Понятия и цели научного исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятия и цели научного исследования



Наука — сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и систематизация знаний о действительности.

Основные задачи науки — описание, объяснение и предсказание явлений действительности на основе открываемых ею законов. Система наук условно делится на естественные, технические, общественные и гуманитарные науки.

Под словом «наука» подразумевают:

— деятельность по получению новых знаний.

— знания, полученные посредством научно-исследовательской деятельности.

— социальный институт, занятый выработкой знаний.

Научные дисциплины по их направленности, по их отношению к практике принято подразделять на фундаментальные и прикладные. Фундаментальные науки занимаются познанием закономерных отношений между явлениями действительности. Непосредственной целью прикладных исследований является применение результатов фундаментальных наук для решения технических, производственных, социальных задач.

Методология науки – учение о принципах построения, способах и формах научного познания; учение о структуре, средствах и методах научной деятельности.

Научное исследование — целенаправленное познание, результаты которого выступают в виде системы законов, понятий и теорий. Получив в свое распоряжение факты, характеризующие познаваемый объект, ученый обобщает их, стремясь выявить закономерности функционирования и развития этого объекта.

В исследовании принято выделять эмпирический и теоретический уровни.

На эмпирическом (от греч. empeiria — опыт) уровне происходит непосредственное изучение предмета или явления, иногда при контакте с ним, иногда при помощи фактов, зафиксированных другими людьми. Мысленное воспроизведение реальной действительности, формирование знания происходит на теоретическом уровне.

Тему научного исследования нужно выбирать так, чтобы она позволила максимально раскрыться вашим способностям, знаниям, интересам. Чтобы конкретно определить область научных исследований, в которой вы будете работать, следует проанализировать имеющийся у вас «задел» по наиболее близким для вас темам и наличие собственных творческих идей.

Тема научной работы должна быть очень конкретной, сосредоточенной на особенностях какого-либо процесса или явления, их влиянии одного на другое, сравнении и т. п. Помощь в выборе темы может оказать научный руководитель проекта. Кроме того, может быть полезно обратить внимание на смежные области знания: иногда на стыке двух научных дисциплин, например, экономики и социологии, экономики и математики, можно найти такие темы, которые как бы забыты и той и другой отраслями науки, но имеют определенные исследовательские перспективы.

Выбранную тему нужно проанализировать и зафиксировать в четких формулировках. Вы должны определить актуальность темы, научную новизну ваших положений, их практическую и теоретическую значимость.

Применительно к научной работе научная новизна — это признак, наличие которого дает автору право на использование понятия «впервые» при характеристике полученных им результатов и проведенного исследования в целом. В науке понятие «впервые» означает факт отсутствия подобных результатов до их публикации. Применительно к исследовательской работе новизна может также сводиться к так называемому «элементу новизны». Таким элементом может быть, например, введение в научный оборот отдельных новых понятий, использование новых методологических подходов к данной теме, использование в вашей работе данных смежных наук, а также практическая часть работы, если она имеется, — самостоятельно проведенный эксперимент, социологическое исследование и т.п.

План и основные этапы исследования

Подготовка плана исследования может облегчить вам дальнейшую исследовательскую работу, так как в ходе его подготовки вы сможете лучше уяснить для себя содержание и объем будущей работы. Разумеется, нельзя заранее предусмотреть все нюансы, новые идеи или сложности, которые могут возникнуть в процессе исследований, поэтому не следует относиться к плану как к чему-то неизменному. Неизменной является лишь основная цель исследования. Непременным условием создания рабочего плана является логическая связь между последовательными разделами. Этапы исследования должны следовать друг за другом таким образом, чтобы каждый предыдущий этап соответствующим образом подводил вас к последующему. В то же время план должен позволять вносить в него различные тактические изменения при сохранении его основной стратегии. Основные этапы исследовательского процесса можно представить в следующем виде:

— выбор проблемы исследования;

— обзор литературы;

— построение гипотезы;

— выбор программы исследований (определение методов проверки гипотезы;

— сбор данных;

— анализ результатов;

— выводы и рекомендации.

Проблема исследования и его тема — это не одно и то же. Проблема как бы задает ракурс рассмотрения темы, является основной, стержневой для всей работы. В связи с этим, нужно четко, ясно, корректно определить проблему. Она может быть сформулирована в виде проблемной ситуации, нерешенного вопроса, теоретической или практической задачи и т.п. Правильная формулировка проблемы научного исследования является залогом успеха всей работы. А для того, чтобы верно сформулировать проблему, необходимо понять, что в выбранной теме уже было разработано до вас, что еще пока слабо разработано, а чего, вообще, никто не касался. Это возможно лишь на основе изучения имеющейся литературы.

Очень полезным приемом работы с литературными источниками является составление картотеки научных источников по теме. Грамотно составленная картотека даже при беглом обзоре заголовков позволяет охватить проблему в целом. В центре работы над научной литературой всегда находится основная проблема исследования. Изучая источники, следует особое внимание уделить степени изученности проблемы, а полученная и накопленная из литературы информация поможет вам при постановке проблемы. Работу с литературой лучше начинать с наиболее фундаментальных работ, авторы которых обладают максимальным научным авторитетом в данной области, а затем двигаться дальше в направлении от общего к частному — от базисных положений к более конкретным.

После знакомства с научной литературой, связанной с проблемой исследования, ее постановка увязывается с научной гипотезой, которая должна предположить пути решения проблемы. Именно в виде гипотезы первоначально формулируется решение проблемы, которое и составляет главное содержание научной работы. С помощью выдвинутых в процессе работы гипотез и выявленных закономерностей обобщаются ранее известные и полученные в ходе исследования эмпирические данные.

Гипотеза — форма теоретического знания, содержащая предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно и нуждается в доказательстве. Гипотетическое знание носит вероятностный, а не достоверный характер и требует проверки, обоснования. В ходе доказательства выдвинутых гипотез одни из них становятся истинной теорией, другие видоизменяются, уточняются и конкретизируются, третьи отбрасываются, превращаются в заблуждения, если проверка дает отрицательный результат. Выдвижение новой гипотезы, как правило, опирается на результаты проверки старой, даже в том случае, если эти результаты были отрицательными.

После формулировки цели исследования и научной гипотезы, определяются частные, сравнительно самостоятельные цели и задачи исследования в конкретных условиях (для проверки сформулированной гипотезы). Как уже говорилось, одно из главных требований к исследовательской работе — это ее новизна, а это означает, что она должна содержать решение новой научной задачи или новые разработки, расширяющие существующие границы знаний в данной отрасли науки. Гипотеза как раз и может обладать признаками новизны и оригинальности.

Научными результатами исследования могут быть:

— новые или усовершенствованные критерии оценки исследуемых процессов с учетом их показателей;

— новые или усовершенствованные методики анализа, синтеза или расчета основных характеристик объекта;

— разработка или применение математических моделей для комплексного исследования;

— впервые поставленные и решенные задачи, проблемы, темы;

— впервые примененные методы и технологии;

— классические зарубежные и отечественные концепции, впервые привлекаемые для решения теоретических задач.

Очень важно помнить, что все предложенные новые решения должны быть строго аргументированы и критически оценены. Оценка результатов работы должна быть качественной и количественной. Сравнение с известными решениями следует проводить по всем аспектам, в том числе по эффективности. Полезно указать на возможность обобщений, дальнейшего развития методов и идей, а также возможности использования результатов исследования в смежных областях. Вполне возможно, что новая проблема, решаемая в ходе исследования, новизна подхода к ее решению, оригинальные пути достижения результата, новый метод исследования представляют интерес не только для отдельной отрасли знания, но и для науки в целом.

Если научное исследование имеет прикладной характер, то очень важно привести данные, подтверждающие возможность практического использования полученных научных результатов, а в исследовании, имеющем теоретическое значение, следует уделить особое внимание рекомендациям по дальнейшему использованию научных выводов.

Элементы новизны исследования могут заключаться в самых простых формах: впервые поставленная задача или новая постановка известной задачи; новый метод или новое применение известного метода; новые результаты, критерии оценки, конкретные зависимости; усовершенствование имеющихся или разработка новых методик; разработка математических моделей процессов; разработка нового инструментария; создание на основе известных положений нового обобщения с разработками прикладного характера.

Исследовательский подход

Первым этапом теоретической работы часто становится разработка понятийного аппарата, терминологии, которая будет затем использоваться в исследовании в качестве элементарной системы.

Каждая научная работа нуждается в общих принципах, которые в совокупности называются исследовательским подходом. Критериями выбора исследовательского подхода могут служить принципы диалектической логики:

— объективность рассмотрения (при исследовании объекта следует исходить из него самого, а не из нашего представления о нем);

— конкретность (при изучении объекта необходимо учитывать его особенности, специфические условия существования, а принципы и методы исследования объекта использовать лишь в качестве ориентиров);

— всесторонность рассмотрения (объект требуется рассматривать во всех его связях и отношениях);

— историзм (познавая объект, нельзя игнорировать его развитие, самовыдвижение, изменение).

Применение научно обоснованных методов исследования является существеннейшим условием получения новых знаний, поэтому их выбор имеет решающее значение для результатов исследования. Избранный исследовательский подход и используемые методы в совокупности составляют методику исследования. Цепь возникающих гипотез с самого начала потребует применения самых разнообразных методов: статистических, дедуктивных и индуктивных умозаключений и т. д. Когда собранные факты будут составлять обширные совокупности, почти наверняка потребуется применение методов теоретического анализа и синтеза, моделирования и др.

Результаты теоретического исследования находят свое выражение в таких формах, как гипотеза, теория, теоретическое исследование и построение теории изучаемого объекта. Теоретическая работа должна вестись вдумчиво и планомерно и тогда она может привести к озарению — возникновению оригинальных идей и гипотез.

Поскольку критерием истинности результатов теоретической работы обычно является практика, после проведения теоретической работы исследователи часто ставят эксперимент, вновь на эмпирическом уровне. Результаты полученных экспериментальных данных могут видоизменить теоретическое представление о действительности, т.е. круг замыкается, исследование, как правило, поочередно осуществляется то на эмпирическом, то на теоретическом уровне.

Экспериментальная работа направлена на то, чтобы истинность теоретических выводов проверить на практике. Высокая экономическая эффективность от экспериментальной работы — не обязательное требование. Более того, во многих исследованиях экспериментальная работа вообще отсутствует, хотя возможно моделирование. Как бы то ни было, проведение экспериментов — очень желательное направление, которое обеспечивает исследователю возможность наглядно убедиться, что он был прав, первым в мире объяснив природу явления.

Дополнительная привлекательность экспериментальной работы состоит в том, что практическое применение результатов исследования может быть подтверждено документами о внедрении, которые, в свою очередь, повышают ценность и значимость проведенного исследования.

Как правило, экспериментальная работа начинается через некоторое время после начала исследования. Подготовительный этап может занять от нескольких месяцев до полугода, в течение которых следует провести теоретическую работу, результаты которой могут быть проверены с помощью эксперимента.

Сбор фактического материала

Приступая к научной работе, следует составить общее представление о системе хранения и использования научной информации. В отличие от простых студентов, исследователи вынуждены гораздо шире использовать информационные источники, недоступные ни в библиотеке их вуза, ни в книжных магазинах.

Например, для аспирантов работа с научной информацией обычно начинается с ознакомления с диссертациями. Один экземпляр всех диссертаций, защищенных в СССР и Российской Федерации, хранится в Российской государственной библиотеке (РГБ), в читальном зале в г. Химки. Там же имеются экземпляры авторефератов диссертаций. Электронный каталог диссертаций (начиная с 1995 г.) и авторефератов диссертаций (начиная с 1987 г.), хранящихся в РГБ, доступен на сайте http://www.rsl.ru.

Для централизованного сбора, обработки и хранения основных видов научной и технической документации создана Государственная система научно-технической информации (ГСНТИ). Обработкой отечественной и зарубежной литературы по естествознанию и техническим наукам занимается Всероссийский институт научной и технической информации (ВИНИТИ), по общественным наукам — Институт научной информации по общественным наукам при РАН (ИНИОН). Одной из основных функций этих институтов является регулярный выпуск информационных изданий, содержащих не только оперативную информацию о последних публикациях, но и их аннотации. Существуют три основных вида информационных изданий: библиографические, реферативные и обзорные. Помимо РГБ, ИНИОН и иных учреждений системы ГСТНИ, поиск научной информации может проводиться в Государственной публичной научно-технической библиотеке (ГПНТБ), Всероссийской книжной палате, институтах РАН, вузах, с помощью сайтов всемирных общественных организаций (ЮНЕСКО, МОТ) и т.д. С самого начала исследователю полезно определить круг периодических изданий для постоянного отслеживания. Помимо деловых журналов, требуют внимания академические, такие как «Вопросы экономики», «Проблемы теории и практики управления» и международные, например «Economic Modeling», «Marketing science», «Social Science». В просматриваемых публикациях следует обращать внимание на библиографические перечни, а также не забывать о смежных научных областях.

В эпоху информационного взрыва нельзя ограничивать круг поиска, так как это может поставить под вопрос актуальность используемых в исследовании данных. Поэтому для сбора информации можно и нужно использовать возможности, предоставляемые сетью Интернет. Однако, при использовании полученной информации следует проявлять осторожность, ибо «обратной стороной медали» в сети является проблема достоверности данных.

Работа с научной информацией полезна не только из-за найденных публикаций, но и благодаря знакомству со многими системами классификации, помогающими прояснить выбранное научное направление. К таким системам относятся ГРНТИ (Государственный рубрикатор научно-технической информации), УДК (универсальная десятичная классификация), ББК (библиотечно-библиографическая классификация), МКИ (международная классификация исследований) и многие другие. Владение системами классификации необходимо для оформления заявки на НИР, быстрого поиска необходимых публикаций, издания собственных учебных и методических работ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 60; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.61.142 (0.019 с.)