Диагностика особенностей взаимодействия родителей и детей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Диагностика особенностей взаимодействия родителей и детей



В общих случаях применяют следующие методики: Тест-опросник «Анализ семейных взаимоотношений». С помощью неё можно определить 16 типов неправильного воспитания и выявить 8 типов личностных особенностей родителей, влияющих на выбор патологизирующего типа воспитания. Методика «Родителей оценивают дети». Предназначена для изучения представлений ребёнка о стиле семейного воспитания. Использование этой методики позволяет обнаружить наличие проблем в представлениях членов семьи. Опросник содержит 120 утверждений,которые позволяют получить информацию по 18 шкалам. Названия и обозначения шкал для удобства сопоставления с методикой АСВ сохранены.В данной методике отсуствуют 2 последние шкалы АСВ.

Тест-опросник ОРО(А.Я.Варга,В.В.Столин),представляет собой психодиагностический инструмент,ориентированный на выявление родительского отношения. Опросник содержит 61 вопрос, ответы на которые сведены к 5шкалам:1)принятие-отвержение ребёнка; 2)Кооперация; 3)Симбиоз; 4)Контроль; 5)Отношение к неудачам ребёнка.

Методика «Семейно-обусловленное состояние» или «Типовое семейное состояние». Методика направлена на выявление психотравмирующих состояний взрослых и детей, проживающих в одной семье. Методика представляет собой интервью,направленное на выяснение трех состояний-общей удовлетворённости, нервно-психического напряжения и семейной тревожности. В каждой шкале по 4 субшкалы, которые повторяются через 3 пункта, итого 12 субшкал.

Опросник «Измерение родительских установок и реакций»(PARI)-предназначена для изучения(прежде всего матерей) к разным сторонам семейной жизни. В методике выделены 23-аспекта –признака, касающихся разных сторон отношения родителей к ребёнку и жизни в семье. Методика состоит из 115 суждений.Очень важная шкала «семейные конфликты».

 Понятие «родительское отношение» и его диагностика.

«Родительское отношение» связано с двумя основными периодами – до рождения ребенка и после его рождения. Основными механизмами формирования родительского отношения являются перенос моделей родительского поведения, закрепленных в культуре, и идентификация с родителями того же пола. Период ожидания ребенка является переломным в формировании родительского отношения, в дальнейшем основным механизмом является сопоставление образа идеального родителя с представлениями о себе как о родителе.

Понятие родительское отношение имеет наиболее общий характер и указывает на взаимную связь и взаимозависимость родителя и ребенка. Родительское отношение включает в себя субъективно-оценочное, сознательно-избирательное представление о ребенке, которое определяет особенности родительского восприятия, способ общения с ребенком, характер приемов воздействия на него. Как правило, в структуре родительского отношения выделяют эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты. Описаны различные варианты родительских позиций, установок, родительского (чаще материнского) отношения.

Симбиоз (чрезмерная эмоциональная близость), авторитарность, эмоциональное отвержение («маленький неудачник») (А.Я. Варга, 1987).

Поддержка, разрешение; приспособление к потребностям ребенка; формальное чувство долга при отсутствии подлинного интереса к ребенку; непоследовательное поведение (В.Н. Дружинин, 1996).

Характер и степень влияния на ребенка определяет множество отдельных факторов и прежде всего личность самого родителя как субъекта взаимодействия:

* его пол (тот же, что и у ребенка, или противоположный);

* возраст (юная, несовершеннолетняя мать, пожилой родитель, родитель позднего ребенка);

* темперамент и особенности характера родителя (активный, нетерпеливый, вспыльчивый, властный, снисходительный, небрежный, сдержанный и др.);

* религиозность;

* национально-культурная принадлежность (европейская, английская, немецкая, японская, американская и другие модели воспитания);

* социальное положение;

* профессиональная принадлежность;

* уровень общей и педагогической культуры.

Учитывая взаимозависимость отношений в семье, их описывают через те роли, которые выполняет ребенок. По мнению А.С. Спиваковской, роль ребенка можно четко выделить в дисгармоничной семье, где относятся друг к другу шаблонно, стереотипно, годами сохраняя застывшие, ригидные, уже не соответствующие реалиям отношения. Роль – это набор шаблонов поведения по отношению к ребенку в семье, сочетание чувств, ожиданий, действий, оценок, адресованных ребенку взрослыми.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 136; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.105.239 (0.003 с.)