Порядок пересмотра Конституции России и принятия конституционных поправок. Толкование Конституции 1993 г. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Порядок пересмотра Конституции России и принятия конституционных поправок. Толкование Конституции 1993 г.



Стабильность Конституции является одним из ее важных юридических свойств. Она оказывает определяющее влияние на политические, экономические и социальные отношения, закрепляемые ею. Поэтому пересмотр каких-либо положений Основного Закона государства и общества или внесение в него поправок достаточно сложны.

В российской Конституции этому посвящена самостоятельная глава 9. Ее положения с точки зрения порядка изменения Конституции поделены на части.

Первая часть - это положения глав 1 «Основы конституционного строя», 2 «Права и свободы человека и гражданина» и самой главы 9. Эти положения не могут быть пересмотрены самим Федеральным Собранием - Парламентом России. Федеральное Собрание вправе лишь дать изначальную оценку соответствующих предложений. Статья 135 ч. 2 гласит: если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции РФ будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов СФ и депутатов ГД (т.е. не одной, а обеих палат), то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание. Оно либо подтверждает неизменность Конституции РФ, либо разрабатывает проект новой Конституции РФ, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При проведении всенародного голосования Конституция России считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании (при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей).

Вторая часть - это поправки к главам 3-8 Конституции (т.е. к ее остальному тексту). В соответствии со ст. 136 они принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона. Однако этого недостаточно: принятые поправки вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов России.

В постановлении Конституционного Суда РФ от 31 октября 1995 г. по делу о толковании ст. 136 говорится, что поправки к главам 3-8 принимаются в форме особого правового акта - закона РФ о поправке к Конституции России.

Третья часть - это изменения ст. 65 Конституции РФ, касающиеся состава субъектов РФ. Согласно ст. 137 ч. 1, они вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в РФ и образовании в ее составе нового субъекта РФ, об изменении конституционно-правового статуса субъекта РФ.

Четвертая часть - изменения, касающиеся наименования субъекта РФ. В ст. 137 ч. 2 Конституции указано: в случае изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа новое наименование субъекта РФ подлежит включению в ст. 65 Конституции РФ.Конституционный Суд РФ в постановлении от 28 ноября 1995 г. по делу о толковании ч. 2 ст. 137 Конституции определил, что изменения наименования субъекта включаются в текст ст. 65 указом Президента РФ на основании решения субъекта РФ, принятого в установленном им порядке.

Принятие новой Конституции отнесено к полномочиям Конституционного Собрания, которое может принять ее 2/3 голосов от общего числа его членов или вынести на всенародное голосование. При проведении референдума Конституция считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.

Порядок образования Конституционного Собрания определяется, как предусмотрено Конституцией, федеральным конституционным законом, но до настоящего времени данный закон не принят.

Конституция в ст. 134 ввела новую норму, устанавливающую перечень субъектов, которые могут инициировать процесс пересмотра Конституции и внесения в нее поправок. Предложение о поправках и пересмотре положений Конституции могут вносить Президент России, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство России, законодательные (представительные) органы субъектов России, а также группа численностью не менее 1/5 членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

Конституция России 1993 года, в отличие от предшествующих, ввела институт толкования Конституции. Здесь речь идет об официальном толковании, имеющем юридическую силу и обязательном для всех правоприменяющих субъектов.

Цель толкования заключается в том, чтобы юридически точно определить, как понимать норму Конституции.

 

ЛЕКЦИЯ 3



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 137; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.111.125 (0.004 с.)