Раздел 3. Философские проблемы техники, информатики и инженерной деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 3. Философские проблемы техники, информатики и инженерной деятельности



1. Аль-Ани Н.М. Философия техники: очерки истории и теории: учебное пособие/ Н.М. Аль-Ани. – СПб., 2004. – 133 с.

2. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. Пер. с англ. и француз. М.: Прогресс, 1990 г.

3. Котенко В.П. История философии техники: Возникновение – формирование –предмет: учебное пособие/ В.П. Котенко, ГЭТУ. – СПб., 1997. – 180 с. – Раздел II. – § 2.

4. Котенко В.П. История философии техники: Естествоописание – практическая деятельность: учебное пособие / В.П. Котенко, ГЭТУ. – СПб., 1997. – 164 с. – Раздел II. – Гл. 2-6.

5. Маркс К.О науке и технике: в 2-х т./ К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин; Редкол. А.Г. Егоров и др.; Ин-т марксизма-ленинизма при ЦК КПСС, АН СССР. Ин-т истории естествознания и техники. - М.: Наука, 1985.

6. Мелещенко Ю.С. Техника и закономерности ее развития: общественно-политическая литература/ Ю.С. Мелещенко. - Л.: Лениздат, 1970. - 246 с.

7. Митчем К. Что такое философия техники?/ К. Митчем; пер с англ. – М.: Аспект Пресс, 1995. – 149 с. – Ч. 1.

8. Токмаков А.Н. Социальный аспект техники (Проблема техники в социальной философии Франкфуртской школы): Автореферат диссертации на соиск. уч. степ. кандидата филос. наук / А.Н. Токмаков. – СПб., 1999. – 19 с. – с. 9-10.

9. Философия техники: история и современность / Институт философии РАН. – М., 1997. – 283 с. – Гл. 4. - §§1 – 5, 7, 8, 12.

10. Очерки философии техники: учебное пособие / под ред. Ю. В. Манько; СПбГУТД. – СПб., 2000. – 206 с. – Тема 2.

11. Ефременко Д.В. Введение в оценку техники / Д.В. Ефременко. – М., 2002. – 188 с. – С. 41, 90-91, 103, 113, 119, 133, 138.

12. Чешев, В.В. Техническое знание / В.В. Чешев. – Томск, 2006. – 266 с. (или издание 1981 г.). – С.167-177.

13. Степин В.С., Философия науки и техники: учебное пособие/ В.С. Степин, В.Г. Горохов, М.А. Розов. – М., 1995 – 384 с. – С. 324-344.

14. Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук: учебник для аспирантов и соискателей. – М., 2006. – 639 с. – С. 403-419.

15. Колин, К.К. Фундаментальные основы информатики: социальная информатика / К.К. Колин. – М., Екатеринбург, 2000.

16. Колин, К.К. Социальная информатика: учебное пособие / К.К. Колин – М., 2003.

17. Отюцкий, Г. П. Философские проблемы информационно-компьютерной революции: учебное пособие / Г.П. Отюцкий. – М., 2002.

6. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины.

Учебный план, РПД и учебно-методические материалы: http://media.technolog.edu.ru

Электронно-библиотечные системы:

Академический кабинет                                               http://www.netcabinet.ru

Библиотека Академии наук                                          www.rasl.ru

Библиотека Гумер                                                          http://www.gumer.info

Библиотека философии психоанализа                        http://i-text.narod.ru

Вестник гуманитарной науки                                      http://vestnik.rsuh.ru

Вестник Московского Университета.

Серия 7. Философия                                                      http://old.philos.msu.ru/library.php

Всероссийский институт научной и

технической информации (ВИНИТИ)                        www.viniti.ru

Журнал "Вопросы философии и психологии"           http://www.humanities.edu.ru

Журнал Института философии РАН.                          http://journal.iph.ras.ru/

Журнал «Вопросы философии»                                   http://vphil.ru

Единая коллекция цифровых

образовательных ресурсов                                            http://school-collection.edu.ru

Информационно-просветительский портал

 «Электронные журналы»                                            http://www.eduhmao.ru/info/1/4382

Информационная система «Единое окно

доступа к образовательным ресурсам»                       http://window.edu.ru

Научная библиотека СПбГУ                                       http://www.library.spbu.ru

Научная электронная библиотека                                www.elibrary.ru/defaultx.asp

Научная библиотека МГУ                                            http://www.nbmgu.ru

Национальная электронная библиотека                     www.nns.ru

Научная электронная библиотека «Elibrary»              http://elibrary.ru/defaultx.asp

Официальный сайт Министерства

образования и науки РФ                                               http://www.mon.gov.ru

Портал «Гуманитарное образование»                          http://www.humanities.edu.ru/

Российская государственная библиотека                               www.rsl.ru

Российская национальная библиотека                        www.nlr.ru

Сайт Министерства образования РФ                          www.edu.ru

Федеральный центр информационно-

образовательных ресурсов                                            http://fcior.edu.ru

Федеральный портал «Российское образование»       http://www.edu.ru/

Федеральное хранилище «Единая коллекция

цифровых образовательных ресурсов»                       http://school-collection.edu.ru/

Философия онлайн                                                        http://phenomen.ru

Философия науки, философия

для аспирантов                                                               www.filosofium.ru

Центр Системных Исследований «Интегро»            http://www.integro.ru

 «Электронный читальный зал – БиблиоТех»           https://technolog.bibliotech.ru/;

Электронная библиотека Куб                                      www.koob.ru

Электронная библиотека                                              http://svitk.ru

Электронная библиотека                                              http://fictionbook.ru

Электронная библиотека                                              http://biblioteka.org.ua

Электронная библиотека диссертаций                       www.diss.rsl.ru

Электронный журнал

«Философская антропология»                                     http://anthropology.ru

Электронная библиотека образовательных

 и просветительных изданий                                        http://www.iqlib.ru

 

 

7. Методические указания по подготовке к кандидатскому экзамену

Требования, которые предъявляются на кандидатском экзамене по истории и философии науки, предполагают наличие у соискателей базовых знаний по философии, определяемых Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины», а также знаний в объеме программы кандидатского экзамена по истории и философии науки.

В соответствии с этими требованиями все соискатели должны:

а) иметь представление:

– о специфике философии, ее роли в жизни общества и человека;

– об основных исторических типах философии, представленных в именах и концепциях мыслителей, в названиях важнейших философских трактатов;–

– о предмете и структуре курса «История и философия науки», его месте в системе философского знания.

б) знать:

– основные концепции философии науки, соотношение философии и науки;

– основные признаки и специфику научного знания и науки;

– основные исторические этапы развития науки и закономерности ее развития;

- историю науки в целом и собственной области;

– структуру научного знания;

– логику и методологию научного познания, общекультурные методы и приемы научного исследования;

– особенности современного этапа развития науки, место науки в культуре современной цивилизации;

– этику наук и ответственность ученого;

– философские проблемы науки и техники;

– основные исторические этапы и закономерности развития техники;

– основные концепции понимания техники;

– философские проблемы областей научного знания: физики, математики, астрономии, космологии, химии, биологии, антропологии и экологии;

– философские проблемы социально-гуманитарных наук.

- основные философские концепции науки;

- сущность, основные требования, способы эффективного применения общенаучных методов познания;

- организационные и этические принципы научной деятельности;

- гносеологическую специфику собственной области науки и связанные с ней особенности планирования и организации научных исследований

в) уметь:

– логично и последовательно излагать содержание проблемы;

– аргументировать свою мировоззренческую позицию;

– правильно пользоваться философским категориальным аппаратом при ответе на экзаменационные вопросы;

– анализировать и понимать общий характер проблемы.

- отличить научную концепцию от вненаучной, обнаружить отклонения исследования от научных параметров его организации;

- обсуждать методологические проблемы науки в целом и собственной области знания, иметь и обосновывать свою точку зрения.

г) владеть:

- способностью к рационально-критическому осмыслению развития науки, результатов собственной научной практики;

- категориальным аппаратом для рефлексии над закономерностями развития собственной области познания;

- логико-методологическим аппаратом научного познания.

- способностью к конструктивному сотрудничеству и коммуникациям в научной деятельности;

 

 

Все вышеуказанные навыки знания являются необходимым условием для сдачи кандидатского экзамена по истории и философии науки соискателем.

 

Подготовку к кандидатскому экзамену по истории и философии науки полезно начать с восстановления базовых знаний по философии, и лишь затем обратиться к усвоению курса по истории и философии науки. Необходимо учитывать, что в настоящее время отсутствует универсальный учебник, полностью отвечающий всем требованиям программы. Поэтому при подготовке к экзамену целесообразно обратиться к методическим указаниям кафедры философии «Планы лекций и семинарских занятий для аспирантов и соискателей», где содержатся контрольные вопросы по всем разделам курса, или к образовательным Интернет-ресурсам кафедры философии: http:// www. gti. spb. ru /

Подготовку к кандидатскому экзамену по истории и философии науки полезно начать с изучения конспекта лекций и материалов к семинарским занятиям, и лишь затем обратиться к специальной литературе. Целесообразно использовать, прежде всего, источники, предложенные в вышеуказанных методических указаниях, списка основной и дополнительной литературы и отнестись к ним творчески.

По всем проблемам, вызвавшим затруднение в ходе подготовки к экзамену, аспиранты и экстерны всегда могут проконсультироваться у преподавателей, читающих лекции и ведущих семинарские занятия по данному курсу: как в индивидуальном порядке согласно расписанию еженедельных занятий, так и на групповых консультациях, проводимых перед экзаменами по утвержденному расписанию.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 94; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.197.201 (0.016 с.)