Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 16. Философские проблемы социально-гуманитарных наукСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Философия как интегральная форма научных знаний. Специфика объекта и предмета социально-гуманитарного познания. Сходства и отличия наук о природе и наук об обществе: современные трактовки проблемы. Конвергенция естественно-научного и социально-гуманитарного знания в неклассической науке, эволюция и механизмы взаимодействия. Гуманизация и гуманитаризация современного естествознания. Научная картина мира в социально-гуманитарных науках. Субъект социально-гуманитарного познания. Индивидуальный субъект, его форма существования. Включённость сознания субъекта, его системы ценностей и интересов в объект исследования. Личностное неявное знание субъекта. Индивидуальное и коллективное бессознательное в гуманитарном познании. Коллективный субъект, его формы существования. Научное сообщество как субъект познания. Коммуникативная рациональность. Роль традиций, ценностей, образцов интерпретация и «предрассудков» в межсубъектном понимании и смыслополагании. Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном познании. Методологические функции «предпосылочного знания» и регулятивных принципов в науке. Вненаучные критерии: принципы красоты и простоты в социально-гуманитарном познании. Жизнь как категория наук об обществе и культуре. Понимание жизни за пределами её биологических смыслов. Познание и «переживание» жизни – основное содержание художественных произведений. История – одна из форм проявления жизни, объективация жизни во времени. Время, пространство, хронотоп в социальном и гуманитарном знании. Различи е времени как параметра физических событий и времени как общего условия и меры становления человеческого бытия, осуществления жизни. Объективное и субъективное время. Коммуникативность в науках об обществе и культуре: методологические следствия и императивы. Проблема истинности и рациональности в социально-гуманитарных науках. Экзистенциальная истина, истина и правда. Объяснение, понимание, интерпретация в социальных и гуманитарных науках. Вера, сомнение, знание в социально-гуманитарных науках. Основные исследовательские программы социально-гуманитарных наук. Разделение социально-гуманитарных наук на социальные и гуманитарные. «Общество знания». Дисциплинарная структура и роль социально-гуманитарных наук в процессе социальных трансформаций. 4. Контрольные вопросы для подготовки к кандидатскому экзамену 1. Философия науки как раздел философского знания, её предмет. Роль философских идей и принципов в обосновании научного знания. 2. Понятие науки, её предмет, функции, цели. Три аспекта бытия науки. Классификация наук. 3. Основания науки и научная картина мира, её исторические формы и функции. Наука как система с рефлексией. 4. Наука в системе культуры современной цивилизации. Сциентизм и антисциентизм. Наука и власть. Этос науки и этос учёного. Основные футурологические теории. 5. Взаимоотношения философии и науки: трансцендентальная, позитивистская, антиинтеракционистская, диалектическая концепции. 6. Многообразие видов и форм знания. Научное и ненаучное знание: проблема демаркации. Наука и религия, знание и вера. 7. Научные сообщества и их исторические формы. Эволюция способов трансляции научных знаний и институциональных форм научной деятельности. Научные школы. 8. Критерии научности знания. Научное знание его структура и основные формы. Законы науки и их классификация. 9. Уровни научного знания и идеалы научности: классический, физический, математический, гуманитарный. 10. Понятие научной истины и её критериев. Основные теории истины. 11. Закономерности развития науки. Основные модели роста научного знания: К. Поппер, Т. Кун, С. Тулмин, И. Лакатос, П. Фейерабенд. 12. Проблема механизмов развития науки: кумулятивистская и некумулятивистская, интерналистские и экстерналистские теории развития науки. 13. Понятие научной революции, её типы. Научные революций и перестройка оснований науки. Научные революции как точки бифуркации в развитии науки. 14. Понятия рациональности и научной рациональности, её специфика. Исторические типы научной рациональности и их характеристики. 15. Синергетический подход, как междисциплинарная методология, и идея глобального эволюционизма в современной науке. 16. Генезис науки и проблема периодизации ее истории. Наука и преднаука. 17. Становление первых форм теоретической науки в Античности. 18. Научная мысль европейского и арабского средневековья. 19. Становление опытной науки в ренессансной и новоевропейской культуре. 20. Методологическая революция и становление классической науки. 21. Становление идей и методов неклассической науки. 22. Главные характеристики постнеклассической науки. 23. Логика и методология научных исследований, их принципы и роль в истории развития науки. Идеалы и нормы научного исследования. 24. Познавательные способности человека. Структура познания. Наука как познавательная деятельность. Ненаучные способы и виды познания. 25. Уровни научного познания. Понятие научного метода и научной методологии. Классификация научных методов. 26. Проблема как форма научного знания. Классификация проблем. Критерии и требования постановки научных проблем. Проблемная ситуация в науке. 27. Структура, функции и критерии научной теории. Классификация научных теорий. Способы построения теории. Понимание и объяснение. 28. Гипотеза как вероятностная форма научного знания, её характеристики, функции; классификация гипотез; принципы отбора научных гипотез. 29. Язык науки, его уровни, специфика, формы, виды и эволюция. Категории науки. Научная номенклатура. 30. Понятие научного факта, его функции и проблема его интерпретации. Проблема «теоретической нагруженности» факта. 31. Современные философские и естественнонаучные представления о материи. Проблема физической реальности. 32. Иерархия структурных уровней организации материи. Принцип материального единства мира. Фундаментальные физические представления о единстве природы. 33. Исторические виды и современное представление о физической картине мира; её общенаучное и философское значение. 34. Философские проблемы пространства и времени. Пространство и время в марко-, микро- и мега- мире. 35. Детерминизм и индетерминизм в современной физике. Формы проявления закономерной связи и причинной обусловленности явлений. 36. Мировоззренческие проблемы космологии. Антропный принцип: его виды и философское значение. 37. Проблемы объективности знания и эволюции в современной астрономии и космологии. 38. Место математики в системе наук. Специфика математического знания. Методы математической гипотезы и математического моделирования. 39. Проблема оснований математики: логицизм, формализм и интуиционизм. 40. Математические объекты. Рациональное и иррациональное в математике. Математика и действительность. 41. Философия химии и предмет химии. Предмет химии в истории химии. 42. Эмпирический и теоретический уровни химического знания. Структурный и гносеологический аспекты проблемы редукции химии к физике. 43. Философские проблемы химической технологии и закономерности её развития. Философские проблемы химических нанотехнологий 44. Философские основания биологии, особенности её объекта познания. Система мировоззренческих и методологических принципов в современной биологии. 45. Принципы развития и целостности. Проблема системной организации в биологии. 46. Проблема живого. Демаркация живой и неживой природы. Философские проблемы происхождения жизни и современной теории эволюции 47. Философские проблемы теорий антропогенеза и социогенеза: основные теории. 48. Философские проблемы современной экологии. Биосфера и ноосфера. Глобальный эволюционизм и теория коэволюции. 49. Техника как предмет философского анализа. Понятия техники, артефакта, технологии и технической деятельности, производства. Исторические этапы и основные закономерности развития техники. 50. Понятия технической реальности, техносферы и технической картины мира. 51. Человек, техника, культура в философских концепциях Ф.Энгельса, Э.Каппа, Ж.Эллюля, М.Хайдеггера, Э.Блоха. 52. Техника как социальное и природное явление в теориях К.Маркса, О.Шпенглера, Х.Закссе, Л.Нуаре, Ф.Дессауэра, Франкфуртская школа. 53. Техника как духовное и бездуховное явление, ее амбивалентность (Л.Мэмфорд, Х.Ортетга-и-Гассет, Н.Бердяев, К.Ясперс) 54. Техника в теориях индустриального и постиндустриального общества (Дж.Гелбрейт, Д.Белл, А.Тоффлер и др.). Технофобия и технократия. 55. Взаимосвязь и взаимодействие естественных и технических наук. Эмпирический и теоретический уровни технического знания. Специфика технической теории. 56. Философские аспекты инженерной деятельности. Специфика инженерной деятельности. Диалектика инженерного творчества. Этос инженера. 57. Понятие информации, её свойства и характерные черты. Информатика и кибернетика. Информационная картина мира. 58. Информационная революция и становление информационного общества. Философские проблемы феномена виртуальной реальности. 59. Предмет социальных и гуманитарных наук, их категории и методы познания. Проблема истины в естествознании и социально-гуманитарных науках. 60. Философские проблемы экономики и предпринимательской деятельности, маркетинга и менеджмента.
5. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины а) основная литература: 1. Ахутин, А.В. Эксперимент и природа/ А.В. Ахутин. – СПб.: Наука, 2012. – 660 с. 2. Баксанский, О.Е. Нанотехнологии, биомедицина, философия образования в зеркале междисциплинарного контекста: учебное пособие по дисциплине «История и философия науки» для аспирантов/ О. Е. Баксанский, Е.Н. Гнатик, Е.Н. Кучер; РАН. Ин-т философии. - М.: Кн. дом «ЛИБРОКОМ», 2010. - 222 с. 3. Бессонов, Б.Н. История и философия науки: учебник для вузов/ Б.Н. Бессонов – М.: Юрайт, 2010. - 394 с. 4. Глухов, М. М. Математическая логика. Дискретные функции. Теория алгоритмов: учебное пособие для вузов/ М.М. Глухов – СПб.; М.: Краснодар: Лань, 2012. - 416 с. 5. Голубинцев, В.О. Философия науки. Учебник для вузов/ В.О. Голубинцев – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 542 с. 6. Гуссерль, Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология: Введение в феноменологическую философию/ Э. Гуссерль; пер. с нем. Д.В. Кузницына. - СПб.: Наука, 2013. - 493 с. 7. Дворецкий, С.И. Моделирование систем: учебник для вузов/ С.И. Дворецкий – М.: Академия,2009.-316 с. 8. Кармин, А.С. Интуиция: Философские концепции и научное исследование/ А.С. Кармин. - СПб.: Наука, 2011. - 900 с. 9. Кожухар, В. М.Основы научных исследований: Учеб. пособие/ В.М. Кожухар. – М.: Дашков и К, 2012. – 216 с. 10. Новая философская энциклопедия: в 4-х т. Справочное издание/ Ин-т философии РАН, Нац. общ.-научн. фонд; Научно-ред. совет: предс. В. С. Степин. – М.: Мысль, 2010. 11. Основы научных исследований: учеб. пособие по спец. «Менеджмент организации»/ Б.И. Герасимов [и др.]. – М.: Форум, 2011. – 267, [2]с. 12. Советов, Б.Я. Представление знаний в информационных системах: учебник для вузов/ Б.Я. Советов – М.: Академия, 2011. – 143 с. 13. Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук/ Под ред. В.В. Миронова – М.: Гардарики, 2006. – 639 с. 14. Соснов, Е. А. Основы научных исследований: в 2-х ч.: текст лекций/ Е.А. Соснов; СПбГТИ(ТУ). – СПб.:[б. и.], 2014. 15. Суханов, Б.М. Философские вопросы химии: учеб. пособие/ Б.М. Суханов, М.Б. Суханов. – СПб.: СПбГТИ(ТУ), 2009. – 77 с. 16. Черняк В. З. История и философия техники: пособие для аспирантов/ В.З. Черняк. - М.: КноРус, 2006. - 572 с. б) дополнительная литература: 1. Гаскаров, Д. В. Интеллектуальные информационные системы. Учебник для вузов/ Д.В. Гаскаров – М.: Высш. шк., 2003. – 431 с. 2. Голубинцев, В.О. Философия для технических вузов/ В.О. Голубинцев Ростов н/Д.: Феникс, 2004. – 635 с. 3. Гриненко Г.В. История философии: учебник для вузов/ Г.В. Гриненко – М.: Юрайт, 2010. - 689 с. 4. Дубнищева, Т.Я. Концепции современного естествознания: основной курс в вопросах и ответах/ Т.Я. Дубнищева – Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2005. – 591 с. 5. Дубнищева, Т.Я. Концепции современного естествознания: практикум/ Т.Я. Дубнищева – М.: Академия, 2009. - 320 с. 6. Елович, И.В., Информатика: учебник для вузов/ И.В. Елович – М.: Академия, 2011. - 394 с. 7. Зотов, А.Ф. Современная западная философия: учебник для вузов/ А.Ф. Зотов – М.: Высш. шк., 2005. - 781 с. 8. Ивин, А.А. Логика и теория аргументации/ А.А. Ивин – М.: Гардарики, 2007. - 220 с. 9. Игошин, В.И. Математическая логика и теория алгоритмов: учебное пособие для вузов/ В.И. Игошин – М.: Академия, 2010. – 447 с. 10. Игошин, В.И. Задачи и упражнения по математической логике и теории алгоритмов/ И.В. Игошин – М.: Академия, 2008. – 303 с. 11. Канке, В. А. Современная этика: учебник/ В.А.Канке – М.: ОМЕГА-Л, 2007. - 394 с. 12. Классическая философия науки: хрестоматия/ Под ред. В.И. Пржиленского. - М.; Ростов н/Д: МарТ, 2007. - 591 с. 13. Кун, Т. Структура научных революций/ Т. Кун; пер. с англ. И. З. Налетова. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2009. – 310, [10]с. 14. Лихтарников, Л.М. Математическая логика. Курс лекций/ Л.М. Лихтарников – СПб.; М.; Краснодар: Лань, 2009. – 276 с. 15. Локтаев, С.В. Управление организационными системами/ С.В. Локтаев – СПб.: Химиздат, 2005. - 586с. 16. Миронов, В.В. Онтология и теория познания: учебник для вузов/ В.В. Миронов – М.: Гардарики, 2005. - 447 с. 17. Мишин, В.М. Исследование систем управления: учебник для вузов/ В.М. Мишин – М.: ЮНИТИ, 2003. - 527 с. 18. Одинцова, О.В. Профессиональная этика: учебник для вузов/ О.В. Одинцова – М.: Академия, 2014. - 141с. 19. Петрунин, Ю.Ю. Этика бизнеса: учебник/ Ю.Ю. Петрунин – М.: Изд-во МГУ, 2007. - 347 с. 20. Разин, А.В. Основы этики/ А.В. Разин – М.: Форум, 2006. - 302 с. 21. Степин, В. С. Философия науки. Общие проблемы/ В.С. Степин – М.: Гардарики, 2007. – 383 с. 22. Тавризян, Г.М. Философы XX века о технике и «технической цивилизации»/ Г.М. Тавризян: РАН. Ин-т философии. - М.: РОССПЭН, 2009. - 216 с. 23. Ушаков Е.В. Введение в философию и методологию науки. Учебник/ Е.В. Ушаков – М.: Экзамен, 2005. – 527 с. 24. Философия науки и техники: Конспект лекций для адъюнктов и аспирантов/ К.Н. Хабибуллин, В.Б. Коробов, А.А. Луговой, А.В. Тонконогов; Под ред. В.С. Артамонова. - М. Высш. образование, 2008. - 192 с. 25. Хайдеггер М. Что зовется мышлением?: курс лекций/ М. Хайдеггер; пер. с нем. Э.Н. Сагетдинова. - 2-е изд. - М.: Академ. Проект, 2010. - 351 с. 26. Энциклопедия эпистемологии и философии науки/ РАН. Ин-т философии. - М.: Канон, 2009. - 1247 с.
в) вспомогательная литература
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 239; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.91.130 (0.01 с.) |