Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Диагностика особенностей взаимодействия родителей и детей
В общих случаях применяют следующие методики: Тест-опросник «Анализ семейных взаимоотношений». С помощью неё можно определить 16 типов неправильного воспитания и выявить 8 типов личностных особенностей родителей, влияющих на выбор патологизирующего типа воспитания. Методика «Родителей оценивают дети». Предназначена для изучения представлений ребёнка о стиле семейного воспитания. Использование этой методики позволяет обнаружить наличие проблем в представлениях членов семьи. Опросник содержит 120 утверждений,которые позволяют получить информацию по 18 шкалам. Названия и обозначения шкал для удобства сопоставления с методикой АСВ сохранены.В данной методике отсуствуют 2 последние шкалы АСВ. Тест-опросник ОРО(А.Я.Варга,В.В.Столин),представляет собой психодиагностический инструмент,ориентированный на выявление родительского отношения. Опросник содержит 61 вопрос, ответы на которые сведены к 5шкалам:1)принятие-отвержение ребёнка; 2)Кооперация; 3)Симбиоз; 4)Контроль; 5)Отношение к неудачам ребёнка. Методика «Семейно-обусловленное состояние» или «Типовое семейное состояние». Методика направлена на выявление психотравмирующих состояний взрослых и детей, проживающих в одной семье. Методика представляет собой интервью,направленное на выяснение трех состояний-общей удовлетворённости, нервно-психического напряжения и семейной тревожности. В каждой шкале по 4 субшкалы, которые повторяются через 3 пункта, итого 12 субшкал. Опросник «Измерение родительских установок и реакций»(PARI)-предназначена для изучения(прежде всего матерей) к разным сторонам семейной жизни. В методике выделены 23-аспекта –признака, касающихся разных сторон отношения родителей к ребёнку и жизни в семье. Методика состоит из 115 суждений.Очень важная шкала «семейные конфликты». Понятие «родительское отношение» и его диагностика. «Родительское отношение» связано с двумя основными периодами – до рождения ребенка и после его рождения. Основными механизмами формирования родительского отношения являются перенос моделей родительского поведения, закрепленных в культуре, и идентификация с родителями того же пола. Период ожидания ребенка является переломным в формировании родительского отношения, в дальнейшем основным механизмом является сопоставление образа идеального родителя с представлениями о себе как о родителе.
Понятие родительское отношение имеет наиболее общий характер и указывает на взаимную связь и взаимозависимость родителя и ребенка. Родительское отношение включает в себя субъективно-оценочное, сознательно-избирательное представление о ребенке, которое определяет особенности родительского восприятия, способ общения с ребенком, характер приемов воздействия на него. Как правило, в структуре родительского отношения выделяют эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты. Описаны различные варианты родительских позиций, установок, родительского (чаще материнского) отношения. Симбиоз (чрезмерная эмоциональная близость), авторитарность, эмоциональное отвержение («маленький неудачник») (А.Я. Варга, 1987). Поддержка, разрешение; приспособление к потребностям ребенка; формальное чувство долга при отсутствии подлинного интереса к ребенку; непоследовательное поведение (В.Н. Дружинин, 1996). Характер и степень влияния на ребенка определяет множество отдельных факторов и прежде всего личность самого родителя как субъекта взаимодействия: * его пол (тот же, что и у ребенка, или противоположный); * возраст (юная, несовершеннолетняя мать, пожилой родитель, родитель позднего ребенка); * темперамент и особенности характера родителя (активный, нетерпеливый, вспыльчивый, властный, снисходительный, небрежный, сдержанный и др.); * религиозность; * национально-культурная принадлежность (европейская, английская, немецкая, японская, американская и другие модели воспитания); * социальное положение; * профессиональная принадлежность; * уровень общей и педагогической культуры. Учитывая взаимозависимость отношений в семье, их описывают через те роли, которые выполняет ребенок. По мнению А.С. Спиваковской, роль ребенка можно четко выделить в дисгармоничной семье, где относятся друг к другу шаблонно, стереотипно, годами сохраняя застывшие, ригидные, уже не соответствующие реалиям отношения. Роль – это набор шаблонов поведения по отношению к ребенку в семье, сочетание чувств, ожиданий, действий, оценок, адресованных ребенку взрослыми.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 136; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.105.239 (0.003 с.) |