Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Классификация объектов финансового контроля.⇐ ПредыдущаяСтр 12 из 12
По источникам финансовых средств: - территориальный бюджет; - внебюджетные фонды; - средства от распоряжения и управления собственностью, находящейся в распоряжении территориальных администраций; - кредитные и заемные средства; - средства от размещения территориальных финансов в кредитно- финансовых организациях; - федеральные средства, передаваемые территориям в форме субвенций, дотаций, субсидий. По принадлежности финансовых поступлений и расходов тому или иному виду организации: - органы государственной власти и их структурные подразделения; - муниципальные унитарные предприятия; - юридические лица всех форм собственности и организационно правовых форм; - банки и другие финансовые учреждения, производящие операции по зачислению и использованию финансовых средств территории; - предприятия и организации, в уставном капитале которых есть доля территориальных органов власти. По признаку отражения поступления и расходования средств в том или ином типе нормативного документа: - территориальный бюджет и сметы внебюджетных фондов и отчеты об их исполнении; - территориальные программы, итоговые документы по их реализации; - законодательные и иные нормативные правовые акты территорий по бюджетно-финансовым вопросам, проекты договоров и соглашений с федеральными органами государственной власти, другими субъектами РФ, зарубежными партнерами. Финансовый контроль в целом подразделяется на государственный и негосударственный (аудит). В зависимости от типа государственного органа государственный контроль подразделяют на контроль со стороны органов представительной, исполнительной, судебной власти ведомственный. Кроме того, в рыночной экономике возникает потребность в достоверной информации не только по вертикальным, но и по горизонтальным связям компании со своими партнерами, кредиторами акционерами и т. п. В связи с этим существует финансовый контроль в виде аудита. Аудит – независимая вневедомственная проверка бухгалтерской или финансовой отчетности, платежно-расчетной документации отдельных хозяйственных операций, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов на договорной основе с целью получения выводов о финансовом положении проверяемого экономического субъекта и подготовки рекомендаций по улучшению его финансового состояния.
Методы финансового контроля: - документальные и камеральные проверки, в ходе которых проверяются отдельные вопросы деятельности организаций; - обследования, предусматривающие более широкий охват проверяемых показателей деятельности организации; - мониторинг (наблюдение), предусматривающий постоянный контроль со стороны проверяющего органа за выполнением отдельных показателей деятельности организации; - надзор, предусматривающий проверку организации, получившей лицензию на определенный вид деятельности; - ревизии - обязательные действия контрольных органов по документальной и фактической проверке законности, целесообразности и эффективности хозяйственных и финансовых операций, совокупных организаций в проверяемом периоде. По времени проведения финансовый контроль делится на три вида, предварительный, текущий и последующий. Предварительный контроль предшествует фактическому расходованию и поступлению средств. Главная его цель выявить возможности увеличения доходов и пути наиболее эффективного использования финансовых ресурсов. Текущий контроль осуществляется в процессе финансирования плановых мероприятий и мобилизации доходов. Он заключается в анализе оперативных данных, текущей отчетности контролируемыми организациями. В процессе его выявляются и недостатки в работе отдельных организаций. Текущий контроль позволяет предупредить неоправданное расходование средств и улучшить работу по мобилизации доходов. Последующий контроль представляет собой проверки и ревизии, проводимые после поступления средств или использования учреждениями выделенных им бюджетных ассигнований. Данный контроль предполагает тщательное выяснение непосредственно в организациях законности и целесообразности использования, а также сохранности средств, выявление внутрихозяйственных резервов повышения технико-экономических показателей работы, проверку постановки бухгалтерского учета и достоверности представляемой отчетности.
Последующий контроль проводится финансовыми органами в форме документальной ревизии, проверки и анализа отчетов. Бюджетный контроль Контроль за исполнением бюджета – этап бюджетного процесса, осуществляемый представительными органами власти, Счетной палатой РФ и контрольно-счетными палатами на местах, финансовыми и налоговыми органами. В Российской Федерации контроль за исполнением бюджета имеет две формы — парламентский и административный. Парламентский контроль осуществляется соответствующими представительными органами. Он предполагает: - право соответствующих представительных органов власти на получение от органов исполнительной власти необходимых сопроводительных материалов при утверждении бюджета; - право соответствующих представительных органов власти на получение от органов, исполняющих бюджеты, оперативной информации об исполнении бюджета; - право соответствующих представительных органов власти на утверждение (неутверждение) отчета об исполнении бюджета; - право создавать собственные контрольно-счетные органы (Счетную Палату РФ, контрольно-счетные палаты представительных органов власти субъектов РФ и местного самоуправления) для проведения внешнего аудита бюджетов; - право вынесения оценки деятельности исполнительных органов по исполнению бюджетов. Административный контроль осуществляется Министерством финансов РФ, Казначейством РФ, финансовыми органами субъектов РФ и местного самоуправления, главными распорядителями бюджетных средств, главными бухгалтерами бюджетных учреждений. Административный контроль предполагает: - право проведения проверок главных распорядителей и получателей бюджетных средств; - право получения информации, необходимой для контроля за соблюдением бюджетного законодательства; - право требовать устранения выявленных нарушений бюджетного законодательства; - право давать обязательные для исполнения указания по устранению выявленных нарушений бюджетного законодательства, оформлять документы, являющиеся основанием для наложения мер ответственности. Административный финансовый контроль: Со стороны Президента РФ финансовый и бюджетный контроль осуществляет Главное контрольное управление Президента РФ, которое наделено следующими контрольными функциями: контроль за исполнением указов и распоряжений Президента РФ; контроль за деятельностью органов контроля и надзора при федеральных органах исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ; рассмотрение жалоб и обращений юридических и физических лиц. Финансово-бюджетный контроль постоянно осуществляется Правительством РФ. Оно контролирует весь бюджетный процесс, экономическую и финансовую деятельность всех федеральных министерств и ведомств, деятельность всех федеральных органов, осуществляющих контрольные функции. С этой целью при Правительстве РФ создан Межведомственный совет по государственному финансовому контролю. Министерство финансов РФ осуществляет контроль за исполнением федерального бюджета и использованием средств государственных федеральных внебюджетных фондов, за использованием валютных средств, инвестиций; анализ сводной финансовой отчетности федеральных органов исполнительной власти; внутренний аудит главных распорядителей бюджетов, распорядителей бюджетов, бюджетополучателей. Оно может также осуществлять аудит бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов в части средств, получаемых ими из федерального бюджета.
На основании Постановления Правительства РФ от 6 марта 1998 г. № 276 функции финансово-бюджетного контроля со стороны Министерства финансов РФ в настоящее время возложены на Департамент регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности, созданный на базе КРУ, Департамента организации аудиторской деятельности и Отдела контроля за использованием государственных средств в организациях Минобороны России и правоохранительных органов. Территориальные представительные органы власти осуществляют контроль путем рассмотрения и утверждения территориальных бюджетов и смет внебюджетных фондов (предварительный контроль), а также отчетов об их исполнении (последующий контроль). В ходе финансового года в порядке текущего контроля они могут на своих заседаниях, а также на заседаниях образованных комиссий и рабочих групп рассматривать отдельные вопросы исполнения бюджета. Контрольно-счетные палаты субъектов РФ и муниципальных образований являются независимыми специализированными государственными органами бюджетно-финансового контроля. Задачами и функциями этих контрольно-счетных палат являются организация и проведение оперативного контроля за надлежащим исполнением территориальных бюджетов в текущем году; своевременным исполнением доходных и расходных статей территориального бюджета и внебюджетных фондов по объемам и структуре; поступлением средств в территориальные бюджеты от управления собственностью, принадлежащей территориальным органам власти; законностью и своевременностью движения средств территориального бюджета и внебюджетных фондов; рациональностью и эффективностью использования заемных средств, получаемых территориальными органами власти путем выпуска облигаций и других видов ценных бумаг. В функции территориальных финансовых органов входят в том числе организация контроля за рациональным расходованием бюджетных средств, выделенных отраслям местного хозяйства, осуществление контроля за формированием доходной части и целевым расходованием бюджета и внебюджетных фондов. При подготовке проекта территориального бюджета, в ходе его исполнения и при составлении отчета об исполнении бюджета они осуществляют все виды контроля.
Контрольно-ревизионные управления территориальных администраций являются специализированными органами бюджетно-финансового контроля, подотчетными территориальным администрациям. Основные задачи – контроль; 1) за выполнением департаментами, комитетами, управлениями и другими органами исполнительной власти возложенных на них функций и соблюдением ими действующего законодательства; 2) за финансово-хозяйственной деятельностью государственных и муниципальных предприятий, учреждений и организаций, а также предприятий, имеющих в уставном фонде долю государственной и муниципальной собственности; 3) за сохранностью и использованием государственной и муниципальной собственности, бюджетных средств. В обеспечении контроля за отношениями государственных и муниципальных финансов с финансами кредитно-финансовых организаций определенную роль играет Центральный банк РФ (Банк России). Функции Банка России: осуществление постоянного надзора за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства, нормативных актов Банка России, в частности, установленных им нормативов; осуществление валютного регулирования. Банк России осуществляет текущий контроль за проведением проверок кредитных организаций и их филиалов, последующий контроль за проведением анализа и прогнозированием состояния экономики РФ в целом и по регионам, прежде всего, денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений. Полномочия Банка России, запрашивать и получать у кредитных организаций необходимую информацию об их деятельности, требовать разъяснения по полученной информации; для подготовки банковской и финансовой статистики, анализа экономической ситуации запрашивать и получать необходимую информацию у федеральных органов исполнительной власти; по результатам проверок направлять организациям обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений и применять установленные законом санкции по отношению к нарушителям. Анализ бюджета В ходе бюджетного года и по окончании его годового цикла территориальные финансовые органы постоянно проводят аналитическую работу по результатам составления и исполнения бюджета. Бюджетный анализ включает: -анализ исполнения бюджета; -анализ финансового состояния территории. Цель бюджетного анализа: - оценка конечных результатов составления и исполнения бюджета; - обоснование финансово-бюджетной политики администраций территорий; - обоснование параметров показателей при формировании бюджетов; - выявление факторов и причин, оказавших влияние на невыполнение плановых показателей бюджета; - обоснование принятия и проверка выполнения постановлений и решений органов власти в сфере управления;
- определение экономической и социальной эффективности бюджетных расходов; - выявление недостатков в работе финансовых органов в ходе составления и исполнения бюджета и подготовка предложений по их устранению; - совершенствование бюджетного процесса и межбюджетных отношений. Кроме перечисленных выше общих для всех бюджетов задач, анализ территориальных бюджетов позволяет определить: - уровень финансовой самодостаточности территории, состояние базы ее собственных заходов; - уровень устойчивости территориального бюджета; факторы, воздействующие на финансовое положение территории и степень влияния этих факторов на территориальный бюджет; - приемлемость и справедливость, с точки зрения населения, проводимой местной администрацией бюджетной политики. Следует отметить, что в современной практике работы финансовых органов применяются главным образом анализы исполнения бюджетных показателей. Вопросы же, связанные с анализом состояния бюджетов, их устойчивости, еще недостаточно разработаны. В то же время в условиях неустойчивого состояния экономики в стране и в регионах, повышения роли территориальных органов власти и территориальных бюджетов в решении экономических и социальных задач проблемы устойчивости территориальных бюджетов, а следовательно, и анализ этих проблем очень актуальны. Для проведения анализа бюджета используются определенные методы и инструментарий. Наиболее простой метод – сравнение, когда бюджетные показатели отчетного периода сравниваются либо с плановыми, либо с показателями за предыдущий период (базисными). При сравнении показателей за предыдущий период необходимо добиться их сопоставимости, т. е. показатели следует пересчитать с учетом однородности составных элементов, инфляционных процессов в экономике, методов оценки и др. Следующий метод – группировки, когда показатели группируются и сводятся в таблицы. Это дает возможность для проведения аналитических расчетов, выявления тенденций развития отдельных явлений и их взаимосвязи, факторов, влияющих на изменение показателей. Метод цепных подстановок, или элиминирования, заключается в замене отдельного отчетного показателя базисным. При этом все остальные показатели остаются неизменными. Этот метод позволяет определить влияние отдельных факторов на совокупный бюджетный показатель. В качестве инструментария для бюджетного анализа могут использоваться бюджетные коэффициенты – относительные показатели финансового состояния территории, которые выражают отношения одних абсолютных бюджетных показателей к другим. Бюджетные коэффициенты могут использоваться: 1) для сравнения показателей финансового состояния конкретной территории с аналогичными показателями других территорий; 2) для выявления динамики развития показателей и тенденций изменения финансового состояния территории. Анализ бюджета должен вестись раздельно по доходам и расходам. Для бюджетного анализа могут использоваться: - горизонтальный анализ - сравниваются текущие показатели бюджета с показателями за прошлый период, а также плановые показатели с фактическими; - вертикальный анализ – определяется структура бюджета, доля отдельных бюджетных показателей в итоговом показателе и их влияние на общие результаты; - трендовый анализ – проводится в целях выявления тенденций изменения динамики бюджетных показателей. В ходе этого анализа сравниваются плановые или отчетные показатели за ряд лет. На основе ретроспективного анализа возможно прогнозирование бюджетных показателей на будущее; - факторный анализ – выявление влияния отдельных факторов на бюджетные показатели (например, влияние на величину показателей расходов на социально-культурные мероприятия таких факторов, как численность контингента бюджетных учреждений, период функционирования этих учреждений, уровень цен, индексов инфляции и т.д.). В ходе аналитической работы могут использоваться абсолютные показатели доходной и расходной частей бюджета, относительные показатели – бюджетные коэффициенты (бюджетной автономии, обеспеченности собственными доходами, соотношения собственных и перераспределяемых доходов и др.); выявляться тенденции развития бюджетных показателей, количественные и качественные стороны влияния отдельных факторов на процесс формирования и исполнения бюджета. О степени финансовой устойчивости каждого конкретного бюджета свидетельствует пропорция между объемами собственных и регулирующих доходов бюджета. Таким образом, формирование территориального бюджета выражается формулой: Р = Дс = Др; где: Р — сумма расходов территориальных бюджетов; Дс — размер собственных доходов; Др — размер регулирующих доходов. При этом, устойчивость бюджета может характеризоваться четырьмя типами его состояния: 1) абсолютно устойчивое состояние; 2) нормальное состояние; 3) неустойчивое состояние; 4) кризисное состояние.
Для анализа территориального бюджета используют следующие бюджетные коэффициенты: 1) Коэффициент автономии: Ка = Дс : Д. 2) Коэффициент финансовой зависимости: Кфз = Др : Д. 3) Коэффициент бюджетной задолженности: Кбз = З: Р. 4) Коэффициент обеспеченности расходов собственными доходами: Кор = Дс : Р. 5) Коэффициент бюджетного покрытия: Кбп = Д: Р. 6) Коэффициент бюджетной обеспеченности населения: Кбо = Р:Чср. где Д - общая сумма бюджетных доходов, Р — сумма расходов территориальных бюджетов; Дс — размер собственных доходов; Др — размер регулирующих доходов. 3 - сумма задолженности бюджета. Чср- среднегодовая численность населения территории. На основании к оэффициентов автономии, финансовой зависимости и бюджетной задолженности определяется состояние бюджета по следующим значениям коэффициентов: Абсолютно устойчивое состояние бюджета: Ка = 0,6 – 0,7; Кфз = 0,3 – 0,4; Кбз = 0,1 – 0,15; Нормальное состояние бюджета: Ка = 0,4 – 0,5; Кфз = 0,5 – 0,6; Кбз = 0,16 – 0,25; Неустойчивое состояние бюджета: Ка = 0,2 – 0,3; Кфз = 0,7 – 0,8; Кбз = 0,26 – 0,35; Критическое состояние бюджета: Ка = 0,05 – 0,1; Кфз = 0,9 – 0,95; Кбз = 0,36 – 0,5. Для характеристики изменения бюджетных показателей рассчитываются темпы роста показателей.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 754; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.203.68 (0.068 с.) |