Лекция №11 Русская культура начала хх века 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция №11 Русская культура начала хх века



Общеизвестно, что в последней четверти XIX столетия Россия, преодолев негативные последствия Великих реформ, входит в полосу экономического подъема, сменившегося в начале следующего века хозяйственным бумом. На этом фоне мы наблюдаем и грандиозный культурный расцвет, в основном, в стилистических формах модерна.

Однако не менее заметны и негативные элементы в сложной картине эпохи. Нужно только помнить, что эти элементы не порождены последним периодом в истории дореволюционной России, а имеют долгую предысторию в продолжение XIX, а частью и XVIII в. Уже более двух веков длилась жизнь русского западничества, раскалывавшего, как мы видели, культурное пространство страны. С начала XIX в. русские пребывают в фазе этнического надлома, способствующей снижению внутренней солидарности каждого народа. Наконец, по крайней мере с середины XIX в. можно с сожалением констатировать действие антисистемы или группы антисистем. Все это объективно приводило к наличию деструктивных тенденций, осложненных уже рассмотренными нами ошибками в проведении Великих реформ.

Таким образом, блистательный расцвет, могший иметь весьма длительные последствия, не более закономерен, чем начало Русской революции, обычно именуемое Первой русской революцией. Каковы же основные социальные тенденции в этот странный период выбора между процветанием и деструкцией? Крупных две: думская реформа императора Николая II и аграрная реформа П.А. Столыпина.

Созыв Государственной думы, несомненно, представлял собой прямое продолжение реформ середины XIX в., однако, подготовлявшийся на фоне революционных событий, впитал политическую обстановку момента. По никому не известным причинам были гарантированы места рабочим депутатам, которые представляли слои общества, не имевшие опыта земской деятельности. Правительство небезуспешно боролось с революцией, но широким жестом допускало участие в выборах революционных партий и политических групп, прямо не осуждавших террор. Русская традиция знала только опыт беспартийной демократии, и следовало максимально затруднить партийный способ выдвижения кандидатов, тем более, что единственными партиями, обладавшими некоторым опытом организационной работы, были партии социалистические. Тем не менее серьезных попыток провести избрание Думы на земской основе предпринято не было. В то время, как в западноевропейской политической практике партии складывались через десятилетия, а иногда и века после начала парламентаризма, наши партии формировались, как печально памятные партии французского революционного Конвента. Отмечавшийся современниками "яд партийности" разлагал не только Первую и Вторую Думы, но и сделал беспомощной Четвертую в дни Февральских событий 1917 г.

Что же касается Столыпинской реформы, то она и была задумана, и проводилась в высшей степени успешно. Здесь нас интересуют лишь ее социальные следствия, а они таковы: в ходе реформы значительно увеличивались средние слои - необходимая опора гражданского общества. Но рассчитанная примерно на 20 лет аграрная реформа должна была завершиться в середине 20-ых гг. Деструктивные силы еще раз опередили, как и в 1881 году...

Русская революция, особенно ее большевистский этап, была частью осознанно, частью невольно ориентирована на разрушение русской культуры. Поэтому ее социальная практика полностью лежит вне русской традиции. Впрочем эта практика лежит за пределами любых правильных форм, оставаясь в пределах аристотелевых искажений (см. Лекцию 8). Но, как показывает история, стереотипы социальной жизни России, имеющие под собой прочную культурную базу, устойчиво воспроизводятся и, весьма возможно, будут воспроизведены еще раз - по случаю окончания Русской революции, т.е. на наших глазах.

Пока же уровень бюрократизация превосходит все, когда бы то ни было достигнутое в этом направлении на Русской земле - не только петровский, но даже советский уровень. Это не значит, что подобное развитие государства устраивает общество. И общество в самое ближайшее время наверняка заставит государство ощутить, что оно - государство - есть прежде всего обслуживающий общество персонал. До этого наше общество уже дозрело.

 

Заключение

Восприняв от Византии христианство, Киевская Русь, уже обла­давшая высоким культурным потенциалом, приобщилась к европейской средневековой цивилизации и пережила бурный культурный расцвет. Это не было результатом простого заимствования: творчески перера­ботав разнообразные влияния /византийское, южнославянское, час­тично романское и восточное, Древняя Русь создала органичную систему культурных ценностей, которая на века определила пути развития самобытной культуры различных восточнославянс­ких земель - великорусского, украинского и белорусского народов.

Невосполним урон, нанесенный отечественной культуре во время монголо-татарского разорения: никогда не увидеть нам погибших в пожарищах XIII-XV вв. творений русских писателей, зодчих, худож­ников столь же невозможно компенсировать замедление темпов исто­рико-культурного 'развития Руси в то время, когда Европа пережива­ла Ренессанс, и это, пожалуй, самое трагичное последствие инозем­ного ига. Но, будучи в значительной мере изолирована от Западной Европы, Русь и в тяжелую пору ордынского господства не порывала культурных связей с Византией, с христианскими странами Балканс­кого полуострова - Болгарией, Сербией и др. Несмотря на известные потери, возрождавшаяся русская культура сохранила лучшие нацио­нальные традиции и европейский характер. Об этом свидетельствует восстановление международных связей в конце XV-XVII вв.. органич­ное вхождение в общеевропейский культурный процесс в XVIII в., и наконец, мировое признание культуры Х1Х-начала XX и ХХ1вв.

 

Библиографический список

1. Айсина, Ф.О., Андреева, И.А., Бородина, С.Д., Воскресенская, С.О., Квасов, А.С. Культурология. История мировой культуры. [Текст]: учебник/ по ред. Маркова, А.Н.- 2-е издание., стереотип.- М.: Юнити- Дана, 2012. – 598 с.

2. Андреева, О. Мировая художественная культура (Культура Древнего мира) [Текст] /О. Андреева.- М.: Галерея «Юла», 2008. – 71с.

3. Дорохова, М.А. История культуры [Текст]: конспект лекций/ Дорохова М.А. –М.: Эксмо, 2008.- 128 с.

4. Гнедич, П.П. История искусств. Античность. Древняя Греция и Рим [Текст] /П.П. Гнедич. - М.:Изд-во Эксмо, 2005.- 144с.:ил.

5. Гнедич, П.П. История искусств. Древний Египет и Древний Восток [Текст] /П.П. Гнедич.-М.:Изд-во Эксмо, 2005.-144с.:ил.

6. Гриненко, Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры [Текст]: учебное пособие / Г.В. Гриненко.- 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Высшее образование, 2009.- 940с.

7. Ильина, Т.В. История искусств. Отечественное искусство [Текст]: учебник / Т.В.Ильина. - М.: Высшая школа, 2000.

8. История мировой культуры (мировых цивилизаций) [Текст]: учебное пособие/под ред. Г.В. Драча. – изд. 7-е.- Ростов н/Д.:Феникс, 2010. –533, [2]с.- (Высшее образование).

9. Кармин, А.С. Культурология [Текст] /А.С. Кармин, Е.С. Новикова. – СПб.: Питер, 2007.- 464с.:ил.

10. Константинова, С.В. История мировой и отечественной культуры.[ Текст]: конспект лекций / Константинова С.В.- М.: Эксмо, 2008.- 160с.

11. Культурология. История мировой культуры [Текст]: учебник для вузов/ под ред. проф. А.Н. Марковой. - 2-е изд., стереотип. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.- 600 с.: илл. цв.- (Серия «Cogito ergo sum»).

12. Культурология. История мировой культуры [Текст]. - М.: ЮНИТИ, 2002.

13. Пархоменко, И.Т. История мировой и отечественной культуры: курс лекций [Текст]: учеб. пособ. для высших учебных заведений/ И.Т. Пархоменко, А.А. Радугин. - М.: Центр,2002.-320с.

14. Разаков, В.Х. Основы культурологи [Текст]: учебное пособие/ В.Х. Разаков; М-во культуры и массовых коммуникаций РФ, Федер. Агенство по культуре и кинематографии, ГОУ ВПО. Хабаровск: ХГИИК, 2007.- 220с.

15. Рябцев, Ю.С. История русской культуры [Текст] / Ю.С.Рябцев. – М.: РОСМЭН ПРЕСС, 2003.

 

Электронные ресурсы:

1. http://ru.wikipedia.org/wiki/

2. http://www.bibliotekar.ru

3. http://art-history.ru

4. http://www.artprojekt.ru

5. http://www.culturhistory.ru

6. http://www.countries.ru/library.htm

7.  http://www.ido.rudn.ru/ffec/cult-index.html

8. http://ortlib.narod.ru/cult00.htm

9.  http://www.ricur.ru/

10. http://www.kulturolog.narod.ru

11. http://www.spbric.org/publishing.html

12.  http://rko-info.ru/ 

13. http://www.gumer.info/ 

14. http://edu.novgorod.ru/data/educat/index.php?lib=0&cid=12&printpage

 

 

ГЛОССАРИЙ

Абстракционизм (англ. Abstractionism, от лат abstractus - отвлеченный) -направление в искусстве XX в., в котором произведение основано на таких элементах, как линия, цветовое пятно, отвлеченная конфигурация. Выделяют геометрическую абстракцию, основанную на правильных конфигурациях (Малевич, Мондриан), и лирическую абстракцию, в которой композиция состоит из свободных форм (Кандинский).

Авангард (модернизм)- совокупность художественных направлений в культуре 1-ой трети ХХ века, единых в желании порвать с реализмом, низвергнуть все существовавшие ранее направления в художественной культуре, создать новые средства художественного самовыражения.

Автоматическое письмо - письмо под влиянием бессознательных импульсов, впервые примененное Бретоном и Супо

Ардеко - художественное направление, возникшее во второй половине 1920-х гг. из соединения декоративности модерна, форм функционализма и формальных приемов авангардного искусства. Среди приемов ардеко - геометричность объемов, плоскостность фасадов, отсутствие карнизов и других членений по вертикали, лаконизм интерьеров, массивные парапеты, трубчатые поручни, частое применение скругленных углов.

Артефакт- неделимая единица культуры, продукт культурной деятельности человека, любой искусственно созданный объект.

Архитектурный ордер - система, подразумевающая строгое соотношение несомых и несущих частей здания и предусматривающая отражение определенных эстетических канонов.

АХРР (1922-32 гг., с 1928 г. - АХР) - Ассоциация художников революционной России, инициаторами создания были живописцы, связанные с “товариществом передвижных художественных выставок”: А. Архипов, И. Бродский, Б. Иогансон, А. Герасимов, Г. Ряжский. Целью которой было художественное претворение в реалистических формах, понятных широким массам трудящихся, революционной действительности. Задача АХРР - пропаганда идейного искусства в духе героического реализма.

Барокко - основное стилевое направление в художественной культуре Европы к.ХVI-сер. ХVIII веков, тяготеющее к торжественности, пышности, композиционному разнообразию и динамичности форм.

Боди арт (англ. body art - искусство тела) - возникшее в 60-х гг. направление художественного авангарда, в котором тело покрывается краской, гипсом, надрезается и выставляется как объект творчества.

Буддизм – одна из великих мировых религий, зародившаяся в Индии в Vв. До н.э., основоположник- Шакьямуни.

Веды (от санскр. знание)- древнейший памятник индийской литературы, книги, написанные прозой и стихами. Веды состоят из 4 сборников, содержащих религиозные гимны и обрядовые предписания III-II тыс. до н.э.

Граттаж (фр. grattage - процарапывание) - введенный Максом Эрнстом прием, состоящий в процарапывании красочного слоя.

Графика - древнейший вид изобразительного искусства, основанный на воспроизведении различных образов окружающего мира посредством линий.

Готический стиль, готика – (от названия германского племени готов) художественный стиль западно-европейской средневековой культуры ХII-ХIV вв.

Деконструкция - термин, введенный Дерридой, означает освобождение от логоцентризма европейской культурной традиции. Деконструкция не создает новые концепции, а использует новую стратегию для рассмотрения уже имеющихся текстов культуры.

Дионисии – древнегреческие театральные празднества в честь бога Диониса, проходившие в виде состязаний драматургов.

Импрессионизм – направление в искусстве, сформировавшееся во Франции в 60-70-е гг. ХIХ века, стремившееся запечатлеть мир во всей его подвижности и изменчивости, отразить мгновенное впечатление.

Икона – (от греч. изображение, от санскр. образ) изображение лиц и сюжетов, которым приписывается сакральное (священное) значение.

Инсталляция (англ. installation - установка) - пространственная композиция, которая создается из различных фрагментов, материалов предметов. При этом вещи освобождаются от первичного смыслового контекста и выступают в символической форме.

Кинетическое искусство - создание движущихся и нередко саморазрушающихся механизмов.

Классицизм – направление в художественной культуре ХVII-ХVIII веков, обратившееся к эталонам древнегреческой классики как к норме и идеальному образцу, культивирующее строгость, прямолинейность, гармоничность, упорядоченность.

Коллаж - композиция, исходные материалы которой могут принадлежать к разным художественным сферам (газетный текст, фотографии, наклейки, куски обоев и т.п.).

Клинопись – древнейший из известных вид письменности, разновидность идеографического смыслового письма; создан древними шкмерами.

Конструктивизм (фр. constructivisme - построение) - направление в изобразительном искусстве, архитектуре и дизайне, сложившееся в 1910-х гг. Первыми конструктивистами были Т. Гарнье и П. Беренс.

Контркультура – общее обозначение разнородных по идейно-политической и нравственной ориентации ценностей групп молодежи, противопоставляемых традиционным социальным ценностям («новые левые», хиппи, битники и др.).

Концептуализм - направление в авангардном искусстве, возникшее в 60-е гг., специфика которого в принципиальном отказе от традиционных средств художественной выразительности. Используются фрагменты знаковых систем: обрывки текста, фотографии, аудио- и звукозаписи, чертежи, формулы, таблицы, отсылающие к отсутствующей реальности, знаками которой они являются.

Конструктивизм – архитектурное направление, сложившееся в 10-20 гг. ХХ века, предусматривающее постройки общественных зданий и городских районов с помощью железобетонных конструкций строго геометрических, нарочито упрощенных форм.

Кубизм - одно из постимпрессионистских течений, теоретиками которого прокламировалось создание самостоятельной реальности, проделавшее быструю эволюцию за короткий срок. Основатели - Брак и Пикассо. Название было дано современным критиком по характерной особенности картин - преобладанию в них граней и кубообразных форм. Возникнув в 1907 г., кубизм прошел эволюцию.

Культурный синкретизм – смешение (эклектизм) в одной культуре разнообразных, порой противоречивых культурных традиций (например, коренной культуры и пришлой, заимствованной).

Культурные ареалы – зоны территориального распространения культурных типов и специфических черт.

Культурогенез – один из видов социальной и исторической динамики культуры, заключающийся в создании новых культурных форм и их интеграции в существующие культурные системы.

Леттризм - оперирование буквами.

Лэнд-арт (англ. land art - искусство земли) - направление, возникшее в 60-х гг., суть которого в проведении ряда операций по преобразованию ландшафта, для чего создаются насыпи, борозды, рвы. На поверхности земли или воды создаются инсталляции из природных материалов.

Массовая культура – культура, идущая на поводу у обывателя, отражающая стереотипы мышления толпы, явление, связанное с научно-технической революцией и усилением воздействия средств массовой информации на сознание людей.

Метакультура – культура, основанная социально-политических, нравственных и иных правилах межкультурного общения.

Метацивилизация – социальные правовые структуры, благодаря которым

возможна реализация развитие метакультуры.

Минимализм, иначе “азбучное искусство”, “первичные структуры” - произведения из различных материалов простых геометрических форм и больших размеров.

Минималь-арт - художественное оперирование простейшими элементами.

Модерн (арт нуво) – архитектурно-художественный стиль рубежа ХIХ-ХХ веков, использовавший наиболее интересные приемы предшествующих стилей для достижения впечатления изящества, гармоничности, нетрадиционности образцов архитектуры и декоративно-прикладного искусства.

Натурализм – идейно-художественное направление в европейской культуре последней трети ХIХ века, характеризующееся повышенным вниманием к среде обитания людей и настаивающее на предопределенности человеческих пороков влиянием среды.

Необрутализм - направление в архитектуре, основанное на использовании массивных открытых конструкций “грубого” бетона и материалов с крупной текстурой.

Оп-арт - создание из окрашенных плоскостей картона и пластика оптические ребусы.

Остракизм (от греч. ostrakon)- традиция в Древней Греции, изгнания граждан, опасных для государства, решавшееся путем тайного голосования, которое проводилось посредством черепков, на них и писались имена изгоняемых политиков.

Паламизм – доктрина византийской церкви, основателем которой стал Григорий Палама (ХIII-ХIV вв.), повлиявший на русское религиозно-духовное подвижничество.

Пассеизм (фр. passeisme от passe - прошлое) - особое пристрастие к прошлому, любование искусством ушедших эпох.

Патриархальная культура – культура, связанная с почитанием предков, древних традиций; характеризующаяся отцовским (патриархальным) родом, в котором мужчины занимают особое положение не только в семейных, но и в общественных отношениях.

Перформанс - это искусство действия, в нем главное происходящее, а не произведенное.

Постимпрессионизм – направление в искусстве конца ХIХ века, возникшее как реакция на импрессионизм, объединяющее ищущих свою художественную стилистику художников, не связанных единством целей и программы.

Постмодернизм (англ. postmodernism) - постсовременный. Термин был введен в 30-е гг. XX в. для обозначения литературы, идущей на смену литературе модернизма.

Портрет – одно из главных направлений в изобразительном искусстве, первоначально подразумевавшее точное воспроизведение внешнего облика человека; берет начало в культуре Древнего Египта.

Примитивизм (лат. primitivus - первый, самый ранний) - направление в изобразительном искусстве конца XIX - нач. XX в., для которого характерно сознательное упрощение художественных образов и выразительных средств, ориентация на формы первобытного и традиционного искусства.

Пролеткульт – массовая культурно-просветительная и литературно-художественая самодеятельная организация пролетариата, существовавшая в 20-е годы в СССР, которая резко отрицательно относилась к наследию прошлого.

Реализм – идейно-художественное направление в культуре ХIХ века, связанное со стремлением осмыслить действительность во всей ее полноте и разнообразии, отобрав при этом наиболее существенные и типические черты.

Реди-мейд (англ. ready-made - готовый) - один из распространенных приемов искусства, состоящий из экспонирования предметов промышленного изготовления. Название впервые применил Марсель Дюшан к своим “готовым объектам” - расческе, велосипедному колесу и т.д.

Ринашименто (Ренессанс, Возрождение) – период в истории европейской культуры, связанный с утверждением гуманистической философии и попытками воссоздания идеалов античности.

Рококо – художественный стиль, сформировавшийся во Франции во второй пол. ХVIII века, отражающий вкусы двора Людовика ХV и аристократии, являющийся разновидностью позднего, вырождающегося барокко, лишенного внутреннего темперамента и красочности.

Романтизм – идейно-художественное направление в европейской культуре начала ХIХ века, связанное с абсолютизацией чувственного начала и интересом к неординарным проявлениям человеческого существа и жизни.

Романский стиль (от лат. римский) – связанный с древнеримской культурой западноевропейский художественный стиль культуры раннего Средневековья (Х-ХII вв.).

Секуляризация (обмирщение) – освобождение общественного и индивидуального сознания от влияния церкви.

Символизм – идейно-художественное направление в искусстве рубежа ХIХ-ХХ веков, использующее в качестве выразительных средств разнообразные символы: образы-символы, идеи-символы и т.д.

Синкретизм (синкретичность) – нерасчлененность разных видов человеческой деятельности, характерная для неразвитого, первобытного состояния культуры.

Соц-арт - направление в неформальном искусстве СССР в 70-е гг., созданное В. Комаром и А. Меламидом, в котором использовались знаки советской культуры, которые подвергались десакрализации с помощью иронического обыгрывания. Вершиной популярности этого направления стали перестроечные годы, когда большая часть представителей соц-арта, включая основателей, выехала на Запад.

Субкультура – суверенное целостное образование внутри господствующей культуры, отличающееся собственными устойчивыми ценностями, обычаями, нормами.

Супрематизм (лат. supremus - наивысший) - направление в авангардистском искусстве России, основанное в 1913 г. Казимиром Малевичем, разновидность геометрической абстракции.

Сюрреализм ( фр. surrealisme - сверхрационализм) - направление в литературе и искусстве XX в., сложившееся в 20-х гг. XX в.

Ташизм (фр. tache - пятно) - течение в послевоенном абстракционизме Западной Европы, в котором произведения создаются быстрыми, не фиксируемыми сознанием движениями руки. Представители - Ж. Матье, Х. Хартунг, П. Сулаж и др.

Тотальное искусство - понятие, которое означает стирание граней между искусством и реальностью. Формами тотального искусства являются лэнд-арт, перформанс, хеппенинг.

Фовизм (фр. fauve - дикий) - направление во французской живописи начала XX века, для которого характерны: предельно интенсивное звучание открытых цветов; сопоставление контрастных хроматических плоскостей, заключенных в обобщенный контур; сведение формы к простым очертаниям при отказе от светотеневой моделировки и линейной перспективы.

Футуризм (лат. futurum - будущее) - литературно- художественное направление начала XX в. в Италии и России. Для футуризма характерно презрительное отношение к прошлому, воспевание индустриализма, техники с ее высокими скоростями.

Хай-тек - термин, образованный сопряжением искусствоведческого термина high stile - высокий стиль и technology - технология, стал употребляться после 1987 г.

Хэппенинг (англ. happening - происходящее) - разновидность авангардного искусства, суть которого в разыгрываемом в городской среде событии, в которое вовлекаются и случайные люди, и сами устроители либо только устроители. В хэппенинге отсутствует планирование и сюжет.

Экспрессионизм (фр. expressionisme - от expressio - выражение) - направление в искусстве и литературе первых десятилетий XX в., зародившееся в Германии и Австрии. В живописи выразился в деформации формы и экстатичности цвета.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 128; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.191.22 (0.05 с.)