Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Материалистический сенсуализм локка↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Джон Локк (1632–1704) – английский философ., основными трудами которого являются «Опыт о человеческом разуме» (1690), «Два трактата о государственном правлении» (1690), «Письма о веротерпимости» (1691), «Мысли о воспитании» (1693). Проблемам гносеологии посвящена главная работа Локка «Опыт о человеческом разуме». Если Ф. Бэкон и Р. Декарт свое внимание сосредоточили на научной методологии, т.е. правильном применении разума в научном познании мира, то центральной темой для Локка стал сам разум человека, его границы, способности и функции.
I. Критика теории врожденных идей Декарта В центре философских интересов Локка – проблема источника знаний, структуры опыта, построения абстракций. Здесь нужно отметить, что вопрос об источнике знаний был одним из главных в философии XVII в. В Англии многие философы и писатели придерживались концепции врожденных идей («нативизм»). В этой концепции врожденному знанию приписывалась всеобщность и первичность по отношению к знанию неврожденному. В конечном счете считалось, что идеи и принципы каким-то образом запечатлены в человеческом разуме духовным началом, Богом. Особо подчеркивалась врожденность моральных принципов. Локк считает концепцию врожденных идей несостоятельной. Его аргументацию можно представить следующим образом: А) Декарт утверждает, что врожденными являются базовые положения научного знания, например, принципы логики: «То, что есть – то оно и есть» (принцип тождества) или: «Невозможно, чтобы одна и та же вещь была и не была» (принцип непротиворечия). Но, говорит Локк, эти положения неизвестны детям, умственно отсталым и тем, кто не имеет научного образования. Что горькое не сладко, что роза – не вишня, это ребенок понимает гораздо раньше, чем он сможет понять положение: «Невозможно, чтобы одна и та же вещь могла быть и в то же время не быть». При этом абсурдно утверждать, что маленькие дети или умственно отсталые обладают этими принципами «врожденно», но о них не ведают; в самом деле, говорить, что существуют запечатленные в душе истины, которые не сознаются обладателями, – абсурдно, поскольку присутствие в душе какого-либо содержания и осознание самого присутствия совпадают. Б) Декарт утверждает, что врожденными являются основные моральные принципы. Локк возражает, указывая на тот факт, что у разных лиц и в разных государствах нравственные убеждения могут быть различными и даже противоположными. «Где же эти врожденные принципы справедливости, благочестия, благодарности, правды, целомудрия? Где то всеобщее признание, которое уверяет нас в существовании таких врожденных правил?.. И если мы бросим взгляд на людей, каковы они есть, то увидим, что в одном месте одни чувствуют угрызения совести из-за того, в чем другие в другом месте выставляют свою заслугу». В) Декарт утверждает, что врожденной является идея Бога. По мысли Локка, это не так. Это связано с тем, что у некоторых народов такой идеи вообще нет; различны представления о Боге у политеистов и монотеистов; даже у людей, принадлежащих к одной и той же религии, представления о Боге отличаются друг от друга. II. Сенсуализм Локка Опровергая концепцию врожденных идей, Локк исходит из трех основных положений: а) нет врожденных идей, все знание рождается в опыте и из опыта; б) «душа» (или разум) человека при рождении есть «tabula rasa» («чистая дощечка»); в) нет ничего в разуме, чего не было бы раньше в ощущениях, в чувствах. Локк считает очевидным, что при своем первом появлении на свет душа человека есть «чистая дощечка». Откуда же он получает знания, заблуждения, фантазии, сомнения, веру? «Из опыта», – отвечает Локк. Опыт складывается из двух источников: ощущений и рефлексии. Ощущения есть внешний опыт. Они приносят в душу идеи под воздействием внешних предметов. Рефлексия – внутренний опыт, который формируется из идей, появляющихся в душе от наблюдений за действиями нашего ума. Опыт рефлексии может возникнуть только после опыта ощущений. Потому что до и без ощущений не могут осуществляться никакие действия ума. Поэтому Локк оказывается теоретиком сенсуализма – учения, разрабатывающего положение, что весь человеческий разум возникает и осуществляет все виды своих действий на основе ощущений (чувств). III. Теория образования идей Источником идей выступает чувственное воздействие вещей на человека. У вещей Локк различает первичные и вторичные качества. Первичные − реальные качества тел, которые всегда находятся в них (т. е. плотность, протяженность, форма, количество, движение или состояние покоя). Они объективны − точные копии, образы предметов, существующих вне нас. Вторичные − "представляют собой комбинации первичных качеств", такие, например, как вкус, цвет, запах и т. п. Вторичные качества носят субъективный характер (по меньшей мере частично), в том смысле, что не отражают объективных свойств самих вещей, хотя и вызываются ими к существованию. Идеи первичных качеств называются простыми – их нельзя создавать, и они получаются «автоматически» только через опыт, а вторичных – сложными – их создают и в любой комбинации сочетают сами люди. Сложные идеи появляются, по Локку, следующим образом: А. Непосредственное суммирование идей. Так, идея «человек» – результат сложения нескольких более простых идей: «жизнь», «питание», «самопроизвольное движение», «чувство» и т. д. Б. Простые идеи сопоставляются, сравниваются, между ними устанавливаются соотношения. Так появляются идеи: «причина», «различие», «тождество» и т. п. В. Обобщение. Оно происходит следующим образом. Единичные объекты определенного класса расчленяются на простые свойства; выделяются те, которые повторяются, и отбрасываются неповторяющиеся; затем суммируются повторяющиеся, что и дает сложную общую идею. Так, «если из сложных идей, обозначаемых словами "человек" и "лошадь", исключить лишь особенности, которыми они различаются, удержать только то, в чем они сходятся, образовать из этого новую, отличную от других сложную идею и дать ей имя "животное", то получится более общий термин, обнимающий вместе с человеком различные другие существа». **** Таким образом, суть локковского сенсуализма в том, что он представляет собой грандиозную попытку объяснить весь состав и все действия человеческого ума из наших чувств. Многие сложнейшие проблемы теории познания были разрешены Локком настолько успешно, что его авторитет философа приравнивался многими современниками к авторитету Аристотеля. В применении сенсуализма Локка или в полемике с ним развивалась в дальнейшем вся новоевропейская философия.
ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ — период развития философии в западной Европе в XVII—XVIII веках, характеризующийся становлением капитализма, бурным развитием науки и техники, доминированием механицизма (мир как механизм) и экспериментально-математического естествознания. Основная проблема философии Нового времени — это проблема поиска универсального метода познания, разделившая философов на эмпириков и рационалистов. НАУКОЦЕНТРИЗМ - ориентация философии Нового времени на идеалы и методы научного познания как в формальном (придание философским сочинениям формы научного трактата), так и в содержательном (поиск рационально обосновываемых и доказуемых истин философии, сравнимых с истинами науки и получаемых с помощью аксиоматического, дедуктивного метода) планах. ЭМПИРИЗМ (от греч. empeiria — опыт) - направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания. Как целостная гносеологическая концепция эмпиризм сформировался в XVII-XVIII вв. (Ф. Бэкон, Т. Гоббос, Дж. Локк, Дж. Беркли, Д. Юм). БЭКОН Фрэнсис (1561-1626) - английский философ, один из основоположников научной методологии. Выдвинул проект «Великого восстановления наук», направленный на увеличение власти человека над природой посредством развития научного знания («знание — сила») и освобождение человеческого разума от заблуждений («идолов»). Основатель новоевропейского эмпиризма и эмпирического метода. В трактате «Новый органон» (1620) в противовес господствующей в схоластике дедуктивной логике Аристотеля разработал индуктивную методологию научного познания; предложил классификацию наук. Автор технократической утопии «Новая Атлантида». СЕНСУАЛИЗМ (от лат. sensus — восприятие, чувство) - направление в теории познания, согласно которому ощущения, восприятия — основа и главная форма достоверного познания. Основной принцип сенсуализма — «нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах» — разделяли П. Гассенди, Т. Гоббс, Дж. Локк, К. Гельвеций, Д. Дидро, П. Гольбах, а также Дж. Беркли, Д. Юм. ЛОКК Джон (1632 - 1704) - английский философ, создатель идейно-политической доктрины либерализма. В "Опыте о человеческом разуме" (1690) разработал эмпирическую теорию познания. Отвергая существование врожденных идей, утверждал, что все человеческое знание проистекает из опыта. Развил теорию образования общих идей (абстракций). Социально-политическая концепция Локка опирается на теорию естественного права и общественного договора. РАЦИОНАЛИЗМ (от лат. ratio — разум) — направление в теории познания, согласно которому в нашем сознании есть знание, которое нельзя вывести из эмпирических данных («врожденные идеи», заложенные Богом). Развивая эти идеи, мы можем получать истин-ное знание о мире. К рационалистам относятся Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц и др. ДЕКАРТ Рене (латинизированное - Картезий) (1596 - 1650) - французский философ, математик, физик и физиолог. В учении о познании Декарт - родоначальник рационализма и сторонник учения о врожденных идеях. Безусловное основоположение всего знания, по Декарту, - непосредственная достоверность сознания ("мыслю, следовательно, существую"). В основе онтологии Декарта - дуализм души и тела, "мыслящей" и "протяженной" субстанции. Материю отождествлял с протяжением (или пространством), движение сводил к перемещению тел. Общая причина движения, по Декарту, - Бог, который сотворил материю, движение и покой. Человек - связь безжизненного телесного механизма с душой, обладающей мышлением и волей. Основные сочинения: "Геометрия" (1637), "Рассуждение о методе..." (1637), "Начала философии" (1644).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 1003; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.102.43 (0.011 с.) |