Групповая форма организации познавательной деятельности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Групповая форма организации познавательной деятельности.



 

Групповой формой познавательной деятельности является организация таких учебных занятий, при которых единая познавательная задача ставится перед определенной группой школьников. Величина группы  различна, в зависимости от содержания и характера работы, она колеблется от 2 до 6 человек, но не более, ибо в более многочисленных группах невозможно обеспечить активную работу всех членов группы.

В.В. Котов, исследовавший групповую деятельность учащихся на уроке, так определил ее составляющие.

1. Предварительная подготовка учащихся к выполнению группового задания, постановка учебных задач, краткий инструктаж учителя.

2. Обсуждение и составление плана выполнения учебного задания в группе, определение способов его решения (ориентировочная деятельность), распределение обязанностей.

3. Работа по выполнению учебного задания.

4. Наблюдение учителя и корректировка работы группы и отдельных учащихся.

5. Взаимная проверка и контроль за выполнением задания в группе.

6. Сообщение учащихся по вызову учителя о полученных результатах, общая дискуссия в классе под руководством учителя, дополнения и исправления, дополнительная информация учителя и формулировка 

окончательных выводов.

7. Индивидуальная оценка работы группы и класса в целом [82].

 

Успех осуществления этой формы познавательной деятельности, в первую очередь, зависит от  тщательности ее подготовки учителем и его умения уделить внимание каждой группе.

При групповой форме деятельности отдельные ученики уже ставятся в положение учителя, появляется возможность оказания реальной помощи друг другу. Групповая форма порождает взаимную 

ответственность, внимательность, формирует интерес к работе товарища.

 

 

Коллективная форма познавательной деятельности учащихся.

 

До недавнего прошлого – это наименее разработанная в дидактике форма организации познавательной деятельности. Многие учебники педагогики или вообще умалчивают о ней, или стыдливо отделываются двумя, тремя ничего не значащими фразами. И только сейчас, благодаря усилиям В.К. Дьяченко [49, 50, 51 и др.], который разработал теоретические и технологические основы этой формы и провел большую экспериментальную работу в школах многих областей и краев России, эта форма познавательной деятельности начинает осваиваться многими учителями.

 

Что же собой она представляет?

 

В.К. Дьяченко совершенно справедливо, на наш взгляд, считает, что это такая форма, при которой коллектив обучает каждого своего члена, и в то же время каждый член коллектива принимает активное участие в обучении всех других его членов. «Если все члены коллектива обучают каждого, то такая учебная работа есть коллективная. Но что значит, ВСЕ члены коллектива участвуют в обучении? Это значит, что и каждый член группы (коллектива) выступает в качестве обучающего. Поэтому сущность коллективного обучения может быть сформулирована так: ВСЕ обучают каждого, и каждый обучает всех». И далее. «При коллективном обучении, если оно действительно коллективное, – то, что знает один, должны знать все. И с другой стороны, все, что знает коллектив, должно становиться достоянием каждого» [51, 67, 74].

В.К. Дьяченко следующим образом определяет признаки, характеризующие коллективную форму познавательной деятельности учащихся.

 

 - Наличие у всех участников общей цели.

 - Между ее участниками имеет место разделение труда, функций и обязанностей.

 -  Работа строится на сотрудничестве и товарищеской взаимопомощи. Коллектив – это группа людей, сотрудничающих друг с другом.

 -  Участники работы привлекаются к учету и контролю за ее выполнением.

 -  Работа каждого участника процесса приобретает общественную значимость.

 -  Эта форма познавательной деятельности основывается на равенстве объективных условий для каждого.

 -  Деятельность каждого участника занятий является общественно полезной. Налицо совпадение, полное единство коллективных и личных интересов: чем больше и лучше я обучаю других, тем больше и лучше я знаю сам. «Как можно больше спрашивать, – писал Я.А. Коменский, – спрошенное – усваивать, тому, что усвоил, обучать других – эти три правила дают возможность ученику побеждать учителя.

Обучать – это значит все усвоенное в свою очередь пересказывать товарищам или всякому желающему слушать» [83].

 -  Всей работой руководит педагог, а социальная активность учащихся проявляется непосредственно в учебных занятиях, что является одним из важнейших условий формирования активной жизненной позиции каждого 

ученика.

М.Н. Скаткин в своей книге «Проблемы современной дидактики» писал о том, что коллективная форма организации познавательной деятельности учащихся – это «...общение учащихся в процессе обучения в динамических парах и парах сменного состава» [179].

Итак, работа в парах. Здесь общее задание делится между членами микрогруппы. Каждый опрашивает каждого, каждый отвечает каждому. Возникает ситуация коллективного взаимодействия всех членов группы. Наибольшее распространение в школе получила микрогруппа из 4-х человек, в   которую объединяются учащиеся соседних парт. В каждый момент половина учащихся говорит, а остальные целенаправленно слушают, затем роли меняются. Это школа обучения каждого каждым.

А.С. Границкая в своей книге «Научить думать и действовать», где она обосновала целую адаптивную систему обучения (АСО), основанную на использовании коллективной формы познавательной деятельности, дает такую схему работы в различных парах:

 

Статическая пара                         Для работы объединяются 

                                                      учащиеся, сидящие за одной

                                                      партой

 

Динамическая пара     такт 1 такт 2 такт З Для работы объединяются 

                                                      учащиеся, сидящие за 

                                                      соседними партами

 

Вариационная пара     такт 1 такт 2 такт 3  

В группе из 4-х человек каждый

работает то с одним, то с                                                        другим, при этом происходит 

обмен материалами, варианты 

которых будут проработаны 

каждым членом микрогруппы

 

 

Вариант более компактных схем

 

Статическая пара

Динамическая пара                             

Вариационная пара

 

 

Работа в динамических, вариационных парах демократична по своей сути. Каждый оказывается в равных условиях. Каждый становится достаточно компетентным по своей части задания, может успешно 

 

обучать каждого, контролировать независимо от уровня общей подготовленности. Каждый ученик здесь непременно является то учеником, то учителем. Ближайшая цель каждого участника занятий: учить других всему тому, что знаешь или изучаешь сам. Таким образом, деятельность каждого ученика становится общественно полезной, и каждый отвечает не только за свои знания, но также и за знания своих товарищей по учебной работе. Подробнее об этой форме познавательной деятельности смотри.

Необходимо отметить, что формам организации познавательной деятельности принадлежит особое место в реализации воспитательной функции урока.

Главный источник их воспитательной роли заключается в характере самопроявления личности при той или иной форме. Лидерство или соучастие в работе коллектива, соревнование в темпах выполнения работы, чувство ответственности за качество своего труда, увлеченность самостоятельным выполнением учебной работы, горячая заинтересованность и многое другое – все это лишь отдельные примеры нравственного, эстетического, в целом социального воспитания, обусловленного именно разумным сочетанием форм организации познавательной деятельности учащихся [203].

 

 

                                    §6. Состав комбинированного урока и

                                содержание его этапов (дидактический срез)

 

Почему мы взяли именно комбинированный урок?

Во-первых, потому что он является наиболее распространенным типом урока. В практике работы нашей школы до сих пор, несмотря на все перестроечные тенденции, примерно 50–60 процентов всех уроков являются комбинированными. На них за 45 минут происходит и проверка домашнего задания, и опрос, и процесс усвоения нового материала, и его закрепление, и объяснение домашнего задания.

Во-вторых, из различной постановки этапов, входящих в состав комбинированного урока, конструируются все остальные типы уроков. Зная его состав и содержание этапов, не трудно разобраться в них и осмыслить типологию урока.

В-третьих, даже при отказе от традиционного построения  урока дидактические требования к опросу, закреплению знаний, изложению и усвоению нового материала остаются в силе, и их нельзя игнорировать.

В-четвертых, комбинированный урок еще долго будет находиться на вооружении определенной части российского учительства, и его не имеет смысла отвергать, а надо подвести под него развивающую основу, вскрыть его резервы, показывать его неиспользуемые возможности.

Об отношениях учителя и учащихся на уроке.

В основе отношений учителя к ученику на уроке должен лежать целостный взгляд учителя на личность ученика. Учителя ребенок не может интересовать только как ученик. На него необходимо смотреть как на личность со всеми ее качествами и потребностями, целями и желаниями и строить свои отношения не как учитель с учеником, а как человек с человеком, не ограничивая общение с ним своими должностными обязанностями.?

Отношение учителя к учащимся на уроке должно характеризоваться, как рабочее сотрудничество соратников в деле развития и обновления себя, основанное на деловой доброжелательной атмосфере, уважении личности ребенка, на внимании не только к результатам его деятельности, но к его внутреннему миру, переживаниям, которые он 

испытывает в учении.

Урок должен основываться на живой педагогике Ума и Сердца, а не на внешней, формальной. Замечательный писатель, написавший немало интересных книг о школе, М. Панич, писал: «Педагогика внешняя, формальная идет к ребенку, исходя только из того, каким он должен стать. Настоящая педагогика, живая, стремящаяся прежде всего понять ребенка, такого, какой он есть» [138].

Итак, первое условие, повышающее эффективность комбинированного урока, – это отношения сотрудничества, на основе которых он должен строиться.

Вторым условием является превращение комбинированного урока в «урок развития».

Все системы обучения дают определение учебной деятельности, как объясняющей что-то, а ее необходимо рассматривать как специальное исследование чего-то, как изменение не предмета, а самого субъекта деятельности – ученика. Развивающий урок должен строиться учителем как процесс коллективного труда учеников: под его руководством с четкой системой его организации.

Учитель выступает не как специалист, передающий ученикам учебную информацию, а как организатор процесса учения, руководитель самодеятельности учащихся, оказывающий им нужную помощь и поддержку.

Это должен быть урок, на котором главным работником в процессе обучения является ученик, учебная деятельность которого объективно направлена на образование и формирование своей личности, а самым главным ее мотивом является учебно-познавательный. Учитель, организующий такой урок, должен прекрасно понимать, что его ученик – это не тот, кого он учит, а тот, кто у него учится. Триста с лишним лет тому назад Я.А. Коменский писал о том, что учителя в действительности учат только тогда, когда ученики действительно учатся.

Для того чтобы комбинированный урок стал действительно развивающим, он должен конструироваться и проводиться на основе принципов, следование которым дает возможность воспитать всесторонне развитую и социально зрелую личность.

Эти принципы сформулированы психологом Л. М. Фридманом в его книге «Педагогический опыт глазами психолога».

Принцип первый: самодеятельность учащихся в ходе урока. Урок организуется в форме учебной самодеятельности учащихся, т.е. деятельности учеников, выполняемой без расчета на какую-то выгоду или награду, в которой они находят удовлетворение своих наиболее глубоких потребностей.

Принцип второй: самоорганизация учащихся в ходе урока. Урок должен строиться на основе обучения учителем учащихся собственной их деятельности по изучению и овладению содержанием учебного материала. «Учить других чему-нибудь – значит, показать им, что они должны делать, чтобы научиться тому, чему их учат» [217].

Урок должен строиться на помощи учителя учащимся учиться самим, на обучении их разумным методам учения, на обучении и воспитании учеников рациональной самоорганизации своей самостоятельной и учебно-тренировочной деятельности в любой форме учебной работы (индивидуальной, фронтальной, групповой, коллективной).

Конструируя комбинированный урок, учитель должен помнить, что главное в его работе – это не то, что он расскажет и покажет, даст задание и проконтролирует его выполнение, а то, как он научит учащихся умениям и навыкам рационально учиться.

Принцип третий: развитие личности. При организации и проведении урока учитывать и опираться на возрастные и индивидуальные особенности учеников; строить урок таким образом, чтобы учащиеся всегда испытывали необходимость в преодолении посильных трудностей, в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками; проводить учебный процесс в ходе урока в зоне ближайшего развития, опираясь при этом на достигнутый уровень актуального развития ученика; осуществлять учебный процесс таким образом, чтобы он всемерно способствовал проявлению и реализации индивидуальности каждого ученика; направлять уроки на формирование социально зрелой личности; воздействовать уроком на формирование у школьника общественной (коллективистской) направленности и адекватной самооценки.

Л.М. Фридман считает, что основным принципом, непосредственно вытекающим из цели современной школы, является принцип развития. Он соответствует цели организации учебного процесса. Принцип самодеятельности определяет его мотивационную сторону и тем самым соответствует основному мотиву организации учебного процесса, а принцип самоорганизации определяет его операциональную сторону и, следовательно, соответствует способу его организации. Все последующие принципы – это принципы поддержки, обеспечивающие осуществление трех главных принципов.

Принцип четвертый: формирование коллективизма. Суть его заключается в следующем: для того, чтобы придать общению между учащимися содержательный характер, построить их межличностные отношения на содержательной основе, учитель должен организовать учебный процесс на уроке   таким образом, чтобы он был процессом 

непосредственной коллективной деятельности учащихся.

Принцип ролевого участия. Для того чтобы вся учебная деятельность учащихся приобрела коллективный характер, надо, чтобы учащиеся были наделены определенными ролями на короткий или длительный срок и чтобы выполнение ролей приносило учащимся определенное эмоциональное удовлетворение, чтобы роль была посильна для ученика и в то же время требовала бы от него определенных усилий и давала простор для проявления творчества и инициативы.

Принцип ответственности. Ни один из принципов реализовать невозможно, если у учеников не сформировано чувство ответственности за свою учебную деятельность и за дела всего коллектива. А для этого сам урок должен строиться на ответственном отношении учеников к достижению его цели.

Л.М.Фридман формирует восемь требований принципа ответственности, на выполнении которых должен строиться развивающий урок.

1. Ученик, отвечая урок, выполняя ту или иную роль, должен отвечать не учителю, а своим товарищам, классному коллективу, его различным подразделениям. Учитель – это как бы конечная инстанция, перед которой ученик несет ответственность, а классный коллектив – повседневная и главная.

2. Ответственность ученика перед ученическим коллективом предполагает контроль и оценку своей работы. Учитель же должен на уроке учить учащихся методам контроля и оценок, формировать правильные способы и нормы контроля, а не заниматься им единолично.

3. Самоконтроль учебной деятельности учащимися требует знания цели и планов этой деятельности, критериев, по которым можно судить о достижении ими цели. Следовательно, учитель обязан ознакомить учащихся с планом изучения темы, с целями, ради которых она изучается, с тем, что должен знать и уметь ученик в результате ее изучения, а также вооружить его четкими критериями оценки достигнутых результатов.

4. Учет работы ведут сами учащиеся, он должен быть гласным, т.е. известным всему классному коллективу.

5. Урок должен строиться на основе самоконтроля и самооценки учеником своей учебной деятельности, постоянного соотнесения самооценки с внешней оценкою своих товарищей и учителя.

6. При нарушении учеником каких-либо норм, правил в ходе осуществления урока на него могут быть наложены взыскания. Лучше, если это делается коллективом, а не учителем, лучше, если осуждение проступка выражает коллектив. Главное при этом ни на минуту не забывать об уважении личности.

7. Ученик может быть наказан за нарушение дисциплины, но отнюдь не за отставание в учении. Требования к учащимся при уважении к ним должны быть направлены прежде всего на воспитание дисциплины на уроке.

8. Урок должен преследовать воспитание разумных традиций в проведении учебного процесса: определенный ритуал поведения; честность и откровенность в отношениях с учителями и товарищами, взаимопомощь и т.д.

В целом же компонентами понятия «ответственность» являются: ясное знание личностью своих обязанностей; принятие ею этих обязанностей; реализация принятых обязанностей; способность личности контролировать свои действия [52].

Принцип психологического обеспечения. Он означает, что урок должен организовываться и проводиться таким образом, чтобы обеспечивать мотивацию учения и положительное эмоциональное отношение к нему у каждого ученика. При этом учебная деятельность каждого ученика должна мотивироваться наиболее ценными и значимыми мотивами (см. подробнее [217]).

А теперь давайте приступим к анализу этапов урока.

I. Организационный этап.

«Всякий труд, в том числе и учебный, начинается с организации условий, при помощи которых он протекает наиболее благоприятно. Поэтому урок по любому предмету, на любую тему, любого типа, проводится ли он в классе, в лаборатории, в мастерской, на пришкольном участке, в природе или на производстве – всегда начинается с предварительной организации» [243].

Как говорят: «Любой конец зависит от начала!» Думается, что это крепко-накрепко должен запомнить любой учитель, любой практик и ученый, и пора прекратить разговоры о том, является или не является так называемый «оргмомент» этапом урока. Является! Он обязательно, хотим мы этого или не хотим, присутствует на любом уроке, как «увертюра» к нему. Только у одного учителя она иногда длится минуты, а у другого весь урок, подменяя собой «оперу».

Много решают первые минуты. Не уловишь, не почувствуешь пульса класса, и... не получится урок.

Оргмомент – это, безусловно, этап и этап сложнейший. Только, думается, что он носит не столько дидактический, сколько психологический характер, и задача этого этапа является не столько учебно-воспитательной, сколько психологической.

А заключается она в следующем: обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке и психологически подготовить учащихся к общению и предстоящему занятию.

 

 

Содержание этапа.

 

1. Приветствие. Взаимное приветствие – элементарный акт вежливости и одновременно начало педагогического процесса, начало общения учителя и учеников. Уже по его характеру в какой-то степени можно судить о характере отношений между ними.

Приветствие должно выражать взаимное уважение, симпатию, желание добра друг другу. Оно – первый ключ к сотрудничеству, именно так его следует понимать и воспринимать. Вот почему нельзя процедуру приветствия осуществлять небрежно и формально. Приветствие учителя – это заявка на то, в каком психологическом режиме он поведет урок, ответ учащихся – реакция на эту заявку.

Процедура приветствия хорошо отрабатывается у нас в младших классах, но в старших классах, вследствие отсутствия единого перехода к ее осуществлению и очень часто непонимания его значения учителями, превращается в педагогических коллективах в формальность, что ведет к постепенной утрате учащимися навыков осуществления приветствия, сформированных ранее.

2. Определение отсутствующих. Суть его заключается не столько в том, чтобы узнать, кого из учеников нет на уроке. Это не сложно сделать при помощи рапортичек и других приемов. Смысл этой процедуры заключается в другом: учитель здесь формирует свою позицию к факту отсутствия того или иного ученика. Порицание, если ученик отсутствует без уважительных причин, сочувствие и оказание помощи тем, кто болеет. Обязательно нужно интересоваться у ребят состоянием здоровья их товарищей, которые давно болеют, передавать через учащихся свое 

сочувствие. Приветствовать ученика, который после долгого отсутствия вновь появился в классе. Словом, не забывать, что, казалось бы, прозаическая проверка отсутствующих может служить важным инструментом углубления сотрудничества, воспитания гуманизма, учебной дисциплины, любви к школе и учителю.

3. Проверка готовности учащихся к уроку. Здесь учителя прежде всего должен интересовать внешний вид учеников, их рабочая поза, состояние рабочего места. В какой-то степени при соблюдении такта и чувства меры этот момент можно использовать для формирования вкуса, эталона внешности.

4. Проверка подготовленности классного помещения к уроку. Классное помещение – рабочее место класса и учителя, и совсем небезразлично, в каком состоянии оно находится. Забота о своем здоровье каждого – один из важнейших каналов формирования чувства собственного достоинства.

5. Организация внимания. Необходимо уметь установить четкую грань, отделяющую перемену от урока, новую психологическую ситуацию быстрой настройки сосредоточения на предмете учебного занятия. Профессор И.В. Страхов в своей работе «Психологический анализ урока» пишет: «Очень важно воспитать у школьников умственную привычку к 

быстрому переходу от психического состояния во время перемены к рабочему состоянию сознания, возникающему в начале урока. Практически это осуществляется различными способами, но не все из них одинаково эффективны. Организующее влияние на учащихся оказывает психологическое состояние учителя в момент его появления в классе... Начинание же урока без предварительной организации внимания школьников, невнимательность учителя к их психическому состоянию или его стремление резко форсировать их сосредоточение путем возбужденного обращения, повышенного тона речи не будет способствовать созданию необходимого делового и психологического контакта между учителем и учащимися» [194].

Условия достижения положительных результатов:

 -  сосредоточенность, выдержка, самообладание, собранность учителя;

 -  отсутствие многословия, ярко выраженная волевая направленность;

 -  требовательность и твердое намерение без задержки перейти к уроку при одновременном внимании к состоянию учащихся;

 -  использование небольшой психологической паузы и вопроса, побуждающего их внимание к теме урока;

 -  спокойная уверенная манера держаться при появлении в классе, сочетающаяся с доброжелательностью и сердечностью;

 - последовательность и постоянство в предъявлении требований.

 

Показатель выполнения психологической задачи этапа:

– доброжелательный настрой учителя и учащихся;

– кратковременность организационного момента;

– полная готовность класса и оборудования урока к работе;

– быстрое включение класса в деловой ритм;

– организация внимания всех учащихся.

 

Это очень важный и ответственный этап, от качества осуществления которого во многом зависит весь ход, развитие и результат урока. У некоторых учителей организационный этап длится мгновенье, но это результат определенной, кропотливой работы педагога по приучению детей к выполнению организационных требований этапа на многих предыдущих уроках. Данный этап играет очень серьезную воспитательную роль. Здесь формируется умение себя мобилизовать, сосредоточиться, внутренне организоваться. В определенной степени этот этап урока влияет на формирование ответственного отношения к учению, такой черты, как предусмотрительность. Наконец, именно на этом этапе начинает закладываться характер взаимоотношений учителя и класса. 

 

 

II. Этап проверки домашнего задания.

Помните! Без отзыва, без оценки проделанной работы со стороны учителя ученик не знает качества своей работы, он не владеет самым главным и важным в ней – результатом и, естественно, не ощущает радости успеха или горечи ошибок!

Учебно-воспитательная задача этапа. Проверить правильность, полноту и сознательность выполнения домашнего задания всем классом, выяснить причины невыполнения задания отдельными учениками, устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях, навыках и умениях, осуществлять дальнейшее совершенствование последних.

Одновременно с этим мотивировать и мобилизовать силы и способности учеников, стимулировать их к успеху, формировать чувство долга, настойчивость в достижении цели, дисциплинированность.?

 

Содержание этапа.

 1. Выявление факта выполнения домашнего задания всем классом.

2. Обязательное выяснения причин невыполнения задания отдельными учениками и принятие мер, чтобы оно обязательно было выполнено на следующий день.

3. Определение типичных недостатков в знаниях и причин их появления.

4. Исправление ошибок, допущенных учащимися в домашней работе, чтобы они не закреплялись в их памяти.

5. Привлечение, когда это возможно, к проверке домашнего задания учеников-консультантов по предмету, дежурных.

6. Использование взаимопомощи и самоконтроля учащихся.

7. Осмысление учителем своей собственной деятельности на прошлом уроке. Проверка домашнего задания учителем позволяет обнаружить его успехи и ошибки в выборе методики, сигнализирует о темпах продвижения учащихся, является необходимым средством для подготовки конкретного урока с учетом достигнутых результатов;

– в зависимости от конкретных условий и воспитательной цели, которую преследует учитель, стимулируя отдельных учеников, когда это необходимо, оценить домашнюю работу.

Условия достижения положительных результатов:

– оперативность учителя, целевая направленность его деятельности;

– использование учителем системы приемов,  позволяющих определить выполнение домашнего задания у всех учеников класса;

– осознанность школьниками взаимосвязи домашнего задания с результатами своего обучения, понимание ими зависимости этих результатов от их домашней работы.  Помните! В этом случае контроль достижений учащихся одновременно является и контролем выполнения домашнего задания;

– сформированность мнения учащихся о том, что «забыть» приготовить домашнее задание невозможно, ибо его выполнение обязательно будет проверено учителем. Помните! Каждое невыполненное домашнее задание, с которым ученику удалось «проскочить», работает на безответственность.

Показатели выполнения учебно-воспитательной задачи этапа:

– выявление факта выполнения домашнего задания у всего класса за сравнительно короткий промежуток времени (5–7 мин.), установление типичных ошибок и их ликвидация;

– обнаружение причин невыполнения домашнего задания отдельными учащимися и принятие мер для их ликвидации;

– использование различных форм контроля в зависимости от содержания, вида и цели домашнего задания, а также в зависимости от отношения учеников данного класса к выполнению домашней работы;

– формирование понимания у учащихся связи выполнения их домашней работы с результатами своего обучения вообще.

Домашнее задание на большинстве уроков можно проверить в начале урока, если эти знания необходимы для усвоения нового материала. В некоторых школах принято, что специально выделенные учащиеся проверяют письменное домашнее задание перед уроком и о результатах проверки сообщают в начале урока. Это производит и воспитательный эффект, если только не превращается в формальность. Не исключен и такой вариант, когда домашнее задание проверяется в конце урока. Это делается в тех случаях, если материал домашнего задания не связан непосредственно с новой темой. Методика проверки может быть самой разнообразной. Наличие и аккуратность письменных, графических и практических заданий проверяется во время обхода класса. Содержание работы, ее результаты проверяются фронтально при активном участии всего класса. Письменные задания проверяются и оцениваются учителем дома – фронтально или выборочно. Некоторые учителя привлекают для этого актив старшеклассников. В начале урока многие учителя практикуют кратковременные письменные работы для выявления 

качества усвоения основных элементов учебного материала. В последнее время для проверки заданий используют тестовые задания и программированный опрос – машинный или безмашинный, с использованием перфокарт различных конструкций.

 

Помните! Контроль и оценка домашнего задания – вместе с другими факторами педагогического процесса – являются мотивирующими и мобилизующими силы и способности учеников. Проверка домашнего задания – условие безошибочной работы учащихся, условие, чтобы ученика воспринимали как ответственного человека.

Если учитель отказывается от систематического контроля за выполнением учениками домашнего задания или относится к нему недостаточно серьезно, он разочаровывает учеников, поскольку игнорирует их работу, их достижения и тем самым не стимулирует производительность их ученического труда. Необходимо вести дело таким образом, чтобы у учащихся никогда не возникало сомнение, обязательно ли они должны выполнять задание.

Опыт лучших педагогов учит – домашняя самостоятельная работа учащихся приобретает серьезное педагогическое значение лишь при условии ее обязательной, систематической проверки с последующей корректировкой и исправлением, когда это необходимо. У мастеров педагогического труда сложилась своего рода поговорка: «Задаешь на дом – проверяй, не проверяешь – не задавай!».

Особенно важно формировать в ходе проверки у учащихся понимание того, что домашняя работа есть продолжение и неотъемлемая часть их учебной классной работы, неотъемлемая составляющая результата их учения.

При другом подходе домашнее задание может стать источником опаснейших заблуждений, искажения истинных знаний.

Без отзыва, без оценки проделанной работы со стороны учителя ученик не знает качества своего труда, он не владеет самым главным и важным в нем – результатом и, естественно, не ощущает радости успеха или горечи ошибок.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 163; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.111.85 (0.094 с.)