Анализ экономического роста предприятия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ экономического роста предприятия



Проблема оценки стоимости предприятия как бизнеса возникает не только в случаях присоединения, слияния, поглощения, продажи части предприятия как бизнеса, приобретения акций. Это лишь одна часть про­блемы. Другой частью является определение экономического роста пред­приятия с позиций рыночных оценок.

Существует большое количество точек зрения на категорию стоимо­сти предприятия. Конечным измерителем стоимости предприятия явля­ется цена его возможной реализации на рынке.

Оценка стоимости предприятия может осуществляться на основе разных подходов с позиций интересов субъекта оценки. Чтобы оценить стоимость предприятия с целью определения его инвестиционной при­влекательности, необходимо построить все расчеты с позиций интере­сов владельцев акции, которые не имеют других интересов в деятельно­сти предприятия, кроме получения дивидендов. Существуют и другие цели экономической оценки предприятия как бизнеса.

Экономический рост предприятия делает его инвестиционно при­влекательным. Размер реинвестируемой прибыли характеризует возмож­ности экономического роста в перспективе. Согласно методике «Дюпон» экономический рост компании определяется следующим образом:

Экономический рост = Реинвестированная прибыль = Собственный капитал на начало периода

Характеризует рост ценности бизнеса показатель рыночной стоимо­сти предприятия

 

 

где DCi добавленная стоимость по годам оценки (i = 1, 2,..., n), — средневзвешенная стоимость капитала:

 

 

r — кредитная ставка банка; Т — ставка налога на прибыль, L — сумма кредитов банка, Е — собственный капитал, d — процент дивидендов:

 

 

где Рск рентабельность собственного капитала.

 

Сущность профессиональной оценки стоимости бизнеса заключается в определении текущих и будущих выгод от владения» бизнесом или его частью в денежном выражении.

 

 

ЛЕКЦИЯ 8 (26.10.2020 Г.)

 

Основные этапы оценки бизнеса

Накопленный опыт оценки бизнеса предлагает определенный сценарий, позволяющий провести оценку достоверно и минимизировать ошибки. К основным этапам оценки следует отнести:

 

 

 


                                                                                    

 

 


                                                                       

 

 


                                                                                               

 

                                                                     

 

Формулы оценки бизнеса

 

Оценка бизнеса должна опираться на следующие знания:

· профессиональные знания методов оценки,

· знания экономики предприятия и всех закономерностей эффектив­ного использования активов предприятия, требований к оптимальному имущественному комплексу в разных сферах хозяйствования,

· знания правового и экономического окружения современного биз­неса,

· знания законов рынка,

· знания учета и отчетности на предприятии,

· знания теории н методик финансового анализа.

Основными источниками информации оценщика следует считатьретроспективный баланс предприятия, реконструируемый оценщи­ком в экономический баланс.

· отчет о прибылях и убытках,

· отчет о движении денежных средств;

· экспертные оценки специалистов о реальном состоянии активов предприятия,

· статистическая и прогнозная информация о рынке, на котором фун­кционирует оцениваемое предприятие.

Недостатки, затрудняющие применение финансовой отчетности для целей оценки, заключаются в следующем:

· финансовая отчетность содержит ретроспективную информацию, которая к моменту оценки устаревает,

· большая часть активов оценивается по затратам на приобретение и не отражает их рыночной стоимости,

· остаточная стоимость активов не отражает морального и физическо­го состояния активов,

· некоторые активы не отражены в балансе (например, неамортизируемые нематериальные активы, рекламные материалы),

· дебиторская задолженность требует переоценки, особенно по про­сроченным и сомнительным долгам,

· товарно-материальные запасы не отражены по их рыночной стоимости;

· отчетность может искажать реальную картину по причине «двойной» бухгалтерии,

· отчетность может содержать непреднамеренные ошибки бухгалтера,

· возможно сокрытие активов для целей налогообложения.

Для того, чтобы сделать финансовую отчетность более пригодной для оценки бизнеса, оценщик реконструирует ее, используя следующие при­емы:

1. Составление экономического баланса, в котором все балансовые показатели заменены экономическими, а именно

основные средства оценены по рыночной стоимости;

дебиторская задолженность оценена с позиций возможности ее воз­врата,

кредиторская задолженность определяется с позиций реальных воз­можностей предприятия ее возврата (возможно, кредитор уже не имеет претензий).

2. Составление приведенного ретроспективного отчета о прибылях и убытках (за 5 лет), который требует:

исключить «случайные» доходы (например, продажа земельного участка),

исключить позиции, делающие организацию несопоставимой с дру­гими хозяйствующими субъектами отрасли

3. Составление прогнозного отчета о прибылях и убытках, который отражает мнение оценщика о будущей прибыльности предприятия, воз­можно. лучшем использовании приобретаемого бизнеса.

Формульный метод используется для оценки предприятий, которые наиболее часто продаются, и оценщик имеет накопленный опыт оценки объектов определенного вида.

Источников появления формулы для оценки бизнеса может быть два:

формула заимствована из рыночной практики;

формула разработана оценщиком самостоятельно.

Приведем наиболее типичные случаи применения формул к оценке бизнеса в рыночных странах (табл. 6.6.1).

Таблица 6.6.1

Формулы для оценки бизнеса

Вид бизнеса Формула
1 2
Рекламные агентства 75% годовой выручки
Бухгалтерские фирмы 90—150% годовой выручки
Продажа новых автомобилей 50% годовой выручки + товарные запасы и оборудование
Аренда автомобилей Число машин х 1000 долларов
Хлебопекарни 15% годового объема продаж + оборудование + товарные запасы
Кофейни Месячный объем продаж х 4 + товарные запасы
Аптеки 75% годовой прибыли + оборудование + товарные запасы
Кинотеатр Годовая прибыль х 4
1 2
Пиццерия Месячный объем продаж х 4 + товарные запасы
Такси 80% годовой прибыли
Автомастерские Месячная прибыль х 2 + рыночная цена оборудования
Винные магазины Месячный объем продаж х 5 + товарные запасы + цена лицензии
Страховые конторы 120—150% от годовых комиссионных
Бары и кафе Объем продаж за полгода + стоимость лицензии

 

Формульный подход постепенно находит применение в российской экономике, в частности в связи с введением местного единого налога на вмененный доход (табл. 6.6.2).

Таблица 6.6.2

Базовая доходность бизнеса

№ п/п Вил деятельности Физические показатели Базовая доходность на единицу физического показателя руб. ед. /год
1 Ремонтно-строительные услуги Кол-во работающих, чел. 7000
2 Бытовые услуги Оборудованные рабочие места ед. 15000
3 Парикмахерские ветеринарные зооуслуги Оборудованные рабочие места ед. 10000
4 Медицинские косметологические услуги Оборудованные рабочие места ед. 17000
5 Услуги по краткосрочному проживанию Общ. площадь кв. м. 1000
6 Бухгалтерские аудиторские юридические образовательные услуги Число работающих, чел. 12300
7 Общественное питание Общ площадь, кв. м. 3000
8 Розничная торговля Общ площадь кв. м. 3000
9 Нестационарная торговля ГСМ Кол-во раздаточных пистолетов шт. 36000
10 Малые предприятия численностью до 100 чел.: грузоперевозки   пассажирские перевозки автобусом маршрутные такси такси     Грузоподъемность трансп. средства, т. посадочное место посадочное место посадочное место     3000   9000 6000 4000
11 Стоянки гаражи Общая площадь, кв. м. 300

Гудвилл

Используя базовую доходность бизнеса, можно перейти к стоимости бизнеса, включив в расчеты стоимость материальных активов (возмож­но, по формулам табл. 6.6.1).

Одной из методологических проблем анализа рыночной стоимости бизнеса является оценка гудвилла предприятия, значимость которого для некоторых сфер бизнеса очень велика. В частности, это относится к сфе­ре торговли и услуг, где стоимость гудвилла значительно выше, нежели стоимость материальных активов.

Гудвилл — это ветчина на которую стоимость бизнеса превышает стоимость его материальных активов.

Гудвилл — это совокупность тех активов предприятия, которые стимулируют клиентов пользоваться товарами или услугами именно этого предприятия и приносить прибыль сверх разумной величины прибыли которая может быть получена от активов, отдельно идентифицирован­ных и оцененных. В отличие от других активов гудвилл не может быть продан отдельно от предприятия.

Гудвилл = Оценка предприятия (для продажи) - Оценка предприятия  (не для продажи)

 

Гудвилл определяется ценой, которую покупатель готов заплатить за предприятие сверх рыночной стоимости ее активов.

Совокупность активов, представляющих собой гудвилл, условно разбивается на несколько групп, наиболее типичные представители кото­рых приведены ниже.

Группа 1. Нематериальные активы, неотделимые от предприятия:

Наличие обученного персонала.

Система управления предприятием.

Наличие постоянной клиентуры.

Преодоленные стартовые трудности.

Удобное местоположение.

Достижения в области рекламы и продвижения товаров на рынок.

Репутация предприятия, утвердившаяся на основе осведомленности клиентов, поставщиков, общественности о надежности предприятия, качестве обслуживания, финансовой устойчивости.

Группа 2. Нематериальные активы, неотделимые от работника:

Личная репутация работников и владельцев.

Личные профессиональные качества работников.

Предпринимательские способности персонала и владельцев.

Группа 3. Нематериальные активы, в общем случае отделимые от пред­приятия:

Торговые марки.

Фирменные знаки.

Технические библиотеки.

Авторские права.

Архивы.

Лицензии.

Патенты.

Контракты, заключенные на рекламу, поставки.

Списки и адреса клиентов.

Оценить нематериальные активы достаточно сложно, поэтому прямая рыночная оценка отдельных групп применяется крайне редко. Наи­более типичным является применение теории «большого котла». Данная оценка нематериальной составляющей в стоимости предприятия доста­точно достоверна (табл. 3.11). Метод избыточного дохода предполагает именно указанный подход и включает следующие этапы:

1. Определение прогнозных показателей прибыли и убытков.

2. Определение в качестве индикатора будущих перспектив показате­лей отчетов (о прибылях и убытках, возможно за 3—5 лет).

3. Прогноз изменений показателей на 1 год на основе прогнозов са­мого предприятия, опросов работников и собственных суждений.

4. Составление экономического баланса.

5. Определение прогнозной операционной прибыли.

6. Учет износа материальных активов.

7. Учет износа нематериальных активов.

8. Учет прибыли на капитальные вложения, которые можно осуще­ствить (приобретение земли, оборудования), и на нематериальные акти­вы, за исключением гудвилла.

9. Вычесть из прибыли начисленный износ и прибыль на инвестиции (результаты, полученные на этапах 6, 7, 8, необходимо вычесть из при­были, полученной на этапе 3).

10. Определить стоимость гудвилла по величине избыточного дохода. Избыточный доход (получен на этапе 9) означает доход, полученный сверх прибыли, необходимой для обеспечения реалистичных амортиза­ционных расходов, разумной прибыли на идентифицированные активы предприятия, процентных начислений на капитал, который может быть инвестирован в другие сферы (денежные средства, счета дебиторов, то­варно-материальные запасы за вычетом задолженности поставщикам). Такой избыточный доход должен быть отнесен за счет гудвилла и других неидентифицированных или не поддающихся количественной оценке нематериальных активов, которые предприятие приобрело в процессе деятельности.

11. Получить общую стоимость предприятия путем суммирования сто­имости гудвилла, собственного материального капитала и нематериаль­ных активов, оцениваемых отдельно, поскольку их нельзя отнести к ос­новной деятельности предприятия.

 

ЛЕКЦИЯ 9 (02.11.2020 Г.)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 83; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.218.230 (0.048 с.)