Один день в окопах провели Юнармейцы

из ск «Суворовец» г. Иркутска.

В июне 2020 года Юнармейцы и их наставники из ск "Суворовец" участвовали в съёмке клипа на песню В.Цоя - "Кукушка". Накануне даты начала Великой Отечественной войны Юнармейцы г. Иркутска - М.Морозов и П.Усов, впервые были на передовой. Вместе с ними были и их наставники - И.Старухин и С.Шаганов. Мы все вместе целый день провели в окопах.
Пришлось одеть гимнастёрки, одеть кирзовые сапоги, взять в руки оружие того времени. Но сначала реконструкции была проделана длительная подготовка. Новым бойцам РККА надо было подготовить форму. Для этого были куплены погоны старого образца и зелёные пуговицы. Необходимо было поменять на форме блестящие пуговицы на пуговицы защитного цвета. Погоны надо было тоже модернизировать и вшить красный кант по краю. Довести до необходимого состояния погоны помогла Д.Соловская, которая не только занималась в ск «Суворовец», но ещё являлось отличной швеёй. Кроме всего прочего заменили красные звёздочки на пилотках на звёздочки защитного цвета.

Затем мы прибыли на полигон твёрдых и бытовых отходов. Именно там, по Александровскому тракту находилось место, где проводились все реконструкции. Для начала необходимо было подготовить место для съёмок. Мы взяли шансовый инструмент и, засучив рукава, пошли рыть окопы, готовить укрепления. Те. Кто был в первый раз, смогли увидеть советское оружие времён ВОВ – ППШ, пистолет ТТ, винтовку Мосина, пулемёт «Максим», Т-34, ПТР и немецкое оружие – МП-40, парабеллум Р08(«Люгер»), немецкий танк «Тигр». Затем состоялся бой. Началась одиночная и автоматическая стрельба из холощёного оружия, взрывы. Русские встретили немцев в окопах. Началась смертельная рукопашная схватка. Первые раненые и доставка раненых с передовой линии. В поле наступали «Тигры» и шла немецкая пехота. На дороге лежали убитые советские солдаты, которые до последнего патрона отстреливались от наступающих фашистов.
     Это мероприятие помогло ребятам немного понять, как это происходило в те далёкие годы Великой Отечественной войны. На какое-то время они оказались в положении тех молодых ребят, которым в совсем юном возрасте пришлось умирать за Родину. Данная реконструкция, наверняка, оставила в душах молодых ребят неизгладимый след. Во всяком случае, я на это надеялся.

В соседней роще тренировались школьники из школы № 55, где был организована патриотическая организация «Вымпел Байкал». Мы увидели как они на броне БТРа промчались мимо нас и поняли, что мы не одиноки. Вокруг нас находились такие же взрослые и дети, которые не забывали своё прошлое и готовились к будущему. Как говорится в нашей русской поговорке: «Хочешь мира - готовься к войне»

У Юнармейцев ск "Суворовец" в этом году не получилось к празднику Победы выполнить все свои воспитательные мероприятия, но мы не привыкли отступать от намеченных планов!

Поход на скальник «Витязь»

Летом 2020 года мы с моими воспитанниками и их родителями отправились в поход. Поход - это воспитание подрастающего поколения воздействием на их поведения в определённых усложнённых условиях. В походах мы знакомим наших воспитанников с природой Сибири, с ни с  красотой родного края. В походе осуществляется проверка на прочность и индивида и коллектива в целом, в походе мы получаем необходимые навыки выживания в живой природе.

Дети любят ходить в походы. Но они ещё пока не осознают их ценность в становлении личности. Ведь каждый поход - это проверка на прочность, на силу характера, выдержки и умения действовать в неординарных условиях. В этом им всегда помогают наставники - тренера по спорту, инструктора по специальной подготовке.

Так уж вышло, что несколько лет я не водил ребят в походы. И за это время у меня появились воспитанники, которые не умели разводить костёр, которым был безразличен запах нескошенных трав, речной воды, и душистый запах таёжного чая. Многие из них на природе ждали, когда за них кто-то всё сделает: поставит палатку, разведёт костёр, сварит еду. Поколение романтиков сменилось поколением компьютерщиков, которые многое что видели на экране своего компьютера, но ни чего из увиденного делать не умели. Пришлось это дело исправлять. И вот Юнармейцы ск "Суворовец", под чутким руководством наставников и родителей, решили пойти в поход на скальник "Витязь". В поход отправились: Г.Евдокимов, З.Егоров, Л.Кару, Е.Домашев, Е.Шевченко. Д.Зайцев, К.Долгополов, К.Смирнов, А.Бичевин, Б.Насиров, А.Бойченко, Анастасия Старухина, И.Ковалёв, Л.Толстикоа, А.Егоров. Среди наставников был я, В.Жернаков, С.Шаганов и мастер спорта РФ по «Универсальному бою» Алёна Старухина. К тому же в поход пошли и некоторые родители занимающихся.

Само название скальника - «Витязь», навивало из прошлого чем-то героическим и звало вперёд. Мы доехали на электричке до станции "Орлёнок", выгрузились, распределили общий груз по своим рюкзакам и пошагали вперед. переходя первый мост увидели на нём надпись "Мечты сбываются всегда". Это была символичная надпись.

В этот раз целью похода было формирование или слаживание коллектива. А так же знакомство с дисциплиной в походе, с порядком и правилами следования в пути, с мерами безопасности. Ну, и конечно, знакомство с азами специальной альпинистской подготовки. В этом нам помог мой товарищ, участник боевых действий, подполковник запаса спецназа ГУИН МВД - В.Жернаков.

В поход пошли не только дети, но и их родители. И это тоже было частью моей методики. По сути ребята являются последователями нашей игры "Первый герой", которую мы начали развивать с 2003 года. Я огласил требования: "Кто пройдёт три похода, получат значки. оставшиеся с игры "Первый герой" 2003 года". В прошлом году такие значки получили старшие юноши ск "Суворовец" принимавшие участие в военно-полевых сборах допризывной молодёжи.

Данный поход являлся не очень сложным, но он через участие в нём можно легко прививать определённые начальные навыки походника. Эти навыки общедоступны и не требуют большого времени по их овладению. Достаточно всего несколько раз сходить в поход. А вот уже непосредственно в походе мы учим. как преодолевать водные преграды, как выбрать правильное направление движения, где расположиться на ночлег, как выбрать правильное место для установки палатки, как быстро развести костер в любых погодных условиях.

Наш поход закончился там же где и начинался. Вот только при его завершении мы занялись закаливанием организма в холодной горной реке. Так делал, когда был юным мальчуганом, великий русский полководец - А.В.Суворов.
    Уставшие, но с хорошим настроением мы отправились домой. Этот поход останется в памяти у ребят на долгие времена.

«Золото» Всероссийского комплекса ГТО

В 2018 году я был в г. Оренбурге, где участвовал в финале Всероссийского конкурса "Сердце отдаю детям". У одно из конкурсантов, на костюме, я увидел золотой значок ГТО. Мужчина представлял УШУ. Вот тогда у меня и возникло желание самому попробовать сдать нормативы по своему возрасту. Тем более, что своим воспитанникам я уже несколько лет назад поставил конкретную задачу: при аттестации по виду спорта иметь значок ГТО любой степени. Требования требованиями, а пример необходимо было показать самому. Сложившаяся ситуация позволила мне это сделать в 2019 - 2020 учебном году.

Конечно, финальному аккорду предшествовала предварительная подготовка. Я вместе со своими воспитанниками бегал зимой на лыжах, летом бегал по плотине ГЭС, ходил в оздоровительный центр "Бубновского". Я постепенно перешёл на правильное питание, за счёт чего сбросил 7 кг. веса, что позволило выполнить норматив по подтягиванию на перекладине. И ни что не могло меня остановить, даже операция, после которой я восстановился и смог сдать остальные нормативы.

Испытания были закончены после завершения похода на «Витязь» Это было завершающее моё испытание при сдаче нормативов ГТО. В требованиях 9 ступени надо было сдать на "Золото" семь испытаний. Я сдал 9 - это бег 2000м., подтягивание на перекладине, подъём туловища из положения лёжа на спине, наклон вниз на показатель гибкости, сгибание и разгибание рук в упоре, бег на лыжах 5 км., плавание 50 м., туристический поход 5 км.

Вместе со мной подключился к сдаче нормативов Всероссийского комплекса ГТО и инструктор по ОФП ск «Суворовец» - С.Шаганов, который в то время являлся студентом заочного отделения Государственного училища(колледжа) Олимпийского резерва г. Иркутска.

У меня уже имелись значки ГТО до 5 ступени включительно и «Отличник» ГТО СССР, которые я получал в 80-е годы, когда учился в средней школе. Но это были достижения из СССР. Удостоверения и значки нам в то время вручал школьный учитель по физической культуре. Теперь же в России всё было немного иначе, и удостоверения Всероссийского комплекса ГТО подписывал сам Министр спорта РФ.

Проводы в армию

В один из летних дней 2020 года мы собрались в помещении Иркутской городской общественной организации «Федерация рукопашного боя». Поводом для торжественного сбора. в этот раз, для нас стали проводы воспитанников ск "Суворовец" в ряды ВС РФ. Сразу трое ребят, среди которых были: В.Клюев, Н.Оводнев и И.Анкудинов были призваны в этот год на действительную военную службу.

Конечно, это был тот случай, когда мы должны были собраться и дать напутственные слова молодым призывникам. Но мероприятие стало более широким и ёмким. Дело в том. что из-за сложившейся в мире ситуации, связанной с пандемией, многие наши спортивные и общественные мероприятия были свёрнуты. Так не состоялся Турнир памяти А.В.Суворова, А именно на его открытие должно было произойти вручение общественных наград лучшим представителям "Молодёжного суворовского движения".

И вот у нас появился повод. И мы его использовали в полной мере. Собравшись на торжественное построение. в присутствии лучших спортсменов ск "Суворовец", от имени руководителя Регионального отделения "Союза казаков - воинов России и зарубежья" В.Лагунова Председателю Совета ИГОО "ФРБ", руководителю ск "Суворовец" - И.Старухину и сотруднику СОБРа, И. Дусмееву за особые заслуги в развитии и популяризации «Молодёжного суворовского движения» была вручена общественная награда - крест "Александр Суворов". Награждение проводил ветеран боевых действий, подполковник запаса МВД, бывший сотрудник СОБРа, член казачьей партии - В.Жернаков.

Утром следующего дня И.Дусмеев должен был отправиться в г. Москву на новое место службы. В том месте, куда попал служить И.Дусмеев, до этого не был не один представитель нашего города! Проводить его пришли и товарищи из СОБРа.

После вручения наград были произнесены напутственные речи призывникам. И.Анкудинову была дана характеристика и рекомендация от руководства ИГОО "ФРБ" для службы в частях ВДВ и подразделениях специального назначения. Те, кто прошёл армейскую службу, дали советы новобранцам.
    Затем перешли к следующей части нашего мероприятия. "Золотым" значком Всероссийского комплекса ГТО (VIII ступени) был награждён Ю.Маегов, который до этого успешно сдал необходимые нормативы, подтвердив высокий статус спортсмена ск "Суворовец".

В завершении мастеру спорта международного класса РФ И.Дусмееву, согласно приказу ИООО "ФРБ", был вручён чёрный пояс по «Рукопашному бою», как признание его высоких спортивных заслуг и проявления морально -волевых качеств на соревнованиях по «Рукопашному бою». К этому времени поясная система уже официально существовала в этом виде спорта.

Ну а в завершении официальной части, как всегда состоялось  чаепитие и разговоры в непринуждённой обстановке о том как и что делать дальше.

Когда невозможное возможно

Какой мальчишка в детстве не играл в дворовой футбол? Именно во дворе, во все времена формировались группы по интересам. Футбол - это не только развивающая игра, но и игра, которая ставит своей целью воспитать командную дисциплину и игровой порядок. В дворовом футболе на первые позиции выходит самоорганизация, как способ достижения командного результата.
     В летнее время, главное не только самому прийти на игровое поле, но и привести с собой товарищей. Иначе состязание может и не состояться. Во время футбольных баталий кто-то находит себе друзей и компанию, а кто-то отрабатывает физические и тактические качества.

В это лето мы играли на различных площадках г. Иркутска. Начали с корта на ул. Грибоедова, затем перешли на корт школы № 4, а затем и на корт школы № 64.

Среди детей активно участвовали в футбольных баталиях:Р.Радионов, А.Кузнецов, Е.Першин, Е.Красноштанов. С.Мамурков, В.Евдокимова. Среди младших юношей: Г.Евдокимов, К.Долгополов, З.Егоров, Л.Кару, А.Бичевин, К.Смирнов. Среди старших юношей регулярно появлялись на корте: Б.Насиров, А.Азимов, П.Усов, М.Морозов, А.Усачёв, Д.Шакора. Но стабильнее всех конечно ходили мужчины: С.Шаганов, А.Егоров, А.Фурлетов, А.Толстиков, А.Усольцев.

Я многое видел за свои годы работы тренером. Каждое лето запоминается каким-либо событием. В прошлом году один юный спортсмен регулярно посещал тренировки сборной команды ВСИ МВД по рукопашному бою, а затем выиграл юниорское Первенство России по «Универсальному бою» и в семнадцать лет выполнил норматив мастера спорта РФ. Это ли не пример для подражания?

Это лето тоже не осталось без интересных и поучительных моментов.
Наша тренировка проходила на корте одной из Иркутских школ. На корт кроме нас пришли подростки. Среди них был необычный парень. Его передвижения указывали на физические недостатки и болезнь ног. Кисти рук у него тоже слегка были вывернуты вовнутрь. Все, кто был на корте, размялись и решили сыграть команда на команду. Началась игра. В ворота соперников встал этот необычный парень. Наша команда стала бить по воротам. И каково было моё удивление, когда необычный парень превратился в прыгающего тигра. При всех его физических изъянах, он падал, ловил мяч и ловко ударом ногой посылал его далеко вперёд. Меня это тронуло до глубины души, и я решил познакомиться с парнем.
После короткого разговора я узнал, что его зовут Владимиром, и ему 31 год. Он болен ДЦП. Но это обстоятельство не мешает ему приходить на футбольное поле, стоять на воротах, парировать трудные мячи, да ещё и бегать за улетевшими за ворота мячами. В детстве он занимался в спортивной школе «Атланты»

После подростков в поле вышли играть старшие юноши и мужчины. Володя попросился в команду юношей. Естественно я не мог ему отказать. Владимир явно хотел быть вместе с ребятами в команде, и это его желание вызывало глубокое уважение со стороны присутствующих. Я видел, как ему было порой трудно доставать мячи, но он не огорчался от пропущенных мячей и вёл себя достойно. В случае гола, когда Владимир стоял в воротах, защитники винили за это только самих себя. К Владимиру никаких претензий не было. Над ним ни кто не смеялся и не показывал жалость. Он был равным среди всех и это ему явно нравилось.

Через день мы снова собрались на том же месте возле школы. Пришёл и Владимир. Мы с ним поздоровались, как старые приятели. Он забыл дома вратарские перчатки, и мне пришлось выдать ему перчатки нашего вратаря. Володя опять весь вечер отстоял на воротах. После игры он спросил меня о том, по каким дням мы здесь собираемся. Я ему рассказал наше расписание, и он заверил, что обязательно опять придёт. Его явно тянуло к нашему коллективу. Я спросил его: «Не болят ли после игры ноги?» На что он ответил: «Я их вечером опускаю в холодную воду!».
Ещё через день Владимир подошёл, когда мы уже играли на поле. Я ему предложил встать в ворота. Но он отказался, ссылаясь на отсутствие вратарских перчаток. Видимо свои он забыл дома. У нас с собой тоже не было вратарских перчаток, поэтому Владимиру весь вечер пришлось простоять за воротами. Я видел, что ему очень хотелось в игру, но ради своей безопасности он этого не делал. Я ему посоветовал, что к следующему разу надо обязательно взять вратарские перчатки.

Меня в этой ситуации подкупало то обстоятельство, что Владимир хотел играть в футбол, и он в него играл. Играл он, как мог, в команде со здоровыми людьми. Мне сразу захотелось как-то отметить этого парня. Но для начала я хотел убедиться, что это был не разовый порыв, а его внутреннее желание быть нужным и полезным для своей команды.
Через несколько дней Владимир уже играл за команду взрослых мужчин. Теперь он уже был наравне со всеми.

Настал день, когда член нашей команды – А.Егоров получил удостоверение и золотой значок ГТО. Я перед строем вручил ему эту награду. Пользуясь, случаем, как капитан команды ветеранов, я вручил и Владимиру медаль с изображением футбольного мяча. Эта награда была нашим признанием его силы духа и воли. После вручения награды глаза Владимира засветились, ведь это была его первая футбольная награда.

Мне тоже было приятно проводить такие награждения. Поразмыслив над происходящими событиями я вспомнил, что когда-то на заре своей тренерской деятельности в начале 90-х годов. ко мне привели мальчика с ДЦП. У него была лёгкая форма, и я не стал его отталкивать, и по просьбе его мамы, взял его в учебную группу. В то время это было редким явлением, но я пошёл на этот эксперимент. Через некоторое время мальчик влился в детский коллектив, освоился, преобразился. Его физические недостатки стали практически незаметными и он даже выступал на соревнованиях по единоборствам. Его мама, Елена Владимировна, была очень мне за это благодарна. А ещё через несколько лет Елена Владимировна стала директором клуба «Умейка» и пригласила меня работать в него педагогом дополнительного образования. Круг замкнулся. С тех пор прошло уже двадцать лет. Я с душевной теплотой вспомнил этот эпизод из своей тренерской биографии и провёл параллели с современностью.