Распад империи восточных тукю. Начальный период уйгурской империи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Распад империи восточных тукю. Начальный период уйгурской империи



Восточные тукю, благодаря той культуре, о которой свидетельствуют алфавит и орхонские надписи, а также благодаря тому, что каган Мокилэн отличался относительно добрым нравом, казалось были на пороге вхождения в русло великих цивилизаций, когда Мокилэн был отравлен одним из своих министров (734). Его смерть повлекла за собой вереницу беспорядков, которые толкали империю тукю в пропасть. Его сын Юйян (кит. транскрипция), умер вскоре вслед за своим отцом. Юйяна заменил его брат Тангри каган. Еще будучи молодым, он правил при попечительстве вдовствующей Ха-тун Мокилэна, но в 741 г. Тангри каган был убит одним из своих офицеров, выходцем из восточной части, который, по-видимому, провозгласил себя правителем под именем Озмиша кагана. Это был конец империи тукю, так как Озмиш каган оказался в состоянии вражды с тремя восставшими вассальными тюркскими племенами: басмилами, уйгурами, карлуками, которые, по всей видимости, кочевали соответственно: басмилы в пределах нынешнего Кучена, уйгуры — между Кобдо и Селенгой, а карлуки-в самой восточной части озера Балхаш со стороны Имиля. Озмиш каган был убит басмилами в 744 г., которые отправили его голову правителям Чанъаня. Остатки правящего клана восточных тукю укрылись в Китае (743).*

Следовало покорить Монголию. Басмилы попытались это сделать, но будучи недостаточно сильными, они потерпели поражение (744). По всей вероятности это удалось сделать уйгурам при помо-

* Pelliot, L inscription chinoise de Bilga qaghan, Toung pao, 1929, 229—246. 140


щи карлуков. Уйгурский хан, называемый на китайский манер Кули Пейло, стал каганом в имперской провинции верхнего Орхона под именем правителя Кутлуг Бильга (Ку-ту-лу Пей-киа-кью). Его приход к власти был поддержан династией Тан, а император Сиюаньц-зун присвоил ему титул Хуайжэна. Летописцы эпохи династии Тан свидетельствуют, что он правил от Алтая до Байкала. По одним источникам он скончался на следующий год в 745 г., а по другим источникам — только в 756 г. Но дело, начатое им, пережило его.

Уйгурская империя пришла на смену империи восточных тукю и просуществовала один век (744-840). Впрочем, речь шла о замене одного тюркского народа другим тюркским народом, тесно связанных между собой в господстве над Монголией. Однако, уйгуры, в противоположность тукю, представлявшим нередко опасное соседство для Китая, показали себя вначале преданными соседями, а затем полезными союзниками и, наконец, неплохими, зачастую весьма взыскательными защитниками династии Тан.

Столица уйгурского кагана была расположена в Карабалгасу-не, городе, называвшейся в те времена Орду-Балыком, "городом имперского двора", на верхнем Орхоне неподалеку от бывших резиденций шанью хунну и каганов тукю, около будущего Чингиз-ханидского Каракорума.*

* Одним из спорных вопросов у тюркологов является вопрос идентичности или различия между уйгурами и огузами. Вот элементы этого известного спора. — Тезис об идентичности был выдвинут Томсеном (Inscription de l Orkhon, 147 et par Marquart, Chronologie der altturkischen Inscriften, 23 et Streifzuge, 91). Бартольд выступил против такой трактовки (Toghuz-ghuz, Enc.Isl, 848 et Vorlesungen, 53). He менее спорным является предположение о точном местонахождении тогуз огузов «9 огузов», упоминаемых в надписях тукю VIII в. и уйгурских письменных памятниках IX в. Бартольд располагает их весьма гипотетически на севере Утукена (или горы Хангай?) (Barthold, Turks, Enc.Isl.948); другие тюркологи, поддерживаемые Альбертом Геррман-ном (Atlas of China, 35, 39), размещают их на среднем Керулене. Сторонники идентичности уйгуров и тогуз огузов выдвигают следующие аргументы: 1. В надписи Орготу уйгурский каган Мо-ен-чо называет свой народ «Он уйгур тогуз огуз» (но, может речь идет о конфедерации двух различных элементов). 2. В Огуз-наме, Огуз — хан, эпический герой огузов, говорит: «Я — каган уйгуров» (цитируется по Пельо, Sur la legende d Oghouz-khan en ecriture ouigoure, Toung pao, 1930, 4-5, р.351). Но Пельо считает, что Огуз-наме «был составлен на уйгурском языке в Турфане к 1300 г.»; цитата, о которой идет речь, могла только представлять собой позднее добавление, связанное со стилем. 3. Мак-суди, Гардизи и Якут свидетельствуют нам, что тогуз огузы какое-то время были манихеями, что могло бы послужить их идентификации с уйгурами, став-

141



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 83; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.6.153 (0.008 с.)