По выполнению практических работ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По выполнению практических работ



МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

 

по дисциплине История

      для студентов 1   курса

основной профессиональной образовательной программы

по профессии

Повар, кондитер

Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей

Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)

 

Свирск,2017г.

 

 

Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Иркутской области «Свирский электромеханический техникум»

 

 

Разработчик: Позднякова О.М., преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ «СЭМТ»

 

  Методические указания одобрены на заседании методического совета Протокол №__ 1 __ от «_____»_____________2017г  

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

                                                                                                                                                                                    стр.

1. Пояснительная записка …………………………………………………………………........4

2. Методические рекомендации по выполнению практических работ…………………....6                                                                                                                              

3. Перечень практических занятий по учебной дисциплине                      

История ……………………………………………………………………………………........8                                                                                                                 

4.Методические указания к проведению практического занятия №1……………………….9                

5.Методические указания к проведению практического занятия №2 ……………………...10                               

6.Методические указания к проведению практического занятия №3………………………15                        

7.Методические указания к проведению практического занятия №4 ……………………...20                       

8. Методические указания к проведению практического занятия №5…………………….23

9. Методические указания к проведению практического занятия №6…………………….27

10. Методические указания к проведению практического занятия №7………………….....31

11. Методические указания к проведению практического занятия №8…………………….32

12. Методические указания к проведению практического занятия №9…………………….34

13. Методические указания к проведению практического занятия №10 …………………..42

14. Методические указания к проведению практического занятия №11…………………...44

15. Методические указания к проведению практического занятия №12…………………...51

16. Методические указания к проведению практического занятия №13…………………...56

17. Методические указания к проведению практического занятия №14…………………...63

18. Информационное обеспечение ……………………………………………………………68

 

 

Пояснительная записка

Практические работы в данном сборнике разработаны в соответствии с требованиями рабочей программы учебной дисциплины «История» (базовый уровень). Практические работы по курсу «История» направлены на формирование умения ориентироваться в экономической, политической и культурной ситуации в России и мире, выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем; систематизацию теоретических знаний, формирование связи теории с практикой. Практические работы призваны выработать умение ориентироваться в историческом пространстве российского общества, развить интеллектуальные, аналитические способности студента.

Цель составления Сборника практических работ для студентов по дисциплине «История»:

Сформировать у студента навыки работы с информационными ресурсами и установления причинно-следственных связей между историческими фактами и пространственно-временными рамками

Как выделить в тексте главное

1. Внимательно прочитай текст.

2. Подумай, о чем (или о ком) говорится в этом тексте.

3. Что говорится об этом?

4. Раздели текст на законченные части.

5. Какие слова являются самыми важными в каждой части? Назовем их ключевыми. Без каких слов можно обойтись? Назовем их второстепенными.

6. Отдели главное от второстепенного (произведи сортировку материала).

7. Обозначь в тексте (или зафиксируй в процессе слушания) смысловые опорные пункты для пересказа.

8. С помощью ключевых слов сформулируй главные мысли.

9. Составь план или придумай заголовки. Можно это сделать в виде рисунков, знаков. Главные мысли повтори вслух.

10.По этим пунктам коротко перескажи (или запиши) главное.

11.Запомни приемы выделения главного.

Практическая работа №1

Практическая работа №2

Практическая работа №3

ТЕМА: РУСЬ В VII - Х II в. в.

ЦЕЛИ:

1. Определение влияния географических особенностей Восточной Европы на образ жизни населявших ее людей.

2. Определение основных черт устройства общества восточных славян.

3. Рассмотрение формирования основ государственности восточных славян.

4. Рассмотрение основных направлений деятельности первых русских князей.

5. Развить навыки работы с текстом, схемами, выделения главного, систематизации, работы с исторической картой.

ЗАДАНИЯ:

1.Рассмотрите схему «Общественный строй восточных славян», найдите ответы на вопросы:

1. Какими коллективами жили восточные славяне?

2. Как можно охарактеризовать общественный строй восточных славян? Почему он так называется?

3. Какие экономические причины привели к появлению государственности у восточных славян?

4. Какие социальные причины привели к появлению государственности у восточных славян?

2.Рассмотрите схемы «Деятельность первых киевских князей» и работая с учебником; выделите основные направления внутренней и внешней политики Олега, Игоря, Ольги, Святослава; материал систематизируйте в виде таблицы:

Князь

Годы правления

Направление деятельности

  Внутренняя политика Внешняя политика
Олег      
Игорь      
Ольга      
Святослав      

 

                  ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН

 Необходимость расчистки больших участков леса
 Примитивность орудий труда
Необходимость коллективных усилий
Объединение славян в рамках родовой общины
   Постепенно родовая община сменяется соседской
Выделение племенных вождей и старейшин; создание военной дружины во главе с князем
Военные походы с целью грабежа становятся постоянными (период «военной демократии»)
Превращение дружинников в профессиональных воинов, их благополучие всецело зависело от добычи и военных способностей князя
Дружинники отрываются от общины и становятся главной опорой князя
Князь, опираясь на силу своей дружины, начинает превращаться в независимого правителя
С VIII в. князья начинают собирать с общин дань, первоначально за охрану от вражеских набегов
Общая пахотная земля стала распадаться на отдельные участки, принадлежавшие отдельным семьям
Падение власти родовых старейшин, основанной на авторитете
Стремление племенной знати захватить лучшие земли
Попытки родовых общинников завладеть землей соседей
Рост вражды и междуусобной борьбы
Потребовалась власть, способная навести порядок в обществе силой принуждения, а не авторитета
СКЛАДЫВАНИЕ ВНУТРЕННИХ                           ПРЕДПОСЫЛОК ДЛЯ СОЗДАНИЯ ГОСУДАРСТВА
Возможность обработки земли силами отдельной семьи
Необходимость защиты от набегов кочевников - степняков
1
2
3
4
75
65
5
145
85
95
15
16
175
105
115
185
195
125
205
13

 

 


ПРАВЛЕНИЕ КНЯЗЯ ИГОРЯ

Заключил мир с подошедшими к границам Руси печенегами
ИГОРЬ (912-945)
Продолжил объединение восточных славянских племен
Покорил уличей, тиверцев, заставил древлян снова платить дань. При попытке повторного сбора дани был убит древлянами
Основание русских поселений вблизи византийских колоний в Крыму и Северном Причерноморье
Обеспокоенность Византии. Русско-Византийская война (941-944)  
Несмотря на ряд одержанных побед, Византия оказалась не в состоянии вести затяжную войну и обратилась к Игорю с просьбой о мире
Заключение взаимовыгодного договора: Византия обязывалась продолжать выплату ежегодной дани Руси; отменялось право беспошлинной русской торговли в Византии; заключение военного союза
2
1    
5
6
3
4
7
8

 


ПРАВЛЕНИЕ КНЯГИНИ ОЛЬГИ

Ольга (945-962)
жестоко наказала древлян за убийство мужа
попытка поднять международный авторитет Руси и княжеской династии
 957 г. посольство Ольги в Константинополь
крещение княгини Ольги
стремление Ольги сделать христианство государственной религией
сопротивление правящих кругов и сына Святослава
язычество осталось официальной религией
сожжена столица древлян – Искоростень, древляне были обложены тяжелой данью
установление норм взимания дани и места их сбора - погосты
замена полюдья организованной системой налогообложения
установление порядка внутри государства
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
12
13

 

 


ПРАВЛЕНИЕ КНЯЗЯ СВЯТОСЛАВА

Святослав (962-972)  
завершил процесс объединения восточнославянских племён, подчинив вятичей
активная внешняя политика Киевской Руси
далёкие военные походы на Восток
стремление расширить территорию Руси и обеспечить безопасность восточных торговых путей для русских купцов
война и разгром Дунайской Болгарии
разгром Волжской Болгарии и Хазарского каганата
переход земель по нижнему течению Дуная к Руси
3
5
6
7
8
9
4
2
1
обеспокоенность Византии, так как русские владения приблизились к её границам
970-971 русско - византийская война, закончившаяся поражением Руси
подписание мирного договора
Византия признала за Русью её завоевание в Причерноморье и Поволжье
Русь обязалась больше не нападать на Болгарию и Византию
РАСШИРЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ГРАНИЦ КИЕВСКОЙ РУСИ
10
11
132
12
14

 

 


Практическая работа №4

КИЕВСКОЕ КНЯЖЕСТВО

Киевское княжество по-прежнему считалось первым среди других русских княжеств. Его князь продолжал носить титул великого киевского князя. Киев сохранил и свою историческую славу матери русских городов. Оставался он и главным религиозным центром русских земель. Но вместе с тем с 1140-х гг. Киев безвозвратно потерял контроль над русскими землями и превратился в одно из русских княжеств, с которым все меньше считались сильные соседи. Все более пустынными становились водные пространства Днепра, умирал международный путь "из варяг в греки". Для Киевской земли ушли в прошлое большая европейская политика, грандиозные походы на Балканы, в центр Европы, в глубь половецкой степи. Теперь внешняя политика Киева сосредоточилась на борьбе с Северо-Восточной Русью, с Юрием Долгоруким и его наследниками и на изнуряющих схватках с половцами.

ГАЛИЦКО-ВОЛЫНСКОЕ КНЯЖЕСТВО

В Юго-Западной Руси сформировалось мощное Галицко-Волынское княжество. Здесь появились крупные, богатые, хорошо укрепленные города - Владимир-Волынский, Галич, Перемышль, Луцк, Холм, Дорогобуж, Червен, Бужеск и др. Большую силу в Галицко-Волынской земле приобрело мощное боярство, располагавшее обширными землями. Бояре опирались на многочисленных дружинников и со временем стали соперничать с местными князьями.

В середине XII в. от Волынского княжества отделилось Галицкое княжество с центром в Галиче, богатом торговом и промышленном городе. Борьба князей между собой, а также противостояние княжеской власти и боярских группировок, в котором активное участие приняло городское население, привели к длительным и тяжелым смутам в Галицкой земле. И все же, именно Галицко-Волынская земля раньше других русских княжеств, стала выходить из состояния политической неразберихи, и княжеская власть, опираясь на поддержку горожан, попыталась унять своеволие боярских группировок.

ГОСПОДИН ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД

Господин Великий Новгород, как называли его современники, рано обособился от Киева. Новгородская земля простиралась от Балтики до Уральских гор, от Белого моря и берегов Ледовитого океана до междуречья Волги и Оки. С самого начала русской государственности Новгород выступал наравне с Киевом за лидерство в русских землях. Но одновременно Новгород постоянно стремился сохранить свое особое положение в русских землях, утвердить свою вольность. Хотя киевские правители регулярно посылали в Новгород наместников - своих старших сыновей, княжеская власть никогда не была здесь такой сильной, как в других русских княжествах. Это объяснялось мощью местного боярства, силой городских слоев - богатого купечества и ремесленников. Большой авторитет имел здесь местный руководитель Русской Православной Церкви - новгородский архиепископ, или владыка, как его величали.

Причина особой роли Новгорода в русской истории лежала в самом строе жизни города. Долгое время он располагался в центре важных торговых путей - в Южную Прибалтику и далее - в немецкие земли, Скандинавию, а также в страны Востока. Новгород вырос на торговле, труде ремесленников, на пушном промысле, на хозяйствах крупных землевладельцев. Здесь ранее, чем в других городах, появились купеческие объединения. Со временем в Новгородской земле выросли крупные города Псков и Изборск; по-прежнему заметную роль играла Ладога.

Сюда не доходили печенеги и половцы. Это создавало благоприятные условия для развития края.

Большую силу в Новгороде со временем получили крупные землевладельцы - бояре. Интересы боярства, купечества, Церкви сплетались воедино. Вот почему верхушка города, так называемая аристократия, опираясь на свои богатства, играла весьма значительную роль в жизни города.

Аристократия вела за собой в политической жизни ремесленников, прочий люд. Новгород выступал единым фронтом против постоянного политического давления то со стороны Киева, то со стороны Ростово-Суздальского княжества.

Городские власти выбирались на вече, здесь же обсуждались кандидатуры приглашаемых князей, определялась военная политика. По существу, это была республиканская форма правления. Новгородское княжество нередко именуют Новгородской аристократической республикой, потому что в реальности все рычаги управления и влияния находились в руках аристократии.

Практическая работа №5

ТЕМА: Образование единого Русского государства

 ЦЕЛИ:

1.Оценить деятельность Ивана III

2. Рассмотреть процесс возвышения Москвы

  3.Развить навыки работы с текстом, схемами, выделения главного, систематизации, работы с исторической картой.

ЗАДАНИЯ:

1.Работая с приложениями ответьте на вопросы

  1.   Укажите основные итоги правления князя Ивана III.
  2. Назовите даты и территории, присоединенные к Московскому княжеству во 2-й половине 15-нач.16вв. (см. Приложение 1)
  3. Как им удалось устранить суверенитет Новгорода?(см. Приложение 2.) Чем сопровождался этот процесс?
  4. Почему женитьба Ивана III на византийской царевне Софье Палеолог (см. Приложение 1) способствовала росту престижа московских правителей?
  5. Почему папа римский Павел II способствовал этому браку? (см. Приложение 1)

Приложение 1

Иван III Васильевич (1440–1505) – великий князь московский (с 1462г.). Родился 22 января 1440г. в Москве. Отец – Василий II Темный, мать – Мария Ярославна, боровская княжна. В 1450г. был объявлен соправителем отца Василия II Темного. В 1452г. был обвенчан с княжной Марией Борисовной. В 1462г. после смерти отца стал официально московским великим князем, продолжив борьбу отца с сепаратизмом удельных князей, за объединение русских земель в единое государство.

В 1463г. при Иване III к Москве было присоединено Ярославское княжество. Однако, в 1464г. ему пришлось подтвердить независимость Рязани и Твери. В 1467г. совершил неудачный поход на Казань. В апреле того же года умерла (возможно была отравлена) его жена Марья Борисовна. от брака с которой остался девятилетний сын Иван Молодой. С 1468г. Иван III стал ходить с ним в военные походы, а позднее во время своих походов – оставлял сына управлять Москвой.

В 1470г. Иван Васильевич, рассорившись с Новгородом, потребовал с города выкуп, а 14 июля 1471г. в битве при р. Шелони одержал победу над новгородцами, которые обещали выплатить Москве 80 пудов серебра.

Летом 1472г. московские войска вторглись в земли Великой Перми. Пермская земля попала под власть московского великого князя. Это открывало дорогу Москве на Север с его пушным богатством, в сторону р. Камы и захвату восточных земель Казанского ханства.

В ноябре 1472г. по предложению папы римского Иван III вступил в брак с племянницей последнего византийского императора Константина Палеолога Софьей Фоминешной Палеолог. После венчания Иван III приказал Московский герб с изображением поражающего змея Георгия Победоносца объединить с двуглавым орлом – древним гербом Византии Атрибутами царской власти при обряде венчания на царство стали кроме герба с двуглавым орлом шапка Мономаха и бармы. Брак с Софей Палеолог способствовал повышению авторитета московского князя среди других русских князей и облегчал задачу по собиранию русских земель.

В 1474г. к Москве было присоединено Ростовское княжество и заключен дружественный союз с крымским ханом Менгли-Гиреем. В 1476г. Иван III сделал важный шаг на пути освобождения от Орды, перестав платить ей ежегодный денежный «выход» (дань). В 1477г., оставив Ивана Молодого в Москве, Иван III пошел на Великий Новгород и, подчинив его, к 1478г. укрепил свое положение на западных границах. Символ новгородской вольности – вечевой колокол был увезен в Москву. Видные представители боярства, враждебные Москве, были арестованы и отправлены в ссылку.

В октябре 1480г. хан Ахмет подошел к Угре, пытаясь перейти на левый берег, но был отбит русски-ми. Началось противостояние русских и татар, вошедшее в историю как «Стояние на реке Угре», которое фактически положило конец ордынскому игу, продолжавшемуся более 240 лет.

С 1481 по 1504 гг. были отвоеваны земли Ливонского ордена, который был обязан платить Москве дань за г. Юрьев. К Московскому княжеству были присоединены Тверское княжество, Угличский удел, Югорская земля, взята Казань и покорена Вятка. По мирному договору с Литвой 1503г., Москве отошло 19 городов (Чернигов, Новгород-Северский, Гомель, Брянск и др.), а также 70 волостей, 22 городища, 13 сел. По завещанию брата Бориса Иван III присоединил к Москве Рузу и земли вокруг нее. Таким образом, к концу правления Ивана III территория Московского княжества увеличилась с 24 тыс. до 64 тыс. кв. км.

По мере усиления власти московского князя укреплялся его престиж в других странах. При Иване III были установлены дипломатические связи с Германией. В 1489г. Иван III получил первую дружественную грамоту от немецкого императора Фредерика III. В 1492г. Ивану III удалось установить дружеские отношения с турецким султаном, а затем с Римом, Венгрией, Молдавией, Крымом и Ираном.

Укреплению позиций Ивана III внутри государства способствовало укрепление национального самосознания русского народа. Большинство уделов было ликвидировано, превратившись в простые вотчины. Иван III внес крупные изменения в великокняжеское дворцово-вотчинное управление, меняя его на приказную систему. В 1497г. по приказу Ивана III дьяком Владимиром Гусевым был составлен Судебник – своеобразный кодекс феодального права, который защищал землевладельцев-феодалов и ограничил переход крестьян от феодала к феодалу так называемым «Юрьевым днем». При Иване III расширялось поместное землевладение, стала увеличиваться роль дворянства.

При Иване III на подступах к Москве возведены крепостные стены в Коломне и Туле. В Кремле было полностью закончено строительство православных соборов – Успенского и Благовещенского, почти завершено возведение усыпальницы великих князей – Архангельского собора.

В дворцовой жизни Москвы был установлен пышный и торжественный этикет. Была принята новая форма государственной печати с изображением двуглавого орла. Для обоснования царского происхождения русских князей составлена генеалогия, по которой родоначальник русских князей Рюрик являлся потомком цезаря Августа, а в 14-ом колене – сам Иван III.

При Иване III по образцу Византии был введен его полный титул: «Иоанн, Божиею милостию государь всея Руси и великий князь владимирский, и московский, и новгородский, и псковский, и тверской, и югорский, и пермский, и болгарский, и иных». В ходе дипломатических отношений с Ливонией и германскими городами Иван III называл себя «царем всея Руси», датский король именовал его «императором», позднее Иван III в одной из грамот назвал сына Василия «самодержцем всея Руси».

Умер Иван III 27 октября 1505 в Москве в возрасте 65-лет. Был похоронен в Архангельском соборе Кремля.

Приложение 2

ОТРЫВОК ИЗ МОСКОВСКОГО ЛЕТОПИСНОГО СВОДА XV в. О ПОХОДЕ НА НОВГОРОД МОСКОВСКИХ ВОЙСК В 1471 г. (Извлечение)

Слышав же сие книзь велики Иван Васильевич, что во отчине его в Великом Новегороде възмятение велико, и начат посылати к ним послы своя, глаголя так: “отчина есте моя, людие Новогородстии, изначала от дед и прадед наших, от великого князя Володимера, крестившего землю Русскую, от правнука Рюрикова, первого великого князя в земли вашеи. И от того Рюрика даже и до сего дне знали есте один род тех великых князеи, преже Киевъскых, до великого князя Дмитреа Юрьевича Всеволода Володимерьского. А от того великого князя даже и до мене, род их, мы владеем вами и жалуем вас и бороним отвселе, а и казнити волны же есмь, коли на нас не по старине смотрити начнете. А за королем ни которым, ни за великим князем Литовским не бывали есте, как и земля ваша стала. А нынеча от христианьства отступаете а Латынству чрес крестное целование, а яз, князь велики, ни которые силы не чиню над вами, ни тягости не налагаю выше того, как было при отце моем, великом князе Василье Васильевиче, и при деде моем и при прадеде и при прочих великых князеи рода нашего, но еще и жаловати вас хочю, свою отчину”. То же слышавши Новогородстии людие, боаря их и посадници и тысяцкые и житии людие, которые не хотяще первого своего обычая и крестного целованиа преступити, ради быша вси сему и правити ся хотяще к великому князю по старине. А предиреченнии они Исаковы дети и с прочими с их поборникы и с наимиты своими, яко възбеснеша или яко звери дивии безчеловечен разум имуще, князя великого послов речеи, тако же и митрополита Филиппа посла, ни слышети не хотяху, но и еще наимоваху злых тех смердов, убииц, шилников и прочих безъименитых мужиков, иже скотом подобии суть, ничто же разума имущих, но точию едино кричание, иже и безсловесная животнаа не сице рычаху, их же они и Новогородстии людие невегласи государем зовут себе великим Великым Новымгородом...

И князь великы прием благословенье от митрополита Филиппа, тако же и от всех святитель земли своея и от всего священного собора, и начат въоружатися ити на них <...>.Князь велики Иван Васильевич поиде на Великы Новгород... А воеводы великого князя поидоша к Шолоне, и яко пришедшим им к берегу реки тоя, иде же брести чрес ея, оже в ту же пору прииде ту рать Новогородскаа противу их с другиа страны от града своего к той же реце Шолоне, многое множество, яко и ужаснутися полком великого князя, поне же бо в мале бяху <...>. Воеводы же великого князя, аще и в мале беста, <...> яко с пять тысячь их толко бе, но видевше многое воиньство их и положше упование на господа бога и пречистую матерь его и на правду своего государя великого князя, <...> яко лвы рыкающе, чрес реку ону великую <...> вси цели и здрави преидоша ея. Видевше же се Новогородци устрашишася зело, възмутившася и восколебашася, яко пьаны, а си пришел на них начаша преже стреляти их, и тако въскоре побегоша гоними гневом божиим за свою их неправду и за отступление не токмо от своего государя, но и от самого господа бога.

2.Рассматривая деятельность Ивана III по созданию административно-управленческого аппарата, необходимо, работая с учебником и документом:

1.Проанализировать, дать оценку Судебнику 1497 г. и его роли в процессе законодательного оформления крепостного права;

2.Определить причины, способствовавшие формированию деспотического характера власти в Московском государстве.

Судебник 1497 г. (извлечение)

<…>Статья 57. О христианском отказе. А христианом (крестьянам) отказыватися из волости, ис села в село, один срок в году, за неделю до Юрьева дни осеннего и неделю после Юрьева дни осеннего. Дворы пожилые платят в полех за двое рубль. а в лесех полтина. А которой христианин поживет за ким год да пойдет прочь, и он платит четверть двора, а два года поживет да поидеть прочь, и он полдвора платит; а три годы поживет, а пойдет прочь, и он платит три четверти двора, а четыре годы поживет, и он весь Двор«Лета 7006-го месяца септемвриа уложил князь великий Иван Васильевич всея Руси с детми своими и с бояры в суде как судити бояром и околничим платит. <…>

Статья 66. О полной грамоте (самопродажа в рабство). По полной грамоте холоп. По тиуньству и по ключю по сельскому холоп з докладом и без докладу, и с женою и с детми, которые у одного государя; а которые его дети у иного или себе учнут жиги, то не холопи; а по городцкому ключю (служба. — Сост.) не холоп; по робе холоп, по холопе роба, приданой холоп, по духовной холоп. <…>

Приложение 3

Из «Повести о стоянии на Угре».

«...Князь великий поехал из Коломны на Москву к церквам Спаса и Пречистой Богородицы и к святым чудотворцам, прося помощи и защиты православному христианству, желая обсудить и обдумать это с отцом сво­им митрополитом Геронтием, и со своей матерью великой княгиней Мар­фой, н со своим дядей Михаилом Андреевичем, и со своим духовным отцом архиепископом Ростовским Вассианом, и со своими боярами — ибо все они тогда пребывали в осаде в Москве. И молили его великим молением, чтобы он крепко стоял за православное христианство...

Князь великий послушался их мольбы: взял благословение, пошел на Утру и, придя, стал у Кременца с небольшим числом людей, а всех осталь­ных людей отпустил на Угру...

Хан Ахмат же со всеми татарами пошел по Литовской земле мимо Мценска, Любутска и Одоева и, придя, стал у Воротынска, ожидая, что король придет к нему на помощь. Король же не пришел к нему и сил своих не послал... Ахмат же пришел к Угре со всеми силами, хотя перейти реку...

И пришли татары, начали стрелять, а наши — в них, одни наступали на войска князя Андрея, другие многие — на великого князя, а третьи внезап­но нападали на воевод. Наши поразили многих стрелами и нз пищалей, а их стрелы падали между нашими и никого не задевали. И отбили их от бе­рега. И много дней наступали, сражаясь, и не одолели, ждали, пока станет река...

Когда же река стала, тогда князь великий повелел своему сыну, велико­му князю, и брату своему князю Андрею, и всем воеводам со всеми силами перейти к себе в Кременец, боясь наступления татар, — чтобы, соединив­шись, вступить в битву с противником... Вот тут-то и случилось чудо Пре­чистой: одни от других бежали, и никто никого не преследовал.

Хан же бежал в Орду, и пришел на него ногайский царь Иван, и Орду взял, и его убил... И так избавил Бог и Пречистая Русскую землю...».

 

Практическая работа №6

Практическая работа №7

Практическая работа №8

Практическая работа №9

Практическая работа №10

ЗАДАНИЯ:

Политическое развитие

В правление Екатерины II ярко проявились черты «просвещенного абсолютизма». Господство абсолютистских порядков нашло свое отражение в сенатской реформе: под предлогом упоря­дочения работы Сената, он был разделен на шесть департа­ментов. Тем самым, последний был существенно ослаблен как законодательный орган, став лишь своеобразным «хранилищем» законов. В руках императрицы сосредоточива­ется практически вся законодательная и распорядительная власть, которую она осуществляет через собственную кан­целярию.

К 60-м годам XVIII века Российская империя не имела надлежащей за­конодательной системы. Соборное уложение, функциониру­ющее с 1649 г., к этому времени совершенно устарело. Им­ператрица, действуя в духе идей европейского Просвеще­ния, решилась созвать выборных от различных сословий для выработки общего за­кона. Выборы депутатов комиссии носили сословный характер. Из крестьян в комиссии были представлены лишь государственные.

Комиссия начала свою деятельность летом 1767 г. Помещики жаловались на бегство и непослушание крестьян и требовали при­нятия решительных мер. Депутаты от городов хотели закрепить и расширить права купечества, оградив купцов от конкуренции кре­стьян и дворян. Депутаты от государственных крестьян просили облегчить налоги и повинности, прекратить произвол властей. Императрица прекратила общие собрания комиссии, воспользовавшись начавшейся в 1768 г. войной.

Своей непосредственной задачи - выработки нового кодекса законов – комиссия не выполнила. Но с ее помощью Екатерина II смогла выяснить интересы и умонастроения различных слоев русского общества, убедившись в совершенной невозможности отмены крепостного права в бли­жайшем будущем и, осознав, что именно дворянство на дан­ном этапе развития России является важнейшей опорой са­модержавной монархии. На этих постулатах и основывалась последующая внутренняя политика Екатерины П.

Политика правительства Екатерины II носила ярко выражен­ный дворянский характер. В начале царствования был издан указ, по которому крепостным за подачу жалоб угрожало наказание плетьми и каторгой. Были также изданы указы о разрешении поме­щикам по собственному усмотрению ссылать крестьян за дерзости на каторгу (1765 г.), о запрещении крестьянам жаловаться на своих господ, что также угрожало каторгой (1767 г.).

В 1775 г. была проведена губернская реформа. Россия была разделена на 50 губерний. Губернии делились на уезды. Губернию возглавлял губернатор. Целью губернской реформы было укрепление аппарата управления на ме­стах и усиление власти дворянства. Уездная администрация почти полностью была выборной.

Венцом политики усиления государственной власти стала Жалованная грамота дворянству, данная в 1785 г. По этой грамоте дворяне получали монопольное право на владение крестьянами, землями и земельными недрами. Кроме того, дворяне получали право на торговлю и освобождались от налогов и телесных наказа­ний. Дворянство могло объединиться в собственные сословные собрания. Им предоставлялось право обращаться со своими пожеланиями к самому монарху. 

Вместе с вышеуказанной грамотой была дана Жалованная грамота городам. Согласно ей население городов делилось на шесть разрядов по своему имуществу. Раз в три года горожане избирали городскую думу. Она под председательством городского головы занималась городским хозяйством и следила за торговлей и порядком в городе.

Развитие культуры

Во второй половине ХVIII в. русская наука достигла зримых успехов. Русские профессора постепенно всюду заменяли иност­ранных. Целый ряд географов работали над исследованиями Российской империи. Начались работы на побережье Ледовитого океана, продолжились гидрографические работы на Черном и Азовском морях.

В середине XVIII в. российская система образования отличалась сословным характером. Большей частью учебные заведения были дворянскими, и выходцы из других сословий не могли обучаться в них. К концу XVIII в. в России было пять кадетских корпусов. В 1764 г. был создан Смольный институт благородных девиц. Учреждени­ем Смольного института, было, положено начало женскому обра­зованию в России. В 1755 г. был создан Московский университет. Во второй поло­вине XVIII в. сеть учебных заведений стала расширять­ся. К концу XVIII в. в 288 народных школах обучалось более 22 тыс. учащихся.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 149; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.8.82 (0.093 с.)