Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации – 15 мин. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации – 15 мин.



В 1992 году впервые в истории нашей страны был принят Федеральный закон «О безопасности». В соответствии с этим законом «безопасность» рассматривается как состояние жизненно-важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Под обеспечением национальной безопасности понимается целенаправленная деятельность государственных и общественных институтов, а также граждан по выявлению, предупреждению угроз безопасности личности, общества и государства и противодействию им в качестве обязательного и непременного условия защиты национальных интересов. Эта деятельность определяется проводимой политикой государства по обеспечению безопасности России.

Обеспечение национальной безопасности – это деятельность не только государства, но и всего общества, а также каждого гражданина в отдельности, направленная на защиту национальных интересов и их практическую реализацию.

Политика в этой области – это деятельность политического руководства страны по определению целей и постановке принципиальных задач по защите национальных интересов страны, а также в выработке форм, методов и способов достижения этих целей. Политика национальной безопасности осуществляется на принципах строгой законности, соблюдение баланса интересов личности, общества и государства, их взаимной ответственностью и тесным взаимодействием с международными системами коллективной безопасности.

Основные направления политики национальной безопасности определяются жизненно-важными интересами, для чего государством разрабатываются соответствующие целевые программы, в рамках которых определяются и решаются задачи обеспечения безопасности.

Основными направлениями деятельности государства и общества по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации являются:

· объективный и всесторонний анализ и прогнозирование угроз наци­ональной безопасности во всех сферах;

· определение критериев национальной безопасности и их пороговых значений, выработка комплекса мер и механизмов обеспечения нацио­нальной безопасности в сферах экономики, внешней и внутренней поли­тики, общественной безопасности и правопорядка, обороны, в информа­ционной, духовной сферах и др. сферах;

· организация работы законодательных (представительных) и испол­нительных органов государственной власти Российской Федерации по ре­ализации комплекса мер, направленных на предотвращение или ослабле­ние угроз национальным интересам;

· поддержание на необходимом уровне стратегических и мобилизаци­онных ресурсов государства.

Главная цель обеспечения национальной безопасности – это защищенность жизненно-важных интересов, всех объектов экономического, политического, военно-стратегического, международного положения страны для развития в стране личности, общества и государства и чтобы была исключена опасность ослабления роли и значения Российской Федерации как субъекта международного права и подрыва способности государства реализовать свои национальные интересы.

Важнейшими задачами обеспечения национальной безопасности Рос­сийской Федерации являются:

· подъем экономики страны, проведение независимого и социально ориентированного экономического курса;

· совершенствование законодательства Российской Федерации, укреп­ление правопорядка и социально-политической стабильности общества, российской государственности, федерализма и местного самоуправления;

· формирование гармоничных межнациональных отношений;

· обеспечение международной безопасности России путем налаживания равноправного партнерства с ведущими государствами мира;

· укрепление безопасности государства в оборонной и информацион­ной сферах;

· обеспечение жизнедеятельности населения в техногенно безопасном и экологически чистом мире.

Особое значение в обеспечении национальной безопасности России имеет организованная система подготовки и принятия упреждающих решений по защите национальных интересов страны.

В случае возникновения непосредственной угрозы национальной бе­зопасности Российской Федерации необходимые предложения для принятия решений вырабатывает Совет Безопасности Российской Федерации.

На сегодняшний день уровень военной опасности для безопасности России можно расценить как относительно невысокий. Ни одна из существующих конфликтных ситуаций силового плана не создает прямой военной угрозы безопасности РФ. В то же время, с учетом изменений геополитической обстановки с мире, приходится констатировать, что обеспечение безопасности РФ только за счет политических возможностей (членство в международных организациях, партнерские отношения, возможности влияния) становится невозможным.

Военное планирование в области строительства и применения Вооруженных Сил РФ в первой половине XXI будет определяться также существованием ряда факторов неопределенности. Под фактором неопределенности понимается ситуация, конфликт или процесс политического или военно-политического свойства, развитие которого может существенно изменить геополитическую обстановку в приоритетном для интересов России регионе или создать прямую угрозу безопасности.

В качестве факторов неопределенности можно выделить:

Снижение роли СБ ООН, формальное и фактическое лишение его прерогатив по санкционированию применения военной силы в мире. Расширение практики применения военной силы в политических или экономических целях на основании национального решения, существенно уменьшит значение и эффективность политических инструментов разрешения кризисных ситуаций и значительно понизит порог применения Вооруженных Сил.

Это может потребовать от России серьезной корректировки планов военного строительства и развертывания войск. Таким образом, сохранение за Советом Безопасности ООН полномочий по санкционированию применения военной силы в мире рассматривается в качестве важнейшего инструмента сохранения международной стабильности.

Возможность возвращения ядерному оружию свойств реального военного инструмента. Отмечены попытки вернуть ядерное оружие в спектр допустимых военных инструментов за счет реализации в новых образцах ядерных вооружений «прорывных» научно-технических разработок, превращающих ядерное оружие в относительно «чистое», применение которого не имеет столь значительных негативных последствий, как применение более ранних видов ядерного оружия. 

Это потребует от России перестройки системы управления войсками и создания потенциала сдерживания, возможно, не только за счет изменения ядерной политики, но и путем готовности к осуществлению асимметричных мер.

Возможность усиления процессов распространения ОМП, включая ядерные технологии, и средств доставки. Расширение практики применения вооруженных сил без санкции СБ ООН может спровоцировать большую востребованность оружия массового поражения, включая ядерное, среди региональных центров силы, стремящихся создать инструмент сдерживания.

Для России этот процесс, в случае полномасштабной реализации, создаст проблему расширения мер противодействия угрозе разработки и применения ОМП в региональных конфликтах, как на политическом, так и на военно-техническом уровне.

Перспективы и направленность развития Шанхайской организации по сотрудничеству. В настоящее время Шанхайская организация по сотрудничеству (ШОС) играет важнейшую роль в обеспечении региональной стабильности в Центральной Азии и западной части Дальневосточного региона. В случае дальнейшего укрепления политического и военно-политического потенциала данной структуры Россия будет иметь на Юго-Восточном и Дальневосточном направлениях зону мира и стабильности, исключающую возникновение крупномасштабной военной угрозы, которой России придется противостоять в одиночку.

В случае же, если произойдет полная или частичная ренационализация политики в области безопасности государств региона, Россия вынуждена будет рассматривать регион как потенциальный источник этнических конфликтов, пограничных споров и общей военно-политической нестабильности. Это естественным образом может внести коррективы в российское военное планирование, а также в принципы развертывания группировок сил и средств частей постоянной готовности.

Возможные направления развития процесса расширения НАТО. В случае трансформации НАТО в политическую организацию с исторически сформировавшимся военным потенциалом, процесс расширения Альянса на восток будет оставаться в рамках политического диалога с Россией относительно условий дальнейшего взаимодействия. Неизбежно будут возникать сложности, связанные с условиями интеграции новых стран-членов в Альянс и их роли в нем, поскольку Россия твердо выступает за отсутствие антироссийских компонентов не только в военном планировании, но и в политических декларациях стран-членов Альянса. В противном случае партнерство России и НАТО лишено функционального смысла.

Даже беглый анализ существующих угроз национальной безопасности России, с учетом имеющихся факторов неопределенности, показывает степень изменений, произошедших в мире за последнее десятилетие. Наряду с переменами в области военно-политических форм и методов, существенно модифицировался характер непосредственно военного, боевого противостояния, учет которых необходим при оценке перспектив обеспечения национальной безопасности. Россия намерена решительно и твердо укрепить свою национальную безопасность, опираясь как на исторический опыт, так и на позитивный опыт демократического развития страны.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 94; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.139.162 (0.009 с.)