерба при рассмотрении административного дела в суде может быть подан и рассмотрен непосредственно в том же судебном заседании, сразу после вынесения постановления о наложении административного взыскания. В том случае, если рассмотрение дела об административном правонарушении осуществляется не в судебной инстанции, то потерпевшая сторона направляет в суд свой гражданский иск, приложив к нему копию постановления о наложении административного взыскания.

Виды административных взысканий.

Кодекс об административный правонарушениях предусматривает 9 видов административных взысканий, содержание и условия, применение которых закреплены в 6 главе КоАП. Все приведенные в законе административные взыскания можно разделить на 3 группы:

1. Взыскания, которые являются только основными:

1.1 Предупреждения (ст.6.4);

1.2. Штраф (ст.6.5);

1.3. Исправительные работы (ст.6.6);

1.4 Административный арест (ст.6.7);

2. Взыскания, которые могут являться как основными, так и дополнительными:

2.1. Лишение специального права (ст.6.8);

2.2. Лишение права заниматься определенной деятельностью (ст.6.9);

2.3. Депортация (ст.6.11);

3. Взыскания, которые являются только дополнительными:

3.1. Конфискация (ст.6.10);

3.2. Взыскание стоимости предмета правонарушения (ст.6.12). [2]

В соответствии с законом только в судебном порядке применяются следующие виды взысканий: исправительные работы, административный арест, лишение права заниматься определенной деятельностью, конфискация, взыскание стоимости предмета правонарушения.

Особенности отдельных видов взыскания.

Предупреждение – письменное предостережение лица о недопустимости противоправного поведения.

Штраф – денежное взыскание, размер которого определяется в белорусских рублях исходя из базовой величины, установленной законодательством Республики Беларусь на день вынесения постановления о наложении административного взыскания, а в случаях, предусмотренных статьями КоАП, – в процентном либо кратном отношении к стоимости предмета совершенного административного правонарушения, сумме ущерба, сделки либо к доходу, полученному в результате сделки.

Исправительные работы устанавливаются на срок от одного до двух месяцев и отбываются по месту работы физического лица, освобожденного от уголовной ответственности с привлечением к административной ответственности в порядке, предусмотренном статьей 86 Уголовного кодекса Республики Беларусь. Из заработка физического лица, которому назначены исправительные работы в соответствии с частью первой настоящей статьи, производится удержание в доход государства в размере двадцати процентов.

Исправительные работы не могут быть назначены беременным женщинам, инвалидам I и II группы, лицам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком, женщинам в возрасте старше пятидесяти пяти лет и мужчинам в возрасте старше шестидесяти лет и др. лицам, указанным в законодательстве

Административный арест – это содержание физического лица в условиях изоляции в местах, определяемых органом, ведающим исполнением административных взысканий, и устанавливается на срок до пятнадцати суток.

Административный арест не может применяться к беременным женщинам, инвалидам I и II группы, женщинам и одиноким мужчинам, имеющим на иждивении несовершеннолетних детей или детей-инвалидов, к лицам, имеющим на иждивении инвалидов I группы, к лицам, осуществляющим уход за престарелыми, достигшими восьмидесятилетнего возраста и др. лицам, указанным в законодательстве.

Лишение специального права, предоставленного физическому лицу, применяется за грубое нарушение порядка пользования этим правом. Лишение специального права устанавливается на срок от трех месяцев до трех лет. Лишение права управления транспортными средствами не может применяться к физическому лицу, которое пользуется этими средствами в связи с инвалидностью, за исключением случаев управления транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения либо состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, отказа от прохождения в установленном порядке проверки (освидетельствования) на предмет определения состояния алкогольного опьянения либо состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, или употребления алкогольных напитков, наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ до прохождения проверки (освидетельствования) на предмет определения состояния алкогольного опьянения либо состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ.

Лишение права заниматься определенной деятельностью применяется с учетом характера совершенного административного правонарушения, связанного с занятием видом деятельности, на осуществление которой требуется специальное разрешение (лицензия), если будет признано невозможным сохранение за физическим или юридическим лицом права заниматься таким видом деятельности. Лишение права заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок от шести месяцев до одного года.

Конфискация состоит в принудительном безвозмездном обращении в собственность государства дохода, полученного в результате противоправной деятельности, а также предмета административного правонарушения, орудий и средств совершения административного правонарушения, находящихся в собственности (на праве хозяйственного ведения, оперативного управления) лица, совершившего административное правонарушение. В случаях, предусмотренных статьями КоАП, конфискации подлежат также предмет административного правонарушения, орудия и средства совершения административного правонарушения независимо от того, в чьей собственности (на праве хозяйственного ведения, оперативного управления) они находятся. Независимо от назначенного административного взыскания либо освобождения лица от административной ответственности применяется специальная конфискация, которая состоит в принудительном безвозмездном изъятии в собственность государства вещей, изъятых из оборота, незаконных орудий охоты и добычи рыб и других водных животных, озерно-речной рыбы, торговля которой осуществлялась в неустановленных местах, а также незаконных средств сбора грибов, других дикорастущих растений или их частей (плодов, ягод, семян). Конфискация товаров, являющихся предметом административного таможенного правонарушения, приобретенных после его совершения на территории Республики Беларусь лицом, не совершавшим это административное правонарушение, не применяется, если такие товары приобретены в розничной торговле, а в иных случаях - если указанным лицом в установленном порядке выполнены определенные актами законодательства требования, необходимые для помещения приобретенных товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.

Депортация – административное выдворение за пределы Республики Беларусь – применяется в отношении иностранного гражданина и лица без гражданства. Данное взыскание применяются только к иностранным гражданам и лицам без гражданства. Депортацию как административное взыскание следует отличать от депортации как меры пресечения. В последнем случае данная мера применяется к иностранцу, который прибыл на территорию РБ или в зону пограничного, а также таможенного контроля без документов, позволяющих ему находиться на данной территории, или располагающий предметами и товарами ограниченного ввоза или запрещенные к ввозу в РБ. Депортация может осуществляться в добровольном или принудительном порядке. Процедура депортации сопровождается запретом виновному лицу на право въезда в РБ в течение определенного срока (от года до 10 лет).

Взыскание стоимости предмета административного правонарушения состоит в принудительном изъятии и обращении в собственность государства денежной суммы, составляющей стоимость предметов, товаров и (или) транспортных средств.

Решение о взыскании с лица, совершившего административное правонарушение, стоимости предметов, товаров и (или) транспортных средств может быть принято при отсутствии предметов, товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметом административного правонарушения, если в санкции статьи КоАП предусмотрена их конфискация, либо невозможности реализации или экономической нецелесообразности реализации таких предметов, товаров и (или) транспортных средств.

Вопросы для самопроверки:

1. Определите понятие и сущность административного права.

2. Раскройте содержание административно-правовых норм.

3. Определите понятие и признаки административного правонарушения.

4. Охарактеризуйте состав административного правонарушения.

5. Дайте характеристику объективной стороны правонарушения.

6. Охарактеризуйте субъект правонарушения.

7. Охарактеризуйте виды административных взысканий.

 

Литература по теме:

1.Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях: принят Палатой представителей 17 декабря 2002 г.: одобр. Советом Респ. 2 апр.2003 года;

2.Основы права: учеб. / под общ. Ред. Л.М. Рябцева, Г.Б. Шишко. Минск: РИПО, 2014. – 317 с.;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 288; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.35.81 (0.069 с.)