Потребность пациента в поддержании температуры тела, безопасной окружающей среде, в общении, труде и отдыхе. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Потребность пациента в поддержании температуры тела, безопасной окружающей среде, в общении, труде и отдыхе.



Лекция 12

Потребность пациента в поддержании температуры тела, безопасной окружающей среде, в общении, труде и отдыхе.

Общеизвестно, что человек удерживает определенную температуру тела независимо от температуры окружающей среды. В обычных условиях люди не чувствуют своей температуры благодаря центру терморегуляции, обеспечивающему баланс между теплопродукцией и теплоотдачей.

       Когда температура повышается или понижается, становится жарко или холодно. Чтобы справится с этими неприятными ощущениями, человек должен что-то сделать, например открыть (закрыть) окно, задернуть занавески, раздеться (одеться), включить (выключить) обогреватель и т. п.

       Вне помещения он также предпринимает какие-то действия. Например, он может уйти в тень (выйти на солнце), снять с себя (надеть на себя) часть одежды, зайти в помещение, надеть светлую одежду в жаркое время и темную в холодное (темная одежда поглощает солнечные лучи, а значит и тепло).

       Чтобы согреться, человек делает энергичные физические упражнения (бег на месте, прыжки, потирание ладоней и т. п.) Понимая необходимость поддерживать температуру своего тела в нормальных пределах и опасность перегревания или переохлаждения, человек обязательно предпримет какие-то усилия. Таким образом, своим поведением он обеспечивает себе поддержание нормальной температуры тела в тех или иных экстремальных ситуациях.

       Организм человека с помощью физиологических механизмов также регулирует теплопродукцию и теплоотдачу, поскольку большинство биохимических реакций протекают только при постоянной температуре тела. При колебаниях температуры тела легко выходят из строя нервная и другие системы. Постоянство температуры тела позволяет адаптироваться к различному климату и к резким колебаниям дневной и ночной температур воздуха: пациент не ощущает дискомфорта и чувствует себя уютно.

       Температура тела зависит от возраста: у новорожденных, как правило, она выше нормы и составляет 36,8 – 37,2˚ C; у пожилых людей может быть ниже нормы и подвержена быстрым изменениям при заболевании, а также при сильной жаре и холоде.

       У женщин после овуляции и за два дня до начала менструации отмечается повышение температуры тела, но, как правило, они этого не ощущают.

       При том или ином заболевании может повышаться температура тела и человек становится зависимым от других на любом этапе жизни. Возможности человека поддерживать постоянную температуру тела часто обусловлены его состоянием зависимости (независимости) и знаниями, которыми он обладает по этому вопросу. Как правило, человек зависит от других людей при поддержании постоянной температуры тела в детстве и в старости.

Первичная оценка

Для проведения первичной оценки выясните:

- как воспринимает пациент свою температуру тела в настоящий момент (комфортная, высокая, низкая и т.п.);

- какие факторы влияют на поддержание нормальной температуры тела;

- что знает человек о поведении и физиологических механизмах, влияющих на температуру тела;

- существуют ли потенциальные проблемы гипертермии, гипотермии или обморожения;

- какое значение придаёт человек адекватному (рациональному) питанию, комфортной одежде для поддержания нормальной температуры тела;

- имеются ли финансовые трудности, нарушающие возможность поддерживать нормальную температуру тела;

- имеются ли длительные проблемы и как он с ними справляется;

- есть ли проблемы в данный момент.

Объективным критерием поддержания нормальной температуры тела является ее измерение.

Проблемы пациента

Информация, полученная при измерении температуры тела, из беседы с пациентом и/или его родственниками, позволяет выявить действительные или потенциальные проблемы. Проблемы появляются, если есть риск повышения или падения температуры. Они связаны с:

- изменением состояния зависимости (независимости) для поддержания нормальной температуры тела;

 - изменением окружающей среды и привычного образа жизни.

Проблемы, связанные с наступившим состоянием зависимости в связи с повышением или понижением температуры тела, могут появиться у человека на любой стадии жизненного цикла, но особенно свойственны маленьким детям и престарелым. Пациент зависит от медицинской сестры (в лечебном учреждении) или от близких (в домашних условиях). Определяя как действительные, так и потенциальные проблемы у пациента с лихорадкой, следует обратить внимание на состояние зависимости (независимости) при повседневной жизнедеятельности.

Повышение температуры тела (лихорадка) имеет три периода.

I период (начало) лихорадки. Температура повышается до 37,5 °С, сопровождается ощущением озноба, человеку холодно, он часто «сворачивается калачиком» (эта поза уменьшает потерю тепла). Несмотря на то что лихорадка начинается внезапно, иногда человек ощущает её предвестники: головную боль, снижение аппетита, сонливость, усталость.

Проблемами пациента в I периоде лихорадки могут быть:

- невозможность самостоятельно укрыться (из-за неподвижности);

-невозможность самостоятельно обеспечить себя тёплыми напитками (из-за неподвижности) и т.д.

II период лихорадки. Температура стабилизируется на высоком уровне. Ощущается дискомфорт: жарко, начинается потоотделение. Человек снимает одежду (одеяло) и лежит, почти не двигаясь, появляется жажда (из-за потоотделения), может быстро наступить обезвоживание. Длительное снижение аппетита в этом периоде приводит к снижению массы тела, сонливости, слабости (потенциальные проблемы). Человек становится раздражительным, беспокойным, мечется в кровати, его беспокоит головная боль, светобоязнь, а сонливость может привести к дезориентации во времени: «внутренние часы» бегут быстрее, чем реальное время. При этой степени лихорадки могут быть галлюцинации и бред.

Проблемами пациента во II периоде лихорадки могут быть:

- нежелание использовать более лёгкое одеяло (одежду);

- отсутствие аппетита;

- непонимание принципов адекватного питания при лихорадке;

- невозможность самостоятельно сменить бельё (нательное, постельное);

- риск травмы в связи с бредом (галлюцинациями);

- риск обезвоживания и т.д.

III период лихорадки. Температура тела снижается (критически или литически).

Проблемами пациента в III периоде (при литическом снижении температуры тела) могут быть:

- неадекватное питание;

- неадекватная физическая нагрузка и др.

При критическом падении температуры тела проблемами пациента могут быть:

- высокий риск травмы;

- невозможность самостоятельно сменить нательное (постельное) бельё;

- невозможность обеспечить себя достаточным количеством жидкости и др.

Сестринский уход

Сестринские вмешательства должны быть основаны на знании механизмов теплоотдачи и теплообразования.

Запомните!

Первичная оценка

Оценивая степень удовлетворения данной потребности, следует прежде всего оценить аспекты, определяющие состояние зависимости (независимости).

Независимость и возраст. Состояние зависимости (независимости) тесно связано с возрастом: зависимость в детстве, независимость в зрелом возрасте и вероятность зависимости в преклонном возрасте.

В зрелом возрасте люди, как правило, хорошо понимают риск опасности и личной ответственности за поддержание безопасности. Но у пожилых, даже если восприятие окружающего мира достаточно остро, то физическая немощь уменьшает способность человека быстро реагировать, чтобы избежать травмы, например при падении или ожогах.

Если же смотреть на эту фундаментальную потребность шире, можно сделать вывод, что ни один человек не имеет полной независимости. Независимо от усилий обеспечить (сохранить) новую безопасность все люди подвергаются опасности и бессильны противостоять ей или устранить ее. Каждый человек зависит от окружающих его людей.

Проблемы пациента

Получив сведения о привычном образе жизни человека, о том, что он может и не может сделать для обеспечения своей безопасности, необходимо определить проблемы.

       Большинство из них окажутся потенциальными применительно к конкретным обстоятельствам, хотя могут быть и действительные проблемы. Цели, связанные с этими проблемами, и сестринские вмешательства скорее всего будут носить предупредительный характер.

       Проблемы возникают, если человек частично или полностью утрачивает состояние независимости или изменяются окружающая среда и его привычный распорядок жизни.

Состояние вынужденной зависимости (краткосрочной или долговременной) наступает в результате:

- физических проблем, развившихся в результате заболеваний или травм (прием снотворных, гемиплегия, параплегия, тетраплегия, гипсовые повязки, костыли, инвалидная коляска и т.п.);

- психических врожденных и приобретенных заболеваний (дезориентация в пространстве, бред, галлюцинации и т. п.);

- нарушения восприятия (ухудшение зрения, слуха, снижение ощущения боли, тепла, холода, прикосновения, запаха и вкуса).

Вследствие изменения привычной среды и распорядка жизни, которые часто связаны с госпитализацией, человек чувствует себя неуверенно, иногда тревожно, что увеличивает риск несчастного случая.

Пожилые люди часто дезориентируются в незнакомой обстановке. Как правило, проблемы, связанные с поддержанием безопасной окружающей среды, - потенциальные. От действия сестринского персонала во многом зависит, станут ли они действительными, будет ли удовлетворена потребность пациента в безопасности.

Зарубежные исследования по влиянию окружающей среды в стационаре, свидетельствуют о том, что серьезные расстройства здоровья вызывает шум. Под воздействием шума у некоторых пациентов начинались расстройства сна, даже галлюцинации, врачи увеличивали им дозы седативных лекарственных средств. У определенной категории пациентов возрастает риск инфекционных заболеваний, что также свидетельствует о нарушении удовлетворения потребности в безопасности.

Проблемы могут быть сформулированы так:

- (n) высокий риск падения;

- (n) высокий риск инфицирования;

- (n) высокий риск ожога;

- (n) высокий риск электротравмы и др.

Сестринский уход

Сестра должна обезопасить пребывание пациента в стационаре:

- не допускать превращения потенциальных проблем в действительные;

- находить решения действительных проблем;

- не допускать, чтобы уже решенные проблемы вновь превратились в нерешенные;

- помогать вырабатывать адекватное отношение (поведение) пациента к проблемам, которые невозможно полностью решить. Определяя объем вмешательств, сестра учитывает: возраст пациента, состояние зависимости (независимости), факторы, вызывающие проблемы в отношении поддержания безопасной окружающей среды.

Сестринский персонал, посещающий пациентов на дому, должен помочь увидеть и понять степень существующей опасности в домашних условиях и обучить пациента и/или его родственников мерам поддержания безопасной окружающей среды.

Для пожарной безопасности следует убедиться, что пациент не курит в постели, а если курит, то рядом нет пожароопасных предметов.

При пользовании электроприборами надо иметь только исправные, с изолированными шнурами.

Для химической безопасности нужно посоветовать хранить подальше лекарственные средства, различные красители, отбеливатели, ацетон.

Чтобы исключить ожоги, надо научить человека (если это возможно) осторожно обращаться с горячими жидкостями и поверхностями.

Уменьшить восприимчивость к инфекционным заболеваниям можно, если есть возможность хорошо питаться, спать и отдыхать, вести активный образ жизни.

Сестринские вмешательства в условиях лечебных стационаров, помимо обучения, направлены на уменьшение (если возможно – исключение) рисков падения, ожогов, внутрибольничной инфекции, насилия.

Потребность в общении

Общение является неотъемлемой потребностью большей части людей. «Существует много случаев, когда не обязательно рассматривать или документировать состояние пациента в отношении его способности осуществлять общение. Очень часто эта информация обычно объединяется со сведениями о других, относящихся к делу, видах жизнедеятельности человека.

Первичная оценка

Проводя оценку потребности в общении, следует учитывать все факторы, влияющие на этот процесс.

Возраст человека:

- внутриутробно: движения плода, крик ребенка при рождении;

- младенчество и детство: развитие навыков общения и формирование взаимоотношений;

- юность: расширение навыков общения и взаимоотношений;

- зрелый возраст: разнообразные формы общения;

-пожилой возраст и старость: утрата активности, угасание навыков общения и взаимоотношений.

Зависимое или независимое состояние при:

- физической активности и физиологических отправлениях;

- недостаточном зрении, слухе, качестве речи.

Биологические (анатомо-физиологические) особенности:

- неповрежденные органы и сохраненные функции;

- особенности речи (тембр речи);

- особенности слуха (способность слышать и слушать);

- особенности зрения;

- умение и возможность читать и писать;

- умение и возможность жестикулировать.

Психологические факторы:

- интеллект (диапазон словарного запаса);

- самоуверенность;

- чувство собственного достоинства;

- телесный образ;

- преобладающее настроение;

- настойчивость;

- взаимоотношения с другими.

Социо-культурные факторы:

- родной язык;

- диалект/акцент;

- этническое происхождение и дискриминация;

- внешний вид человека (одежда);

- привычные жесты;

- убеждения.

Окружающая среда:

- температура/состав воздуха в помещении;

- свет;

- шум;

- площадь помещения;

- обстановка (мебель).

Политико-экономические факторы:

- доход;

- профессия;

- используемые средства массовой информации;

- использование компьютера.

Сестре следует обратить внимание на следующее:

- какой способ общения обычно использует человек;

-каким образом факторы, влияющие на общение, изменяют всю повседневную жизнедеятельность человека;

- как человек относится к общению;

- имеются ли у него постоянные трудности и как он с ними справляется;

- какие проблемы с общением имеются в настоящий момент, есть ли опасения, что они могут появиться.

Ответы на эти вопросы сестра получает при разговоре с пациентом и его семьей, а также наблюдая за его поведением.

Проблемы пациента

Процесс общения важен независимо от того, где находится пациент (дома, в лечебном учреждении). В стационаре общение – единственное средство, с помощью которого человек получает информацию о своем состоянии, рассказывает персоналу о проблемах, общается с родственниками и другими пациентами.

Однако существует три группы факторов, при которых могут возникнуть проблемы при общении;

- изменение состояния зависимости/независимости;

- изменение окружающей среды и привычного ритма жизни;

- боль.  

Проблемы:

- изменение состояния зависимости/независимости

- проблемы, связанные с познавательной способностью (болезнь Альцгеймера, атеросклеротические изменения в сосудах головного мозга);

- проблемы, связанные с речью (сухость во рту, ларингит, фарингит, ангина, заячья губа или волчья пасть, заикание, затруднения, связанные с подбором подходящих слов, временная утрата возможности общения, постоянная (долговременная) утрата голоса, потеря речевой функции (афазия),

- проблемы, связанные со слухом;

- проблемы, связанные со зрением (потеря зрения, операция на глазах, долговременное нарушение зрения);

- проблемы, связанные с прикосновением;

- проблемы общения, связанные с потерей способности двигаться (гемиплегия, тетраплегия, параплегия);

- проблемы, связанные с изменением окружающей среды.

Сестринский уход

Рекомендации для обучения навыкам общения

1. Слушание и проявление внимания

2. Использование открытых вопросов: «что», «как», «когда» или «где»;

3. Выражение мыслей и чувств;

4. Подведение итогов;

5. Проверка понимания: «Можно ли мне проверить то, о чем вы говорите?».

Осуществляя уход за пациентом с моторной афазией, важно обратить внимание на то, удается ли пациенту произносить слова.

При уходе за пациентом с сенсорной афазией его учат связывать слова с конкретными предметами (зубная щётка, зубная паста, чашка, тарелка и т.п.). Их полезно держать поблизости, чтобы медицинская сестра могла повторять «уроки» при любом удобном случае.

Долговременное нарушение слуха не лишает пациента возможности оставаться полноправной и полноценной личностью. В данном случае следует чаще использовать невербальные способы общения. У таких пациентов обычно не утрачены познавательная способность и речь, поэтому они постепенно начинают «читать» по губам.

Если у пациента есть минимальная возможность слышать, то улучшить его состояние можно с помощью слухового аппарата.

Уход за людьми с внезапным ухудшением зрения требует от медицинской сестры знаний о том, через какие психологические проблемы (стадии) проходит человек. У таких людей по-прежнему сохраняется зрительная память на цвет, форму, размер, поэтому медсестра, родственники воссоздают в памяти человека образы окружающей обстановки, подробно описывая то, что происходит вокруг, акцентируя внимание на особенностях объектов.

Помогая людям, имеющим проблемы с передвижением, например при гемиплегии или параплегии, медицинская сестра должна помочь пациенту  пережить несколько эмоциональных стадий. Сестра должна распознать печаль и депрессию и поступить так, как она считает целесообразным.

Человек с тетраплегией находится, как правило, в постели, либо в инвалидной коляске. Уровень его глаз находится на уровне пояса большинства людей. Задача сестры — помочь ему восстановить зрительный контакт на одном уровне, чтобы пациент не испытывал ощущения, что с ним говорят, глядя сверху вниз.

Для пациента в коме, полностью отсутствует возможность общения. Манера общения сестры с пациентом, её внимание и забота при гигиенических процедурах пациенту, находящемуся без сознания, являются очень важным обстоятельством. Постоянное воздействие знакомого голоса или повторение знакомой мелодии может вызвать со временем определённую реакцию у пациента и помочь ему восстановить жизнедеятельность.

При поступлении в стационар пациента, находящегося в тяжёлом состоянии, главное для медицинской сестры — оказать ему помощь в восстановлении жизнедеятельности. При поступлении пациента в стационар в плановом порядке медицинская сестра должна познакомить его с людьми, находящимися с ним рядом.

При знакомстве медицинская сестра представляется пациенту по имени и отчеству даже в том случае, если носит табличку с указанием фамилии, имени, отчества и должности.

Сочувствие подразумевает «чувство сожаления и огорчения» по поводу другого человека.

Первичная оценка

Данные об удовлетворении потребности в работе и отдыхе медицинская сестра может получить при проведении сестринской оценки, используя свою эрудицию и знания. Следует выяснить:

- каким видом деятельности занимался пациент, какой вид отдыха предпочитает;

- продолжительность рабочего дня и отдыха;

- где человек работает и с кем;

- какие факторы воздействуют на человека на работе и отдыхе;

- что знает человек о воздействии на здоровье условий его труда и отдыха;

- как относится человек к своей работе и отдыху;

- существуют ли у него давние проблемы на работе и во время отдыха и как он с ними справляется;

- какие проблемы с работой и отдыхом существуют в данный момент и какие проблемы могут возникнуть.

Проблемы пациента

Все проблемы, возникающие в рамках этой потребности, следует группировать в зависимости от:

- изменения состояния независимости (зависимости);

- изменений работы и отдыха, связанные с употреблением наркотиков или алкоголя, с безработицей;

- изменение окружающей среды и привычной деятельности из-за пребывания в стационарном лечебном учреждении.

Лекция 12

Потребность пациента в поддержании температуры тела, безопасной окружающей среде, в общении, труде и отдыхе.

Общеизвестно, что человек удерживает определенную температуру тела независимо от температуры окружающей среды. В обычных условиях люди не чувствуют своей температуры благодаря центру терморегуляции, обеспечивающему баланс между теплопродукцией и теплоотдачей.

       Когда температура повышается или понижается, становится жарко или холодно. Чтобы справится с этими неприятными ощущениями, человек должен что-то сделать, например открыть (закрыть) окно, задернуть занавески, раздеться (одеться), включить (выключить) обогреватель и т. п.

       Вне помещения он также предпринимает какие-то действия. Например, он может уйти в тень (выйти на солнце), снять с себя (надеть на себя) часть одежды, зайти в помещение, надеть светлую одежду в жаркое время и темную в холодное (темная одежда поглощает солнечные лучи, а значит и тепло).

       Чтобы согреться, человек делает энергичные физические упражнения (бег на месте, прыжки, потирание ладоней и т. п.) Понимая необходимость поддерживать температуру своего тела в нормальных пределах и опасность перегревания или переохлаждения, человек обязательно предпримет какие-то усилия. Таким образом, своим поведением он обеспечивает себе поддержание нормальной температуры тела в тех или иных экстремальных ситуациях.

       Организм человека с помощью физиологических механизмов также регулирует теплопродукцию и теплоотдачу, поскольку большинство биохимических реакций протекают только при постоянной температуре тела. При колебаниях температуры тела легко выходят из строя нервная и другие системы. Постоянство температуры тела позволяет адаптироваться к различному климату и к резким колебаниям дневной и ночной температур воздуха: пациент не ощущает дискомфорта и чувствует себя уютно.

       Температура тела зависит от возраста: у новорожденных, как правило, она выше нормы и составляет 36,8 – 37,2˚ C; у пожилых людей может быть ниже нормы и подвержена быстрым изменениям при заболевании, а также при сильной жаре и холоде.

       У женщин после овуляции и за два дня до начала менструации отмечается повышение температуры тела, но, как правило, они этого не ощущают.

       При том или ином заболевании может повышаться температура тела и человек становится зависимым от других на любом этапе жизни. Возможности человека поддерживать постоянную температуру тела часто обусловлены его состоянием зависимости (независимости) и знаниями, которыми он обладает по этому вопросу. Как правило, человек зависит от других людей при поддержании постоянной температуры тела в детстве и в старости.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 705; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.135.63 (0.109 с.)