Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сборник методических материалов↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Сборник методических материалов
Ханты-Мансийск 2018
Редакционная коллегия:
автор-составитель Алина Николаевна Вычужанина
научный редактор Елена Георгиевна Мазурова, кандидат философских наук
под общей редакцией Ирины Юрьевны Акентьевой
Методическое обеспечение электронного ресурса подготовки обучающихся к этапам всероссийской олимпиады школьников «Олимп Югры» по истории (10 класс): сборник методических материалов / сост. А. Н. Вычужанина; научн. ред. Е. Г. Мазурова; под общ. ред. И. Ю. Акентьевой; автономное учреждение дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Институт развития образования». – Ханты-Мансийск: Институт развития образования, 2018. – 59 с.
Применение электронных олимпиадных тренажеров в качестве развивающего средства является одним из важнейших аспектов совершенствования процесса подготовки к этапам всероссийской олимпиады школьников, обогащения арсенала методических средств и приемов, позволяющих педагогу-наставнику разнообразить формы подготовки к олимпиадам, сделать данный процесс интересным и запоминающимся для обучающихся. В сборнике представлены методические материалы, включающие задания по истории, являющиеся основой электронного образовательного ресурса – тренажера по подготовке обучающихся к этапам всероссийской олимпиады школьников «Олимп Югры». В подготовке сборника приняли участие педагоги муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения гимназии «Лаборатория Салахова» города Сургута, Создаваемый ресурс предназначен, в первую очередь, для учителей и обучающихся школ Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Достоинством предлагаемого электронного образовательного ресурса является то, что он позволит самостоятельно и (или) с помощью педагога-наставника подготовиться обучающимся 10 класса к школьному, муниципальному и региональному этапам всероссийской олимпиады по истории, понять степень сложности олимпиадных заданий, определить уровень подготовки и оценить собственные возможности.
© АУ «Институт развития образования», 2018 © Вычужанина А. Н., составление, 2018 СОДЕРЖАНИЕ
Введение 4
1. Характеристика методического обеспечения электронного ресурса подготовки обучающихся к этапам всероссийской олимпиады школьников «Олимп Югры» по истории (10 класс) 7
1.1. Краткая характеристика материалов, разработанных для электронного ресурса подготовки обучающихся 10 классов к этапам всероссийской олимпиады школьников «Олимп Югры» по истории 7
1.2. Структура материалов электронного ресурса подготовки обучающихся 10 классов к этапам всероссийской олимпиады школьников «Олимп Югры» по истории 8
1.3. Распределение заданий электронного ресурса подготовки обучающихся 10 классов к этапам всероссийской олимпиады школьников «Олимп Югры» по истории по содержанию, видам умений и способам действий 13
1.4. Рекомендации для педагогов-наставников по использованию электронного ресурса подготовки обучающихся 10 классов к этапам всероссийской олимпиады школьников «Олимп Югры» по истории 17
2. Олимпиадные задания электронного ресурса «Олимп Югры» для подготовки обучающихся 10 классов к этапам всероссийской олимпиады школьников по истории 20
3. Результаты экспертизы методических материалов электронного ресурса «Олимп Югры» для подготовки обучающихся 10 класса к этапам всероссийской олимпиады школьников по истории 53
4. Список литературы 57
Введение Всероссийская олимпиада школьников по масштабности на втором месте после ежегодной государственной итоговой аттестации обучающихся, ведь в олимпиаде принимают участие миллионы школьников, которые демонстрируют знания, полученные по 24 учебным дисциплинам. В 2017-2018 учебном году на всех этапах всероссийской олимпиады школьников приняли участие 15 930 013 обучающихся 5-11 классов, в том числе в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре – 185 170 человек по 21 общеобразовательному предмету. Итоги этапов всероссийской олимпиады школьников в Югре показывают невысокую результативность участия муниципальных команд автономного округа в региональном этапе олимпиады, снижение высоких показателей и призовых мест на заключительном этапе олимпиады по сравнению с успешными субъектами Российской Федерации – лидерами всероссийского олимпиадного движения. Ежегодный анализ результатов этапов всероссийской олимпиады школьников в автономном округе констатирует отсутствие какой-либо положительной динамики качества выполнения олимпиадных заданий участниками на региональном и заключительном этапах олимпиады, недобор проходного балла на заключительный этап по большинству предметов олимпиады (в 2018 году – 14 предметов из 21, что составляет 66,7%). Особое значение в повышении эффективности сопровождения мотивированных обучающихся к участию в высших этапах олимпиады придается анализу качества выполненных олимпиадных заданий. Практика работы образовательных организаций по созданию условий для одаренных детей и молодежи свидетельствует о том, что эффективная подготовка к этапам всероссийской олимпиады школьников является одной из самых трудных задач, стоящих перед педагогами-наставниками. Для решения данной задачи важно оптимизировать современные образовательные ресурсы, чтобы они реально помогли обучающимся пройти все этапы олимпиады по предмету от школьного до заключительного. Необходимым условием качественной подготовки обучающихся к олимпиадам является гармоничное сочетание традиционных форм работы (специальные занятия, тренинги, конкурсы) с использованием передовых технологий, в том числе возможностей электронных образовательных ресурсов. Электронные олимпиадные тренажеры зарекомендовали себя в качестве развивающего средства, оптимизирующего процесс подготовки к этапам олимпиады, позволяющего педагогу-наставнику разнообразить формы подготовки, сделать данный процесс интересным и запоминающимся. Идея разработки регионального электронного образовательного ресурса возникла в 2016-2017 учебном году, а в 2017-2018 году автономным учреждением дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Институт развития образования» началась работа по созданию методического обеспечения электронного ресурса «Олимп Югры» для подготовки обучающихся 9-11 классов к этапам всероссийской олимпиады школьников по 21 общеобразовательному предмету. В 2018 году была создана команда, в состав которой вошли лучшие педагоги-наставники, работающие с одаренными детьми, и профессорско-преподавательский состав учреждений высшего и среднего профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, имеющий опыт работы в предметно-методических комиссиях и жюри муниципального и регионального этапов всероссийской олимпиады школьников. Электронный тренажер «Олимп Югры» создается в системе дистанционного обучения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры АУ «Института развития образования» на базе обучающей платформы Moodle, доступен по электронному адресу в сети интернет http://do.hmao.pro/course/index.php?categoryid=54. Разработка методического обеспечения электронного тренажера рассчитана на три учебных года: предполагается создание большой серии комплектов: 21 предмет по 9,10,11 классу в отдельности, в том числе отдельно для юношей и девушек по технологии и физической культуре. Одновременно с электронным ресурсом проект предусматривает выпуск методических сборников. В 2018 году подготовлен 21 сборник:
Задания олимпиадного тренажера предусматривают в основном два уровня сложности: легкие задания составляют примерно 30 – 50% (базовый уровень) и задания средней трудности – 70-50% (углубленный, продвинутый уровень), которые могут включать 2-3 трудных задания. По некоторым отдельным предметам (право, физика) разработчиками предусмотрено три уровня сложности заданий: легкие задания примерно 25%, задания средней трудности – 60%, и трудные задания – 15%. В тренажере не установлен временной регламент, можно выбирать задания по уровню сложности или по темам. В электронном ресурсе не предусмотрен разбор заданий, только их автоматическая проверка с указанием допущенных ошибок, поэтому важна роль педагога-наставника в объяснении выполнения того или иного задания, решения задач. Создаваемый ресурс предназначен, в первую очередь, для учителей и обучающихся общеобразовательных организаций Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Он предполагает обеспечение самостоятельной и (или) при помощи педагога-наставника подготовки обучающихся 9, 10, 11 классов к школьному, муниципальному и региональному этапам всероссийской олимпиады школьников по 21 предмету. Электронный тренажер позволит обучающимся познакомиться с типами заданий, включаемых в олимпиадные материалы, понять степень их сложности, определить уровень подготовки и оценить собственные результаты. Организация работы по разработке методического обеспечения (электронного ресурса) для подготовки обучающихся к этапам всероссийской олимпиады школьников по истории для 10 класса осуществлялась на основании следующих документов: - приказа Департамента образования и молодёжной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 29.12.2017 № 1974 «Об утверждении государственного задания на оказание услуг (выполнение работ) автономному учреждению дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Институт развития образования» на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов» (в редакции приказа ДОиМП от 03.10.2018 № 1354); - приказа автономного учреждения дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Институт развития образования» от 26.04.2018 № 144-о «Об организации работ по разработке и апробации методического обеспечения (электронных ресурсов) подготовки обучающихся к этапам всероссийской олимпиады школьников по 21-му общеобразовательному предмету с отдельными модулями для педагогов-наставников»; - методических рекомендаций по разработке заданий и требований к проведению школьного и муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по истории в 2017-2018 уч. г., разработанные Центральной предметно-методической комиссией всероссийской олимпиады школьников по истории. Целью подготовки обучающихся к олимпиаде по предмету с помощью электронного олимпиадного тренажёра является контроль и систематизация знаний обучающихся в области истории в период подготовки к этапам всероссийской олимпиады школьников, повышение интереса к предмету. Электронный олимпиадный тренажер по предмету «История» позволяет объективно оценить качество подготовки обучающихся общеобразовательных организаций Ханты-Мансийского автономного округа – Югры к школьному, муниципальному и региональному этапам всероссийской олимпиады школьников по истории. Данный ресурс будет полезным как для проверки и контроля знаний обучающихся, так и для углубленного изучения материала по истории. Применение технологии дистанционной подготовки к олимпиаде позволит улучшить качество знаний обучающихся за счет эффективного сочетания новых информационных, коммуникационных технологий, а также создаст условия для непрерывного образования участников всероссийской олимпиады школьников во внеурочное время.
1. Характеристика методического обеспечения электронного ресурса подготовки обучающихся к этапам всероссийской олимпиады школьников «Олимп Югры» по истории (10 класс) 1.1. Краткая характеристика материалов, разработанных для электронного ресурса подготовки обучающихся к этапам всероссийской олимпиады школьников «Олимп Югры» по истории (10 класс)
Методическое обеспечение электронного ресурса – олимпиадного тренажера для подготовки обучающихся 10 класса к этапам всероссийской олимпиады школьников по истории включает в себя пакет олимпиадных заданий, разработанный на основе Требований центральной предметно-методической комиссии к проведению и составлению олимпиадных заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по истории 2017-2018 учебного года, которые составлены на основе Порядка проведения всероссийской олимпиады школьников, утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 18 ноября 2013 г. №1252 (в ред. Приказов Минобрнауки России от 17.03.2015 № 249, от 17.12.2015 № 1488 и от 17.11.2016 № 1435) с учетом особенностей перевода их в тестовый формат с автоматической проверкой. Он создан на основе открытого банка заданий школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников, проводимого на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и других субъектов РФ. Задания олимпиадного тренажера позволяют установить уровень освоения обучающимися материала повышенного уровня по предмету и их готовность к участию на школьном, муниципальном и региональном уровнях всероссийской олимпиады школьников. Результаты олимпиады по истории на региональном и заключительном этапах признаются образовательными организациями высшего профессионального образования и учитываются при поступлении, что является основным мотивационным фактором для обучающихся при подготовке к олимпиаде, в том числе с использованием электронного тренажера. Содержание олимпиадного тренажера определяется на основе федеральных государственных образовательных стандартов основного и среднего общего образования, программой по истории и методическими рекомендациями центральной предметно-методической комиссии по разработке заданий и требований к проведению школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по истории в 2017/2018 учебном году. Олимпиадный тренажер по истории охватывает содержание курса истории России с древности по настоящее время и нацелен на определение уровня готовности обучающихся к этапам всероссийской олимпиады школьников. Задания олимпиадного тренажера включают значительный пласт фактического материала. В то же время особое внимание уделяется проверке аналитических и информационно-коммуникативных умений обучающихся 10 классов. Акцентируется внимание на заданиях, направленных на проверку следующих умений: § систематизация исторических фактов; § установление причинно-следственных, структурных и иных связей; § использование источников информации разных типов (текстовый источник, таблица, историческая карта, иллюстрация) для решения познавательных задач; § осуществление внешней и внутренней критики источника (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства, цели его создания); § систематизация разнообразной исторической информации на основе своих представлений об общих закономерностях исторического процесса. Ориентация на активную деятельность обучающихся в процессе работы с олимпиадным тренажером, а также привлечение широкого круга исторических источников, проблемных материалов создают возможности для выявления обучающихся, в наибольшей степени заинтересованных результативностью участия в олимпиаде на региональном и заключительном этапах, продолжением образования по данному профилю. Всё указанное выше позволяет качественно дифференцировать обучающихся, работающих с олимпиадным тренажером, по уровню их подготовки по истории. Особенностью олимпиадного тренажера является то, что здесь нет разборов задач и вопросов, только их автоматическая проверка, поэтому очень важна роль педагога-наставника в объяснении решения того или иного вопроса. На основе данного методического обеспечения разработан тренажер подготовки обучающихся к этапам всероссийской олимпиады школьников по истории в системе дистанционного обучения, который доступен по электронному адресу в сети интернет http://do.hmao.pro/course/index.php?categoryid=54 в разделе «Олимп Югры». Для удобства пользователя на «Стартовой» странице системы дистанционного обучения АУ «Института развития образования», расположенном по электронному адресу http://do.hmao.pro/ отображена вся необходимая информация, позволяющая осуществлять быстрый переход и навигацию по разделам электронного ресурса (размещена ссылка перехода на тренажер «Олимп Югры» и в верхнем левом углу указан перечень предметов, заложенных в олимпиадный тренажер). Переход на электронный ресурс осуществляется с помощью удобной ссылки-перехода в виде баннера посредством нажатия на него. Взаимодействие пользователей с системой осуществляется посредством визуального графического интерфейса.
1.2. Структура материалов для электронного ресурса подготовки обучающихся 10 классов к этапам всероссийской олимпиады школьников «Олимп Югры» по истории
Олимпиадный тренажер включает 75 заданий, которые разделены по темам, представленным в таблице 1. Таблица 1 Итого |
75 | 32 | 43 |
В каждой теме предлагаются задания различной сложности – от первой до второй.
В таблице 2 представлено тематическое распределение по номерам заданий с разным уровнем сложности.
Таблица 2
Требования
По истории по темам
№ п/п | Темы | Количество заданий |
1. | История России с древнейших времен до середины XVI в. | 14 |
2. | История России с середины XVI до конца XVII в. | 13 |
3. | История России XVIII в. | 9 |
4. | История России XIX в. | 12 |
5. | История России с начала XX в. до настоящего времени | 27 |
Итого
В каждом разделе предлагаются задания двух уровней сложности.
Как правило, олимпиадный материал по истории состоит из следующих типов заданий:
1.Тестовые вопросы «закрытого» вида с выбором одного правильного ответа из представленных вариантов.
2. Тестовые вопросы «закрытого» вида с выбором нескольких правильных ответов из предложенного списка (рассмотрение определенного явления или эпохи с различных сторон).
3. «Открытые» тестовые вопросы, на которые предлагается ответить самостоятельно.
4. Ряды на определение принципа их построения (определение принципа представленного логического ряда).
5. Ряды на «включение» – «исключение» (выбрать лишнее понятие, явление, событие и т.д. из списка).
6. Хронологические последовательности (расставить в хронологическом порядке несколько событий, понятий и т.д.).
7. Задания на соотнесение двух рядов данных (сопоставление процессов, явлений, понятий, высказываний исторических деятелей и т.д.).
8. Текст с пропусками (вставить необходимые по смыслу даты, имена исторических деятелей, понятия, географические названия и т.д.).
9. Задания по работе с иллюстративными источниками (узнать зрительные образы, назвать дату события, назвать автора источника, художественный стиль и т.д.).
10. Задания на анализ карты (проверить общий уровень знания истории).
11. Задания на анализ документов (название документа, дата создания, авторство и т.д.).
В тренажер не вошли задания, требующие развернутых ответов, где возможны различные варианты их формулировок.
Вышеперечисленный перечень типов заданий тренажера определен образцами заданий предыдущих лет муниципального и регионального уровней всероссийской олимпиады школьников.
Возможности использования электронного олимпиадного тренажера в подготовке обучающихся к олимпиаде по истории
Тренажер предназначен для закрепления теоретических вопросов истории России с древнейших времен до настоящего времени.
После изучения основных вопросов, решения заданий вместе с преподавателем, рекомендуется самостоятельно, без использования дополнительных материалов, попытаться ответить на предложенные вопросы. Можно выбрать вопросы одной группы – с одним вариантом ответа, с множественным выбором, на соотнесение и т.д., либо – по уровню сложности.
Тестирующая система состоит из одного окна, в котором отображаются вопрос, альтернативы ответа на него, элементы пользовательского интерфейса и информационные панели. Часть вопросов снабжены рисунками, которые позволяют более наглядно передать смысл вопроса. При завершении тестирования, обучающемуся и педагогу-наставнику видно, где допущена ошибка. Также выдается подсказка, в случае, если ответ не верный, с указанием верного ответа, где допущена ошибка, если ответ частично верный. Задания, которые вызвали трудности, показывают на какие вопросы нужно обратить еще внимание, прочитать дополнительно нормативно-правовые акты, учебную литературу, при необходимости.
Предмет экспертизы:
Предметом экспертизы является пакет олимпиадных заданий для электронного ресурса по подготовке обучающихся 10 классов к этапам всероссийской олимпиады школьников по истории, включающий в себя:
- текст олимпиадных заданий (75 заданий, в том числе не менее 10 по каждой теме) с вариантами ответов для создания электронного тренажера (с указанием темы/раздела, по которой данное задание представлено, и уровня сложности) по темам:
- История России с древнейших времен до середины XVI в.
- История России с середины XVI до конца XVII в.
- История России XVIII в.
- История России XIX в.
- История России с начала XX в. до настоящего времени;
- рекомендации для педагогов-наставников по подготовке обучающихся к олимпиаде с помощью электронного ресурса (цель электронного олимпиадного тренажера по предмету, краткая характеристика ресурса, структура олимпиадного материала по темам и по типу заданий, возможности использования при подготовке обучающихся к олимпиаде по истории, правила использования).
Разработчик /составитель олимпиадных заданий: Вычужанина Алина Николаевна, учитель истории муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 6», г. Сургут.
Цель экспертизы: проведение комплексного анализа олимпиадных заданий по предмету «История» для электронного ресурса на соответствие требованиям к заданиям, прописанным в методических рекомендациях по разработке заданий, и требованиях к проведению школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников 2017/2018 учебного года по предмету, подготовленных Центральной предметно-методической комиссией.
Задачи экспертизы:
- соответствие форме предоставления тестовых заданий для тренажера ВсОШ;
- проверка заданий на наличие ошибок и внесение необходимых корректировок;
- анализ уровня сложности и доступности для указанной возрастной группы;
- проверка на правильность (научную грамотность) изложения формулировок и пр.;
- выявление оригинальности, новизны заданий, соответствия продвинутому уровню освоения заданий;
- проверка и корректировка заданий на употребление терминов и понятий, не выходящих за пределы изучаемых в рамках учебного плана предметов, или с определением и конкретизацией их непосредственно в задании;
- анализ Характеристики методического обеспечения электронного ресурса подготовки обучающихся к этапам всероссийской олимпиады школьников по предмету;
- определение ценности методического обеспечения (электронного ресурса) подготовки обучающихся к этапам всероссийской олимпиады школьников, как экспертируемого объекта, размер/границы их применения, формирование выводов о значимости и привлекательности заданий для распространения широкой аудитории заинтересованных лиц;
- определение эффективности заданий, действенности (не только результативности, но и «жизненности»), т.е. возможности получения ожидаемых желательных результатов, а именно развития с помощью данных заданий у обучающихся творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности, пропаганда научных знаний и как результат отбор наиболее талантливых обучающихся в состав участников следующих этапов олимпиады.
Общие сведения. Общее количество тестовых вопросов, с вариантами ответов для создания электронного тренажера составляет 75 заданий (Таблица 7):
Таблица 7
Тема
Всего заданий
Уровень сложности
1
2
В комплекте заданий в ходе предварительной экспертизы были отмечены некоторые недочеты в части сложности, оригинальности и новизны (задания №№ 4,11, 13,16,18,21,25,26,27,39,57), описания характеристики электронного ресурса, которые были устранены разработчиком.
Результаты экспертизы. Методическое обеспечение электронного ресурса – олимпиадного тренажера для подготовки обучающихся 10 класса к этапам всероссийской олимпиады школьников по истории включает в себя пакет олимпиадных заданий, который разработан на основе «Методических рекомендации центральной предметно-методической комиссии по предмету за 2017-2018 учебный год».
Составленные разработчиком рекомендации для педагогов-наставников по подготовке обучающихся к олимпиаде с помощью электронного ресурса (объем, структура, учет требований к разработке олимпиадного тренажера, полнота раскрытия содержания) могут использоваться при подготовке обучающихся к олимпиаде по предмету «История».
Задания позволяют выявить специальные знания, компетенции, подталкивают участников к самостоятельному размышлению над материалом, развивают уже известные знания по истории. В ходе выполнения задании можно выявить начитанность и общий культурный уровень участников, умение работать с различными источниками (иллюстрации, карты, схемы, диаграммы, таблицы, тексты и т.д.).
Разработчик выдержал стандартную периодизацию истории, закрепленную в школьной программе для 10 классов. Большинство заданий посвящено отечественной истории, но присутствовали также вопросы, связанные со всеобщей историей. Доля баллов, получаемых за вопросы, связанные с всеобщей историей, для обучающихся 10 классов не превышает принятую норму (30 %).
Вопросы в заданиях отражают проблемы политической истории, социально-экономической истории, культуры, внешней политики России и др. Включены в комплект заданий и вопросы, связанные с региональным компонентом (задание 74-75).
Задания олимпиадного тренажера позволят установить уровень освоения обучающимися материала повышенной сложности по истории и их готовность к участию на школьном, муниципальном и региональном этапах всероссийской олимпиады школьников. Содержание олимпиадного тренажера соответствует требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов основного и среднего образования, федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования (углубленный уровень), примерной программы среднего общего образования по истории.
Таблица 9
Список литературы и Интернет ресурсов
1. Александров, В. Н. История русского искусства / В. Н. Александров. – Минск: ХАРВЕСТ, 2007. – 736 с.
2. Демоверсии, спецификации, кодификаторы [Электронный ресурс] // Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Федеральный институт педагогических измерений [Электронный ресурс]: сайт. – URL: http://fipi.ru/ege-i-gve-11/demoversii-specifikacii-kodifikatory (дата обращения: 19.10.2018).
3. Историческая библиотека [Электронный ресурс]: сайт. – URL: historylib.org http://historylib.org/ (дата обращения: 19.10.2018).
4. Исторические источники на русском языке в Интернете [Электронный ресурс] // Электронная библиотека Исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова: сайт. – URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/ (дата обращения: 19.10.2018).
5. История Военного Дела: исследования и источники [Электронный ресурс] // История военного дела: исследования и источники: сайт журнала. – URL: http://www.milhist.info/ (дата обращения: 19.10.2018).
6. История России XIX века – письменные, статистические и графические источники [Электронные ресурс] // История России XIX века – письменные, статистические и графические источники: сайт. – URL: http://xix-vek.ru/ (дата обращения: 19.10.2018).
7. Кацва, Л. А. История Отечества: справочник для старшеклассников и поступающих в ВУЗы. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2012. – 848 с.
8. Козленко, С. И. История. Всероссийские олимпиады / С. И. Козленко, И. В. Козленко. – Вып. 1. – М.: Просвещение, 2008.
9. Материалы русской истории [Электронный ресурс]: сайт. – URL: http://www.magister.msk.ru/library/history/history1.htm (дата обращения: 19.10.2018).
10. Мероприятия [Электронный ресурс] // Олимпиады для школьников [Сайт]. – URL: https://info.olimpiada.ru/activities (дата обращения: 19.10.2018).
11. Открытый банк заданий ЕГЭ [Электронный ресурс] // Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Федеральный институт педагогических измерений»: сайт. – URL: http://www.fipi.ru/content/otkrytyy-bank-zadaniy-ege (дата обращения: 19.10.2018).
12. Павленко, Н. И., История России с древнейших времен до конца XIX века. 10 класс. Базовый уровень / Н. И. Павленко, И.Л. Андреев, Л. М. Ляшенко. – 5-е изд., стереотип. – М.: 2012. – 336 с.
13. Домонгол. Портал древней культуры и искусства [Электронный ресурс]: сайт. – URL: http://domongol.org/index.php (дата обращения: 19.10.2018).
14. Хронос. Всемирная история в интернете [Электронный ресурс]: сайт. – URL: http://hrono.info/ (дата обращения: 19.10.2018).
15. Талызина, А. А. Всероссийская олимпиада по истории 2009-2010 г. / А. А. Талызина, А. С., Усачев, Д. А. Хитров, Д. А. Черненко // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2010. – № 9.
16. История России с древнейших времен до начала XXI века: в 3-х т. / под ред. акад. РАН Л. В. Милова. – М.: ЭКСМО, 2006.
Т. 1: История России с древнейших времён до конца XVII в. 768 с.
Т. 2: История России XVIII-XIX вв. 784 с.
Т. 3: История России XX начала XXI в. – 960 с.
17. Уроки истории XX век [Электронный ресурс]: сайт. – URL: http://urokiistorii.ru/ (дата обращения: 19.10.2018).
18. Хитров, Д. А. Использование исторических источников в олимпиадных задачах // Преподавание истории в школе. – 2011. – № 7.
19. Хитров, Д. А. Олимпиадные задачи по истории // Преподавание истории в школе. – 2010. – № 9.
20. Родная история [Электронный ресурс]: сайт. – URL: http://rodnaya-istoriya.ru/ (дата обращения: 19.10.2018).
21. РусАрх. Электронная научная библиотека по истории древнерусской архитектуры [Электронный ресурс]: сайт. – URL: http://www.rusarch.ru/index.htm (дата обращения: 19.10.2018).
Редакционная коллегия:
автор-составитель
Алина Николаевна Вычужанина
научный редактор
Елена Георгиевна Мазурова, кандидат философских наук
под общей редакцией
Ирины Юрьевны Акентьевой
Рецензент: Харина Наталья Сергеевна, кандидат исторических наук
доцент кафедры истории, философии и права Юридического института федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования
«Югорский государственный университет»
Методическое обеспечение электронного ресурса подготовки обучающихся
к этапам всероссийской олимпиады школьников
«Олимп Югры» по ИСТОРИИ
(10 класс)
Сборник методических материалов
Ханты-Мансийск
2018
УДК 372.8 ББК 74.266.3+63.3 М 54 | Рекомендовано к изданию решением Научно-методической комиссии Ученого совета АУ «Институт развития образования» Протокол № 7 от 07.11.2018 г. |
Редакционная коллегия:
автор-составитель
Алина Николаевна Вычужанина
научный редактор
Елена Георгиевна Мазурова, кандидат философских наук
под общей редакцией
Ирины Юрьевны Акентьевой
Методическое обеспечение электронного ресурса подготовки обучающихся к этапам всероссийской олимпиады школьников «Олимп Югры» по истории (10 класс): сборник методических материалов / сост. А. Н. Вычужанина; научн. ред. Е. Г. Мазурова; под общ. ред. И. Ю. Акентьевой; автономное учреждение дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Институт развития образования». – Ханты-Мансийск: Институт развития образования, 2018. – 59 с.
Применение электронных олимпиадных тренажеров в качестве развивающего средства является одним из важнейших аспектов совершенствования процесса подготовки к этапам всероссийской олимпиады школьников, обогащения арсенала методических средств и приемов, позволяющих педагогу-наставнику разнообразить формы подготовки к олимпиадам, сделать данный процесс интересным и запоминающимся для обучающихся. В сборнике представлены методические материалы, включающие задания по истории, являющиеся основой электронного образовательного ресурса – тренажера по подготовке обучающихся к этапам всероссийской олимпиады школьников «Олимп Югры». В подготовке сборника приняли участие педагоги муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения гимназии «Лаборатория Салахова» города Сургута,
Создаваемый ресурс предназначен, в первую очередь, для учителей и обучающихся школ Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Достоинством предлагаемого электронного образовательного ресурса является то, что он позволит самостоятельно и (или) с помощью педагога-наставника подготовиться обучающимся 10 класса к школьному, муниципальному и региональному этапам всероссийской олимпиады по истории, понять степень сложности олимпиадных заданий, определить уровень подготовки и оценить собственные возможности.
© АУ «Институт развития образования», 2018
© Вычужанина А. Н., составление, 2018
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 4
1. Хара
| Поделиться: |
Познавательные статьи:
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 155; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.147.151 (0.017 с.)