Тема 10. Психофизиология сознания. Психофизиология бессознательного. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 10. Психофизиология сознания. Психофизиология бессознательного.



1. Основные концепции сознания.

2. Повторный вход возбуждения и информационный синтез.

3. Сознание, общение и речь.

4. Функции сознания.

5. Понятие бессознательного в психофизиологии.

6. Индикаторы осознаваемого и неосознаваемого восприятия.

7. Семантическое дифференцирование неосознаваемых стимулов.

8. Временные связи (ассоциации) на неосознаваемом уровне.

9. Функциональная асимметрия полушарий и бессознательное.

10. Обратные временные связи и бессознательное.

Литература:

1. Безденежных Б.Н. ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ, Москва, Евразийский открытый институт, 2011. Тема 10. Восприятие и сознание, стр. 170.

2. Титов В.А. ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ. Москва: А-Приор, 2007. Вопросы 75-78, стр. 115.

3. Под ред. Ю.И. Александрова, Психофизиология, Ин-т психологии РАН. СПб.: Питер, 2001. Глава 11, стрю 200 - 216.

4. Данилова Н.Н., Психофизиология, М.: Аспект Пресс, 2001. Глава 10, стр. 295 - 319.

 

Темы рефератов

1.    1.    История развития психофизиологии.

2.    Методы психофизиологии;

3.    Нейрокибернетический подход в изучении ЦНС;

4.    Обнаружение и различение сигналов. Опознание образов.

5.    Взаимодействие сенсорных систем. Адаптация сенсорной системы.

6.    Нейронные механизмы восприятия.

7.    Временная организация памяти.

8.    Состояния энграммы. Гипотеза о распределенности энграммы.

9.    Молекулярные механизмы памяти.

10.  Объем и быстродействие памяти.

11.  Нейронные механизмы памяти.

12.  Структуры мозга, реализующие подкрепляющую, переключающую, компенсаторно-замещающую и коммуникативную функции эмоций.

13.  Индивидуальные особенности взаимодействия структур мозга, реализующих функции эмоций как основу темпераментов.

14.  Влияние эмоций на деятельность и объективные методы контроля эмоционального состояния человека.

15.  Роль и место функционального состояния в поведении.

16.  Проблема внимания в традиционной психофизиологии. Теории фильтра.

17.  Ориентировочно-исследовательская деятельность.

18.  Модулирующие системы мозга.

19.  Исследования ориентировочной реакции в школе И.П. Павлова.

20.  Современные психофизиологические модели ориентировочной реакции.

21.  Исследования ретикулярной формации и реакций активации (Г. Моруцци - Г. Мэгун и современное состояние вопроса).

22.  Сравнительный анализ модально-неспецифического и модально-специфического внимания.

23.  Электроэнцефалографические корреляты процессов внимания.

24.  Основные концепции сознания.

25.  Сознание, общение и речь.

26.  Исследования содержательных и формально-динамических аспектов сознания.

27.  Физиологические условия осознания раздражителей.

28.  Мозговые центры и сознание.

29.  Материалистические и идеалистические подходы к анализу проблемы соотношения мозга и сознания.

30.  Нарушения сознания и их психофизиологические исследования.

31.  Психофизиологические исследования измененных состояний сознания.

32.  Сознание как уровень бодрствования: кома и измененные состояния сознания.

33.  Сознание и межполушарная асимметрия.

34.  Понятие бессознательного в психофизиологии. Индикаторы осознаваемого и неосознаваемого восприятия.

35.  Временные связи (ассоциации) на неосознаваемом уровне.

36.  Функциональная асимметрия полушарий и бессознательное. Обратные временные связи и бессознательное.

37.  Роль бессознательного при некоторых формах патологии.

38.  Анализ сновидений.

39.  Нарушения сна.

40.  Возрастные особенности сна и сновидений.

41.  Психологические и биологические теории научения.

42.  Представление о нейрофизиологических механизмах научения.

43.  Специфика психофизиологического рассмотрения научения.

44.  Проблема элементов индивидуального опыта.

                                                            

Темы презентаций

1.    Детекция лжи.

2.    Обнаружение и различение сигналов. Опознание образов.

3.    Нейронные механизмы памяти.

4.    Влияние эмоций на деятельность и объективные методы контроля эмоционального состояния человека.

5.    Роль и место функционального состояния в поведении.

6.    Исследования ретикулярной формации и реакций активации (Г. Моруцци - Г. Мэгун и современное состояние вопроса).

7.    Сознание, общение и речь.

8.    Сознание и межполушарная асимметрия.

9.    Роль бессознательного при некоторых формах патологии.

10.  Анализ сновидений.

11.  Нарушения сна.

12.  Возрастные особенности сна и сновидений.

 

 

Контрольные вопросы

1.    В чем состоит предмет психофизиологии?

2.    Сформулируйте цели и задачи психофизиологии.

3.    История развития психофизиологии.

4.    Перечислите методы психофизиологии.

5.    Каким образом происходит кодирование информации?

6.    Классификация видов памяти

7.    Характеристика энграммы памяти

8.    Каким образом нейронная теория объясняет кратковременное запоминание и долговременную память?

9.    Какие условия необходимы для запоминания на нейронном уровне?

10.  Какие факторы могут помешать запоминанию?

11.  Каким образом биохимическая теория объясняет кратковременное запоминание и долговременную память?

12.  Функции эмоций.

13.  Характеристика структур нервной системы, участвующих в генезе эмоциональных состояний.

14.  Как проявляется функциональное состояние индивида в поведении?

15.  Какие функции выполняют нейроны новизны?

16.  Как различаются генерализованная и локальная активация?

17.  Как отражается в параметрах вызванных потенциалов "установка на стимул" и "установка на ответ"?

18.  Какую функцию выполняют фронтальные доли мозга в обеспечении внимания?

19.  Какие структурные образования мозга контролируют состояние сознания?

20.  Почему фокус сознания ассоциируется со "светлым пятном"?

21.  В чем состоит содержание сознания как психофизиологического феномена?

22.  Какие условия способствуют осознанию слабого раздражителя?

23.  Охарактеризуйте особенности медленного и быстрого сна (биоэлектрическая и двигательная активность, длительность, периодичность, восстанавливаемость, функции, наличие сновидений).

24.  Охарактеризуйте сущность, значение и механизмы сновидений.

25.  Каковы правила гигиены сна?

26.  Психофизиологические теории научения.

28.  Возможные молекулярные механизмы научения.

30.  Возрастные аспекты научения

 

 

Вопросы к экзамену

 

1.    Предмет и задачи общей и возрастной психофизиологии.

2.    История развития психофизиологии.

3.    Методы психофизиологических исследований.

4.    Ритмы электроэнцефалограммы взроcлого бодрcтвующего человека.

5.    Изменения электроэнцефалограммы в цикле бодрcтвование-cон.

6.    Возраcтные изменения электроэнцефалограммы.

7.    Проблема периодизации индивидуального развития.

8.    Cтадии онтогенетичеcкого развития. Характериcтика возраcтной нормы. Основные закономерности развития мозга по Л.С. Выготскому.

9.    Биологичеcкий возраcт и показатели зрелоcти. Акcелерация.

10.  Психофизиологические особенности развития в дошкольном возрасте. Мозг и школьная адаптация.

11.  Обнаружение и различение сигналов.

12.  Передача и преобразование сигналов.

13.  Кодирование информации.

14.  Опознание образов.

15.  Взаимодействие сенсорных систем.

16.  Психофизиология сенсорных процессов.

17.  Психофизиология восприятия.

18.  Возрастные особенности восприятия.

19.  Понятие внимания в психофизиологии.

20.  Электроэнцефалографичеcкие корреляты внимания. Оcновные этапы формирования внимания в онтогенезе.

21.  Cиндром дефицита внимания и гиперактивноcти у детей, признаки и причины.

22.  Временная организация памяти.

23.  Состояния энграммы.

24.  Процедурная и декларативная память.

25.  Молекулярные механизмы памяти.

26.  Объем и быстродействие памяти.

27.  Нейронные механизмы памяти.

28.  Эмоция как отражение актуальной потребности и вероятности ее удовлетворения.

29.  Структуры мозга, реализующие подкрепляющую, переключающую, компенсаторно-замещающую и коммуникативную функции эмоций

30.  Индивидуальные особенности взаимодействия структур мозга, реализующих функции эмоций как основу темпераментов.

31.  Нейроанатомия и электроэнцефалографичеcкие корреляты эмоций.

32.  Закономерноcти развития эмоций в онтогенезе.

33.  Мозговые механизмы распознания и понимания эмоций. Профиль латеральной организации и особенности саморегуляции эмоций.

34.  Определение функционального состояния.

35.  Роль и место функционального состояния в поведении.

36.  Основные концепции сознания. «Светлое пятно».

37.  Сознание, общение и речь.

38.  Функции сознания.

39.  Понятие бессознательного в психофизиологии.

40.  Индикаторы осознаваемого и неосознаваемого восприятия.

41.  Временные связи (ассоциации) на неосознаваемом уровне.

42.  Функциональная асимметрия полушарий и бессознательное.

43.  Гипотезы сна.

44.  Стадии медленного сна и быстрый сон.

45.  Потребность во сне. Депривация сна. Функциональное значение сна.

46.  Сновидения.

47.  Психологические и биологические теории научения.

48.  Представление о нейрофизиологических механизмах научения.

49.  Фиксация этапов обучения в виде элементов опыта.

50.  Мозговая организация речи. Уровни обработки речи. Развитие речи в онтогенезе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 258; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.237.255 (0.028 с.)