По судебным экспертизам для следователей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По судебным экспертизам для следователей



Справочник

По судебным экспертизам для следователей

 

 

Практическое пособие

 

Под общей редакцией

Председателя Следственного комитета Российской Федерации

Заслуженного юриста Российской Федерации

доктора юридических наук, профессора

генерала юстиции Российской Федерации

Александра Ивановича Бастрыкина

 

 

Москва, 2017

Справочник по судебным экспертизам для следователей: справочное пособие / под общей ред. А.И. Бастрыкина. – М.: Московская академия Следственного комитета Российской Федерации, 2017. – 202 с.

 

Авторский коллектив:

Руководитель авторского коллектива – Багмет А.М., и.о. ректора Академии СК России, кандидат юридических наук, доцент, генерал-майор юстиции.

 

Хмелева А.В., директор НИИ криминалистики Академии СК России, кандидат юридических наук, полковник юстиции.

Алехин Д.В., и.о. заведующего кафедрой криминалистики Академии СК России, кандидат юридических наук, доцент, майор юстиции.

Ильин Н.Н., старший преподаватель кафедры криминалистики Академии СК России, кандидат юридических наук, капитан юстиции.

Саньков В.И., заместитель директора НИИ криминалистики Академии СК России, кандидат юридических наук, полковник юстиции.

Скобелин С.Ю., заведующий криминалистической лабораторией Академии СК России, кандидат юридических наук, доцент, полковник юстиции.

 

В справочном пособии рассматриваются вопросы назначения следователем судебных экспертиз при расследовании преступлений – предмет, объекты, задачи экспертных исследований различных родов и видов и др. Большое внимание уделено вопросам, которые следователь может поставить для разрешения судебному эксперту, исходя из возникших задач следствия.

Пособие предназначено для следователей следственных подразделений СК России, а также для обучающихся в системе высшего образования СК России.

 

© Академия СК России, 2017

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………….

1. Авиационно (летно)-техническая экспертиза…………………………

2. Автотехническая экспертиза…………………………………………

3. Автороведческая экспертиза…………………………………………..

4. Агротехническая экспертиза…………………………………………..

5. Баллистическая экспертиза………………………………....................

6. Бухгалтерская экспертиза……………………………………………...

7. Ботаническая экспертиза………………………………………………

8. Взрывотехническая экспертиза………………………………………..

9. Видеотехническая экспертиза…………………………………………

10. Гидрологическая экспертиза ………………………………………...

11. Дактилоскопическая экспертиза……………………………………..

12. Дендрологическая экспертиза………………………………………

13. Землеустроительная экспертиза ……………………………………

14. Зоологическая экспертиза…………………………………………….

15. Искусствоведческая экспертиза……………………………………

16. Компьютерно-техническая экспертиза……………………………...

17. Лингвистическая экспертиза…………………………………………

18. Налоговая экспертиза…………………………………………………

19. Пожарно-техническая экспертиза……………………………………

20. Портретная экспертиза……………………………………………….

21. Почвоведческая экспертиза ………………………………………….

22. Почерковедческая экспертиза………………………………………

23. Психиатрическая экспертиза…………………………………………

24. Психологическая экспертиза…………………………………………

25. Психолого-психиатрическая экспертиза………….............................

26. Психолого-сексолого-психиатрическая экспертиза………………..

27. Психолого-лингвистическая экспертиза…………………………….

28. Психофизиологическая экспертиза с использованием полиграфа…..

29. Радиотехническая экспертиза…………………………......................

30. Строительно-техническая экспертиза……………….........................

31. Судебно-медицинская экспертиза ……………………......................

32. Судоводительская экспертиза…………………………......................

33. Техническая экспертиза документов………………………………

34. Товароведческая экспертиза…………………………………………

35. Трасологическая экспертиза………………………………………….

36. Фоноскопическая экспертиза………………………………………...

37. Фототехническая экспертиза………………………………………..

38. Финансово-экономическая экспертиза…………………………….

39. Экологическая экспертиза…………………………………………..

40. Экспертиза запаховых следов человека……………………………

41. Экспертиза материалов, веществ и изделий……………………….

42. Экспертиза по делам о нарушении правил техники

безопасности……………………………………………………………..

43. Экспертиза холодного и метательного оружия……………………

44. Электротехническая экспертиза……………………………………

45. Энтомологическая экспертиза……………………………………

Литература…………………………………………………….................

Приложения……………………………………………………………...

Нормативно-правовая база……………………………………………….

Федеральный закон «О государственной судебно-экспертной

деятельности в Российской Федерации…………………………………

Уголовный кодекс Российской Федерации (извлечение)………………..

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации

(извлечение)………………………………………………………………..

Приказ МВД России от 29 июня 2005 г. № 511

«Вопросы организации производства судебных экспертиз

в экспертно-криминалистических подразделениях органов

внутренних дел Российской Федерации»…………………………………

Перечень родов (видов) судебных экспертиз, производимых

в экспертно-криминалистических подразделениях органов

внутренних дел Российской Федерации, Минюста России,

ФСБ России…………………………………………………………………

Постановление Пленума Верховного Суда РФ

от 21 декабря 2010 г. № 28 «О судебной экспертизе

по уголовным делам»……………………………………………………….

Система государственных экспертных учреждений……………………

Схемы……………………………………………………………………….


Введение

 

При раскрытии и расследовании преступлений неизменно возникают вопросы, решение которых невозможно без использования следователем специальных знаний, умений и навыков специалистов, приобретенных ими в результате целенаправленной профессиональной подготовки и опыта работы по производству судебных экспертиз. Без последних в настоящее время практически невозможно представить процесс доказывания по уголовным делам, проверки имеющейся и получения новой доказательственной информации в целях всестороннего, полного и объективного расследования.

Один из факторов, отрицательно сказывающихся на раскрываемости преступлений, заключается в ненадлежащем использовании в процессе доказывания результатов судебных экспертиз и их неправильной оценке. Поэтому важным направлением решения проблемы успешного расследования преступлений является более полное и эффективное использование следственными органами специальных знаний в форме производства судебных экспертиз и получения заключения экспертов.

Вместе с тем, в экспертологии  (науке о судебной экспертизе) еще остаются нерешенные проблемы, как теоретического, так и практического характера. Имеют место пробелы законодательного урегулирования вопросов, связанных с назначением и производством судебных экспертиз, оценкой результатов экспертного исследования, его методического обеспечения; находятся только в стадии разработки вопросы унификации и стандартизации экспертных методик.

Эти обстоятельства накладывают негативный отпечаток, прежде всего, на практическое применение знаний специалиста и эксперта в ходе предварительного расследования. Нередко следователь испытывает трудности при организации экспертных исследований, определении вида экспертиз, объектов, которые необходимо предоставить эксперту, вопросов, подлежащих постановке с целью получения необходимой доказательственной информации по уголовному делу; не хватает сведений о судебно-экспертных учреждениях различных ведомств и их компетенции.

Довольно часто практика (следственная, судебная и экспертная) определяет развитие теоретических знаний в судебной экспертизе. Анализ и обобщение современной следственной практики показывают, что, несмотря на отсутствие отдельных новых (нетрадиционных) видов судебных экспертиз в специальных перечнях, разработанных в государственных экспертных учреждениях, нередко их результаты успешно используются при раскрытии и расследовании преступлений. Потребности органов следствия зачастую требуют поиска более совершенных форм применения специальных знаний. В свою очередь, появилась настоятельная необходимость в освещении возможностей судебных экспертиз как новых, так и традиционных, издании соответствующих пособий для следователей с целью вооружения их необходимым инструментарием для всестороннего и полного использования профессиональных возможностей лиц, обладающих специальными знаниями в области науки, техники, искусстве и ремесле.

Все это и предопределило подготовку данного справочного пособия, в которое вошли сведения как уже об устоявшихся родах и видах судебных экспертиз, так и новых, сформировавшиеся потребностями практики расследования преступлений. Рассматриваемые в пособии вопросы сориентируют следователя относительно предмета и задач экспертиз различных видов, а также объектов, которые необходимо представить эксперту. Представляется, что справочник внесет свой вклад в методическое обеспечение профессиональной деятельности следователя, направленное на повышение качества расследования и более эффективное решение задач уголовного судопроизводства в целом.

Прикладной характер данного пособия определяется не только задачами его создания, но тем, что оно основано на результатах проведенного сотрудниками Академии обобщения следственной практики. Материалы для обобщения были предоставлены территориальными и специализированными следственными управлениями СК России, за что авторский коллектив выражает искреннюю благодарность руководству и сотрудникам следственных органов.


 

Объекты исследования

Авиатранспортные средства; приборы, которыми они оборудованы, их обломки; летное поле; наземная аппаратура для управления самолетами; стартовые и посадочные знаки; документы (акт о специальном (ведомственном) расследовании авиационного происшествия, протокол осмотра места происшествия, объяснения членов экипажа и пассажиров самолета по обстоятельствам происшествия, документы метеорологической службы (метеобюллетени, копии метеосводок, выписки из метеожурнала), полетное задание, барограмма, бортжурнал, рабочая тетрадь авиатехника, журнал радиостанции по приему и передаче радиограмм, бортовая фонограмма.

 

Автотехническая экспертиза

 

Исследование фактических данных о техническом состоянии ТС, дорожной обстановке на месте происшествия, действиях участников происшествия и их возможностях, включая и отдельные версии участников ДТП, механизме ДТП, а также об обстоятельствах, способствующих совершению преступления, которые устанавливает эксперт-автотехник на основе своих специальных познаний и материалов гражданского или арбитражного дела, а также административного материала.

 

Объекты исследования

Объекты судебной экспертизы технического состояния ТС - авто-мото-транспорт, городской электротранспорт, тракторы и самоходные механизмы, участвовавшие в ДТП, их агрегаты, детали, фрагменты ТС и следы на них. По видам ТС объектами могут быть следующие: велосипеды, мотоциклы, мокики, мотороллеры пассажирские и грузовые, автомобили отечественного и зарубежного производства (выпускаемые в настоящее время и ранее, начиная с конца XIX в., грузовые, легковые, внедорожные, спортивные, кроссовые, рекордные, индивидуального изготовления и «самоделки»), трамваи и троллейбусы (пассажирские и грузовые), тракторы (гусеничные и колесные), дорожные машины, сельскохозяйственные машины, аэросани, снегоходы, вездеходы, немеханические ТС и т.д. (Не являются объектами исследования автотехнической экспертизы ТС, относящиеся к речному, морскому, воздушному, железнодорожному и трубопроводному видам транспорта.)

Примерные вопросы

1. Каково техническое состояние автотранспортного средства, его узлов, деталей, механизмов? Соответствует ли оно техническим нормам и иным требованиям безопасности движения и эксплуатации транспорта?

2. Исправно ли данное автотранспортное средство (механизм, узел, деталь)? Если нет, то в чем заключается неисправность? Когда она возникла (до, в момент, после ДТП)?

3. Повлияла ли данная неисправность на возникновение и развитие ДТП? Если да, то каким образом? Каково влияние неисправности на управляемость транспортного средства?

4. Находится ли событие ДТП (столкновение, наезд и проч.) в причинно-следственной связи с данной технической неисправностью?

5. Была ли техническая возможность предотвращения ДТП при том техническом состоянии транспортного средства, в котором автомобиль находился в момент происшествия?

6. Была ли возможность установления неисправности автотранспортного средства, повлекшего ДТП, водителем, лицами, ответственными за выпуск автомобиля в рейс?

7. Какие обстоятельства, связанные с техническим состоянием транспортного средства, способствовали или могли способствовать ДТП?

8. Какой ремонт должен быть произведен для восстановления поврежденного транспортного средства? Каково качество произведенного ремонта автомашины? Каков размер материального ущерба, причиненного автомобилю в результате происшествия (комплексно с товароведческой экспертизой)?

Ряд вопросов решается комплексно с участием эксперта-металловеда. К ним относятся следующие.

1. Вследствие чего произошел излом: удар, усталость металла, дефект изготовления?

2. Есть ли дефекты в данных узлах или деталях автотранспортного средства?

3. Соответствует ли материал детали проектно-расчетным и техническим нормам?

4. Как происходила коррозия металла деталей транспортного средства (равномерно, давно, недавно)?

 

Экспертиза механизма ДТП

 

Объекты исследования

Данные, содержащиеся в материалах уголовного дела, не требующие правовой оценки (об обстоятельствах ДТП, загруженности, техническом состоянии ТС, скорости его движения, иных объектов и пешеходов в процессе ДТП, покрытие проезжей части, его состояние и т.д.)

 

Примерные вопросы

1. Каковы траектории (направления движения) и характер движения транспортных средств и других причастных к ДТП объектов (в том числе пешеходов) до удара (опрокидывания) транспортного средства?

2. Каков механизм развития ДТП от начальной до конечной фазы? Какова техническая характеристика каждой из фаз происшествия: начальной, кульминационной, финальной, конечной?

3. За какое время данное транспортное средство могло преодолеть данный отрезок пути? Какова была скорость движения транспортного средства до столкновения (наезда)? Какова величина тормозного, остановочного пути?

4. Имел ли водитель техническую возможность предотвратить ДТП в данный момент времени? До какого момента у него была эта возможность? Как должен был действовать водитель в данной ситуации в соответствии с Правилами дорожного движения (ПДД), чтобы иметь возможность вовремя остановить транспортное средство? Какие пункты ПДД нарушены и существовала ли причинная связь между этими нарушениями и фактом совершения ДТП?

5. Где находилось место столкновения транспортных средств (место наезда на пешехода, место, где транспортные средства вошли в соприкосновение)?

6. Каково было взаимное расположение транспортных средств по отношению друг к другу (к преграде, расположение транспортного средства и пешехода) в момент удара и в другие моменты ДТП?

 

2.3. Экспертиза следов на транспортном средстве и месте дорожно-транспортного происшествия (транспортно-трасологическая диагностика), а также технического состояния дороги, дорожных условий на месте дорожно-транспортного происшествия

Объекты исследования

Следы на ТС, проезжей части, вещная обстановка или фрагменты места происшествия, иные сведения, содержащиеся в различных материалах дела.

 

Примерные вопросы

1. Какова обстановка на месте ДТП: состояние дорожного покрытия проезжей части, обочин, территорий за пределами дороги? Каковы параметры и коэффициенты, характеризующие движение транспортных средств и иных объектов на месте ДТП? Имелись ли на месте ДТП уклоны дороги в продольном и поперечном направлениях?

2. Каковы условия видимости и обзорности с места водителя с учетом данных о дорожной обстановке, объектах, ограничивающих видимость и обзорность в тот момент времени, роста водителя и других его индивидуальных особенностей?

3. Была ли техническая возможность предотвратить ДТП с учетом состояния дороги, ее обустройства (светофоры, дорожные знаки и т.п.) и других особенностей?

4. Какие обстоятельства, связанные с состоянием дорожной обстановки, способствовали возникновению ДТП (в том числе отсутствие дорожных знаков, их неправильное расположение и проч.)?

 

Других участников ДТП

 

Объекты исследования

Данные, содержащиеся в материалах уголовного дела, не требующие правовой оценки (условия деятельности водителя до и в момент ДТП, индивидуальные особенности зрительного восприятия и реакции водителя, особенности профессиональной деятельности водителя в целом, имеющие отношение к ДТП, обстоятельства психологического характера, которые могли способствовать возникновению ДТП).

 

Примерные вопросы

1. Мог ли водитель правильно воспринять создавшуюся непосредственно перед ДТП дорожную ситуацию и своевременно и правильно ее оценить?

2. Каково время реакции водителя на появление помехи в данной ситуации?

3. Мог ли данный водитель в заданной ситуации выполнить в заданный отрезок времени действия, которые необходимо было совершить для предотвращения ДТП? Мог ли водитель предотвратить ДТП?

Автороведческая экспертиза

 

Исследование продуктов речевой деятельности (текстов или их фрагментов) для установления факта авторства текста.

 

Объекты исследования

На экспертизу могут поступать следующие объекты:

- рукописные и машинописные тексты;

- документы, выполненные полиграфическим (репрографическим) способом;

- гипертекстовые документы;

- смс-сообщения, письма электронной почты;

- контент сайта в Интернете и т.д.

 

Примерные вопросы

1. Является ли гр-н Н. автором письменного (машинописного, рукописного, электронного) или устного текста (на фонограмме), содержащегося на представленном носителе?

2. Является ли гр-н Н. автором нескольких текстов, соответственно содержащихся на представленных носителях?

3. Каковы пол, возраст, образование, родной язык, профессия, род занятий, уровень речевой культуры и языковой компетентности автора текста?

4. В каком состоянии находился автор исследуемого текста во время его составления: в обычном или необычном психофизиологическом состоянии (измененном состоянии сознания вследствие алкогольного или наркотического опьянения, стресса, физической усталости, болезненном состоянии и т.п.)?

5. Имеются ли в тексте признаки составления письменного текста в необычных условиях, признаки маскировки, намеренного искажения речевых навыков, выполнения текста под диктовку, признаки имитации чужого авторского стиля?

6. Имеются ли текстовые совпадения в сравниваемых текстах автора А. и автора Б.?

7. Каков объем текстуальных совпадений в сравниваемых текстах автора А. и автора Б.?

8. Является ли произведение оригинальным, самостоятельным произведением или имеет место редактирование или иная переработка текста, заимствованного из иных литературных источников?

9. Имеются ли в тексте автора А. фрагменты, которые являются пересказом, рефератом или результатом иной переработки текста автора Б.?

10. Является ли выражение, фраза, название произведения, часть произведения или произведение в целом оригинальным, самобытным, индивидуально авторским или общеупотребительным?

Агротехническая экспертиза

 

Исследование, проводимое в целях выявления причин гибели, порчи или ухудшения качества продукции сельского хозяйства при их выращивании, хранении или транспортировке.

 

Объекты исследования

На экспертизу могут посевной и посадочный материал, сельскохозяйственный продукт, почва, удобрения, ядохимикаты, оросительная вода.

 

Примерные вопросы

На разрешение агротехнической экспертизы ставятся следующие вопросы диагностического характера.

1. Каковы наименования и качественные признаки данной сельскохозяйственной культуры (муки)? Соответствуют ли они тем, которые указаны в представленных документах?

2. Является ли зерно данной культуры озимым или яровым?

3. Под посевом какой культуры находилось указанное поле (участок)?

4. Какова норма высева (посадки) при посеве (посадке) на данной площади определенной сельскохозяйственной культуры и какая норма была фактически применена?

5. Соответствовало ли утвержденным стандартам качество семян, которыми производился данный посев? Правильно ли произведено списание зерна на отходы при сортировке и подработке? Подвергались ли семена, подготовленные для посева, сортированию, протравливанию, намачиванию и яровизации?

6. Соответствуют ли действительности сведения, имеющиеся в документах (перечислить – каких), о том, что на данной площади высеяно (посажено) конкретное количество данной сельскохозяйственной культуры?

7. Была ли выдержана технология возделывания сельскохозяйственных культур (норма высева, глубина заделки семян, сроки посева, уход за посевом, норма полива и т.д.)? Какие последствия могло вызвать (вызвало) нарушение этой технологии?

8. Какой урожай определенной сельскохозяйственной культуры должен был быть собран с данной площади при благоприятных условиях?

9. Какова причина гибели (изреженности) посева? Какова причина получения низкого (нетоварного) урожая? Вносились ли конкретные удобрения под сельскохозяйственную культуру, в каком количестве?

10. Какова причина падения плодородия почвы? Не связана ли она с внесением избыточного количества ядохимикатов (гербицидов) или удобрений? В чем конкретно выражалось отклонение от соответствующих требований? Какие последствия это вызвало (могло вызвать)? Какой ущерб нанесен посеву потравой (вытаптыванием скотом)?

11. Соответствовало ли проведение уборки урожая и обмолота агротехническим правилам? Имелись ли потери урожая, если имелись, в каком количестве и по какой причине?

12. Соблюдена ли технология буртовки (кагатирования) корне- и клубнеплодов? Соответствует ли качество кормов по содержанию отдельных компонентов нормативным концентрациям?

13. Какова причина порчи хранящегося сельскохозяйственного продукта? Обоснованно ли списано данное количество зерна как естественная убыль во время хранения?

14. Могло ли протравливание зерна определенными (перечислить, какими) химикатами повлиять на массу зерна, и если да, как именно?

15. Не явилась ли порча зерна или других сельскохозяйственных культур на корню или в процессе уборки урожая следствием нарушения агротехнических правил, и если да, то каких именно?

16. Какова степень порчи данного зерна или других сельскохозяйственных культур, может ли это зерно быть использовано, и если да, то как именно? Не связана ли порча зерна с нарушениями правил его хранения?

17. Были ли в данном хозяйстве приняты необходимые меры, обеспечивающие сохранность складированного зерна от порчи и повреждения амбарными вредителями?

18. Является ли представленная культура (например, зерно) культурой урожая нынешнего года или прежних лет (вопрос решается в отдельных случаях)?

Вопросы идентификационного характера.

1. Могла ли указанная сельскохозяйственная культура быть собрана с данного поля (участка)?

2. Не принадлежит ли культура (зерно, мука), изъятая в разных местах, одной массе? Соответствует ли она той, которая указана в определенных документах?

Баллистическая экспертиза

Исследование огнестрельного оружия, связанное с установлением:

- факта отнесения предметов к огнестрельному оружию, боеприпасам;

- факта исправности (неисправности) конкретного экземпляра огнестрельного оружия и пригодности оружия для производства выстрелов;

- способа изготовления оружия либо факта изменения его состояния;

- вида, модели, марки, калибра оружия;

- индивидуального тождества оружия;

- тождества боеприпасов;

- принадлежности частей оружия его конкретному экземпляру;

- элементов механизма криминального события по делам, совершенным с использованием огнестрельного оружия и боеприпасов.

 

Объекты исследования

На экспертизу могут поступать следующие объекты:

- огнестрельное оружие (гладкоствольное и нарезное) в целом и его отдельные части промышленного, кустарного и самодельного производства;

- боеприпасы – пули, картечь, дробь, гильзы, пыжи, прокладки, капсюли;

- оружие, не относящееся к огнестрельному (газовое, пневматическое, сигнальное и др.);

- предметы, отражающие воздействие оружия и боеприпасов, – выстреленные снаряды (пули, дробь, картечь), гильзы, пыжи, прокладки, а также повреждения одежды потерпевшего и предметов с места происшествия (пробоины, следы рикошетирования);

- инструменты, используемые для изготовления огнестрельного оружия и компонентов снаряжения патронов;

- элементы вещной обстановки места происшествия;

- материалы дела, содержащие информацию, относящуюся к предмету экспертизы;

- образцы для сравнительного исследования.

 

Примерные вопросы

1. Является ли данный предмет огнестрельным оружием?

2. Каким способом (промышленным, кустарным или самодельным) изготовлен данный экземпляр оружия?

3. К какому виду, системе, модели и образцу относится представленное на исследование оружие?

4. Каков калибр представленного на исследование оружия?

5. Не подвергался ли данный экземпляр оружия переделке и какие детали в нем заменены?

6. Частью какого оружия является данная деталь?

7. Исправно ли данное оружие и пригодно ли оно для производства выстрелов?

8. Возможен ли из данного оружия выстрел без нажатия на спусковой крючок при определенных условиях (ударах, сотрясениях, падении и т.д.).

9. Для оружия, какого вида, системы предназначены данные патроны?

10. Пригодны ли данные патроны для стрельбы?

11. Можно ли представленные на исследование патроны использовать для стрельбы из оружия определенной системы, модели или конкретного экземпляра?

12. Каким способом (промышленным или самодельным) снаряжены данные патроны?

13. Нет ли в патронах следов применения при их снаряжении какого-то конкретного инструмента?

14. К какому виду и образцу относятся данные пуля или гильза?

15. Не изготовлена ли данная пуля с применением данного приспособления?

16. Из какого вида оружия выстрелены данные пуля или гильза?

17. Не отстреляны ли пуля или гильза, обнаруженные на одном месте происшествия, и пуля или гильза с другого места происшествия из одного и того же оружия?

18. Не выстреляна ли данная пуля (гильза, дробь, картечь) из представленного оружия?

19. Не являются ли данные гильза и пуля частями одного патрона?

20. С какого расстояния произведен выстрел из данного ружья, судя по площади рассеивания дроби?

21. Производился ли выстрел из оружия после его последней чистки и каким порохом?

22. Каким порохом был снаряжен патрон, судя по остаткам порошинок и пороховой копоти в гильзе?

23. Не использовались ли представленные обрывки бумаги, войлока и т. п. в качестве пыжей?

24. Является ли данное повреждение огнестрельным?

25. Каким снарядом (пулей, картечью, дробью) образовано данное повреждение?

26. Из какого вида оружия был произведен выстрел судя по следам на преграде?

27. Сколькими выстрелами образованы данные повреждения?

28. С какого расстояния был произведен выстрел?

29. С какого места был произведен выстрел?

30. Каким было взаимное расположение ствола оружия и пораженного объекта при выстреле?

 

Бухгалтерская экспертиза

 

Объекты исследования

Первичные документы (платежные поручения, приходные, расходные кассовые ордера, товарно-транспортные квитанции, чеки и пр.); бухгалтерские регистры (главные книги, журналы-ордера, оборотные ведомости, карточки аналитического учета); материалы инвентаризации (описи наличия товара, сличительные ведомости, отчеты материально-ответственных лиц, акты сверки задолженностей и пр.); калькуляции (расчет себестоимости продукции, технико-экономическое обоснование заключения сделки или получения кредита и пр.); отчетность бухгалтерская и налоговая (бухгалтерский баланс и приложение к нему, налоговые декларации, финансовые отчеты, отчет о движении капитала и пр.); организационно-распорядительные (приказы, регламентирующие производственную, финансовую и хозяйственную деятельность, в том числе учетную политику хозяйствующего субъекта, распоряжения, поручения); различные виды договоров, меморандумов, контрактов; ценные бумаги (акции, векселя, облигации и пр.); документы справочно-технического характера о котировках ценных бумаг, ставках рефинансирования, курсах валют, индексах инфляции и пр.

 

6.1 Выявление учетных несоответствий, их величины, механизма их образования, его влияния на показатели финансово-хозяйственной деятельности, отклонений от правил ведения учета и отчетности

Примерные вопросы

1. Существуют ли расхождения в учетных данных о приходе и расходе имущественных ценностей? В частности:

1) соответствуют ли записи в системе счетов бухгалтерского учета о затратах, произведенных на погрузку и выгрузку заготовленного сырья, данным, указанным в первичной документации? Привело ли это отклонение к завышению или занижению суммы производственных расходов;

2) соответствуют ли данные синтетического учета и отчетности первичным документам по оприходованию готовой продукции, итоговым показателям по выпуску продукции? На какую сумму допущено искажение показателей отчетности о выпуске продукции в первичных и итоговых документах;

3) к какому периоду относятся выявленные расхождения учетных данных?

2. С какими хозяйственными операциями связано завышение или занижение суммы производственных расходов и затрат?

3. Какова сумма недостачи, образовавшейся за данный период? Каков размер излишков товаров определенных наименований, образовавшихся за данный период?

4. Не имеется ли в представленных регистрах изменений в составе счетов или в содержании счетных записей, создавших возможность устранения в учете дебиторской задолженности в сумме...?

5. Обоснованно ли применены нормы естественной убыли? Обоснована ли переоценка товара?

6. Какую сумму из выплаченной в определенный период заработной платы составляет заработная плата, начисленная по завышенным (согласно заключению строительной экспертизы) объемам работ? На какую сумму завышено списание материалов в определенный период (нормы расхода на продукцию определяются технологической экспертизой)?

7. По каким хозяйственным операциям данные аналитического учета не соответствуют данным синтетического учета и отчетности?

 

Ботаническая экспертиза

Установление природы растительных объектов, их родовой, групповой (таксономической) принадлежности, источника происхождения.

 

Объекты исследования

На экспертизу могут поступать растения или их части, относящиеся к рассматриваемому событию и несущие информацию о фактах, имеющих доказательственное значение по уголовным и гражданским делам. Довольно часто эксперту среди полуистлевших, сгнивших, обгоревших, смешанных или сплавленных с чем-либо остатков надо выявить ботаническую составляющую и установить ее принадлежность, причем это могут быть самые различные ботанические организмы – от тундровых лишайников до муки из плодов саговой пальмы.

В силу многообразия своих объектов ботаническая экспертиза разделяется на два вида.

1. Объектами ботанической экспертизы низших растений являются:

1) водоросли сине-зеленые, пиррофитовые, золотистые, диатомовые, бурые, красные, желто-зеленые, эвгленовые, харовые;

2) грибы (грибы-паразиты растений и животных, домовые, дрожжевые, плесневые, высшие), слизевики (фузариум, спонгоспора и др.), лишайники (накипные, листовые, кустистые (олений мох), применяемые в медицине (дубовый мох) и др.).

2. Объектами ботанической экспертизы высших растений являются:

1) мхи (зеленые, листостебельные и проч.), хвощи и плауны, папоротники (ужовниковые, марратиевые, полидиоксиды);

2) древесина корней, ствола, побегов и кора древесно-кустарниковых растений, листовые пластинки, эпидермис, плоды, споры, пыльцевые зерна и т.п.;

3) травянистые растения (лист, побег, стебель и их метаморфозы, в том числе листья и стебли табака, махорки, части растений конопли, мака, листья, стебли, молодые побеги ката и т.д.), их корневые системы, плоды и семена, зерно культурных злаков;

4) пищевые приправы растительного происхождения (красный и черный перец, кофе, чай, какао, корица, гвоздика, аджика и др.);

5) продукты переработки растительного сырья (осадки спиртосодержащих жидкостей домашней выработки, варенье, соки, томат, бумага, хна, басма, веревки, циновки, ДСП и проч.);

6) продукты жизнедеятельности растений (смола, камедь, гутта, живица, млечный сок и др.).

Особая группа травянистых растений, а именно: наркотикосодержащие, в частности, конопля и мак, традиционно в одних регионах исследуется экспертами-ботаниками, а в других в рамках экспертизы веществ и материалов (наркотических и сильнодействующих веществ).

 

Примерные вопросы

На разрешение ботанической экспертизы выносятся следующие типичные вопросы диагностического характера:

1. Имеются ли на данных объектах частицы растительного происхождения? Какова природа этих частиц?

2. Каковы род, вид, возраст, пол данного растительного объекта?

3. Частью какого растения является данный объект (корень, стебель, лист и проч.)? От какого растения происходят плоды, семена, клубни и проч.?

4. Какому воздействию (механическому, термическому, химическому, биологическому) подвергался данный растительный объект?

5. Каковы причины повреждения данного растительного объекта? Каков механизм отделения данной части ботанического объекта от целого?

6. Каков компонентный состав данной смеси объектов растительной природы?

7. К какой форме мака (опийной, масличной, дикорастущей, декоративной) относятся растения с данного участка?

К идентификационным вопросам экспертизы данного рода относятся следующие:

1. Являются ли растительные частицы на данном предмете-носителе частями конкретного растения, изделия (например, циновки), конкретного объема смеси растительного происхождения? Не является ли данный лист, ветка и проч. частью конкретного растения?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 533; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.94.171 (0.162 с.)