Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция № 4. Культура России в XVI в.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
4.1 Общая характеристика эпохи 4.2 Наука и грамотность 4.3 Быт и общественная мысль 4.4 Появление в России книгопечатания 4.5 Живопись 4.6 Архитектура
Общая характеристика эпохи Процесс складывания единого централизованного государства отразился и на развитии русской культуры. Были утрачены многие особенности развития местных культурных традиций. Исчезли целые иконописные школы, как это случилось, например, с тверской иконописью. Искусство XVI в. тесно связано с интересами государства. В царствование Ивана IV государство стало непосредственно контролировать искусство. Подобные меры, безусловно, наносили вред искусству, поощряя ремесленничество и бездумное повторение «образцов». Вторая половина XVI в. оказалась неблагоприятной для развития русской культуры. Из-за кризисов внутренней и внешней политики, а также бедствий конца XVI в. многие культурные процессы уходят вглубь и заявляют о себе вновь только в следующем столетии. Наука и грамотность В этот период на Руси развивается грамотность. Знание письма и счета требовалось во многих отраслях деятельности. Берестяные грамоты Новгорода и других центров, различные памятники письменности (летописи, повести и т. д.), надписи на ремесленных изделиях говорят о том, что грамотные люди никогда не переводились на Руси. Состоятельные люди вели письменный учет в своих хозяйствах; от XVI в. сохранились различного рода учетные книги. Появились руководства по: 1) грамматике; 2) арифметике; 3) лечению травами (азбуковники, травники и др.). Накапливались: 1) практические наблюдения; 2) знания по строительной технике (необходимы были при возведении зданий); 3) знания по динамике (расчеты дальности полета камней, ядер). Круг географических знаний расширяли русские путешественники. Они оставили описания своих странствий. Таковы купцы В. Позняков, Т. Коробейников (святые места, 2-я пол. XVI в.). Русские люди, проникавшие на север, в Сибирь, составляли описания, «чертежи» новых земель; послы – статейные списки со сведениями о зарубежных государствах. Обзор всемирной истории давали «Хронографы» XV–XVI вв., которые прославляли деятельность князей, иерархов церкви, причисленных к лику святых, а также «Жития» (Дмитрий Донской, Сергий Радонежский, Стефан Пермский и др.). Имели хождение переводные литературные сочинения; из них, а также различных сборников, образованные русские люди черпали мысли, изречения Демокрита, Аристотеля и других философов и писателей. Быт и общественная мысль В сочинениях религиозных вольнодумцев-еретиков XVI в. проповедуются смелые суждения о необходимости «дешевой» церкви, бессмысленности церковных таинств, икон. Оспариваются тезисы о троичности Бога, непорочном зачатии. Провозглашается равенство людей, народов, вер. Эти реформационные, гуманистические в основе своей идеи были задушены в начале и середине XVI в. Примечательная черта XVI в. – расцвет публицистики. Важнейшие вопросы общества становятся предметом широкого обсуждения не только церковных, но и светских авторов, которые развивают идеи: 1) централизации; 2) усиления великокняжеской и царской власти; 3) роли церкви; 4) о положении крестьянства и др. В середине и 3-ей четверти века выступает со своими сочинениями целая плеяда публицистов. И. С. Пересветов осенью 1549 г. подал предложения о проведении реформ молодому царю Ивану IV Грозному. Ермолай-Еразм, противник нестяжателей и еретиков, предлагает облегчить положение крестьян. Особенно ярко эту мысль он выразил в своем трактате «Благохотящим царем правительница и землемерие». Из убеждения в необходимости «праведного стяжания» (т. е. прибыли) исходит Сильвестр, духовник царя. Идеи эти развиваются и на страницах «Домостроя» (говоря современным языком – домоводства) – своде житейских, моральных правил, поучений, который он редактировал. Самые выдающиеся публицисты опричной поры – царь Иван Грозный и его оппонент князь Андрей Курбский. Князь, бежавший из России в Литву от репрессий, развязанных мнительным и жестоким царем, разоблачает его поведение, террористические методы правления. Царь, упрекая Курбского за измену, исходит из принципа: миловать, мол, своих подданных-холопов царь волен, да и казнить тоже. Его оппонент, не приемля царской «лютости», считает, что монарх должен править вместе с «мудрыми советниками», слушать их, а не быть неограниченным самовластцем-тираном. Они относятся к государству как к творению божественному. Правда, делают они из этого противоположные выводы. Иван – о праве на самовластие, Курбский – о долге государя заботиться о своих подданных. В «Сказании о князьях Владимирских» обосновывались важнейшие идеи официальной доктрины самодержавия, а род московских государей возводился к «Августу Кесарю». Вопрос о характере власти обсуждался в полемике иосифлян и нестяжателей. Нил Сорский (лидер нестяжателей) участия в полемике не принимал, но его ученик, бывший опальный князь Вассиан Патрикеев, уделял ей большое внимание. Второй своеобразной академией в Москве был кружок митрополита Макария. Из его среды, в частности, вышло такое монументальное собрание древнерусской литературы, как «Великие Четьи минеи». Идеология православной церкви разрабатывалась в таких публицистических произведениях, как послания старца Пскова-Печорского монастыря Филофея (в 20-е гг.), «Повесть о новгородском белом клобуке», время создания которой ряд исследователей относит еще к XV в. В этих произведениях проповедуются идеи греховности всей католической веры и роли России как единственного центра истинного христианства после падения Константинополя в 1453 г. «Два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 85; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.73.150 (0.006 с.) |