Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Порядок пересмотра Конституции России и принятия конституционных поправок. Толкование Конституции 1993 г.
1. Понятие, сущность, функции и структура конституции Под конституцией понимается основной закон государства, выражающий волю иинтересы народа вцелом либо отдельных социальных слоев (групп) общества и закрепляющий в их интересах важнейшие начала общественногостроя и государственной организации соответствующей страны. По формеконституция - документ государства, т.е. это правовой акт. Конституция - основнойзакон страны, принимаемый парламентом, специальной конституционной ассамблеей, непосредственно голосованием народа, имеющий, следовательно, государственно-обязательную, причем высшую силу. Конституция стоит на первом месте в законодательстве страны и содержит исходные начала национальной системы права. По сути и содержанию конституция - документ и общества, и государства. Конституция - политический документ. Главные вопросы ее содержания - о власти, формах собственности, положении личности, устройстве государства. При характеристике сущности конституций и причин их появления возможно доминирование двух подходов, которые можно назвать классово-политическими и рационалистическими. Суть классово-политического подхода в том, что конституция, закрепляя названные группы общественных отношений (по предмету конституционного регулирования), выражают соотношение сил в обществе, поделенном на классы. Функции конституции –это различные проявления ее назначения. Они отражают роль основного закона в политике, жизни общества и граждан, осуществлении задач государства.Любой конституции - независимо от социальной системы - свойственны следующие функции; учредительная, организаторская, внешнеполитическая, идеологическая, юридическая. Учредительная функция конституции. Суть этой функции состоит в том, что конституция, появляясь в результате коренных изменений в жизни общества, становится политико-правовой основой его развития на следующем историческом этапе. Слово «учредительная» следует понимать в том смысле, что конституция либо закрепляет то, что уже существует как результат деяний людей, либо создает предпосылки для совсем новых общественных отношений, созревших в обществе, но не могущих возникать, пока не будет для них необходимой правовой базы, которая с принятием конституции и учреждается. Таким образом, учредительные начала конституций могут проявляться и по отношению к общественной (политической) системе в целом, и по отношению к конкретным государственно-правовым институтам и учреждениям, в частности.
Сказанное убедительно подтверждает опыт российской истории. Каждая конституция знаменовала новый этап в социально-политическом развитии и выполняла учредительную функцию, естественно, с позиций тех, кто в то время осуществлял власть. Безусловно, учредительный характер свойствен и Конституции РФ 1993 г., причем в целом, и несмотря на то, что ряд включенных в нее конституционных институтов появился ранее благодаря изменениям и дополнениям предшествующей Конституции РФ 1978 г., неоднократно реформировавшейся. Говоря обобщенно, учредительная роль данного Основного Закона состоит в полном и окончательном оформлении отказа России от социалистического пути развития и ее перехода на рельсы: в политике - к общедемократическим институтам и политическомуплюрализму, в экономике - к многообразию форм собственности, включая и частную (т.е. собственности отдельных граждан на средства производства, природные ресурсы, а не только на предметы потребления и обихода), свободнойэкономическойдеятельности (предпринимательству) и рыночному хозяйству. Кроме того, учредительная роль действующей Конституции заключается и в том, что она закрепила новое соотношениевластей на уровне Федерации (за счет резкого увеличения роли Президента РФ), разграничение полномочий между РФ и ее субъектами, а также назначение местного самоуправления в РФ. Организаторская функция конституции. Данная функция заключается в том, что она не только оформляет достигнутое и ставит новые задачи перед обществом и государством, но и стимулирует политическую активность, нацеливает государственные органы и общественные объединения, всех граждан на деятельность в духе нового основного закона. Иначе говоря, послепринятия конституции не должно быть такого положения, что о ней тут же забыли, а люди жили бы и действовали в прежнем стиле, как будто бы ее и не было. Конституцию следует выполнять, и соответствующие ориентировки, а также механизмы должны содержаться в самой конституции.
Кроме того, следует учитывать то, что конституция является документом прямого действия - это зачастую подчеркивается в самом ее тексте. И ее организующее начало состоит в том, что многие общественныеотношения могут возникать непосредственно на базе конституции. Сказанное в полной мере относится и к российским конституциям, в том числе и к Конституции 1993 г. Внешнеполитическая функция конституции. Эта функция состоит в том, что основной закон обращен не только к внутренней жизни страны, онодновременно является фундаментом внешнеполитической деятельности государства. Это может быть выраженовключением в конституцию специальныхглав о внешней политике и обороне (так делали, например, Конституция СССР 1977 г., Конституция РСФСР 1978 г). Но в принципе наличие таких глав совсем не обязательно - их не было, к примеру, в Конституции РСФСР 1918 г. Конституции СССР 1936 г. и следовавшей за ней Конституции РСФСР 1937 г. Нет подобной главы и в Конституции РФ 1993 г., в большинстве зарубежных конституций. Суть вдругом, и это главное: действующая Конституция не просто исходит из миролюбивой внешней политики государства, стремления к сотрудничеству и добрососедству, но и провозглашает общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры России составной частью ее правовой системы. Идеологическая функция Конституции. Данная функция также присуща Конституции России. Хотя в ст. 13 Конституции РФ 1993 г. сказано, что в России признается идеологическое многообразие, никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Действительно, идеологическая функция конституции может заключаться в закреплении постулатов какого-то политического учения в качестве господствующих. Такими были все предшествующие советские конституции. Так, не просто правовым актом, но и типичным документом научного коммунизма являлась Конституция СССР 1977 г. Она исходила из построения всей жизни в стране на постулатах теории и практики социалистического и коммунистического строительства, а в преамбуле Конституции содержалась характеристика существовавшей в стране общественной системы как развитого социализма. Вот такой вариант идеологического предназначения конституции и исключает теперь Основной Закон России 1993 г. Юридическая функция. Суть этой функции конституции заключается в том, что она: - является основой новой правовой системы и правопорядка в стране (или нового этапа в их развитии, если они существуют и в принципе сохраняются); - сама регулирует общественные отношения и как документ прямого действия может быть исходной почвой для их возникновения; - дает импульс развитию законодательства и принятию большого массива новых нормативных юридических актов, воплощающих общие идеи и отдельные положения конституции. Сказанное в полной мере относится к действующей Конституции РФ. Она является «главным» документом создаваемой в России правовой системы, для детализации Конституции нужны около 600 нормативных актов. Достаточно актуальна и задача обеспечения прямого действия Конституции - об этом свойстве Основного Закона забывают и нередко смотрят на нее как на правовую библию, которой надо молиться на словах, но которой совсем не требуется следовать в делах.
Каждая конституция имеет свою структуру. В расположении ее статей и частей, делении на главы, разделы и т.п. проявляется своеобразие подхода различных государств к созданию своих основных законов. В практике большинства стран принято начинать конституцию с преамбулы - вводного текста, имеющего, как правило, политическую направленность. Поскольку решающими являются вопросы о сути существующего в данной стране строя, о власти, государстве, политической структуре (организации) общества, собственности, им посвящаются первые разделы или главы конституций. Действующая Конституция РФ 1993 г. отводит указанным выше вопросам главу 1 – «Основы конституционного строя». В ней закрепляются важнейшие черты этого строя: народовластие (народный суверенитет); российское федеративное государство как организация всего народа; признание человека, его прав и свобод высшей ценностью; демократия как основа образа жизни в России и ее политического режима; идеологическое многообразие и политический плюрализм; свобода экономической деятельности и многообразие форм собственности. Логически следующее место в структуре конституций отводится закреплению статуса личности, основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина. Глава 2 Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина рассматривает все 3 группы прав и свобод человека и гражданина, а также их обязанности. В одной из исходных норм конституции может даваться характеристика внутренней структуры государства. А далее появляется раздел или главы, где это регулируется более подробно. Названиеэтих частей конституций - государственное устройство, национально-государственное устройство, федеративное устройство и др. В Конституции РФ 1993 г. этим вопросам посвящается глава 3, имеющая название «Федеративное устройство». Она в более концентрированной форме отражает природу и структуру РФ, вопросы ведения РФ, совместного ведения РФ и субъектов РФ, важнейшие правила построения федеративных отношений в РФ. Следующие части конституций посвящены центральным органам государства. Логика принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, казалось бы, предполагает последовательность посвященных им глав в конституции, т.е. сначала о парламенте, затем о президенте и правительстве, далее - о судебных органах. Однако, помимо принципа разделения властей, есть еще и использование таких форм правления, как президентская республика, парламентарная республика или разные варианты смешанных форм. Отсюда на первом месте в конституции может быть глава о президенте и уж затем о парламенте.
Конституция РФ не называет наше государство президентской республикой, однако по логике конституционного регулирования Президент России стоит над всеми иными государственными органами, обеспечивает их согласованное функционирование и взаимодействие (ч. 2 ст. 80). Поэтому в Конституции сначала идет глава о Президенте, далее главы о Федеральном Собрании, Правительстве РФ и о судебной власти. Если государство отказалось от идеи существования на всех уровнях государственных органов и провозглашает концепцию, согласно которой в городских и сельских поселках, на других территориях население осуществляет местное самоуправление, тогда в конституции может включаться глава о местном самоуправлении. Причем это не исключено даже для федеративного государства, где вопросы территориальной организации субъектов являются их собственным делом. По такому пути пошла и Конституция РФ. Помимо того, что в ст. 3 она называет органы местного самоуправления одним из каналов осуществления власти народа, содержит общую статью 12 о том, что в РФ признается и гарантируется местное самоуправление, в Конституции имеется глава 8 "Местное самоуправление". Завершается основной текст конституции обычно главой о порядке ее пересмотра. В такой главе определяется, кто вносит конституционные поправки, в каком порядке они рассматриваются и принимаются. В российской Конституции 1993 г. есть глава 9 "Конституционные поправки и пересмотр Конституции". Итак, Конституция РФ состоит из Преамбулы, двух разделов. Первый раздел включает 9 глав, 137 статьей. Второй раздел «Заключительные и переходные положения». Глава 1 – Основы конституционного строя; Глава 2 – Права и свободы человека и гражданина; Глава 3 – Федеративное устройство; Глава 4 – Президент РФ; Глава 5 – Федеральное Собрание; Глава 6 – Правительство РФ; Глава 7 – Судебная власть; Глава 8 – Местное самоуправление; Глава 9 – Конституционные поправки и пересмотр Конституции.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 113; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.119.148 (0.016 с.) |