Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История политических и правовых учений

Поиск

История политических и правовых учений

 

Фонд оценочных средств текущего контроля успеваемости

(промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины)

 

 

Для набора 2020 г.

Москва

2020

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. Паспорт фонда оценочных средств ……….………………………………………. 3

2. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения ОП по дисциплине «История правовых и политических учений»……… 4

3. Оценочное средство: вопросы для семинаров по дисциплине «История правовых и политических учений»….…………………………………………………………… 5

4. Оценочное средство: комплект заданий для контрольной работы по дисциплине «История правовых и политических учений»……………………………………..… 8

5. Оценочное средство: доклад (письменный) по дисциплине «История правовых и политических учений»……………………………………………………………….…9

6. Оценочное средство: практикум по дисциплине «История правовых и политических учений»………………………………………………………………… 10

7. Оценочное средство: деловая игра (фрагмент занятия) по дисциплине «История правовых и политических учений»……………………………………………...…… 18

8. Оценочное средство: тестовые задания по дисциплине «История правовых и политических учений»……………………………………………………………….…20

9. Оценочное средство: обобщающий тест по дисциплине «История правовых и политических учений»………………………………………………………………… 28

10. Оценочное средство: вопросы для зачета по дисциплине «История правовых и политических учений»…………………………………………………………………31

 


 

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ»

 

Кафедра теории права, государства и судебной власти

Паспорт фонда оценочных средств

по дисциплине «История политических и правовых учений»

 

№ п/п Контролируемые разделы (темы) дисциплины Код контролируемой компетенции (или ее части) Наименование оценочного средства
1. Тема 1. Предмет и метод истории правовых и политических учений ОК-1 ОК-3 ПК-11 ПК15 Вопросы к зачету, контрольная работа.  
2. Тема 2 Политические и правовые учение в Древнем Мире.   ОК-1 ОК-3 ПК-11 ПК15 Доклад, сообщение, тестовые задания, практикум, деловая игра, вопросы к семинару, вопросы к зачету, контрольная работа.
3. Тема 3. Политические и правовые учения Средневековья. ОК-1 ОК-3 ПК-11 ПК15 Вопросы к зачету, тестовые задания, контрольная работа.  
4. Тема 4. Политические и правовые учения эпохи Возрождения и Реформации. ОК-1 ОК-3 ПК-11 ПК15 Доклад, сообщение, тестовые задания, практикум, вопросы к семинару, вопросы к зачету, контрольная работа.
5. Тема 5. Политические и правовые учения в период ранних буржуазных революций ОК-1 ОК-3 ПК-11 ПК15 Вопросы к зачету, тестовые задания,  контрольная работа.
6. Тема 6. Политические и правовые учения европейского Просвещения в XVII – XVIII вв. . ОК-1 ОК-3 ПК-11 ПК15 Доклад, сообщение, тестовые задания, практикум, вопросы к семинару, вопросы к зачету, контрольная работа.
7 Тема 7. Политические и правовые учения в Западной Европе в конце XVIII- первой половине XIX вв. ОК-1 ОК-3 ПК-11 ПК15 Вопросы к зачету, тестовые задания, контрольная работа.
8 Тема 8. Политические и правовые учения в США в период войны за независимость. ОК-1 ОК-3 ПК-11 ПК15 Вопросы к зачету, тестовые задания,  контрольная работа.
9 Тема 9. Политико-правовые учения в России в XI – XVII вв. ОК-1 ОК-3 ПК-11 ПК15 Вопросы к зачету, тестовые задания, контрольная работа.
10 Тема 10. Политические и правовые учения в России во второй половине XVII – XVIII вв. ОК-1 ОК-3 ПК-11 ПК15 Вопросы к зачету, тестовые задания,  контрольная работа.
11 Тема 11. Политические и правовые учения в России в XIX в. ОК-1 ОК-3 ПК-11 ПК15 Доклад, сообщение, тестовые задания, практикум, вопросы к зачету, вопросы к семинару, контрольная работа.
12 Тема 12. Политические и правовые учения в Европе в начале XX в. ОК-1 ОК-3 ПК-11 ПК15 Доклад, сообщение, тестовые задания, практикум, вопросы к семинару, вопросы к зачету, контрольная работа.

 

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ»

 

Кафедра теории права, государства и судебной власти

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования

В процессе освоения ОП

по дисциплине «История политических и правовых учений»

 

№ п/п Код Компетенция Этапы формирования (№ семестра и № занятия)
1. ОК-1 осознание социальной значимости своей будущей профессии, проявление нетерпимости к коррупционному поведению, уважительное отношение к праву и закону, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания 1-2 семестр Занятия 1-7
2. ОК-3 способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень 1-2 семестр Занятия 1-7
3. ПК-11 способность квалифицированно проводить научные исследования в области права   1-2 семестр Занятия 1-7
4. ПК-15 способность эффективно осуществлять правовое воспитание 1-2 семестр Занятия 1-7

 

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ»

 

Кафедра теории права, государства и судебной власти

Вопросы для семинаров

по дисциплине «История политических и правовых учений»

 

1. Перечень компетенций, проверяемых оценочным средством (наименование, код):

ОК-1 осознание социальной значимости своей будущей профессии, проявление нетерпимости к коррупционному поведению, уважительное отношение к праву и закону, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания;

ОК-3 способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень;

ПК-1 способность разрабатывать нормативные правовые акты;

ПК-11 способность квалифицированно проводить научные исследования в области права;

ПК-15 способность эффективно осуществлять правовое воспитание.

 

Тема семинара № 1: Политические и правовые учение в Древнем Мире.

№ п/п Вопросы Код компетенции
1. Взгляды Платона о политике и государстве. ОК-1, ОК-3, ПК-11, ПК-15
2. Политология Аристотеля, критика взглядов Платона. ОК-1, ОК-3, ПК-11, ПК-15
3 Учение о смене форм правления в политико-правовых воззрениях древнегреческих и римских авторов.   ОК-1, ОК-3, ПК-11, ПК-15
4 Политико-правовые взгляды Полибия. ОК-1, ОК-3, ПК-11, ПК-15
5 Цицерон и его учение о государстве. ОК-1, ОК-3, ПК-11, ПК-15

Тема семинара№ 2: Политические и правовые учения эпохи Возрождения и Реформации.

№ п/п Вопросы Код компетенции
.1 Политические идеалы Реформации. ОК-1, ОК-3, ПК-11, ПК-15
2. Политико-правовой идеал Н. Макиавелли.   ОК-1, ОК-3,, ПК-11, ПК-15
3. Понятие идеального государства - Левиафан в учении о государстве Т. Гоббса. - идеальные государства в «Утопии» Т. Мора и «Городе солнца» Т. Кампанеллы. ОК-1, ОК-3,, ПК-11, ПК-15
4 Теория возникновения государства и общественного договора Д.Локка. ОК-1, ОК-3, ПК-11, ПК-15

Тема семинара № 3: Политические и правовые учения европейского Просвещения в XVII – XVIII вв.

в

№ п/п Вопросы Код компетенции
1. Философские идеи Просвещения. ОК-1, ОК-3, ПК-11, ПК-15
2. Идеи общественного договора французских просветителей. ОК-1, ОК-3, ПК-11, ПК-15
3 Теория естественных прав человека ОК-1, ОК-3, ПК-11, ПК-15
4 Доктрина народного суверенитета Жан Жака Руссо   ОК-1, ОК-3, ПК-11, ПК-15
5 Политико-правовая доктрина Ш.Л. Монтескье и её исторические судьбы.   ОК-1, ОК-3,, ПК-11, ПК-15

Тема семинара№ 4: Политические и правовые учения в России в XIX в.

№ п/п Вопросы Код компетенции
1. Проекты государственно-правовых преобразований П.И. Пестеля и Н.М. Муравьева. ОК-1, ОК-3, ПК-11, ПК-15
2. К.П. Победоносцев: идеолог и практик российского самодержавия. ОК-1, ОК-3,, ПК-11, ПК-15
3 Б.Н. Чичерин: «либеральный консерватизм» или «охранительный либерализм». ОК-1, ОК-3, ПК-11, ПК-15
4 Политическая власть и государство в воззрениях основоположников российского анархизма (М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин). ОК-1, ОК-3, ПК-11, ПК-15
5 Юридический позитивизм как тип правопонимания. (Г.Ф. Шершеневич). ОК-1, ОК-3, ПК-11, ПК-15

Тема семинара № 5: Политические и правовые учения в Европе в начале XX в.

№ п/п Вопросы Код компетенции
1. Этика «открытых» и эстетизм «закрытых обществ» в теории К. Поппера. ОК-1, ОК-3, ПК-11, ПК-15
2. «Государство всеобщего благоденствия»: концепция К. Мюрдаля. ОК-1, ОК-3, ПК-11, ПК-15
3 Теория элит. Г. Моска, В. Парето.   ОК-1, ОК-3, ПК-11, ПК-15
4 Теория конвергенции (П. Сорокин, У. Ростоу, Р. Арон).   ОК-1, ОК-3, ПК-11, ПК-15

 

2.    Критерии оценивания:

Критерии Баллы
Студент на протяжении семинара демонстрирует всестороннее владение учебным материалом, знакомство с различными точками зрения на проблему в отечественной историографии, способность к обобщению обсуждаемой проблемы, грамотно, логично выстраивает ответ, свободно оперирует понятийным аппаратом по проблеме, аргументировано и полно отвечает на все дополнительные вопросы преподавателя и сокурсников. «отлично»
Студент на протяжении семинара демонстрирует владение учебным материалом, способность к обобщению обсуждаемой проблемы, грамотно, логично выстраивает ответ, использует в выступлении понятийный аппарат по проблеме, но в то же время в ходе выступления недостаточно полно раскрыл суть обсуждаемого вопроса или допустил незначительные неточности. На заданные преподавателем дополнительные вопросы ответил правильно. «хорошо»
Студент в целом демонстрирует в ходе семинара знание учебного материала, однако испытывает затруднения при ответе на дополнительные вопросы, при изложении допускает ошибки, в том числе в выводах, аргументация слабая, обнаруживает пробелы в понимании терминологии. На заданные преподавателем и сокурсниками дополнительные вопросы ответил не точно или совсем не смог ответить. «удовлетворительно»
Студент не знает значительной части обсуждаемого программного материала, допускает существенные ошибки, на заданные преподавателем вопросы не смог дать удовлетворительный ответ. «неудовлетворительно»

 

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ»

 

Кафедра теории права, государства и судебной власти

Темы контрольных работ

Темы докладов и сообщений

по дисциплине «История политических и правовых учений»

 

1. Политические и правовые идеи в поучениях Древнего Египта («Поучение Птахотепа», «Поучения Гераклеопольского царя своему сыну», «Речения Ипусера»).

2. Древнеиндийская политико-правовая мысль: идеи брахманизма и буддизма. Политический трактат «Артхашастра».

3. Политические и правовые идеи в Древнем Китае: Лао-цзы, Мо-цзы, Конфуций, Шан Ян.

4.  Неоконсерватизм Ф.А. фон Хайека.

5. Проекты государственно-правовых преобразований П.И. Пестеля и Н.М. Муравьева.

6. К.П. Победоносцев: идеолог и практик российского самодержавия.

7. Б.Н. Чичерин: «либеральный консерватизм» или «охранительный либерализм».

8. Политическая власть и государство в воззрениях основоположников российского анархизма (М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин).

9. Юридический позитивизм как тип правопонимания. (Г.Ф. Шершеневич).

10. Соотношение права и нравственности в психологической теории права Л.И. Петражицкого.

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ»

 

Кафедра теории права, государства и судебной власти

Задание 2

    Политико-правовая мысль Древнего Востока и Древней Греции имеют тождественные источники – религиозно-мифологические представления о порядке, цели и законы жизни.

Вместе с тем:

Определите особенности формирования Древнегреческого общества, как общества политического.

Установите особенности формирования Древнегреческого права, которое первоначально рассматривалось связанным с политической и государственной жизнью.

Приведите примеры современных правовых идей, которые можно рассматривать как продолжение политико-правовых идей Древнего Рима и Греции.

Какое влияние имеет творчество римских юристов на современное развитие правовой мысли?

Признано, что именно усилиями римских юристов было создано новую науку – юриспруденцию. Определите, какие именно современные отрасли права основываются на их научном наследии?

   Задание 3

    Апелляции к природе, к ее разуму и законам характерны для правовой теории Цицерона. Сущностным качеством права им признается справедливость – как изначальное, неизменное и неотчуждаемое.

Вместе с тем:

Можно ли такими же качествами наделить человека, как носителя естественных прав?

Как понимание естественного состояния человека согласуется с определением категории "народ", который Цицерон признает не любым объединением людей, а объединение на основе согласованности вопросам права и общности интересов?

Что именно вкладывается в понимание природы, как источника справедливости и права?

Растолкуйте позицию Цицерона, в отношении которой управлять государством должен человек, наделенный благородством и который способен овладеть знаниями о государстве и праве, и применять их в действительности. Без таких знаний государственный деятель не может быть мудрым и справедливым

    Задание 4

    Греческий историк Полибий, обосновывая свою теорию возникновения и развития государства, утверждал, что на отношениях людей в обществе существенно влияет форма государства.

Вместе с тем:

Раскройте сущность определения «тирании» и сравните его с современными определениями.

Раскройте сущность определения «демократии» и сравните его с современными определениями.

Раскройте сущность определения «аристократии» и сравните его с современными определениями.

Раскройте сущность определения «охлократии» и сравните его с современными определениями.

Раскройте сущность определения «верховной (царской) власти» и сравните его с современными определениями.

Тема семинара: Политические и правовые учения эпохи Возрождения и Реформации.

   

    Задание 1

    Этьен Кабе. «Человек самой природой предназначен для жизни в обществе. Братство, доброта, любовь – главные «инстинкты» человека. Главная же причина всех несчастий человека – невежество. Именно оно привело к угнетению сильными более слабых даже в первобытном обществе. Но вместе с тем природа дала человеку и разум как средство избавления от всех зол. Разум приводит людей к необходимости объединения в целях самозащиты, к созданию общества, которое должно гарантировать «естественное равенство, устанавливая равенство социальное».

Вместе с тем:

Сопоставьте понятия «естественное равенство» и «равенство социальное». Выделите их природные черты.

Проанализируйте существующие теории происхождения государстве, в основе которых лежит признание природного предназначения человека жить в обществе. Выделите их общие черты.

Проанализируйте, в предлагаемом тезисе, роль и значение «разума» в формировании и развитии общества гарантирующего «естественное равенство». Можно ли признать данный тезис актуальным для современного развития общественных отношений?

Выделите и проанализируйте, в предлагаемом тезисе, условия установления угнетения «сильными более слабых».

Выделите и проанализируйте современные подходы к пониманию условий и принципов развития гражданского общества.

   Задание 2

   Определите сильные и слабые стороны следующих суждений:

    4.1 Никколо Макиавелли. «Какова власть судьбы над делами людей? Макиавелли против утверждения, что всем в мире правит судьба и Бог: «Судьба распоряжается лишь половиной всех наших дел, другую же половину, или около того, она предоставляет самим людям». Судьба(fortuna) всесильна там, где ей препятствием не служит доблесть, воля(virtu)».

 

    4.2 Марсилий Падуанский. «Для всякого государства наиболее желательно спокойствие, наиболее вредно – раздоры. Основная причина последних – неверные представления о соотношении церкви и государства, божественного и человеческого законов. Попытки церкви вмешаться в дела светской власти сеют раздоры и лишают мира европейские государства… Они преодолимы, если церковники будут заниматься исключительно сферой духовной жизни людей. Религия – частное дело каждого. Церковь должна быть отделена от государстваи подчинена светской политической власти».

 

    4.3 Жан Кальвин. «Право на сопротивление тирании признавал только за органами власти, церковью и представительными учреждениями. Лишь когда исчерпаны все легальные формы сопротивления, он допускал неповиновение тирану и его свержение. Самой худшей формой правления для него была демократия. Предпочтение отдавал аристократической или ее сочетанию с демократической организацией управления государством. Проповедовал набожность, доброчестность, трудолюбие, верность слову, покорность власти».

 

Тема семинара: Политические и правовые учения европейского Просвещения в XVII – XVIII вв.

    Задание 1

    Ж.-Ж Руссо. «…я бы хотел, чтобы никто в Государстве не мог ставить себя выше Закона и чтобы никто извне не мог навязать никакого закона, который обязано было бы признать Государство. Ибо, каково бы ни было устройство

Правления, если при нем найдется хоть один-единственный человек, который не будет подчинен Закону, то все остальные неизбежно окажутся во власти этого последнего; и если налицо один правитель, принадлежащий данному народу, а другой – чуждый ему, то как бы ни разделили они между собою власть, невозможно, чтобы и тому и другому оказывали должное повиновение, и чтобы государство было управляемо должным образом»].

Вместе с тем:

Растолкуйте сущностное значение фразы: «…чтобы никто извне не мог навязать никакого закона, который обязано было бы признать Государство». Какое значение имеют «навязанные законы»?

Проанализируйте аргументы обязательности соблюдения принципа верховенства Закона?

Из наследия Ж.-Ж Руссо, выделите и проанализируйте аргументы, подтверждающие безусловность и обязательность соблюдения принципа верховенства Закона.

Сопоставьте предлагаемый принцип верховенства Закона с современными трактовками его понимания.

Какое значение имеет принцип верховенства Закона для обеспечения стабильности власти?

Задание 2

       Д. Дидро. «… считал, что люди по своей природе свободны и никто не может отменить эту свободу. Исходя из того, что государственная власть основана на воле народа, то только народ и только его воля является источником учредительной власти, а государству люди лишь частично передают свою естественную независимость и исключительно с целью обеспечения своих интересов [3, С. 416]. Именно это, по усмотрению Дидро, и породило понимание основной цели государства – обеспечение неотъемлемых прав граждан и признание незаконности абсолютной власти государства» [4, С. 13-14].

Вместе с тем:

Растолкуйте предлагаемое понимание природной свободы человека?

В чем состоит ценность природной свободы человека?

Выделите и проанализируйте соотношения источника власти и делегированной власти.

Выделите и проанализируйте предлагаемое определение цели государства.

Из общего наследи Д. Дидро, выделите и проанализируйте ключевые факторы ограничения абсолютной власти государства.

    Задание 3

    П. Гольбах. « Человек, …полностью подчинен законам природы.

Все, что он делает для изменения своего существа, есть лишь длинная цепь причин и следствий, представляющая собой развитие полученных от природы первичных импульсов. …Отсюда и общественная жизнь должна строиться в соответствии с естественными законами. Человеку присущи естественные права, реализация которых является основным условием человеческого счастья. Но естественные законы одновременно являются и законами Разума: именно Разум дает человеку законы, которые называют естественными, поскольку они определены нашей природой.

Человек, по его мнению, всегда существовал в обществе. … договор в его понимании предстает принципом оценки того, насколько то или иное общество соответствует природе» [1, С. 100-101].

Вместе с тем:

О каких законах природы идет речь? Как эти законы порождают и обеспечивают природную свободу человека?

Выделите и проанализируйте оговариваемые естественные законы, которые влияют на организацию и развитие общества.

Проанализируйте фразу: «…именно Разум дает человеку законы, которые называют естественными, поскольку они определены нашей природой», с точки зрения определения естественных законов, влияющих на организацию и развитие общества.

Проанализируйте предлагаемое понятие общественного договора. Выделите его характерные черты.

Из общего наследия П. Гольбаха выделите выстраиваемые соотношения природной свободы человека и естественных законов общества.

    Задание 4

     Ш. Монтескье. «Изучение людей привело Монтескье к выводу, что все бесконечное разнообразие их законов и нравов не вызвано единственно произволом их фантазии. Существуют некие общие начала, и частные случаи подчиняются им, а история каждого народа вытекает из них как следствие; всякий частный закон связан с другим законом или зависит от другого, более общего закона. «Законы в самом широком значении этого слова суть необходимые отношения, вытекающие из природы вещей; в этом смысле все, что существует, имеет свои законы...» [5, С. 289].

Вместе с тем:

Из общего наследия Ш. Монтескье, выделите и проанализируйте предлагаемые понятия источников законов.

Выделите и проанализируйте возможное соотношение природных и частных законов.

Из общего наследия Ш. Монтескье, выделите и проанализируйте предлагаемое понимание сущности закона.

Проанализируйте предлагаемую цитату с точки зрения современного понимания системы права и система законодательства.

Проанализируйте предлагаемую цитату с точки зрения современного понимания источников права.

Тема семинара: Политические и правовые учения в Европе в начале XX в.

    Задание 1.

    Немецкий правовед Герман Канторович утверждал, что социологический подход к изучению права нуждается в признании как формального нормативного, так и «свободного» права. Согласно представлениям Канторовича, социология права – это теоретическая дисциплина, изучающая социальную действительность посредством обобщения в перспективе правовых целей. В этом контексте социология права противостоит догматической юриспруденции, изучающей правовые нормы в содержательном аспекте. Социология права не касается содержания норм: она рассматривает цели права сквозь призму ценностного подхода. Правовые нормы выступают для него в качестве социально полезных целей, служащих мерилом при оценке субъективных интересов. 

Вместе с тем:

Что Г. Канторович понимал под формальным нормативным правом?

Что Г. Канторович понимал под «свободным» правом?

В чем, по мнению Г. Канторовича, схожесть «свободного» права с естественным правом?

Какие границы «свободного» права назвал Г. Канторович?

Раскройте признак «юстициабельности» правовой нормы.

   

    Задание 2.

    Г. Моска. «Богатство и военная доблесть без труда поддерживаются в определенных семьях моральной традицией и наследованием. Годность для получения важного поста – привычка к нему, в определенной степени способность занимать его… – все это гораздо проще достигается тем, кто привычен к этому с детства».

Вместе с тем:

О какой тенденции в развитии правящего класса идет речь?

Какую еще тенденцию в развитии правящего класса выделил Г. Моска?

Назовите отрицательные черты двух тенденций, выделенных Г. Моска.

Какие факторы влияют на формирование элиты?

Назовите исторические типы правящего класса.

 

    Задание3

    В. Парето. «Нравится это некоторым теоретикам или нет, фактически человеческое общество неоднородно; люди различны физически, морально и интеллектуально…Итак, мы имеем две страты населения, а именно: 1) низшая страта, неэлита, относительно которой мы пока не выясняем, какую роль она может играть в управлении; 2) высшая страта, элита, делящаяся на две части: (а) правящая элита; (б) неуправляющая элита»].

Вместе с тем:

Раскройте понятия правящей и неправящей элиты.

Какие семейства политической элиты выделил В. Парето?

В чем разница между этими семействами?

Что такое циркуляция элит?

Объясните выражение В. Парето: «история – кладбище аристократий».

  

    Задание 4

    Определите сильные и слабые стороны следующих суждений

 

    4.1 Судьи, по мнению Р. Штаммлера, должны применять правовые нормы без предварительной оценки этих норм на соответствие праведливости: «Методический ход доказательств в вопросе о том, обладает ли известное правовое решение в данном положении свойством справедливости, не имеет совершенно ничего общегос вопросом, должен ли судья и стороны применять, или оставить без внимания это решение».

 

    4.2 Г. Еллинек. «При всех обстоятельствах veto является единственным сильным оружием, которое может быть дано в руки меньшинству; даже открытым сопротивлением оно может достигнуть лишь отрицательных результатов. Даже там, где высшая решающая власть принадлежит не парламенту, а монарху, – его воля не может ничего изменить в постановлениях большинства палаты; она может препятствовать решениям, но не может созидать. А так как с каждым правом связана сила, то и подобное право veto можно использовать как средство с целью добиться от большинства положительных уступок»].

 

    4.3 Е. Эрлих писал, что «свободное нахождение права не означает свободу судей от закона», однако утверждал, что задача судей и юристов не в том, чтобы логически выводить решения отдельных случаев из распоряжений закона. В правосудии решающая роль принадлежит не «мертвым параграфам закона», а свободному слову квалифицированных юристов. Этому слову решающая роль должна принадлежать и в законотворчестве, так как «право юристов» всегда складывается до принятия закона (откуда же иначе взяться жизненному закону – конечно, не из надуманного творчества депутатов парламента)

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ»

 

Кафедра теории права, государства и судебной власти

Критерии оценивания

Оценивается личное участие каждого в работе группы.

Критерии Оценка/ Баллы
Студент свободно ориентируется в теоретическом материале; умеет изложить и корректно оценить различные подходы к излагаемому материалу, способен сформулировать и доказать собственную точку зрения; обнаруживает свободное владение понятийным аппаратом. 5 (отлично) 3 балла
Студент хорошо ориентируется в теоретическом материале; имеет представление об основных подходах к излагаемому материалу; знает определения основных теоретических понятий излагаемой темы. 4 (хорошо) 2 балла
Студент может ориентироваться в теоретическом материале; в целом имеет представление об основных понятиях излагаемой темы. 3 (удовлетворительно) 1 балл
Студент не ориентируется в теоретическом материале; не сформировано представление об основных понятиях излагаемой темы. 2 (неудовлетворительно) 0 баллов

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ»

 

Кафедра теории права, государства и судебной власти

Тестовые задания

по дисциплине «История политических и правовых учений»

 

1. Перечень компетенций, проверяемых оценочным средством (наименование, код):

ОК-1 осознание социальной значимости своей будущей профессии, проявление нетерпимости к коррупционному поведению, уважительное отношение к праву и закону, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания;

ОК-3 способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень;

ПК-11 способность квалифицированно проводить научные исследования в области права;

ПК-15 способность эффективно осуществлять правовое воспитание.

 

 

Демонстрационные  варианты тестов (для самостоятельной работы)

 

Тест № 1.

    1. Предметом истории политических учений являются (выберите правильные утверждения):

1. комплекс идей, посредством которых происходит легитимизация власти и средств ее реализации в обществе

2. направления политической мысли

3. отдельные теории и доктрины, в которых рассматриваются проблемы, связанные с происхождением государства, его сущностью, формами организации и т.д.

2. Один из мыслителей Древней Греции, не излагавший своих взглядов в письменной форме:

1. Гераклит

2. Сократ

3. Платон

4. Гомер

3. Платон считал идеальным типом государственного устройства:

1. олигархическое государство

2. монархическое государство

3. аристократическое государство

4. демократическое государство

4. Аристотель развивал идеи государственно-политического устройства общества в своем труде:

1. "О государстве"

2. "О гражданине"

3. "О Граде Божьем"

4. "Политика"

5. Главную цель государства Цицерон видит в защите...

1. частной собственности и господствующего положения оптиматов

2. равных возможностей перед равными

3. таких понятий как политическая добродетель и справедливость

4. основополагающих принципов демократии

6. По мнению Августина Блаженного светская и церковная власть...

1. различны, но одна из них обязательно должна подчиняться другой. (церковная светской)

2. не имеют существенных отличий, так как обе дарованы Богом

3. различны, но одна из них обязательно должна подчиняться другой. (светская церковной)

4. различны, независимы и каждая обладает определенным суверенитетом

7. Учитель философии и теологии — крупнейший представитель схоластики:

1. Аврелий Августин

2. Марк Аврелий

3. Фома Аквинский

4. Тертуллиан

8



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 214; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.40.239 (0.017 с.)