III. Этап всесторонней проверки знаний. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III. Этап всесторонней проверки знаний.



Учебно-воспитательная задача: глубоко и всесторонне проверить знания группы учащихся, выявив причины появления обнаруженных недостатков в знаниях и умениях. Закрепление, уточнение и систематизация знаний учащихся. Проверка организации и методики самостоятельной домашней работы ученика. Организация в ходе опроса отдельных учащихся коллективной познавательной деятельности ВСЕХ учащихся. Осуществление развития речи и мышления отвечающих учеников. Сформировать у учащихся навыки правильного воспроизведения своих знаний и умений. Развить аналитичность и критичность мышления учащихся. Воспитать чувство коллективизма и сопереживания успехам и неудачам своих товарищей. Прорефлексировать свою деятельность, дать самооценку своей деятельности как учителя. Задача этапа чрезвычайно сложна и объемна.

 

Содержание этапа:

 

– проверка различными методами объема и качества усвоения материала отдельными учениками;

– проверка образа мышления отвечающих учеников;

– проверка сформированности общеучебных и социальных навыков и умений;

– комментирование (оценивание) ответов учащихся;

– организация учебной деятельности всего класса во время ответа вызванных к доске учащихся.

 

Как подсчитали дидакты, опрос в V–X классах в течение года отнимает времени в количестве не менее 300 часов. Это 43 семичасовых рабочих дня или полтора рабочих месяца. Профессор Э.А. Гришин, посетивший пять тысяч уроков, пришел к выводу, что на 33% комбинированных уроков устный опрос длится больше разумных пределов [38].

Это чрезвычайно сложный этап комбинированного урока, требующий от учителя большого мастерства. Правильно и глубоко проверить знания учащихся нередко сложнее и труднее, чем даже объяснить новый материал.

Устный опрос – чуть ли не единственный вид речевой практики на уроке. В осуществлении устной проверки знаний можно выделить триаду, стороны которой взаимосвязаны, влияют друг на друга, находятся во взаимозависимости.

    

Первое. Вопрос учителя и методика его задавания. Она связана с педагогической аксиомой: умные ответы можно получить лишь на умные вопросы, правильные – на правильно поставленные. Хороший вопрос учителя – это не такое уж простое дело: он должен быть содержательным, т.е. заключать в себе определенную серьезную мысль, последовательным и целесообразным.

Второе. Ответ ученика как основная и наиболее важная часть триады.

Третье. Поведение класса в ходе опроса. Главное здесь – активизировать в ходе опроса одного ученика внимание, память, деятельность всего класса, включить всех учащихся в активную работу. Сущность этапа: коллективная познавательная деятельность всех учащихся класса, в результате которой знания всего класса совершенствуются, а у части учащихся – аттестуются. Проверка знаний учащихся всегда должна служить не только цели контроля, но и целям обучения, она всегда должна быть, в определенной степени, обучающей.

Опрос, чтобы втянуть в работу весь класс (в ином случае он бесполезен, а в воспитательном отношении иногда бывает и вреден), должен быть интересен ученикам, а для этого известный фактический материал должен рассматриваться в новом свете, теоретические знания применяться на практике, когда ответы на уроке позволяют убедиться в правильности своих знаний, исправить и дополнить их, закрепить, сделать более личными.

Очень важным приемом является организация учителем рецензирования своих товарищей учащимися по единой схеме: полнота ответа; его обоснованность; правильность; логичность композиции; культура речи; умение применять знания на практике. В результате оценку получает и тот, кто отвечал, и тот, кто рецензировал.

Формы опроса могут быть разными: фронтальный опрос, уплотненный опрос, программированная проверка знаний, индивидуальный опрос перед всем классом и с его участием.

К сожалению, во многих наших школах сплошь и рядом искажается сущность данного этапа.

Во-первых, нередко учитель смысл работы с отдельным учеником в ходе опроса видит только в том, чтобы учащийся уверенно и безошибочно воспроизвел заданный учебный материал. А ведь проверять необходимо не только и не столько память, сколько мышление ребенка, ибо самая-то суть обучения состоит в развитии мышления, а не в том, чтобы начинять память ребенка как можно большим количеством тех или иных сведений. Надо, чтобы знания успеха были глубокими и осмысленными и служили руководством к действию.

Во-вторых, очень часто на этом этапе на огромном количестве уроков работа со всеми учащимися подменяется индивидуальной работой с учеником, вызванным к доске, и забвением остальных учащихся класса. До сих пор мы все еще недооцениваем значения вреда, какой наносит обучению и воспитанию такая проверка знаний. «Известно, что в среднем опрос занимает 15 минут. И если большинство класса в проверке не участвует, то это время для них пропадает, а ведь это треть каждого урока. Вред такой проверки этим не исчерпывается: она порывает дисциплину в 

классе, ослабляет внимание учащихся, приучает их к безделью, к обману учителя» [43]. За десять лет обучения в школе подобных ситуаций накапливается великое множество и, если превратить потери времени в часы, то, говорят, полтора–два года уходит на безделье.?

А вот еще одно «узкое» место: один ученик у доски решает задачу или пишет трудные слова, а остальные в тетрадях самостоятельно работают над тем же. Как будто бы все заняты делом, но никакого умственного напряжения это «дело» не требует, ибо подавляющее большинство списывает с доски. «Страшная эта опасность – безделье за 

партой, – писал В. А. Сухомлинский, – безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает, морально калечит человека, и ни школьная бригада, ни школьный участок, ни мастерская – ничто не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником, – в сфере мысли» [196].

 

В то же самое время проверка знаний при правильной ее организации оказывает большое положительное воздействие на знание и развитие учащихся.

Она обеспечивает безошибочность знаний в результате выявления и исправления ошибок и неточностей в ответе.

Обеспечивает полноту знаний в результате дополнения учащимися того, что упущено в ответе их товарищем.

   Помогает слабым учащимся лучше осознать материал.

Хорошо успевающие учащиеся убеждаются в правильном усвоении материала.

У всех учащихся, хотя, конечно, и в разной степени, но повышается прочность знаний.

Знания становятся более глубокими и осознанными в результате рассмотрения различных сторон, связей тех или иных явлений, событий.

Для учеников, пропустивших предыдущий урок, ответы сильных учащихся в известной степени компенсируют объяснение учителя.

В проверке производится отбор наиболее важного, главного и осуществляется практическое обучение принципам этого отбора.

Развивается умение анализировать (по содержанию, языку, логической структуре) ответы товарищей.

Осуществляется активное обучение речи (школьники говорят сами, слушают и исправляют речь товарищей, учитель следит за правильностью речи и тех, и других).

Осуществляется всестороннее развитие логических способностей.

Развивается внимание и память учащихся.

Развивается интерес к предмету.

Существенно улучшаются знания учащихся, слабо приготовивших урок дома (при этом факт слабой подготовки урока обычно обнаруживается).

Наконец, знания и само развитие учащихся приобретают особые черты в зависимости от того, какими приемами и методами, по какой системе проводится проверка.

Как видите, этот этап урока не есть простой акт внешнего контроля, безразличный для формирования знаний. Это специфический этап обучения, если хотите, это этап самого становления знаний, накладывающий на них большой отпечаток (см. [43]).

   

 Условия достижения положительных результатов:

– использование самых различных методов проверки знаний, начиная от фронтальной беседы, индивидуального опроса и кончая текстовой проверкой, которая дает возможность за 10–15 мин. получить ответы на 10–20 вопросов от всего класса;

– практика постановки дополнительных вопросов для проверки прочности, глубины и осознанности знаний;

 

– создание в процессе опроса нестандартных ситуаций в использовании знаний;

– привлечение специальными заданиями классу всех учащихся к активному слушанию ответов товарищей и к поиску более точных;

– создание атмосферы значимости, серьезности и важности работы, осуществляемой учащимися на данном этапе.

 

 

Показатели выполнения учебно-воспитательной задачи этапа:

 - проверка учителем не только объема и правильности знаний, но также их глубины, осознанности, гибкости и оперативности, умения использовать их на практике;

 - рецензирование ответов, направленное на указание положительных и отрицательных сторон в знаниях, умениях и навыках учащихся и на указание того, что необходимо сделать для усовершенствования приемов самостоятельной работы;

 -  активная деятельность всего класса в ходе проверки знаний отдельных учащихся.?

 

Необходимо помнить, что проверка знаний есть не только форма педагогического контроля за учебной работой школьников, но и форма закрепления, уточнения, осмысления и систематизации знаний учащихся, способ формирования у школьников навыков правильного воспроизведения своих знаний и умений, важнейшая и объективная 

форма самоконтроля учителя.

 

IV. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

 

Учебно-воспитательная задача этапа. Организовать и целенаправить познавательную деятельность учащихся, подготовить их к усвоению нового материала. Формировать целенаправленный характер учебной деятельности учащихся. Научить учащихся формулировать цель и выбирать конкретные средства для ее достижения.

 

Содержание этапа:

– сообщение темы изучения нового материала;

– формулировка вместе с учащимися цели и задачи изучения нового материала;

– показ практической значимости изучения нового материала, мотивация учащихся к его освоению;

 

– постановка перед учащимися учебной проблемы.

 

Это этап организации будущего восприятия учебного материала, этап формирования целенаправленности учения. Последняя означает, что каждый ученик должен осознавать цели всех выполняемых им в учебном процессе действий.

«Как показывает  анализ повседневной практики, чаще всего учителя просто показывают тему урока, характеризуют учебный материал, который предстоит усвоить учащимся. Иногда тему и план урока пишут на доске. В этих случаях цель урока не объясняется.

Однако самое главное – обеспечить осознание цели учениками, вызвать их личностное, заинтересованное отношение к ее достижению, раскрыть значение цели для самих школьников. Когда ученики не осознают цели своей работы на уроке, процесс их учения и руководство ими со стороны учителя приобретает формальный характер, ученики выполняют указания учителя, потому что ему это «почему-то нужно». Не понимая замысла заданий учителя, они не могут в полной мере проявить активность, самостоятельность, инициативу при работе над ними» [178].

 

 

Условия достижения положительных результатов:

 

 - предварительное обдумывание учителем формулировки цели, задач, практической значимости для учащихся нового   учебного материала, учебной проблемы. Фиксация всего этого в поурочном плане;

 - умение четко и однозначно вместе с учащимися сформулировать образовательную цель урока для учеников, показать им, чему они должны научиться в ходе урока, какими знаниями, умениями и навыками овладеть;

 -  сформированность у учащихся понимания, что без цели очень трудно оценить результат их учебной деятельности на уроке, что успешно работать можно только в том случае, когда для каждого ясен предполагаемый конечный результат;

 -  ученическую цель урока нужно или обсуждать с учащимися или сформулировать ее вместе с ними, в противном случае она не будет для них личностно значима. «Цели, спущенные кем-то сверху – чужие цели!».

 

Показатели выполнения учебно-воспитательной задачи этапа:

– активность познавательной деятельности учащихся на последующих этапах;

– эффективность восприятия и осмысления нового материала;

– понимание учащимися практической значимости изучаемого материала.

 

Во многих случаях цели и задачи можно объяснить ученикам одновременно с сообщением темы. Однако это не должно быть стандартом для каждого занятия. Более того – такой стандарт не допустим. Способы сообщения темы, цели и задачи могут быть самыми различными, но все они должны соответствовать логике учебного процесса и учебной ситуации, создаваемой учителем. В.А. Онищук пишет о том, что цели и задачи урока можно сообщать в виде проблемного задания, эвристического вопроса, познавательной задачи. Наконец, цели и задачи урока можно вывешивать на специальном стенде «Что сегодня на уроке?».

Важно помнить, что широкое привлечение учащихся к самостоятельному приобретению знаний, овладению навыками и умениями, творческому применению их на практике невозможно без четкой целенаправленности этой  работы, без постановки перед учащимися целей и задач каждого урока [132].

Ученики должны точно представлять предполагаемый результат их учебной деятельности на уроке, знать, за что им необходимо отчитаться перед учителем, уметь целенаправить свою деятельность и соответствующим способом спланировать ее.

«Может быть, на этой общеизвестной истине не следовало останавливаться, – пишет профессор Э.Л. Гришин, – если бы не было тревожных выводов из анализа посещенных уроков.

Только  на 18% уроков учителя определяют и доводят до учеников учебную цель урока. На 50 % объясняется только тема урока, а на 32% не формулируется даже тема урока» [38].

 

V. Этап усвоения новых знаний.

 

Учебно-воспитательная задача. Дать учащимся конкретное представление об изучаемых фактах, явлениях, об основной идее изучаемого вопроса, правила, принципа, закона. Добиться усвоения учащимися способов, путей, средств, которые привели к данному обобщению. Добиться усвоения учащимися метода воспроизведения изучаемого материала. На основе приобретенных знаний выработать соответствующие навыки и умения.

Осуществлять формирование нравственных отношений учащихся к своему «Я» (самому себе), другим людям, классному коллективу, к труду и Родине.

Конструировать и осуществлять этап на основе принципов развивающего обучения.

Содержание этапа.

1. Организация внимания.

2. Организация учителем процесса восприятия, осознания, осмысления, первичного обобщения и систематизации нового для школьников учебного материала.

3. В ходе освоения нового материала обучать учащихся собственной деятельности по изучению и овладению содержанием этого материала, умениям и навыкам рационально учиться.

4. Осуществлять этот этап, как впрочем и все другие, на основе создания ситуации, когда основным работником (субъектом) процесса обучения, основным ответственным лицом за свою учебу и поведение становится ученик.

При осуществлении этого этапа необходимо помнить, что сущность обучения состоит не в изложении учебного материала, а в изучении этого материала учащимися под руководством учителя с использованием последних продуктивных методов и приемов. Еще в XIX веке А. Дистервег писал: «Было время, когда считали возможным сообщать 

образование. Даже знание в собственном смысле слова сообщить невозможно. Можно их человеку предложить, подсказать, но овладеть ими он должен путем собственной деятельности... Можно наполнить чем-нибудь тело, например, ядом, но ум наполнить ничем нельзя. Он должен самодеятельно все охватить, усвоить, переработать» [45].

Строить учебный процесс на этом этапе только в расчете на усвоение определенного объема знаний тоже нельзя, ибо это подобно постоянному кормлению ребенка с ложки, которая не дается ему в руки, и он не приучается питаться самостоятельно. Жизнь требует большего: надо научить школьников добывать знания собственными усилиями, не только самостоятельно питаться, но и самостоятельно «добывать пищу».

Вот почему называть этот этап, как это нередко делается на практике и в педагогической литературе, «этапом сообщения новых знаний» или «этапом сообщения нового материала» не правомерно.

Названия подобного рода, во-первых, искажают суть данного этапа обучения, а, во-вторых, как-то ограничивают выбор методов обучения учителем.

 

Условия достижения положительных результатов.

 

1. Актуализация чувственного опыта и опорных знаний учащихся.

2. Широкое использование различных способов активизации мыслительной деятельности учащихся, включение их в поисковую работу, в самоорганизацию процесса учения. Максимальное творческое участие детей в освоении нового материала.

3. Использование в процессе учения сменных диалогических пар.

4. Проведение словарной работы как одного из инструментов осознания учебного материала. Помните! Именно на этом этапе наиболее широко раскрывается педагогическое мастерство учителя, его знания, эрудиция.

 

Именно на этом этапе урока в тысяче оттенков передается молодому свежему восприятию учеников культурный резерв учителя, обширность его знаний.

«В десятках примеров из других наук, в привлечении многих прочитанных книг, случаев из биографий больших ученых, в многообразном словаре педагога, не боящегося говорить изящно и тонко, во всем его оружии хорошей благовоспитанности, хорошего образования, хорошего вкуса, в этих как будто бы побочных факторах, – писала Мариэтта Шагинян, – и заключается истинный фон для подлинной организации учения и передачи знаний».

 

Показатели выполнения учебно-воспитательной задачи этапа:

 

 ? если учитель использовал метод рассказа, лекции, объяснения, самостоятельной работы учащихся, то критерием выполнения дидактической задачи может служить качество ответов учащихся на следующих этапах урока;

 ? при использовании метода эвристической беседы, самостоятельной работы учащихся в сочетании с методом беседы, программированных машин или учебников показателем эффективности усвоения учащимися новых знаний и умений является правильность их ответов и действий в процессе беседы и активное участие класса в проведении итогов беседы или самостоятельной работы.

 

VI. Этап закрепления новых знаний.

 

Учебно-воспитательная задача этапа. Закрепить в памяти учащихся те знания и умения, которые необходимы им для самостоятельной работы по новому материалу. Добиться в ходе закрепления повышения уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания. Выработать соответствующие навыки и умения.

 

Содержание этапа.

1. Закрепление новых знаний и умений.

2. Закрепление методики изучения вопроса и методики предстоящего ответа ученика при очередной проверке знаний.

3. Одновременно с закреплением углубление осмысления учащимися учебного материала, проверка понимания сущности новых понятий учащимися.

4. Закрепление только что изученного материала на основе творческого его применения на практике, в нестандартных ситуациях.

 

5. Выработка соответствующих навыков и умений.?

Глубокое понимание учебного материала, приучение учащихся улавливать имеющиеся различия и соединять все имеющее взаимную связь, сопоставлять и сравнивать, устанавливать зависимости – важнейший путь борьбы с формализмом в знаниях учеников. Это же является и непременным условием прочности обучения.

Нельзя загружать только память ученика, необходимо давать пищу уму и воображению. Ни один факт, ни один довод не должен остаться в голове учащегося праздным словом, все должно будить мысль, воображение, эмоции. Чем глубже будет учеником осознан материал, тем прочнее он осядет в его памяти. Закрепление изученного материала – акт чрезвычайно важный. К.Д. Ушинский сравнил учителя, не заботящегося о закреплении знаний, с возницей, который вовсю погоняет лошадь, забыв при этом увязать кладь на повозке. Он с рекордной скоростью доезжает до места назначения, но не замечает, что все рассыпал по дороге, и его поездка была по меньшей мере бесполезной.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 105; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.244.153 (0.05 с.)