Формирование информационной культуры учащихся 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование информационной культуры учащихся



Процесс информатизации современного общества, быстрое развитие новых информационных технологий, помимо открывающихся широких перспектив и возможностей, влекут за собой многочисленные риски и опасности, с которыми сталкивается подрастающее поколение: информационные перегрузки, интернет-зависимость, получение недостоверной информации, вирусные атаки, мошенничество, интернет-агрессия, похищение или потеря личной информации. В этих условиях особую актуальность приобретает формирование информационной культуры учащихся, подготовка их к новым условиям жизни, развитие критического мышления, обучение умениям ориентироваться в потоках информации, защищаться от негативных ее воздействий.

Формированию информационной культуры и гражданской компетентности учащихся будет способствовать продолжение реализации в 2020/2021 учебном году информационно-образовательного проекта «Школа Активного Гражданина» («ШАГ») для VIII-XI классов. Тематика мероприятий информационно-образовательного проекта «ШАГ» представлена в Приложении 4.

Информационные и методические материалы для организации мероприятий проекта будут размещаться на национальном образовательном портале (https://www.adu.by/ru/ucheniky/shkola-aktivnogo-grazhdanina).

Обращаем внимание, что в рамках информационно-образовательного проекта «ШАГ» реализуется открытый дистанционный марафон проектов «Мы действуем!». На национальном образовательном портале https://adu.by открыта интернет-площадка для взаимодействия всех участников проекта «ШАГ». Учителям, учащимся и всем заинтересованным лицам предоставляется возможность поделиться опытом реализации социальных проектов и инициатив, а также вносить предложения по участию в общественной жизни своего региона. Интернет-площадка «Мы действуем!» предоставляет возможность освещения и обсуждения проектов, идеи которых увидели свет в «Школе Активного Гражданина». Проекты предполагают жанрово-стилевое разнообразие и оформляются в электронном формате. Они могут выполняться как индивидуальным автором, так и авторским коллективом. Рекомендуются следующие формы подачи материала: видеосюжеты, видеоролики, видеоклипы, фотоколлажи, отдельные фотографии, презентации, слайд-шоу, компьютерная графика, анимация, публицистические тексты и др. Интересной формой работы, предложенной ОО «БРСМ» в рамках реализации проекта «ШАГ», является его организация в режиме стрим.

Обобщение лучшего опыта реализации проекта, в том числе представление его в режиме оn-line, планируется на                                            XIX республиканской выставке научно-методической литературы, педагогического опыта и творчества учащейся молодежи в 2021 году.

Необходимо продолжить работу с учащимися на информационных часах с материалами подарочного комплектного издания «Я – гражданин Республики Беларусь». Подробные рекомендации по его вручению отражены в инструктивно-методическом письме «Особенности организации воспитательной, идеологической и социальной работы в учреждениях общего среднего образования в 2019/2020 учебном году».

Значительное место при планировании воспитательной работы учреждениям образования следует отвести мероприятиям, направленным на разъяснение учащимся правил безопасного поведения в сети Интернет и использования Интернет-ресурсов:

проведение информационных часов для учащихся по вопросам компьютерной безопасности;

организация обучающих семинаров и тренингов для учащихся и педагогов (обучение способам защиты персональных данных, изучение типов источников информации, освоение правил корректного и безопасного общения в социальных сетях, определение признаков буллинга, троллинга и др.);

проведение тематических родительских собраний по вопросам защиты детей от вредной информации и их безопасности в Интернете;

организация встреч и консультаций учащихся их родителей, педагогов с приглашенными специалистами по информационной безопасности;

размещение в свободном доступе памяток для родителей и учащихся по вопросам безопасного использования Интернет-ресурсов. На сайте Министерства образования Республики Беларусь размещена памятка родителям «Компьютерная безопасность», дающая краткую информацию по обучению безопасному поведению в Интернете детей разных возрастных групп (https://edu.gov.by/sistema-obrazovaniya/glavnoe-upravlenie-vospitatelnoy-raboty-i-molodezhnoy-politiki/upravlenie-raboty/pamyatka-roditelyam-kompyuternaya-bezopasnost/).

Важно организовать привлекательное для учащихся информационное пространство учреждения образования, обеспечивающее возможность взаимодействия всех субъектов образовательного процесса: педагогов, учащихся, их законных представителей. В новом учебном году следует продолжить осуществление контроля за своевременным обновлением стендов, визуальной информации и наполнением сайтов.

Особое внимание нужно обратить на развитие сайта учреждения образования. Вся информация, размещаемая на нем, должна быть актуальной, достоверной, доступной и интересной для пользователей. Рекомендуется предусмотреть возможность оценивания пользователями содержания сайта и высказывания своих пожеланий по его наполнению (например, через онлайн-опросы, форумы возможность оставлять комментарии к материалам и др.). Требования и рекомендации к официальным интернет-сайтам учреждений образования размещены в Приложении № 4 к инструктивно-методическому письму Министерства образования Республики Беларусь «Об использовании современных информационных технологий в учреждениях образования» (http://edu.gov.by/sistema-obrazovaniya/glavnoe-upravlenie-obshchego-srednego-doshkolnogo-i-spetsialnogo-obrazovaniya/srenee-obr/normativnye-pravovye-dokumenty/imp/%D0%98%D0%9C%D0%9F%202019-2020%20!.pdf).

Укреплению взаимодействия между педагогами и учащимися, налаживанию их диалога будет способствовать создание в социальных сетях страничек, групп, аккаунтов учреждений образования, ведение педагогами, классными руководителями своих блогов и форумов, создание электронных ресурсов, реализация совместно с учащимися разнообразных интернет-проектов: создание виртуальных презентаций, выставок, музеев, электронных школьных газет и журналов, ведение своего видеоканала и др. Необходимо также оказывать учащимся помощь и поддержку в реализации их собственных интернет-проектов (блогов, видеоканалов и др.). При этом важно, чтобы контент этих проектов был конструктивным и не противоречил нравственным устоям

общества.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 81; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.0.192 (0.005 с.)