Классификация объектов финансового контроля. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация объектов финансового контроля.



По источникам финансовых средств:

- территориальный бюджет;

- внебюджетные фонды;

- средства от распоряжения и управления собственностью, находящейся в распоряжении территориальных администраций;

- кредитные и заемные средства;

- средства от размещения территориальных финансов в кредитно- финансовых организациях;

- федеральные средства, передаваемые территориям в форме субвенций, дотаций, субсидий.

По принадлежности финансовых поступлений и расходов тому или иному виду организации:

- органы государственной власти и их структурные подразделения;

- муниципальные унитарные предприятия;

- юридические лица всех форм собственности и организационно правовых форм;

- банки и другие финансовые учреждения, производящие операции по зачислению и использованию финансовых средств территории;

- предприятия и организации, в уставном капитале которых есть доля территориальных органов власти.

По признаку отражения поступления и расходования средств в том или ином типе нормативного документа:

- территориальный бюджет и сметы внебюджетных фондов и отчеты об их исполнении;

- территориальные программы, итоговые документы по их реализации;

- законодательные и иные нормативные правовые акты территорий по бюджетно-финансовым вопросам, проекты договоров и соглашений с федеральными органами государственной власти, другими субъектами РФ, зарубежными партнерами.

Финансовый контроль в целом подразделяется на государственный и негосударственный (аудит). В зависимости от типа государственного органа государственный контроль подразделяют на контроль со стороны органов представительной, исполнительной, судебной власти ведомственный.

Кроме того, в рыночной экономике возникает потребность в достоверной информации не только по вертикальным, но и по горизонтальным связям компании со своими партнерами, кредиторами акционерами и т. п. В связи с этим существует финансовый контроль в виде аудита.

Аудит  независимая вневедомственная проверка бухгалтерской или финансовой отчетности, платежно-расчетной документации отдельных хозяйственных операций, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов на договорной основе с целью получения выводов о финансовом положении проверяемого экономического субъекта и подготовки рекомендаций по улучшению его финансового состояния.

Методы финансового контроля:

- документальные и камеральные проверки, в ходе которых проверяются отдельные вопросы деятельности организаций;

- обследования, предусматривающие более широкий охват проверяемых показателей деятельности организации;

- мониторинг (наблюдение), предусматривающий постоянный контроль со стороны проверяющего органа за выполнением отдельных показателей деятельности организации;

- надзор, предусматривающий проверку организации, получившей лицензию на определенный вид деятельности;

- ревизии - обязательные действия контрольных органов по документальной и фактической проверке законности, целесообразности и эффективности хозяйственных и финансовых операций, совокуп­ных организаций в проверяемом периоде.

По времени проведения финансовый контроль делится на три вида, предварительный, текущий и последующий.

Предварительный контроль предшествует фактическому расходованию и поступлению средств. Главная его цель выявить возможности увеличения доходов и пути наиболее эффективного использования финансовых ресурсов.

Текущий контроль осуществляется в процессе финансирования плановых мероприятий и мобилизации доходов. Он заключается в анализе оперативных данных, текущей отчетности контролируемыми организациями. В процессе его выявляются и недостатки в работе отдельных организаций. Текущий контроль позволяет предупредить неоправданное расходование средств и улучшить работу по мобилизации доходов.

Последующий контроль представляет собой проверки и ревизии, проводимые после поступления средств или использования учреждениями выделенных им бюджетных ассигнований. Данный контроль предполагает тщательное выяснение непосредственно в организациях законности и целесообразности использования, а также сохранности средств, выявление внутрихозяйственных резервов повышения технико-экономических показателей работы, проверку постановки бухгалтерского учета и достоверности представляемой отчетности.

Последующий контроль проводится финансовыми органами в форме документальной ревизии, проверки и анализа отчетов.

Бюджетный контроль

Контроль за исполнением бюджета этап бюджетного процесса, осуществляемый представительными органами власти, Счетной па­латой РФ и контрольно-счетными палатами на местах, финансовыми и налоговыми органами.

В Российской Федерации контроль за исполнением бюджета имеет две формы — парла­ментский и административный.

Парламентский контроль осуществляется соответствующими представительными органами. Он предполагает:

- право соответствующих представительных органов власти на получение от органов исполнительной власти необходимых сопроводительных материалов при утверждении бюджета;

- право соответствующих представительных органов власти на получение от органов, исполняющих бюджеты, оперативной информации об исполнении бюджета;

- право соответствующих представительных органов власти на утверждение (неутверждение) отчета об исполнении бюджета;

- право создавать собственные контрольно-счетные органы (Счетную Палату РФ, контрольно-счетные палаты представительных органов власти субъектов РФ и местного самоуправления) для проведения внешнего аудита бюджетов;

- право вынесения оценки деятельности исполнительных органов по исполнению бюджетов.

Административный контроль осуществляется Министерством финансов РФ, Казначейством РФ, финансовыми органами субъектов РФ и местного самоуправления, главными распорядителями бюджетных средств, главными бухгалтерами бюджетных учреждений.

Административный контроль предполагает:

- право проведения проверок главных распорядителей и получателей бюджетных средств;

- право получения информации, необходимой для контроля за соблюдением бюджетного законодательства;

- право требовать устранения выявленных нарушений бюджетного законодательства;

- право давать обязательные для исполнения указания по устранению выявленных нарушений бюджетного законодательства, оформлять документы, являющиеся основанием для наложения мер ответственности.

Административный финансовый контроль:

Со стороны Президента РФ финансовый и бюджетный контроль осуществляет Главное контрольное управление Президента РФ, которое наделено следующими контрольными функциями: контроль за исполнением указов и распоряжений Президента РФ; контроль за деятельностью органов контроля и надзора при федеральных органах исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ; рассмотрение жалоб и обращений юридических и физических лиц.

Финансово-бюджетный контроль постоянно осуществляется Правительством РФ. Оно контролирует весь бюджетный процесс, экономическую и финансовую деятельность всех федеральных министерств и ведомств, деятельность всех федеральных органов, осуществляющих контрольные функции. С этой целью при Правительстве РФ создан Межведомственный совет по государственному финансовому контролю.

Министерство финансов РФ осуществляет контроль за исполнением федерального бюджета и использованием средств государственных федеральных внебюджетных фондов, за использованием валютных средств, инвестиций; анализ сводной финансовой отчетности федеральных органов исполнительной власти; внутренний аудит главных распорядителей бюджетов, распорядителей бюджетов, бюджетополучателей. Оно может также осуществлять аудит бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов в части средств, получаемых ими из федерального бюджета.

На основании Постановления Правительства РФ от 6 марта 1998 г. № 276 функции финансово-бюджетного контроля со стороны Министерства финансов РФ в настоящее время возложены на Департамент регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности, созданный на базе КРУ, Департамента организации аудиторской деятельности и Отдела контроля за использованием государственных средств в организациях Минобороны России и правоохранительных органов.

Территориальные представительные органы власти осуществляют контроль путем рассмотрения и утверждения территориальных бюджетов и смет внебюджетных фондов (предварительный контроль), а также отчетов об их исполнении (последующий контроль). В ходе финансового года в порядке текущего контроля они могут на своих заседаниях, а также на заседаниях образованных комиссий и рабочих групп рассматривать отдельные вопросы исполнения бюджета.

Контрольно-счетные палаты субъектов РФ и муниципальных образований являются независимыми специализированными государственными органами бюджетно-финансового контроля. Задачами и функциями этих контрольно-счетных палат являются организация и проведение оперативного контроля за надлежащим исполнением территориальных бюджетов в текущем году; своевременным исполнением доходных и расходных статей территориального бюджета и вне­бюджетных фондов по объемам и структуре; поступлением средств в территориальные бюджеты от управления собственностью, принадлежащей территориальным органам власти; законностью и своевременностью движения средств территориального бюджета и внебюджетных фондов; рациональностью и эффективностью использования заемных средств, получаемых территориальными органами власти путем выпуска облигаций и других видов ценных бумаг.

В функции территориальных финансовых органов входят в том числе организация контроля за рациональным расходованием бюджетных средств, выделенных отраслям местного хозяйства, осуществление контроля за формированием доходной части и целевым расходованием бюджета и внебюджетных фондов. При подготовке проекта территориального бюджета, в ходе его исполнения и при составлении отчета об исполнении бюджета они осуществляют все виды контроля.

Контрольно-ревизионные управления территориальных администраций являются специализированными органами бюджетно-финансового контроля, подотчетными территориальным администрациям. Основные задачи  контроль; 1) за выполнением департаментами, комитетами, управлениями и другими органами исполнительной власти возложенных на них функций и соблюдением ими действующего законодательства; 2) за финансово-хозяйственной деятельностью государственных и муниципальных предприятий, учреждений и организаций, а также предприятий, имеющих в уставном фонде долю государственной и муниципальной собственности; 3) за сохранностью и использованием государственной и муниципальной собственности, бюджетных средств.

В обеспечении контроля за отношениями государственных и муниципальных финансов с финансами кредитно-финансовых организаций определенную роль играет Центральный банк РФ (Банк России). Функции Банка России: осуществление постоянного надзора за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства, нормативных актов Банка России, в частности, установленных им нормативов; осуществление валютного регулирования. Банк России осуществляет текущий контроль за проведением проверок кредитных организаций и их филиалов, последующий контроль за проведением анализа и прогнозированием состояния экономики РФ в целом и по регионам, прежде всего, денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений. Полномочия Банка России, запрашивать и получать у кредитных организаций необходимую информацию об их деятельности, требовать разъяснения по полученной информации; для подготовки банковской и финансовой статистики, анализа экономической ситуации запрашивать и получать необходимую информацию у федеральных органов исполнительной власти; по результатам проверок направлять организациям обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений и применять установленные законом санкции по отношению к нарушителям.

Анализ бюджета

В ходе бюджетного года и по окончании его годового цикла территориальные финансовые органы постоянно проводят аналитическую работу по результатам составления и исполнения бюджета.

Бюджетный анализ включает:

-анализ исполнения бюджета;

-анализ финансового состояния территории.

Цель бюджетного анализа:

- оценка конечных результатов составления и исполнения бюджета;

- обоснование финансово-бюджетной политики администраций территорий;

- обоснование параметров показателей при формировании бюджетов;

- выявление факторов и причин, оказавших влияние на невыполнение плановых показателей бюджета;

- обоснование принятия и проверка выполнения постановлений и решений органов власти в сфере управления;

- определение экономической и социальной эффективности бюджетных расходов;

- выявление недостатков в работе финансовых органов в ходе составления и исполнения бюджета и подготовка предложений по их устранению;

- совершенствование бюджетного процесса и межбюджетных отношений.

Кроме перечисленных выше общих для всех бюджетов задач, анализ территориальных бюджетов позволяет определить:

- уровень финансовой самодостаточности территории, состояние базы ее собственных заходов;

- уровень устойчивости территориального бюджета; факторы, воздействующие на финансовое положение территории и степень влияния этих факторов на территориальный бюджет;

- приемлемость и справедливость, с точки зрения населения, проводимой местной администрацией бюджетной политики.

Следует отметить, что в современной практике работы финансовых органов применяются главным образом анализы исполнения бюджетных показателей. Вопросы же, связанные с анализом состояния бюджетов, их устойчивости, еще недостаточно разработаны. В то же время в условиях неустойчивого состояния экономики в стране и в регионах, повышения роли территориальных органов власти и территориальных бюджетов в решении экономических и социальных задач проблемы устойчивости территориальных бюджетов, а следовательно, и анализ этих проблем очень актуальны.

Для проведения анализа бюджета используются определенные методы и инструментарий. Наиболее простой метод   сравнение, когда бюджетные показатели отчетного периода сравниваются либо с плановыми, либо с показателями за предыдущий период (базисными). При сравнении показателей за предыдущий период необходимо добиться их сопоставимости, т. е. показатели следует пересчитать с учетом однородности составных элементов, инфляционных процессов в экономике, методов оценки и др.

Следующий метод   группировки, когда показатели группируются и сводятся в таблицы. Это дает возможность для проведения аналитических расчетов, выявления тенденций развития отдельных явлений и их взаимосвязи, факторов, влияющих на изменение показателей.

Метод цепных подстановок, или элиминирования, заключается в замене отдельного отчетного показателя базисным. При этом все остальные показатели остаются неизменными. Этот метод позволяет определить влияние отдельных факторов на совокупный бюджетный показатель.

В качестве инструментария для бюджетного анализа могут использоваться бюджетные коэффициенты относительные показатели финансового состояния территории, которые выражают отношения одних абсолютных бюджетных показателей к другим.

Бюджетные коэффициенты могут использоваться: 1) для сравнения показателей финансового состояния конкретной территории с аналогичными показателями других территорий; 2) для выявления динамики развития показателей и тенденций изменения финансового состояния территории.

Анализ бюджета должен вестись раздельно по доходам и расходам.

Для бюджетного анализа могут использоваться:

- горизонтальный анализ - сравниваются текущие показатели бюджета с показателями за прошлый период, а также плановые показатели с фактическими;

- вертикальный анализ определяется структура бюджета, доля отдельных бюджетных показателей в итоговом показателе и их влияние на общие результаты;

- трендовый анализ проводится в целях выявления тенденций изменения динамики бюджетных показателей. В ходе этого анализа сравниваются плановые или отчетные показатели за ряд лет. На основе ретроспективного анализа возможно прогнозирование бюджетных показателей на будущее;

- факторный анализ  выявление влияния отдельных факторов на бюджетные показатели (например, влияние на величину показателей расходов на социально-культурные мероприятия таких факторов, как численность контингента бюджетных учреждений, период функ­ционирования этих учреждений, уровень цен, индексов инфляции и т.д.).

В ходе аналитической работы могут использоваться абсолютные показатели доходной и расходной частей бюджета, относительные показатели бюджетные коэффициенты (бюджетной автономии, обеспеченности собственными доходами, соотношения собственных и перераспределяемых доходов и др.); выявляться тенденции развития бюджетных показателей, количественные и качественные стороны влияния отдельных факторов на процесс формирования и исполнения бюджета.

О степени финансовой устойчивости каждого конкретного бюджета свидетельствует пропорция между объемами собственных и регулирующих доходов бюджета. Таким образом, формирование территориального бюджета выражается формулой:

Р = Дс = Др;

где: Р — сумма расходов территориальных бюджетов;

Дс — размер собственных доходов;

Др — размер регулирующих доходов.

При этом, устойчивость бюджета может характеризоваться четырьмя типами его состояния:

1) абсолютно устойчивое состояние;          

2) нормальное состояние;

3) неустойчивое состояние;

4) кризисное состояние.

 

Для анализа территориального бюджета используют следующие бюджетные коэффициенты:

1) Коэффициент автономии:

Ка = Дс : Д.

 2) Коэффициент финансовой зависимости:

Кфз = Др : Д.

3) Коэффициент бюджетной задолженности:

Кбз = З: Р.

4) Коэффициент обеспеченности расходов собственными доходами:

Кор = Дс : Р.

5) Коэффициент бюджетного покрытия:

Кбп = Д: Р.

6) Коэффициент бюджетной обеспеченности населения:

Кбо = Р:Чср.

где Д - общая сумма бюджетных доходов,

Р — сумма расходов территориальных бюджетов;

Дс — размер собственных доходов;

Др — размер регулирующих доходов.

3 - сумма задолженности бюджета.

Чср- среднегодовая численность населения территории.

На основании к оэффициентов автономии, финансовой зависимости и бюджетной задолженности определяется состояние бюджета по следующим значениям коэффициентов:

Абсолютно устойчивое состояние бюджета:

Ка = 0,6 – 0,7; Кфз = 0,3 – 0,4; Кбз = 0,1 – 0,15;

Нормальное состояние бюджета:

Ка = 0,4 – 0,5; Кфз = 0,5 – 0,6; Кбз = 0,16 – 0,25;

Неустойчивое состояние бюджета:

Ка = 0,2 – 0,3; Кфз = 0,7 – 0,8; Кбз = 0,26 – 0,35;

Критическое состояние бюджета:

Ка = 0,05 – 0,1; Кфз = 0,9 – 0,95; Кбз = 0,36 – 0,5.

Для характеристики изменения бюджетных показателей рассчитываются темпы роста показателей.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 754; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.203.68 (0.068 с.)