Тема: «промышленный переворот и его последствия» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: «промышленный переворот и его последствия»



Тема: «Промышленный переворот и его последствия»

Цель: Узнать о причинах, ходе и последствиях промышленного переворота в мире.

Задачи:

Образовательная: Сформировать знания о причинах, основных чертах, последствиях промышленного переворота

Развивающая: уметь характеризовать основные черты изучаемого периода, устанавливать причинно-следственные связи, давать определения понятиям.

Воспитательная: развивать интерес к этапам развития европейской цивилизации в контексте всемирной истории.

План

1. Факторы промышленного переворота

2. История промышленной революции

3. Промышленная революция в Англии

4. Промышленная революция в Германии

5. Промышленная революция в Российской империи

6. Социальные последствия

Инновации

Успех промышленной революции в Великобритании был основан на нескольких инновациях, появившихся к концу XVIII в.:

· Текстильная промышленность — прядение нити из хлопка на прядильных машинахАркрайта (1769), Харгривса и Кромптона. Впоследствии сходные технологии были применены для прядения нити из шерсти и льна.

· Паровой двигатель — изобретённая Джеймсом Уаттом и запатентованная им в 1775 годупаровая машина первоначально использовалась в шахтах для откачивания воды. Но уже в 1780-х она нашла применение в некоторых других механизмах, заменяя гидроэнергию там, где она была недоступна.

· Металлургия — в чёрной металлургии каменноугольный кокс пришёл на смену древесному углю так же, как ранее он уже использовался при производстве свинца и меди. Теперь кокс использовали не только при изготовлении передельного чугуна вдоменных печах, но и для получения ковкого чугуна, в том числе при пудлинговании, изобретённом Генри Кортом в 1783—1784 годах.

История промышленной революции

В период XVII века Англия начала обгонять мирового лидера Голландию по темпам роста капиталистических мануфактур, а позже и в мировой торговле и колониальной экономике. К середине XVIII века Англия становится ведущей капиталистической страной. По уровню экономического развития она превзошла остальные европейские страны, располагая всеми необходимыми предпосылками для вступления на новую ступень общественно-экономического развития — крупное машинное производство.

Промышленная революция сопровождалась и тесно с ней связанной производственной революцией в сельском хозяйстве, ведущей к радикальному росту производительности земли и труда в аграрном секторе. Без второй первая просто невозможна в принципе, так как именно производственная революция в сельском хозяйстве обеспечивает возможность перемещения значительных масс населения из аграрного сектора в индустриальный.

Паровой двигатель

Рис.3. Первая паровая машина Томаса Севери

Начало промышленной революции связывают с изобретением эффективного парового двигателя вВеликобритании во второй половине XVII века. Хотя само по себе подобное изобретение вряд ли бы что-то дало (необходимые технические решения были известны и раньше), но в тот период английское общество было подготовлено к использованию новшеств в широких масштабах. Это было связано с тем, что Англия к тому времени перешла от статичного традиционного общества к обществу с развитыми рыночными отношениями и активным предпринимательским классом. Кроме того, Англия располагала достаточными финансовыми ресурсами (так как была мировым торговым лидером и владела колониями), воспитанным в традициях протестантской трудовой этики населением и либеральной политической системой, в которой государство не подавляло экономическую активность.

Первой попыткой использования парового двигателя в промышленности считается водяной насос Томаса Севери, запатентованный в 1699 году. Но он не был успешным из-за частых взрывов бойлера и ограниченной мощности. Более совершенной была машина Томаса Ньюкомена, разработанная к 1712 году. По-видимому, Ньюкомен использовал ранее полученные экспериментальные данные Дени Папена, который изучал давление водяного пара на поршень в цилиндре и поначалу нагревание и охлаждение пара для возвращения поршня в исходное состояние производил вручную.

Рис.4. Схема паровой машины Ньюкомена

Насосы Ньюкомена нашли применение в Англии и других европейских странах для откачивания воды из глубоких затопленных шахт, работы в которых без них производить было бы невозможно. К 1733 году их было куплено 110, из которых 14 — на экспорт. Это были большие и дорогие машины, очень неэффективные по современным стандартам, но они себя окупали там, где добыча угля обходилась сравнительно дёшево. С некоторыми усовершенствованиями их до 1800 года произвели 1454 штуки, и они оставались в употреблении до начала XX века.

Наиболее известная из ранних паровых машин разработки Джеймса Уатта была предложена в 1778 году, Уатт существенно усовершенствовал механизм, сделав его работу более стабильной. Одновременно мощность увеличилась примерно в пять раз, что дало 75 % экономию в себестоимости угля. Ещё более важные последствия имел тот факт, что на базе машины Уатта стало возможно преобразование поступательного движения поршня во вращательное, то есть двигатель теперь мог крутить колесо мельницы или фабричного станка. Уже к 1800 году фирма Уатта и его компаньона Болтона произвела 496 таких механизмов, из которых только 164 использовались как насосы. Ещё 308 нашли применение на мельницах и фабриках, а 24 обслуживали доменные печи.

В 1810 году в Англии насчитывалось 5 тыс. паровых машин, а в следующие 15 лет число их утроилось.

Рис.5 Паровая машина Уатта

Появление металлорежущих станков, таких как токарный, позволили упростить процесс изготовления металлических частей паровых машин и в дальнейшем создавать всё более совершенные и для разнообразных целей. К началу XIX в. английский инженер Ричард Тревитик и американец Оливер Эванс совместили бойлер и двигатель в одном устройстве, что позволило далее использовать его для движения паровозов и пароходов.

В то же время механизмы, использующие водную и ветряную энергию, ещё долго конкурировали с паровыми двигателями. В частности, до 1870 года в Соединенных Штатах большинство фабрик использовали энергию водяных турбин, а не паровых машин.

Текстильная промышленность

Рис.6.Модель прядильной машины XVIII в. из музея Вупперталя, Германия

Рис.7. Ткацкая фабрика в городе Реддиш, Великобритания

В начале XVIII века британская текстильная промышленность ещё была основана на обработке местной шерсти индивидуальными ремесленниками. Эта система называлась «коттеджной индустрией», так как работа выполнялась на дому, в небольших домиках-коттеджах, где проживали ремесленники со своими семьями. Требующее более тонкой обработки изготовление нитей из льна и хлопка в средневековой Англии широкого распространения не получило, поэтому текстиль из хлопка импортировали из Индии.

Изобретение в 1733 году летучего челнока увеличило спрос на пряжу. В 1738 году была создана машина, прявшая нить без участия человеческих рук, а в 1741 году близ Бирмингема открылась фабрика, прядильную машину на которой приводил в движение ослик. Владельцы фабрики, Пол и Вятт, вскоре открыли новую фабрику близ Нортгемптона, оснащенную уже пятью прядильными машинами с полусотней челноков на каждой, которая работала до 1764 года. Изобретателем — ткачом Джеймсом Харгривсом в 1765 году была изобретена механическая прялка «Дженни», на которой можно было работать с 16-18 веретенами. В 1771 году в Кромфорде, Дербишир, начала работать прядильная фабрика Аркрайта, который поощрял изобретательство, и его машины были усовершенствованы, теперь они приводились в движение водяным колесом. Кроме того, теперь кроме шерсти на новых машинах стало возможно обрабатывать и растительное волокно, импортируемое из Америки. К 1780 году в Англии насчитывалось 20, а ещё через 10 лет — 150 прядильных фабрик и на многих из этих предприятий работало по 700—800 человек.

В 1785 году Эдмунд Картрайт получил патент на механический ткацкий станок с ножным приводом, который в 40 раз увеличил производительность труда.

Затем водяное колесо начали заменять паровой машиной. В период с 1775 по 1800 год заводы Уатта и Болтона в Сохо выпустили 84 паровые машины для хлопчатобумажных фабрик и 9 машин — для шерстяных фабрик. К середине XIX века ручное ткачество в Великобритании почти совершенно исчезло. В текстильной промышленности большую роль сыграл так называемый сельфактор, обеспечивший механизацию прядильных процессов.

Машиностроение

Рис.8. Токарный станок 1811 года

В средневековой Европе изготовлением механизмов занимались мастера часовых дел и изготовители навигационных и научных инструментов. Детали часовых механизмов даже использовали при изготовлении первых прядильных станков. Многие детали изготавливали из дерева плотники, поскольку металл был дорог и труден в обработке.

С появлением всё возрастающего спроса на металлические детали прядильных станков, паровых машин, а также сеялок и других механизмов, введённых в употребление в британском сельском хозяйстве с начала XVIII в. были изобретены токарные станки, а в первой половине XIX в. фрезерный и другие станки для металлообработки.

Среди других ремёсел, требовавших высокоточной обработки металла, было изготовление замков. Одним из самых известных механиков, прославившихся в изготовлении замков, был Джозеф Брама. Его ученик Генри Модсли впоследствии работал для королевского флота и сооружал машины для производства шкивов и блоков. Это был один из первых примеров поточного производства со стандартизацией деталей.

Металлургия

Рис.9. Коулбрукдэйл ночью, Ф. Я. Лютербург Младший, 1801 год
Огни доменной печи в городе Коулбрукдейл

Увеличение числа машин вызвало повышенную потребность в металле, и это потребовало развития металлургии. Главным достижением этой эпохи в металлургии была замена древесного угля, использовавшегося средневековыми кузнецами, на каменноугольный кокс. Его ввёл в употребление в XVII веке Клемент Клерк и его мастера кузнечных дел и литья.

С 1709 году в местечке Коулбрукдейл Абрахам Дарби, основатель целой династии металлургов и кузнецов, использовал кокс для получения чугуна из руды в доменной печи. Из него поначалу делали лишь кухонную утварь, которая отличалась от работы конкурентов лишь тем, что её стенки были тоньше, а вес меньше. В 1750-х годах сын Дарби (Абрахам Дарби II) построил ещё несколько домен, и к этому времени его изделия были ещё и дешевле, чем изготовленные на древесном угле. В 1778 году внук Дарби, Абрахам Дарби III, из своего литья построил в Шропширезнаменитый Железный мост, первый мост в Европе, полностью состоящий из металлических конструкций.

Рис.10. Чугунный мост через Северн,Шропшир, Великобритания.

Для дальнейшего улучшения качества чугуна в 1784 году Генри Корт разработал процесс пудлингования. Рост производства и улучшение качества английского металла к концу XVIII века позволило Великобритании полностью отказаться от импорта шведского и российского железа. Развернулось сооружение каналов, позволявших перевозить уголь и металлы.

С 1830 по 1847 год производство металла в Англии возросло более чем в 3 раза. Применение горячего дутья при плавке руды, начавшееся в 1828 году, втрое сократило расход топлива и позволило использовать в производстве низшие сорта каменного угля, С 1826 по 1846 год экспорт железа и чугуна из Великобритании увеличился в 7,5 раза.

Транспорт

Рис.11. Поезд на линииЛиверпуль-Манчестер

В конце XVIII века в Великобритании стали массово строить каналы для перевозки грузов (прежде всего, угля) речным транспортом.

Огромное значение имело появление железных дорог. Первый паровоз был построен в 1804 годуРичардом Тревитиком. В последующие годы многие инженеры пытались создавать паровозы, но самым удачливым из них оказался Георг Стефенсон, который в 1812—1829 года предложил несколько удачных конструкций паровозов. Его паровоз был использован на первой в мире железной дороге общественного пользования из Дарлингтона к Стоктону, открытой в 1825 году. После 1830 года в Великобритании началось быстрое строительство железных дорог.

Рис.12. Пароход Саванна

Роберт Фултон в 1807 году построил первый в мире пароход «Клермонт», который совершал рейсы по реке Гудзон от Нью-Йорка до Олбани. В 1819 году американский пароход «Саванна» впервые пересёк Атлантический океан, однако бо́льшую часть пути корабль прошёл под парусами, которые ещё долго сохранялись на пароходах в качестве вспомогательного движителя. Лишь в 1838 году (через 19 лет после «Саванны») английский пароход «Сириус» впервые пересёк Атлантический океан без использования парусов.

Связь

Первый электрический телеграф создал российский учёный Павел Львович Шиллинг в 1832 году. Впоследствии электромагнитный телеграф был построен в Германии — Карлом Гауссом иВильгельмом Вебером (1833), в Великобритании — Куком и Уитстоном (1837), а в США электромагнитный телеграф запатентован С. Морзе в 1837 году. Большой заслугой Морзе является изобретение телеграфного кода, где буквы алфавита были представлены комбинацией коротких и длинных сигналов — «точек» и «тире» (код Морзе). Коммерческая эксплуатация электрического телеграфа впервые была начата в Лондоне в 1837 году.

Рис.12. Основные телеграфные линии на 1891 год.

В 1858 году была установлена трансатлантическая телеграфная связь. Затем был проложен кабель в Африку, что позволило в 1870 году установить прямую телеграфную связь Лондон —Бомбей (через релейную станцию в Египте и на Мальте).

Химикаты

Промышленная революция сделала возможным промышленное производство некоторых наиболее востребованных на рынке химикатов, чем было положено начало развитию химической промышленности. Серная кислота была известна ещё в средние века, но получали её из окислов, образующихся при сжигании минеральной серы, в стеклянных сосудах. В 1746 году Джон Ребук заменил их на более объемистые свинцовые, чем значительно увеличил производительность процесса.

Другой важной задачей было производство щелочных соединений. Метод промышленного производства карбоната натрия был разработан в 1791 году французским химиком Никола Лебланом. Он смешивал серную кислоту с поваренной солью и получаемый сульфат натрия нагревал со смесью известняка и угля. Смесь продуктов реакции обрабатывали водой, из раствора получали карбонат натрия, а нерастворимые вещества (известняк, уголь и сульфид кальция) отбрасывали. Хлороводород поначалу также загрязнял атмосферу производственных помещений, но позже его научились использовать для получения соляной кислоты. Метод Леблана был прост, дешёв и давал значительно более доступный продукт, чем ранее использовавшийся метод получения соды из золы растений .

Рис.13. Туннель под Темзой, первый в Европе туннель под водной преградой, открытый в 1843 году. Для его строительства использовали цемент.

Карбонат натрия использовали во множестве производственных процессов, в том числе для изготовления мыла, стекла, бумаги, а также в текстильной промышленности. Серная кислота кроме производства соды также находила применение для удаления ржавчины с металлических изделий и в качестве отбеливателя для тканей. Лишь к началу XIX в. Чарльз Теннант и Клод Луи Бертолле разработали более эффективный отбеливатель на основе хлорной извести. Фабрика Теннанта по производству нового отбеливателя в течение длительного времени оставалась крупнейшим в мире химическим предприятием.

В 1824 году британский каменщик Джозеф Аспдин запатентовал химический процесс производства портландцемента. Он заключался в спекании глины с известняком. Далее смесь перемалывали в порошок, смешивали с водой, песком и гравием, в результате чего получалсябетон. Через несколько лет инженер Марк Изамбар Брюнель применил бетон для строительства первого в мире водонепроницаемого тоннеля под рекой Темзой, а в середине XIX в. его использовали для сооружения современной городской канализации.

Газовые фонари

Ещё одним достижением промышленной революции стало уличное освещение. Его появление в британских городах стало возможным благодаря шотландскому инженеру Уильяму Мёрдоку. Он изобрёл процесс получения светильного газа путём пиролиза каменного угля, а также способы его накопления, транспортировки и использования в газовых фонарях. Первые газовые светильники были установлены в Лондоне в 1812—1820 годы. Вскоре большая часть угля, добываемого в Великобритании, шла на нужды освещения, так как оно не только повышало комфорт и безопасность на городских улицах, но и способствовало удлинению рабочего дня на фабриках и заводах, ранее зависевших от освещения сравнительно дорогостоящими свечами и масляными лампами.

Предпосылки

Аграрный переворот XV—XVI веков (начало Британской аграрной революции) явился важнейшей предпосылкой промышленной революции. В результате него ускоренными темпами развивалось высокотоварное, основанное на фермерской основе, сельское хозяйство. Английские фермеры интенсивно хозяйствовали, улучшая агротехнику и агрокультуру. Распространились севооборот, травосеяние. Широко применяли паровые плуги, машины, дренажные работы, использовали минеральные удобрения. Урожайность непрерывно повышалась с 1500 по 1800 год, в то время как в большинстве стран Европы она не менялась все это время[1]. Аграрные сдвиги способствовали высвобождению большого количества людей и создали резерв единого национального рынка, который стимулировал развитие хозяйства в целом.

Внешнеэкономические предпосылки промышленного переворота в Англии заключались в безоглядном ограблении колоний На конец XVIII в. Англия превратилась в крупнейшую морскую и колониальную державу мира. Огромные прибыли, которые обеспечивались господством в мировой торговле, использованием несметных богатств Северной Америки, Индии и других колониальных владений, вкладывались в английскую промышленность.

Чрезвычайно благоприятными для промышленного переворота были географическое расположение Великобритании и природно-экономические условия страны — водные коммуникации, удобные гавани, большие залежи железной руды и угля, наличие сырья для текстильной промышленности.

Постоянный спрос в Европе на английские изделия, вызванный непрекращающимися войнами, обеспечивал им рынок сбыта и тоже способствовал осуществлению промышленного переворота. Не последнюю роль в этом сыграла и политика протекционизма имеркантилизма, которую проводило английское правительство.

Важным фактором промышленного переворота был выход на качественно новый технический уровень английской хлопчатобумажной промышленности, обеспечивался постепенным внедрением в текстильное производство новых машин и механизмов.

Технологические изменения

Механик Джон Кей в 1733 году усовершенствовал ткацкий станок «летучим челноком». Изобретателем — ткачом Джеймсом Харгривсом в 1765 году была изобретена механическая прялка «Дженни», на которой можно было работать с 16-18 веретенами. В последней трети XVIII века С. Кромптон создал «мюль-машину», которая базировалась на принципах работы прялки «Дженни», но изготавливала тонкую и прочную хлопчатобумажную пряжу. Она распространилась в производстве и стала технической основой механизированного прядения.

Процессы ткачества некоторое время отставали от механизированного прядения, но это несоответствие был ликвидировано изобретением механического ткацкого станка Э. Картрайта в 1785 г. Он заменял работу 40 ткачей. Так в английской промышленности появились первые машины и фабрики. В 60-80-х годах XVIII в. они появились в других отраслях промышленности.

Рис. 14. Ткацкая фабрика в Великобритании, 1835 г.

Эпохальное в истории промышленности значение имели изобретения механика Томаса Ньюкомена, который в 1769 году изобрел первую паровую машину. В 1782 году Джеймс Уатту совершенствовал её, и с этого времени паровая машина стала основным источником энергии британской текстильной промышленности. Это позволило широко использовать уголь в качестве основного топлива, ликвидировало зависимость от водяного двигателя, открыло для промышленности новые регионы страны. Вскоре, после открытия завода паровых машин (недалеко от Бирмингема), паровые машины начали применяться в различных отраслях промышленности. В 1820 году в Великобритании работало 320 паровых машин Джеймса Уатта, их количество и мощность постоянно возрастала.

В 1771 году Ричард Аркрайт создал первую ткацкую фабрику. В 1785 году Генри Корт изобрел способ получения чистого железа. Началась добыча каменного угля для промышленных целей.

В 1760-х годах в результате перехода от мануфактурного производства к фабричному были созданы благоприятные условия для начала промышленной революции. Свободная рабочая сила, крупный капитал и наличие внутреннего рынка способствовали этому.

Применение машин ускорило развитие металлургии, угольной промышленности. Возникло машиностроение, основу которого составляли изобретение и широкое применение токарного станка и сверлильной машины.

Рис.15 Открытие Бриджуотерского канала, 1761 г., картина Форда Мэдокса Брауна, в Манчестерской ратуше

В конце XVIII века в Великобритании стали массово строить каналы для перевозки грузов (прежде всего угля) речным транспортом.

Рис. 16. Открытие железной дороги Ливерпуль — Манчестер в 1830 г.

Рост промышленного производства обусловило появление новых более совершенных и скоростных транспортных средств. Наличие паровой машины сделало возможным её применение на железнодорожном и морском транспорте. В1812 году в Англии был пущен пароход на реке Клайд. В то же время начались эксперименты на железных дорогах. Р. Тревтик построил несколько моделей паровых повозок. Продолжил его поиски Дж. Стефенсон, который создал самоходную паросиловую установку на основе стационарной паровой машины. Локомотив Стефенсона в 1829 прошел первые испытания и развивал скорость 22 км/ч. Впоследствии этот показатель был увеличен до 48 км/ч. В 1831 году была построена железная дорога, которая соединила Манчестер и Ливерпуль и имела большое хозяйственное значение. «Железнодорожная мания» достигла своего пика в 1846 году, когда было принято 272 актов парламента, дающих право существования новым железнодорожным компаниям. Строительство железных дорог вызвало коренные изменения в экономике Англии, создав стабильные коммуникации между различными районами и отраслями промышленности.

Промышленный переворот изменил экономическую географию Англии. Возникли новые промышленные районы, которые специализировались на производстве отдельных видов товаров и продуктов. Значительно выросли объёмы промышленного производства. К середине XIX в. Англия превратилась в «мастерскую» мира, производя около половины мировой промышленной продукции, и заняла исключительное положение в мировом хозяйстве и международной политике.

Промышленно-торговой гегемонии Англии способствовала экономическая политика государства. До 1840-х годов, когда индустриализация ещё не была завершена, в Англии господствовали высокие таможенные пошлины на иностранные товары. Когда английская промышленность настолько окрепла, что перестала бояться иностранной конкуренции, буржуазия провозгласила неограниченную свободу торговли — так называемое фритредерство (от free trade - свободная торговля). Его суть заключалась в полном освобождении от пошлины почти всех товаров, завозимых в Англию, и была рассчитана на взаимное содействие, то есть встречную отмену или значительное сокращение пошлины на ввоз английских товаров в другие страны. Это обеспечивало Англии как свободный сбыт за рубежом своих товаров, так и дешевое импортное сырье и продовольствие.

Социальные изменения

Фридрих Энгельс отмечал, что примерно за восемьдесят лет Англия из страны с незначительной и мало развитой промышленностью, с редким, преимущественно земледельческим населением, превратилась в страну с индустрией, снабжающей своими изделиями весь мир при помощи чрезвычайно сложных машин, и с густым преимущественно промышленным населением. По его мнению, промышленная революция в Англии не только привела к изменению классового состава населения, но и изменила нравы и потребности нации, и имеет такое же значение для Англии, как политическая революция — для Франции, как философская революция — для Германии.

И действительно, население Англии и Уэльса, в меньшей степени — Шотландии, начало расти с 1740-х годов все возрастающими темпами, увеличившись с 7.2 млн до 20.9 млн человек за 110 лет, и превратившись в первое в мире урбанизированное общество.

Машины настолько упростили и облегчили работу, что стало возможным заменить труд мужчин трудом женщин и детей. В 1816 г. на фабриках Манчестера работало 6 600 взрослых и приблизительно столько же подростков, на фабриках Шотландии в том же году из 10 тыс. рабочих было 6 800 женщин, и из них моложе 18 лет было 4 500.

Это привело к падению заработной платы. Так, в 90-х годах XVIII века ткач получал в неделю 15 — 16 шиллингов, то в 1802 г. его заработок упал до 13 шиллингов в неделю, в 1806 г. — до 10 шиллингов, а в 1816 г. — до 5 шиллингов.

Рис. 17. Детский труд в угольной шахте

Стараясь использовать все время, в течение которого шла вода, приводящая фабрику в движение, хозяева вынуждали детей работать по 16 — 18 часов.

Приток населения в промышленные города привёл к нехватке жилья в них и росту квартирной платы, семьи рабочих были вынуждены тесниться в трущобных жилищах.

Машинное производство вело к разорению ремесленников и кустарей. В 1807 г. ткачи обратились к парламенту с требованием установить минимум заработной платы. Они писали: «Механический ткацкий станок совсем убил нас, мы не в состоянии выдержать его разрушительней конкуренции; если парламент не обеспечит нас минимумом заработной платы, то мы все ляжем бременем на приход, то есть сделаемся нищими».

Рис. 18. Изображение луддитов, ломающих ткацкий станок, 1812 год

Разоряемые крупным производством кустари (ткачи, прядильщики, чулочные вязальщики), а также безработные разрушали ненавистные им машины, жгли фабрики и фабричные склады. Особенно знаменитым было движение 1811—1816 гг., известное под названием луддитского.

Под влиянием стачечной борьбы парламент в 1824—1825 гг. отменил запрещение профсоюзов, существовавшее с 1799 г.

В 1838 г. среди рабочих началось чартистское движение — требование всеобщего избирательного права.

Победа машинного производства в Англии дала толчок к формированию социальной структуры индустриального общества. Промышленный пролетариат составил 45,5 % занятого населения. Урбанизация превратила Великобританию в страну городов и фабричных поселений. К концу XIX века в городах проживало почти 75 % населения, она стала самой урбанизированной страной мира.

Ведущие отрасли

Металлообработка

С началом железнодорожного строительства в середине 1830-х годов, возрос спрос на рельсы и локомотивы. С 1830-х годов, таким образом, увеличилось число производителей паровых двигателей локомотивов.

Помимо нескольких крупных компаний в этой области, было много малых и средних предприятий, зачастую семейных. Основные производства располагались в Хемнице и Цвиккау, а также Берлин, Дрезден, Ганновер, Лейпциг, Мангейм и Кельн. В 1860-х годах начали производиться паровые двигатели. В частности, основной продукцией в течение 1870-х гг. является текстильное оборудование, паровые двигатели и сельскохозяйственная техника.

Промышленность при Петре I

Поскольку в течение XVII в. наметилось отставание России по уровню развития промышленности от Западной Европы, то несколько дворян и чиновников (Иван Посошков, Даниил Воронов, Фёдор Салтыков, барон Люберас) около 1710 г. представили Петру I свои предложения и проекты по развитию промышленности. В эти же годы Петр I начал проведение политики, которые некоторые историки называют меркантилизмом.

Меры Петра I по развитию промышленности включали повышение импортных пошлин, которые в 1723 г. достигли 50-75 % на изделия конкурирующего импорта. Но их основное содержание состояло в использовании командно-административных и принудительных методов. Среди них — широкое применение труда приписных крестьян (крепостных крестьян, «приписанных» к заводу и обязанных там работать) и труда заключенных, уничтожение ремесленных производств в стране (кожевенных, текстильных, мелких металлургических предприятий и т. д.), конкурировавших с петровскими мануфактурами, а также строительство новых заводов в приказном порядке. В качестве примера можно привести указ Петра I Сенату в январе 1712 г. о том, чтобы насильно заставлять торговых людей строить суконные и прочие заводы, если сами не захотят[10]. Другим примером являются запретительные указы, приведшие к уничтожению мелкого ткачества в Псковской, Архангельской и других областях. Наиболее крупные мануфактурыстроились за счет казны, и работали в основном на заказы от государства. Некоторые заводы передавались от государства в частные руки (как начинали своё дело, например, Демидовы на Урале), и их развитие обеспечивалось «приписыванием» крепостных и предоставлением субсидий и кредитов.

Промышленность значительно выросла. Только на Урале было построено при Петре не менее 27 металлургических заводов; в Москве,Туле, Санкт-Петербурге основывались пороховые заводы, лесопильни, стекольные мануфактуры; в Астрахани, Самаре, Красноярске налаживалось производство поташа, серы, селитры, создавались парусные, полотняные и суконные мануфактуры[13]. К концу царствования Петра I существовало уже 233 завода, в том числе более 90 крупных мануфактур, построенных в течение его царствования. Крупнейшими были верфи (только на Санкт-Петербургской верфи работало 3,5 тысяч человек), парусные мануфактуры и горно-металлургические заводы (на 9 уральских заводах работало 25 тыс. рабочих), существовал ряд других предприятий с числом занятых от 500 до 1000 человек. Не все заводы начала — середины XVIII в. использовали крепостной труд, многие частные предприятия использовали труд вольнонаемных работников.

Производство чугуна в течение царствования Петра выросло многократно и к его концу достигло 1073 тыс. пудов (17,2 тыс.т.) в год. Львиная доля чугуна использовалась для производства пушек. Уже в 1722 в военном арсенале имелось 15 тыс. пушек и иных орудий, не считая корабельных.

Большинство созданных Петром I предприятий оказались нежизнеспособными. По словам историка М. Покровского, «Крах петровской крупной промышленности — несомненный факт… Основанные при Петре мануфактуры лопнули одна за другой, и едва ли десятая часть их довлачила своё существование до второй половины XVIII века». Некоторые, как, например, 5 мануфактур в производстве шелка, были закрыты вскоре после их основания ввиду низкого качества продукции и отсутствия рвения со стороны петровских вельмож. Другим примером может служить упадок и закрытие ряда металлургических заводов юга России после смерти Петра I.  Некоторые авторы указывают, что количество пушек, произведенных при Петре I, многократно превосходило потребности армии, поэтому такое массовое производство чугуна было попросту не нужно.

Кроме того, качество продукции петровских мануфактур было низким, а её цена была, как правило, намного выше цены товаров ремесленного и импортного производства, чему имеется ряд свидетельств. Так, мундиры, изготовленные из сукна петровских мануфактур, приходили в негодность с поразительной быстротой. Правительственная комиссия, проводившая позднее инспекцию на одной из суконных мануфактур, обнаружила, что она находилась в крайне неудовлетворительном (аварийном) состоянии, которое делало невозможным производить сукно нормального качества.

Как было подсчитано в специальном исследовании, посвященном петровской промышленности, к 1786 году из построенных при Петре 98 мануфактур сохранилось только 11. «Таким образом, — говорилось в исследовании, — то, что было создано волею Петра поспешно и без соображения с внутренними потребностями народа и отсутствием необходимых элементов производства, не смогло долго существовать»

В эпоху Екатерины II

После Петра I развитие промышленности продолжалось, но уже без столь активного вмешательства государства. Новая волна развития промышленности началась при Екатерине II и носила однобокий характер: непропорционально большое развитие получила металлургия, в то же время большинство отраслей перерабатывающей промышленности не развивалось, и Россия закупала все большее количество «мануфактурных товаров» за границей. Очевидно, причина заключалась в открывшихся возможностях по экспорту чугуна, с одной стороны, и в конкуренции со стороны более развитой западноевропейской промышленности, с другой. В результате Россия вышла на первое место в мире по производству чугуна и стала его основным экспортером в Европу. Среднегодовой объем экспорта чугуна в последние годы царствования Екатерины II (в 1793—1795 гг.) составлял около 3 млн пудов (48 тыс. т); а общее число заводов к концу эпохи Екатерины (1796 г.) по официальным данным того времени, превысило 3 тысячи. По данным академика С. Г. Струмилина, эта цифра сильно завышала действительное число фабрик и заводов, поскольку в неё, «лишь для пущего прославления этой царицы», были включены даже кумысные «фабрики» и овчарные «заводы».

Рис. 23. Билимбаевскийчугуноплавильный завод вблизи Екатеринбурга: основан в 1734 г., фото конца XIX в. На переднем плане — 1-2-этажный корпус XVIII в., на заднем плане справа — новое доменное производство, построенное в 1840-х гг.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 1501; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.144.170 (0.061 с.)